Как научить ребенка выговаривать звук «ч»

Особенности согласных звуков

а) Согласные звуки делятся на твердые и мягкие. Большинство твердых и мягких согласных образуют пары по твердости-мягкости:


— ,  — ,  — ,  — ,  — ,  — ,  — ,  — ,   — ,  — ,  — ,  — ,  — ,  — ,  —

(апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). Например, лук — и люк — .

б) У некоторых согласных звуков отсутствуют соотносительные пары по твердости-мягкости, то есть в языке существуют непарные твердые согласные , , (всегда только твёрдые) и непарные мягкие согласные , , (всегда только мягкие).

Примечания:

  • у звуков , не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в некоторых учебниках она обозначается;
  • звук обозначается на письме буквой щ;
  • черта сверху над звуком обозначает удвоенный (долгий) звук. В некоторых учебниках обозначают долгие согласные так: — ванна.

в) Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, называются звонкими (например, , , , и др.); если в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки называются глухими согласными (например, , , , и др.). Большинство звонких и глухих согласных в русском языке образуют пары по звонкости-глухости:

— , — , — , — , — , — , — , — , — , — , — . Сравните: бить — пить, год — кот, жить — шить.

г) Звуки , , , , |м′], , , , не образуют соот­носительной пары с глухими согласными, следовательно, они являются непарными звонкими (непарные звонкие согласные еще называются сонорными, это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И наоборот, глухие согласные, не образующие пары со звонкими, являются непарными глухими. Это звуки , , , .

В потоке речи звучание одного звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление называется ассимиляция. Так, в слове жизнь звук , стоящий рядом с мягким , тоже смягчается, и мы получаем звук .

Таким образом, произношение слова жизнь записывается так: . Сближение звучания возможно также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, звонкие согласные в позиции перед глухи­ми и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухи­ми.

Следовательно, происходит оглушение согласных. Например, лодка — лока, сказка — скака, воз — во. Возможно и об­ратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звон­кими тоже становятся звонкими, то есть озвончаются. Напри­мер, косьба — коба, просьба — проба.

Дифференциация звуков Ч-Т, Ч-Ц, Ч-Щ

Звук «Ч» состоит из смешения звуков «ТЬ» и «Щ». Если у ребенка корректно поставлены эти 2 звука, то проблем с постановкой «Ч» не возникнет.

Если у ребенка возникают затруднения при смене положений передней части языка или удержание смычки между коренными зубами и боковыми краями языка, то логопед помогает механическим способом. Края языка к коренным зубам прижимаются шпателем или черенком столовой ложки.

При дифференциации опорных звуков стоит обращать внимание детей, что кончик языка при произношении стучит в небо за верхними зубами. Нужно объяснить, что «Ч» — короткий звук, в нем отсутствует призвук «Ш»

Если «Ч» не получается, стоит попросить ребенка произнести длительное «ТШ», ускоряя темп, пока не получится «Ч».

Упражнения на дифференциацию «Ч» от близких звуков:

  1. Показать картинки со словами: летчица, ученица, горчица, волчица, птичница, отличница, молочница, лечебница, чечевица, цыпочки, учительница, чернильница, цыпленочек. Попросить детей разделить картинки на группы с «Ч» и «Ц».
  2. Показать картинки со словами: овца, куча, гуща, цепь, щель, лицо, плечо, четыре, щепка, цапля, чайка, цирк. Попросить детей разделить картинки на группы с «Ч», «Ц» и «Щ».
  3. Читать словосочетания: черный скворец, чистая улица, чужая пуговица, черная курица, коричневые рукавицы, чистая водица, колючие цветы, отличная певица, чужая граница, печеные яйца, жгучий перец, чуткий заяц, вечернее солнце, четвертый палец, точеное кольцо, целая чашка, цепкий крючок.

Рекомендуется разучить стихотворение:

На цветке сидит пчела, До чего она мала! Наша пчелка в хоботок Набирает сладкий сок. А цветок качается — Это ей не нравится.

Можно читать детям текст. Их задача — услышав «Ч», хлопать в ладоши, «Ц» — топать ногами.

Повела курица цыплят учить червяков искать. — Червяки бывают разные, и найти их не просто, — учила курица. Восемь цыплят слушали курицу. А два цыпленка не стали слушать. Они помчались искать червяка. Им хотелось первыми найти червяка. Один цыпленок споткнулся обо что-то и упал. — Это и есть червяк, — кричал цыпленок. — Мы откопаем его и отнесем этим глупцам. После долгих трудов цыплята все же откопали червяка и понесли червяка своим братцам. — Смотрите, червяк, — сказали цыплята и бросили… гвоздь. (По М. Петрову)

Требуется прочитать текст и разыграть по нему сценку:

Солнце улыбается В тысячу лучей, Солнцем освещается Тысяча вещей:

Луг, река, Над речкой мост, А по мосту едет воз, На возу мешки с пшеницей, На мешках сидит возница, Высоко сидит возница, С высоты видна станица.

Эти методы могут использоваться как на приеме у специалиста, так и в домашних условиях.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я

  1. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука: , , , . Происходит это в следующих случаях:
  • в начале слова: например, ель — ль, ёж — ж, юла — ла, яма — ма;
  • после гласного звука: моет — мот, поёт — пот, дают — дат, лаять — лать;
  • после разделительных ь,ъ: съем — съм, пьёт — пьт, льют — льт, рьяный — рьный.

Кроме того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и: соловьи — соловь.

  1. Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшеству­ющего согласного в позиции после согласных, парных по твер­дости-мягкости: мех — , нёс — , люк — , мял — .

Памятка:

  • Звуки  , , , , — звонкие (не имеют пары по звонкости-глухости)
  • Звуки , , , — глухие (не имеют пары по звонкости-глухости)
  • Звуки , , — всегда твёрдые.
  • Звуки , , — всегда  мягкие.

Правильная постановка звука «Ч»

Звук «Ч» — шипящий, глухой и мягкий. Для его произношения требуется больше воздуха и шума, чем голоса.

Артикуляция шипящих бывает верхней и нижней. При постановке звука специалисты ставят чаще верхнюю артикуляцию.

Корректная верхняя артикуляция звука «Ч»:

  • губы округлены, вытянуты вперед;
  • между резцами образуется небольшая щель;
  • кончик и передняя часть спинки языка приподняты, прижаты к переднему краю твердого неба;
  • в момент выхода воздушной струи передняя часть спинки отделяется от места смычки и образует щель с твердым небом;
  • мягкое небо поднято;
  • голосовые складки разомкнуты.

Корректная нижняя артикуляция «Ч»:

  • кончик языка упирается в нижние резцы;
  • спинка языка спереди смыкается с краем твердого неба;
  • при выдохе язык отходит от места смычки, образуется щель.

Обозначение на письме

Теперь вам известна информация о том, буква «й» твердая или мягкая. Но здесь возникает новый вопрос: «Как обозначается мягкость таких звуков на письме?» Для этого используются совершенно разные способы:

  • Буквы «е», «ю», «ё», «я» после согласных (не считая «ж», «ш», и «ц») свидетельствуют о том, что эти согласные являются мягкими. Приведем пример: дя´дя — , тётя — .
  • Буква «и», стоящая после согласных (не считая «ж», «ш», и «ц») свидетельствует о том, что эти согласные являются мягкими. Приведем пример: ми´лый – , лист – , ни´тки – .
  • Мягкий знак («ь») после согласных (не считая «ж» и «ш») представляет собой показатель грамматической формы. Он также свидетельствует о том, что согласные буквы являются мягкими. Примеры пример: даль – , мель – , просьба – .

Как видите, мягкость согласных звуков на письме передается не отдельными буквами, а их сочетаниями с гласными «е», «ю», «ё», «я», а также мягким знаком

Именно поэтому при фонетическом разборе слова специалисты рекомендуют обращать свое внимание на соседние символы

Что касается гласной буквы «й», то она является всегда мягкой. В связи с этим в транскрипции ее принято обозначать следующим образом: . То есть символ запятой, свидетельствующий о мягкости звука, необходимо ставить всегда. Этому же правилу подчиняются и , .

Буква «В» в различных азбуках, языках и системах

ВВасилий

В качестве примеров приведем также слова из разных областей, начинающихся на букву «В». Среди них имена собственные и нарицательные, общеизвестные и редкие.

# Слова

Слова начинающиеся на букву «В» Вагон, вода, ветер, ведро Слова заканчивающиеся буквой «В» Гнев, плов, актив, взрыв С буквой «В» в середине слова Два, ива, авто, бревно, букварь Слова содержащие несколько букв «В» Вверх, взвод, вовсе, вывод, вызов Страны Ватикан, Великобритания, Венгрия, Вьетнам. Смотреть все страны на букву «В»

Города Вашингтон, Варшава, Вена, Венеция, Воронеж. Смотреть все города на букву «В»

Животные Волк, верблюд, ворона, воробей, выдра. Смотреть всех животные на букву «В»

Овощи, фрукты и ягоды Вишня, виноград, ваниль. Профессии Вахтёр, ветеринар, водитель, водолаз, вокалист, врач. Смотреть все профессии на букву «В»

Все имена на букву «В» со значениями и происхождением Мужские имена Виталий, Владимир, Вячеслав, Василий, Влад. Смотреть все мужские имена на букву «В», а также их значение и происхождение Женские имена Валентина, Варвара, Вера, Виолетта, Виктория. Смотреть все женские имена на букву «В», а также их значение и происхождение

Загадки


* * *Волку, волчонку и волчицеНемножко нужно подучиться.Они совсем не знают, вот беда!С какой же буквы начались их имена? (Буква В)

Буква В

В большом высоком доме с названием Алфавит, жили-были буквы. Самая первая, как ты помнишь, на самом верхнем этаже, жила буква «А», после неё, этажом ниже, жила буква «Б»; а ниже буквы «Б» проживала буква «В» — третья буква Алфавита.

Буква «В» работала почтальоном. Дело в том, что ребята дружили с буквами и постоянно посылали им письма, посылки и разные подарки.

А буква «В» была самая быстрая. Она переворачивалась и вставала на свои два колёсика, вот так и превращалась в машинку и ехала очень быстро, вот так: В – В – В – В – В – В – В – В – В – В – В. Очень быстро она доставляла все подарки буквам от ребят и ребятам от букв.

И вот однажды буква «В» уехала в отпуск на море.

– Поеду, – говорит, – отдохну, на недельку всего. Посмотрю, что будет?

И уехала.

Прошло всего три дня, и вдруг раздался звонок. Это звонили буквы.

– Буква «В», приезжай скорее! Мы уже так долго ждём тебя! На почте уже нет места, куда ставить письма и посылки. Срочно приезжай!

Буква «В» скорее собрала вещи и приехала домой. Потом бегом, быстро поехала на почту, вот так: В – В – В – В – В – В. А там вся комната была заставлена письмами, посылками, и подарками от ребят. И работники почты уже не знали куда и что ставить.

– Ох! Сколько работы!

Буква «В» опять встала на свои колёсики и превратилась в машинку и стала быстро развозить вещи по адресам – по буквам: В – В – В – В.

Буква «В» работала очень быстро, и уже к вечеру все письма и посылки были развезены.

– Ух! – утёрла пот со лба буква «В», – Как я устала, но зато дело сделала. Сколько сейчас моих друзей-букв сидят и читают письма от ребят. А я устала и пойду спать, отдыхать.

И буква «В» легла спать.

Ей снилось, как ребята и буквы радовались полученным подаркам. А ещё снились вагоны, полные подарков, волны на море, ветер, и все слова на букву «В». Буква «В» уснула, и ты засыпай.

Автор — Дарья Луч

Полный фонетический разбор слова

План фонетического разбора:

  1. Орфографическая запись слова.
  2. Деление слова на слоги и место ударения.
  3. Возможность переноса.
  4. Фонетическая транскрипция слова.
  5. Характеристика всех звуков по порядку:
  • согласный – звонкий – глухой (парный – непарный), твёрдый – мягкий (парный – непарный), какой буквой обозначен;
  • гласный: ударный – безударный.
  1. Количество звуков и букв.
  2. Случаи несоответствия звука букве.

Образец разбора

  1. Приятели
  2. Слоги: при‑я́-те-ли (4 слога; ударение падает на 2‑й слог).
  3. Перенос: при-я-те-ли.
  4. п – согласный, глухой парный, твёрдый парный. р – согласный, звонкий непарный, мягкий парный. и – гласный, безударный. я скобка – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный. – гласный, ударный.т – согласный, глухой парный, мягкий парный. е – гласный, безударный. л – согласный, звонкий непарный, мягкий парный. и – гласный, безударный.
  5. 8 букв – 9 звуков.
  6. Буква я обозначает два звука – .

Таким образом, звуки речи отличаются от всех других звуков тем, что они образуют слова. Звук является наименьшей основной единицей языка наряду со словом, словосочетанием и предложением. Но, в отличие от них, звук не имеет смыслового значения.

Именно благодаря звукам мы различаем слова, которые слышим и произносим: дом и ром — различие в одном звуке. Звуки создают звуковую оболочку слов и этим помогают отличать слова друг от друга, т.е. выполняют смыслоразличительную функцию.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика — комплекс упражнений на развитие речевого аппарата. Артикуляционный аппарат — основа качественного звукопроизношения.

Он включает в себя:

  • язык;
  • губы;
  • мягкое и твердое небо;
  • челюсть.

Правила выполнения артикуляционной гимнастики:

  1. Задания выполняют поэтапно, последовательно по уровню сложности.
  2. На начальных занятиях комплекс выполняется перед зеркалом, медленно. Зеркало убирают после освоения ребенком правильной техники.
  3. Каждое упражнение отрабатывается по 10-15 подходов, к следующему переходят, когда у ребенка получается правильно говорить букву.
  4. В домашних условиях задания выполняют ежедневно для автоматизации и закрепления.
  5. Задания оформляются в игры, чтобы у малыша возникло желание продолжать работу.
  6. Если ребенок испытывает затруднение в процессе выполнения, то используют логопедические инструменты, черенок чайной ложки, палочку от мороженого.

Упражнения для развития артикуляционного аппарата:

  1. «Блинчик». Язык неподвижен, расслаблен, лежит на нижней губе, открывая верхние зубы и касаясь уголков рта. Такое положение удержать 10 секунд.
  2. «Чашечка». Из положения «Блинчик» поднять кверху и изогнуть боковые края и кончик языка к бугоркам. Удержать 10 секунд.
  3. «Заборчик». Открыть рот и поставить зубы верхней и нижней челюстей друг на друга, произносить звук «И». Удержать в течение 10 секунд.
  4. «Трубочка». Выполняя «Заборчик», губы вытянуть вперед и округлить, проговаривая длительное «О».
  5. «Варенье». Язык расслабить и положить на нижнюю губу, после облизать верхнюю губу. Челюстью не шевелить.
  6. « Фокусник». Рот открыт, передний край языка лежит на верхней губе, боковые края к ней прижаты, середина языка образует желобок. На кончик носа закрепить кусок ваты. Сделать сильный выдох, чтобы вата взлетела кверху.

Выполнение артикуляционных упражнений.

Отработка артикуляции «Ж»:

  1. Приложить руку на горло, произнести звук «Ш».
  2. Усилить громкость, чтобы горло завибрировало. Получится звонкий «Ж».
  3. Протягивать звук «Ж» 20-30 секунд.
  4. Перед зеркалом дети совместно с педагогом рассматривают, в каком положении находятся губы и зубы, как расположен язык.

Буква «Й» в различных азбуках, языках и системах

ЙИван Краткий

В качестве примеров приведем также слова из разных областей, начинающихся на букву «Й». Среди них имена собственные и нарицательные, общеизвестные и редкие.

# Слова

Слова начинающиеся на букву «Й» Йод, йогурт, йог Слова заканчивающиеся буквой «Й» Май, рай, чай, край, клей С буквой «Й» в середине слова Айва, дюйм, война, бойлер, двойник Слова содержащие несколько букв «Й» Буйный, шейный, чайный, крайний, швейный Страны Йемен. Смотреть все страны на букву «Й»

Города Йена, Йорк. Смотреть все города на букву «Й»

Животные — Овощи, фрукты и ягоды — Профессии — Все имена на букву «Й» со значениями и происхождением Мужские имена — Женские имена —

Загадки

* * *Этой буквой мажут раны,Часто завтракают мамы -Им давно рецепт знакомСвежих фруктов с молоком.(Буква Й — йод, йогурт)

Про букву Й

Этажом ниже, прямо под буквой «И», жила-была её сестричка, буква «Й». Это была её полная противоположность. Во-первых, она была совсем не певучая. Вот попробуйте её спеть: Й-Й-Й-Й. Нет, не получается.

Во-вторых, если буква «И» всех соединяла, то буква «Й» наоборот, разъединяла. Но не слова, а буквы. Если послушать слова «майка», или «лайка», то кажется что они состоят из двух разных частей, так уж постаралась буква «Й».


– Ну и что же в ней было тогда хорошего? – спросишь ты.

А у буквы «Й» была одна особенная отличительная черта. Это то, что её ещё и отличало от буквы «И». Вот послушай историю, и ты всё поймешь.

Однажды буквы «И» и «Й» пошли прогуляться. Гуляли они, гуляли и зашли в кафе, покушать чего-нибудь вкусненького. Сели они за стол, взяли в руки «меню». Это такой список, где написано обо всём, что можно в кафе заказать и скушать. Буквы почитали внимательно это «меню». Там было много всего вкусного.

К ним подошёл официант и спросил:

– Что будете заказывать?

Общие сведения

Прежде чем рассказать о том, какой является буква «й» (мягкой или твердой), следует выяснить, почему буквы русского алфавита вообще делятся по таким признакам.

Дело в том, что у каждого слова имеется своя звуковая оболочка, которая состоит из отдельных звуков. Следует отметить, что звучание того или иного выражения полностью соотносится с его значением. При этом у разных слов и их форм совершенно разное звуковое оформление. Причем сами звуки не имеют никакого значения. Однако они выполняют важнейшую роль в русском языке. Ведь благодаря им мы может легко различать слова. Приведем пример:

  • – – ;
  • – , – , – .

Автоматизация звука Ж

Продолжительность логопедических занятий зависит от возраста дошкольника, длятся они от 15 до 30 минут.

Упражнения по автоматизации «Ж» включают в себя проговаривание:

  • пословиц,
  • скороговорок,
  • стихов,
  • потешек.

Сначала «Ж» включают в слоги, затем в слова, постепенно усложняя задания. Комплекс направлен на формирование зрительного, слухового, артикуляционного и речевого контроля.

Скороговорки для автоматизации «Ж» в речи (для детей 4-5 лет):

  1. Жук жужжит над абажуром.
  2. Жужжит жужелица, жужжит и кружится.
  3. Режет ежик ножом коржик.
  4. Жаворонок в жару кружил над жнивьем
  5. В живом уголке жили ежи да ужи.
  6. Слишком много ножек у сороконожек.

Частое повторение стихов и скороговорок на букву Ж ускорит результат.

Потешки для закрепления «Ж» (для детей 5-6 лет):

  1. У ежа — ежата, у ужа — ужата. Ужата — у ужа, ежата — у ежа.
  2. Желтый желудь Дрожал над лужей.
  3. Жук жужжит — он встать не может, Ждет он, кто ж ему поможет. Жужжит над жимолостью жук. Тяжелый на жуке кожух. Жук летает над лужком, Он устал ходить пешком.
  4. Жану нужен ножик, Жанне нужен ежик.
  5. Увижу Женю — покажу ежа, Увижу Жанну — покажу ужа.
  6. Жарко жабе в теплой луже Жаба ждет дождя и тужит
  7. Жук-жучок, желтый бочек, На лужайке не лежи, полетай, пожужжи.
  8. Что на ужин у ежей? Кожура от желудей.
  9. У ежа — ежата, у ужа — ужата, У чижа — чижата, у жука — жучата.

Чем интереснее задания, тем легче ребенку включится в игру.

Стихи на отработку «Ж» (для детей 7-8 лет):

  1. Вышла Женя погулять, Стала дождик умолять: Дождик, дождик, не дожди, Дождик, дождик, подожди. Ты нам не нужен, не нужны и лужи. Дождик Жене не мешал, Дождик дальше побежал.
  2. Шмель Шмелю Жужжит: «Друж-ж-жище! На тебе ж Пылинок тыщи! Поправляя Свой жилет, Шмель Шмелю Жужжит В ответ: «Это ж вовсе Не пыльца, Это ж пудра Для лица. На боках И на спине Я несу ее Ж-ж-жене!» (автор В. Иванова)

После отработки корректного «Ж» в речи ребенка взрослые должны следить за его произношением в бытовых ситуациях.

При этом речь окружающих также должна быть:

  • грамотной,
  • чистой,
  • красивой,
  • выдержанной.

Для развития фонематического восприятия звука «Ж» ребенку необходимо:

  1. Читать качественную литературу.
  2. Включать аудиокниги.
  3. Показывать детские спектакли.

Правильная речь, которая окружает детей, станет инструментом для автоматизации корректного произношения всего фонематического ряда. Без этого условия специализированные занятия не принесут долговременных результатов.

Почему ребенок не выговаривает букву Ж

Звук «Ж» — шипящий шумный согласный, т.е. в его образовании играет роль шум, который возникает в результате преодоления преграды воздушной струей. Также «Ж» является звонким, в его артикуляции обязательна работа голосовых связок.

Логопед поможет убрать дефекты речевого дыхания.

Таким образом, проблемы в произношении звука «Ж» у ребенка возникают, если присутствуют дефекты артикуляционного аппарата или речевого дыхания. Еще одной причиной является гипертонус мышц речевого аппарата: ребенок не может расслабить язык и растянуть его края на верхние боковые зубы.

Норма артикуляции звука «Ж»:

  • губы округлые, выдвинуты вперед;
  • зубы разомкнуты на 1,5-2 мм;
  • широкий кончик языка поднят к краю твердого неба или альвеолам;
  • между языком и небом посередине образуется щель, через которую проходит струя воздуха;
  • язык прижат к боковым зубам, его средняя часть опущена;
  • задняя часть языка оттянута назад.

Буква «й»: согласный или гласный?

Как известно, в русском языке все звуки делятся на согласные и гласные. Они совершенно по-разному воспринимаются и произносятся.

  • Гласные звуки – это те звуки, во время произношения которых воздух легко и свободно проходит через рот, не встречая на своем пути никаких преград. Более того, их можно тянуть, при помощи них можно кричать. Если приложить ладонь к горлу, то работу связок (голосовых) во время произношения гласных букв можно довольно легко ощутить. В русском языке имеется 6 ударных гласных, а именно: , , , , и .
  • Согласные звуки – это те звуки, во время произношения которых воздух на своем пути встречает преграду, а именно смычку или щель. Их вид определяет характер звуков. Как правило, щель образуется при произношении , , и . При этом кончик языка приближается к верхним или нижним зубам. Представленные согласные можно тянуть (например, , ). Что касается смычки, то такая преграда образуется за счет смыкания органов речи. Воздух, а точнее его поток, резко ее преодолевает, благодаря чему звуки получаются энергичными и краткими. Именно поэтому их называют взрывными. Кстати, тянуть их невозможно (попробуйте сами: , , , ).

Помимо вышеперечисленных согласных, в русском языке имеются и следующие: , , , , , , , , , . Как видите, их намного больше, нежели гласных.

Итак, «й» это гласная или согласная буква?

Несколько столетий лингвистика изучает звуковую структуру языка и речи. Это способствует появлению новых признаков для классифицирования и оценки звуков.

Для понимания принадлежности буквы «й» необходимо её протяжно произнести. Как бы стараясь пропеть эту букву, не подменяя на схожую «и», позволяет удостовериться, что это не получиться. По нормам фонетики это означает, что «й» — согласный.

Отдельные гласные при фонетическом разборе в состоянии сбить с правильного определения, так как имеют два звучания одновременно, «й» — один из них. Это буквы «ё» , «ю» , «я» и называют их йотированными. Появляются такие звуки сразу за гласным, расположенный в первых слогах или за «ъ» или «ь» знаком. Для примера йотированных букв приведем несколько слов:

  • ёлка ;
  • обезьяна ;
  • яма ;
  • поел ;
  • подъём .

Необходимо заметить, что звук «и краткий» отсутствует как таковой, так как это лишь буквенное наименование. Звук именуется «й», или встречается такое имя – йот .

Чем отличаются звуки от букв?

Для начала узнаем, что же является буквой. Буква – это то, что мы пишем. Графические символы на листке бумаги. Русский алфавит состоит из тридцати трех букв. И буквы не имеют никакого значения и их нельзя произнести. То, что мы произносим, называется звуком. Кто-то может поспорить. А как же все учат алфавит? Что мы произносим? Ребенок, знакомясь с алфавитом, учит названия букв, но никак не звуки. Например, буква Б в алфавите называется «бэ», буква Г в алфавите называется «гэ» и т. д. Это название этих условных символов, которые мы переносим на бумагу. При чтении слова мы произносим звуки. Основное отличие звуков от букв — звуки нельзя записать, их можно только произнести. И звуков несколько больше, чем букв.

Звуки имеют определенные характеристики. Они могут быть глухими, звонкими и т. д. Но эти характеристики не имеют никакого отношения к буквам

Детям очень важно усвоить эту разницу еще на начальных этапах, ведь когда в школе они столкнутся с этой темой, очень сложно будет учить заново правильный вариант и избавляться от неправильного. Звук может соответствовать написанной букве

На письме буква, обозначающая звук, заключается в квадратные скобки: б-, в-. Иногда одна буква может объединять в себе несколько звуков. Но об этом подробнее дальше.

Правила артикуляции

Произношение звуков речи — сложный двигательный навык, который нуждается в тренировке. Звуки образуются в результате сложного комплекса движений (кинем) артикуляционных органов, их подвижности и дифференцированной работы. Без отработки кинемы не сформируется корректное произношение.


Артикуляция связана с работой мышц (жевательных, мимических, глотательных) и органов дыхания (гортань, бронхи, легкие, трахея, диафрагма).

Логопедическая работа по артикуляции включает в себя упражнения на тренировку мышц:

  • лицевых,
  • ротовой полости,
  • плечевого пояса,
  • грудной клетки.

Чтобы у ребенка закрепилась правильная артикуляция звука «Ч», необходимо соблюдать рекомендации по постановке:

Заниматься логопедической работой стоит 2 раза в неделю со специалистом и каждый день в домашних условиях. Упражняться лучше в течение 5-7 минут, отрабатывая за раз 2-3 упражнения. Из них новым может быть только одно, остальные — уже хорошо знакомые ребенку задания. Работу с артикуляцией проводят в форме игры, соблюдая последовательность от простого к сложному. Ребенок на занятии сидит на стуле, т.к. в данном положении у него расслаблены мышцы, выпрямлена спина. Перед ребенком находится зеркало, в которое он видит работу своих органов речи. Отработка артикуляции звуков начинается с губ. Звук «Ч» ставится на правильном выдохе, нужно следить, чтобы воздух не задевал связок. Для произношения «Ч» важна сила выдоха и его продолжительность. Сильным коротким движением диафрагмы воздух с силой выпускается, при этом выдох не затягивается

На занятиях важно отработать движения диафрагмы.

Артикуляционная гимнастика

Цель артикуляционной гимнастики в логопедической коррекции — выработка полноценных движений и корректных положений органов артикуляционного аппарата, которые необходимы для качественного звукопроизношения.

Комплекс упражнений на постановку «Ч»:

Групповая игра «Поезд». Дети садятся на стулья, которые поставлены друг за другом. Это вагоны поезда. На первый стул садится машинист. Он дает сигнал к отправлению, проговаривая длительный звук «УУУ». Дети двигают согнутыми руками, произносят «ЧЧЧ». При слове «остановка» дети останавливаются. Выбирается новый машинист, игра повторяется.

«Кузнечик». Логопед показывает картинку с изображением кузнечика. Малыш изображает, как стрекочет кузнечик, при этом смотрит в зеркало

Педагог обращает внимание на то, как передний кончик языка стучит в небо за верхними зубами.

«Грибок». Губы растянуты в улыбке, приоткрыты, зубы видны

Язык широкий, расслабленный, прижат полностью к небу. Одновременно с этим открывается рот. При повторе задания челюсти раздвигаются еще шире.

«Гармошка». Губы приоткрыты, в положении улыбки. Язык плотно прижат к небу. При выполнении задания края языка не отрываются от неба. Губы при выполнении неподвижны. В таком положении зубы смыкаются и размыкаются. Подъязычная уздечка растягивается как меха гармошки.

«Ковш». Язык высунут и свернут в форме чашечки, в которую наливают несколько капель воды или сока. Задача ребенка: удержать положение 10-15 секунд.

Обозначение мягкости согласных на письме

В русском языке мягкость согласных обозначается следующими способами:

  1. При помощи буквы ь (мягкий знак) в конце слова и в середине между согласными: польза — , лось — и др.

Примечание. Мягкий знак не обозначает мягкости со­гласных в следующих случаях:

а)  если служит для разделения согласных, второй из которых й (йот): листья — лис, бе­лье — бе;

б)  для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) — нож (2 скл., м.р.);

в)  для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), помочь (неопределенная форма глаго­ла), а также наречий: вскачь, навзничь.

  1. Посредством букв и, е, ё, ю, я, указывающих на мягкость предшествующего согласного звука и передающих гласные зву­ки , , , , : лес — , мёд — , лил — , люк — , мял — .
  2. При помощи последующих мягких согласных: винтик — , слива — .

Подведем итоги

Как видите, нет ничего сложного в том, чтобы правильно сделать фонетический анализ какого-либо слова. Для этого лишь следует знать, что такое гласные и согласные буквы, глухие и звонкие, а также мягкие и твердые. Для большего понимания того, как необходимо оформлять транскрипцию, приведем несколько подробных примеров.

1. Слово «герой». Состоит из двух слогов, причем 2-ой является ударным. Сделаем разбор:

г — — звонкий, согласный и мягкий.

е — — безударная гласная.

р — — звонкий, согласный, непарный и твердый.

о — — ударная гласная.

й — — звонкий, согласный, непарный и мягкий.

Итого: 5 букв и 5 звуков.

2. Слово «деревьев». Состоит из трех слогов, причем 2-ой является ударным. Сделаем разбор:

д — — звонкий, согласный и мягкий.

е — — безударная гласная.

р — — звонкий, согласный, непарный и мягкий.

е — — ударная гласная.

в — — звонкий, согласный и мягкий

ь —

е — — звонкий, согласный, непарный и мягкий и — гласный, безударный;

в — — глухой, согласный, парный и твердый.

Итого: 8 букв и 8 звуков.


С этим читают