Большой квадрат и большой крест

Добрая традиция

После установки поклонного креста на Дрокинской горе в некоторых СМИ появились публикации о, якобы, недовольных его сооружением красноярцах, негативной реакции блогеров и прочих «креативно мыслящих» товарищей.


Но традиция установки поклонных крестов исходит из глубокой древности и благого желания промаркировать духовное пространство своего дома, своего города, символом искупления человечества, торжества Вечной жизни над смертью.

Давайте порадуемся о том, что у жителей и гостей Красноярска появился такой зримый символ их христианских корней, такое напоминание о присутствии Божием, призывающее их к молитве, как установленный на Дрокинской горе крест-памятник.

Смысл и история поклонного креста

Поклонные кресты с давних времён устанавливают на возвышенностях, на берегах рек и на перекрёстках дорог, чаще всего неподалёку от населённых пунктов, чтобы напомнить себе о Боге и совершить молитву, отправляясь в дальние края или прибывая домой из многотрудного путешествия. Как правило, их ориентируют плоскостью на восток и в основании снабжают небольшой голгофкой – складывают камни горкой.

На Русь обычай устанавливать поклонные кресты проник из Византии. Первый же крест на территории Руси, если судить по летописному преданию, был воздвигнут на горах на месте нынешнего Киева ещё святым апостолом Андреем Первозванным в I веке по Рождестве Христовом.

Первые правители Руси заменяли крестами свергнутых языческих идолов на местах капищ, отмечали крестами места будущих городов, а также храмов, которые они собирались построить. После гонений XX века, напротив, некоторые поклонные кресты сейчас лишь напоминают нам о том, что на этом вот самом месте некогда возвышался православный храм или монастырь.

Также, нередко, кресты имели, помимо молитвенного, и ещё одно назначение. Например, поморы Русского Севера устанавливали поклонные кресты на мысах у входа в безопасную бухту, где можно переждать бурю, или на вершинах сопок, отсчитывая по ним расстояние в пути к цели своего очередного похода. В некоторых регионах они разграничивали земли соседствующих областей.

Иногда, крест служил также и памятником о каком-либо событии. Правители ставили кресты на месте рождения сыновей, гибели полководцев, явления Божиих чудес, святых источников, отмечали крестами годы эпидемий и недородов. Некоторые люди исцелялись от болезни или избегали большой опасности и воздвигали кресты по обету.

Поклонные кресты могли отличаться размером – от полутора и до нескольких десятков метров, формой – восьмиконечные, четвероконечные, с «крышей», резные, украшенные в средокрестии иконами. Могли изготавливаться из самых разных материалов: камня, дерева, позднее металла, железобетона, пластика и т.п.

История

Большой Крест Железного креста был учреждён 10 марта 1813 во время Наполеоновских войн. Награждение осуществлялось периодически во время значительных войн. Награждение им было возобновлено в 1870 году во время франко-прусской войны и продолжилось с 1914 года в Первую мировую войну. В 1939 году Адольф Гитлер вернул Железный Крест уже как немецкую, а не прусскую награду, и Большой Крест был снова восстановлен.

Большой Крест Железного Креста в два раза превосходил по размеру Железный Крест, он крепился к ленте и носился на шее. Более поздняя награда — Рыцарский Железный Крест, учрежденный в 1939 году, также носился на шее; он уступал в размерах Большому Кресту, но был крупнее, чем Железный Крест.

Награждённые

Во время Наполеоновских войн (1813—1815)

Гебхард Леберехт фон Блюхер, со знаком Большого креста на шее и звездой на левой стороне груди

Пауль фон Гинденбург, со знаком Большого креста на шее и звездой на левой стороне груди

Герман Геринг, со знаком Большого креста на шее

Пять человек получили Большой Крест Железного Креста за действия в течение Наполеоновских войн:

  • Блюхер, Гебхард Леберехт (31 августа 1813), командующий прусских сил в сражении при Ватерлоо, позже награждённый Звездой Большого Креста Железного Креста
  • Бюлов, Фридрих Вильгельм (15 сентября 1813)
  • Кронпринц Карл Юхан (Жан Батист Бернадот) (осень 1813), ранее маршал Наполеона, после избрания регентом и наследным принцем Швеции присоединился к коалиции против Наполеона
  • Тауенцин фон Виттенберг, Богислав Фридрих Эмануэль (26 января 1814)
  • Йорк, Иоганн Давид Людвиг (31 марта 1814)

Во время Франко-прусской войны (1870—1871)

Девять командующих:

  • Кронпринц Альберт Саксонский (22 марта 1871), командующий объединённой прусско-саксонской полевой армией
  • Август фон Гобен (22 марта 1871)
  • Эдвин фон Мантейфель (22 марта 1871)
  • Хельмут фон Мольтке Старший (22 марта 1871), начальник Генерального штаба
  • Кронпринц Фридрих Вильгельм Прусский (22 марта 1871)
  • Принц Фридрих Карл Прусский (22 марта 1871)
  • Август фон Вердер (22 марта 1871)
  • Король Вильгельм I (16 июня 1871), верховный главнокомандующий прусской армии
  • Великий герцог Фридрих Франц II Мекленбург-Шверинский (4 декабря 1871)

Во время Первой мировой войны (1914—1918)

Железный Крест был установлен снова 5 августа 1914. Его получили пять командующих:

  • Пауль фон Гинденбург (9 декабря 1916), позже награждённый к Звезде Большого Креста Железного Креста
  • Вильгельм II (11 декабря 1916)
  • Август фон Макензен (9 января 1917)
  • Принц Леопольд Баварский (4 марта 1918)
  • Эрих Людендорф (24 марта 1918)

Во время Второй мировой войны (1939—1945)

Адольф Гитлер восстановил Железный Крест как немецкий орден в сентябре 1939, с Большим Крестом снова как высшей наградой (выше различных классов Рыцарского Креста). Герман Геринг стал единственным кавалером Большого Креста Железного Креста в течение Второй мировой войны. Незадолго до самоубийства Гитлер лишил Геринга Большого креста, поскольку чувствовал себя преданным им.

Награждённые

Во время Наполеоновских войн (1813—1815)

Гебхард Леберехт фон Блюхер, со знаком Большого креста на шее и звездой на левой стороне груди

Пауль фон Гинденбург, со знаком Большого креста на шее и звездой на левой стороне груди

Герман Геринг, со знаком Большого креста на шее

Пять человек получили Большой Крест Железного Креста за действия в течение Наполеоновских войн:

  • Блюхер, Гебхард Леберехт (31 августа 1813), командующий прусских сил в сражении при Ватерлоо, позже награждённый Звездой Большого Креста Железного Креста
  • Бюлов, Фридрих Вильгельм (15 сентября 1813)
  • Кронпринц Карл Юхан (Жан Батист Бернадот) (осень 1813), ранее маршал Наполеона, после избрания регентом и наследным принцем Швеции присоединился к коалиции против Наполеона
  • Тауенцин фон Виттенберг, Богислав Фридрих Эмануэль (26 января 1814)
  • Йорк, Иоганн Давид Людвиг (31 марта 1814)

Во время Франко-прусской войны (1870—1871)

Девять командующих:

  • Кронпринц Альберт Саксонский (22 марта 1871), командующий объединённой прусско-саксонской полевой армией
  • Август фон Гобен (22 марта 1871)
  • Эдвин фон Мантейфель (22 марта 1871)
  • Хельмут фон Мольтке Старший (22 марта 1871), начальник Генерального штаба
  • Кронпринц Фридрих Вильгельм Прусский (22 марта 1871)
  • Принц Фридрих Карл Прусский (22 марта 1871)
  • Август фон Вердер (22 марта 1871)
  • Король Вильгельм I (16 июня 1871), верховный главнокомандующий прусской армии
  • Великий герцог Фридрих Франц II Мекленбург-Шверинский (4 декабря 1871)

Во время Первой мировой войны (1914—1918)

Железный Крест был установлен снова 5 августа 1914. Его получили пять командующих:

  • Пауль фон Гинденбург (9 декабря 1916), позже награждённый к Звезде Большого Креста Железного Креста
  • Вильгельм II (11 декабря 1916)
  • Август фон Макензен (9 января 1917)
  • Принц Леопольд Баварский (4 марта 1918)
  • Эрих Людендорф (24 марта 1918)

Во время Второй мировой войны (1939—1945)

Адольф Гитлер восстановил Железный Крест как немецкий орден в сентябре 1939, с Большим Крестом снова как высшей наградой (выше различных классов Рыцарского Креста). Герман Геринг стал единственным кавалером Большого Креста Железного Креста в течение Второй мировой войны. Незадолго до самоубийства Гитлер лишил Геринга Большого креста, поскольку чувствовал себя преданным им.

Самый высокий крест в России

Накануне прибытия участников и зрителей Универсиады-2019, у города Красноярска появилась новая достопримечательность, которую хорошо видно как с борта самолётов, заходящих на посадку в аэропорт «Емельяново», так и всем автомобилистам по дороге от аэропорта к краевой столице и пассажирам поездов, прибывающих в город по железной дороге.

Новым символом города стал выплавленный из легированной стали поклонный крест, установленный на Дрокинской горе неподалёку от города и ставший, на сегодняшний день, самым высоким поклонным крестом на территории России.


Монументальное сооружение достигает в высоту 48,3 метра, а вес использованных при строительстве металлоконструкций составляет около 140 тонн. Воздвигнуто оно, одновременно, и как поклонный крест, напоминающий людям о Боге, и как памятник воинам, погибшим в годы Гражданской войны.

27 февраля поклонный крест на Дрокинской горе был освящён митрополитом Красноярским и Ачинским Пантелеимоном. Агентство ТАСС, со ссылкой на Красноярскую епархию, сообщило, что в будущем в «основании креста планируется построить пещерный храм, а у подножия Дрокинской горы – храм в честь святителя Спиридона Тримифунтского. Эти два храма будут соединены лестницей».

История

Большой Крест Железного креста был учреждён 10 марта 1813 во время Наполеоновских войн. Награждение осуществлялось периодически во время значительных войн. Награждение им было возобновлено в 1870 году во время франко-прусской войны и продолжилось с 1914 года в Первую мировую войну. В 1939 году Адольф Гитлер вернул Железный Крест уже как немецкую, а не прусскую награду, и Большой Крест был снова восстановлен.

Большой Крест Железного Креста в два раза превосходил по размеру Железный Крест, он крепился к ленте и носился на шее. Более поздняя награда — Рыцарский Железный Крест, учрежденный в 1939 году, также носился на шее; он уступал в размерах Большому Кресту, но был крупнее, чем Железный Крест.

Виды крестов

Нательные крестики носят все христиане, их надевают в Таинстве Крещения и носят в знак любви и верности ко Христу. Крест наше оружие против духов злобы, всегдашняя молитва от пребывания Распятия Господнего на нашем сердце, свидетельство Крещения в Христову веру, знак принадлежности православной Церкви.

Каноничным православным крестом считается четырех-, шести-, восьмиконечный крест с изображением Спасителя, с обратной стороны с надписью «спаси и сохрани», обязательно освященный в церкви. Крест лучше не снимать с себя ни в бане, и в больнице.

Материал, из которого будет сделан крестик, его стоимость, не имеют значения, ведь это не ювелирное украшение. Нательный крест потому и нательный, что его не носят на показ, его носят под одеждой на груди. Крест не сувенирчик и не амулет. Ко кресту надо относиться как к святыне, но если он вдруг потерялся (цепочка порвалась), то не стоит впадать в суеверный ужас, нужно купить и освятить другой, носить, относиться к нему внимательно и бережно, и при каждом своем шаге помнить, что у тебя на груди Распятие Христово. Нужно верить Христу и жить христианской жизнью в лоне матери-Церкви.

Наперсный или нагрудный крест – принадлежность одеяния священника, введен в России с XVIII века, до этого крест на груди носили только епископы. Первоначально наперсный крест был знаком отличия для пресвитеров, использовался, как награда.

Крест наперсныйXIV в.Шифер, резьбаЧастное собрание

Сейчас также есть повседневные иерейские кресты, по которым всегда можно отличить батюшку или иеромонаха от простого клирика или простого монаха в церкви, но есть и наградные наперсные кресты для священства. На обратной стороне креста надпись:

Иерейский крест носится на цепочке, конец которой перекидывается через шею на спину. Это является пастырским знаком заботы о прихожанах, как ношение на раменах заблудшей овцы.

Архиерейский крест также наперсный, т.е. носится на груди и надевается вместе с панагией – овальной формы образ Божией Матери. Они означают высшую иерархию в Церкви и символизируют ответственность епископа за народ и его обязанность подражать в этой заботе о людях Крестному подвигу Спасителя и уповать на предстательство и молитвы Божией Матери.

Крест наперсный панагийный. Крест корсунскийXIII в. (оправа — XVI в.)Яшма, оправа — серебро, скань7.7 × 5 смЦентральный музей древнерусской культурыи искусства им. Андрея Рублева, Москва, РоссияИнв. КП-3626

Напрестольный Крест — принадлежность святая святых храма – алтаря. Напрестольным он называется потому, что полагается на престоле, т.е. на том святом месте в храме, где совершается Бескровная Жертва Тела и Крови Христовых. Там же на престоле лежит святое Евангелие. Евангелие и Крест символизируют полноту Божественной истины, открывшейся в Новом Завете, о Домостроительстве спасения человеческого рода.

Распятие Христово с предстоящими и апостоламиИкона с врезанным крестомXIX в.Дерево, левкас, темпера; медный сплав, литье, эмаль.31.4 × 26.8 × 2.7 см (икона), 16,3 × 10.5 (крест)Центральный музей древнерусской культуры и искусстваим. Андрея Рублева, Москва, Россия

Напрестольным Крестом во время богослужения осеняется народ, к нему прикладываются после окончания Литургии, его употребляют для совершения Таинств и других уставных служб и священнодействий, например, для освящения воды на Богоявление.

Церковь не перестает славить Крест за богослужением: зачастую обращаясь к нему, как к личности.

Но не само по себе древо имеет чудодейственную силу для нас. Сила Креста в Распятом на нем Господе, Он есть спасение миру, Тот, кто дарует нам символом спасения нашего Свой святой Крест.

Крест, на котором был распят Христос, стал знаменем нашей Церкви, воплощением жертвенной Любви Бога к людям, символом истинного пути для тех, кто верует Спасителю и желает идти за Ним. Пусть мир хвалится силой, властью, богатством, нам же с апостолом подобает «хвалиться разве только крестом Господа» (Гал. 6, 14) и пребыванием с Ним на Кресте, Причастием Его Телу и Крови и надеждой наследования Его Воскресения.

Виды крестов и их значение: христианство и православие

Существует огромное множество видов православных и христианских крестов. Большинство из них бывает следующей формы:

  • прямолинейные;
  • с расширенными балками;
  • квадратом или ромбом посередине;
  • криновидными окончаниями балок;
  • треугольными концами;
  • окружностями на концах балок;
  • процветшим оформлением.

Последняя форма символизирует Древо Жизни. И обрамлена растительным орнаментом, где могут присутствовать лилии, виноградные лозы и иные растения.


Помимо различий по форме, у православных крестов есть отличия по видам. Виды крестов и их значение:

  • Георгиевский крест. Утвержден Екатериной Великой как наградный символ для священнослужителей и офицеров. Этот крест с четырьмя концами считается одним из тех, чья форма признана правильной.
  • Виноградная лоза. Этот крест с восьмью концами украшен изображениями лозы винограда. В центре может иметь изображение Спасителя.

  • Семиконечный крест. Был распространен на иконах 15-го века. Встречается на куполах старых храмов. В библейские времена форма такого креста служила подножием алтаря священнослужителей.
  • Терновый венец. Изображение колючего венца на кресте означает муки и страдания Христа. Этот вид можно встретить на иконах 12-го века.

  • Виселицеобразный крест. Популярный вид, встречающийся на стенах храмов, на одежде церковных служащих, на современных иконах.

  • Мальтийский крест. Официальный крест ордена святого Иоанна Иерусалимского на Мальте. Имеет равносторонние лучи, расширяющиеся на концах. Этот вид креста выдается за воинское мужество.
  • Просфорный крест. Похож на георгиевский, но имеет надпись на латыни: «Иисус Христос – победитель». Изначально такой крест был на трех церквях в Царьграде. Согласно православной традиции древние слова с известной формой креста печатаются на просфорах, символизируя выкуп грехов.

  • Каплевидный четырехконечный крест. Капли на концах балок трактуются, как кровь Иисуса. Такой вид был нарисован на первом листке греческого Евангелия, датируемого 2-м веком. Символизирует борьбу за веру до конца.

  • Восьмиконечный крест. Самый распространенный вид сегодня. Форму крест принял после распятия на нем Иисуса. До этого он был обычным и равносторонним.

Последняя форма креста в продаже встречается чаще других. Но почему этот крест так популярен? Все дело в его истории.

Самый высокий крест в мире

В России и за её пределами установлены десятки тысяч поклонных крестов. Но некоторые из них, подобно кресту в Красноярске, получили особенную известность.

Самый высокий крест в мире находится в Испании, в 58 километрах от Мадрида, в горах Гвадаррамы. Здесь расположен огромный мемориальный комплекс, известный как «Долина павших», и построенный генералом Франко в качестве памятника погибшим в гражданской войне.

Крест в “Долине павших”, Испания

В доминирующей над долиной скале вырублена базилика, где совершают богослужения монахи из расположенного поблизости бенедиктинского монастыря. На высоте 25 метров над скалой располагаются статуи четверых евангелистов работы знаменитого скульптора Хуана де Авалоса. Еще примерно в 15 метрах вверх – его же скульптуры, изображающие главные христианские добродетели.

Венчает же памятник гигантский железобетонный крест высотой 150 метров, ширина поперечной перекладины которого достигает 46 метров. Внутри креста движется лифт, доставляющий посетителей мемориала к смотровым площадкам. Крест-памятник в «Долине павших» виден с расстояния сорока километров.

История

Большой Крест Железного креста был учреждён 10 марта 1813 во время Наполеоновских войн. Награждение осуществлялось периодически во время значительных войн. Награждение им было возобновлено в 1870 году во время франко-прусской войны и продолжилось с 1914 года в Первую мировую войну. В 1939 году Адольф Гитлер вернул Железный Крест уже как немецкую, а не прусскую награду, и Большой Крест был снова восстановлен.

Большой Крест Железного Креста в два раза превосходил по размеру Железный Крест, он крепился к ленте и носился на шее. Более поздняя награда — Рыцарский Железный Крест, учрежденный в 1939 году, также носился на шее; он уступал в размерах Большому Кресту, но был крупнее, чем Железный Крест.

Крест Тысячелетия

На Балканах в Македонии расположен ещё один крест-гигант, выполненный в классической четвероконечной форме из ажурных металлоконструкций и ярко светящийся по ночам на вершине горы Водно в македонской столице Скопье. Сооружение имеет в высоту 66 метров.

Крест Тысячелетия был установлен в 2002 году в ознаменования второго 2000-летия со времён принятия македонцами Христианства совместно православными христианами Македонии и правительством страны на месте, где по преданию когда-то уже стоял поклонный крест, почему турки-оккупанты прозвали гору Водно «Крстовар» – «местом креста».

Символ надежды

В пакистанском городе Карачи, где проживает около миллиона христиан, основная часть христианского населения Пакистана, можно увидеть самый высокий крест в Азии. Высота железобетонной постройки, расположенной на шестиметровом постаменте, составляет около 42 метров с длиной перекладины в 13 метров.

Строительство гигантского четвероконечного креста осуществил местный предприниматель Парвез Генри Джилл, который решил создать его в качестве «символа надежды для христиан страны на лучшее будущее». Не секрет, что христианское меньшинство Пакистана претерпевает гонения со стороны радикально настроенных исламистов.

Крест в Пакистане

Крест – знамение будущего бессмертия

Крест – знамение будущего бессмертия.

Преподобный авва Исаия (66, 338).


Видишь ли, чем диавол победил, тем и сам побежден; он через древо одолел Адама, и Христос древом же победил его. То древо низвело нас в ад, а это и низверженных в ад извело оттуда. То древо скрыло нагого пленника, а это обнаженного на высоком месте явило победителем. Та смерть пала и на потомков, а эта воскресила и бывших прежде Христа. Кто возвестит силы Господни? Из мертвых мы сделались бессмертными. Таковы действия Креста.

Святитель Иоанн Златоуст

Все, что совершилось на древе крестном, было врачеванием нашей немощи, возвращающим ветхого Адама туда, откуда он ниспал, и приводящим к древу жизни, от которого удалил нас плод древа познания, безвременно и неблагоразумно вкушенный. Поэтому древо за древо и руки за руку, руки, мужественно распростертые,- за руку, невоздержанно протянутую, руки пригвожденные – за руку, извергнувшую Адама. Поэтому вознесение на Крест – за падение, желчь – за вкушение, терновый венец – за худое владычество, смерть – за смерть, тьма – за погребение и возвращение в землю для света.

Святитель Григорий Богослов

Как грех вошел в мир посредством древесного плода, так и спасение – посредством древа крестного.

Святитель Афанасий Великий

Иисус Христос, истребляя то непослушание Адама, которое вначале совершилось через древо, был «послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:8). Или иначе: то преслушание, которое совершено через древо, исцелил послушанием, совершенным на древе.

Святитель Ириней Лионский

Имеешь у себя честное древо – Крест Господень, которым, если пожелаешь, можно усладить горькую воду твоего нрава.

Преподобный Нил Синайский

Крест – это грань Божественного попечения о нашем спасении, это – великая победа, это – трофей, воздвигнутый страданиями, это – венец праздников.

Святитель Иоанн Златоуст

«А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, а я для мира» (Гал. 6:14). Когда Сын Божий явился на земле и когда развращенный мир не мог вынести Его безгрешности, беспримерной добродетели и обличительной свободы и, осудив это святейшее Лицо на позорную смерть, пригвоздил ко Кресту, тогда Крест стал новым знамением. Он стал жертвенником, ибо на нем принесена великая Жертва нашего избавления. Он стал божественным алтарем, ибо окропился бесценной Кровию непорочного Агнца. Стал престолом, ибо на нем опочил от всех своих дел великий Посланник Божий. Стал пресветлым знамением Господа сил, ибо «воззрят на Того, Которого пронзили» (Ин.19:37). И эти пронзившие не по чему иному Его узнают, как только увидев это знамение Сына Человеческого. В этом значении мы с почтением должны взирать не только на то самое древо, которое прикосновением Пречистого Тела освятилось, но и на всякое другое, являющее нам тот же образ, не привязывая нашего почтения к веществу дерева или золота и серебра, но относя его к Самому Спасителю, на нем совершившему наше спасение. И этот Крест не столько был тягостен для Него, сколько облегчителен и спасителен для нас. Его бремя – наше успокоение; Его подвиги – наша награда; Его пот – наше облегчение; Его слезы – наше очищение; Его раны – наше исцеление; Его страдание – наше утешение; Его Кровь – наше искупление; Его Крест – наш вход в рай; Его смерть – наша жизнь.

Платон, митрополит Московский (105, 335-341).

Нет другого ключа, который бы отверзал врата в Царство Божие, кроме Креста Христова

Вне Креста Христова нет христианского преуспеяния

Увы, Господь мой! Ты на Кресте – я утопаю в наслаждениях и неге. Ты подвизаешься за меня на Кресте… я лежу в лености, в расслаблении, ищу повсюду и во всем спокойствия

Господь мой! Господь мой! Даруй мне уразуметь значение Креста Твоего, привлеки меня к Кресту Твоему судьбами Твоими…

Епископ Игнатий (Брянчанинов)


С этим читают