Ашока

Приход ко власти


https://youtube.com/watch?v=_Gr13lserzc

Shahrukh Khan and Karina Kapoor (Asoka The Great )

Все видео

Граждане Таксилы восстали против правления Магадхи. Старший сын Биндусары по имени Сусума, не был способен успокоить народ. Тогда Биндусара послал Ашоку подавить восстание. Хоть Ашока и не имел достаточно сил, но все же смело подошёл к городу и осадил его, и город был взят. Граждане Таксилы не стали противостоять Ашоке, а устроили ему великий приём.

Старшим сыном Биндусары был Сусема, но восстание в Таксиле показали его неспособность управлять страной. На совете советников стало ясно, что если Сусима станет царём, то в империи не будет справедливости, из-за чего государство будет сотрясаться от восстаний, и оно придёт в упадок,. Поэтому они сообщили Ашоке, что его отец при смерти, и чтобы он спешил к ложу отца.

О дальнейших событиях источники приводят противоречивую информацию. Возможно, Сусема узнал о смерти отца и понял, что Ашока мог быть коронован как царь. Но он был убит при попытке захватить город.

Цейлонские хроники сообщают, что это соперничество продолжалось и после того, как Ашока захватил магадхский престол. В результате официальная коронация Ашоки состоялась только через четыре года после захвата им власти.

Как говорят легенды, Ашока убил всех своих братьев ради власти над империей, хотя, с другой стороны, нет никаких исторических свидетельств для подтверждения этих сведений. В надписях на камне, сделанных по его распоряжению, братья Ашоки упоминаются с любовью.

В пятый день третьего месяца Джустамаса 268 года до н. э. состоялась коронация Ашоки.

Наследие

Первая ступа

После смерти Ашоки империя Мауриев постепенно пришла в упадок и пала в 180 году до н. э. вследствие заговора. Всего за несколько столетий браминам удалось стереть память о первом объединителе Индии, собравшем под своим скипетром больше индийских земель, чем кто-либо до начала колонизации полуострова англичанами. В какой-то степени его постигла судьба Эхнатона. Враждебность браминов имеет объяснение: в своих эдиктах Ашока игнорировал кастовую систему и запрещал традиционные для индуизма жертвоприношения; вся его идеология была направлена на подрыв позиций брахманизма. Вновь вписал эту фигуру в историю англичанин Джеймс Принсеп, расшифровавший в 1837 году эдикты на колоннах и установивший авторство Ашоки.

В современных индийских учебниках великий правитель упоминается лишь мимоходом, хотя Джавахарлал Неру настоял на том, чтобы на гербе Индии было изображено навершие колонны Ашоки в Сарнатхе. Лучше сохранили память о нём буддистские страны. Монархи Китая, Цейлона и Камбоджи, исповедовавшие буддизм, считали Ашоку своим образцом. В буддистской традиции он рассматривается как идеал благочестивого монарха, построивший первые ступы и учредивший паломничества к святыням Будды.

Библиография

  • Бонгард-Левин, Г. М. Морьян Индия (Stosius Inc/Advent Заказывает май 1986 Подразделения), ISBN 0-86590-826-5
  • Чохан, Джан Канд (2004). Происхождение и рост феодализма в ранней Индии: от Mauryas до 650 н. э. Munshiram Manoharlal, Дели. ISBN 978-81-215-1028-8
  • Гагарка, Гарри. Места Aśokan и Артефакты – Составленная из первоисточников книга с Библиографией (Майнц: Филипп фон Цаберн, ) ISBN 978-3-8053-3712-0
  • Gokhale, Balkrishna Govind (1996). Aśoka Морья (издатели Twayne) ISBN 978-0-8290-1735-9
  • Hultzsch, Юджин (1914). Дата Aśoka, Журнал Королевского азиатского Общества Великобритании и Ирландии (октябрь 1914), стр 943-951. Статья стабильный URL.
  • Keay, Джон. Индия: История (Grove Press; 1 май 2001 издания 10 PR Рощи) ISBN 0-8021-3797-0
  • Ли Ронгкси, сделка (1993). Биографическое священное писание Короля Aśoka / transl. от китайцев Saṃghapāla, Беркли, Калифорния: Центр Numata буддистского Перевода и Исследования, ISBN 0-9625618-4-3.
  • Sastri, К. А. Нилэкэнта (1967). Возраст Nandas и Mauryas. Перепечатка: 1996, Motilal Banarsidass, Дели. ISBN 978-81-208-0466-1
  • Seneviratna, Anuradha (редактор)., Gombrich, Ричард; Guruge, Полное блаженство (1994). Король Aśoka и буддизм: Исторические и Литературные исследования, Канди: Шри-Ланка; буддистское Общество Публикации, 1-й выпуск,
  • Сингх, Upinder (2012). «Управляя государством и Сам: Политическая философия и Практика в Указах Aśoka», южноазиатские Исследования, 28:2 (университет Дели: 2012), стр 131-145. Статья стабильный URL.
  • Ругатель, Дональд. Буддизм и общество в Юго-Восточной Азии (Чемберсберг, Пенсильвания: книги души, 1981) ISBN 0-89012-023-4
  • Thapar, Romila. (1973). Aśoka и снижение Mauryas. 2-й Выпуск. Издательство Оксфордского университета, Перепечатка, 1980. SBN 19-660379 6.
  • фон Хинюбер, Оскар. (2010). «Эллинистические Короли посылали Письма Aśoka?» Журнал американского Восточного Общества, 130:2 (Фрайбург: 2010), стр 261-266.
  • Макфэйл, Джеймс Мерри: «Aśoka», Калькутта: The Associative Press; Лондон: PDF издательства Оксфордского университета 1918 (5,9 МБ)

Средневековая Индия. Правление династии Гупта


В этот период ни сильной централизованной власти, ни объединенной империи не существовало. Было лишь несколько десятков небольших государств, которые постоянно воевали друг с другом. В то время правитель в Индии носил титул либо раджи, либо магараджи.

С приходом к власти династии Гуптов в истории страны начался период, который называют «золотым веком», так как при императорском дворе сочинял пьесы и поэмы Калидас, а астроном и математик Арьябхата сумел рассчитать протяженность экватора, предсказывал солнечные и лунные затмения, определил величину «πи», а также сделал много других открытий. В тиши дворца философ Васубандху писал свои буддийские трактаты.

Представителей династии Гупта, правивших в IV-VI веках, называли магараджами. Ее основателем был Шри-Гупта, принадлежащий к касте вайшья. После его смерти империей правил Самундрагупта. Его государство простиралось от Бенгальского залива и до Аравийского моря. В это время появляется практика, связанная с дарением земли, а также передачей прав администрации, сбора налогов и суда местным правителям. Такое положение дел влекло за собой образование новых центров власти.

Исторические источники

Биографические сведения об Ашоке, приведённые ниже, происходят из буддистской литературы, составленной через много сотен лет после смерти Ашоки. Их достоверность ничем не подтверждается. Буддистские авторы стремились подчеркнуть кровожадность Ашоки до принятия им «истинной веры». В этой агиографической традиции жизненный путь Ашоки воспроизводит путь Будды — от невежества к просветлению.

Гораздо более достоверные исторические сведения об Ашоке дают 33 надписи, сделанные по его приказу в разных уголках его державы (т. н. эдикты Ашоки). Однако имя Ашоки в них не упоминается. В XIX веке учёные установили, что издатель эдиктов и великий царь Ашока, известный по сочинениям буддистов, есть одно и то же лицо.

Религиозная политика

Существует одна весьма важная вещь, которую сделал царь Ашока, для того чтобы распространить среди людей дхарму. Он ввел совершение паломничества. Произошло это спустя два года после окончания калингской войны.

Паломничество началось с посещения Ашокой Самбодхи. Она известна тем, что здесь Будда получил просветление. Правитель побывал и в других похожих местах, находящихся в его державе.

Подобные действия были крайне важны. Ашока покровительствовал буддизму, но при этом не стал его фанатом, проводя на протяжении всего своего царствования политику терпимости к различным религиозным направлениям. Подтверждением этому является факт того, что царь преподносил в дар пещеры аджевикам. В тот период они были одними из основных соперников буддистов, пользуясь значительным влиянием среди народа. Также Ашока посылал представителей своей власти в общины к брахманам и к джайнам. Этим правитель добивался гармонии между различными направлениями религии.

Исторические источники

Ашоке почти забыли историки ранней британской Индии, но Джеймс Принсеп способствовал в открытии исторических источников. Другой важный историк был британским археологом Джоном Хьюбертом Маршаллом, который был генеральным директором Археологического Обзора Индии. Его главными интересами был Sanchi и Sarnath, в дополнение к Хараппе и Мохенджо-Дару. Сэр Александр Каннингем, британский археолог и армейский инженер, и часто известный как отец Археологического Обзора Индии, представил объекты наследия как Ступа Bharhut, Sarnath, Sanchi и Храм Mahabodhi. Мортимер Уилер, британский археолог, также подверг Ashokan исторические источники, особенно Taxila.

Информация о жизни и господстве Ашоки прежде всего прибывает из относительно небольшое количество буддистских источников. В частности санскритские Ashokavadana (‘История Ашоки’), написанный в 2-м веке, и две хроники Pāli Шри-Ланки (Dipavamsa и Mahavamsa) предоставляют большую часть в настоящее время известной информации об Ашоке. Дополнительная информация внесена Указами Ашоки, авторство которого было наконец приписано Ашоке буддистской легенды после открытия династических списков, которые дали имя, используемое в указах (Priyadarsi – ‘Он, кто расценивает всех с привязанностью’) как название или дополнительное имя Ашоки Морья. Архитектурные остатки его периода были найдены в Kumhrar, Патна, которые включают гипостильный зал с 80 столбами.

Указы Ашоки — Указы Ашоки являются коллекцией 33 надписей на Столбах Ашоки, а также валунами и стенами пещеры, сделанными Ашокой во время его господства. Эти надписи рассеяны всюду по современному Пакистану и Индии, и представляют первые материальные доказательства буддизма. Указы описывают подробно первое широкое расширение буддизма посредством спонсорства одного из самых влиятельных королей индийской истории, предлагая больше информации о прозелитизме Ашоки, моральных предписаниях, религиозных предписаниях и его понятиях социального обеспечения и защиты животных.

Ashokavadana – Ashokavadana — 2-й век текст CE, связанный с легендой об Ашоке. Легенда была переведена на китайский язык Фа Хеном в 300 CE. Это — по существу текст Hinayana, и его мир — мир Матуры и Северо-западной Индии. Акцент этого небольшого известного текста находится на исследовании отношений между королем и монашеской обителью (Sangha) и подготовка идеал религиозной жизни для непосвященных (обыкновенный человек), рассказывая привлекательные истории о религиозных деяниях. Самая потрясающая особенность — то, что преобразование Ашоки не имеет никакого отношения к войне Kalinga, которая даже не упомянута, и при этом нет слова о его принадлежности династии Морьи. Одинаково удивительный отчет его использования государственной власти распространить буддизм бескомпромиссным способом. Легенда о Veetashoka обеспечивает понимание характера Ашоки, которое не доступно в широко известных отчетах Пали.

Mahavamsa — Mahavamsa («Большая Хроника») является историческим стихотворением, написанным на языке Пали королей Шри-Ланки. Это охватывает период от того, чтобы выйти из короля Виой из Kalinga (древний Odisha) в 543 BCE к господству короля Мэхэзены (334–361). Поскольку это часто относится к королевским династиям Индии, Mahavamsa также ценен для историков, которые желают до настоящего времени и связывают современные королевские династии в индийском субконтиненте

Это очень важно в датировании посвящения Ашоки


Dwipavamsa — Dwipavamsa или «Dweepavamsa», (т.е., Хроника Острова, в Пали) является самой старой хронологической записью Шри-Ланки. Хроника, как полагают, собрана от Atthakatha и других источников вокруг 3-го или 4-й век. Король Дхэтюзна (4-й век CE) приказал, чтобы Dipavamsa были рассказаны на фестивале Махинды, проводимом ежегодно в Анурадхапуре.

Падишахи — пенсионеры Ост-Индской компании

«Верховная власть Великого Могола была свергнута его наместниками. Могущество наместников было сломлено маратхами. Могущество маратхов было сломлено афганцами, и пока все воевали против всех, нагрянул британец и сумел покорить их всех…»

Карл Маркс. Будущие результаты британского владычества в Индии

Новым падишахом по воле Ахмад-шаха Дуррани был утверждён сын падишаха Аламгира II шахзаде Мирза Абдаллах Али Гаухар, принявший тронное имя Шах Алам II («Повелитель Вселенной»). Несмотря на столь впечатляющее имя, новый падишах также не обладал реальной властью в своём государстве. В 1763 году он был втянут в войну с Британской Ост-Индской компанией, в которой потерпел сокрушительное поражение при Буксаре в 1764 году. В следующем, 1765 году падишах признал права Ост-Индской компании на управление Бенгалией, Бихаром и Ориссой и был сослан британцами в Аллахабад, где мирно жил до 1771 года, пользуясь ежегодной пенсией от Британской Ост-Индской компании в размере 26 лакхов (2 600 000) рупий. Всё это время северо-запад Индии, включая Дели, находился под властью афганского племени рохилла.

Падишах Шах Алам II, фактически отстранённый от власти Британской Ост-Индской компанией.

В 1771 году Шах Алам II решил избавиться от опеки британцев и 25 декабря при помощи наваба Ауда Шуджи ад-Даулы захватил Дели. Последовавшее недолгое возрождение реальной власти могольского падишаха связано с именем перса Мирзы Наджаф-хана, назначенного новым великим визирем империи. В 1776 году Мирза Наджаф-хан одержал значительные военные победы над джатами и афганцами-рохилла, а в 1779 году нанёс поражение маратхам. Политический престиж падишаха, который, как и прежде, не проявлял особого интереса к делам государства, начал последовательно повышаться. Однако в апреле 1782 года Мирза Наджаф-хан умер, и с ним окончательно умерла надежда о воссоздании Могольской империи.

Шах Алам II остался один в окружении внешних врагов и внутренних феодальных группировок, дерущихся за власть. В июне 1788 года один из военачальников падишаха, афганец Гулям Кадир-хан, захватил и разграбил Дели. Захваченный в плен Шах Алам II вынужден был назначить Гулям Кадир-хана великим визирем.

Внутренняя политика

После того как царь Ашока в Индии подчинил себе всю территорию, помимо областей крайнего юга, он развернул огромнейшую программу реформ. В стране началось довольно обширное строительство. Например, в Паталипутре по приказу царя деревянные здания были заменены на каменные дворцы. В Кашмире вырос крупный город Шринагар. Кроме того, вся империя была разделена Ашокой на несколько больших областей, управление которыми было отдано в руки представителей царской семьи. При этом все нити власти сходились ко дворцу правителя.

Выдающийся император всецело поощрял развитие медицины и возведение ирригационных систем, сооружал караван-сараи и дороги, делал более мягкой систему правосудия, перешедшую ему по наследству от предыдущих царей. Ашока распространял идеи ненасилия, запретив жертвоприношения, для которых необходимо было убивать животных. При его правлении был прекращен забой определенных видов скота, мясо которого направлялось в пищу. Правитель даже составил перечень животных, которые попали под охрану государства. Им была запрещена охота ради удовольствия, а также выжигание лесов и пиры чревоугодия, проводимые без особой на то надобности.

Для того чтобы подданные беспрекословно выполняли нормы драхмы, Ашока ввел специальные должности чиновников – дхармамахаматров. В их обязанности входила борьба с произволом и поощрение хороших отношений среди людей.

В тех землях, где произошло правление царя Ашоки, быстро популяризировалось образование. Над этим правитель трудился весьма упорно. Он основал самый известный в те времена университет – Наланда. Это учебное заведение находилось в Магадхе и стало настоящим центром обучения. Студентов университета считали уважаемыми людьми.

Отношение индийского монарха к своим подданным также являлось абсолютно новым, вдохновляющим идеалом царской власти. Сам Ашока утверждал, что все его действия направлены на исполнение долга по отношению к каждому живому существу.

Деньги, находящиеся в государственной казне, царь расходовал на благосостояние государства. Благодаря этому быстрыми темпами развивались различные ремесла, торговля и сельское хозяйство. В стране строилось много шлюзов и каналов для купеческих кораблей. Ведь торговля в империи в большинстве своем шла водными путями.

Ашокой поощрялось насаждение лесов. Это направление даже стало частью государственной политики. По призыву правителя возделывались сады, а дороги превращались в тенистые аллеи.


По всей территории империи рыли колодцы, строили навесы и возводили дома отдыха. В период правления Ашоки население пользовалось бесплатной медицинской помощью, причем была она не только для людей, но и для животных. Для братьев меньших впервые были построены больницы.

По велению правителя, о любой трудности ему должны были докладывать в тот же час. Ведь Ашока утверждал, что трудится ради блага своей страны.

Вся деятельность царя был направлена на завоевание сердец людей и служение миру через добрые деяния и волю, а также через драхму. И такое правление можно сравнить с ярким подвигом преданности своему народу.

Дхарму Ашока считал неким космическим Законом, функции которого были аналогичны ведийской Истине (Рите). Проповедником и хранителем всех предписаний буддизма являлся сам царь. Считалось, что люди, уважающие своих родителей и ведущие праведный образ жизни, исполняют тем самым указ правителя.

Исторические источники

Биографические сведения об Ашоке, приведённые ниже, происходят из буддистской литературы, составленной через много сотен лет после смерти Ашоки. Их достоверность ничем не подтверждается. Буддистские авторы стремились подчеркнуть кровожадность Ашоки до принятия им «истинной веры». В этой агиографической традиции жизненный путь Ашоки воспроизводит путь Будды — от невежества к просветлению.

Гораздо более достоверные исторические сведения об Ашоке дают 33 надписи, сделанные по его приказу в разных уголках его державы (т. н. эдикты Ашоки). Однако имя Ашоки в них не упоминается. В XIX веке учёные установили, что издатель эдиктов и великий царь Ашока, известный по сочинениям буддистов, есть одно и то же лицо.

Исторические источники

Биографические сведения об Ашоке, приведённые ниже, происходят из буддистской литературы, составленной через много сотен лет после смерти Ашоки. Их достоверность ничем не подтверждается. Буддистские авторы стремились подчеркнуть кровожадность Ашоки до принятия им «истинной веры». В этой агиографической традиции жизненный путь Ашоки воспроизводит путь Будды — от невежества к просветлению.

Гораздо более достоверные исторические сведения об Ашоке дают 33 надписи, сделанные по его приказу в разных уголках его державы (т. н. эдикты Ашоки). Однако имя Ашоки в них не упоминается. В XIX веке учёные установили, что издатель эдиктов и великий царь Ашока, известный по сочинениям буддистов, есть одно и то же лицо.

Исторические источники

Биографические сведения об Ашоке, приведённые ниже, происходят из буддистской литературы, составленной через много сотен лет после смерти Ашоки. Их достоверность ничем не подтверждается. Буддистские авторы стремились подчеркнуть кровожадность Ашоки до принятия им «истинной веры». В этой агиографической традиции жизненный путь Ашоки воспроизводит путь Будды — от невежества к просветлению.

Гораздо более достоверные исторические сведения об Ашоке дают 33 надписи, сделанные по его приказу в разных уголках его державы (т. н. эдикты Ашоки). Однако имя Ашоки в них не упоминается. В XIX веке учёные установили, что издатель эдиктов и великий царь Ашока, известный по сочинениям буддистов, есть одно и то же лицо.

Примечания

  1. The Baburnama: Memoirs of Babur, Prince and Emperor, Zahir-ud-din Mohammad Babur, Translated, edited and annotated by Wheeler M. Thackston. 2002 Modern Library Palang-faack Edition, New York. ISBN 0-375-76137-3 стр. xlvi
  2. , с. 216.
  3. Foltz R.C. Mughal India and Central Asia. — Karachi, 1998. — P. 13-14.
  4. Chaliand G. Nomadic Empires. From Mongolia to the Danube. — New Jersey, 2004. — P. 4.
  5. Sinha N.K., Banerjee A.C. Istoriya Indii. — M, 1954. — P. 211.
  6. Nuri M.H. India and Central Asia: Past, Present and Future // Regional Studies. 1992-1993. — Vol. 11. — No 1. — P. 71.
  7. Marshall G. S. Hodgson. The Venture of Islam, Volume 3: The Gunpower Empires and Modern Times. — University of Chicago Press, 2009-05-15. — 476 с. — ISBN 9780226346885.
  8. Philip’s Atlas of World History, Concise Edition / Patrick O’Brien. — London: Institute of Historical Research, University of London, 2007. — С. 113. — 312 с. — ISBN 978 0540 08867 6. — ISBN 0540 08867 6.
  9. Владимир Бартольд. . Дата обращения 13 декабря 2012.
  10. Lobo J.W. Reinventing Cultural Histories — Need to Place India-Central Asia Historical and Cultural Linkages in Proper Geographical and Ethnic Perspectives // International Seminar on Cultures and Societies in Transition. India, Russia and Other CIS Countries. — New Delhi, 2006. — P. 110.
  11. Bhattacharya S. A Dictionary of Indian History. — Calcutta, 1967. — P. 600.
  12. Howell E.B. The History of Aryan Rule in India. From the Earliest Times to the Death of Akbar. — L., 1918. — P. 420.
  13. Haidar M. Indo-Central Asian Relations. From Early Times to Medieval Period. — New Delhi, 2004. — P. 125-126.
  14. ↑ Великий Могол // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  15. Annette S. Beveridge. The Haydarabad Codex of the Babar-Nama or Waqi’at-i-Babari of Zahiru-d-Din Muhammad Babar, Barlas Turk // Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. — Jan., 1906. — P. 79.
  16. , с. 213.
  17. Kennedy P. A history of the Great Moghuls…. — Calcutta, 1905–1911. — Vol. 1–2.
  18. Бабур-наме. Перевод М.Салье. Ташкент. Главная редакция энциклопедий. 1992. с.30-31
  19. Кембриджская история. Том IV, глава 1. — Кембридж. 1922—37
  20. Dale, S. (1996). The Poetry and Autobiography of the Bâbur-nâma. The Journal of Asian Studies, 55(3), р.637
  21. История Средних веков.6 класс.:Атлас/Под общей редакцией Т. П. Гусаровой. − 10-е изд., стереот.— М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2007. — С. 48.
  22.  (англ.). scibook.net. Дата обращения 19 января 2018.

Детство

Царь Ашока родился в 304 г. до н. э. в семье правителя Биндусары — второго из представителей могучей династии. Мать Ашоки, Субхадранги, среди прочих жен императора имела достаточно низкий статус. Ее отец, будучи бедным брамином, отдал свою дочь в гарем, так как, по легенде, получил предсказание о том, что его внуку уготован путь великого правителя. Наверное, именно поэтому так и назвали мальчика. Ведь личное имя царя Ашоки буквально означает «лишенный печали».

Такой же низкий статус, как и у матери, был в гареме у будущего правителя. У него было большое количество братьев, рожденных от других жен царя, обладающих высоким положением уже по своему происхождению. Был у Ашоки и один родной старший брат.

В детстве будущий пимператор был резвым и очень живым ребенком. Единственное занятие, которое приходилось ему по душе, – охота. Мальчик увлеченно занимался любимым делом. Вскоре он стал хорошим охотником.

Ашоку нельзя было назвать красавцем. Однако не было ни одного принца, превосходящего его в храбрости и доблести, искусности в управлении и любви к приключениям. Именно поэтому будущего царя Ашоку уважали и любили не только все чиновники, но даже простые люди.

Все перечисленные выше черты характера юноши были замечены его отцом Биндусаром, который, несмотря на молодость сына, назначил его на пост наместника Аванти.

Наследие

Первая ступа

После смерти Ашоки империя Мауриев постепенно пришла в упадок и пала в 180 году до н. э. вследствие заговора. Всего за несколько столетий браминам удалось стереть память о первом объединителе Индии, собравшем под своим скипетром больше индийских земель, чем кто-либо до начала колонизации полуострова англичанами. В какой-то степени его постигла судьба Эхнатона. Враждебность браминов имеет объяснение: в своих эдиктах Ашока игнорировал кастовую систему и запрещал традиционные для индуизма жертвоприношения; вся его идеология была направлена на подрыв позиций брахманизма. Вновь вписал эту фигуру в историю англичанин Джеймс Принсеп, расшифровавший в 1837 году эдикты на колоннах и установивший авторство Ашоки.

В современных индийских учебниках великий правитель упоминается лишь мимоходом, хотя Джавахарлал Неру настоял на том, чтобы на гербе Индии было изображено навершие колонны Ашоки в Сарнатхе. Лучше сохранили память о нём буддистские страны. Монархи Китая, Цейлона и Камбоджи, исповедовавшие буддизм, считали Ашоку своим образцом. В буддистской традиции он рассматривается как идеал благочестивого монарха, построивший первые ступы и учредивший паломничества к святыням Будды.


С этим читают