Ходжа насреддин

Насреддин Афанди в кино

Одно из самых ярких творений узбекского советского кинематографа — это фильм «Насреддин в Бухаре», в основе сюжета которого лежит роман писателя Леонида Соловьева. Он был снят в далеком 1943 году. Многие считают, что это было сделано специально для поднятия духа узбекских солдат.


В фильме герой возвращается в родную Бухару как раз в то время, когда великий эмир вершит свой «справедливый» суд над бедным дехканином (крестьянином) Ниязом. Он задолжал крупную сумму жадному торговцу Джафару, по вердикту эмира бедный старик обязан вернуть сотни золотых через час. Однако у того нет столько денег, и ему придется отдать свою красавицу дочь в руки алчного Джафара. Лишь доблестный Насреддин способен спасти их от рабства, но вот беда, у Афанди есть только одна таньга в кармане. Ему придется использовать свою смекалку и хитрость.

Когда жил герой

Практически в каждой фольклорной традиции различных народов встречается свой персонаж, очень похожий на Афанди. Так, например, в России мы с детства знакомы с Иванушкой-дурачком, в арабских странах есть собственный Джоха, у казахов известен персонаж Омирбек, армяне же любят своего Пулу-Пуги. Насреддин Афанди распространен среди тюркских народов, возможно поэтому узбеки как самый крупный этнос считают этого персонажа своим родным.

Удивительно, но даже в поисковике Google «Насреддин Афанди латифалари» (с узбекского языка переводится как «анекдоты об афанди») является самым популярным запросом. Если говорить о возникновении различных анекдотов с его участием, то они появились примерно в XIII веке. Логично будет предположить, что историческая личность — прототип Насреддина, жил в то же время.

Примечания

  1. ↑  (англ.). The world’s Mid Nasreddin Hoca Tomb. Дата обращения 9 марта 2020.
  2. . vestikavkaza.ru. Дата обращения 12 апреля 2020.
  3. Двадцать четыре Насреддина / Сост. и вступ. статья М. С. Харитонов. — М.: Наука, 1986.
  4. Ходжа Насреддин //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  5. ↑ Анекдоты о Ходже Насреддине. Пер. с тур. В. А. Гордлевского. Из-во Восточной литературы, М., 1957
  6. Молла Насреддин. Пер. с перс. и предисл. Н. Османова. Из-во «Наука», М., 1970
  7. . u.cs.biu.ac.il. Дата обращения 9 марта 2020.
  8. В середине предложения, как и русское «господин», слово «ходжа» правильнее писать со строчной буквы, однако, в русском языке уже сложилась обыкновение писать оба слова с прописной.
  9. .
  10. К. С. Давлетов. О происхождении образа Ходжи. Томск, 1962
  11.  (англ.). Gazetteer of Planetary Nomenclature. IAU Working Group for Planetary System Nomenclature.

  12. (3 ноября 2005). Дата обращения 9 марта 2020.
  13. . Дата обращения 9 марта 2020.

Имя

Ходжа Насреддин. Автор Катиб Мамедов

В русской традиции самое распространённое имя — Ходжа Насреддин. Другие варианты: Насреддин-эфенди, молла Насреддин, Афанди (Эфенди, Эпенди), Анастратин, Несарт, Насыр, Наср ад-дин.

В восточных языках существует несколько различных вариантов имени Насреддина, все они сводятся к трём главным:

  • Ходжа Насреддин (с вариациями написания имени «Насреддин»),
  • Мулла (Молла) Насреддин,
  • Афанди (эфенди) (Средняя Азия — в особенности у киргизов, таджиков, узбеков и уйгуров).

Персидское слово «ходжа» (перс. خواجه khâje — хозяин) существует почти во всех тюркских и арабском языках. В начале оно использовалось как название рода потомков исламских суфийских миссионеров в Средней Азии, представителей сословия «белой кости» (тюрк. «ак суюк»). Со временем «ходжа» стало почётным титулом, в особенности так стали называть исламских духовных наставников османских принцев или учителей арабской грамоты в мектебе, а также благородных мужей, купцов или евнухов в правящих семействах.

Арабское мусульманское личное имя Насреддин (араб. نصرالدين, Naṣr ad-Dīn) переводится как «Победа Веры».

Мулла (молла) (араб. المُلَّا аль-муллаа, mawlá/; перс. ملّا, тур. molla) имеет несколько значений. У шиитов мулла — лидер религиозной общины, теолог, специалист в толковании вопросов веры и права (у суннитов эти функции выполняет улема).

В остальном исламском мире в более общем значении, как уважительный титул, может иметь значения: «учитель», «помощник», «владелец», «защитник».

Эфенди (афанди, эпенди) (араб. أفندي Afandī; перс. آفندی от древнегреч. αὐθέντης «тот, кто может (в суде) защищать себя сам») — почётный титул благородных особ, вежливое обращение, со значениями «хозяин», «уважаемый», «господин». Обычно следовало за именем и давалось преимущественно представителям учёных профессий.

  • абхазское: Хәаџьа Шьардын,
  • аварское: Малла Насрудин,
  • адыгейское: Хъожэ Нэсрудин
  • азербайджанское: Molla Nəsrəddin,
  • арабское: جحا Juḥā,
  • албанское: Nastradin Hoxha или Nastradini,
  • башкирское: Хужа Нәсретдин,
  • болгарское: Настрадин Ходжа,
  • боснийское: Nasruddin Hodža,
  • греческое: Ναστραντίν Χότζας,
  • ингушское: Молла Несарт,
  • итальянское: Giufà или Giucà,
  • кабардино-черкесское: Хъуэжэ Нэсрудин
  • казахское: Қожанасыр, Әпенді,
  • карачаево-балкарское: Насра Ходжа,
  • киргизское: Апенди,
  • китайское: 阿凡提 (пиньинь Āfántí) и 阿方提 (пиньинь Āfāngtí),
  • кумыкское: Молла Насюрттюнь,
  • курдское: Mella Nasredîn,
  • лезгинское: Молла Насретдин,
  • македонское: Насредин Оџа,
  • румынское: Nastratin Hogea,
  • персидское: ملا نصرالدین Nasridin,
  • таджикское: Хоҷа Насриддин, Афандӣ,
  • татарское: Хуҗа Насретдин,
  • турецкое: Nasreddin Hoca,
  • туркменское: Ependi,
  • узбекское: Xo‘ja Nasriddin, Nasriddin Afandi или, часто, Afandi,
  • уйгурское: نەسىرىدىن ئەپەندى, Нәсирдин Әпәнди или Nesirdin Ependi,
  • чеченское: Молла Несарт.

Наиболее разработанным и, по оценкам некоторых исследователей, классическим и оригинальным является образ Ходжи Насреддина, существующий и поныне в Турции.

Здесь традиционно принято считать, что Насреддин Ходжа родился в 605 г. Хиджры (1208 г.) в селении Хорту (Hortu) близ города Эскишехир, а умер в 683 г. Хиджры (1284 г.) в городе Акшехир. По найденным документам в то время там действительно жил некий Насреддин. Его отцом был имам Абдулла. Насреддин получил образование в городе Конья, работал в Кастамону и умер в 1284 году в Акшехире, где по сей день сохранилась его могила и мавзолей (Hoca Nasreddin türbesi). На надгробии имеется скорее всего ошибочная дата: 386 год Хиджры (то есть 993 г. н. э.). Возможно, неверна она, потому что сельджуки появились здесь только во второй половине XI века. Высказываются предположения, что у великого шутника и могила «непростая», а следовательно дату нужно читать задом наперёд.

Другие исследователи оспаривают эти даты. К. С. Давлетов относит зарождение образа Насреддина к VIII—XI векам.

Л. В. Соловьёв в книге «Очарованный принц» утверждает, что «восемь гробниц в разных частях света носят его славное имя», а надгробие в Акшехире комментирует так:

Существует также ряд других гипотез.

[править] Насреддин как он есть

Многие истории о Насреддине сообщают, что он был суфием, и потому воспринимаются некоторыми как зашифрованная мистическая мудрость.

В новейшее время о Насреддине написано несколько романов, сняты фильмы, выпущены сборники литературно обработанных анекдотов. В совке тема сабжа значительно урезана, в народных преданиях Наср-Ад-Динн высказывался по самым разным вопросам, а не только о тупых богачах и коррумпированных ханских верхах, но ознакомиться стоит.

  • «Возмутитель спокойствия» — мелкий наёбщик Насреддин идёт к успеху и обзаводится жоной.
  • «Очарованный принц» — Насреддину надоела семейная жизнь, он снова начинает бродяжничать. Не канон, лулзов немного, но в совке было популярно. Но, к слову, наконец полностью и достойно описывается полная стратегия и тактика Ходжи Насреддина по выпиливанию неугодных миру сему. И да, это единственная книга, где он никого не убил.
  • «Весёлый мудрец» — старый Ходжа толсто троллит богачей, мулл и мудрецов, сытно жрёт за чужой счёт, помыкает пресветлым эмиром, осуществляет крупные экспроприации и вовсю не чурается мелкого шарлатанства. Непревзойдённый вин, но буржуям, баям-кулакам, муллам и им сочувствующим читать не советуется. В остальном совок почти не виден. Один лишь минус: Ходжа — уже старик, поэтому лихих драк и прочего экшна в его исполнении ждать не приходится. Зато он не прочь взнуздать вместо ишака какого-нибудь муллу и с ветерком на нём прокатиться.
  • Алсо Насреддин является действующим лицом пьесы Леся Подервянского «Восток», где он упоминается сидящим задом наперёд на осле, а также выпускает из бутылки Йобаное Чмо, которое пиздит весь Восток. Вот до чего некоторых авторов доводит злоупотребление веществами.

В этих ваших интернетах Ходжу наряду с Хайямом безудержно цитируют на форумах и в жжешках как наиболее известные образцы восточной мудрости, что символизирует.

А в Свободной Казахии есть расово верный вариант Ходжи — некий Алдар-косе, любивший потроллить ханов, султанов, различных баев и биев. От прототипа отличается отсутствием бороды. Выполнял функцию казахского Робина Гуда. Сам Ходжа тоже известен, но, будучи горожанином, не знающим очевидные для каждого степняка вещи, традиционно выступает в сказках в роли нуба, попадающего в лулзовые ситуации — правда, с успехом находящего из них выход. Помимо них, имеется аналогичный персонаж по имени Тазша-бала — беспризорник, выживающий как может. А у туркменов имеется сказочный бедняк-острослов Мирали, почти полностью косплеящий старину Насреддина.

Литературный образ

Обложка первого выпуска азербайджанского сатирического журнала «Молла Насреддин», с изображением самого Насреддина. 1906 год

На территории мусульманской Центральной Азии и Ближнего Востока, в арабской, персидской, турецкой, среднеазиатской и китайской литературе, а также в литературе народов Кавказа и Балкан существует множество популярных анекдотов и коротких историй о Ходже Насреддине. Самое полное их собрание на русском языке содержит 1238 историй.

Литературный персонаж Насреддина эклектичен и сочетает в себе синкретический образ мудреца и простака одновременно. Этот явно перенесённый из нескольких фольклорных персонажей внутренне противоречивый образ антигероя, бродяги, вольнодумца, бунтаря, глупца, юродивого, хитреца, плута и даже философа-циника, тонкого учёного-богослова и суфия высмеивает людские пороки, скупцов, ханжей, лицемеров, судей-взяточников и мулл. Часто оказываясь на грани нарушения общепринятых норм и понятий о приличии, его герой, тем не менее, неизменно находит неординарный выход из положения.

Основная черта литературного героя Насреддина — выходить из любой ситуации победителем с помощью слова. Насреддин-эфенди, виртуозно владея словом, нейтрализует любое своё поражение. Частые приёмы Ходжи — притворное невежество и логика абсурда.

Неотъемлемой частью образа Насреддина стал ослик, который появляется во многих притчах либо как главный герой, либо как спутник Ходжи.

Как триста лет назад, так и в наши дни анекдоты о Насреддине пользуются очень большой популярностью среди детей и взрослых во многих азиатских странах.

Авторская обработка

Русскоязычному читателю наиболее известна дилогия Леонида Соловьёва «Повесть о Ходже Насреддине», состоящая из двух романов: «Возмутитель спокойствия» и «Очарованный принц». Эта книга переведена на десятки языков мира.

Не столь знаменита, но по-своему не менее замечательна повесть Бориса Привалова «Весёлый мудрец».

В Азербайджане именем Насреддина был назван сатирический журнал «Молла Насреддин», который издавал Джалил Мамедкулизаде.

Ходжа Насреддин Афанди – восточный шутник и хитрец – был или не был?

Вы знаете, кто такой Насреддин Афанди – восточный шутник и хитрец, вечный бродяга, тонкий мыслитель, бунтарь и глупец? Этот персонаж анекдотов, легенд и мифов известен на территории всей Средней Азии и Ближнего Востока, в Китае, Закавказье и Балканах. К сожалению, нет ни одного фактического подтверждения о действительном существовании Насреддина Афанди, но молва о нем распространяется до сих пор по всему миру.


Итак, Насреддин Афанди – восточный шутник и хитрец, в литературе мусульманских стран известен как персонаж, образ которого совмещает в себе одновременно тонкого мудреца и глупого простака. Главной характерной чертой, присущей ему одному, является то, что он из любой ситуации найдет выход в свою пользу посредством острого слова.

Дополнением к его образу можно отнести неизменного осла, на котором он путешествует по миру и являющимся его спутником во всех его приключениях.

Насреддин Афанди – восточный шутник и хитрец, притчи о котором начали складываться еще в XIII веке, с детства, если верить рассказам о нем, демонстрировал свой талант острословия. Вот, к примеру, одна притча о нем: «Будучи в начальных классах школы, Насреддин постоянно докучал своему учителю, домулло, всевозможными вопросами, на многие из которых учитель просто не находился, что отвечать. В результате домулло, вышел из себя и сказал своему ученику – Не стоит хвалиться своими знаниями. Дети, которые в детстве хотят казаться очень умными, часто вырастают просто дураками. – На что Насреддин ответил – Вероятно, Вы, многоуважаемый учитель, в детстве  были очень умны!».

Многие национальности считают, что Насреддин Афанди – восточный шутник и хитрец, был уроженцем именно их страны. Недаром во многих восточных городах установлены памятники этому легендарному персонажу. В Турции, Казахстане, Узбекистане, России и Украине.

Кстати, памятник Насреддину Афанди в Бухаре (Узбекистан) овеян некой традицией. Говорят, если потереть ухо, гриву или колено ослу, на котором сидит Насреддин, то удача случится с тобой. Вообще, Насреддин Афанди в Бухаре – это житейский герой, которому все нипочем, он из любой жизненной ситуации извлечет если не выгоду, то урок для самого себя и обязательно поделится им с другими. Вот пример его мудрости и остроумия: «Как-то раз солнечным теплым утром шел Насреддин Афанди домой по пыльной проселочной дороге, а совсем рядом зеленела небольшая рощица. – Пойду я под тенью деревьев и наслажусь зеленью и прохладным ветерком в такое прекрасное утро – подумал он и свернул в рощу. Не успел он пройти и нескольких шагов среди деревьев, как упал в яму. – Хорошо, что я пошел через рощу! Если посреди этой прекрасной тенистой дороги произошла такая оказия со мной, то кто знает, что бы могло произойти на пыльной проселочной дороге!»

Насреддин Афанди – восточный шутник и хитрец, не зря был выбран героем всевозможных рассказов и анекдотов. Несмотря на всю глупость и неловкость его поведения, а также немыслимость его приключений, каждая история или анекдот о нем – это «шкатулка». Она наполнена драгоценными жизненными мудростями, знанием о том, кто есть человек и какой у каждого путь и предназначение, а также о том, что человек должен обрести самопознание и духовную наполненность своего бытия.

Ну и напоследок, чтобы настроение нашего читателя было на высоте не только сегодня, но и всегда, небольшой анекдот: «Дело было теплым вечером. Насреддин сидел дома и думал, что неплохо было бы поужинать. Да вот беда – ужин готовить не из чего. Но тут он услышал стук в ворота. На пороге стоял дальний родственник Насреддина, который прибыл издалека и привез с собой гостинец хозяину – утку. Афанди, обрадовавшись, приготовил из нее ужин и съел его вместе с гостем. На утро родственник уехал и после к Насреддину стали приезжать другие его родственники, их друзья и друзья их друзей, но, к разочарованию хозяина, никто из них не привозил с собой больше никаких гостинцев ему. В конце концов, Насреддин так устал от таких гостей, что вообще никого не хотел принимать у себя. Но как раз в этот момент в дверь снова постучали, и во дворе Насреддина Афанди возник очередной незнакомец, который представился — Я друг друга одного друга того твоего родственника, который приезжал недавно к тебе с уткой. – И он поспешил пройти в комнату и сесть за стол, где удобно расположившись, стал ждать появления на столе ужина. Насреддин Афанди ушел и вернулся уже с тарелкой, которую он поставил перед своим новым гостем. – Что это? – спросил незнакомец, заглянув в тарелку и увидев там простой кипяток.  – Это суп супа того супа из той самой утки, которую привез мой родственник, друг друга твоего друга – многозначительно ответил Насреддин».

Никогда не унывайте!  

История


Памятник Ходже Насреддину в Енишехире (Турция).

Несколько исследователей датируют появление анекдотов о Ходже Насреддине XIII веком. Если принять, что этот персонаж существовал в действительности, то жил он в том же XIII веке.

Крупный российский тюрколог академик В. А. Гордлевский полагал, что образ Насреддина вышел из анекдотов, созданных у арабов вокруг имени Джухи и перешёл к сельджукам, а позднее к туркам как его продление.

Другие исследователи склоняются к тому, что оба образа имеют лишь типологическое сходство, объясняемое тем, что почти у каждого народа в фольклоре имеется популярный герой-острослов, наделяемый самыми противоречивыми свойствами.

Первые анекдоты о Ходже Насреддине были записаны в Турции в «Салтукнамэ» (Saltukname), книге, датируемой 1480 годом, и чуть позднее в XVI веке писателем и поэтом «Джами Рума» Ламии (ум. 1531 г.).

Позднее было написано несколько романов и повестей о Ходже Насреддине («Насреддин и его жена» П. Миллина, «Чётки из черешневых косточек» Гафура Гуляма и др.).

В России анекдоты о Ходже впервые появились в XVIII веке, когда Дмитрий Кантемир, молдавский господарь, бежавший к Петру I, издал свою «Историю Турции» с тремя «историческими» анекдотами о Насреддине.

Благодарность за побои

Однажды Мулла Насреддин положил на большое блюдо три сливы и понёс в подарок завоевателю Тимуру. Дорогой сливы стали перекатываться на подносе с одной стороны на другую, и как ни говорил Мулла: «Лежите смирно, не двигайтесь, а то я вас съем!» — ничего не действовало: сливы всё подпрыгивали и перекатывались. Мулла, рассерженный, съел одну за другой две сливы и представил Тимуру всего одну сливу. Тимур очень был обрадован и пожаловал ему много денег.

Через несколько дней Мулла набрал корзину свёклы и опять понёс государю. Дорогой попался ему человек, и, узнав, что Мулла несёт Тимуру свёклу, сказал:

— Отнеси ему инжир, он ещё больше обрадуется.

Мулла раздобыл немного хорошего инжиру и поднёс Тимуру. По приказу государя приближённые и слуги стали бросать в Муллу инжиром. И по мере того как инжир попадал ему в голову, Мулла то и дело причитал:

Борода

В течение месяца поста Рамадан Мулла обычно после общей молитвы читал прихожанам проповедь. Взволнованно он говорил об общности верующих и об обязанности мусульманина. В течение этого месяца один человек каждый день сидел на этих собраниях верующих и плакал. Плакал в течение всей проповеди. Мулла думал про себя: «Наверняка моя речь трогает до глубины души этого человека. Он проливает слёзы умиления». Это повторялось изо дня в день, и Мулле уже не терпелось узнать больше. После проповеди он подошёл к человеку и сказал:

— Аллах да благословит тебя! Я вижу, как ты сидишь здесь день за днём, как ты слушаешь мои слова и плачешь. На других верующих мои слова не производят такого глубокого впечатления. Скажи, мой друг, что тебя так волнует?

Верующий ответил:


— Я прихожу сюда почитать Аллаха. Но плачу, слушая тебя, по другой причине.

Сон — тоже деятельность

Захотелось как-то Насреддину украсть фрукты с прилавка, но у владельца была лиса, которую он оставлял караулить ларёк. Насреддин подслушал, как он говорил своей лисе:

— Лисы ловчее собак, и я хочу, чтобы ты охраняла ларёк с хитростью. Вокруг всегда полно воров. Когда ты видишь, что кто-то что-то делает, спроси себя, почему он это делает, и не угрожает ли это безопасности ларька.

Когда человек ушёл, лиса уселась перед ларьком и исподтишка поглядывала на Насреддина, который расположился на лужайке напротив. Насреддин сразу же лег и закрыл глаза. Лиса подумала: «Спать — не значит делать что-то».

[править] См. также

  • Козьма Прутков
  • Энвер Ходжа
Ходжа Насреддин имеет отношение к писанине, но ты же ниасилил?
Писательская среда  Авторы • Аудиокнига • Журнализд • Литературный негр • Машинный перевод • Надмозг • Начинающий писатель
Писательские приемы  Catch phrase • One-liner • Дискурс • Рерайтинг • Рояль в кустах • Синдром Поиска Глубинного Смысла • Спойлер • Стёб • Хэппи-энд
Жанры  X for Dummies • Детектив • Пирожки • Постмодернизм • Слеш • Фантастика (Зомби-трэш • Киберпанк • Космическая опера • Попаданство • Постапокалипсис • Стимпанк • Фэнтези) • Фанфик • Хроники • Шиппинг
Произведения  • 9600 бод и все-все-все • DOOM: Repercussions of Evil • Raildex • SICP • The Road (Маккарти) • Американский психопат • Божественная комедия • Война миров • Волшебник Изумрудного города • Гарри Поттер • Голодные игры • Дети демократии • Дети против волшебников • Дракула • Другие действия • Жестокая Голактика • Жук-антисемит • Загробные колыбельные • Земля Санникова • Как поддержать беседу с мозгоёбом • Книга Велеса • Красные дьяволята • Меланхолия Харухи Судзумии • Мир-Кольцо • Мятеж на «Баунти» • Незнайка на Луне • Песни Гипериона • Песнь Льда и Пламени • Поваренная книга анархиста • Повелитель мух • Полный root • Призрак Оперы • Приключения Буратино • Приключения Чиполлино • Простоквашино • Реквием по мечте • Роза мира • Россия в 1839 году • Священный Ахредуптусъ • Семь красных линий • Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца • Солярис • Сумерки • Страх и ненависть в Лас-Вегасе • Тёмная башня • Трактат о любви • Три мушкетёра • Худеющий • Чарли и шоколадная фабрика • Человек-невидимка • Шулхан Арух
Персонажи  Алиса Селезнёва • Бармаглот • Благородный дикарь • Винни-Пух • Гамлет • Ганнибал Лектер • Карлсон • Козьма Прутков • Колобок • Крапивинский мальчик • Красная Шапочка • Ктулху • Лука Мудищев • Мэри Сью • Остап Бендер • Пеппи Длинныйчулок • Поручик Ржевский • Семецкий • Снарк • Ходжа Насреддин • Шариков • Шерлок Холмс и доктор Ватсон • Штирлиц • Эдип
Литературные мемы  • Уловка 22 • А был ли мальчик? • Банановая республика • Бессмысленный и беспощадный • Благородные доны • Вау-импульс • Закон Мерфи • И животноводство! • И немедленно выпил • Извините за неровный почерк • Клоун у пидарасов • Конные арбалетчики • На деревню дедушке • Наше всё • Пикейные жилеты • Пирдуха • Пушечное мясо • Святой Грааль • Сумрачный тевтонский гений • Такие дела • Человек и пароход • Шелезяка
Места в интернете  bo • Либрусек • Литпром • Литрес • Стульчик.нет
Критика  Где и в какой книге Кастанеда пишет об этом? • Книга лучше • Не читал, но осуждаю • Чукча не читатель
Очепятки и обшибки  Абанамат • Донки-хот • Кузинатра • Одномуд • Она металась, как стрелка осциллографа • У ней внутре неонка

Типология

Аналогичные персонажи у других народов: Хитрый Пётр — у южных славян, так в Болгарии встречаются истории, в которых одновременно присутствуют сразу два персонажа, соревнующиеся друг с другом (наиболее часто — Ходжа Насреддин и Хитрый Пётр, что связано с турецким игом в Болгарии). Джоха — у арабов, Апенди — у киргизов, Пулу-Пуги — у армян, Алдар Косе — у казахов (наряду с самим Насреддином), Омирбек — у каракалпаков, также встречается в эпосе казахов (особенно южных) ввиду родства языков и культур, Ахмет-акай — у крымских татар, Мушфики — у таджиков, Саляй Чаккан и Молла Зайдин — у уйгуров, Кемине — у туркмен, Тиль Уленшпигель — у фламандцев и немцев, Гершеле Острополер (Хершеле из Острополя) — у евреев-ашкеназов, Пэкалэ и Тындалэ — у румын и молдаван, Фёдор Набилкин — у белорусов. Бесена-гаджи—у аварцев, в некоторой степени Ходже Насреддину соответствуют Иван-дурак в русском, дурный Иван и казак Мамай в украинском фольклоре.

Гений своего времени

Афанди решает испытать судьбу и отправляется в свое любимое место отдыха — в чайхану, где собираются мужчины и проводят время за играми. Он решается сыграть и ставит на кон свою монету, удача сопутствует ему, и брошенные им кости показывают нужное количество очков. Череда игр приносит ему как раз нужную сумму для выплаты долга. Возмущенный Джафар докладывает эмиру о том, что какой-то проходимец лишил торговца юной красавицы Гюльджан.

Услышав это, эмир возжелал увидеть дочь Нияза, а увидев, решил сделать ее своей. Теперь Насреддин Афанди (в узбек.кино) должен совершить то, что запрещено, а именно — войти в гарем правителя и спасти девушку, в которую уже успел влюбиться.

Он переодевается и, выдавая себя за знаменитого астронома-звездочета, попадает в эмирский дворец. Именно здесь и происходит все самое интересное.


С этим читают