Александр невский: как на самом деле выглядел легендарный князь

Иконография


Интересный факт Главная особенность икон святого Александра Свирского – это почти фотографическая точность черт лица. Трудно писать иконы святого, жившего много столетий назад, но случай с преподобным Александром особенный. Православная Церковь хранит святыню – нетленные мощи древнего подвижника. Необъяснимый наукой феномен — тело святого Боговидца избавлено от естественного разложения. Оно сохранило не только посмертное положение конечностей, сохранные внутренние органы, эластичность кожных покровов, но и особенности внешности, узнаваемые черты.

Святой Александр был причислен к лику святых уже через 14 лет после смерти, канонизация состоялась на Соборе в 1547г. В победном храме – храме Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, построенном по случаю покорения Казанского ханства Иоанном Грозным в 1555-1561г.г., один из 9 первоначальных приделов был посвящен преподобному Свирскому чудотворцу – уже как чтимому святому. Следовательно, как и положено по чину, ему уже был написан образ, а возможно, и не один.

Первая икона святого была написана не позднее 14 лет после его кончины, т.е в 1547г. Иконописцы писали образ нового русского святого по личным воспоминаниям, его, безусловно, помнили и лично знали многие, ведь преподобный Александр прожил долгую жизнь — 85 лет и 40 из них был наставником монахов.

Преподобный Александр СвирскийСередина XVI в.127 × 88 смЦентральный музей древнерусской культуры и искусстваим. Андрея Рублева, Москва, Россия

Позже, переписывая иконы святого, мастера старались сохранить точность черт, как на первых образах. Критерий точности изображения святого – нетленные мощи, сохранившие облик старца.

Икона, переданная Патриархом Кириллом в Свирский монастырь в 2016г. – это икона, писанная по заказу святителя Макария митрополита Московского (1482-1563г.г.), который до возведения в 1542 г. на митрополичью кафедру в Москве, был архиепископом Новгородским и, безусловно, лично знал игумена значимого монастыря в Приладожье. Кроме того, из летописей известно, что митрополит и сам «бе бо иконному писанию навычен» и, возможно, икона вообще писана его рукой, тем более, что долгое время висела в его покоях в Кремле.

После кончины Макария икона, обложенная серебряным окладом, была передана в Александро-Свирский монастырь и пребывала там до 1811 года, когда по случаю ремонта монастыря, была вывезена на время в Москву, а оттуда пропала во время наполеоновского нашествия в 1812г.

Икона была найдена в 2010 году, и выкуплена у коллекционеров благотворителем В.Н. Жимировым. К этому времени драгоценного оклада на иконе уже не было. Вновь отчеканен оклад Александром Анискиным, современным мастером, использовавшим для этого описание древнего убранства иконы. Преподобный Александр изображен на иконе в рост, с воздетыми в молитве руками. Патриарх Кирилл передал икону братии Александро-Свирского монастыря.

На иконах святого изображают и в рост, и по пояс, с благословляющей рукой (обычно с двумя перстами) и со свитком, на котором записано его благословение. Традиционны житийные иконы святого, где вокруг изображения самого преподобного размещены клейма (картины) со сценами из его жития.

Наиболее известна житийная древняя икона святого Александра, которая находится в Успенском соборе Кремля (список есть в Свирском монастыре). На этой иконе необычайное число клейм – 129. В середине поясной образ святого в монашеском облачении.

Александр Свирский, с житием и чудесамиШкола или худ. центр: МоскваСередина XVI в.Вера и власть 2007: 1547–1555 гг.Комашко, Саенкова 2007: Середина XVI в.Иконы Успенского собора 2016: 1547–1555 гг.Дерево, паволока, левкас, яичная темпера.187 × 156 смУспенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия

Александр Невский — православный рыцарь

Автор Марина Кравцова

Обновлено: 05.04.2019 16:43 Опубликовано: 05.04.2012 10:00

Религия » Религии России » Православие


Утром 5 апреля 1242 года началась битва на Чудском озере, известная как Ледовое побоище. Русские войска сражались с «псами-рыцарями» Тевтонского ордена. Пришельцы притязали на новгородские земли и надеялись на легкую победу. Но во главе русского воинства стоял тот, кого по праву можно назвать православным рыцарем, — святой князь Александр Невский… Он родился, согласно летописям, 30 мая 1220 года. 15 июля 1240 года он одержал свою первую победу. Молодой новгородский князь Александр cо сравнительно небольшой дружиною наголову разбил шведов.

521 поделились

Ясный, удивительно цельный образ предстает перед нами при погружении в русский XIII век, образ, может быть, самый значительный и великий для своего времени. Святой благоверный князь Александр Невский… Сын Суздальского князя Ярослава Всеволодовича, Александр был потомком великих властителей земли Русской, оставивших в истории яркий след, князей, которые отличались неустанной созидательной деятельностью, а также — благочестием, внешне выразившемся в активном храмоздательстве. Прадед Невского — великий князь Киевский Юрий Долгорукий, дед — Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, младший брат Андрея Боголюбского.

Эти знаменитые братья, Андрей и Всеволод — первые Великие князья Владимирские. При них началось развитие Суздальского княжества как нового центра Руси, и молодой Владимир на Клязьме возвысился над старинным гордым Киевом. Твердые духом, порой жесткие князья-самодержцы… Подобен им и отец Александра, князь Ярослав.

Но сам Александр Ярославич, как пишет о нем историк Николай Клепинин, «вырастает из своего рода. Вместо неподвижной, медленной тяжести характера отца и дедов в нем есть ясность, легкость сердца, быстрота мысли и движений. Но он унаследовал от них серьезность взгляда, сдержанность и умение переживать и таить в себе свои думы. Во всей своей деятельности он является преемником суздальских князей, ни в чем не ломает родовых традиций, лишь преображая их благоуханием своей святости».

При чтении Жития благоверного князя поражает, прежде всего, иконописная лаконичность облика святого Александра и его удивительная гармоничность. Немного известно о его детстве, о личной жизни. Из туманности далеких веков проступают строгие и необыкновенно притягательные черты воистину святого человека.

Причем, мы не найдем ничего, что дает хоть какой-то намек на человеческую страстность. Он сумел войти в нашу жизнь истинно святым, а неизбежные у каждого человека слабости если и были, то остались в его времени. С легкой пластичностью благоверный князь Александр предстает перед нами совершенно разным и при этом внутренне удивительно цельным. Его житие — словно клейма на иконе — сюжет сменяется иным целостным законченным сюжетом.

История возникновения

Фото монаха Иосифа. 1907

Церковь Святого благоверного князя Александра Невского в Иерусалиме была задумана руководством Императорского православного палестинского общества (ИППО) как храм-памятник основателю ИППО — императору Александру III.

При изысканиях на Русском месте в старом городе Иерусалима, проведённых с 1861 по 1884 год, были найдены археологические древности, прежде всего, Порог Судных Врат, через которые переступал Иисус Христос, ведомый на казнь.

Интерьер

В 1884 году руководство ИППО решило покрыть святыню зданием, которое в начале назвали «Русским домом», а затем переименовали в Александровское подворье в память императора Александра III.

Строительные работы по возведению здания подворья продолжались с 1887 по 1891 год под руководством уполномоченных ИППО в Иерусалиме Дмитрия Смышляева (1886—1889) и Н. Г. Михайлова (1889—1896).

Общество приняло решение внести в архитектурный комплекс строящегося подворья домовый храм. Такое решение сохранялось в тайне от властей Османской империи и патриарха Иерусалимского Никодима из-за близости Русского места к Храму Гроба Господня и возможного противодействия в выдаче разрешения на строительство церкви. Информацию о строительстве церкви скрывали от турецких властей до 1890 года. Однако далее скрывать эту информацию стало невозможно, поскольку сам прямоугольный характер постройки нового русского здания невольно выдавал намерения его строителей.

В рамках планируемого визита в Святую Землю цесаревич Николай Александрович хотел лично попросить султана разрешить строительство храма. ИППО готовилось к приезду цесаревича, построив комплекс подворья площадью 1342 м² с ещё неблагоустроенной церковью. 5 сентября 1891 года состоялось торжественное освящение Александровского подворья, однако церковь ещё не была благоустроена, готовый для неё иконостас был прислонен к восточной стене в ожидании получения султанского разрешения-фирмана. Тем не менее, на тот момент на западных боковых стенах между окнами были поставлены до 30 икон русских и палестинских святых работы художника В. Ф. Пасхина. Под ними был установлен целый ряд икон с фигурами в человеческий рост работы художника Николая Кошелева, которые изображали страстную историю Христа от моления о чаше до положения во Гроб. В 1891 году из 18 икон Кошелева были готовы только пять.

Вопрос получения султанского фирмана откладывается ещё на 4 года. В 1894 году скончался Александр III. Председатель ИППО великий князь Сергей Александрович принял решение об увековечивании памяти Александра III в Иерусалиме строительством церкви во имя Святого Александра Невского на Русском месте в Иерусалиме. В результате переговоров с патриархом Иерусалимским Герасимом и турецкими властями вопрос урегулировался усилиями ИППО и МИД Российской империи вплоть до апреля 1896 года.

Торжественное освящение церкви Александра Невского было совершено 22 мая 1896 года патриархом Иерусалимским Герасимом в сослужении начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Рафаила, многочисленного духовенства. В организации торжеств участвовали уполномоченный ИППО в Иерусалиме Н. Г. Михайлов со всеми работниками общества, Генеральный русский консул в Иерусалиме Алексей Круглов с работниками консульства и другие. Во время освящения в Троицком соборе в Иерусалиме и Спасо-Вознесенской церкви на горе Елеон был совершён Пасхальный звон. Секретарь ИППО Василий Хитрово 19 апреля 1896 года дал предписание уполномоченному ИППО в Иерусалиме Н. Г. Михайлову: «Наблюдите, чтобы по освящении еженедельного по четвергам в церкви Св. Александра Невского совершалась заупокойная панихида по Бозе почившем Государе и всем внесенным на поминальные доски в Русском доме. Дай Бог, чтобы начатое 15 лет тому назад дело пришло к благополучному окончанию».

Детство

Будущий горний русской святости появился на свет 15 июня 1448 года в деревне Мандера, расположенной на Новгородчине у речки Оять, на другом берегу напротив Введено-Оятской обители (ныне Ленинградская область). Родители, небогатые, но благочестивые крестьяне Стефан и Васса, уже имели двое взрослых детей (по иной версии – долго были бездетными) и просили у всевышнего сыночка как утешение на старости лет. Они принадлежали предположительно к финно-угорской народности вепсы. Бог услышал их молитвы и в одну ночь возвестил, что подарит сына, и тот станет отрадой не только для них, но и для церкви.

В миру будущего пророка и чудотворца Александра Свирского звали Амос

Родные дали мальчику христианское воспитание и имя в честь библейского пророка Амос. Он рос послушным, добрым и богобоязненным ребенком. Подростком его отправили обучаться грамоте. Вначале он не отличался высокими способностями к наукам, отставал от сверстников и часто молил господа о помощи. Но со временем – смог догнать и даже превзойти других в изучении всех предметов. Он также начал ежедневно посещать церковь и проявлять несвойственное возрасту воздержание – мало спал и ел, избегал шумных игр.

Иконы святого Александра Невского

Образы святого раннего периода представляют его в монашеском одеянии, которое отражают духовное значение его заслуг. Изображение «Битвы новгородцев с суздальцами» представляет большой раритет. События происходили до появления князя Александра на свет, что свидетельствует о вневременности жития Божьего угодника.

В изображениях князя Александра допетровского времени доминирует монашеская интерпретация. Икона в Софиевском соборе представляет Александра Невского со свитком в руках, на котором надпись «боятся Господа и исполнять заветы». Вместе с князем изображены Иоанн и Авраамий Ростовский.

Замечательным произведением русской живописи является икона Александра Невского в соборе Василия Блаженного в Москве. На ней изображены не только события при жизни князя, но и Крымская битва, сражение с крымским ханом Гиреем.

Изменение трактовок иконописи произошло во времена правления Петра первого. Царь считал себя преобразователем и продолжателем борьбы с иноземной экспансией. В знак глубокого уважения к святому царь Петр основал Александро-Невской монастырь. Останки Святого были торжественно доставлены из Владимира и помещены в новой обители

С этого времени внимание уделяется военным доблестям князя. На иконах его изображают в военной одежде, царской мантии и оружием в руках

На голове шлем с крестом, под накидкой кольчуга. Князь на иконах с широкими плечами и мощными руками, красивым лицом и видом полной боевой решительности.

В конце девятнадцатого начале двадцатого века такие художники как Васнецов и Нестеров создают образы князя религиозно-национального стиля. Икона во Владимирском соборе города Киева представляет князя былинным героем, а в храме Спаса-на-Крови в Санкт Петербурге смиренным иноком. Чудотворная икона Александра Невского находится в соборе города Нижний Новгород.

Икона Александра Невского: описание


На иконе мы часто видим благоверного князя с мечом. Иногда встречается извод, где он держит крест и свиток. Но в основном на всех образах воин изображен в великокняжеской одежде, иногда в доспехах. Много изводов, где, как и подобает полководцу, он изображается на коне. Такой стиль письма существует относительно недавно — его ввел Петр I. До этого благоверного князя, согласно традиции, изображали в монашеской одежде, так как перед смертью тот принял схиму с именем Алексий.

Дошедшие до нас сведения о внешнем виде описывают его как плечистого молодого человека с мощными руками, красивым лицом, волевыми бровями и всей своей наружностью производящего решительный вид.

Духовная живопись

Художники изображали Александра Невского на своих картинах, их тоже можно иметь в доме, но не путать с иконами. Картина имеет совсем другую цель — она повествует, развлекает, может даже обучать, но икона призвана собрать мысли человека, сосредоточить их на молитве.

Прекрасный образ князя создал Александр Нестеров — он показал его, как полководца, в облачении и с оружием. Но оружие лежит на полу храма, а сам воин склонил голову в молитве. Это человек мужественный, в то же время имеющий твердую веру. Он понимает, что исход любого сражения зависит не от его усилий, а от воли Бога.

Современный художник П. Рыженко изобразил беседу князя с ханом Сартаком. Они сидят в поле перед открытой Библией. Хан в глубокой задумчивости, а князь как будто ждет ответа на важный вопрос. Известно, что потомок Чингисхана под влиянием Александра Невского принял православие, за что впоследствии был убит.

Храм в честь великомученицы в Петергофе

В 1854 году начала строиться церковь святой Александры на Бабьем гоне. При торжественной закладке 11 августа при участии императора Николая I был положен камень со святых берегов Иордана. В дальнейшем этот храм станет излюбленным местом для молитвы императорской семьи. Пятиглавая каменная церковь отличалась неповторимой красотой. В архитектуре храма был использован один из красивейших элементов древнерусской архитектуры — «кокошники».

Резной деревянный иконостас — подарок императора Николая I — явился настоящим украшением церкви. На строительство храма потрачено было немало денег. Доставка материалов в гору потребовала значительных затрат. На торжественном освящении церкви святой мученицы Александры присутствовали Николай I и члены царской семьи. В своей речи по окончании Божественной службы император поблагодарил всех, кто участвовал в строительстве.

Храм Святой Александры на Бабигонских высотах был рассчитан примерно на 500 человек молящихся. В церкви имелась дарохранительница из красной сибирской яшмы, утварь из драгоценных камней, золота и серебра.

Как защищает икона

Святая великомученица императрица Александра Римская являла собой пример любви к Богу и благочестия, хотя была женой императора Диоклетиана – известного в истории своим жестоким нравом, притеснителя и гонителя христиан. Царственная мученица была средоточием всех женских добродетелей, верной супругой, однако ее любовь к Богу была превыше всего, даже риск быть уличенной в следовании христианской вере и погибнуть не остановил ее. Молитва к ней перед святой ее иконой защитит Вас от всякого зла, ей молятся о спасении души, а также о защите от возможного предательства. Также ее просят о сбережении семейных отношений и духовного единства в браке – недаром святая императрица-великомученица была небесной покровительницей русских императриц дома Романовых – супруг императоров Николая I и Николая II. Обе они были Александры Феодоровны, то есть носили это святое имя.

Смерть святой

Наверное, многие задаются вопросом — откуда у святых брались мужество и силы, чтобы выносить муки? Ответ прост — источником силы и всех благ является Господь. О том, как должны быть построены отношения Бога и человека много написано в Библии: например, Христос говорил, что надо просить — и просящий получит, стучать — и тогда дверь будет открыта. То есть верующий должен сам проявить инициативу, не быть пассивным.

Мученица Александра не испытала тех страданий, которые выпали на долю Георгия. Она тихо скончалась по дороге к месту казни. Хороший пример того, что Бог не дает испытаний, которые человеку не по силам.

Молитва перед иконой Святой великомученицы императрицы Александры Римской помогает укрепить дух, ее пример открытого свидетельства о вере Христовой, который она явила, готовясь к казни вместе со святым великомучеником Георгием Победоносцем, по смелости не уступая мужчине, помогает найти в себе духовные силы, когда они готовы вас покинуть. Императрице-великомученице Александре Римской молятся о спасении души и избавлении от всякого зла.

К ее молитвенному ходатайству перед Богом также прибегают, когда необходима помощь в делах семейных, когда хотят сохранить лад и понимание между близкими людьми, высокие отношения в браке, тот уровень его благополучия, с которым можно преодолеть все сложности, возникающие на пути каждого супружества.

Отдельной службы Александре не предусмотрено, она упоминается в бденной службе великомученика Георгия, где ей написан отдельный тропарь.

Царства земнаго славу презревши, Единаго Христа, нас ради распятаго, возлюбила еси и, Того мужественно исповедающи, венцем мученическим увенчалася еси, всеблаженная царице Александро. Темже и ныне Престолу Царя славы на Небесех предстоящи, молися о спасении душ наших.

Молитвенное призывание святого, имя которого носишь: Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

На практике молитву святому часто произносят иначе, по церковному обычаю — с именованием чина святости небесного заступника, например: «Моли Бога о мне, святый Архистратиже Божий Михаиле…»; «Моли Бога о мне, святый пророче Божий Илие…»

В эту часть молитвенного правила хорошо также включить тропарь своему святому заступнику, который следует знать и понимать.

Иконография

Иконография святой мученицы царицы Александры Римской включает в себя несколько распространенных типов:

  • поясные единоличные изображения;
  • индивидуальные иконы в полный рост;
  • многофигурные иконографические композиции.

    Икона царица Александра Римская

На большинстве изображений святая облачена в царские одежды. Голову венчает корона. Правая рука императрицы занята крестом, а левая либо прижата к груди, либо обращена ладонью к зрителям. Чаще всего единоличные изображения царицы располагаются на золотом фоне. На некоторых икона на заднем плане виднеются городские стены и река.

Многофигурные композиции с участием святой мученицы Александры можно увидеть в следующих музеях и храмах:

  • мозаичное изображение в полный рост в иконостасе Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге;
  • мозаика в церкви Спаса на Крови;
  • икона Св. Николая Чудотворца и Св. царицы Александры Римской в Эрмитаже;
  • икона «Избранные святые», хранящаяся в музее древнерусского искусства имени Андрея Рублёва.

Это интересно: Икона святой мученицы Иулии (Юлии) Карфагенской — разбираем со всех сторон

День памяти святой мученицы царицы Александры Римской празднуют одновременно с днем памяти великомученика Георгия – 23 апреля/6 мая. Дата известна с X века и указана в Типиконе Великой церкви и Минологии императора Василия, а также в других греческих рукописях.

Александр Невский

Родился Александр в семье князя Ярослава и княжны Феодосии. Его дед князь Всеволод объединил русские земли от Владимира до Рязани. В шесть лет он прошел посвящение в воины. Как только сыну исполнилось семь лет, отец взял с собой в Новгород, куда его призвали на княжество.

С ранних лет он учился боевому искусству, а в шестнадцать лет участвовал в первом бою с отцом. Это были сложные времена для Руси. На восточной границе грозили монгольские захватчики, а на западной немецкий орден и шведы. Божий промысел определил защитником земли русской князя Александра. Первая победа была над шведами на реке Нева, за этот подвиг он получил имя Невский. Ему в это время не было еще двадцати лет.

Кроме шведов на западе беспокоили немецкие рыцари Тевтонского ордена, которые захватили города Капорье и Псков. В 1942 году князь Александр освободил города и разгромил немецких рыцарей на Чудском озере. Все свои победы он одержал в молодом возрасте и не потерпел ни одного поражения.

Он был не только бесстрашным полководцем, но и мудрым политиком. Когда западной границе Руси ничто не угрожало, то опасность шла с востока в лице хана Батыя с татарскими ордами. Александр неоднократно посещал с визитом Золотую орду и решил, что лучше платить дань, чем воевать. Он сумел организовать в Орде православную общину и известно, что потомок Чингисхана принял православную веру под влиянием князя.

Умер князь в дороге из Орды в Городце в 1263 году. Ближайшим городом для захоронения был выбран Владимир, куда через девять дней пути доставили тело. Все священные служители засвидетельствовали чудо, тело покойного не имело признаков разложения. Народное поклонение останкам святого князя началось в 1380 году, а официальная канонизация произошла во времена Ивана Грозного через 150 лет.

Житие святого Александра Невского

День памяти святого 6 декабря.

Александр прожил недолгую жизнь, всего лишь 42 года. Ему пришлось много трудиться для защиты русских княжеств от экспансии со стороны католического Запада, именно он разбил шведскую армию на Неве, а затем разгромил немецкий Орден меченосцев во время Ледового побоища.

Иногда Александра обвиняют в том, что он не дал такого же резкого отпора монгольскому ханству, но это как раз и свидетельствует о его государственной мудрости и проницательности. Почему же так? Во-первых, силы монгольского войска многократно превосходили силы русских, так что дать достойный военный отпор не получилось бы; во-вторых, Русь оказалась между двух огней, врагами, нападавшими с Запада, и с Востока, так что перед князем выпал нелегкий выбор союзника.

После длительных раздумий Александр Невский сделал выбор в пользу монгольского ханства. Его выбор был обусловлен тем, что монголы не вмешивались в религиозную жизнь Руси и не навязывали своих верований, в отличие от западных захватчиков.

Лучшая статья для Вас, переходите: Икона Святое Семейство значение, в чем помогает

Также это способствовало сохранению чистоты православной веры. К тому же правителю удалось договориться с отменой налогов в пользу монгол в ряде областей Руси.

Когда князь умер, его стали почитать как защитника и покровителя всего русского народа, который не проиграл ни одной битвы и постоянно защищал православную веру.

В 1547 году он был канонизирован Русской православной церковью.

Юность

К моменту совершеннолетия аскетические устремления Амоса окрепли. Он твердо решил посвятить жизнь богу в монашестве, хотя родные убеждали его подумать о создании семьи. Рядом с его деревней тогда проживали несколько иноков Валаамской обители. Юноша часто к ним приходил и с интересом слушал рассказы о жизни их сподвижников, стремившихся к самосовершенствованию для приближения к христианским идеалам. Вдохновленный общением со старцами, молодой человек в 19 лет из опасения прогневить родных скрытно отправился на Валаам, издревле именуемый «Северным Афоном». По легенде, спаситель послал ему своего ангела в облике доброго попутчика, знавшего дорогу до обители. Затем юноша около семи лет проживал в монастыре в качестве послушника, в дневные часы пребывал в трудах, а в ночные – в молитвенном бдении.

Свято-Троицкий Александра Свирского монастырь

Когда родители прознали о месте нахождении своего сына, отец проделал немалый путь, чтобы попытаться уговорить его вернуться домой. Послушник не хотел противоречить отцу, однако не намеревался и изменять своему желанию посвятить себя служению всевышнему. Поэтому он предложил ему Соломоново решение – тоже принять постриг. Родные так и сделали – постриглись в монахи.


С этим читают