Основные особенности средневековой философии

Основной закон философии

Учитывая обширность всей области, выделить отдельный аспект сложно, тем более, что этот принцип противоречит самой системе, которая рассматривает действительность с разных сторон и отличными друг от друга подходами. Но последователям этой науки в любом случае нужен какой-то центр, своеобразная точка опоры, от которой каждый из них может отталкиваться в близком ему направлении.


В качестве такого основного закона философии выделяют закон борьбы противоположностей и единства, название которого уже отражает двойственность и сложность. Он представляет собой учение о развитии природы, общества и мышления. Основной постулат гласит, что все объекты, события и процессы характеризуются внутренними противоречиями, которые являются источником и силой роста и развития. Таким образом, движение реальности создается не за счет внешних факторов, а за счет причин, которые возникают и находятся во всех объектах и в нас самих.

Закон подчеркивает возможности познания мира и Вселенной за счет подхода к пониманию любой целостной системы как расчлененной и сложной, элементы и тенденции, которые несовместимы друг с другом (одновременно находятся в состоянии борьбы, но формируют единство). Такая трактовка объясняет, что именно в росте противоречий кроется сам факт развития, который на определенной стадии разрушает старое и создает новое.

Особенности философии постсредневековья

Усложняясь антропоцентричные концепции Возрождения были улучшены в философии Нового времени, когда появились школы рационализма, эмпиризма и субъективного идеализма. Позже, в этих процессах через романтизм и идеи просвещения своё становление прошла классическая немецкая (германская) философия с таким её ярким направлением как объективный идеализм. Отличительных особенностей философии этого периода много и все они очень интересны, но перечислить их вкратце тут не представляется возможным. Например, Кант констатировал и обосновал моральный базис в самой личности, который отвергал необходимость принуждения («Если нет бога, то всё дозволено?» Ф. Достоевский) и императива с стороны, которым ранее выступал выдуманный бог.

Итак, мы подошли к периодам создавшим три основные школы составляющие современный дискурс философии – это материализм, дуализм и идеализм. Своё становление в примерно таком облике как сейчас эти школы прошли в периоды Неоклассической и современной философии. Ключевой особенностью современной философии является развитая методология и различные подходы к  конкретным вопросам, но эта же методология порождает свою проблему. Безусловно свои характерные черты имеют и другие современные школы и крупное направление современности – постмодернизм, но детально о этом я расскажу в отдельной статье.

Стоит отдельно отметить, что разумные существа родившиеся несколько десятилетий назад, в том числе я, и если заставшие становление постмодернизма, то с скептицизмом относящиеся к нему с трудом могут без спекуляций подвергать его критике.

(c) Algimantas Sargelas

Начало философии

Добро пожаловать! > Философия > Начало философии

Как все, что создано человеком, философия подчинена закону времени. Она когда-то появилась и, можно предположить, когда-нибудь исчезнет, исчерпав потенциал развития, выполнив свое предназначение. Поэтому говорят о «начале» и «конце» философии, а временной интервал между ними называют историей философии. Историчность философского знания означает, что философия вплетена в ткань развития и может быть понята только в контексте своего становления. Для уяснения сущности и содержания философского учения необходимо выяснить, как оно появилось, кто является его носителем, какие факторы влияли на его формирование. Философии предшествовали другие формы самосознания человека и общества, исчерпанность и недостаточность которых инициировали появление философского мировоззрения. Совокупность форм духовной деятельности, непосредственно повлиявших на возникновение и развитие философии, называются предфилософией. К ним относят в первую очередь те элементы мифологического и религиозного мировоззрения, которые содержат признаки рефлексивности, систематичности, категорийности. Религиозно-мифологическое мировоззрение было способом самосознания, характерным для древних цивилизаций с их неразвитой социально-классовой структурой, примитивными формами хозяйства, размытыми границами между умственным и физическим трудом. Миф не объяснял мир, а рассказывал о нем. В мифологической картине мира отсутствовал принцип причинности, и слишком большое значение придавалось судьбе как центральной экзистенциальной инстанции. В мифе не были разделены логика и эмоции, обобщения носили примитивный и поверхностный характер. Здравый смысл как основной источник знаний об окружающем мире, не был способен проникнуть в сущность вещей и дать целостное представление о бытии. По мере развития общества, проявившимся в совершенствовании хозяйственной деятельности, разделении труда, социальной дифференциации, появлении и распространении письменности, росла и потребность в новом мировоззрении, основой которого стала активная рациональная деятельность человека. Таким мировоззрением явилась философия. Первые философские учения появились почти одновременно в разных цивилизациях древнего мира, что дает повод утверждать о единстве культурной истории человечества. Германский философ и культуролог Карл Ясперс говорил об «осевом времени» — периоде с V по III века до нашей эры, когда независимо друг от друга в различных регионах нашей планеты появились культуры, обладающие признаками высокой духовности. Ясперс имел в виду Китай, Индию и Древнюю Элладу. Знакомство с историей философии следует начинать с древнего Востока, потому что там философия появилась раньше, чем на Западе. Во многом и греческая философия стала возможной благодаря мощному духовному влиянию с противоположного берега Средиземного моря.

Условия реализации

Чтобы реализовать желания и проявить волю, должны быть определенные условия:

  1. Социальные нормы – действие должно быть законным в соответствии с принятым в конкретный период времени законодательством. Мы анализируем, будет ли действие уместным в соответствии с обычаями и традициями. Несколько столетий назад надеть короткую юбку или короткие шорты было неприемлемо, а сейчас на вас странно посмотрят, если вы выйдете на улицу в платье 15 века.
  2. Место в обществе – этот важный фактор. В средневековье, крепостной крестьянин не мог позволить себе того же, что и барин. Сейчас, кажется этому уже нет места, но это ошибочное мнение. Люди низшего класса с маленькой зарплатой не позволяют себе того, что делают люди высшего класса, даже если хотят.
  3. Формы общественной деятельности – то, как ваше действие воспримут, зависит от того, какая эта форма деятельности. Если вы высаживаете цветы на клумбе в частном доме, а осенью их срезаете и ставите в вазу, то все в порядке. Но если вы срезаете цветы с городских клумб, это грозит штрафом.
  4. Уровень развития общества – у людей средневековья даже не возникало желания надеть что-то такое, что носим мы. Также как у нас не возникает желания ходить по улице в устаревшей одежде.
  5. Освоение индивидом культурных норм и ценностей общества – уровень культуры, который освоил человек, определяет его волю. Дети, выросшие в неблагополучных семьях с родителями алкоголиками и наркоманами, в зрелом возрасте проявляют те же наклонности.

При наличии благоприятных условий человек выразит свою волю и не столкнется с осуждением общественности или наказанием по закону.

Диалектический принцип

В подтверждение обширности не только объектов и процессов, изучаемых философией, но даже подходов к определению ее самой расскажем вам об еще одном аспекте, который поможет рассмотреть эту науку с другой стороны.

Диалектика — учение, которое охватывает процессы, происходящие во Вселенной и в разнообразной реальности, вмещая в себя определенные постулаты, которым вся эта система подчиняется. Эта теория состоит из идейного и материального уровней. И если первый говорит сам за себя: общие идеи и концепции, то второй также делится на две группы законов.

Первая группа — это те самые постулаты, которые являются основными законами диалектики в философии, кратко изложенные нами выше. Они отвечают за описание механизма развития и процесса перехода. Но вторая группа расшифровывает те установки, которые объясняют нам наличие противоположностей в каждом объекте или явлении, сущность их взаимодействия в реальности.

Три основных закона философии

Мы говорили о центровом постулате, который может помочь вам сформировать представление о самой науке и ее принципах. Он и является первым законом. Теперь речь пойдет о более расширенных понятиях.

Закон перехода количественных изменений в качественные — своеобразная накопительная система. Гласит о том, что небольшие постоянные количественные изменения шаг за шагом формируют переход в новое качество по типу прыжка. В этот момент прежнее состояние устраняется, а новое создается в зависимости от характера вещей и условий их развития. Если такой скачок произошел, то все количественные изменения до этого этапа аннулируются и процесс начинается заново, вплоть до формирования нового качества.

Закон отрицания отрицания — это направление развития на основе отрицания предыдущего опыта, но с сохранением положительного содержания прошлых этапов. Таким образом, этот постулат — манифест восходящего прогресса, который разрушает старое и создает новое, при этом цепочка роста не имеет конца. Такое непрерывное отрицание характерно для всех процессов и явлений, наблюдающихся в природе, обществе и мышлении.

Философия и мировоззрение.

Философия носит двойственный характер и рассматривается, во-первых, как одна из форм мировоззрения, во-вторых, как наука. Под мировоззрением понимается совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют отношение человека к миру. Основные вопросы мировоззрения: Что такое человек и мир? Откуда он произошел? Куда и зачем движется его судьба? Какой смысл в существовании человека и общества? 

В истории человечества существует три основные формы мировоззрения: мифология, религия, философия. 

Исторически первой была мифология – мировоззрение древнего общества, содержащее в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. В мифах соединены зачатки знаний, элементы верований, этические установки, догадки, вымыслы. Основные черты мифа: очеловечивание и одушевление природы; нерасчлененность мира, невыделенность человека из Космоса; наличие фантастических богов, их активноеи непосредственное взаимодействие с человеком; отсутствие рефлексии – абстрактных размышлений; практическая направленность мифа на решение конкретных задач (хозяйство, защита от стихии, болезней и т.д.); эмоционально-образная форма выражения; описательный характер.

Вторая форма мировоззрения – религия. Она определяется как вера в существование сверхъестественных сил (богов), которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. Во многом схожа с мифологией  (наличие богов и эмоционально-образное бездоказательное восприятие действительности): включает в себя мифы. Однако, для религии характерно наличие строгого вероучения (индивидуальной для каждой из религий картины бытия и системы догм), жесткой религиозной организации и обязательного религиозного культа (обряды и традиции). Она носит более обязательный и систематичный характер, чем мифология.

Третья, самая поздняя в историческом плане форма, – философия. Это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Философия в отличие от мифологии и религии основана не на догадках, вымыслах и вере, а на разуме. Она строит рациональную картину бытия, использует понятийный аппарат, стремится к систематичности и внутреннему единству, пытается найти законы и общие принципы бытия и оформляется в виде теории (т.е. опирается на доказательства в обосновании своих положений)..

Особенности философии Древнего Египта

В Древнем Египте были высоко развиты культура, архитектура, народные промыслы и торговля. Благодаря удачному географическому расположению в долине Нила, египтяне могли выращивать пшеницу, продавать ее и обменивать на оружие и строительные материалы. В Египте до сих пор сохранились пирамиды и статуи, древние монументальные сооружения, построенные до нашей эры.

Специфика философии Древнего Египта:

  1. Вселенная разделена на земной и загробный мир.
  2. Земное время конечно, время после смерти длиться вечно.
  3. Земное время присуще только человеку и живым существам, а бесконечное присуще Космосу.
  4. Мир живых и неживых един – живое может стать неживым и снова породить живое.
  5. Человек может общаться с богами посредством молитвы.

Молитва являлась особенным состоянием, временным переходом души человека из окружающей реальности в сферы, где встречаются внутренний мир человека и высшие силы. Главные молитвы и религиозные обряды были описаны в специальной книге – Книге мертвых. В ней переплетались мифы о потусторонней жизни и особенности земной жизни египтян.

Главный миф, отражающий особенности мифологии египтян, история об Осирисе и Исиде. Осирис был первым фараоном (правителем) Египта, а Исида – его женой. Однажды на Осириса напали злоумышленники и, сражаясь с ними, он погиб. Его тело сбросили в Нил, чтобы никто не смог найти его и похоронить с соблюдением всех ритуалов. Исида отправилась искать тело мужа и нашла его. Она окропила его своими слезами и Осирис воскрес. В мифологии египтян, Нил (как и любая вода) олицетворяет слезы Исиды и возможность воскрешения – вечной жизни.

Для богов Древнего Египта характерна антропоморфность: они изображались как существа с телом человека и головой животного. В представлении египтян, человек был тождественен природе и богам, поэтому они могли иметь смешанные черты.

Три принципа мышления по Аристотелю

Здесь описываются нормы, которые объясняют, как возникает мысль вообще, как должен происходить этот процесс и какие условия для этого необходимы. Это фундаментальные постулаты, которые необходимы для ясного и здравого мышления.

Итак, основные законы логики в философии следующие:

  1. Закон идентичности или тождества — утверждает существование абсолютной истины. Иначе: если у вас порой возникает ощущение, будто вы воспринимаете вещи по-другому, даже об одних и тех же предметах можете говорить в разное время по-разному. Этот закон выставляет требование, что нельзя воспринимать тождественные мысли за различные, а различные — за тождественные. Такой принцип исключает подмену понятий в контексте и неправильную, произвольную трактовку.
  2. Закон непротиворечия — в оригинальном переводе он звучит как: «Ничто не может существовать и не существовать одновременно, никакое утверждение не является и правдой, и ложью в моменте».
  3. Закон исключенного третьего — что-то либо существует, либо не существует; каждое утверждение либо верно, либо ложно. Данный постулат работает только в двузначной логике Аристотеля, но теория использует абстракции, а множество элементов системы реальности и примеров бесконечны.

Разновидности свободы

Она разная и проявляется в разных формах. Где-то нас ограничивают только наши собственные стереотипы, в других случаях близкие люди или обстоятельства, а иногда государство и закон. В соответствии с этим выделяют:

  1. Юридическую – с позиции права, люди все свободны, но все равно ограничены правовыми нормами. Наши правовые нормы часто нарушают, чем еще больше ограничивают независимость. Ограничение по закону разное: по отношению к одному лицу, группе лиц или обществу в целом. По отношению к одному лицу ограничение выражаются в уголовном следствии и заключении в места временного пребывания. Запреты для общества закреплены в законодательных актах, где также указаны последствия, с которыми столкнется каждый в случае неповиновения. Право ограничивает независимость.
  2. Экономическая независимость – самая частая причина людей жить не так, как они хотят – отсутствие денег. Это проявляется в их отсутствии, долгах. Из-за такого фактора мы не уходим с работы, которую ненавидим, потому что нужно кормить себя и семью, расплачиваться с долгами.
  3. Личная свобода при взаимодействии с людьми. Она различается. Иногда мы не делаем что-то, потому что боимся столкнуться с общественным неприятием. Другой вид независимости – это свобода в личных отношениях между людьми противоположного пола. Она может проявляться как независимость в финансовом плане, когда ни один из партнеров не зависит от другого, так и в полигамности, когда люди не запрещают друг другу иметь контакты с противоположным полом. Самая частая причина, сдерживающая нас сделать то, что мы хотим, – это общественное мнение. Мы боимся, что если начнем свое дело или оденемся так, как сейчас не модно, о нас плохо подумают.

Кроме этих видов, есть свобода творчества, слова. Каждый день мы принимаем решения, руководствуясь этими типами. Мы взвешиваем, возможно ли для нас сделать что-то. Такие мысли уж не говорят о полной свободе, поскольку всегда есть сдерживающие факторы.

Сущность философии Древнего Китая

Древнекитайское государство управлялось монархом – императором. Он же был главным жрецом и землевладельцем. Сословия жрецов, которые могли бы проводить обряды для отдельных групп людей, не было, поэтому почетную роль распорядителей религиозных церемоний отдавали чиновникам или главам семей. Старшие члены семьи и усопшие предки были особо почитаемы в Древнем Китае. Чтобы не оскорбить усопших, человек должен был соблюдать свод правил: быть вежливым, учтивым, уметь находить такое решение проблемы, которое устроило бы всех. Этот принцип отношений между людьми лег в основу главных философских школ: Конфуцианства и даосизма.

Создателем учения Кон Фу Цзы был Конфуций, представитель древнего и уважаемого, но обедневшего семейства. Основные особенности конфуцианства:

  1. Высшая мировая сила – Небо. Оно управляет жизнями людей;
  2. На миропорядок также могут влиять человеческие качества, чистота помыслов и поступков людей;
  3. Глава государства – не просто правитель, он – мудрый и заботливый отец народа;
  4. Основа порядка и благополучия в государстве – семья и забота о ближних.

Автором другого ключевого учения, даосизма, стал мыслитель Лао Цзы. Дао означает путь – жизненный путь, который должен пройти каждый человек. Предназначение человека – познание дао, выбор правильного жизненного пути. Сделать это можно, слившись с природой, став ее неотъемлемой частью.

Ключевое значение для китайских философов имела медицина. Они полагали, что организмом человека управляют женское и мужское начало: Инь и Ян. Их влияние на организм должно быть равным, когда баланс нарушается – человек заболевает. Чтобы нормализовать состояние больного, врачи разработали особый метод лечения – иглоукалывание. Он до сих пор успешно применяется в китайской медицинской практике, и пользуется популярностью в других странах.

Некоторые мыслители, которые были известны и в Китае, и в Индии, полагали, что человеческое тело состоит из соков – жидкостей, подобных природным стихиям: воды, огня, земли, воздуха и эфира. К заболеванию приводит недостаток или избыток одного из соков, и чтобы вылечить больного, нужно восстановить их нормальное соотношение.

Характерные черты философии средневековья

Средневековье делиться на три периода, раннее, промежуточное и позднее, но тут я объединю их. Если в античной философии целью ставился поиск истины (научный принцип), то с расцветом религиозного мировоззрения истина считалась данной в писаниях (Заветы и прочее у христианства, Коран у ислама) и «мыслитель» как максимум мог комментировать и интерпретировать эти «истины» настолько насколько мог.

Ненависть к ересям, помимо основных психологических причин, базируется на угрозе авторитету и традиции с стороны первых, первая особенность философии средневековья таким образом – традиционализм. Остальные черты, как и первая, не новаторские – это теоцентризм, креационизм, провиденционализм.

Параллельно с европейской философией средневековья формировалась восточная философская мысль тесно связанная с исламом, становление которого произошло как раз в раннем средневековье. Я не буду тут детально и подробно рассматривать ислам, да и как плагиат христианства и авраамическая религия он не сильно отличается от христианства по своей сути, только развивался другими народами и пошёл по своему пути, изначально не такому дикому, но ненадолго.

Основная особенность философии ислама это многие противоречия Корана и Сунны, которые давали поле для спекуляций заинтересованных в этом лиц. В ходе исследовательского поиска ответов на вопросы теологии возникали весьма своеобразные гипотезы. Интересна гипотеза мутазилитов базирующаяся на идеях Аристотеля, которая отрицала изначальность и вечность Корана, так как это походило на признание второго бога и, следовательно, если Коран рукотворен, то его священность ставится под сомнение. Это одно из многих противоречий, что не удивительно – в любой религии их множество, как и парадоксов. Противниками какого-либо рационального подхода к вопросам теологии ислама были сунниты традиционалисты, которые требовали принимать Коран и Сунну как истину, то есть догмат.

Выраженное ослабление религиозного мировоззрения в Европе способствовало обращению внимания мыслителей к окружающему миру, концентрации на проблемах человека и его места в окружающей действительности – началась эпоха Возрождения. Характерная черта философии Возрождения это формирование концепций отводивших человеку роль равную богу – созидательную; человек ставился творцом культуры, что нашло своё взаимное отражение в искусстве, науке и социально-политических процессах.

4 . Философско-теологическое направление

Это направление постклассической философии представлено неотомизмом и персонализмом.

Неотомизм — официальная философско-теологическая доктрина католицизма, провозгласившая себя «философией, сохраняющейся в веках». Ее истоки уходят в философию Томмазо (Фомы) Аквинского (1224-1275). Согласно томизму все догмы христианства абсолютны и безусловны.

Основные представители: Э. Жильсон, Ж. Маритен (Франция); Д. Мерсье, А. Дондейн (Бельгия); М. Грабман (Германия); К. Фаб- ро (Италия).

Э. Жильсон

Свою задачу видят в том, чтобы примирить догматы веры с мыслящим разумом, согласовать внерациональные положения религии с рациональным знанием и тем самым оправдать догматы христианства. Как полагают неотомисты, вера без разума превращается в слепое поклонение, а разум без веры впадает в гордыню самонадеянности.

Примирение веры и разума, теологии и философии — это начало преодоления хаоса, за который несет ответственность «бесплодный» союз философии и науки. Индивидуализму и сомнительному коллективизму следует противопоставить солидаризм и любовь к ближнему.

Согласно неотомизму, истины веры сверхразумны, но не про- тиворазумны. Право говорить, что такое Бог, является прерогативой религии. Право судить, чем не является Бог, остается за философией с ее рационализмом.

Для неотомизма, как и в далеком вчера, характерна попытки ассимилировать некоторые научные идеи или открытия.

В этом отношении показательна позиция П. Тейяра де Шардена53.

Персонализм возник на рубеже XIX-XX вв. прежде всего во Франции и в США. Основные его представители Э. Мунье, Ж. — Лакруа (Франция); Э. Брайтмен, Р. Флюэллинг (США). Свою задачу видят в том, чтобы примирить религию и культ человека.

Персонализм принимает мир как со-творчество Бога и человека. И если Бог выступает в качестве верховной личности, то человек рассматривается как первичный субъект творчества в полноте своих проявлений. Поскольку истоки в творческой активности представлены Богом, то из этого следует необходимость постоянного диалога человека с Богом.

Общая установка персонализма (примирить принципы христианства с ключевыми гуманистическими ценностями, создать ци-вилизацию без антагонизмов и угнетения, обеспечить «новое Возрождение») — вызывает не только чувство симпатии, но и понимание того, что это еще одна утопия, ибо апелляция к личности при игнорировании социальной среды — это еще одна крайность.


С этим читают