Как выглядит рай и ад, отличия

Куда ведет смерть

Что ждет человека после смерти? Вторая жизнь? Разные направления в философских учениях дают различные ответы. Каббалисты считают, что после кончины тело человека «отпадает» и он получает возможность духовного развития для последующей жизни. Попадает ли сразу человек в рай или ад после смерти, или сначала его ждет Суд Божий? А может, наша жизнь на земле и есть ад? Ведь, недаром слышны изречения: «Адская работа», «Адская жизнь».


Когда в жизни происходят войны, люди говорят, что повезло умершим, они этого не чувствуют. Таким образом, они утешаются мыслями, что их близкие в раю, где им не грозят беды.

Для чего живет человек?

По Библии и христианским учениям, Бог сотворил людей для радости, а не для адских мучений. Но радость нельзя навязать, каждый выбирает то, что ему нужно. Бог дарит радость и тем, кто может отвергнуть ее и жить по другим канонам.

Одни не отвечают на призывы Бога и игнорируют свои возможности, а Всевышний лишь дает им такое право.

Райское место — это пребывание в радостном союзе с Богом. Надо быть счастливым в благости, красоте окружающей, мудрости данной и величию Бога. Это счастливое сообщество, где нет эгоизма, зависти. Искреннее желание добра, нет необходимости подавлять желания и интересы, требуется только благоразумие и милосердие.

Ад в литературе

Многие писатели любили говорить об аде в своих произведениях. Особенно ярко это место описано в книге Данте «Божественная комедия». Кто ознакомлен с ней, тот знает, что ад в такой интерпретации имеет 9 кругов. В самом центре находится его правитель Люцифер, заточенный в вечные льды.

У Аристотеля были свои мысли по поводу существования ада, которые он изложил в «Никомаховой этике». Великий философ разделял таинственный мир для грешников на несколько отдельных разрядов. По его мнению, ад имеет вид воронки, конец которой упирается в центр земли. Души размещаются в ней в следующем порядке:

  • Начало ада отведено для людей, так и не сумевших познать Бога.
  • Ниже находятся души чревоугодников, на которые обрушивается дождь и град.
  • Далее расположено место для скупцов и расточителей.
  • После идут еретики, самоубийцы и убийцы.

Девятый круг предназначен для самых ужасных преступников, среди которых Брут, Кассий и Иуда. Люцифер собственноручно наказывает их за совершенные проступки.

У каждого человека имеются собственные представления о том, как должен выглядеть ад и рай. Самое интересное, что даже те люди, которые никогда не придавали религии никакого значения, ближе к концу жизни начинают задумываться о том, куда именно попадет их душа. Они начинают переосмысливать совершенные ранее поступки, делают попытки исправить свои грехи. И все это ради того, чтобы заслужить место в раю. Ведь никто не желает оказаться в настоящем аду, где душе предстоит провести вечность в муках.

Ацтекский ад

До сегодняшнего дня дошло несколько сотен идолов-изображений Миктлантекутли.

У ацтеков классовое деление распространялось даже на загробную жизнь. Место посмертного назначения предопределялось не столько личными качествами человека, сколько его общественным положением.

В зависимости от того, кем был умерший при жизни — жрецом или простым землепашцем, — его душа при условии праведности попадала в один из трёх видов рая. Простые люди попадали в круг рая Тлалокан, максимально приближённый к земной жизни, а вот просветлённый жрец мог удостоиться чести отправиться в поистине космические высоты, в бесплотную страну Тлиллан-Тлапаллан или в дом Солнца Тонатиухикан.


Ад в ацтекской традиции носил название Миктлан. Его возглавлял жестокий и злой (как и почти все остальных боги ацтеков) бог Миктлантекутли.

Грешники независимо от положения должны были пройти девять кругов ада, чтобы достигнуть просветления и возродиться вновь. Помимо всего прочего, стоит добавить, что близ Миктлана течёт некая река, охраняемая жёлтой собакой. Знакомый сюжет, не правда ли?

Как выглядит рай

Рай – это место, куда мечтает отправиться каждый человек, когда настанет время попрощаться с жизнью. У приверженцев разных религий были о нем собственные представления.

Христианство. Если верить Библии, то именно в раю появились первые люди, Адам и Ева. Они жили здесь до тех пор, пока не вкусили запретный плод.

В христианстве существует два понятия рая. Он может быть первоначальным или обретенным. Первым был тот, где оказались Адам и Ева. В него уже никому не суждено попасть. Второй рай открывает свои врата для душ, которые покинули землю.

Рай многослоен. Отдельный ярус предназначен для определенной группы душ. Каждая из них может постепенно подниматься к верху, если будет следовать законам божьим.

Ислам. В этой религии рай имеет вид плодоносящего сада, в котором все цветет и благоухает. Здесь нет места горю и болезням. Рай окружен стенами из красивых камней. Тут есть медовые и молочные реки. Мужчины, попавшие сюда, получают обещанных им красивых девственниц, а женщины обращаются в очаровательных гурий. Одним словом, рай в исламе – это прекрасный мир, где исполняются желания.

Рай состоит из сотни разных уровней, которые разделены высокими стенами. Они находятся друг от друга на расстоянии одного столетия.

Иудаизм. В религии нет источников, которые дают полное или частичное описание рая. Люди не получают обещание вечно пребывать в этих краях после своей смерти. Считается, что праведники спустя некоторое время воскрешаются и обретают вечную жизнь на земле. Вот только она уже меняет свой прежний вид, становится более совершенной и гармоничной.

Музыка медного будды

Но вернёмся к современным мировым религиям. В частности, к исламу и буддизму.

Ислам к мусульманам гораздо более мягок, нежели христианство к христианам. По меньшей мере, для мусульман есть только один грех, который не будет прощён Аллахом, — это многобожие (ширк). Для немусульман спасения, естественно, нет: все отправятся в ад как миленькие.

Судный день в исламе — это лишь первый шаг на пути к раю. После того как Аллах взвесит грехи человека и допустит его к дальнейшему пути, верующий должен пройти над адскими бездна- ми по тонкому, как лезвие ножа, мосту. Человек, ведший грешную жизнь, непременно поскользнётся и упадёт, а праведник — дойдёт до рая. Сам по себе ад ислама (Джаханнам) почти не отличается от христианского. Грешников будут поить кипятком, облачать в одежды из пламени, да и вообще поджаривать в огне всевозможными способами. Причём, в отличие от Библии, Коран рассказывает о мучениях грешников достаточно чётко и подробно.

В горячих нараках грешников варят в котлах, прямо как в христианском аду.

Буддизм имеет свои «адские» особенности. В частности, адов в буддизме не один, а целых шестнадцать — восемь горячих и восемь холодных. Более того, иногда по необходимости появляются дополнительные и по случаю возникающие преисподние. И все они, в отличие от аналогов в других религиях, являются лишь временными пристанищами грешных душ.

В зависимости от степени земных прегрешений умерший попадает в предопределённый ему ад. Например, в горячий Сангхата-нарака, ад сокрушающий. Тут грешников перемалывают в кровавое крошево сдвигающиеся скалы. Или в холодный Махападма-нарака, где стоит такой мороз, что тело и внутренние органы коченеют и трескаются.


Или в Тапана-нарака, где жертв протыкают раскалёнными копьями. По сути своей, множественные преисподние буддизма чем-то напоминают классические христианские круги ада. Количество лет, которые нужно отбыть в каждом аду для полного искупления и нового перерождения, чётко оговорено. Например, для упомянутого Сангхата-нарака это число составляет 10368х1010 лет. В общем, немало, прямо скажем.

Одна из шестнадцати буддистских нарак (преисподних). Свиноголового грешника демоны режут на части, после чего он срастается заново.

Надо отметить, что понятие о нараке менялось с течением времени. В источниках разных лет нарак бывает не только шестнадцать, но и двадцать, и даже пятьдесят.

В древнеиндийской мифологии нарака одна и делится на семь кругов, причём жестокие физические пытки применяются к грешникам, обитающим в последних трёх кругах. Обитатели последнего круга (в основном их варят в масле) вынуждены страдать до самой смерти Вселенной.

Адские подземелья в буддизме находятся под мифологическим континентом Джамбудвипа и расположены, подобно усечённому конусу, в восемь слоёв, на каждом — по одному холодному и одному горячему аду. Чем ниже ад — тем он страшнее, и тем дольше придётся в нём мучиться. Будь Данте буддистом, ему бы нашлось что описывать.

Схожие принципы управляют адом и в индуиз ме. Грешники и праведники в зависимости от своих достижений могут после смерти попасть на различные планеты бытия (локи), где будут подвергаться мучениям или, наоборот, тонуть в удовольствиях. Пребывание на адских локах имеет конечную точку. Скостить «срок» можно с помощью молитв и приношений детей последнего воплощения страдающей души. После отбытия наказания душа реинкарнируется в новом существе.

А вот в даосизме рай и ад весьма даже напоминают христианские. Только находятся они в одном и том же месте — на небе. Райские кущи расположены в центральной, светлой части неба и подчиняются Ян-чжу, владыке света. Ад расположен на севере, в области мрачного неба, и подчиняется Инь-чжу, владыке тьмы.

Кстати, и индуист, и даос сможет легко показать ад или рай пальцем — в обеих религиях расположения планет-лок и звёзд совмещены с реальной астрономией. Мучения даосских грешников напоминают древнегреческие — это раскаяние, скука, внутренняя борьба.

В китайской мифологии под влиянием буддизма сложилось система ада Диюй из десяти судилищ, в каждом из которых расположено 16 залов для наказаний. В первое судилище попадают все умершие без исключения. Их допрашивает судья Циньгуан-ван и решает, грешна душа или нет.

Праведники прямиком отправляются в десятое судилище, где выпивают напиток забвения и по одному из шести мостов переходят обратно в мир живых, чтобы перевоплотиться. А вот грешникам перед реинкарнацией придётся попотеть в судилищах с первого по девятое. Пытки там вполне традиционные — вырывание сердец, вечный голод (к слову, так наказывают каннибалов), подъём по лестнице из ступеней ножей и так далее.

Рай в мифологии

В древние времена до появления религий люди тоже верили в существование особых миров, куда отправляются души людей. Были придуманы такие виды рая:

  • Ирий. Существовал в славянской мифологии. Он мог быть Змеиным и Птичьим. Первый имеет вид огромной ямы, куда уползают все гады с наступлением зимы. В этом раю есть огромный камень, который помогает змеям не погибнуть. Во второй осенью улетают птицы. Весной они возвращаются домой вместе с чистыми душами младенцев.
  • Валхалла. Упоминания о рае можно увидеть в германо-скандинавской мифологии. Эти края созданы для храбрых рыцарей. Им посчастливилось поселиться в большом дворце с куполом из прозрачной материи. Ежедневно они убивают одно и то же животное, которое кормит их своим мясом. По вечерам рыцарей навещают юные красавицы, выполняющие все их прихоти.
  • Иару. Принадлежит египетской мифологии. Этот рай находится в подчинении Осириса. Чтобы в него попасть, душе необходимо пережить суд. На основе совершенных при жизни поступков решается вопрос о том, достоин ли человек получить право жить в раю или нет.

И в религиях, и в мифологии людей призывают стремиться к попаданию в рай. Ведь только там они смогут приблизиться к Создателю всего живого.

Книга мёртвых

Египетская мифология, в отличие от скандинавской и древнегреческой, включает в себя описание рая. Зато ада как такового в ней нет. Властвует над всем загробным миром Дуатом бог Осирис, который был подло убит братом Сетом, а затем воскрешён сыном Гором.


Осирис не под стать остальным властителям загробных миров: он довольно добрый и мирный, и считается богом возрождения, а не смерти. Да и власть над Дуатом перешла к Осирису от Анубиса, то есть какая-никакая смена правительства имела место уже в те времена.

Осирис, властитель царства мёртвых, Дуата. Иногда изображался не с человеческой, а с бычьей головой.

Египет в те далёкие времена был истинно правовым государством. Умерший первым делом попадал не в котлы ада и не в райские кущи, а на справедливый суд. Прежде чем добраться до суда, душа умершего должна была пройти целый ряд испытаний, избежать множества ловушек, ответить на различные вопросы стражам.

Прошедший всё это представал перед сонмом египетских богов во главе с Осирисом. Далее на специальных весах сравнивался вес сердца покойного и Правды (в виде статуэтки богини Маат). Если человек прожил жизнь праведно, сердце и Правда весили одинаково, и умерший получал право отправиться в поля Иалу, то есть в рай.

Грешник средней руки имел возможность оправдаться перед божественным судом, а вот серьёзный нарушитель высших законов в рай попасть не мог никак. Куда он попадал? Никуда. Его душу съедало чудовище Амат, лев с крокодильей головой, и наступала абсолютная пустота, которая казалась египтянам страшнее любого ада. К слову, Амат иногда появлялся и в тройном обличии — к крокодильей голове прибавлялась гиппопотамья.

Амат, пожиравший души грешных египтян, изображался как помесь гиппопотама, льва и крокодила.

Ад или геенна?

Что характерно, в Библии есть чёткое различие между понятиями «ад» (шеол) и «геенна». Шеол — это общее название загробного мира, гроб, могила, где пребывают после смерти и грешники, и праведники. А вот геенна — это как раз то, что мы сегодня называем адом, то есть некая область, где грешные души страдают во льду и огне.

Изначально в аду находились даже души ветхозаветных праведников, но Иисус спустился за ними вплоть до последнего, самого нижнего круга ада, и увёл за собой в Царствие Небесное. Слово «геенна» пошло от реального географического названия долины близ Иерусалима, где сжигались тела павших животных и казнённых преступников, а также приносились жертвы Молоху.

Как выглядит ад

Ад является полной противоположностью рая. Сюда попадают люди, которые при жизни совершали отвратительные поступки. И теперь им приходится целую вечность расплачиваться за это самым жестоким образом.

Все религии говорят про ад по-разному.

Христианство. В аду грешники и павшие ангелы переживают вечное наказание. Одна из концепций религии говорит о том, что однажды здесь оказались не только души плохих людей, но и праведников, которые не заслужили этого. Но им удалось вознестись на Небеса благодаря Христу.

Физической кары в аду не боится ни один грешник. Поэтому их настигает моральное наказание. И нет этим мучениям конца.

Адом руководит Люцифер, сверженный ангел света. Именно он выступает в роли палача людей. Наказывая других, он искупает собственный греховный поступок.

Язычество. Так уж сложилось, что у приверженцев этого направления не было ада. Он возник после появления христианской веры. Люди верили лишь в том, что после кончины душа человека уходит в другой мир, в котором созданы все условия для ее дальнейшего существования за пределами земли.


С этим читают