Что такое алхимия

Алхимики в поисках философского камня

Откуда же появилась такая заманчивая легенда о камне, способном превращать любой метал в золото? Дело в том, что увлеченные люди, которые искали секрет мифического философского камня и называющие себя алхимиками верили, что природа живая и одушевленная, а потому и металлы по подобию растений растут и созревают в недрах Земли от смешения серы с серебром. Золото рассматривалось ими как вполне созревший металл, а железо — как недозрелый.


По их мнению, различие между золотом и серебром — лишь в том, что сера в золоте здоровая — красная, а в серебре — белая. Когда испорченная красная сера в недрах Земли входит в соприкосновение с серебром, зачинается медь. Когда же сера черная, порченая смешивается с серебром, зачинается свинец: по словам Аристотеля, свинец — прокаженное золото.

Алхимики полагали, что с помощью философского камня можно ускорить процесс «созревания» незрелых и «исцеления» больных металлов, которые в природе протекают довольно медленно. Мифический «философский камень» можно считать прообразом будущих ферментов и катализаторов.

Опыты алхимиков

Поскольку считалось, что главная составная часть любого из металлов — ртуть, а вторая составная часть — сера, у алхимиков возникло твердое убеждение, что меняя содержание ртути и серы в смеси, можно произвольно превращать одни металлы в другие. Современные химики не отрицают возможности превращения одного химического элемента в другой, но всё же считают, что средневековые алхимики не могли получить золото из меди.

Алхимики конспектировали все свои наблюдения и описывали проведенные опыты весьма туманным языком, что в будущем стало настоящей проблемой для изучения их материалов.

Вот пример описания одного из опытов: «Возьми меркурий философов, обжигай его, пока не превратится в зеленого льва. Продолжай обжигание — он превратится в зеленого льва. На песчаной бане нагрей зеленого льва с кислым спиртом винограда и выпаривай; меркурий обратится в род камеди. Положи камедь в перегонный снаряд и перегоняй; получишь безвкусную жидкость, спирт и красные капли. Стенки перегонного куба покроются, как тенью, легким налетом, в приборе останется истинный дракон, ибо он съедает свой хвост. Возьми этого черного дракона, разотри его на камне и прикоснись раскаленным углем; он воспламенится; так воспроизведешь зеленого льва…».

Не смотря на то, что это один из самых простых опытов по получению всего на всего окиси свинца понять его достаточно трудно.

Книга по алхимии

Однако даже это не помешало алхимикам по всему миру изучать труды друг друга и проводить эксперименты. Благодаря их рьяному желанию получить философский камень, попутно было открыто много полезных веще таких как: аппараты для дистилляции (перегонки) жидкостей, сублимации (возгонки) твердых веществ, перекристаллизации солей и их термического разложения. Они даже научились с помощью ртути извлекать золото из бедных золотоносных песков.

Золото- это (химически инертный металл) в природе находится в основном в самородном состоянии. При обработке золотоносных песков ртутью она растворяет крупинки золота, образуя тяжелую и жидкую амальгаму. Амальгаму отделяли от песка и нагревали в печах, ртуть испарялась, и оставалось чистое золото.

Деятельность алхимиков

Философский камень

Учёные-алхимики занимались поиском философского камня, способного превращать металлы в благородные (драгоценные) металлы, например золото и серебро, и дарить вечную молодость обладателю камня.

Алкагест

Алхимики пытались найти также алкагест — жидкость, способную растворить всё что угодно, любые твёрдые тела. Название придумал швейцарский алхимик Парацельс в 16 веке. Немецкий алхимик Иоганн Кункель был первым, кто заметил, что невозможно получить такое вещество, потому как оно растворит любой сосуд для его хранения.

Палингенезис

Помимо этого, учёные занимались палингенезисом (или палингенезом) — процессом восстановления разрушенного минерала, растения, умершего животного или человека из их частей (костей, крови, пепла, кусочков материи). Алхимики сжигали цветок, а потом пытались восстановить его из пепла.

Spiritus mundi

Они также пытались найти в росе и вывести spiritus mundi (мировой дух) — вещество, способное растворять золото, а также пытались создать гомункула (ил гомункулуса) — человекоподобное существо, созданное искусственным путём. Считается, что Платон был первым, кто писал про создание живого из неживой материи. Идею приписывают Аристотелю, который считал, что сперма, а не яйцеклетка имеет первостепенное значение для создания человека. Парацельс предлагал создать гомункула, поместив сперму в утробу лошади.

Квинтэссенция

Алхимики извлекали квинтэссенцию (от лат. quinta essentia – пятая сущность). Аристотель ввёл пятый элемент, пятую сущность — эфир, помимо земли, воздуха, огня и воды. Парацельс под квинтэссенцией понимал вещество, объединяющее другие четыре элемента.

Жидкое золото

Ещё одним занятием алхимиков было создание жидкого золота, который излечивает все болезни. Ещё в 8 веке арабский алхимик Джабир ибн Хайян (известный как Гебер) создал aqua regia (или Царскую водку), способную растворять золото. Парацельс считал, что жидкое золото делает человека несокрушимым. Именно благодаря ему золото стало использоваться для лечения душевных болезней и неврологических болезней.

На языке символов

Истоки алхимии восходят к герметизму – учению, впитавшему в себя традиции древнегреческой натурфилософии, халдейской астрологии и персидской магии. Отсюда столь загадочный и многозначный язык алхимических трактатов. Металлы для алхимика — это не просто вещества, а олицетворение космического порядка. Так, золото в алхимических манускриптах превращается в Солнце, серебро – в Луну, ртуть – в Меркурий, свинец – в Сатурн, олово – в Юпитер, железо – в Марс, медь – в Венеру.

Выбор семи небесных тел также неслучаен. Семерка – знак полноты и совершенства, высшая степень стремления к знанию и мудрости, свидетельство магического могущества и хранительница тайны. Загадочной выглядит и рецептура, записанная в герметических трактатах. Английский алхимик Джордж Рипли (XV век) для того, чтобы приготовить эликсир мудрецов, предлагает накаливать философскую ртуть, пока она не превратится сначала в зеленого, а затем в красного льва. Возникшие при этом жидкости он советует собрать, в результате чего появятся «безвкусная флегма, спирт и красные капли».

Далее – еще более туманно:

«Киммерийские тени покроют реторту своим тусклым покрывалом. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведёт зелёного льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, сын мой, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови».


Как превратить символическое алхимическое слово в живую практическую реальность?

Некоторые пытались, понимая его буквально. Например, соратник Жанны Д`Арк, прославленный маршал Жиль де Ре, дошел до убиения младенцев ради молодой крови, которая, как полагали, необходима была для успеха Великого Делания. Потомкам, которые захотят приоткрыть завесу тайн алхимических текстов, философ Артефий пишет: «Несчастный глупец! Как можешь ты быть столь наивен и верить, что станем мы тебя учить столь открыто и ясно самой великой и важнейшей из наших тайн?». Герметическая символика должна была навсегда скрыть секреты адептов от непосвященных.

Ученым XIX столетия удалось разгадать аллегорию алхимиков. Что такое «лев, пожирающий солнце»? Это процесс растворения ртутью золота. Расшифрован и рецепт Рипли, в котором описана процедура получения ацетона. Впрочем, химик Никола Лемери замечает, что делал этот опыт много раз, но никогда не получал красных капель – вещества, которое, по мнению адептов, обладало свойством философского камня. Химический экстракт был извлечен, но алхимическое чудо не свершилось.

Алхимическая символика – это больше, чем отражение химического процесса. Например, один из главных алхимических символов – дракон, проглатывающий собственный хвост – олицетворение многократности рождений-умираний. Символический язык сакральных текстов обращен не только к технологии, но и ко всем структурам бытия, баланс между которыми и может привести к успеху в алхимических превращениях.

Раймонд Луллий (1235-1314): «озолотил» английского короля

Луллий, родившийся в городе Пальма-де-Мальорка, считается одним из родоначальников европейской арабистики и комбинаторики. По легендам, он был одним из величайших алхимиков всех времен, а началось всё в 1289 году, когда Арнольдо де Вилланова познакомил его с алхимией и научил создавать золото из тяжелых металлов. Согласно слухам, позже Луллий «сделал» для английского короля Эдуарда золота на шесть миллионов фунтов. Также ходили слухи, что алхимик получил эликсир бессмертия, но не стал его пить.

По другой версии, Луллий не занимался алхимией и осуждал её как ложное и безнравственное искусство. А то, что его превратили в алхимика, можно объяснить недоразумением. Дело в том, что название ars magna, ars universalis, которое ученый давал своему логическому методу, в тогдашнем словоупотреблении означало именно искусство превращать металлы и добывать жизненный эликсир.

Описание

Одной из главных задач алхимиков было приготовление двух таинственных веществ, с помощью которых можно было бы достигнуть облагораживания (усовершенствования) металлов. Наиболее важный из этих двух препаратов, который должен был обладать свойством превращать в золото не только серебро, но и неблагородные (несовершенные) металлы, как например свинец, олово и другие, носил название философского камня, великого эликсира или магистериума, а также именовался красной тинктурой, панацеей жизни и жизненным эликсиром.

Этому средству приписывалась могучая сила: оно должно было не только облагораживать металлы, но и служить универсальным лекарством; раствор его, в определённой степени разведённый, так называемый золотой напиток (лат. aurum potabile — «питьевое золото»), принятый внутрь в малых дозах, должен был исцелять все болезни, молодить старое тело и делать жизнь более продолжительной.

Другое таинственное средство, второстепенное по своим свойствам, носившее название белого льва, белой тинктуры или малого магистериума, ограничивалось способностью превращать в серебро все неблагородные металлы.

Находивших философский камень звали адептами; среди таковых, как считалось, было четыре женщины — Мария Профетисса, Клеопатра Алхимик, Медера и Тапхнутия. В эзотерическом смысле камень символизировал трансмутацию низшей животной природы человека в высшую, божественную.

Алхимики не стремились к получению золота, оно было лишь инструментом, а не целью (тем не менее, Данте в своей «Божественной комедии» определил место алхимиков, как и фальшивомонетчиков, в аду, а если точнее, в круге восьмом, рве десятом). Целью для них был сам философский камень. И духовное освобождение, превознесение, даруемое тому, кто им обладает — абсолютная свобода (надо отметить, что камень, по большому счёту, и не камень вовсе, чаще его представляют как порошок, либо раствор порошка — тот самый эликсир жизни).

Хотя большинство людей и считает философский камень выдумкой, всё же в XX веке трансмутация была проведена — золото нередко получается из других элементов в процессе работы ядерного реактора. Оно получается в ничтожных концентрациях, дорогим для извлечения и отрицательно влияет на работу самого реактора. Универсальным лекарством такой «магистериум» тем более не служит.

Николя Фламель (1330-1418): создал эликсир бессмертия

В фильме «Гарри Поттер и философский камень» имя этого алхимика произносят как «Николас», но он ведь француз. Николя Фламель торговал книгами в Париже и, переписывая одну из них, заинтересовался алхимическими трактатами. Вскоре он постиг тайну первичной материи и уже через три года, по его собственному признанию, изготовил в подвале философский камень. С помощью камня ученый превратил ртуть в серебро, а затем создал и золото.

В 1382 году Фламель вдруг разбогател, что подтверждает версию об удачных опытах с золотом. Он скупал землю и недвижимость, строил часовни и больницы. В 1402 году умерла его жена Пернель, а в 1418-м и сам алхимик якобы отдал Богу душу, но, по некоторым данным, лишь инсценировал свою смерть и переехал в Индию.

В последующих столетиях Фламеля встречали в разных городах и странах. Так, путешественник Поль Люка, живший в XVII веке, разговаривал с неким дервишем и тот рассказал ему, что знал человека по фамилии Фламель, которому удалось создать эликсир бессмертия.

Веком позже священник Сир Морсель видел алхимика, когда тот работал в подземной лаборатории в центре Парижа, а в 1761 году Фламеля с женой заметили в парижской опере. Вместе с ними был сын, который родился в Индии.

Философский камень и процесс

В наше время открыв абсолютно любую книгу, будь то современная проза, или классическая литература, можно наткнуться на такое странное, и в тот же момент зачаровывающее словосочетание как “философский камень”. Что же это за камень такой, что очаровал как учёных средневековья, так и обычных проходимцев, авантюристов и аферистов? Для начала я предлагаю ознакомиться с истоками.

Философский камень является часть алхимического учения. Алхимия же, появилась как специфическое ответвление натурфилософии в эпоху античности и наряду с астрологией и теургией являет собой один из трёх источников мудрости мира в Герметизме

Сразу же отмечу, что для алхимика стремление получить философский камень не было подкреплено желанием легкой наживы, ведь для него было важно духовное просветление, получение полной свободы. Камень был лишь инструмент к духовному обогащению

Хотя этому таинственному средству приписывались такие свойства как превращение в золото не благородных металлов (олово, свинец), излечение от всех болезней посредством принятия раствора камня в малых дозах. Людей обладавших философским камнем называли “адептом” (кстати среди адептов также встречались и женщины).  Итак, перейдём непосредственно к рецепту изготовления чудо-камня.

Как вы уже догадались это не ископаемое. Этот камень якобы получают в результате химических реакций (Подчеркну слово “якобы”, так как никакого документального подтверждения о создании философского камня нет). По легенде первым обладателем философского камня стал египтянин Гермес Трисмегист.

Полученный якобы камень в описании должен получиться красным и должен расходоваться. Один из способов получения Магистерия был описан английским алхимиком Джорджем Рипли в “Книге двенадцати врат”. Процесс изготовления состоит из 4 стадий:

  • Нигредо – первая стадия приготовления, чёрная масса исходных материалов
  • Альбедо – получение малого эликсира. Он способен превращать металлы в серебро
  • Цитринитас – описание этого процесса отсутствует, так как было утеряно
  • Рубедо – завершающий этап, связан с высоким выделением тепла. Является очень опасным, ибо может закончиться взрывом.

Ещё один алхимик Николас Фламель живущий в XIV как считается, также обладал рецептом камня. По предположениям и слухам он со своей женой обрёл бессмертие и оставил потомкам инструкцию, состоящую из гравюр под названием Mutus Liber

С точки зрения науки, золото вполне возможно получить из свинца, из ртути, однако золото будет радиоактивно и количество его будет ничтожно малым. При этом получить его можно только при наличии ядерного реактора (в википедии есть соответствующая информация).


Остаётся только один вопрос: почему же философский камень будоражил умы, как ученых, так и аферистов? Ответ я полагаю, кроется в банальной человеческой жадности со стороны различных спонсоров, готовых отдать все для получения мифической выгоды, так и чувство наживы со стороны преступников. Хорошо, что гонка за этим так называемым “чудо-камнем” под названием Философский прекращена и в данный момент являет собой просто предмет сказки. Что характерно его упоминают довольно часто в своих произведениях авторы книг жанра фэнтези. Так же нельзя не отметить бессмертное произведение о волшебнике Гарри Поттере, в котором этому камню посвящена целая глава.

Полагаю, альтернативу философскому камню может составить только печатный станок, и то разве что в плане получения денег. Но всё-таки множество легенд о Магистерии должны учить людей тому к чему стремиться каждый настоящий алхимик – духовное просвещение, свобода и душевное благополучие и есть самое лучшее лекарство.

История алхимии

Алхимия считалась тайной деятельностью жрецов в Египте. Из Египта она проникла в Европу, а оттуда в Азию. Как и сама наука, слово алхимия формировалось по кусочкам. В Египте она называлась «Кем» (Khem), что означало плодородную почву возле реки Нил. После того, как Египет был завоёван Александром Македонским в 332 году до н. э., образовалось слово «Кемия» (Khemia) — так на древнегреческом языке назывался Египет.

Арабские алхимики

В 7 веке Египет был завоёван арабами. Они прибавили приставку «аль» (al). Получившееся слово al-Khemia означало чёрную землю. Затем арабы пришли в Испанию и распространили алхимию на Западе. Арабские алхимики:

  • Айюб ал Рухави;
  • Абу Муса Джабир ибн Хайан (он же Гебер);
  • Джабир ибн Хайан;
  • Абу Али аль Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина (он же Авиценна);
  • Абу Бакр Мухаммед ибн Закарийа Ар-Рази (он же Разес).

Алхимия в Китае

Параллельно алхимия развивалась в древнем Китае. Она во многом опиралась на китайскую медицину и на идею двух начал — инь и ян. Алхимики считали, что ян дарует долголетие. Большое количество яна содержится в золоте и киновари (от др. греч. κιννάβαρι, лат. cinnabari — красный минерал, он же сернистая ртуть). Поэтому китайцы не только окружали себя предметами из этих элементов, но и употребляли их в пищу.

Алхимики верили, что нужно найти или создать дань (кит. 丹 (dān) — даос. «философский камень», «пилюля бессмертия», «эликсир бессмертия»). Дань способен превращать любое вещество в драгоценный металл (золото или серебро). Китайские алхимики:

  • Цзоу Янь (предположительно первый алхимик в древнем Китае);
  • Ко Хун (или Гэ Хун);
  • Хуань Ди;
  • Лао Цзы;
  • Вэй Боян и др.

Алхимики Индии

В Индии алхимию называли расаяной (санскр. Rasāyana — «путь духа, сущности, эссенции»). Индийские алхимики в основном использовали травы для продления жизни, излечения всех болезней. Индийская алхимия неразрывно связана с духовными практиками.

Алхимики пытались получить сульфид ртути, который ассоциировался у них с жизненной силой Шивы. Отведав этой жизненной силы, можно стать Шивой.

Индийский алхимики:

  • Нагарджуна;
  • Мадхава;
  • Горакшанатх и др.

Европейская алхимия

В Европе алхимия начала развиваться как направление в 13 веке. Европейские алхимики занимались своими опытами скрытно. В 1317 году папа римский Иоанн XII запретил заниматься алхимией. Тем не менее многие власть имущие продолжали покровительствовать алхимикам в надежде получить философский камень, способный превращать любое вещество в золото.

Алхимики Европы:

  • Альберт Великий;
  • Роджер Бэкон;
  • Василий Валентин;
  • Николас Фламель;
  • Джованни Фиданца (он же Бонавентура);
  • Парацельс;
  • Венцель Зейлер;
  • Иоанн Исаак Голланд;
  • Иоганн Фридрих Бёттгер и др.

Алхимия в живописи

Нельзя пройти мимо этой темы и не отметить влияние алхимии на живопись. И дело совсем не в том, что алхимики научили художников пользоваться новыми пигментами. Интерес к алхимии у анально-звуко-зрительных художников развился из необходимости понимания символов, которыми они по просьбе алхимиков иллюстрировали их книги и дневники. Это была новая тема в искусстве и портретной живописи.

Интересно, что одни и те же символы в исполнении разных художников довольно значительно отличаются друг от друга. Так, например, символ дуальности — гермафродит (или андрогин) мог быть изображен в одном случае с двумя головами на одном теле, в другом — в виде сиамских близнецов мужского и женского пола, в третьем — как известный нам по Эрмитажу «Спящий Гермафродит», двуполым существом.

Возводимые в головах звуковиков-алхимиков умозрительные конструкции нуждались в переводе на язык изображений и символов. А перевод объемных звуковых абстракций в плоскость зрительных образов всегда сопряжен с утратой, изменением и упрощением смыслов, отсюда многочисленные трактовки и несовпадения.

Кроме всего прочего, личность алхимика-звуковика была настолько загадочной и притягательной для зрительного художника, что многие из них в XVI–XVII веках портретируют себя в образе алхимика. Что их заставляло это делать? С одной стороны, их интересовала наука и сам алхимик. Как отмечается на тренинге «Системно-векторная психология», зрительника всегда тянет к звуковому собрату по квартели информации. С другой, зрительнику было в радость раскачаться в собственных страхах, находясь в лаборатории алхимика, контактирующего, конечно же, с потусторонними силами.

Металлы и символы

Алхимики считали, что металлы тесно связаны с планетами. Они присвоили металлам имена и знаки планет:

  • золото (Солнце) — Q;
  • серебро (Луна) — R;
  • ртуть (Меркурий) — S;
  • медь (Венера) — T;
  • железо (Марс) — U;
  • олово (Юпитер) — V;
  • свинец (Сатурн) — W.

По мнению Парацельса, эти металлы появились на планетах, имя которых им присвоено.

Учёные верили, что все металлы имеют два основных начала, которые образуют все вещества — это сера (разум, мужское начало) и ртуть (дух, жизненная сила, женское начало). Алхимики полагали, что сера обозначает цвет металла, его прочность, способность воспламеняться и образовывать соединения с другими металлами. Ртуть — блеск металла, его способность переходить в газообразное состояние (летучесть), плавиться и изменять форму.

Позднее такие алхимики, как Парацельс и немецкий монах-алхимик Василий Валентин ввели третье начало — соль.

Величайшая тайна творения


Именно ее пытались разгадать алхимики всех времен и народов. Истории известны даже имена монахов-алхимиков, хотя, казалось бы, церковь запрещает занятия алхимическими экспериментами. Но всему есть мера, и если монах выходил из-под контроля, его просто убирали за ненадобностью. Монах Роджер Бэкон в процессе поиска искусственного золота сделал несколько открытий, изобрел некое огненное зелье. «Порох и оптические стекла, а также его достижения по механике всеми считались чудесами. Он (Бэкон) был обвинен в сношении с Сатаною» (Е. Блаватская. «Разоблаченная Изида». Том 1. Наука). Монахи, поощряемые братствами или орденами, к которым они принадлежали и которые нередко являлись противовесом Римско-католической церкви, подобными алхимическими экспериментами и опытами стремились наполнить свои звуковые пустоты, двигая вперед зарождавшуюся науку.

В поисках «золотой рецептуры» алхимики использовали самые различные субстанции, такие как ртуть и сера. Считалось, что именно они, соединившись в процессе плавки, способны дать долгожданное золото. Запах серы, применяемый церковниками для изгнания нечистой силы, заполнял плохо проветриваемые алхимические лаборатории. Поэтому просачивались слухи, что алхимики продавали свои души дьяволу, якшаясь с ним.

Церковь в Средние века являлась олицетворением власти, силы, могущества, изо всех сил стараясь удержать европейцев под своим влиянием. С целью консолидации народов Западной Европы она создала свою собственную монополию в виде Римско-католической церкви.

Князем мира сего — обонянием — толково использовалась религия как инструмент сдерживания первобытных позывов, таких как секс и убийство, у безграмотных, не обремененных культурой народов. Религиозными кожно-звуковыми фанатами и их помощниками, рыцарями из многочисленных военно-монашеских коалиций и орденов, огнем и мечом насаждалось христианство, не оставляя европейцам альтернативы. Либо крещение, то есть принятие новой веры, либо выдворение за пределы Европы всех неугодных, желавших сохранить свою иудейскую или исламскую культуру, традиции и религию.

Руками кожно-звуковых приверженцев веры, чьи способности к индуцированию паствы использовались по их прямому назначению, то есть для внедрения христианских ценностей, обонятельники заодно уничтожали на кострах их собратьев по внутренней части квартели информации, анальных звуковиков, занимавшихся алхимией. Религия запрещала пролитие крови. Инквизиция нашла более подходящую казнь — на костре.

Очевидно, что человечество развивалось не только в материальной плоскости. Алхимия несла как исследовательскую концепцию, так и философскую. Анально-звуковые мыслители-экспериментаторы являлись предтечей завтрашних иллюминатов, просветителей, ученых, врачей, будущих политических и религиозных оппозиционеров.

Рецепты на любой вкус

Разные ученые в разное время пробовали самые невероятные способы получения философского камня: от химических соединений до таинственных ритуалов.

Рецепт №1. На крови и пепле василисков

Монах Теофиль, живший в Германии в VII веке, предлагал такой рецепт:

Подготовьте погреб, пол обложите металлическими пластинами. Возьмите старых (12-15 лет) петухов, поместите их в погреб, обильно кормите. Когда от жары и избытка кормежки петухи отложат яйца, удалите их из погреба. Яйца оставьте. Посадите на яйца жаб. Поите их кровью петухов. Как только яйца треснут, удалите жаб из погреба. Дайте вылупиться цыплятам

Обратите внимание: они будут в точности как обычные цыплята, но с длинными змеиными хвостами. Они будут быстрыми и постараются зарыться под землю — металлические пласты не позволят им этого сделать

Василиск

6. Когда цыплята немного оперятся, поместите их в плотные сосуды, накройте крышками с отверстиями. Засыпьте землей.

7. Василиски будут расти, питаясь землей. Через определенное время извлеките сосуды из-под земли и сожгите василисков до пепла.

8. Разбавьте пепел одной третью крови рыжего юноши.

9. Смешайте субстанцию с винным уксусом.

10. Философский камень готов.

Рецепт №2. Путем духовных исканий

Другой рецепт — от английского алхимика Джорджа Рипли, жившего в XIV веке. В трактате «Алхимическая смесь, или Двенадцать врат, ведущих к открытию философского камня» он подробно, да еще и в стихах описал весь процесс.

Фото с http://www.chronoton.ru

  1. Дождитесь заката.
  2. Возьмите красного короля и белую королеву. Нет, в этот раз убивать никого не нужно: белая королева или белая супруга — это алхимическое название свинца. А красный король или красный супруг — это сера.
  3. Соедините их под покровом ночи, то есть соли.
  1. Проведите их через ступень слияния (как именно — придется угадать самим).
  2. Обнажите их сущности — возможно, вам понадобится перегонный куб, но это не точно.
  3. Добавьте зеленого льва: он должен растворить излишки, оставив чистое белое начало. Щелочи или кислоты на роль льва подберите самостоятельно.
  4. Вскормите белое начало. Скорее всего, в реторту надо что-нибудь добавить.
  5. Дистиллируйте субстанцию.
  6. Очистите материю до получения красной тинктуры.
  7. Отделите излишки.
  8. Сожгите получившееся вещество ртутью.
  9. Покройте вещество ртутью или чистой землей, дайте ему забродить.
  10. Повторите весь процесс, очищая и совершенствуя вещество.
  11. Приступайте к проекции, то есть к созданию золота из неблагородных металлов.

Рецепт №3. Из философских металлов

Философский камень искали не только европейские, но и арабские алхимики. Так, Джабир ибн Хайян, один из самых известных ученых VIII века, рекомендовал следующее:

  1. Получить чистую (философскую) Ртуть.
  2. Получить чистую (философскую) Серу.
  3. Смешать в «благоприятных» пропорциях.
  4. Ждать готовности камня.

Рецепт №4. Для домохозяек

Самый простой способ приводится в «Великом гримуаре» (другое название — «Евангелие от Сатаны»), созданном Гонорием Фивийским не то в XV, не то в XVI веке.

  1. Возьмите горшок земли, поставьте на огонь.
  2. Добавьте фунт красной меди, залейте холодной водой.
  3. Кипятите полчаса.
  4. Добавьте еще три унции красной меди, кипятите час.
  5. Всыпьте три унции мышьяка.
  6. Снова прокипятите.
  7. Положите три унции дубовой коры (хорошо измельченной).
  8. Влейте унцию розовой воды.
  9. Снова кипятите — ровно 12 минут.
  10. Всыпьте три унции серы и кипятите до готовности. Проверить готовность можно опусканием гвоздя. Если он станет золотым — значит, готово!

С этим читают