Артемида

Деметра

Дочь Реи и Кроноса, сестра Зевса, Посейдона, Аида, Геры, Гестии, она дарует земле плодородие. Аид похитил и забрал к себе в подземное царство ее дочь Персефону, предназначенную ему в жены Зевсом. Оплакивая несчастную судьбу своей дочери, Деметра спустилась с Олимпа и появилась на земле в траурном платье, принеся с собой голод и засуху.


По приказу Зевса, взволнованного грозившей людскому роду гибелью, Гермес отправляется на поиски Персефоны в мрачное царство Аида. Встреча с дочерью произошла в Элевсине. Радостная Деметра вернула земле плодородие. Но Зевс решил, что Персефона две трети года будет жить с матерью на Олимпе, а на одну треть года — возвращаться к своему мужу Аиду в подземное царство. Это символизирует смену времен года: зимы (материнской печали) и лета (радости встречи). Деметра — мать всего живого на земле, символ процветания, прихода весны.

Фестиваль Герайя был проведен в честь Геры

В некоторых городах древней Греции каждые четыре года проводились спортивные соревнования среди женщин под названием «Герайя». Соревнование состояло в основном из пеших гонок для незамужних женщин и было способом почитания греческой богини Геры. Гонка по километражу была в 6 раз меньше, чем эквивалентная гонка для мужчин. Фестиваль проходил под председательством группы из шестнадцати женщин. Эти женщины одевали одежду Геры, после чего проводились игры. Первыми бежали самые молодые, за ними следовали те, кто был следующим по возрасту и так далее, пока не бежала самая старая из дев. Во время бега волосы девиц свисали. Они носили тунику, которая доходила до чуть выше колена, правое плечо и грудь были оставлены голыми. Олимпийский стадион был зарезервирован для игр. Девушкам-победителям вручались оливковые кроны и часть коровы, которая была принесена в жертву Гере в рамках празднования. Им также было разрешено посвятить статуи, на которых было написано их имя, Гере.

Герайон на Самосе, Греция

Богиня Гера в греческой мифологии

Древняя греческая история населяет гору Олимп пантеоном из 12 главных божеств, во главе с Зевсом-громовержцем. Его супруга богиня Гера, не менее важная, а порой и более влиятельная фигура, чем ее муж, стоящий у власти. Иногда, Гера совершает попытки свергнуть Зевса, за что бывает нещадно наказана. Богиня изворотлива и хитра, но крутой нрав не мешает ей быть любимицей людей и природы. Дочь титана Кроноса и Реи свято чтит брак и семейные традиции, покровительствует женщинам в замужестве, охраняет их в родах. Гера страдает от измен Зевса и насылает беды на его внебрачных детей и любовниц.

Как выглядит богиня Гера?

Гомер – известный древнегреческий поэт, написавший «Илиаду», описывает властительницу Олимпа как «волоокую» (с большими коровьими глазами) госпожу с длинными роскошными волосами. Гера богиня Древней Греции предстает в старинных изваяниях и фресках высокой, статной и закрывающей все туловище, кроме рук и шеи одежде. Поликлет, древнегреческий скульптор сотворил статую богини для храма в Аргосе – его величественная Гера-Юнона, считается величайшим шедевром в мировом искусстве.

Чем занималась богиня Гера?

Древний мир был погружен в состояние хаоса и беззакония. Полигамные отношения считались нормой жизни. Гера решила разрушить такой привычный для того времени ход существования вещей и учредила институт брака. Постепенно, моногамные отношения и ответственность мужчины за семью стали приоритетными у древних греков. На вершине Олимпа и в поднебесье много функций, за что отвечает богиня Гера:

  • покровительствует супружеским парам;
  • наказывает неверных мужей;
  • олицетворяет женское начало;
  • охраняет женщин в беременности, родах;
  • ответственная за природные явления, вместе с Зевсом богиня Греции Гера может метать молнии;
  • охранительница лунного и небесного света, Млечного пути;
  • плодородие земли зависит от ее милости.

Богиня Гера — атрибуты

Символы власти присущи всем божествам, каждый предмет может являться для современных исследователей подсказкой направления деятельности того или иного бога. Чем правила богиня Гера? Вместе с мужем громовержцем, древняя богиня Гера олицетворяла авторитетную власть и кроме правления на Олимпе учреждала общественный порядок на и земле, среди людей. Неизменные атрибуты и символы Геры:

  • покрывало – окутывает всю фигуру, символ целомудрия и верности в браке;
  • диадема – символ главенства среди других богинь;
  • серебряная колесница с золотыми спицами в колесах, запряжена двумя павлинами. В ней богиня объезжает свои владения и творит погоду;
  • скипетр с кукушкой – символ Зевса, вестница весны, любви;
  • лилии – по легенде, капли молока из грудей Геры упали на землю и расцвели замечательные цветы белоснежного цвета;
  • корова – символ плодородия и Великой Матери, с которой древние греки олицетворяли богиню.

Маленький урок древнегреческого языка: кукушка по-древнегречески — копчик по-английски

Как мы уже знаем, кукушка — это птица, посвященная в греческой мифологии богине Гере, супруге Зевса.

А как называли кукушку древние греки?


Мы знаем, что в русском языке слово кукушка — звукоподражательное: ку-ку — кукушка.

Не будут исключением в этом отношении и многие другие языки. В немецком кукушка обозначается словом der Kuckuck, во французском — le coucou, в английском — cuckoo. Наконец, даже в латыни кукушка — это cucūlus.

Древнегреческий язык не оказался в стороне от звукоподражательной впечатлительности в этом плане. По-древнегречески кукушка называлась словом κόκκυξ /ко́ккюкс/   (им. пад.), κόκκῡγος /ко́ккюгос/   (род. пад.) — от характерного крика кукушки κόκκῡ /ко́ккю/   ‘ку-ку’.

Но этого мало… Англоманы знают, что по-английски слово coccyx — анатомический термин, обозначающий копчик. А ведь coccyx — это не что иное, как транслитерация латиницей древнегреческого слова κόκκυξ кукушка. В переносном, анатомическом значении копчика это слово употреблялось уже в древнегреческой медицинской литературе: человеческий копчик якобы напоминал древним грекам клюв кукушки.

Прихотливость древнегреческого ассоциативного мышления была бы невероятной, если бы не прямая параллель из русского языка: русское слово копчик происходит от слова кобчик ‘маленький сокол’!

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — текст, перевод с древнегреческого языка, научная редактура, ученая корректура; все права сохранены.

Деметра и Эризихтон

Эризихтон был королем Фессалии. Его иногда называют Этоном. Согласно мифу, Эризихтон приказал вырубить все деревья, принадлежащие священной роще Деметры. Среди всех деревьев был огромный дуб, который был посвящен исключительно Деметре и был покрыт обетными венками, символами каждой молитвы, которую Деметра даровала. Люди Эризихтона отказались вырубить его из уважения к богине. Тем не менее, Эризихтон схватил топор и вырубил его сам, убивая нимфу в процессе. Деметра была очень зла из-за этого инцидента. Она наказала короля, призвав Лимосу, богиню голода. Она призвала духа безжалостного и ненасытного голода, ввела его в живот Эризихтона и сделала его вечно голодным. В результате, чем больше король ел, тем голоднее он становился. Изнывая от голода, Эризихтон продал все свое имущество, чтобы купить еду, но так и не смог насытить свой голод. Он даже продал свою собственную дочь, Местру в рабство, пытаясь заработать больше денег, чтобы прокормить себя, но еды не хватало. В конце концов Эризихтон  начал есть свою плоть и продолжал есть себя до самой смерти.

Эризихтон пытается срубить священное дерево Деметры

Вмешательство Меркурия

Божество, вызванное своим повелителем для убийства Аргуса, спустилось на землю. Меркурий прихватил с собой особый жезл, обладающий свойством практически моментально усыплять. Он принял вид пастуха, который следит за стадом своих коз и великолепно играет на флейте. Аргус же обожал подобные музыкальные мотивы, они доставляли ему огромное удовольствие. Недолго думая, великан пригласил пастуха подсесть поближе к нему, уверяя, что лучше пастбища нигде нет, да и место здесь хорошее и тенистое. Меркурий, ясное дело, и не собирался отказываться от предложения. Он пересел поближе к страшному великану и продолжил играть. Меркурий заметил, что от столь приятной музыки Аргус начал дремать. И чтобы окончательно усыпить его, он воспользовался еще и жезлом. Все сто глаз бдительного охранника закрылись. А Меркурий, дабы довести дело до логического завершения, взял свой меч и отрубил голову великану. Узнав об этом, очень расстроилась Гера. Богиня собрала все глаза своего слуги и разместила их на хвосте и крыльях своего павлина. С тех пор эту птицу посвятили Гере, а глаза яркими пятнами сверкают на ней.

Афина


Согласно мифу, Зевс проглотил свою супругу Метиду, беременную Афиной, поскольку знал, что сын от Метиды лишит его власти над миром. После этого у него началась невыносимая головная боль. По приказанию Зевса Гефест разрубил ему голову топором, и на свет появилась Афина в шлеме, с копьем и щитом — такая, какой она изображена на восточном фронтоне Парфенона. Афина — богиня мудрости и справедливости. По силе и мудрости она равна Зевсу. Она стоит на защите городов и крепостей, покровительствует греческим героям, помогает им советами.

Афина построила город Афины и подарила людям священное дерево — оливу. Она помогает ремесленникам — гончарам, ткачихам, строителю корабля аргонавтов. Некоторые источники утверждают, что ее сыном был Аполлон. Гигантская статуя Афины, покрытая слоновой костью и золотом, созданная Фидием в 30-х гг. V в. до н.э., стояла в Парфеноне на афинском Акрополе.

Гера и кукушка

Богиня Гера часто изображается со скипетром, на верхушке которого сидит кукушка. Что об этом рассказывает мифология? Оказывается, Зевс влюбился в нее, когда она была еще совсем юной. Однако гордая девушка не оказывала ему никаких знаков внимания, отвергала просьбы стать его супругой. Повелитель богов, желавший больше всего на свете стать мужем Геры, пошел на хитрость. Он превратился в кукушку. Затем Зевс сделал так, чтобы разыгралась сильнейшая буря. Весь мокрый, холодный и несчастный, он в облике птицы прилетел к богине, сел у ее ног, как бы умоляя о приюте и спасении. Богиня Гера, которой, как ни странно, было свойственно сострадание, подняла кукушку и прижала к своей груди, чтобы отогреть. Именно в этот момент Зевс стал самим собой, а девушка, тронутая таким необычным предложением, согласилась стать его супругой. Получается, птица на скипетре олицетворяет самого Зевса.

Изображения

Гера в повозке, запряженной павлинами

Юнона отличается благородной, статной красотой. Иногда на ней надета диадема или корона. В изображении олимпийцев она сидит на троне рядом с Юпитером в самом центре.

Среди античных скульптур Геры:

  • Гера Барберини
  • Гера Боргезе
  • Гера Фарнезе (копия греческого оригинала 5 в. до н. э.).
  • Гера Людовизи — в Новое Время эта статуя считалась наилучшей из античных статуй Геры, однако позже оказалось, что это идеализированный портрет Антонии Младшей.

На рельефах (фриз сокровищницы сифнийцев в Дельфах, восточный фриз Парфенона) Гера рядом с Зевсом. Свадьба Геры и Зевса изображена на метопе храма Геры в Селинунте.

В вазописи используются сюжеты мифа о Гере в сценах с Ио, суде Париса и др.

В городе Гиераполе (на территории современной Сирии) в храме стояла статуя Геры (в качестве жены Зевса), позолоченная и осыпанная драгоценными камнями, главный из которых, судя по свидетельствам, был весьма крупным рубином. Вот как описывает это изваяние древнегреческий писатель Лукиан:

Атрибуты

Её обязательный атрибут — диадема, как символ того, что она главная из богинь. Посвящённым ей животным является павлин; пара павлинов везет её колесницу.

Она может надевать Пояс Венеры, одолженный у богини, который делает её неотразимой.

В античности ей придавали ещё два атрибута — гранат (множество зерен которого символизирует плодородие) и скипетр, увенчанный кукушкой (эмблема брака, не оправдавшего надежд). Кукушка также была её священной птицей.

Новое Время

В сценах любовных похождений Зевса она может изображаться подглядывающей из-за облаков, либо же подъезжающей на колеснице, чтобы прервать его.

Распространено изображение Геры в сцене «Суд Париса», в сценах из мифов о Геракле, Ио.

«Юнона помещает глаза Аргуса на хвост павлина»

Известно изображение финального эпизода истории Ио: стоглазый великан Аргус, посланный ею стеречь любовницу мужа, убит Гермесом. В эпоху барокко Аргус изображается мертвым с рассыпанными глазами. Амуры подбирают их и передают Гере, которая помещает их на хвосты павлина (Х. Голциус, П. П. Рубенс, Я. Йорданс, А. Блумарт, Н. Пуссен и др.).

Встречается сцена «Юнона просит у Венеры её пояс» (А. Куапель, Дж. Рейнолдс), «Юнона просит Эола выпустить ветры на гибель Одиссею», «жертвоприношение Юноне» (П. Ластман, Дж. Б. Тьеполо), а также «Юнона в Царстве Гипноса», куда она отправилась для помощи в обольщении Зевса в истории с горой Ида.

В аллегорическом изображении Четырёх элементов она персонифицирует стихию Воздуха (так как была подвешена в воздухе с наковальнями).

Как покровительница брака она выступает в картине Рубенса «Генрих IV получает портрет Марии Медичи».

Как подательница изобилия она выступает в садовой пластике эпохи барокко.

Артемида и Аура

Аура была дочерью Титана Лелантоса и нимфы по имени Перибойя. Она была второстепенным божеством и девственной охотницей, которая гордилась своей девственностью. Однажды, Зевс посмел сравнивать ее тело с телом Артемиды и утверждал, что греческая богиня была сладострастнее, как женщина. Гневно обиженная Артемида призвала Немезиду, богиню божественного возмездия, чтобы помочь отомстить за ее достоинство. Немезида, выпустив стрелу из лука Эроса, сделала Диониса, бога вина, безумным от возжелания Ауры. Зная, что у него не было шанса соблазнить Ауру, Дионис накачал Ауру вином и затем изнасиловал ее. Акт нарушения девственности довел Ауру до безумия, и в итоге она заболела каждым мужчиной, которого встретила. Узнав о своей беременности, Аура попыталась покончить жизнь самоубийством, но не смогла это сделать. Она родила сыновей — близнецов, после проглотила одного из них в то время как другой, Лакхус, был спасен Артемидой. Аура закончила свою жизнь, попытавшись утопить себя в реке Сангария, где Зевс превратил ее в весну.

Могущественная повелительница богов и покровительница брака

Согласно легендам Древней Греции, эта прекрасная девушка завоевала любовь могущественного Зевса своей красотой и невинностью. Она воспитывалась у родителей своей мамы Океана и Тифеиды, когда познакомилась с будущим мужем. Счастливая пора семейной жизни принесла Зевсу и Гере двух дочерей Гебу и Илифию и сына Ареса. Последний был любимцем своей матери, в то время когда отец относился к нему презрительно из-за слишком горячего нрава. Геба во время пиров приносила богам нектар и амброзию, а Илифия почиталась греками как богиня родов.

Однако медовый месяц, который длился 300 лет, закончился, после чего Зевс вернулся к беспорядочной добрачной жизни. Его постоянные связи с другими женщинами унижали и оскорбляли гордую Геру

Ее жестокий нрав и мстительность оборачивались настоящей бедой для всех девушек, имевших несчастье привлечь внимание Зевса. Гера в греческой мифологии выставляется мудрой, но ей не хватает терпения, чтобы закрыть глаза на интриги супруга

Отец Зевса намеревался съесть его при рождении

Согласно греческой мифологии, Кронос сверг своего отца Урана и правил миром вместе со своей женой Реей. Гайя, жена Урана и греческая богиня, олицетворяющая землю, сказала Кроносу, что один из его детей свергнет его, как он сверг своего отца. У Кронуса было несколько детей с Реей, но они проглотили их всех при рождении. Однако, когда ее шестой ребенок Зевс должен был родиться, Рея искала Гайю, чтобы разработать план по его спасению. Рея тайно родила Зевса на Крите, спрятала его в пещере и вместо этого дала Кроносу камень, завернутый в его одежду,который он проглотил. В пещере за Зевсем ухаживала нимфа, известная как Амальтея, которая также была козой. Младенца Зевса также охраняли кюреты, молодые воины, которые каждый раз сталкивались со своим оружием, когда Зевс плакал, чтобы замаскировать его крики.

Артемида в Троянской войне

Артемида в эпической Илиаде Гомера играет незначительную роль в Троянской войне, которая велась против города Трои со стороны греков. Так, Аполлон, брат Артемиды, был бог — покровитель Трои и выступает за троянцев. Она также приняла сторону Трои. Известный эпизод в начале Троянской войны включает битву между королем Трои Агамемноном и Ахиллесом, величайшим греческим воином. Как раз перед осадой Трои, король Агамемнон, плывя на судне к городу, хвастался, что его охотничьи навыки лучше, чем у богини. Недовольная этим Артемида вызвала штиль на море и остановила плавание Агамемнона в Трою в качестве формы наказания. Пришел оракул и сказал Агамемнону, что единственный способ убедить Артемиду позволить им продолжить свое путешествие — принести в жертву его старшую дочь, Ифигению, богине. Сильно желавший войну с троянцами, Агамемнон солгал своей дочери о женитьбе на Ахиллесе и должным образом предложил её в жертву. Тем не менее, Артемида, являющаяся покровительницей и защитницей молодых девушек,заменила девочку на оленя на жертвенном алтаре и сделал Ифигению жрицей в ее святилище в Тавриде.

Женщина-Гера в астрологии


По алхимии души представительницам прекрасного пола свойственен тип поведения какой-либо из греческих богинь. Женщины, принадлежащие к архетипу Геры, имеют такие же качества характера, как их греческий прототип. Измена мужа для них – настоящая трагедия, которая связана с очень глубокими и болезненными переживаниями. При этом они направляют свой гнев на соперницу, а не на неверного мужа. Мстительность и гнев – чувства, которые позволяют такой женщине чувствовать себя сильной, а не отверженной.

У женщин с архетипом Геры очень сильное женское стремление быть женой. Они ощущают пустоту и бессмысленность существования без партнера. Престиж и уважение замужней дамы для них священно. При этом им мало простого формального брака. Им нужны настоящие чувства и глубокая верность. Когда они не получают ожидаемого, то ожесточаются и начинают искать виноватого. Именно так и поступает в греческих легендах Гера. Мифология этого народа полна рассказами о том, как Зевс изменяет, а его супруга мстит соперницам.

Гермес

Гермес, сын Зевса и нимфы гор Майи, родился в горной пещере. Всего трех часов от роду он убил черепаху и смастерил из ее панциря лиру. После этого он украл у Аполлона стадо коров. Зевс приказал вернуть их, но, когда Аполлон выгонял спрятанное стадо из пещеры, Гермес заиграл на своей лире. Дивные звуки, издаваемые этим музыкальным инструментом, пленили Аполлона, и он в обмен на лиру отдал Гермесу своих коров. Гермес с младенчества отличался необыкновенной хитростью и ловкостью, так что он даже считался покровителем плутовства. Гермес — вестник богов, покровитель путников. Он — посредник между богами и людьми. Гермеса чтили и путник, и оратор, и купец, и даже вор. Посланник богов Гермес изображался обутым в золотые крылатые сандалии, с посохом в руке.

Примечания

  1. Ἥρα // Реальный словарь классических древностей по Любкеру
  2. Ζεύς // Реальный словарь классических древностей по Любкеру
  3. Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. Л., 1986. С.142
  4. Павсаний. Описание Эллады II 17, 4; Вергилий. Лидия 63-65 намёк
  5. Павсаний. Описание Эллады II 36, 1
  6. Аристофан. Птицы 603—604
  7. Гомер. Илиада XIV 296
  8. Нонн. Деяния Диониса XLI 324
  9. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 72, 4
  10. , III. 61.
  11. , Гера и её дети, с. 30.
  12. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 3, 1
  13. Овидий. Фасты V 251—256
  14. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 3, 5
  15. .
  16. .
  17. , Ангела.
  18. Павсаний. Описание Эллады II 13, 3
  19. , Гомеровские гимны I. 19—101.
  20. Delos // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885.
  21. , Гимны Гомера. I. 97—116.
  22. ↑ .
  23. , I. IV. 1.
  24. .
  25. ↑ , III. IV. 3.
  26. .
  27. , IV. 416—421.
  28.  (англ.). britannica.com. Encyclopædia Britannica. Дата обращения 18 февраля 2020.
  29. , IV. 418—541.
  30. , Ино.
  31. .
  32. , III. 357—401.
  33. .
  34. .
  35. Гигин. Астрономия II 43
  36. , I. 588—611.
  37. , kol. 264.
  38. ↑ , II. 1. 3.
  39. , I, 587—627.
  40. ↑ .
  41. , фрагмент 294. Эгимий, с. 183.
  42. , I. 626—627.
  43. .
  44. .
  45. .
  46. , I, 669—721.
  47. , II. I, (3).
  48. , XII. 70.
  49. , I. 720—723.
  50. Аргус, великан // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890. — Т. II. — С. 45.
  51. , Георгики. III. 147—153.
  52. ↑ .
  53. , 145.
  54. , I, 728—747.
  55. , kol. 265—269.
  56. , VIII. 3. 6.
  57. , III. 8. 2.
  58. ↑ , kol. 932.
  59. , II. 409—530.
  60. , II. 153—192.
  61. , 177.
  62. , II. 1. 5.
  63. .
  64. Гомер. Песнь девятнадцатая // Илиада = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича. Строки 97—113
  65. .
  66. , IX. 280—325.
  67. , XXIX. Галинфиада.
  68. Илиада XIV 249—262; XV 18-30
  69. Евстафий. К Илиаде XV 19 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.48
  70. Климент. Протрептик 36, 2, по Паниасиду
  71. , IV. 39, 3.
  72. Гомер. Песнь одиннадцатая // Одиссея = Οδύσσεια / Пер. В. А. Жуковского. Строки 601—604
  73. , Теогония. 950—955.
  74. , фрагмент 229, с. 162.
  75. , IX. 399—402.
  76. .
  77. .
  78. Павсаний. Описание Эллады II 22, 1
  79. Павсаний. Описание Эллады IX 39, 5
  80. Ликофрон. Александра 859 и комм.
  81. Ликофрон. Александра 1350
  82. Гесихий // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.223
  83. Нонн. Деяния Диониса XXXII 56; XLVII 512
  84. Зайцев А. И. Греческая религия и мифология / Под ред. Л. Я. Жмудя. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2004. — С. 102. — 208 с. — (Из наследия А. И. Зайцева). — 900 экз. — ISBN 5-8465-0141-9.
  85. Перевод с английского С. Г. Загорской, М. А. Калининой, Д. А. Колосовой. 70 чудес зодчества Древнего мира: Как они создавались? = The Seventy Wonders of the Ancient World. The Great Monuments and How They Were Built. — М: Издательство Астрель, 2004. — 304 с. — ISBN 5-271-10388-9.
  86. Холл, Джеймс. Словарь сюжетов и символов в искусстве = James Hall; introduction by Kenneth Clark. Dictionary of Subjects and Symbols in Art / Пер. с англ. и вступительная статья А. Майкапара. — М.: «Крон-пресс», 1996. — 656 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-323-01078-6.
  87. Платон. Государство II 381d
  88. Павсаний. Описание Эллады II 13, 4

Культ

Голова статуи Геры из храма Геры в Олимпии (англ.)русск.. Известняк. Ок. 600 гг. до н. э. Археологический музей Олимпии

Гере поклонялись как защитнице женщин, хранительнице брака и материнства. Её помощь во время родов — древнейшая функция Геры.

Культ был распространен в материковой Греции (особенно в Микенах, Аргосе, Олимпии), а также на островах (Самос, Крит).

Деревянный фетиш Геры находился на острове Самос, что свидетельствует о её древности. Вероятно, Гера — первое божество, которому греки посвятили перекрытое замкнутое святилище — Самосское, около 800 г. до н. э. Позже на его месте был построен Герейон, один из самых крупных греческих храмов вообще.

Анализ

Брак Геры с братом — рудимент древней кровно-родственной семьи. Хотя супружество Геры определяет её власть над другими олимпийскими богинями, по сути, в этом образе видны черты великого женского божества доолимпийского периода. Его черты — самостоятельность и независимость в браке, постоянные ссоры с верховным божеством, ревность, гнев. Гера преследует внебрачные связи мужа и как богиня-блюстительница моногамной семьи эпохи классической олимпийской мифологии.

Архаичность Геры заметна в том, что её ребёнком от прикосновения к земле было чудовище Тифон (это выдает её связь с хтоническими силами). Древность её также сказывается в том, что Арес, один из самых кровавых и стихийных богов — её сын.

Возможно, имела зооморфное прошлое. На это указывает её эпитет «волоокая» у Гомера и Нонна Панополитанского, а также то, что в жертву ей приносились коровы. Однако изображений её в нечеловеческом образе нет («В нашем распоряжении имеется огромный археологический материал, но не говоря уже о том, что никаких следов изображения Геры в виде коровы или с головой коровы нет, среди огромного количества культовых изображений микенских и домикенской эпох, так называемых идолов, нет ни одного с коровьей головой».).

При этом, прочно войдя в систему искони греческой героической мифологии, Гера является покровительницей героев и городов.

Любовная сцена обольщения Зевса с помощью пояса Афродиты для помощи ахейцам в троянской войне — среди благоухающих цветов и трав на вершине горы является явным аналогом крито-микенского священного брака Геры и Зевса, который торжественно справлялся в различных городах Греции, напоминая о величии матриархального женского божества. Брак праздновался и на Крите в Кноссе. Этот брак рассматривался как связь неба с землей, оплодотворяемой благодатным весенним дождем, напоминая о величии матриархального женского божества. Вестником данного дождя была кукушка. (В дни праздников Геры женихи приближались к алтарю богини в масках кукушки).

Храмы

Храм Геры на Самосе

В архитектуре известны замечательные храмы Геры, основная их часть была построена в Древней Греции. Самым выдающимся Геродот считал храм Геры на Самосе. Его историк включил в список чудес света.

Храмы в честь Геры назывались Герейонами (др.-греч. Ἡραῖον).

История происхождения имени Гера

Имя Гера имеет эллинистические корни — так звали одну из главных богинь в древнегреческом пантеоне. Богиня Гера была супругой верховного бога Зевса, его кровной сестрой и верной соратницей в делах власти. Во владениях Геры был институт брака, богиня считалась покровительницей супружеских уз и любви в браке.

Гера прославилась гипертрофированным чувством ревности в адрес своего любвеобильного мужа. Она мстила соперницам, как реальным, так и выдуманным в своем воображении, и ненавидела потомство Зевса от других женщин.

Но вместе с тем богиня была известна своим трогательным отношением ко всем живым существам. Зевс полюбил ее, когда она спасла от холода маленькую кукушку, пригрев ее на своей груди. Тогда богиня не знала, что кукушкой обернулся сам Зевс, чтобы завоевать ее.


С этим читают