Философы древней греции

Что означает слово Логос в философии нашего времени?

  • Логос в философии Канта и Гегеля
  • Логос в практической философии

В современном обществе понятие логоса утрачивает своё первоначальное глобальное значение и заменяется логикой и стремлением познать все процессы бытия логическим рациональным путём. Таким образом, познание действительности с помощью разума, математики и опытным путём ставится на первое место. По мнению И. Канта природа вещей, т. е. Логос или «вещи в себе» недопустима нашему познанию. Познать можно только явление (способ), посредством которого вещи обнаруживаются в нашем опыте. Таким образом, мы можем познать только следствие, а глубочайшая причина будет все время скрыта от нас.


Венцом философской мысли стало творение Ф. Гегеля «Феноменология духа», в котором он объединил важнейшие законы и категории философского знания и опыта, обосновал тезис о единстве логики и теории познания и создал на основе этого новое учение диалектику.

По словам Гегеля, в основе всех процессов в природе и Вселенной лежит Абсолют, духовное и разумное начало, т. е. мировой дух, разум, идея. Идея зарождается в разуме (мышлении), потом переходит в форму «инобытия», т. е. в природу и в итоге возвращается в дух (развитие идеи в мышлении и истории). Таким образом, идея возвращается к самой себе, только уже обогащённая приобретённым в реальности опытом. Так, по Гегелю в качестве Логоса перед нами является Высший Разум или Дух, из которого зарождаются идеи, проходящие через реальность, и снова в него возвращающиеся.

В современной философии у Рерихов в трактате «Агни йога», которая основана на индийских Ведах, говорится об Абсолюте, т. е. Логосе, как об огне все порождающем и очищающем всю сотворённую им материю. Огонь называется АУМ, т. е. Высший Разум, который встречается в Ведах и носит название ОМ.

Давайте обратимся к представлению современных учёных о развитии и возникновении Вселенной. Наша Солнечная система образовалась вокруг Солнца примерно 4,5 млрд лет назад. Жизнь звёзд примерно 9 млрд лет. Под действием всемирного тяготения газ и космическая пыль сгущались и образовалось газопылевое облако. Плотность вещества в ядре Солнца постепенно увеличивалась и когда температура достигла 15 млрд градусов водород загорелся и начал превращаться в гелий. Произошла термоядерная реакция, ядро загорелось и вспыхнуло и появилась звезда — светящееся космическое тело. Из остатков вещества появились планеты и другие объекты Солнечной системы.

Получается прав был древнегреческий философ Гераклит, говоривший об огне, как о первоисточнике и творении всех объектов и всего сущего во Вселенной.

Восточное понятие Логоса

  • сходство учения Лао Цзы с философией Гераклита
  • Дао Дэ Цзин в китайской философии

Учение древнекитайского философа и мыслителя Лао Цзы тесно переплетается с понятием Логоса у Гераклита. Гераклит понимал Логос как нечто связующее и творящее противоположные вещи и явления (борьбу и единство противоположностей), так и Лао Цзы выдвигал теорию, что Дао — это некий путь или движение двух полярностей Инь и Ян, которые рождаются Дао и следуют сообразно ему. Таким образом, как только два противоположных начала разъединяются и движутся обособленно, то они в итоге подвержены распаду и умиранию, но только они соединяются и начинают двигаться по пути, то сразу приходят к гармонии.

Вследствие разъединения, перехода и движения этих начал появляется мир в его разнообразии. Однако возникновение мира не имеет и не имело начала, как в библии или мифологии. Мир, как и вся вселенная, существовал всегда. Нужно осознавать не само время зарождения, а сам принцип существования и движения, т. е. процесс развития чего-либо от начала и до конца.

В китайской философии Дао — это высшая форма бытия, космическая пустота, которая не является пустой, а просто её содержание невидимо для нашего разума и следовательно нераспознаваемо им. Это может быть гравитационная, электромагнитная, ультрафиолетовая энергия, которые мы не видим, но они постоянно на нас воздействуют и являются объектом изучения учёных.

Согласно философии Лао Цзы, Дао — это ноль, круг, пустота, космос, вакуум. Дао порождает единицу (предел). Отсюда появляется выражение: «Беспредельность Великого предела». Предел — это китайский символ круга с двумя энергиями Инь и Ян. Двигаясь в соответствии и посредством Дао, эти энергии зарождают множество разнообразных форм во Вселенной.

Лао Цзы основатель философии даосизма в своём трактате «Дао Дэ Цзин» так описывает понятие Дао: «Дао не нападает, но достигает успеха», «Дао следует естественности», «Дао вечно и не имеет имени». Итак, в философии Лао Цзы Дао — это источник, из которого берёт все начало, а Дэ — это метод или способ, с помощью которого нужно стремиться слиться с всемогущим Дао. С Дэ сходен принцип У-вей, т. е. недеяния.

Мудрец много не говорит и ничего не доказывает. Он показывает правильный путь своими поступками и делает добро согласно закону Дао. В его поступках нет борьбы, а только справедливое деяние.

Религиозный взгляд на понятие Логоса

  • Ф. Александрийский о Логосе
  • понятие Логоса в христианстве

Он считает Логосом Божий высший разум, некое Божество, идею всех идей. Он говорит, что раз человек создан по образу и подобию божьему, то есть некий образ Божий, являющийся типом или образцом всего сущего. Логос — это только тень от Бога, очертание Бога, но не сам ослепляющий свет божий. Логос — это некое существо, наделённое божественными силами. Следуя Логосу посредством экстаза, человек должен уподобиться Богу. Войти в состояние экстаза можно через молитву, обращённую к Богу.

В христианстве под Логосом подразумевается Сын Божий, который рождается богочеловеком Иисусом Христом, чтобы спасти мир от греха. В Евангелие от Иоанна написано, что в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Таким образом, до появления Слова, т. е. Иисуса Христа, Логос слит с самим Богом, а после рождения разумного существа появляется Слово-логос, символизирующее какой-то Высший Разум.

Логос

Одно из ключевых и самых труднопереводимых понятий античной философии — λόγος — происходит от древнегреческого глагола λέγω, который означает «говорить» и читается точно так же, как и название одной датской компании, производящей детские конструкторы, — «лего». И это совпадение не случайно.

Греческое слово с тем же корнем λέγειν означает «собирать», «отбирать». Этот же корень можно найти и в латинских словах collegium и collection. А если вы когда-нибудь бывали в Германии, то, возможно, видели на этикетке какой-нибудь бутылки надпись Auserlesene Weine, что переводится как «отборное вино». Находящийся посерединке Auserlesene немецкий глагол lesen означает «читать» и «собирать». Не будет ошибкой вспомнить здесь русское «слог» (читать по слогам, красивый слог), а также «слагать». Причем слагать в русском языке можно как числа, так и истории.

Эллинистическая философия

Аристотель был «последним» философом античного периода древнегреческой философии. После него начинается эра эллинистической системы взглядов, для которой первостепенными вопросами являются проблемы человеческого счастья и добродетели. Это время, когда жил Сенека, пропагандировавший следование судьбе, фатуму, Эпикур, считавший, что жизнь человека — это преодоление страхов, и основным из них является страх перед смертью.

Одним из направлений эллинистической школы стал скептицизм, и философ из Элиды Пиррон был основателем скептической школы, где поддерживалось мнение, что нет в мире ничего прекрасного и безобразного, плохого и хорошего — все ровно и одинаково. А значит, суждения на эту тему неуместны и недоступны для человеческого познания.

В целом, разнообразие философских школ Древней Греции определило основные тенденции для дальнейшего развития человеческой мысли.

Термины современной философии

— Аналитическая философия (глоссарий)

— Время как объективно-субъективный феномен

— Генетика и эволюция. Словарь-справочник.

— Глоссарий по синергологии (дефиниции и толкования)

— Диалектика человеческого бытия: глоссарий

— Краткая история времени. Глоссарий


— Краткий глоссарий тактической медиа-критики

— Краткий критериологический словарь

— Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

— Методология: словарь системы основных понятий. 2013

— Постмодернизм. Словарь терминов

— Постмодернизм. Энциклопедия

— Проективный философский словарь

— Словарь технической реальности: Культурная интеллигенция социальный контроль

— Современная западная философия: словарь

— Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

— Теория и практика разрешения виртуального конфликта, Практико-ориентированная монография

— Феноменологическая философия науки — критический анализ. Словарь феноменологических терминов

— Феноменологическое познание. Основные термины

Катарсис

Древнегреческое слово κάθαρσις известно, пожалуй, каждому, кто хоть раз соприкасался с искусством. Правда, к тому времени, когда Аристотель употребил это слово в своей «Поэтике», оно уже успело стать термином — и даже не в одной, а в двух областях. В медицине κάθαρσις означал «меры по удалению ненужных веществ из организма», а в сфере ритуальных обрядов — процедуру «очищения от скверны».

Однако любопытно, что к 1931 году это слово приобрело, внимание, 1425 толкований. Причиной тому стал, можно сказать, сам Аристотель

Мало того, что в дошедшей до нас части «Поэтики» он употребил слово κάθαρσις всего лишь один раз, — сама фраза, в которой он использовал это слово (κάθαρσις τῶν παθημάτων), считается грамматически невнятной: то ли философ говорит об «очищении подобных аффектов», то ли об «очищении от подобных аффектов».

Обнадеживает только то, что это слово обладало устойчивым значением для самого Аристотеля. Судить об этом можно по тому, что κάθαρσις еще раз попадается в другом его сочинении, и там он ссылается на «Поэтику».

Разделы философии

Логика(греч. logike), наука о способах доказательств и опровержений. Наука о законах правильного рассуждения

Эпистемология теория познания.  От греч. episteme — знание и логос — слово, учение

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (гносеология, эпистемология) — раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. В отличие от психологии, физиологии высшей нервной деятельности, теория познания как философская дисциплина анализирует не индивидуальные, функционирующие в психике механизмы, позволяющие субъекту прийти к познавательному результату, а всеобщие основания, дающие возможность рассматривать этот результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей. Материализм и идеализм являются двумя основными направлениями в теории познания. Обобщая научные методы и приемы (эксперимент, моделирование, анализ, синтез), теория познания выступает в качестве ее философско-методологической основы науки.

Онтология —  учение о сущем. от греч. on, род. п. ontos — сущее и logos — слово, учение

раздел философии, учение о бытии (в отличие от гносеологии — учения о познании), в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности; термин введен немецким философом Р. Гоклениусом (1613).

Аксиология — учение о ценностях.  (от греч. axia — ценность и logos — слово, учение) ЦЕННОСТЬ, положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности; положительные и отрицательные ценности.

Эстетика — Наука о прекрасном (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный)

ЭСТЕТИКА (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный), система законов и категорий, осмысляющая в свете художественной практики эстетические свойства реальности и процесс ее освоения по законам красоты, особенности творения, функционирования искусства, его восприятия и развития.

Эстетика — философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, их рождении, бытии, восприятии и оценке, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в художественном творчестве, о природе эстетического и его многообразии в действительности и в искусстве, о творении, законах бытия, восприятия, функционирования и развития художественной культуры.

  Эстетика — система знаний о художественной и эстетической практике человечества.

Космология (от космос и logos — слово, учение), физическое учение о Вселенной как целом

ЭтикаНаука о должном ЭТИКА (греч. ethika, от ethos — обычай, нрав, характер), философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность. Как обозначение особой области исследования термин впервые употребляется Аристотелем. От стоиков идет традиционное деление философии на логику, физику и этику, которая часто понималась как наука о природе человека, т. е. совпадала с антропологией: «Этика» Б. Спинозы — учение о субстанции и ее модусах. Этика — наука о должном в системе И. Канта, который развил идеи т. н. автономной нравственной этики как основанной на внутренних самоочевидных нравственных принципах, противопоставляя ее этике гетерономной, исходящей из каких-либо внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей. В 20 в. М. Шелер и Н. Гартман в противовес кантовской «формальной» этике долга разрабатывали «материальную» (содержательную) этику ценностей. Центральной для этики продолжает оставаться проблема добра и зла.

Метафизика — (греч. ta physika, от physis — природа. греч. meta ta qysica… букв. то, что после физики). Изучает Наиболее общие законы бытия  Философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо определенного типа бытия.

История философии  —критический анализ философских концепций прошлого

Происхождение и предмет философии.

Философия появилась как результат осознания человеком самого себя. «Желаешь познать себя – философствуй» — это утверждение справедливо как для отдельного человека, так и для любой эпохи.

Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка означает «любовь к мудрости». Впервые этот термин использовал древнегреческий ученый Пифагор (около 580-500 гг. до н.э.). Однако это не означает, что философия чисто древнегреческое «изобретение». Философия возникла одновременно и на западе (среднеземноморская – греческая культура) и на востоке (Индия, Китай) в «осевой» период по определению немецкого философа ХХ в. К.Ясперса. В 800-600 гг. до н.э. – происходит резкий поворот в истории: начинается процесс самосознания человеком своего собственного бытия и мира в целом, что приводит к возникновению большинства религий и появлению философии.

В это время жили Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы в Китае; В Индии возникли Упанишады, жил Сиддхарта Гаутама – Будда; в Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророкиИлия, Исайя, Иеремия; в Греции– это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, историка Фукидида и механика Архимеда. Практически в одно и тоже время и независимо друг от друга в разных частях мира появились все направления философии, были разработаны основные категории, которые используются и сейчас, заложены основы мировых религий. Это период мощного духовного подъема в истории человечества. Как устроен мир в целом? Есть ли первоначала и первопричины бытия и в чем они состоят? Существует ли истина и возможно ли ее познание? В чем назначение человека и почему его жизнь столь сложна и противоречива? Возможно ли построение справедливого общества, где все были бы счастливы? На эти вопросы человек пытается дать ответы вот уже 2 500 лет и именно они составляют предмет философии. 

Этим вопросам соответствуют основные разделы философии: онтология – учение о бытии, гносеология – учение о познании, антропология – учение о человеке, социальная философия – учение об обществе, философия истории – учение об основных закономерностях развития истории, аксиология – учение о ценностях, этика – учение о морали, эстетика – учение о красоте. В целом философию можно определить как науку, изучающую основные закономерности развития и существования природы, общества, человека и мира в целом.

Борьба и запрет древнегреческой философии христианством

Феодосий I Великий преследовал представителей Древнегреческой, античной философии, религии, которых христиане считали язычниками — В —385 годах рядом указов предписано уничтожение античных храмов: Храм Артемиды Эфесской, Храм Артемиды Гемеры и т. д.

Префект Востока Кинегий, при помощи вооружённой силы и вместе с христианскими монахами, разрушил многие из оставшихся святилищ старой веры.

Эдикт 391 года, ещё более строгий, нанёс последний удар «язычеству», запретив поклонение богам не только публично, но и в частных домах.

В 391 году толпа христиан-фанатиков под руководством патриарха Феофила разрушила и сожгла Александрийскую библиотеку, которая была хранилищем книг по античной философии. Однако и у церковного историка Сократа Схоластика (лат. Socrates Scholasticus), и у языческого автора Евнапия Сардийского (лат. Eunapius of Sardis) говорится лишь о разрушении языческих храмов и нет упоминаний об уничтожении книг. Более того, неизвестно, сколько книг к тому моменту находилось в Серапеуме, и находились ли они там вообще.

В Риме из залы сената окончательно и навсегда вынесена была знаменитая статуя Ники («победы»), признававшаяся палладиумом древней религии. Оппозиция старо-римской знати (с Симмахом и Претекстатом во главе) не сокрушила решений Феодосия; священный огонь Весты был потушен (), и в том же году в последний раз допущено празднование Олимпийских игр в Греции. Фактически практика язычества продолжалась в глухих углах империи.

В 529 году декретом византийского императора Юстиниана был закрыт последний оплот древнегреческой философии — Платоновская академия.

По некоторым данным так же был факт изгнания последователей древнегреческой философии из Византии к арабам (требует уточнения даты), что привело к развитию философии (теологии) у мусульман. Этот факт повлиял на сохранение некоторых трактатов древних философов у арабов и последующее появление в Европе (через Испанию) переводов трудов Аристотеля и Платона.

Идея

Изначально в древнегреческом языке слово ἰδέα, получившее свое современное значение благодаря Платону, означало просто «облик», «внешний образ». Платон прекрасно осознавал ту двусмысленность, которую он создавал, приписывая чувственно воспринимаемому «виду» практически противоположное значение, и, надо отдать должное его юмору, часто заставлял своего Сократа нахваливать εἶδος красивого юноши.

Самое важное здесь то, что и древнегреческая ἰδέα, и русский «вид» имеют один и тот же индоевропейский корень *ueid. Наши «видеть» и «ведать» берут свое начало отсюда

Из этого же корня произошло и санскритское vе́da, которое можно перевести как «знание». Из этих примеров видно, что Платон не слишком грешил против истины, заставляя звучать древнегреческое ἰδέα иначе. Он просто раскрывал покоящийся внутри этого слова сокровенный смысл.

Философия посбіник

Тема 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ, ЕЕ ФУНКЦИИ И РАЗДЕЛЫ

§ 1. Термин «философия», элементы его содержания

Греческое слово «философия» имеет две корневые составляющие. Первая звучит на русском как «фило», вторая — как «софия». Корневые морфемы возникли задолго до появления философии. В текстах древнегреческого поэта Гомера (VIII век до н. э.) первая означала дружбу, любовь, вторая — ремесленное мастерство, ум. С появлением феномена философии (VI — V вв. до н.э.) и созданием термина для ее обозначения, смысл корневых слов изменился. Попробуем хотя бы бегло постичь его. Но сначала о слове «срок».

«Термин» происходит от латинского «терминус» — камень, обозначавший границу земельного участка. Эта межовість, или четкая определенность смысла слова, и делает его сроком. В языке есть слова, в науке — сроки. Поэтому первым философским термином является «философия».

Значение «фило» и «софии»

«Фило» — означает любовь. В греческом языке древнейших времен любовь отражалась еще словам «эрос», «сторгую», «агапе», «елеос». Чем от них отличается «фило» и почему именно оно вошло до термина «философия»? Какая особенная черта философии в нем отражена?

Множество слов, обозначающих определенное явление (в нашем случае «любовь») может означать лишь одно — многомерность явления. Так, «эрос» — это чувственно-телесная любовь — страсть. В этом смысле чувственный влечение к мудрости невозможен, ибо мудрость есть нечто духовное.

«Агапе» — рассудочная любовь, любовь — долг — естественное влечение, озаренный идеей разума. Например, любовь к человечеству или к справедливости. «Агапософія» также невозможна, поскольку мудрость не является идеей и к ней невозможно относиться лишь здраво.

«Сторгую» — личностная любовь, симпатия (взаємопочуття). Например, любовь к искусству, к сотруднику. Такая любовь не вяжется и мудростью, поскольку ее предмет зависит от одностороннего выбора человека, что противоречит природе мудрости.

«Елеос» — любовь — сострадание, жалость, также не уместна к «софии».

Термин «фило» означает дружескую взаємоприв’язаність. Дружить можно только взаимно. Именно такое отношение только и возможно между человеком и Софией — мудростью. В содержании термина «философия» фило имеет значение незаинтересованного и принципиально непрагматичного захвата соизмеримыми Софии предметами, до которых можно только уважительно стремиться без всякой надежды на их присвоения.

Именно такую любовь чрезвычайно высоко ценил знаменитый древнегреческий философ Платон, сделав «фило» одним из корней термина «философия». Поэтому такая разновидность любви и сегодня называют платонической.

Теперь о «София» — мудрость. «София» — греческого происхождения. В древнем арамейском языке она звучит как «Мемра», в древнееврейском — «Хохма». В большинстве современных европейских языков мудрость понимают как род знаний, имеющих высшую духовную ценность. В толковых словарях есть несколько значений этого слова, на которые обычно ссылаются авторы пособий по философии.

1) ум, разум, благоразумие — умудреність;

2) совокупность знаний, ученость — великомудріє;

3) религиозная вірочестивість — премудрость;

4) нравственное совершенство, чистота — смиренномудріє;

5) мастерство, изысканность — досконаломудріє;

6) хитрость, лукавство — мудрствування.

Какое из этих значений больше всего соответствует греческой Софии? Есть все основания утверждать, что София — мудрость означает не только мастерство, творчество, ум, но и уместности поступков, суждений, действий.

Русский философ П. Флоренский считал, что слово София означает «мастерица», «художница». С. Булгаков отождествил Софию с «Премудростью Божьей», считая ее божественной животворящоюлюбов’ю. Это означает, что «философ» не просто «любитель мудрости», как это обычно формально переводят, а Мастер, который стремится превратить свою жизнь и окружающий мир по законам Красоты, Добра, Истины. Сама же философия предстает как любовь к Любви.

Назад Вперед

Классический период

Платон

Благодаря трём самым выдающимся представителям греческой философии — Сократу, Платону и Аристотелю — Афины примерно на тысячу лет стали центром греческой философии. Сократ впервые в истории ставит вопрос о личности с её решениями, диктуемыми совестью, и с её ценностями. Платон создаёт философию как законченную мировоззренчески-политическую и логико-этическую систему; Аристотель — науку как исследовательски-теоретическое изучение реального мира.

Сторонники Платона группируются в школу, известную под названием Академия; важнейший представитель средней Академии — Аркесилай; новой — Карнеад; за Академией следует т. н. «средний» (в отличие от «нового») платонизм (куда наряду с др. входили Плутарх Херонейский (ок. 45—120 гг.) и Фрасилл (комментатор Платона и придворный астролог Тиберия).

Сторонники Аристотеля, большей частью известные учёные, занимавшиеся вопросами конкретных наук, назывались перипатетиками; среди более древних перипатетиков наряду с другими известны ботаник и характеролог Теофраст, теоретик музыки Аристоксен (ок. 350 г. до н. э.), историк и политик Дикеарх из Мессины; среди более поздних перипатетиков — физик Стратон, географ и астроном Аристарх Самосский (ученик Стратона, ок. 250 г. до н. э.), Клавдий Птолемей (ок. 150 г. до н. э.), врач Гален и комментатор Аристотеля Андроник Родосский (ок. 70 г. до н. э.).

Философские энциклопедии

— 100 великих мыслителей

— Античная философия. Энциклопедический словарь

— Глоссарий философских терминов ИФ им. Киренского РАН


— Глоссарий философских терминов проекта Distance

— Евразийская мудрость от а до Я

— Исторический справочник русского марксиста

— Китайская философия. Энциклопедический словарь

— Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов

— Краткий словарь по философии. 1970

— Краткий словарь философских терминов

— Краткий философский глоссарий

— Краткий философский словарь 2004

— Краткий философский словарь.

— Краткий энциклопедический словарь философских терминов

— Латинский словарь средневековых философских терминов

— Научный коммунизм. Словарь

— Начала современного естествознания: тезаурус

— Новая философская энциклопедия

— Новейший философский словарь

— Русская философия: словарь

— Русская философия: терминологический словарь.

— Словарь античных философских терминов (по книге)

— Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

— Советский философский словарь

— Современная идеологическая борьба. Словарь.

— Современный философский словарь

— София-Логос. Словарь

— Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков


— Тематический глоссарий по философии

— Тематический философский словарь

— Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

— Философия политики: глоссарий

— Философия справочные материалы для самостоятельной работы студентов и магистрантов

— Философия, практическое руководство

— Философия. Словарь по обществознанию

— Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

— Философия: основные понятия и определения. Учебно-методичесое пособие.

— Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

— Философия: энциклопедический словарь

— Философская Энциклопедия. В 5-х т.

— Философский глоссарий

— Философский словарь

— Философский словарь

— Философский словарь Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

— Философский словарь Владимира Соловьева

— Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

— Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

— Философский словарь инженера. 2016

— Философский словарь.

— Философский словарь. 1963

— Философский энциклопедический словарь

— Философский энциклопедический словарь

— Философско-терминологический словарь 2004


С этим читают