Герой нашего времени

Предисловие

Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики. Но обыкновенно читателям дела нет до нравственной цели и до журнальных нападок, и потому они не читают предисловий. А жаль, что это так, особенно у нас. Наша публика так еще молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце ее на находит нравоучения. Она не угадывает шутки, не чувствует иронии; она просто дурно воспитана. Она еще не знает, что в порядочном обществе и в порядочной книге явная брань не может иметь места; что современная образованность изобрела орудие более острое, почти невидимое и тем не менее смертельное, которое, под одеждою лести, наносит неотразимый и верный удар. Наша публика похожа на провинциала, который, подслушав разговор двух дипломатов, принадлежащих к враждебным дворам, остался бы уверен, что каждый из них обманывает свое правительство в пользу взаимной нежнейшей дружбы.


Эта книга испытала на себе еще недавно несчастную доверчивость некоторых читателей и даже журналов к буквальному значению слов. Иные ужасно обиделись, и не шутя, что им ставят в пример такого безнравственного человека, как Герой Нашего Времени; другие же очень тонко замечали, что сочинитель нарисовал свой портрет и портреты своих знакомых… Старая и жалкая шутка! Но, видно, Русь так уж сотворена, что все в ней обновляется, кроме подобных нелепостей. Самая волшебная из волшебных сказок у нас едва ли избегнет упрека в покушении на оскорбление личности!

Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина? Если вы любовались вымыслами гораздо более ужасными и уродливыми, отчего же этот характер, даже как вымысел, не находит у вас пощады? Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?..

Вы скажете, что нравственность от этого не выигрывает? Извините. Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины. Но не думайте, однако, после этого, чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков. Боже его избави от такого невежества! Ему просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает, и к его и вашему несчастью, слишком часто встречал. Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж бог знает!

Герой нашего времени 2 стр. → Страницы: 1            Всего 7 страниц

«Онлайн-Читать.РФ»Обратная связь

Описание

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» – это история жизни Григория Печорина. Противоречивая эпоха создавала свои характеры, сложные для понимания. Григорий – очевидец времени, когда разгоралась борьба с самодержавием, проходит восстание декабристов, наблюдается застой в обществе.

Роман «Герой нашего времени» состоит из разных по объему и сюжету рассказов, действия которых проходят на Кавказе. Реальные жизненные ситуации легли в основу произведения, поэтому книгу читать интересно. Она затягивает реальностью описанных событий. Позиция автора постоянно меняется: то он рядом с героем, то отдаляется, осуждая и анализируя. Нет точного толкования поведения героя, М. Ю. Лермонтов оставляет это на откуп читателю. Каждый видит в нем свое, пытается разобраться и понять, что за характер скрывается за персонажем. Литература описывает не одного конкретного представителя, а целое поколение людей прошлой эпохи. Построение романа индивидуально, оно не выстраивает события по времени, по чувствам и героям. Полное восприятие можно получить только после прочтения всех глав.

Первая часть «Бэла» повествует о девушке. Красавица черкешенка понравилась Печорину. Он решил узнать, какова она – любовь дикарки. Интерес и страсть к девушке быстро угасают. Любовь поселяется в душе женщины, а мужчина мечтает только о расставании. Даже смерть Бэлы не вызывает у Печорина сожаления. Он смеется непроницаемым лицом, как будто радуясь такой развязке.

Вторая часть «Максим Максимович», в ней автор предлагает прочитать журнал, который вел Печорин. Глава «Тамань» помогает проникнуть вглубь души Григория. Герой следит за слепым мальчиком и загадочной девушкой. Слежка чуть не привела Печорина к гибели. Но он не думает, что может испортить людям жизнь, его волнуют только свои чувства. Он не испытывает неудобства, понимая, что сломал чужие судьбы.

«Княжна Мери» – центральная часть романа. Здесь читатель встречает настоящую любовь литературного персонажа. Противоречие натуры в его мелочности, участии в интригах и пустяковых разборках. Текст главы глубок и значим для понимания характера главного героя.

Глава «Фаталист» – рассказ о возможном фатальном исходе любых событий, невозможности изменить судьбу, но умении человека править своей жизнью.

Роман сравнивают с зеркалом, в котором современники писателя могли увидеть себя, понять истоки своих разочарований и найти причины безнравственных поступков.

Цитаты Печорина

Когда хвалят глаза, то это значит, что остальное никуда не годится.

Я иногда себя презираю…не оттого ли я презираю и других?

Радости забываются, а печали никогда.

Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера — напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь!

Где нам, дуракам, чай пить!

Я глупо создан: ничего не забываю, — ничего!


Самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким

На стене ни одного образа – дурной знак!..

Порода в женщинах, как и в лошадях, великое дело.

Мирный круг честных контрабандистов

Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!..

Милый мой, я презираю женщин, чтобы не любить их, потому что иначе жизнь была бы слишком нелепой мелодрамой

Я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги!

Без дураков было бы на свете очень скучно…

О самолюбие! ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар!..

Женщины любят только тех, которых не знают

Она его уважает, как отца, – и будет обманывать, как мужа… Странная вещь сердце человеческое вообще, и женское в особенности!..

Где есть общество женщин, там сейчас явится высший и низший круг

Честолюбие есть не что иное, как жажда власти

Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, – не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость

Зло порождает зло

Идеи – создания органические, сказал кто-то: их рождение дает уже им форму, и эта форма есть действие; тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше других действует; от этого гений, прикованный к чиновническому столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же, как человек с могучим телосложением, при сидячей жизни и скромном поведении, умирает от апоплексического удара

Страсти… …глупец тот, кто думает целую жизнь ими волноваться: многие спокойные реки начинаются шумными водопадами, а ни одна не скачет и не пенится до самого моря.

Чего женщина не сделает, чтоб огорчить соперницу?..


Нет ничего парадоксальнее женского ума: женщин трудно убедить в чем-нибудь, надо их довести до того, чтоб они убедили себя сами; порядок доказательств, которыми они уничтожают свои предупреждения, очень оригинален

С тех пор как поэты пишут и женщины их читают (за что им глубочайшая благодарность), их столько раз называли ангелами, что они в самом деле, в простоте душевной, поверили этому комплименту, забывая, что те же поэты за деньги величали Нерона полубогом.

Женщины… …я люблю их во сто раз больше с тех пор, как их не боюсь и постиг их мелкие слабости.

Я вышел из ванны свеж и бодр, как будто собирался на бал. После этого говорите, что душа не зависит от тела!..

Натура – дура, судьба – индейка, а жизнь – копейка!..

Гнаться за погибшим счастием бесполезно и безрассудно

Я замечал, и многие старые воины подтверждали мое замечание, что часто на лице человека, который должен умереть через несколько часов, есть какой то странный отпечаток неизбежной судьбы, так что привычным глазам трудно ошибиться

Как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!..

Другие персонажи

Азамат – черкесский княжич, неуравновешенный и корыстолюбивый юноша, брат Бэлы.

Казбич – молодой черкес, влюбленный в Бэлу и ставший ее убийцей.

Грушницкий – молодой юнкер, человек самолюбивый и несдержанный. Соперник Печорина, убитый им на дуэли.

Вера – бывшая возлюбленная Печорина, появляется в романе как напоминание о его прошлом в Петербурге. Вера искренне любит Печорина.

Ундина – безымянная контрабандистка, поразившая Печорина своей внешностью («ундина» – это одно из имен русалок, настоящего имени девушки читатель так и не узнает).

Янко – контрабандист, друг Ундины.

Вернер – доктор, умный и образованный человек, знакомый Печорина.

Вулич – офицер, серб по национальности, молодой и азартный человек, знакомый Печорина.

Личность Печорина

Сказать, что Печорин — необычный человек — это ничего не сказать. В нем переплетаются ум, знание людей, предельная честность к себе и неумение найти цель в жизни и низкая нравственность. Из-за этих качеств он постоянно попадает в трагичные ситуации. Его дневник поражает искренностью оценки своих поступков и желаний.

О женщинах

Не обходит нелестной стороной Печорин и женщин, их логику и чувства. Становится ясно, что женщин с сильным характером он сторонится в угоду своим слабостям, ведь такие не способны простить ему равнодушие и душевную скупость, понять и полюбить его.

О страхе жениться


При этом Печорин честно признается себе, что боится жениться. Даже находит причину этого — в детстве гадалка предсказала ему смерть от злой жены

О фатализме

Сложно точно сказать, верит ли Печорин в судьбу. Скорее всего не верит и даже спорил об этом с Вуличем. Однако, в тот же вечер решил сам испытать судьбу и чуть не погиб. Печорин азартен и готов проститься с жизнью, он проверяет себя на прочность. Его решимость и непоколебимость даже перед лицом смертельной опасности поражают.

О смерти

Печорин не боится смерти. По словам героя, все возможное в этой жизни он уже видел и испытывал в мечтах и грезах, а теперь скитается бесцельно, потратив на фантазии самые лучшие качества своей души.

Главные герои

Печорин Григорий Александрович – центральный герой всего повествования, офицер царской армии, натура чувствительная и возвышенная, но эгоистическая. Красив, великолепно сложен, обаятелен и умен. Тяготится своим высокомерием и индивидуализмом, но не хочет преодолеть ни того, ни другого.

Бэла – дочь черкесского князя. Вероломно похищенная своим братом Азаматом, становится возлюбленной Печорина. Бэла красива и умна, чиста и прямодушна. Погибает от кинжала влюбленного в нее черкеса Казбича.

Мери (княжна Лиговская) – знатная девушка, с которой Печорин случайно познакомился и приложил все силы для того, чтобы влюбить ее в себя. Образованна и умна, горда и великодушна. Разрыв с Печориным становится для нее глубочайшей трагедией.

Максим Максимыч – офицер царской армии (в чине штабс-капитана). Добрый и честный человек, начальник и близкий приятель Печорина, невольный свидетель его любовных похождений и жизненных коллизий.

Рассказчик – проезжий офицер, ставший случайным знакомым Максима Максимовича и выслушавший и записавший его рассказ о Печорине.

Жанры

  • Альтернативная история, попаданцы (937)
  • Без рубрики (20)
  • Биографии и мемуары (90)
  • Боевая фантастика (851)
  • Боевик (66)
  • Боевое фэнтези (110)
  • Воспитание детей (14)
  • Героическая фантастика (129)
  • Героическое фэнтези (90)
  • Городское фэнтези (115)
  • Деловая литература (13)
  • Детективная фантастика (57)
  • Детективное фэнтези (25)
  • Детективы (132)
  • Детская литература (10)
  • Детская проза (10)
  • Документальная литература (21)
  • Драматургия (31)
  • Зарубежная деловая литература (53)
  • Зарубежная классика (38)
  • Зарубежная классическая проза (18)
  • Зарубежная образовательная литература (12)
  • Зарубежная прикладная литература (26)
  • Зарубежная психология (54)
  • Зарубежная публицистика (14)
  • Зарубежная фантастика (56)
  • Зарубежные детективы (118)
  • Зарубежные любовные романы (71)
  • Здоровое и правильное питание (14)
  • Здоровье (35)
  • Иронические детективы (57)
  • Иронический детектив, дамский детективный роман (105)
  • Историческая литература (25)
  • Историческая проза (50)
  • Историческая фантастика (46)
  • Исторические детективы (27)
  • Исторические любовные романы (44)
  • Исторические приключения (32)
  • Исторический детектив (64)
  • История (55)
  • Карьера, кадры (14)
  • Киберпанк (34)
  • Классическая проза (102)
  • Классический детектив (32)
  • Книги про волшебников (36)
  • Контркультура (19)
  • Короткие любовные романы (17)
  • Космическая фантастика (147)
  • Криминальный детектив (14)
  • Крутой детектив (17)
  • Легкая проза (23)
  • Литература 20 века (17)
  • ЛитРПГ (110)
  • Личная эффективность (29)
  • Любовное фэнтези (171)
  • Любовное фэнтези, любовно-фантастические романы (295)
  • Мистика (11)
  • Морские приключения (10)
  • Научная фантастика (165)
  • Научно-популярная литература (21)
  • Остросюжетные любовные романы (67)
  • Полицейские детективы (13)
  • Полицейский детектив (62)
  • Попаданцы (93)
  • Постапокалипсис (25)
  • Поэзия (10)
  • Приключения (13)
  • Приключения для детей и подростков (11)
  • Проза о войне (22)
  • Психология и психотерапия (53)
  • Публицистика (23)
  • Русская классическая проза (66)
  • Самиздат, сетевая литература (81)
  • Саморазвитие / личностный рост (15)
  • Самосовершенствование (17)
  • Семейные отношения, секс (16)
  • Сказки народов мира (19)
  • Советская классическая проза (26)
  • Современная зарубежная литература (127)
  • Современная русская и зарубежная проза (308)
  • Современная русская литература (85)
  • Современные детективы (82)
  • Современные любовные романы (165)
  • Социальная фантастика (46)
  • Социально-психологическая фантастика (35)
  • Триллер (77)
  • Триллеры (93)
  • Ужасы (58)
  • Фантастика (17)
  • Фантастика для детей (23)
  • Фэнтези (667)
  • Шпионский детектив (13)
  • Эзотерика, эзотерическая литература (12)
  • Эротическая литература (37)
  • Юмористическая проза (25)
  • Юмористическая фантастика (97)

О книге «Герой нашего времени» Михаил Лермонтов

«Герой нашего времени» Михаила Лермонтова демонстрирует своеобразное очарование байроновского антигероя. Впервые напечатанный в 1840 году, роман рассказывает историю приключений офицера Печорина во время его путешествий на Кавказе. Он похищает прекрасную Бэлу, дочь представителя черкесского рода, сталкивается с контрабандистами, а также пытается завоевать любовь московской княжны, в то время, когда вновь заводит роман с его бывшей возлюбленной Верой. В конце концов, его интриги завершатся в поединке с товарищем офицером.

Печорин воплощает в себе концепцию «лишнего человека», появившуюся в русской литературе 19-го века. Он нигилист, чья меланхоличная чувствительность сочетается с цинизмом и постоянным ощущением скуки. Он остается дистанциированным от эмоциональных манипуляций, которые использует. Он сам признается, что не понимает, почему старается завоевать любовь девушки, хотя не имеет желания соблазнить и вступить в брак.

Пейзаж становится центральной фигурой повествования. Михаил Лермонтов создает незабываемые лирические описания горных пейзажей. Возвышенно дикий аспект природы был ключевой художественной концепцией для романтиков. Здесь непроницаемость ландшафта есть своего рода физическим коррелятом для самого Печорина, который является одновременно диким и непроницаемым.

Интересно, что жизнь Михаила Лермонтова, на первый взгляд, может показаться не такой уж далекой от сюжета «Героя нашего времени». Он также служил офицером на Кавказе, попадал в романтические передряги и потерял свою жизнь в поединке. Нет, конечно, писателя не следует путать с его героем, однако в этом сопоставлении и в названии самого романа можно понять, что в Печорине собралось некие типичные черты, характерные для отдельных людей того времени. И сам Печорин был вдохновлен Евгением Онегиным Пушкина, первым «лишним человеком» в русской литературе.

«Герой нашего времени» резонирует с сегодняшним днем и предвещает современные проблемы. Проблемы России в Центральной Азии были столь же неразрешимыми тогда, как и сейчас. Фатализм отображения «лишнего человека» возвестил нигилизм современного революционного террора. Но особенно поражает изображение холодных махинаций, которые происходят в отношениях между мужчинами и женщинами, где другой всегда остается непостижимым.

Произведение Княгиня Лиговская полностью

28.01.13
Михаил Юрьевич Лермонтов. Княгиня Лиговская
Глава I 12.04.13
Глава II 12.04.13
Глава III 12.04.13
Глава IV 12.04.13
Глава V 12.04.13
Глава VI 12.04.13
Глава VII 12.04.13
Глава VIII 12.04.13
Глава IX 12.04.13
Примечания 12.04.13

Герой нашего времени

Герой нашего времени

Ставший давно хрестоматийным «Герой нашего времени» изрешечен анализами текста и образов учителей и критиков, талантливых и не очень, современников Лермонтова и наших современников. Сейчас уже трудно представить, как зачитывались романом русская знать и сам император, какой фурор он произвел в русской литературе. Совершенный роман, превзойти который никому из титанов русской литературы так и не удалось. Умный, невероятно глубокий, философский и психологичный, увлекательный и динамичный. Без единого лишнего слова, безукоризненный текст, нисколько не устаревший, восхитительный. Прочтите его, не оглядываясь на авторитеты, прочтите внимательно и вдумчиво, и он непременно откроется вам совершенно неожиданными гранями.(с) MrsGonzo для LibreBook

Ашик-Кериб

Ашик-Кериб

«Ашик-Кериб» — запись сказки на русском языке, сюжет которой широко распространен в Закавказье, на Ближнем Востоке и Средней Азии. Лермонтов обозначил ее как турецкую сказку. Скорее всего, писатель услышал ее от азербайджанца. В дальнейшем сказка не подвергалась литературной обработке, ее автограф был обнаружен только 1936 году.Сюжет сказки представляет собой коллизию под названием «жених на свадьбе невесты» / «муж на свадьбе жены». Самым известным произведением такого рода является «Одиссея» Гомера. Известен такой сюжет и по некоторым русским былинам. В дальнейшем он укрепился в литературном творчестве многих писателей Европы и Америки. (с) MrsGonzo для LibreBook

Мцыри

Мцыри

В основе поэмы — трагическая история мальчика-горца, который был пленён русским генералом. Тот повёз его с собой, но дорогой ребёнок заболел. Монахи близлежащего монастыря пожалели маленького пленника и оставили жить в обители, где он и вырос. Так юный Мцыри оказался обречён на жизнь вдали от отечества, которая казалась ему жизнью узника. Мальчик всё время тосковал по родине. Однако постепенно подкидыш как будто привык к «плену», выучил чужой язык, был готов принять иную традицию, был окрещён и уже собирался принять монашеский обет. И в этот самый момент словно изнутри сознания семнадцатилетнего юноши возникает нечто иное, мощный душевный порыв, заставляющий его решиться на побег. Мцыри, воспользовавшись моментом, убегает из монастыря. Он бежит неведомо куда. Ощущение воли возвращает юноше даже то, что, казалось бы, навсегда отняла неволя — память детства. Он вспоминает и родную речь, и родной аул, и лица близких.

Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова

Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова

Сюжет поэмы вполне распространённый для романтического произведения и на первый взгляд достаточно прост. Во время царского пира молодой опричник Кирибеевич рассказывает о своей любви к красавице Алёне Дмитриевне. На что царь Иван Грозный повелел ему посвататься к своей возлюбленной и даже предлагает ему драгоценности, чтобы он преподнёс их в дар любимой женщине. Иван намеревается устроить свадьбу Кирибеевича и Алёны Дмитриевны. Однако Кирибеевич не говорит о самом главном, о том, что она венчана в церкви по закону христианскому с купцом Калашниковым. (с) Изька для LibreBook

Маскарад

Маскарад

Пьеса «Маскарад» имела огромное значение для Михаила Лермонтова. Он предпринял все возможные действия для преодоления цензурных запретов, предложив несколько редакций своего произведения. Но при жизни поэта пьеса так и не была допущена на сцену, уж слишком явным был ее протестный, социальный подтекст. Главный герой этой романтической пьесы с элементами социально-психологической драмы, Евгений Арбенин. Человек состоятельный, умный, с обладающий недюжинной силой воли, вращается в высшем обществе, не принадлежа ему по праву рождения. Его единственное утешение и единственная отрада, любовь всей его жизни – жена Нина. Великосветские затейники, шутки ради, решают сыграть на ревности Арбенина к жене.(с) MrsGonzo для LibreBook


С этим читают