Индуизм

Оккультные символы и знаки

Каббалистическая Тетраграмма

Символ Каббалистическая Тетраграмма представляет собой два равносторонних треугольника, наложенных друг на друга.


Является большой печатью масонства, раскрывая значение числа 666.

Сердцеграмма

Символ Сердцеграмма представляет собой правильный треугольник. Её вершина направлена вверх и является началом второго треугольника. Нижняя часть треугольника представляет две округлости сердца, а нижний угол – его завершение.

Представляет собой смешение любви и ненависти, жизни и смерти.

Церковь Сатаны

Знак церковь Сатаны изображается как шестиконечный крест, у подножия которого находится перевернутая восьмерка, символ бесконечности.

Данный знак практически всегда является вовлечением в сатанизм.

Крест беспорядка

Символ Крест Беспорядка изображается как четырехконечный крест, вертикальная линия которого завершается кругом, открытым на четверть.

Данный знак впервые использовался римлянами, которые желали оспорить истинность христианской веры.

Символ Свастика

Знакомый всем символ Свастика относится к древним временам, когда символизировал бога огня. Жрецы данного божества приветствовали восход солнца поднятием правой руки, выражая тем самым почтение и уважение.

В Китае данный символ является знаком добродетели.

Символ Пентаграмма

Пентаграмма в виде пятиконечной звезды считается одним из сильнейших изображений в магии и используется колдунами для различных обрядов.

Также применяется каббалистами, у которых данный знак имеет обозначение могущества.

Знак Молния

Знак Молния изображается как и буква «S», на которую оно похоже, считается обозначением Сатаны.

Иногда данный символ изображается на пятиконечной звезде.

Данный четырехконечный крест в перевернутом положение обозначает ненависть к Христу.

Магическое число 23

Магическое число 23 считается оккультным и обозначает тайное общество иллюминаторов. 666 или FFF.

Связь между данными цифрами и буквами – то, что эта буква английского алфавита идет под шестым номером. Считается обозначением числа антихриста.

Символ Дао

Этот древнейший китайский символ считается определением единства, полярности.


Дао обозначает в китайской философии вечное действие или принцип творения

Крест Нейрона

Символ Крест Нейрона ещё называют символом мира. Представляет собой перевернутый и сломанный крест Христа, заключенный в круг.

Обозначает презрение к Христианству.

Символ Анархии

Этот символ символизирует отрицание всех законов. Изображается как буква «А», заключенная в круг.

Еще это символ является знаком жертвоприношения и наблюдателя.

Символ Анкх

Магический символ Анкх представляет собой четырехконечный крест, верх которого представлен в виде вытянутого овала.

Анкх символизирует плодородие, похоть, соединение мужчины и женщины.

Круг с точкой в центре

Изображается как круг, в центре которого находится точка.

Круг с точкой в центре используется в буддизме и индуизме, представляя собой мужскую силу.

Символ Коза

Указательный палец и мизинец, поднятые вверх и отделенные от остальных пальцев, считаются победой дьявола над добром.

Лакшми

Индийский бог богатства имеет женское начало. Лакшми — супруга и активная энергия Вишну. Она обладает четырьмя руками, которые символизируют правильные цели в жизни человека:

  • Дхарма;
  • Кама;
  • Артха;
  • Мокша.

Лакшми является богиней удачи, богатства, красоты и молодости.

В индийском эпосе «Махабхарата» описывается рождение богини. Однажды демоны и боги взволновали первобытный Молочный океан. Брахма и Вишну попытались успокоить бурные воды. Тогда из океана появилась Лакшми. Она была облачена в белые одежды и излучала красоту и молодость. На изображениях Лакшми обычно стоит или сидит на большом цветке лотоса. В ее руках голубой или розовый цветок и горшок с водой. Две другие руки благословляют верующих и осыпают их золотыми монетами. В храмовых декоративных скульптурах Лакшми изображается вместе со своим супругом Вишну.

Нага (змея) – символ энергии кундалини

Змей или Нага (божества в виде очень большой змеи) символизирует кундалини – энергию, которая находится в спящем состоянии внутри человека.

Кундалини или сексуальная энергия, спрятанная в чакре Муладхара, сравнивается с спиральным змеем. Когда человек через определенные духовные практики активирует кундалини, тогда обернутая змея поднимается вверх через каждую из чакр, пока не достигает верхней чакры, Сахасрара, благодаря которой человек получает просветление и величайшее блаженство.

Для индийцев Нага символизирует жизнь. Меняя кожу, она является символом возрождения, смерти и смертности. Змеи – это символ первичной энергии и исцеления. Во многих индуистских обществах змеи считаются хранителями дома, поэтому говорится, что когда змея входит в вашу жизнь, начинается время творчества и мудрости.

Смартизм

Основная статья: Смартизм

«Ом»

Последователи смартизма имеют полную свободу выбора в отношении того, какому деве или форме Бога им поклоняться. Характерной чертой смартизма является поклонение пяти богам (панча-упасана) или панча-девата как личностным формам безличного Абсолюта, Брахмана. Смарты принимают и поклоняются шести проявлениям Бога:

  • Ганеша
  • Шива
  • Шакти
  • Вишну
  • Сурья
  • Сканда

Какой из форм Бога поклоняться — личный выбор каждого последователя смартизма, ибо все различные проявления Бога рассматриваются как совершенно одинаковые. Традиция смарты представляет собой либеральное и эклектическое направление индуизма.

Именно смартизм до конца XX века являлся преобладающей формой индуизма на Западе — верования смарты включают в себя адвайту, и первым индусом, который вложил заметный вклад в проповедь индуизма на Западе, был последователь адвайты Свами Вивекананда. Только во второй половине XX века, такие гуру как Бхактиведанта Свами Прабхупада, и другие, принесли на Запад также и вайшнавизм. В отличие от традиций смарты и адвайты, вайшнавизм и шиваизм следуют концепции Единого Бога — либо панентеистического монотеизма, либо панентеистического монизма.

Ганеша


Поклонение богу Ганеше присутствует во всех направлениях индуизма. Поскольку он обладает силой устранять все препятствия, ему поклоняются перед началом любой работы. Последователи Ганапати верят, что Ом как символ бога воплощен в образе Ганеши. За порождающим всю Вселенную звуком Ом в свете первой зари появился Ганеша. Затем Ганеша призвал к себе Брахму, Вишну и Шиву для исполнения ими функций сотворения, поддержания и разрушения Вселенной посредством совершенства и мудрости, которыми он наделил их. Кроме экологического объяснения образов и атрибутов Ганеши, символизм, заключенный в его образе, несет в себе глубокие философские истины. Наиболее выразительной особенностью Ганеши является его огромное тело, символизирующее Вселенную.

Голова Слона символизирует благое начало, мужество и силу интеллекта. Большие уши Ганеши подобны корзинам, которые как бы отсеивают зерна от плевел, чтобы донести истину до почитателей бога. Уши также указывают на способность слушать. Физические истины можно постичь, только сидя у ног учителя и внимая его словам. Мудрость, необходимая для постижения истины, символизируется большой головой Ганеши. Божество обычно изображается с четырьмя руками. Одна рука совершает жест благословения. В другой он держит сладость, символизирующую сладость познания человеком своей природы. В третьей руке — полукруглый топорик, а в четвертой — аркан.

Лотос – национальный и святой цветок Индии

Лотос – символ культуры и ярлыка, и является национальным и самым святым цветком в Индии. Он символизирует творение, совершенную красоту и соединяется с Вишну, Брахмой и Лакшми, а также с чакрами. Цвет лотоса – это обещание чистоты и отрешенности. Хотя он растет в грязи, красивый лотос остается чистым, плавающим над водой.

Лотос раскрывает: «Этот мир – только один из многих этапов, которые мы переживаем». Брахма, создатель, всегда медитирует на лотосе, как и многие другие божества, такие как Вишну, Ганеша и Парвати, которые держат лотос в своих руках. Этот символ очень часто изображается на домах, транспортных средствах и зданиях в Индии.

Смрити

Тексты, которые дополняют изначальные ведийские писания шрути, называют смрити. К литературе смрити относятся эпосы «Рамаяна» и «Махабхарата», а также Пураны и Агамы.

«Махабхарата» и «Рамаяна»

Основные статьи: Махабхарата, Рамаяна

Для философии индуизма, отражённой в эпосах, характерна концепция аватар (воплощений Бога в человеческой форме). Две основные аватары, которые описываются в эпосах, это Рама, который выступает как протагонист «Рамаяны», и Кришна — один из главных героев «Махабхараты». В отличие от дэвов, которым посвящены гимны ведийских Самхит и более философской и мистической концепции всепроникающего, бесформенного и безличного Брахмана упанишад, в эпосах Бог предстаёт в своей личностной форме, являясь среди простых смертных в виде различных аватар.

«Бхагавад-гита»

Основная статья: Бхагавад-гита

Индуисты считают, что основная суть всей разнообразной философии индуизма заключена в «Бхагавад-гите». Она представляет собой микрокосм ведийской, йогической, ведантической и даже тантрической мысли в индуизме. «Бхагавад-гита» (в буквальном переводе: «Песнь Бога») является частью эпической поэмы «Махабхараты». Хотя особое значение «Бхагавад-гита» имеет для последователей вайшнавизма, она изучается и почитается последователями всех течений в индуизме. «Бхагавад-гиту» принято называть «Гита-упанишадой» или «Йога-упанишадой» — это указывает на то, что Кришна в «Бхагавад-гите» излагает истины йоги и Упанишад.

В «Бхагавад-гите» Кришна провозглашает бхакти, любовь и преданность Богу, наивысшей формой религиозного выражения. Кришна говорит, что ради бхакти стоит отвергнуть все другие виды дхармы и провозглашает чистую и бескорыстную любовь к Богу высшим совершенством жизни. Возлюбя Бога, индивид непременно находит духовную гармонию и умиротворение как внутри себя, так и вовне. «Бхагавад-гита» представляет себя как «писание освобождения», универсальное в своём послании.

Пураны

Основная статья: Пураны

Пураны представляют собой писания, относящиеся к категории смрити. По мнению учёных, они были записаны в послеведийский период. Согласно традиции индуизма, Пураны, также как и «Махабхарата», были составлены Вьясой в начале Кали-юги в конце IV тысячелетия до н. э. В Пуранах описывается история Вселенной от её сотворения до разрушения, генеалогия царей, героев и дев, а также излагается индуистская философия и космология. Большинство Пуран являются каноническими писаниями различных течений индуизма. Особым авторитетом пользуется канон из восемнадцати Пуран, которые называют Маха-пуранами («Великими Пуранами»).

Дхарма-шастры

Основная статья: Дхарма-шастры

«Дхарма-шастры» («книги законов») также считаются многими частью писаний смрити. Время от времени, появлялись великие законоположники, такие как Ману, Яджнавалкья и Парашара, которые систематизировали существующие законы и заменяли устаревшие с целью обеспечения соответствия между индуистским образом жизни и меняющимися реалиями времени

Нужно однако заметить, что «Дхарма-шастры» не принимаются во внимание многими течениями в индуизме, в частности последователями веданты, бхакти, йоги и тантры.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДУИЗМА

Несмотря на противоречия между различными вариантами индуизма, в основе всех их лежат несколько определенных фундаментальных положений.

За пределами вечно изменчивого физического мира существует единый универсальный, неизменный, извечный дух, который называется Брахман. Душа (атман) всякого существа во Вселенной, включая и богов, есть частица этого духа. Когда умирает плоть, душа не погибает, а переходит в другое тело, в где продолжает новую жизнь.

Судьба души в каждой новой жизни зависит от ее поведения в прежних воплощениях. Закон кармы гласит: никакой грех не остается без наказания, никакая добродетель – без награды; если человек не получил заслуженной кары или награды в этой жизни, он получит их в одной из последующих. Поведение человека определяет более высокий или низкий статус последующего воплощения, от него самого зависит, родится ли он в дальнейшем человеком, богом или, допустим, ничтожным насекомым.

Для большинства индуистов важным элементом религиозных верований является сонм богов. В индуизме насчитываются сотни божеств, от мелких божков местного значения, до великих богов, чьи деяния знают в каждой индийской семье. Наиболее известны Вишну; Рама и Кришна, две формы или инкарнации Вишну; Сива (Шива); и бог-творец Брахма.

Священные книги играют большую роль во всех разновидностях индуизма. «Философский индуизм» придает особое значение таким классическим санскритским текстам, как веды и упанишады. Народный индуизм, почитая и веды, и упанишады, использует в качестве священных текстов эпические поэмы Рамаяна и Махабхарата, часто в переводе с санскрита на местные языки. Часть Махабхараты, Бхагавадгита, известна практически каждому индуисту. Бхагавадгита ближе всего к тому, что можно было бы назвать общим священным писанием индуизма.

СВЯЩЕННЫЕ ТЕКСТЫ

Индуистские священные тексты делят на две основные категории: шрути, или тексты божественного откровения, и смрити, традиционные книги известных авторов. Вся литература шрути написана на санскрите, языке Древней Индии, литература смрити использует как санскрит, так и региональные языки.

Важнейшим текстами шрути являются веды («знание»), сложившиеся в период между 1500 и 900 до н.э. В Ригведе, первой из четырех книг, содержатся гимны, обращенные к богам, почитавшимся в то время в Индии. В других ведах содержатся различные обрядовые формулы, заклинания, заклятия и песнопения. Между 800 и 600 до н.э. была создана серия прозаических истолкований четырех вед, известных под названием брахманы. В них подробно рассматриваются все детали сложных обрядов жертвоприношения, на которых строился культ ведийских богов. Приблизительно в 600 до н.э. появились новые комментарии, получившие название араньяки, в которых исследуется символический смысл брахманистских ритуалов, и приоритетным становится скорее акцент на понимание сути ритуала, нежели на его точное исполнение. В течение долгого времени, охватывающего период до создания позднейших брахман и значительно позже создания последних араньяк, писалась серия трудов, называемых упанишадами. В них выделены концепции, которые по сей день являются главенствующими в индуизме: вездесущность Брахмана, единство Брахмана и атмана, кармы и переселения душ и высвобождения из череды рождений. Весь этот корпус – веды, брахманы, араньяки и упанишады – считается священным. Во многих регионах Индии священные тексты рассматриваются как исключительная привилегия брахманов, представители же низших каст не имеют права даже смотреть на эти книги.

В отличие от литературы шрути, тексты смрити может читать всякий. Большая их часть представляет собой либо сутры – лаконичные афоризмы, предназначенные для запоминания, либо шастры – трактаты на различные темы. Концепции жизни индуиста: артха, кама и дхарма представлены Артхашастрой Каутильи, трактатом о долге правителя и о проявлении власти, Камасутрой Ватсайяны, трактатом по эротологии, и многочисленными Дхармашастрами – кодексами законов и правилами морали, приписываемыми Ману, Баудхайяне, Яджнавалкье и другим персонажам.

Наиболее популярными произведениями литературы смрити являются эпические поэмы Махабхарата и Рамаяна. Обе складывались на протяжении долгого времени и представляют собой сочетание фольклорных легенд и философских рассуждений. В Махабхарате рассказывается история династической борьбы и великой войны. В Махабхарату включена Бхагавадгита (Песнь бога), или Гита, как ее часто называют, – одно из самых важных произведений индуизма, изложенная как проповедь Кришны, в которой излагаются основные положения трех путей к спасению: джняна, карма и бхакти. Рамаяна повествует о приключениях Рамы и его супруги Ситы. Эта эпическая поэма чрезвычайно динамична – здесь и похищение Ситы демоном, и полное драматизма описание спасения ее Рамой и Хануманом, обезьяноголовым богом. Это произведение заключает в себе великий нравственный смысл и пользуется широкой популярностью в индийских деревнях. Эпизоды из Рамаяны – весьма популярные сюжеты театральных и танцевальных постановок.

Кроме того, литература индуизма включает в себя пураны («рассказы о былом»), сборники легенд со множеством религиозных наставлений, книги о божественном. К этой категории можно отнести две знаменитые книги вайшнавов: Бхагавата пурану, в которой рассказывается о жизни и учении Кришны, и бенгальскую Гитаговинду, повествующую о любви Кришны к Радхе. См. также БХАГАВАДГИТА; ИНДИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Гаятри

Для индуистов самой важной мантрой является мантра Гаятри, которая впервые упоминается в «Ригведе». Богиня Гаятри – главное божество этой мантры, состоящей из 24 слогов

Главное божество здесь – Савитар. Высшее существо, являющееся создателем этой Вселенной, физическим солнцем нашей планетарной системы и духовным солнцем, пребывающем в сердце каждого. Размышления о Савитаре и обращение к нему с молитвой, чтобы он направил наш ум к познанию истины, является полным преданием богу, благодаря милости которого является возможным самопознание. Постоянное повторение этой мантры с максимальным сосредоточением на ее смысле приводит к познанию запредельного Брахмана.

Вариации одной темы

Поскольку традиционно используемая в буддизме свастика была, мягко говоря, позаимствована Третьим рейхом для своих целей, то разберемся в принципиальных различиях между ними.


Начнем с того, что Гитлер не сам «дошел» до идеи использования этого символа: ему подкинули эту мысль члены одного оккультного общества, образованного еще в XIX веке. Однако по каким-то «высшим» соображениям символ был изменен, вероятно, чтобы лучше служить идее избранности немецкой нации, все представители которой в одночасье стали «истинными арийцами».

Вариант Третьего рейха был левосторонним, вращающимся против часовой стрелки, что, по некоторым источникам, означает, что энергия спускается к потустороннему миру. А в областях тьмы торжествуют черная магия, первобытные инстинкты и древние ритуалы, привязанные к циклам Луны.

Надо сказать, что действия специального отдела «Аненербе», представители которого стали частыми гостями у тибетских колдунов, практикующих магию Бон-по, были направлены именно на добывание тайных знаний. И сегодня, как и много веков назад, хранители древних ритуалов носят на головных уборах знак свастики: в буддизме этот символ имеет множество оттенков.

Возможно, именно выбором левостороннего символа можно объяснить массовые убийства мирного населения фашистами.

Мокша.

Индуисты видят будущее своих душ только в повышении статуса их последующих воплощений, однако чрезвычайно влиятельная прослойка представителей «философского индуизма» рассматривает будущее в контексте мокши – полного освобождения души от череды перевоплощений. Согласно их воззрениям, душа прикована к вечно вращающемуся колесу реинкарнации, которое приводится в движение законом кармы.

В разные периоды своей истории философский индуизм предлагал различные методы достижения мокши. Все они рассматриваются как равноценные пути (марги) к спасению, однако наибольшее распространение и санкционирование священными текстами получили три из них.

Путь деяний (карма-марга) есть самый простой, он ближе всего к доктрине дхармы. Карма-марга ведет к спасению через поступки и деяния, соответствующие положению, которое человек занимает в жизни. Но все поступки должны совершаться бескорыстно, без стремления к удовлетворению личных желаний. Такая жизнь ведет к отрешению от собственного «Я» и к единению с Брахманом.

Путь любви (бхакти-марга) приводит к спасению через безграничную преданность богу. В качестве объекта этой преданности часто выступает бог Вишну или Кришна – одно из его воплощений. Беспредельная преданность сближает верующего с Брахманом (манифестацией которого является бог), она позволяет человеку прозревать единство всего сущего в Брахмане.

Путь знания (джняна-марга) – самый утонченный и трудный путь к спасению. Он требует непосредственного прозревания наивысшей истины Вселенной – единства Брахмана и атмана. Прозрение может наступить после долгого периода духовного и физического воздержания, предполагающего отказ от всех земных привязанностей и долгих аскетических и медитативных упражнений.

Важное место среди таких упражнений занимает йога. Санскритское слово «йога» означает связь, соединение или дисциплину

Цель занимающегося йогой – он именуется йогин – достижение состояния самадхи, или растворения личности в Брахмане как способа его постижения. Подготовка йогина, как правило, ведется под строгим наблюдением гуру, духовного учителя, и включает в себя неукоснительное соблюдение предписанных добродетелей, таких как ненасилие, правдивость, целомудрие, а также обучение контролю над телом, умению выключать чувственные восприятия, достигать предельной ментальной сосредоточенности и медитировать. Способность управлять собственным телом – важный элемент йоги; тренированный йогин способен выдерживать труднейшие позы, регулировать дыхание и даже останавливать сердце. Основная форма йоги, предусматривающая эти методики, известна под названием раджа-йоги (царской йоги)

В числе других вариантов можно упомянуть хатха-йогу, в которой большое внимание уделяется физическим упражнениям, и кундалини-йогу – йогу эроса

Другие боги.

В индуизме существует и целый ряд других богов, которым поклоняются в особых случаях или с особыми целями. Самый популярный из них – Ганеша, слоноголовый сын Шивы, которого следует умилостивить перед началом любого практического дела. Другой сын Шивы – Сканда или Картикейя, который пользуется особой популярностью в южной Индии. Многие почитают Ханумана с обезьяньей головой, который описан в Рамаяне как верный союзник Рамы. Повсеместно распространено умилостивление Ситалы – богини черной оспы

Хотя Брахма в мифологии занимает важное место демиурга, ему не принято поклоняться. Зато всеобщей любовью пользуется Сарасвати, его супруга, в качестве богини музыки, изящных искусств и знания

Помимо этого, существует великое множество второстепенных местных богов. Крестьянин-индуист наделяет богами все холмы и речки вокруг своей деревни. Деревенский горшечник к тому же поклоняется богу гончарного круга, а пахарь – богу сохи.

Аум (Ом) как символ

Попробуем посмотреть на символ ОМ как на мистический знак, это позволит нам немного проникнуть в смысл, который ему придают священные писания индуизма, и других восточных религий.Если попытаться проникнуть в этот мистический символ оказывается, что он состоит из трех слогов, объединенных в один, но не как физическая смесь, но скорее как химическое соединение. Знаменательно, что символ AUM состоит из трех кривых (кривые 1, 2 и 3), одного полукруга (кривая 4), и точки. Большая нижняя кривая 1 символизирует бодрствующее состояние (jagrat), в этом состоянии сознания развернуто наружу через ворота чувств. Больший размер означает, что это самое распространенное (у большинства) состояния человеческого сознания.Верхняя кривая 2 обозначает состояние глубокого сна (сушупти) или бессознательное состояние. Это состояние, когда спящий не желает ничего и не видит снов. Средняя кривая 3, которая находится между глубоким сном и бодрствованием, означает состояние сна Свапна. В этом состоянии сознание индивида включено и направлено внутрь, он нечто из мира, расположенное за его глазами и недоступное из прямому видению. Это может проявляться как сон со сновидениями. Это три основных состояния сознания человека, с точки зрения индийской мистической мысли предполагается, что вся реальность проявляется через эти сознания, эти три кривые, следовательно, представляют весь физический феномен.Точка обозначает четвертое состояние сознания, известного на санскрите как Турья, изображаемое как анусвара. В этом состоянии сознания не погружается ни наружу, ни внутрь. Это совершенно тихое, мирное и блаженное состояние, которое является конечной целью всей духовной деятельности. Это абсолютное (не относительное) состояние освещает все другие 3 состояния.

Наконец, полукруг символизирует иллюзию Майя и отделяет точку от других трех кривых. Таким образом, наша иллюзия или Майя, мешает реализации этого высшего состояния блаженства. Полукруг открыт в верхней части и не касается точки. Это означает, что это высшее состояние не зависит от Майя. Майя влияет только на проявленное, на феноменальный мир. Таким образом, форма знака ОМ представляет собой как непроявленное и манифест, ноумен и феномен.

Вишнуизм (вайшнавизм)

Основная статья: Вишнуизм

Бирла-мандир — один из самых знаменитых вайшнавских храмов в Индии.

Последователи монотеистической традиции вишнуизма, которых называют вайшнавами, поклоняются Вишну и его аватарам (в основном Кришне и Раме) как различным формам, или ипостасям, Бога. Вайшнавизм является самым крупным течением в индуизме — примерно 70 % от общего числа индуистов (около 700 млн человек) исповедуют эту разновидность индуизма. Как отмечает Г. М. Бонгард-Левин, вайшнавизм возник раньше шиваизма и всегда имел больше последователей.

В вишнуизме существуют четыре основных богословских традиции, называемых сампрадаи. Каждая из сампрадай имеет своего учителя-основателя, называемого ачарьей, и свою собственную философскую систему, в которой даётся толкование взаимоотношений между дживой и Богом.

  • Брахма-сампрадая (двайта «дуализм») основоположником был Мадхавачарья. Двайта позднее получила своё дальнейшее развитие в философии ачинтья-бхеда-абхеда «непостижимое единство и различие», которую впервые изложил основоположник гаудия-вайшнавизма Чайтанья.
  • Кумара-сампрадая (двайта-адвайта «монизм-дуализм») основоположником был Нимбарка
  • Рудра-сампрадая (шуддха-адвайта «чистый монизм») основоположником был Валлабхачарья.
  • Шри-сампрадая (вишишта-адвайта «особый монизм») основоположником был Рамануджа

Список существующих вайшнавских традиций, как правило принадлежащих к одной из основных сампрадай:

  • Брахма-сампрадая
    • Харидаса (англ.)русск.
    • Гаудия-вайшнавизм
      • Гаудия-Сарасвата-сампрадая

        Международное общество сознания Кришны

    • Радхаваллабха-сампрадая
    • Сахаджия

      Баулы

  • Кумара-сампрадая
  • Рудра-сампрадая
    • Пуштимарга
    • Чаран-даси
  • Шри-сампрадая
    • Вадагалаи

      Мунитрая-сампрадая (англ.)русск.

    • Тенгалаи

      Манавала Мамунигал сабха

    • Рамананди
      • Бальмики (англ.)русск.
      • Капади (англ.)русск.
    • Кабирпантх
    • Дадупантх
    • Сваминараян
  • Варкари
  • Маханубхава (англ.)русск.
  • Пранами (англ.)русск.
  • Экасарана-дхарма (англ.)русск.

С этим читают