Гурия

Рай по-исламски: нюансы загробного существования праведников

Какая жизнь в раю по исламу ожидает праведников, которые совершали только богоугодные поступки и прославились хорошими делами? Этот очень важный вопрос хотя бы однажды задает себе каждый мусульманин, ведь ожидание вечной счастливой жизни после окончания своего пути в этом мире вдохновляет и поддерживает в трудные времена. Так что же нужно знать правоверным, соблюдающим все правила, составленные пророком Мухаммадом?


Каждый мусульманин должен понимать, что, несмотря на частое употребление во множественном числе и разнообразное описание, ад и рай в исламе представляют собой конкретные места. Не существует нескольких видов рая — он един, но располагается на разных уровнях. Данный нюанс необходимо уяснить в первую очередь, чтобы в дальнейшем не путаться в описаниях райской жизни, приведенных в Коране и суннах.

Богословы утверждают, что в раю мусульман ждет вечное блаженство. Их жизнь будет похожа на мечту, которая стала явью. Каждый праведник получит все то, чего ему хотелось иметь в жизни. Он будет иметь золото и украшения с драгоценными камнями, одежды из шелка и парчи, а рядом будут сидеть философы и те, кто также своей жизнью заслужил право находиться в раю. Интересно, но в исламе принято считать, что человек в раю будет нуждаться во всем том же, что и при жизни. Только получать он это будет самым необычным образом. К примеру, мужчина, попавший рай, окажется там не один, а со своими женами. С ними он будет иметь интимные отношения, но вот дети от этой связи появиться не смогут. Кроме жен, к праведнику смогут приходить гурии божественной красоты, запрета на близкие отношения с ними не существует. Подобные нюансы существенно отличают христианское и мусульманское описания рая.

Почему ислам уделяет такое большое значение данной стороне вопроса? На эту тему богословы спорят довольно часто, но обычно они заявляют о том, что Аллах так сильно возлюбил людей и пожелал вознаградить их за праведную жизнь, что создал рай, где каждый получает все, чего был лишен в мире. Здесь можно вкушать самые изысканные блюда, наслаждаться общением с красивейшими женщинами, а те, кому посчастливится попасть на самый высокий уровень рая, сможет лицезреть Аллаха. Это считается наиболее желаемой наградой за праведную жизнь для каждого мусульманина.

Интересно, что все души в раю будут иметь один возраст

Неважно, во сколько лет человек покинул бренную землю, по ту сторону черты ему всегда будет тридцать три года. Это правило касается и женщин, и мужчин

Мусульмане в раю смогут не только вкушать необычные явства, но и пить вино. Оно не может опьянить, а вкус напитка сложно сравнить даже с самым изысканным вином, когда-либо созданным руками человека.

На сегодняшний день представления о том, как будет выглядеть жизнь в раю, в исламе используются во время проповеди. Когда перед богословами встает проблема привлечения новых последователей, они прибегают к красочному описанию райской жизни, уготованной праведникам. Нередко подобные описания применяют в своих проповедях и противники ислама. Используя отрывки текста из Корана, они представляют ислам грубой и приземленной религией, не пытаясь вникнуть в особенности данного течения.

О реках и садах

Так как рай представляет собой бесконечный и невероятно красивый сад, то естественно предположить, что он полон рек, прудов, озер и заводей. Праведники могут выбирать для себя реки с текущим медом или вином, а при желании в раю можно отыскать и молочные реки.

По поводу разделения сада на несколько частей богословы спорят до сих пор. Они уверены, что в нем находится несколько садов:

Адн. Фирдаус. Мава. Наим.

Каждый предназначен для тех или иных праведников. Самым прекрасным из этих мест является Адн. Однако не все богословы согласны с таким распределением территории райского сада. По их мнению, Адн – это конкретное место в раю. Неизвестно, что это – река, город, дворец или шатер. Но в любом случае праведники будут испытывать здесь невероятное блаженство.

Реки сада тоже имеют свои названия:

Сальсабиль. Тасмим. Маин. Каусар.

Последняя считается наиболее полноводной и самой красивой. Каусар предназначена специально для Пророка, в нее впадают все остальные реки райского сада.

Неизвестно, как именно могу течь реки по всем уровням рая одновременно. В Коране об этом не говорится, но ни один из богословов не может объяснить и расположение уровней относительно друг друга. Скорее всего, они не подчиняются законам физики и могут находиться даже в разных измерениях. Почему ислам в описании рая не раскрывает данный вопрос? Богословы считают, что Аллах велик и его чудесам нет предела. А значит и человеку не нужно пытаться найти объяснений всему.

География и климат

Регион Гурия расположен на западной стороне Черного моря. С севера граничит с Самегрело — Земо Сванетским районом, от которого его отделяет река Фичори. С юга граничит с Аджарской автономной республикой, от которой выделяется Месхетский хребет. С северо-востока Гурийский край также граничит с Имеретинской областью, а с юго-восток. Самцхе-Джавахетский край. С запада Гурийский край имеет 22-километровую береговую линию. Часть Гурийской области расположена на низменность Одиши-Гурия, а часть находится на северных склонах Месхетского хребта. Из общей площади региона 15 000 га было занято Национальным парком Колхиды. Эта край состоит из трех административных единиц: Муниципалитет Ланчхути, Озургетский муниципалитет, муниципалитет Чохатаури. Административный центр Гурии — Озургети. Регион многоводный. Его главные реки — Супса и Натанеби. В Гурии много малое озеро. Среди них взрослые озера Имнати и Джапанское озеро. Гурия богата минеральными водами, самыми известными из которых являются Набеглави. Гурия судя по природными условиями делится на природные части долы и горы. Приморские районы характеризуются влажным субтропическим климатом, умеренно жаркое лето и умеренно прохладная зима. Для горного климата характерно умеренное теплое лето и умеренная холодная зима. Горная часть Гурийского региона характеризуется слиянием морского и горного воздуха. Иза это поручено целебные свойства горных курортов. Среднегодовая температура составляет 12-14 ℃.

Царица Савская

Благодаря своей известности и влиянию пророк Сулейман обращался с призывом к истинной вере к жителям других государств, и их правителям. Соломон написал письмо царице Билкис, правившей в Йемене, в котором предложил ей уверовать во Всевышнего Аллаха. В этом письме было также приглашение царице Билкис посетить Палестину. После того, как йеменская царица посетила Палестину, она уверовала в Аллаха. 

О пророке Сулеймане в Священной Книге Коран сказано много. В каждом предании о нем содержатся важные примеры и наставления для мусульман. В истории, повествующей о встрече пророка Сулеймана с царицей Савской, верующие находят много поводов для размышлений.

Свидетельства этой встречи были найдены в Южном Йемене во время проведения археологических раскопок на территории, на которой когда-то располагалось древнее Сабейское царство. Когда ученые расшифровали надписи на руинах древнего дворца, которые были нанесены клинописью, они увидели, что в период между 1000 и 950 годами до нашей эры в этом дворце жила царица, которая предприняла путешествие в Иерусалим в город Аль-Кудс.

О том, как состоялась встреча двух этих правителей, у каждого из которых под властью были сильные экономически развитые и политические независимые государства, рассказано в суре под названием «Муравьи». В этой суре повествуется о том, как пророку Сулейману была принесена важная весть птицей удодом, которая была в составе его войск, о том, что существует столь же могущественная царица, как и сам царь Соломон: «Я обнаружил там женщину, которая царствует над ними. Ей даровано все, и у нее есть великий трон. [Затем удод разъяснил, что именно он обнаружил в поселении сабейцев. Он увидел женщину, которая владела несметными богатствами и имела хорошо оснащенную армию. Ей принадлежали крепости и башни, но самое главное — она восседала на величественном троне. Известно, что величие трона свидетельствовало о величии и могуществе правителя, а также большом количестве советников и приближенных». (сура Муравьи, 23 аят). Птица удод также сообщила пророку Сулейману о том, что в государстве, которым правит эта царица, люди забыли о Боге и поклоняются солнцу, будучи отвлечены от истинной веры самим сатаной.  


Когда же пророк Соломон услышал такую весть от удода, он отправил его с письмом, которое сам написал, и велел дождаться ответа. В Коране описываются и последующие события, которые развернулись после того, как царица Савская получила это письмо, в котором содержался призыв раскаяться и вернуться к поклонению истинному Богу.

Прочитав письмо, царица Савская поняла, что написано это письмо человеком очень властным, поскольку даже сам тон письма не допускал никаких возражений, и это очень впечатлило не только саму царицу, но и ее окружение. Сулейман в письме не требовал подчинения себе – он требовал возвращения самой царицы Савской, а также всего народа сабеян к истинной вере и к поклонению Всевышнему Аллаху.

Посоветовавшись со своим окружением, царица Савская решила отправить подарок Сулейману и посмотреть, что пришлет он в ответ. Царь Сулейман, получив подарок, решил, что его хотят подкупить, и заявил, что то, что даровал ему Всевышний Аллах, намного лучше всего того, что может он получить в дар. Он отправил своего посланника назад с повелением сообщить, что «Возвращайся к ним, а мы обязательно прибудем с войском, перед которым они не устоят, и изгоним их оттуда униженными и ничтожными» (сура Муравьи, 37 аят).

Когда же царица Савская явилась к Сулейману с визитом, она была так поражена увиденными красотами и богатствами, что уверовала всем своим сердцем и обратилась к поклонению Всевышнему Аллаху.

Неудивительно, что царицу Савскую так поразил дворец Соломона – из Священной Книги Коран известно, что его дворец был выстроен на основе самых передовых строительных технологий, какие только в то время существовали. Его украшали поистине великие произведения искусства, а пол его был выполнен из хрусталя – он был настолько прозрачным, что царица Савская, впервые ступив на него, подняла свои юбки, поскольку решила, что это вода.

Запланированные наслаждения

В христианском раю, куда попадают только праведники, не предусмотрено никаких наслаждений, кроме глубоко духовного постижения Бога. Это единственная награда, которую получает человек, — возможность избавиться от соблазняющей его плоти, от всех искусов греховного материального мира, полностью уподобиться небесным созданиям. Недаром райские обитатели — чистые души. Душам, сами понимаете, не нужно ни пить, ни есть, ни тем более заниматься сексом.

Чувства, которые они испытывают, сугубо возвышенные. Жизнь праведников на земле была трудной и мучительной, страдали не только их тела, но и их души. Теперь они избавлены от страданий и получают полное исцеление, вечную радость.

Иудейский рай, прародитель христианского, тоже был садом. И в этот сад тоже попадали только души праведников. Там эти души пребывали в ожидании, когда явится Мессия и вернет им исцеленные человеческие тела. Попасть в райский сад можно было, только пройдя семь небесных сфер. В первой сфере праведники избавлялись от всего, что делало их несчастными на земле.

Во второй — от тоски по оставленным дома родным. В третьей — от страстей и желаний. В четвертой — от всяких потребностей тела в пище и комфорте. В пятой — от всех земных помыслов. В шестой сфере избавившиеся от всего человеческого начинали слышать небесную музыку. В седьмой — они могли созерцать ангелов и Бога.

В результате они попадали в рай — сад божественной любви, с девственными деревьями, благоуханным ветром, дорожками, вымощенными изумрудами, с городом за золотыми стенами.

Рай в исламе несколько другой. В исламе вообще нет такого названия как «рай», он всегда именуется «ал-джанна», то есть «сад». Исламский рай — это тот самый Эдемский сад, где находился Адам до грехопадения, отличный плодоносящий сад благодати с фруктовыми деревьями и виноградниками. Те, кто удостоился того, чтобы попасть в райский сад, будут обслужены по полной программе.

Им предложат возлечь на удобные ложа и облекут в роскошные одежды, им предоставят возможность вкушать все, что им захочется, пить вина столько, сколько они могут выпить. Дни они будут проводить за пиршественным столом, ходить по разостланным коврам, не страдать ни головной болью, ни похмельем.

Вино, как сообщают все исламские источники, пьянить не будет. Каждое их желание будут упреждать райские официанты — мальчики с кубками, сосудами и чашами. И каждому вошедшему в рай будут предоставлены полногрудые и большеглазые девственницы, которые именуются гуриями.

Среди хадисов Мухаммеда имеется такое описание этого блаженного места с райскими девами:

«Посреди садов вечности дворцы из жемчуга. В таком дворце 70 помещений из красного яхонта, в каждом помещении 70 комнат из зеленых изумрудов, в каждой комнате ложе, на каждом ложе постелены 70 постелей всех цветов, на каждой постели жена из большеглазых, чернооких. В каждой комнате накрыт стол, на каждом столе 70 видов еды. В каждой комнате 70 слуг и служанок. И каждое утро верующему дается такая сила, что он может справиться со всем этим».

Словом, награда за земные труды не только эстетическая (созерцание райских красот), не только духовная (постижение божественной любви), но и совершенно чувственная — телесные удовольствия. Попавшие в «ал-джанну» наслаждаются едой, напитками и всеми земными радостями.

Есть ли в райских садах животные?

На протяжении всей жизни человека сопровождают животные. К некоторым он так привязывается, что испытывает настоящую тоску после смерти живого существа. Поэтому рано или поздно у каждого мусульманина возникают мысли о том, есть ли животные в раю.


Ислам на этот счет высказывается однозначно – в Судный день они тоже будут воскрешены и подвергнутся суду. Однако у животных нет той степени разум как у человека, поэтому они лишены понимания добра и зла, а также других категорий, которыми Аллах оценивает деяния каждой души. Но все же в Коране упоминается, что к животным будет применяться своя мера суда. Если они полностью выполнили свое земное предназначение, то им полагается награда, об особенностях которой в священных текстах не написано. Известно, что после Судного дня все тела животных обратятся в прах, но души их обладают бессмертием так же, как и людские.

В целом судьбы их душ не определены, поэтому сложно сказать, что им уготовано. Это ведомо только Аллаху, но существуют десять животных, которые сумели заслужить место в раю тем, что помогали праведникам или защищали их от зла. Перечислять их всех мы не будем, а лишь отметим нескольких. В этот список попал бык Ибрагима, муравей Сулеймана, верблюдица Салиха и так далее.

Кроме данной категории животных, для жизни в раю предназначены те, которые были принесены в жертву Аллаху. Им полагается награда в виде нахождения в роскошных садах вместе с праведниками и праведницами.

Гурии в хадисах[править]

Те женщины, которые войдут в Рай, за те благодеяния, которые они совершали на земле, будут превосходнее и красивее гурий.

  — Мухаммед

Женщины этого мира превосходят гурий в семьдесят тысяч раз.

  — Мухаммед

Если бы одна из райских женщин явилась обитателям земли, то она осветила бы весь мир и всё, что в нём, и наполнила бы его ароматом. Одно её покрывало лучше, чем весь этот мир и то, что в нём.

  — Мухаммед

Каждый раз, когда в этом мире женщина причиняет страдания своему мужу, его жена из числа гурий говорит: ‘Не мучай его, да разразит тебя Аллах! Он ведь только твой гость, который уже скоро покинет тебя (и отправится к нам!).

  — Мухаммед

Ве­рую­ще­го в Раю на­де­лят та­кой си­лой, что он смо­жет всту­пать в бли­зость столь­ко-то раз». Его спро­си­ли: «По­слан­ник Ал­ла­ха, не­у­же­ли он вы­дер­жит это?» Он от­ве­тил: «Ему бу­дет да­ро­ва­на си­ла ста .

  — Мухаммед

Аллах отмечает павшего мученика шестью почестями: … А ещё он женится на семидесяти двух гуриях, и ему будет позволено заступиться за семьдесят родственников.

  — Мухаммед

Райские гурии, словно рубины и кораллы. Человек взглянет на лицо их и увидит собственное отражение в её щеке яснее, чем отражение в зеркале. Даже самая маленькая жемчужина на них озаряет своим сиянием восток и запад.

  — Мухаммед

У Пророка спросили: «Мы будем в раю вступать в половую связь?» Пророк ответил: «Да, клянусь Аллахом, у которого в руках моя душа. Это будет близость с влечением и желанием. Причем после этой связи, возлюбленные снова вернутся к вам девственницами». — Сборник хадисов Ибн Хиббана

«Однажды пророка спросили: „О посланник Аллаха, будем ли мы в Раю сближаться с нашими женами?“ Он ответил: „Поистине, человек в Раю будет сближаться с сотней девственниц в день!“

  — Абу Хурайра

Я спросил: «О Посланник Аллаха! Разъясни мне слова Аллаха: „Черноокие, большеглазые гурии“» Посланник Аллаха сказал: «Они белокожие, большеглазые, с подведенными глазами, словно черные крылья птицы» Я спросил: «О Посланник Аллаха! Объясни мне аят Аллаха: «Они (гурии) словно рубины и кораллы» Посланник Аллаха сказал: «Они прекрасны словно перламутровые жемчужины в раковине, которых не касалась ещё рука человека» Я спросил: «О Посланник Аллаха! Разъясни мне аят Аллаха: «В тех садах Рая есть девы добродетельные, прекрасные» Посланник Аллаха сказал: «Они прекрасного нрава и красивы лицом» Я спросил: «О Посланник Аллаха! Разъясни мне аят Аллаха: «Они подобны совершенному яйцу, которых не коснулась пыль». Посланник Аллаха сказал: «Они белокожи, словно яичная скорлупа, и утонченны» Я спросил: «О Посланник Аллаха! Разъясни мне аят Аллаха: «Они ласковы, любящи к мужьям и ровесники друг другу» Посланник Аллаха сказал: «Они на земле умирали старыми, с помутневшими глазами, седые и немощные, но в Раю Аллах сотворит их девственницами, любящими женами, влюбленными и преданными, ровесниками друг другу» Я спросил: «О Посланник Аллаха! Мирские женщины возвышенней гурий или же Райские большеокие гурии возвышенней мирских женщин?» Посланник Аллаха сказал: «Мирские женщины возвышенней и превосходней Райских гурии, как внешняя сторона одежды красивей и дороже внутренней её подкладки» Я спросил: «Но почему, Посланник Аллаха?» Он объяснил это так: «Аллах осветит их лица лучезарным светом как воздаяние за совершенные намазы, посты и поклонение Аллаху и оденет их в шелковые платья. Их кожа белая, платья зелёного цвета, украшения жёлтого цвета, сосуды для их благовоний из жемчуга, расчески из золота. Они скажут так: „Мы пребудем здесь навечно. Мы любящие и счастливые. Никогда не познаем огорчений и печали. Мы останемся здесь навечно, не переселимся в другой мир. Мы довольны своим положением и рады всему. Ни на кого не рассердимся и не разгневаемся. Как счастливы мы, что мы их жены, и как счастливы наши мужья, что мы жены для них“». — Молодость и смерть, стр. 422—423

Степени рая в исламе

Каждый уровень райских садов имеет свое название и врата. Они предназначаются для размещения праведников разных категорий, об этих группах упомянуто в Коране. Мы отметим каждую райскую ступень:

  • Дар аль-хульд. Покинуть эту часть праведникам не удастся, ведь недаром она называется «жилище вечности». Аллах наградил души, попавшие сюда наивысшим блаженством, которое будет длиться вечно, если Он не решит иначе.
  • Дар ас-салам. Здесь все праведники находятся в мире, так как они защищены от бед и неприятностей. Аллах помогает им в любых начинаниях и призывает к нахождению именно в этом месте.
  • Дар аль-мукама. В жилище пребывания праведники защищены от усталости и утомления. Они вечно будут полны сил и намерений совершать благие поступки.
  • Джаннат аль-мава. Мусульмане называют эту часть рая «садом приюта» и она относится к самым красивым.
  • Джаннат Адн. Этот сад можно считать полным аналогом библейского Эдема.
  • Аль-Фирдаус. Об этой части рая особенно много написано в священных текстах. Здесь находится все, что только может вообразить человеческий разум. Поэтому именно сюда стремятся попасть все мусульмане, тем более, что выше располагается Трон Аллаха и все, находящиеся на этом уровне, получат право лицезреть Творца.
  • Джаннат ун-на. В сады на данном уровне будут направлены те, кто совершал только благие дела в своей земной жизни.
  • Аль-макам. Сюда Аллах вознамерился поместить богобоязненных людей. Те, кто не делал дурных дел из любви и страха перед Всевышним, будут вечно находиться в этом саду.
  • Аль-амин. Название этого райского сада имеет в переводе с арабского несколько значений, но все они связаны с безопасностью.
  • Макад сыдк. Этот сад считается обителью правды, где исполняются истинные желания. Если вы хотите получить любовь, то именно это и станет вашей наградой в раю. Однако желание должно быть самым сильным.

Богословы не имеют представления о том, как и чем уровни разделяются. Однако они уверены в том, что только Аллах в праве решать, кто и куда будет направлен, а также сможет ли человек покинуть пределы того либо иного райского сада.

Джинны и Гурии в Исламе

Арабский мир чудесных мифических созданий чрезвычайно разнообразен и известен с древнейших, еще до исламских, времен.

Пери

Самыми прекрасными среди них являются спутницы праведников – небесные девы Пери (от иранского «пари»), напоминающие индийских апсар.  Вечно девственные, они существуют в ароматах благовониях от религиозных приношений, прокладывают звездные пути или посылают своих волшебных птиц за душами избранников, чтобы те не сбились с пути.  Но в гневе, когда они сражаются с джиннами, нежные и любящие Пери страшны.  В такие времена хвостатые кометы и огненные звезды, так и падают с небес на землю!

Гурии

Несколько отличаются от этих прекрасных созданий, воспетых европейскими романтиками, гурии (черноокие), сопровождающие святых в Джанне, исламском раю.  Люди, испытавшие страдания во время земной жизни и совершившие героические подвиги во славу Аллаха, на том свете познают все радости небесной жизни.  Они возлежат на ложах в коврах, на них зеленые одеяния из парчи и серебряные ожерелья.  Им дано вкушать любые плоды и дичь, запивая еду изысканными напитками. Прислуживают праведникам прекрасные отроки.  В воздаяние за то, что они делали, им даны супруги “большеглазые”.  И душой эти полупрозрачные девы, сотканные из благовоний, имеют на груди надпись, имя Аллаха и их праведного супруги.

Гулы

Полная противоположность Гуриям являются другие женские духи – чудовищные Гулы великанши из рода джиннов.  У них омерзительные физиономии, а тела, хоть и состоят из призрачной субстанции, обладают большой физической силой.  Основная задача этих малосимпатичных существ состоит в том, чтобы вредить людям.  В целях маскировки они могут менять внешность, притворяясь миловидными, но стоит мужчине лишь чуть расслабиться, как гула предстанет перед ним в своем истинном облике, набросится, растерзает и заживо съест несчастного.

Впрочем, не гнушались они и мертвечиной, которую добывали, разоряя свежие могилы. Иногда эти твари незаметно пристраивались в хвост пышных похоронных процессий, дождавшись, когда родственники уйдут, вырывали покойника и устраивали свой отвратительный пир.  Поэтому во многих арабских семьях старались устраивать похороны поскромнее, чтобы не привлечь внимания гул.

Джинны

Вообще, джинны – крайне противоречивый род.  В Мекке в доисламскую эру их даже считали родственниками Аллаха, почти. Об этом почувствуется в Коране в суре «Стоящие в ряд»:

«И устроили они родство между Ним и джиннами».

И в суре «Скот»:

«И устроили они Аллаху сотоварищей из джиннов … »

В те времена джиннов считали богами, приносили им жертвы и молили о помощи:

«Мужи среди людей приходили к мужам среди джиннов … » (сура Джинны).

Согласно исламской традиции, эти духи созданы Всевышним раньше людей и представляют собой воздушные или огненные тела.  Владеющие разумом, они могут принимать практически любую форму и в состоянии исполнять самые сложные задания.  Колдуны с помощью сложных заклинаний могли заточать огромных джиннов в небольших сосудах.

Название рая в исламе

Интересно, что у мусульман существует несколько слов, обозначающих рай. Богословы делят их на две группы, каждая из которых включает в себя большое количество определений.

Про рай в исламе говорится как про сад или сады, поэтому и обозначают его арабским словом «джаннат». Во многих священных текстах Джаннат употребляется именно в значении «райский сад» во всем многообразии его форм. Мусульмане очень часто при обозначении места, где их душа обретет вечные покой и радость, применяют в речи устойчивые словосочетания. Их можно рассматривать как названия рая, а также как его характеристики. Интересно, что в каждом из подобных выражений используется слово «джаннат». К примеру, рай нередко именуют «садом пристанища». На арабском это будет звучать как «джаннат аль-мава». Если рассмотреть иное название – «сад вечности», то в изначальном звучании это читается и произносится как «джаннат аль-хульд». Богословы очень любят использовать в своей речи названия рая из этой категории, так как считают их наиболее полно раскрывающими его суть.

В суннах и Коране рай часто подается в смысле обители, того места, где начинается главная жизнь каждого правоверного. Дело в том, что по представлениям мусульман его существование в этом мире является всего лишь подготовительным этапом. После него душа попадает в ахират – потусторонний мир, ради которого человек и совершал благие дела, стараясь заслужить вечную жизнь. Поэтому рай и считается обителью, что на арабском языке звучит как «дар». С этим словом образуются сочетания, представляющие собой варианты названий рая и его характеристику по аналогии с предыдущим вариантом. Например, в текстах нередко можно найти такое словосочетание, как «дар ас-салям», которое в дословном переводе обозначает «обитель мира». Если вам встретилось название «дар аль-мукама», то знайте, что оно тоже относится к раю, но переводится как «обитель вечного пребывания».


В общем, у мусульман существует не менее десяти названий рая, причем все они употребляются довольно широко. В первое время это путает верующих, недавно принявших ислам. Однако со временем они признают, что подобное обилие названий и эпитетов вполне оправдано, так как позволяет получить наиболее полное представление о том, какая жизнь ожидает их в раю.

О достопримечательностях

Несмотря на то, что туристические маршруты пролегают через Гурию, неискушенный путешественник вряд ли найдет здесь много интересного. Как уже говорилось, значимые исторические события обошли эти земли стороной, местные монастыри и крепости малоизвестны. А те достопримечательности, что входят в туристические справочники, находятся в запущенном состоянии.

Крепости. На самом деле, их много, но известны только две: крепость царицы Тамар и крепость Аскана. Вы, конечно, можете их посетить, но смотреть особо не на что: экскурсий нет, а руины основательно заросли. К крепостям можно отнести княжеский дворец Гуриели в столице региона, но построен он поздно – в 1863 году, поэтому особой исторической ценности не представляет.

Крепость царицы Тамар

Монастыри. Туристические путеводители содержат в себе 20 гурийских храмов и одну мечеть. Предпочтительнее посетить два самых крупных монастыря – Шемокмеди и монастырь в Джумати.

Национальные парки. На Гурию «наползла» часть национального парка Колхети. Это довольно примечательное место – болота и субтропические леса, образовавшиеся в Третичном периоде (65 миллионов лет назад, после гибели динозавров). Пожалуй, это наиболее освоенная в плане туризма часть региона. Отдыхающих сюда часто возят на экскурсии для пешеходного туризма и наблюдения за птицами.

Национальный парк Колхети

Музеи. На удивление, единственные этнографические музеи в Чохотаури и Ланчхути очень неплохи. А чохотаурский еще и бесплатен. В Озургети — столице Гурии — есть исторический музей, но последние два года он закрыт на ремонт.

Побережье. 20-километровая полоса морского берега представляет собой ровный песчаный пляж, пригодный для купания. Приморская зона застроена с разной степенью интенсивности, поэтому сервис найти здесь непросто.

Наибольший интерес в плане природы вызывает городок Поти и озеро Палеостоми. Рядом с озером (которое скорее лиман, отделенный от моря двухкилометровым отрезком суши) археологи недавно нашли поселение, датируемое II веком н. э. Предположительно это остатки города Фасиса – одного из морских портов легендарной древней земли Колхиды, куда Ясон плавал за золотым руном.

Озеро Палеостоми

Еще одним местом интереса является приморский городок Уреки, но о нем мы подробнее расскажем чуть ниже.


С этим читают