Конфуций: жизнь и учение

Сравнение учений

Хотя временами конфуцианство и буддизм схожи в определенных аспектах, они различаются своими убеждениями, идеями, базой. Если кратко, то оба учения обходятся без такого понятия, как «бог», первое – более светское, тогда как последнее – духовное по своей природе. Они также расходятся в фундаментальных убеждениях.


Конфуцианцы посвящают свое время улучшению отношений с обществом и его нормами. Буддисты же сосредоточивают свою энергию на достижении «нирваны» или выхода за пределы круга жизни, а отношения с обществом улучшаются естественным образом в ходе этого процесса (имеется в виду в большей степени направление махаяна).

Буддийская карма учит осознавать причину и следствие своих поступков. Аналогично конфуцианство предполагает, что счастье основано на добрых делах. Кроме того, оба философских течения разделяют основную концепцию, согласно которой поощряется отказ от личного интереса ради других.

В обеих традициях центральную роль играет почитание старших. Уважение и преданность родителям и наставникам рассматриваются как первостепенные задачи для содействия миру во всем мире.

Будда и Конфуций озадачивались похожими вопросами. Вот только решения проблем были разными. Так, Конфуций считал, что ответ кроется в упорядоченном обществе, в то время как Будда полагал, что его можно найти с помощью личных усилий.

Образование в обоих учениях считается важнейшей частью жизни. Оно необходимо для правильного понимания, видения и просвещения человека. Обогащая себя знаниями, он осознает значение и ценность своей жизни.

Наши проблемы возникают из сложного комплекса причин и следствий. Но Будда сказал, что конечная причина страданий – наше собственное неведение относительно реальности. Оно заключается в том, что наш ум проецирует то, что невозможно, на нас самих, на всех и всё вокруг.

Будда увидел, что от всех проблем можно избавиться, устранив их причину – наше неведение, и больше никогда не сталкиваться с ними снова.

Проблемы прекращаются, когда мы устраняем неведение с помощью правильного понимания реальности. Для этого нужно в полной мере осознать, что все мы взаимосвязаны и зависим друг от друга. На основе этого мы развиваем равную любовь ко всем живым существам. Устранив заблуждения о том, как существуем мы сами и другие, мы способны приносить пользу и себе, и другим.

Учение

Основная статья: Конфуцианство

Хотя конфуцианство часто называют религией, в нём нет института церкви, и для него не важны вопросы теологии. Конфуцианская этика не религиозна. Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Гармоническое общество построено на идее преданности (чжун, 忠) — лояльности в отношении между начальником и подчинённым, направленной на сохранение гармонии и самого этого общества. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».

Пять постоянств праведного человека

Конфуций

  • Жэнь (仁) — «человеческое начало», «любовь к людям», «человеколюбие», «милосердие», «гуманность». Это — человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом. Нельзя сказать, что представляет собой человек, не ответив одновременно на вопрос о том, в чём заключается его нравственное призвание. Говоря по-другому, человек есть то, что он сам из себя делает. Как Ли следует из И, так И следует из Жэнь. Следовать Жэнь значит руководствоваться сочувствием и любовью к людям. Это то, что отличает человека от животного, то есть то, что противостоит звериным качествам дикости, подлости и жестокости. Позже символом постоянства Жэнь стало Дерево. Дома потомков Конфуция в его родном городе, Цюйфу.

  • И (义 ) — «правда», «справедливость». Хотя следование И из собственных интересов не является грехом, справедливый человек следует И так как это правильно. И основано на взаимности: так, справедливо почитать родителей в благодарность за то, что они тебя вырастили. Уравновешивает качество Жэнь и сообщает благородному человеку необходимую твёрдость и строгость. И противостоит эгоизму. «Благородный человек ищет И, а низкий — выгоды». Добродетель И впоследствии была увязана с Металлом.
  • Ли (礼 ) — буквально «обычай», «обряд», «ритуал». Верность обычаям, соблюдение обрядов, например почтение к родителям. В более общем смысле Ли — любая деятельность, направленная на сохранение устоев общества. Символ — Огонь. Слово «ритуал» — не единственный русский эквивалент соответствующего китайского термина «ли», который может быть переведен также как «правила», «церемонии», «этикет», «обряд» или, точнее, «обычай». В самом общем виде под ритуалом понимаются конкретные нормы и образцы общественно достойного поведения. Его можно истолковать как своего рода смазку социального механизма.
  • Чжи (智) — здравый смысл, благоразумие, «мудрость», рассудительность — умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе. Уравновешивает качество И, предупреждая упрямство. Чжи противостоит глупости. Чжи в конфуцианстве ассоциировалась с элементом Воды.
  • Синь (信) — искренность, «доброе намерение», непринуждённость и добросовестность. Синь уравновешивает Ли, предупреждая лицемерие. Синь соответствует элемент Земли.

Нравственные обязанности, поскольку они материализуются в ритуале, становятся делом воспитания, образования, культуры. Эти понятия у Конфуция не были разведены. Все они входят в содержание категории «вэнь» (первоначально это слово означало человека с разрисованным туловищем, татуировкой). «Вэнь» можно истолковать как культурный смысл человеческого бытия, как воспитанность. Это не вторичное искусственное образование в человеке и не его первичный естественный слой, не книжность и не природность, а их органический сплав.

Школы

В странах южной Азии, где исповедуют буддизм, никогда не возникало серьезных различий по его основам. Шри-Ланка, Камбоджа, Лаос, Бирма, Таиланд приняли принципы учения Тхеравады, и любые расхождения между школами ограничиваются незначительными вопросами.

Самые ранние учения Будды написаны на языке пали и принадлежат традиции сиравадинов. Эта школа признает человеческие особенности просветлённого и характеризуется психологическим пониманием природы человека. При этом подчеркивается медитативный подход к трансформации сознания.

Своеобразную «головную организацию» представляет собой Махаяна. Она включает разные школы, от традиции Тантры, хорошо представленной в Тибете и Непале, до секты Чистой земли в Японии, Китае и Корее, последователи которой верят, что спасение достигается только через абсолютное доверие к спасительной силе Амитабхи. Чань и дзен-буддизм – это медитационные школы Китая и Японии.

Другое основное направление – ваджраяна. Если рассматривать, какие народы стали последователями этой школы, стоит отметить жителей Тибета, Непала, Бутана, Монголии. Она известна как Ваджраяна из-за ритуального использования ваджры – символа нетленного алмаза, грома и молнии.


Школы последователей учения Конфуция:

  • Нео-конфуцианство
  • Современное нео-конфуцианство
  • Корейское конфуцианство
  • Японское конфуцианство
  • Сингапурское конфуцианство

Почитание

Выделение особы Конфуция в титульную фигуру классического китайского образования происходило постепенно. Первоначально его имя могло упоминаться в сочетании с Мо-цзы (Кун-мо 孔墨) или в списке других интеллектуалов доимперского периода. Иногда оно соотносилось с термином жу 儒 — однако до конца не ясно, подразумевал ли он другие интеллектуальные традиции помимо конфуцианской (о дальнейшем уравнивании этого понятия с конфуцианством, см.).

«Конфуций и дети» — иллюстрация из книги для детского чтения (1680 г)

Популярность Конфуция утверждается в дин. Хань: в литературе этой эпохи он выступает уже не только учителем и политиком, но и законодателем, пророком и полубогом. Интерпретаторы комментариев к «Чуньцю» приходят к выводу, что Конфуций удостоился получить «небесный мандат», и поэтому называют его «некоронованным ваном». В 1 г. н. э. он становится объектом государственного почитания (титул 褒成宣尼公); с 59 н. э. за ним утверждаются регулярные приношения на местном уровне; в 241 (Троецарствие) происходит закрепление в аристократическом пантеоне, а в 739 (дин. Тан) закрепляется и титул вана. В 1530 (дин. Мин) Конфуций получает прозвание 至聖先師, «верховный мудрец учителей прошлого».

Эту растущую популярность следует сопоставлять с историческими процессами, протекавшими вокруг текстов, из которых почерпываются сведения о Конфуции и отношении к нему. Так, «некоронованный царь» мог служить для легитимации восстановленной династии Хань после кризиса, связанного с узурпацией трона Ван Маном (тогда же в новой столице основывается первый буддийский храм).

Вместе с развитием экзаменационной системы, по Китаю распространились храмы, посвящённые Конфуцию (en:Temple of Confucius). Наиболее известными среди них являются Храм Конфуция на его родине, в Цюйфу, в Шанхае, Пекине, Тайчжуне.

Многообразие исторических обликов, в которые образ Конфуция был облечен на протяжении китайской истории, вызвало ироничный комментарий Гу Цзегана, предписывающий «принимать по одному Конфуцию за раз».

Десять уроков жизни от Конфуция

1

«Неважно, как медленно Вы идете, до тех пор, пока Вы не остановитесь»

Если вы будете продолжать идти по правильному пути, то в конечном итоге вы достигнете своего желаемого пункта назначения. Трудная работа должна выполняться последовательно. Человек, добивающийся успеха – это тот, кто остается преданным идее и, несмотря на обстоятельства, движется к своей цели.

2. «Никогда не заводите дружбу с человеком, который не лучше Вас самих».

Ваши друзья представляют собой пророчество вашего будущего. Вы направляетесь туда, где они уже находятся. Это хороший повод для того чтобы искать друзей, которые двигаются в том же направлении, которое выбрали вы. Поэтому окружайте себя людьми с огнем в

сердце!

3. «Легко ненавидеть и трудно любить. На этом основаны многие вещи в нашей жизни. Всего хорошего трудно добиться, и намного легче получить что-то плохое».

Это многое объясняет. Легче ненавидеть, легче проявлять негатив, легче оправдываться. Любовь, прощение и великодушие требуют большого сердца, большого ума и больших усилий.

4. «Успех зависит от предварительной подготовки, и без такой подготовки обязательно случится неудача».

Чем бы вы ни занимались в жизни, если вы хотите добиться успеха, то сначала Вы должны подготовиться. Даже самая большая неудача может ускорить путь к успеху.

5. Ничего плохого в том, что Вы ошиблись.

Нет ничего плохого в том, что вы ошиблись, если вы не будете продолжать помнить об этом. Не переживайте по пустякам. Совершение ошибки это не великое преступление. Не позволяйте ошибкам портить ваш день. Не позволяйте негативу занимать ваши мысли. Нет ничего плохого в совершении ошибки! Празднуйте свои ошибки!

6. «Когда ты разгневан, думай о последствиях».


Всегда помните, что нужно сохранять самообладание, и думайте о последствиях.

7. «Если очевидно, что цели не могут быть достигнуты, не корректируйте цели, корректируйте действия».

Если ваши цели не кажутся выполнимыми в этом году, то сейчас самое хорошее время, чтобы согласовать свой план по их достижению. Не воспринимайте неудачу, как вариант, настройте свои паруса успеха и плавно двигайтесь к своей цели.

8. «Если я иду с двумя другими людьми, то каждый из них будет выступать в роли моего учителя. Я буду подражать хорошим чертам одного из них, и исправлять в себе минусы другого».

Вы можете и должны извлекать уроки от каждого, будь то жулик или святой. Каждая жизнь – это история, наполненная уроками, созревшими для сбора.

9. «Чем бы Вы ни занимались в жизни, делайте это всем своим сердцем».

Что бы вы ни делали, делайте это с полной отдачей или не делайте вовсе. Чтобы добиться успеха в жизни от вас потребуется дать все самое лучшее, на что вы только способны, и тогда вы будете жить без сожалений.

10. «Учись, словно не можешь обрести и будто опасаешься утратить».

  • Смотрите другие бесплатные биографии знаменитостей истории по фамилии на букву К.
  • Биографию другого знаменитого китайского философа Лао-цзы.
  • Знаменитых мужчин по имени на букву К (и женщин).
  • Описание мужских имён на букву К (и женских).
  • Описание мужского имени-отчества на букву К (и женские).
  • Описания мужских отчеств (и женских).
  • 100 самых распространенных русских фамилий.
  • 250 общерусских фамилий.
  • 100 самых распространённых фамилий США.
  • И анализ букв имени букв имени в разработке

    российскогоФеликса Казимировича Величко.

Распространение конфуцианства в Западной Европе

См. также:

Статуя Конфуция у средней школы № 6 в Ухане

В середине XVII века в Западной Европе возникла мода на все китайское, и вообще на восточную экзотику. Эта мода сопровождалась и попытками освоить китайскую философию, о которой часто стали говорить иногда в возвышенных и восхищенных тонах. Так, например, англичанин Роберт Бойль сравнивал китайцев и индусов с греками и римлянами.

В 1687 году выходит в свет латинский перевод «Лунь юя» Конфуция. Перевод подготовила группа иезуитских учёных. В это время иезуиты имели многочисленные миссии в Китае. Один из публикаторов, Филипп Купле, возвратился в Европу в сопровождении молодого китайца, крещёного под именем Мишель. Визит этого гостя из Китая в Версаль в 1684 году дополнительно придал интерес к китайской культуре в Европе.

Один из самых известных иезуитских исследователей Китая, Маттео Риччи, пытался найти концептуальную связь между китайскими духовными учениями и христианством[источник не указан 1836 дней]. Возможно, его исследовательская программа страдала европоцентризмом[источник не указан 1836 дней], но исследователь не готов был отказаться от мысли, что Китай мог успешно развиваться вне приобщения к христианским ценностям. При этом Риччи говорил, что «Конфуций является ключом к китайско-христианскому синтезу»[источник не указан 1836 дней]. Более того, он считал, что всякая религия должна иметь своего основателя, получившего первое откровение или Пришедшего, поэтому он назвал Конфуция основателем «конфуцианской религии».

Французский философ Николя Мальбранш в своей книге «Беседа христианского мыслителя с китайским», вышедшей в 1706 году, вёл полемику с конфуцианством. Мальбранш утверждает в своей книге, что ценность христианской философии состоит в том, что она опирается одновременно и на интеллектуальную культуру, и на ценности религии. Китайский мандарин, напротив, являет в книге пример голого интеллектуализма, в котором Мальбранш усматривает пример глубокой, но частичной мудрости, достижимой с помощью одних только знаний. Таким образом, в интерпретации Мальбранша, Конфуций — не основатель религии, а представитель чистого рационализма.

Готфрид Вильгельм Лейбниц также уделил учению Конфуция немало времени. В частности, он сравнивает философские позиции Конфуция, Платона и христианской философии, приходя к выводу, что первый принцип конфуцианства, «Ли» — это Разум как основание Природы. Лейбниц проводит параллель между принципом разумности сотворенного мира, принятого в христианском мировоззрении, новоевропейским понятием субстанции как познаваемой, сверхчувственной основы природы, и платоновским понятием «высшего блага», под которым тот понимает вечную, несотворенную основу мира. Следовательно, конфуцианский принцип «Ли» подобен платоновскому «высшему благу» или христианскому Богу.

Последователь и популяризатор метафизики Лейбница, один из самых влиятельных философов Просвещения, Христиан фон Вольф унаследовал от учителя уважительное отношение к китайской культуре и, в частности, к конфуцианству. В своем сочинении «Речь о нравственном учении китайцев», а также в иных трудах, он неоднократно подчеркивал общечеловеческое значение учения Конфуция и необходимость его внимательного изучения в Западной Европе.

Известный немецкий историк Иоганн Готфрид Гердер, критически оценивающий китайскую культуру, как оторванную от иных народов, косную и неразвитую, также немало нелестного сказал и о Конфуции. По его мнению, этика Конфуция способна породить только рабов, закрывшихся от всего мира и от нравственного и культурного прогресса.

В своих лекциях по истории философии Гегель скептически оценивает тот интерес к конфуцианству, который имел место в Западной Европе в XVII—XVIII вв. По его мнению, в «Лунь юе» нет ничего замечательного, а есть лишь совокупность банальностей «ходячей морали». По мнению Гегеля, Конфуций являет собой образец чисто практической мудрости, лишенной достоинств западноевропейской метафизики, оцениваемой Гегелем очень высоко. Как замечает Гегель, «для славы Конфуция было бы лучше, если бы его произведения не были бы переведены».

Жизненный путь Конфуция

Биография Конфуция началась в 551 году до н.э. Отец малыша — немолодой военный Шулян Хэ, который давно ждал сына. Только трижды женившись, мечта научного деятеля сбылась (во втором браке у мужчины родился сын с инвалидностью). Мать Конфуция — юная девушка, она вышла замуж раньше старших сестер, из-за чего ее брак подлежал беспрерывным пересудам, считался скандальным по тем временам.

Настоящие имена будущего философа «Ци» (холм), Чжун-Ни (глиняный второй) указывали на его происхождение, но были перепутаны, перефразированы европейскими миссионерами. В результате появилось словосочетание Кун Фу-цзы или «Учитель из рода Кун», которое мы произносим, как Конфуций.

В трехлетнем возрасте мальчик потерял родителя. Мама посвятила себя воспитанию сына, вела благочестивый образ жизни. Это отразилось на взглядах мыслителя.

Мыслитель с детства тяготел не к играм, как прочие ребятишки, а к знаниям, он еще тогда проявлял себя маленьким мудрецом.

В семь лет Конфуций пошел в школу, стал отличным учеником: освоил чтение, письмо, счет, стрельбу, управление колесницей, занимался музыкой, был участником древних ритуальных церемоний. Всестороннее развитие позволило юноше к 17годам стать чиновником, заведующим амбарами, скотным двором империи Лу.

19 летний молодой человек женился на девушке Коан-ши.

Уже к 25 годам Конфуций стал многоуважаемым членом культурного общества Китая, император изъявил желание лично познакомиться с мудрецом.

С тех пор философ понял, что главным долгом жизни является сохранение великих традиций китайского народа. Эта идея стала основой всего конфуцианства. Мыслитель считал: личность должна быть максимально полезной социуму, стране, стараться соблюдать природные законы, заниматься самопознанием собственных возможностей.


Благодаря бесконечной мудрости идей, философ поднялся на вершину карьерной лестницы – получил звание министра правосудия. Люди с самых отдаленных окраин государства прониклись учением мыслителя. Влияние Конфуция достигло апогея, страх перед которым заставил завистников оклеветать министра перед императором.

С тех пор мудрец покинул руководящий пост, отправился странствовать по соседствующим царствам, превознося в их жизнь нравственную философию ценностей. Он нигде не останавливался надолго, аргументируя это потребностью посвящать других людей, которых считал членами собственной семьи, в идеи конфуцианства.

Тринадцатилетнее странствие мыслителя окончилось возвращением на родину, после которого он стал Учителем.

В 479 году до н.э. Конфуций окончил земной путь. Будучи провидцем, он предсказал день своей кончины.

Взгляды философа никогда не расходились с его поступками, благодаря чему он стал примером для большого количества последователей.

Биография Конфуция

Конфуций появился на свет ок. 551 г. до н.э. в провинции Цюйфу. Он происходил из знатного рода Кун и являлся потомком полководца императора Вэй-цзы. За хорошую службу императору Вэй-цзы получил в награду царство Сун и княжеский титул чжу хоу.

К моменту рождения Конфуция род Вэй-цзы обеднел и утратил былое влияние. Один из его предков по имени Му Цзинфу был вынужден бежать из родного царства на чужбину. В итоге он обосновался в княжестве Лу.

Детство и юность

Отец Конфуция, Шулян Хэ, имел двух жен. Первая родила ему 9 дочерей, а вторая сына, который умер еще в детстве. Матерью будущего философа являлась 17-летняя наложница отца по имени Янь Чжэнцзай. Интересен факт, что девушка была на 46 лет младше своего господина.

Конфуций лишился отца еще в младенчестве. Отношения между его матерью и старшими женами покойного отца были ужасными. Старшая ненавидела Янь Чжэнцзай только потому, что не могла родить мальчика, что на то время было настоящей трагедией для китаянки.

Вторая супруга, которая лишилась ребенка, недолюбливала молодую девушку по тем же причинам. Не желая продолжать жить под одной крышей с женами покойного супруга Янь Чжэнцзай вернулась домой в город Цюйфу.

Стоит отметить, что девушка отказалась жить в доме родителей, решив самостоятельно воспитывать и заботиться о Конфуции. Она побуждала ребенка стать достойным продолжателем рода, стараясь обеспечить сына всем необходимым.

Конфуций с ранних лет начал много работать, поскольку хотел облегчить жизнь матери. Узнав от мамы, что он происходит из знатного рода, мальчик начал заниматься самообразованием. Особенно глубоко он осваивал искусства той эпохи.

Став весьма образованным человеком юноша удостоился почетных обязанностей. Его поставили ответственным за прием и выдачу зерна, а позже доверили пост чиновника, отвечающего за скот. На тот момент биографии ему было около 25 лет.

Основа построения человеческих отношений

Философствование Конфуция на тему взаимоотношений между людьми сводится к созданию наиболее доверительных, чутких человеческих связей. Избежание конфликтных ситуаций не было сущностью трактатов. Автор стремился к идеализации общества, в котором просто не кому будет конфликтовать. Каждого отдельного человека философ рассматривал членом большой семьи, где все почитают отца (правителя), как главенствующую личность.

Для того, чтобы понимать, доверять друг другу необходимо обладать таким качеством, как снисходительность, то есть способностью принимать и прощать не желаемое к себе отношение окружающих.

Каждый человек обладает как благородными личностными качествами, так и низменными. Понятие снисходительности заключается в одобрении первых, не замечанием вторых. Основная мысль о взаимоотношениях сводится к следующему: «Стоя высоко, будь снисходителен к подчиненным, оказавшись внизу, будь снисходителен к тем, кто смеется над тобой».


С этим читают