Михаил лермонтов

Анализ стихотворения Валерия Брюсова «К портрету Лейбница»

В 1900 году издательство «Скорпион» выпустило третий сборник Брюсова, получивший название «Tertia Vigilia» (в переводе с латинского языка – «Третья стража»). Книгу Валерий Яковлевич посвятил своему коллеге по символистскому цеху – Бальмонту


В ней важное место занимают стихотворения на историко-мифологические темы. В них рассказывается о Данте, Клеопатре, Кассандре, Орфее, Александре Великом и прочих значительных личностях

Сборник включает в себя несколько разделов. Один из них – «Близким». В него вошел сонет «К портрету Лейбница». Произведение вдохновлено деятельностью великого немецкого ученого. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) оставил след во многих областях знаний – математике, логике, психологии, физике, философии, истории, лингвистике, механике. Брюсов открыто восхищается его талантами и человеческими качествами. Больше всего поэт ценит то, что Лейбниц не скрывал свои знания, охотно делился ими с людьми. При этом ученый не встречал понимания со стороны общественности. По замечанию Валерия Яковлевича, «буйный век глумился» над гением. Превознося Лейбница, Брюсов называет его мудрецом, «создателем вещих книг», сравнивает Готфрида Вильгельма с древними пророками. Сонет, посвященный немецкому ученому, тесно связан с другим стихотворением из цикла «Близким» — «К портрету Лермонтова». В Михаиле Юрьевиче поэт разглядел ту же заботу о людях, что была характерна для Лейбница: «Ты никогда не мог быть безучастным…».

Максимилиан Волошин (1877-1932), лично знавший Валерия Николаевича и не раз с ним встречавшийся, отрицательно относился к произведениям, в которых Брюсов обращался к «учителям мудрости». Речь идет о «Данте» и «К портрету Лейбница». По мнению Волошина, Валерий Яковлевич не сумел найти ни четких и ярких слов для характеристики этих великих людей, ни настоящего пафоса. Оба стихотворения Максимилиан Александрович считал «одами школяра-схоластика на заданную тему». Нелестные высказывания о «Данте» и «К портрету Лейбница» принадлежат литературному критику Юлию Исаевичу Айхенвальду (1872-1928), наибольшей популярностью пользовавшемуся в период расцвета русского модернизма, то есть с 1905 по 1917 год. По его словам, характеристика, данная Брюсовым чужой гениальности, не проникновенна и не метка. Айхенвальд считал, что о Лейбнице и Данте Валерий Яковлевич выразился «элементарно и бледно».

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Александра Пушкина «Разговор книгопродавца с поэтом»
  • Анализ стихотворения Александра Пушкина «Слыхали ль вы за рощей глас ночной»
  • Анализ стихотворения Александра Пушкина «Месяц»
  • Анализ стихотворения Александра Пушкина «К Наташе»
  • Анализ стихотворения Александра Пушкина «К Лицинию. (С латинского)»

К портрету Лейбница

Когда вникаю я, как робкий ученик, В твои спокойные, обдуманные строки, Я знаю — ты со мной! Я вижу строгий лик, Я чутко слушаю великие уроки.

О Лейбниц, о мудрец, создатель вещих книг! Ты — выше мира был, как древние пророки. Твой век, дивясь тебе, пророчеств не постиг И с лестью смешивал безумные упреки.

Но ты не проклинал и, тайны от людей Скрывая в символах, учил их, как детей. Ты был их детских снов заботливый хранитель.

А после — буйный век глумился над тобой, И долго ждал ты час, назначенный судьбой… И вот теперь встаешь, как Властный, как Учитель!

Брюсов и Лермонтов. Оклеветанный стих

«Мой восторг перед Лермонтовым, — писал Брюсов, —. был неумерен. Его мятежная поэзия всегда была любимицей юности» (Брюсов В. Из моей жизни. М. 1927, с. 74). Не только в юности, но и в зрелые годы Брюсов горячо откликался на поэзию Лермонтова, ощущая свою духовную близость к нему (см. стих. «К портрету М. Ю. Лермонтова»), но писал о нем гораздо меньше, чем о других русских поэтах XIX в.

Статья «Оклеветанный стих» является наиболее ранним среди немногочисленных печатных высказываний Брюсова о Лермонтове. Кроме нее, Брюсову принадлежит заметка «Памятник М. Ю. Лермонтову в Москве» (УР, 1909, 21 ноября) и развернутый обобщающий очерк «М. Ю. Лермонтов», напечатанный во 2-м томе Иллюстрированного полного собрания сочинений Лермонтова под ред. В. В. Каллаша (М. 1914—1915).

В статьях Брюсова «Оклеветанный стих» и «М. Ю. Лермонтов» отразилось влияние Вл. Соловьева, а также работ критиков С. А. Андреевскйго и В. Д. Спасовича, которые признавали в поэте прежде всего крайнего индивидуалиста.

В отличие от Брюсова, многие советские лермонтоведы, следуя за Белинским (см. «Стихотворения М. Лермонтова», 1841.— Белинский В. Г. Собр. соч. т. 4. М. 1954, с. 479—547), видят в стих. «Не верь себе» не только романтическое противопоставление поэта толпе. Они находят в этом стихотворении горькое признание правоты толпы, порицающей замкнутого в своем узкосубъективном лиризме поэта.

Брюсов пишет в статье «Оклеветанный стих»: «Лермонтов был поэтом для себя самого. В этом существенное отличие лермонтовской поэзии от пушкинской. Пушкин любил повторять, что пишет для себя, а печатает для денег, но его стихи всегда обращены к читателю; он всегда что-то хочет передать другому

Лермонтову было важно только уяснить самому себе свое чувство. Пушкин работал над стихами, делал их

Часто он сначала писал прозою содержание задуманной вещи, потом перелагал эту прозу в грубые стихи — иногда без рифм и размера, — потом улучшал их, исправлял. Каждая переделка была у Пушкина совершенствованием. У Лермонтова стихи выходили из головы уже законченными. Его варианты и первые и позднейшие равнопрекрасны и равноценны. Он не работал, а только выражал. Он вовсе не был стихотворцем, а только поэтом. «Полный текст статьи В.Я. Брюсова «Оклеветанный стих»

Брюсов Валерий Яковлевич (1873 — 1924) — русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма.

Интересные факты из жизни Лермонтова

1 Предком Михаила Юрьевича был пленный шотландец, дворянин Георг Лермонт, который, попав в XVIII веке в Россию, принял православие и остался в стране. По другим данным, род писателя происходит от жившего в ХІІІ веке поэта и ясновидца Томаса Лермонта. 2 Когда Михаил появился на свет, принимавшая роды акушерка сразу сказала, что мальчик умрет не своей смертью. 3 Детство Лермонтова прошло в имении бабушки – Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, которая также была крестной поэта. Женщина располагала значительными материальными средствами, поэтому была в состоянии оплачивать дорогостоящее образование внука. Именно Елизавета Алексеевна дала Лермонтову имя Михаил. 4 В юношестве Михаил Юрьевич любил проводить время за решением математических задач. 5 Лермонтов был неразборчив в еде и мог за раз съесть достаточно много, чем очень забавлял друзей. Как-то они решили разыграть Михаила Юрьевича – после долгой прогулки они угостили его специально испеченными булочками с опилками. Съев две, Лермонтов ничего не заметил, но, когда друзья открыли ему правду, очень обиделся и с тех пор ел только дома. 6 Лермонтов отличался очень резким нравом, любил подшучивать над остальными, дерзко выражаться в их сторону. После одной из подобных выходок Михаил Юрьевич схлестнулся в своей последней дуэли с Мартыновым. 7 На известных всем картинах Лермонтов изображается довольно симпатичным молодым человеком. Однако по воспоминаниям современников его внешность была далека от идеала – Михаил Юрьевич был невысоким, сутулился и прихрамывал, имел на редкость тяжелый взгляд, мог долгое время не менять одежду. 8 Несмотря на неказистую внешность, Лермонтов обладал особым обаянием и умел влюблять в себя женщин. В число «увлечений» поэта входило расстраивание готовящихся браков. Михаил Юрьевич изображал из себя влюбленного, осыпал невесту подарками, цветами и комплиментами, угрожал покончить собой, если она выйдет замуж за другого. Однако когда свадьба окончательно расстраивалась, Лермонтов тут же охладевал к невесте, иногда открыто заявляя «жертве» о розыгрыше. 9 Михаил Юрьевич всю свою сознательную жизнь увлекался различными гаданиями и предсказаниями. Перед последним отъездом на Кавказ Лермонтов посетил известную Петербургскую гадалку Александру Киргхоф. Женщина предсказала гибель Пушкина, а также то, что Михаил Юрьевич больше не вернется в северную столицу. 10 Изучаемое в 9 классе стихотворение «Смерть поэта» Лермонтов написал как отклик на дуэль и гибель Пушкина. За выдвинутые в произведении обвинения властей Михаил Юрьевич был арестован. Только благодаря связям Арсеньевой и близким друзьям поэта ему удалось избежать серьезных последствий. 11 Самый роковой факт из биографии Лермонтова – то, что судьбу поэта решила подброшенная монетка. Михаил Юрьевич не мог определиться, остаться ему в Пятигорске или уехать на службу. Лермонтов подбросил монетку, ему выпала поездка Пятигорск. Именно там, всего через несколько дней, поэт погиб на дуэли с Мартыновым. 12 За свои краткие 27 лет Лермонтов успел принять участие в трех дуэлях, еще четыре были отменены в последний момент. 13 Мало кто знает, что троюродным братом Лермонтова был Петр Аркадьевич Столыпин (создатель аграрной реформы, известный государственный деятель). Парадоксальным является то, что они фактически не были знакомы, так как Михаил Юрьевич погиб в 1841 г., а Столыпин родился в 1862. 14 Произведения Михаила Юрьевича были более 15 раз экранизированы в России и за рубежом. 15 Интересные факты о Лермонтове, а также его подробная биография были описаны во многих монографиях, посвященных великому поэту. Среди них книги Белинского, Андроникова, Гуслярова, Герштейна, Висковатова, Захарова, Мануйлова и других. Авторству Татьяны Толстой принадлежит повесть «Детство Лермонтова» для детей, в которой кратко описаны основные данные о жизни поэта.

Семейная драма.

М.Ю.Лермонтов родился в Москве в ночь со 2 на 3 (по новому стилю – с 15 на 16) октября 1814. Его родители – Юрий Петрович, армейский капитан, неродовитый дворянин, и Мария Михайловна, урожденная Арсеньева, принадлежавшая к богатому и знатному роду Столыпиных. Брак был заключен против воли матери невесты, бабушки поэта Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, небогатый капитан казался ей неподходящей партией для дочери. Через два года после рождения Михаила семейная драма достигла кульминации – Мария Михайловна умерла от чахотки, бабушка забрала внука, предъявив отцу ультиматум: либо тот отдает ей своего сына на воспитание, либо она лишает внука наследства. Юрий Петрович подчинился обстоятельствам и уехал в свое имение Кропотово (Тульская губерния). Отец и сын встретились затем только один раз, в Москве, когда Михаил уже учился в университете. Юрий Петрович умер в 1831, тогда же молодой поэт написал стихотворение Ужасная судьба отца и сына. Детские впечатления о столкновениях бабушки и отца нашли отражение также в юношеских драмах Menschen und Leidenschaften (Люди и страсти) и Странный человек. Значимы для формирования юноши и предания о легендарном шотландском поэте Томасе Лермонте, которого Михаил считал основоположником своего рода.

Первые четырнадцать лет своей жизни Лермонтов провел в имении бабушки – Тарханах (Пензенская губерния). Бабушка души не чаяла во внуке. Опасаясь за его здоровье (ее очень напугала ранняя смерть дочери), она несколько раз вывозила мальчика на Кавказские минеральные воды. Эти путешествия оставили большое впечатление в душе романтически настроенного подростка. Для подготовки к учебе в Московском благородном пансионе (при Московском же университете) Е.А.Арсеньева пригласила нескольких домашних учителей. Среди них был и А.С.Зиновьев, ставший в будущем одним из известнейших русских педагогов.

В 1828 Лермонтова зачислили полупансионером (с правом проживания вне стен учебного заведения – он жил вместе с бабушкой на частной квартире) в 4 класс Московского благородного пансиона. Именно в это время и получило развитие поэтическое дарование юноши. Немало тому способствовало общение с поэтами А.Ф.Мерзляковым и С.Е.Раичем. У первого Лермонтов брал частные уроки, а второй руководил пансионным литературным кружком. По окончании двухгодичного курса обучения в пансионе Лермонтов стал студентом нравственно-политического, затем словесного отделения Московского университета. Примерно в это же время в журнале «Атеней» появилось стихотворение начинающего поэта, решившего первый раз предстать перед публикой, – Весна.

Московский университет 30-х годов XIX века был одним из центров русской студенческой интеллигенции, переживавшей последствия восстания декабристов. Это событие не прошло мимо Лермонтова. Один брат бабушки, Д.А.Столыпин, командовавший корпусом в южной армии, был близок к Пестелю и вместе с декабристами принял участие в организации так называемых ланкастерских школ взаимного обучения. Другой, А.А.Столыпин, умерший в начале 1825, был знаком с Рылеевым и, как показало в дальнейшем следствие по делу восставших, одобрял их действия. В университете Михаил нашел многих, кто разделял с ним интерес к участникам восстания и восхищение ими. Одновременно с Лермонтовым в университете учились такие известные представители русской культуры, как В.Г.Белинский, А.И.Герцен, И.А.Гончаров, Н.П.Огарев…

Личная жизнь

Михаил Лермонтов писал:


Поэт, по описанию современницы-барышни, красотой не отличался. Мал ростом, коренаст, взгляд черных глаз мрачен, улыбка недобрая, нервный юноша, похожий на избалованного и злобного ребенка.

Михаил Лермонтов и Екатерина Сушкова

Три главные любви Лермонтова вышли замуж: Екатерина Сушкова, в которую Михаил влюбился в 16 лет, Наталья Иванова, которой посвятил «Ивановский цикл», Варвара Лопухина, которую поэт любил до конца жизни.

Михаил Лермонтов и Наталья Иванова

Сушковой Михаил Лермонтов жестоко отомстил спустя 5 лет. Узнав, что девица собирается замуж, он расстроил свадьбу, разыграв страсть и влюбив Екатерину в себя. Скомпрометированная в глазах света невеста долго страдала. История трагических отношений напоминает любовную линию романа «Герой нашего времени».

Михаил Лермонтов и Варвара Лопухина

Новость о замужестве Вареньки Лопухиной поэт принял болезненно. Когда Варвара вышла замуж, Лермонтов никогда не называл ее по фамилии мужа – Бахметевой: возлюбленная осталась для него Лопухиной.

Тарханы – родное гнездо поэта

Тарханы для М. Ю. Лермонтова – любимое место в России, родовое гнездо. Он родился и жил здесь половину жизни. В Лермонтово написано много литературных шедевров Михаила Юрьевича. Могила Лермонтова в Тарханах стала настоящим местом паломничества для историков, литературоведов и любителей его поэзии.

Поэт посвятил Тарханам свои первые стихотворения. Он, словно провидец, чувствовал, что рано погибнет и будет похоронен в родном имении.

С самых ранних лет жизнь будущего поэта была трагичной. Мать его, Мария Михайловна, умерла совсем молодой. Лермонтов был еще ребенком. Тяжелая потеря наложила отпечаток грусти и безысходности на все его творчество. В его памяти остался светлый, почти неземной образ мамы.

Более того, после ее смерти в семье начались скандалы. Бабушка поэта, Е. А. Арсеньева, винила в смерти дочери зятя. Отец Лермонтова, Юрий Петрович, человек вспыльчивый, не выдержал и уехал из поместья.

Будущий гений остался на воспитании у бабушки. Дело в том, что отец не в состоянии был содержать и воспитывать ребенка. Елизавета Алексеевна обожала внука и сделала все, чтобы вырастить из него достойного и образованного человека.

Именно бабушка сыграла большую роль в развитии гениальности Лермонтова. Она дала внуку блестящее образование.

В детской комнате будущего поэта была огромная библиотека. Он постоянно занимался живописью и графикой. Первые картины поэта можно увидеть в доме-музее. Он изучал французский язык, учился танцевать. Был начитан и образован не по годам.

Арсеньева обладала жестким энергичным характером. Единственная хозяйка огромного имения, она прекрасно управляла делами. С отцом Лермонтов стал общаться только в юности.

Вторая дуэль и гибель

Несмотря на боевые успехи, главным стремлением Лермонтова было выйти в отставку и полностью посвятить себя литературе. Однако, это его желание встретило противодействие бабушки, как уже говорилось, не считавшей увлечение внука творчеством чем-то серьёзным и мечтавшей, чтобы он сделал «нормальную» карьеру.

Не решившись оставить армию, поэт, отбыв отпуск, отправился обратно на Кавказ — и из этой поездки уже не вернулся. Роковая дуэль произошла в Пятигорске — там Лермонтов поссорился с майором в отставке Николаем Мартыновым.

Николай Мартынов на картине Т. Райта. Источник — Википедия

Сослуживец обоих Николай Лорер в «Записках декабриста» говорил, что ссора разгорелась по вине поэта, насмехавшегося над «черкесским» стилем одежды Мартынова:

«Когда Лермонтов позволил себе неуместные шутки в обществе дам…, шутки эти показались обидны самолюбию Мартынова, и он скромно заметил Лермонтову всю неуместность их. Но жёлчный и наскучивший жизнью человек не оставлял своей жертвы, и, когда они однажды сошлись в доме Верзилиных, Лермонтов продолжал острить и насмехаться над Мартыновым, который, наконец, выведенный из терпения, сказал, что найдёт средство заставить молчать обидчика

Избалованный общим вниманием, Лермонтов не мог уступить и отвечал, что угроз ничьих не боится, а поведения своего не переменит»

«Вместо пустых угроз, ты гораздо бы лучше сделал, если бы действовал. Ты знаешь, что я от дуэлей никогда не отказываюсь, следовательно ты никого этим не испугаешь» — приводил Мартынов слова Лермонтова на следствии.

Последний прижизненный портрет Лермонтова кисти К.А. Горбунова. Источник — Википедия

Отставной майор направил к обидчику секундантов и от примирения отказался, говоря, что фактически это Лермонтов вызвал его, поэтому должен первый и предлагать мир.


В итоге, дуэль состоялась 15 июля 1841 года. Согласно основной версии, Лермонтов выстрелил в воздух, а Мартынов — прямо в грудь поэту.

«Дуэль Лермонтова с Мартыновым». Картина неизвестного художника

По другой версии, Лермонтов в принципе отказывался стрелять, утверждая: «Я не имею обыкновения стреляться из-за пустяков». Мартынов мешкал, пауза затягивалась, и свидетели крикнули: «Стреляйте же, или мы вас разведем!». Тогда грянул выстрел — пуля пробила сердце Лермонтова, мгновенно его убив.

Так мистически подтвердились строки, написанные поэтом за месяц до происшествия: «С свинцом в груди лежал недвижным я…кровавая ещё дымилась рана, по капле кровь точилася моя».

Обелиск на предполагаемом месте дуэли. Фото — Википедия

Подробности произошедшего доподлинно установить не удалось — покрывая друг друга, свидетели путали показания. Это породило альтернативные теории — самая популярная утверждает, что поэта убил снайпер из кустов, выстреливший одновременно с Мартыновым. Теория якобы подтверждается неестественной траекторией входа пули в тело.

Одним из возможных заказчиков убийства называют Николая I. Согласно воспоминаниям сенатора, князя Павла Вяземского, услышав о произошедшем, император сказал: «Собаке — собачья смерть». Однако после того, как великая княгиня Мария Павловна «вспыхнула и отнеслась к этим словам с горьким укором», государь, выйдя в другую комнату к собравшимся придворным, объявил: «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».

За дуэль Мартынов был приговорён военно-полевым судом к разжалованию и лишению всех прав состояния, однако в окончательном приговоре наказание заменили на трёхмесячный арест на гауптвахте и церковное покаяние.

Мартынов желал, чтоб его похоронили в селе, принадлежавшем его отцу под Москвой, в отдалённо стоящей могиле, безо всяких опознавательных знаков. Однако эта просьба не была исполнена — тело поместили в фамильный склеп. В 1924 году в бывшую усадьбу переселилась Алексеевская школьная колония, ученики которой в порыве мести за убийство Лермонтова разорили склеп, а останки Мартынова утопили в ближайшем пруду.

Похороны Лермонтова состоялись 17 июля 1841 года на старом пятигорском кладбище. Тело поэта покоилось в кавказской земле 250 дней.

Обелиск на месте первого захоронения Лермонтова. Фото — Википедия

21 января 1842 года Екатерина Арсеньева обратилась к императору с просьбой на перевозку тела внука в поместье Тарханы. Получив дозволение, 27 марта 1842-го слуги увезли прах Лермонтова в свинцовом и засмолённом гробу. 23 апреля в фамильной часовне-усыпальнице состоялось окончательное погребение, тело поэта положили в семейный склеп рядом с могилами матери и деда.

Надгробный памятник на могиле Лермонтова в Тарханах. Фото — Википедия

Командир казачьего спецназа

Вскоре после прибытия на Кавказ поручик Лермонтов добился перевода в Чеченский отряд генерал-майора Аполлона Галафеева. В это соединение входила и так называемая команда охотников (добровольцев) под началом унтер-офицера Руфина Дорохова. Сын знаменитого генерала Ивана Дорохова, героя Отечественной войны 1812 года, он попал на Кавказ, как и Лермонтов, после военного суда, но пониженный в звании до рядового. Сотня охотников представляла собой, по выражению самого Лермонтова, «разный сброд», «нечто вроде партизанского отряда», в состав которого входили преимущественно казаки и татары. Этот отряд действовал преимущественно на передовой или даже за нею, выполняя задачи, которые сегодня выполняют подразделения специального назначения. 20 октября 1840 года Дорохов после тяжелого ранения передал свою команду под начало поручика Лермонтова, которого характеризовал как «пылкого и храброго», и тот командовал подразделением до декабря того же года.

Михаил Лермонтов в сюртуке офицера Тенгинского пехотного полка. Портрет работы художника Кирилла Горбунова, 1841 год

Могилы Арсеньевых-Лермонтовых и часовня

Семейная усыпальница семьи Лермонтовых-Арсеньевых занимает главное место среди других экспозиций. По трагическому стечению обстоятельств или волею судьбы почти все они умерли в молодом возрасте.

Одна из наиболее интересных — могила матери Лермонтова, М. М. Лермонтовой, умершей 24 февраля 1817 года. На могиле Марии Михайловны стоит памятник в виде сломанного якоря – символа несбывшихся надежд.

Семейная жизнь молодых супругов не сложилась с самого начала. Мария Михайловна обладала слабым здоровьем.

После рождения сына она еще больше разболелась. Муж начал изменять ей. После очередного скандала женщина слегла в постель и угасла на глазах.


Рядом находится могила Лермонтова (фото можно увидеть ниже), куда он перенесен из Пятигорска, где был убит на дуэли. Поэт прожил всего 26 лет. Памятник, установленный на могиле, высечен из черного мрамора.

Недалеко находится могила деда поэта, М. В. Арсеньева, скончавшегося в 1810 году.

В 1843 году Е. А. Арсеньева построила часовню над могилами своих родных. Она умерла в 16 ноября 1845 года в возрасте 73 лет. На склоне лет она осталась одна и пережила всех родственников.

У входа в часовню, там, где находится могила Лермонтова, стоит могучий дуб, посаженный бабушкой поэта после его гибели.

«Прощай, немытая Россия» — кто автор?

Если устроить опрос о самых популярных строках Михаила Лермонтова, почти наверняка победят начальные слова этого короткого стихотворения:

«Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа

Укроюсь от твоих пашей,

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей».

Но интересно, что авторство данного произведения, якобы написанного поэтом во время отъезда на Кавказ, является предметом ожесточённых споров. Причина очень проста — подлинника стихотворения не существует, а известно о нём стало только спустя 32 года после смерти литератора!

В 1873 году историк и литературовед Пётр Бартенев написал письмо коллеге, где содержался текст произведения с комментарием: «Вот ещё стихи Лермонтова, списанные с подлинника». Никаких подтверждений подлинности стихотворения больше не появлялось никогда.

Пётр Бартенев. Источник — Википедия

Тем не менее, сомнения в авторстве произведения впервые были озвучены лишь в 1989 году — возможно, по причине того, что в СССР стихотворение использовалось как образец критики царизма со стороны великого поэта.

С тех пор ведётся оживлённая дискуссия. Противники авторства Лермонтова говорят о речевых несоответствиях — поэт никогда не употреблял выражения «голубые мундиры», а также, согласно тексту, пытался укрыться «за стеной Кавказа», в то время как в действительности ехал на Северный Кавказ, то есть не пересекал горный хребет. Авторство сторонники данной точки зрения в большинстве своём приписывают сатирику Дмитрию Минаеву, пародировавшему стихи многих знаменитостей, а в пародии на поэму Лермонтова «Демон» даже использовавшего словосочетание «голубые мундиры».

Дмитрий Минаев. Фото — Википедия

Однако сторонники традиционной версии, приводя данные различных экспертиз и ссылаясь на авторитет Бартенева, отказываются даже поставить данный вопрос под сомнение. В 2017 году состоявшийся в Пятигорском государственном университете круглый стол с участием 25 российских и зарубежных лермонтоведов высказался в пользу безусловной принадлежности стихотворения перу Лермонтова.


С этим читают