Как появились смесоипостасные иконы и почему их запретили

Какая икона «Святая Троица» правильная?

Православие — пожалуй, единственная из христианских конфессий, в которой очень развито иконопочитание. Причем если католики относятся с уважением к священным изображениям, то многочисленные протестантские церкви в один голос обвиняют православных чуть ли не в идолопоклонстве.


На самом деле икона для верующего — вовсе не идол, а напоминание об ином мире, о святых и Боге. Словосочетание «поклониться иконе» несет в себе несколько иной смысл, чем «поклониться Богу». Икону можно сравнить с фотографией любимого человека, которая бережно хранится в семейном альбоме или повешена на стену

Никто не считает фото идолом или заменой оригинала, даже если ему уделяется большое внимание

Во многих религиях икон нет, и любые изображения запрещены по вполне разумной причине: Бога не видел никто и никогда, так как же можно изобразить неизобразимое?

Православные иконописцы тоже ничего не выдумывают, и, по правилам, на иконах изображается только то, что было материально.

А как же икона «Святая Троица», ведь Бога никто и никогда не видел! Это не совсем так. Мы видели своего Бога в человеческом облике. Иисус Христос – это Бог и человек. Так что как минимум второе Лицо Пресвятой Троицы вполне можно изобразить. Имел некоторое воплощение и Святой Дух. Он несколько раз показывался в виде белого голубя. Это не был настоящий голубь, конечно, но Он может быть написан в этом виде.

Итак, два Лица Троицы изобразимы, но для полноты не хватает Бога Отца. Икона «Святая Троица» без Отца быть не может.

Иконописцы нашли несколько выходов из этой ситуации — более или менее удачных. Например, есть икона Святой Троицы, фото или репродукция которой находится в каждом молитвенной уголке. На ней Бог Сын сидит на престоле, над Ним Бог Дух Святой, а Бог Отец обозначен неким значком изливающейся благодати. Есть еще вариант, который принято называть католическим, где Бог Отец изображен произвольно — старцем, а Бог Дух Святой – голубем. Все признают, что икона это неканоническая, то есть не соответствует православным правилам иконописи, но она широко вошла в употребление еще в 19 веке.

Самая известная икона «Святая Троица» написана Рублевым.

Икона «Святая Троица» таинственна, она имеет огромное количество символических деталей, по которым можно определить, что Андрей Рублев каждым Ангелом обозначил определенное Лицо Святой Троицы. Дискуссии о ней продолжаются до сих пор. Этот образ сейчас хранится в храме при Третьяковской галерее. Здесь он находится под охраной, но к нему можно приложиться, помолиться Богу и поставить свечу.

fb.ru

Краткое жизнеописание

Преподобный Александр (1448–1533г.г.), был уроженцем здешних мест, из крестьян, сын благочестивых родителей, которые хотели для своего позднего ребенка земного счастья. Но юноша избрал для себя иной путь.

Свое духовное становление он начал в Валаамском монастыре, придя туда в девятнадцать лет, пожив среди братии и приняв постриг, через семь лет он, по благословению игумена, удалился на один из пустынных островов и подвизался в одиночестве, не имея ничего, кроме топора и кресала. Позже по указанию Богородицы он переселился на реку Свирь, и там, в сосновом бору на берегу озера продолжал отшельническую жизнь, пока не стали приходить к нему и селиться рядом такие же подвижники, желающие спасения души.

Александр Свирский, с житием в 39 клеймахШкола или худ. центр: Москва1655 г.Дерево, четыре доски, две встречные шпонки, паволока, темпера, серебро.235 × 122 × 4 смГосударственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Монахи жили тихой жизнью – трудились и молились, больше всех трудился и молился монах Александр. Однажды на молитве он увидел, как по всему небу разлился ни с чем несравнимый свет, проникая в самую глубь леса, пронизывая насквозь бревенчатый свод избушки, и превращая в прозрачный хрусталь стволы вековых сосен. В трепете инок различил в диковинном свете образы Трех Светлых Мужей, Их благословляющий жест и услышал Голос, повелевший:

Это явление укрепило его на дальнейшие подвиги, и дало силы объединить иноков для совместной жизни в общей обители, устроить единый устав монашеской жизни, срубить несколько церквей и келий для братии и богомольцев, а под конец жизни построить и каменный храм.

Монах-труженик нашел недалеко от поселения залежи доброй глины и в монастыре стали делать хороший кирпич. Первую церковь Преображения Господня игумен с братией устроил недалеко от своей избушки. Место постройки церкви Живоначальной Троицы указал преподобному Ангел, а строительство Покровского храма, освященного присутствием Богородицы, святой Александр успел завершить незадолго до своей кончины в 1533г.

Композиция и интерпретация

Рублевская «Троица» соответствует иконописному сюжету «Гостеприимство Авраама». Это изображение эпизода из 18 главы библейской книги Бытия. К праотцу Аврааму приходят трое, и тот узнает в гостях Самого Бога — принимает их с почетом и угощает.

Преподобный Андрей оставил в своем творении только детали, лишенные какого бы то ни было историзма: ангелы сидят за столом в неспешной беседе, на столе — чаша с головой тельца, на заднем плане — здание, дерево, гора. Фигуры Авраама и Сары отсутствуют.

Каждая деталь иконы имеет свое толкование. Чаша символизирует чашу Евхаристии, а голова тельца — Крестную жертву Спасителя. Интересно, что форму чаши повторяют своими позами сами ангелы.

Дерево, возвышающееся над средним ангелом, напоминает не только о дубе из дубравы Мамре, под которым совершилась историческая встреча Троицы и Авраама, но и древо жизни, плодов которого лишился человек вследствие грехопадения (по другому толкованию — древо креста Господня, которым человек вновь обретает вечную жизнь). Над левым относительно зрителя ангелом изображено здание — в дорублевской иконографии дом Авраама. Здесь оно указывает на домостроительство нашего Спасения и Церковь — дом Божий.

Над правым ангелом видна гора. Все явления Бога в библейской традиции происходили на горах: Синай — место дарования закона, Сион — Храм (и сошествие Святого Духа на апостолов), Фавор — Преображение Господне, Голгофа — Искупительная жертва, Елеон — Вознесение.

Есть мнение, что каждый ангел на иконе изображает Лицо Троицы. Толкования разнятся. По одному из них, средний ангел символизирует Бога Отца (как насадителя древа жизни), левый — Сына (как основателя Церкви), правый — Духа Святого (как Утешителя, пребывающего в мире). По другому — средний ангел символизирует Сына, на что указывает цвет его одежды, традиционный для изображений Христа: багряный и лазурный. Левый ангел, «строитель» (поэтому за его спиной изображен дом) Вселенной — отец.

В изображении используется традиционный для средневекового изобразительного искусства прием обратной перспективы — пространство иконы визуально представляется большим, чем реальность, в которой находится зритель.

Многие исследователи обращают внимание на тот факт, что «Троица» создавалась в период противостояний между русскими князьями и татаро-монгольского ига и указывала на необходимость единства. Косвенно эта интерпретация подтверждается тем, что и сам преподобный Сергий много трудился над восстановлением братских отношений между князьями, а в Троице Единосущной и Нераздельной видел образ единства, необходимый для всего человечества

Троица ветхозаветная с хождением

Сходное значение имеет и эта икона со Святой Троицей, фото которой показано ниже. Те легендарные путники, очевидно, шли издалека. И после встречи с Авраамом они исчезли так же быстро, как и появились.

Это хождение стало добрым знаком, ведь ровно через год в семье действительно появился долгожданный наследник. Икона Троицы ветхозаветной с хождением (или в хождении) хорошо передает эту радость. Причем здесь сюжет дополняется тем, как сын Исаак приносит в жертву барана.


Этот образ отражает знаменитую историю о том, как Авраам чуть не заколол собственного сына, которого Бог потребовал принести в качестве жертвоприношения. Авраам почти исполнил этот приказ, но ангел вовремя остановил его.

Таким образом Господь проверил верность своего слуги – и результат оказался выше всяких ожиданий. А затем в качестве жертвы закололи того самого барана, на котором сидит изображенный Исаак.

Делиться верой через любовь призывал прп. Сергий

Протоиерей Александр Салтыков, декан факультета церковных художеств, доцент кафедры истории и теории христианского искусства ПСТГУ:

— Преподобному Сергию Радонежскому приписываются слова «воззрением на Святую Троицу побеждается страх ненавистной розни мира сего». О чем говорит преподобный?

— При жизни прп. Сергия князья враждовали друг с другом, несмотря на то, что всех их угнетали монголо-татары. Они не могли объединиться, хотя, заметим, все они были родственники, от единого Рюрикова рода. Более того, они сами приглашали на Русь монголо-татар грабить русские города, используя их в своей междоусобной борьбе.

Когда вас окружает неуверенность, всеобщая вражда, когда непонятно, на кого опереться, то человеком овладевает страх.

Единого закона нет, единой власти нет, все против всех… Поэтому преподобный Сергий говорит о «страхе розни мира сего». 

Слова преподобного Сергия относятся к учению Церкви о почитании Бога, Единого в трех Ипостасях, как единства любви, — это учение, открытое нам Господом Иисусом Христом в Евангелии. Церковь всегда молилась и молится во всех Богослужениях Святой Троице.

Но в древнейшие времена почитание Пресвятой Троицы было сосредоточено в других праздниках, —  в первую очередь, Богоявление и Преображение Господни – это воспоминание явления Святой Троицы. Пятидесятница – это День Сошествия Святого Духа на апостолов.

Обители  и храмы во имя Пресвятой Троицы сооружались очень редко. Преподобный Сергий создал обитель Пресвятой Троицы и показал нам, что, желая постичь учение о любви, мы должны начинать с почитания Святой Троицы, познаваемой чрез единого от Троицы Сына Божия — Господа Иисуса Христа.

Акцент на Троичности оказался чрезвычайно важным и нужным для русской Церкви и нашего народа в то тяжелое время. И этот опыт открыл, что спасение, преодоление страха достигается через любовь  и через любовь мы делимся своей верой с другими.

Икона прп. Андрея Рублева – это удивительно гармоничный отзыв на духовный шаг в сознании народа. Она стала не только русским, но и всемирным символом Троичности Божества.

Даже в протестантских храмах, где иконы не почитаются, а  воспринимаются как некие символы, эмблемы, можно встретить воспроизведения «Троицы» Рублева. Безусловно, это благодатный образ, навеянный Духом Святым.

«Роспись храма». Репродукция миниатюры из рукописи «Житие Сергия Радонежского» конца XVI века.

— Как влияет на иконописца время, в которое он пишет иконы? 

— Все люди молятся в разные времена по-разному. Когда мало молимся, Господь посылает испытания. Всякого рода переживания влияют на всех, в том числе и на иконописцев.

Вот сейчас эпидемия, и я знаю, что многие стали больше молиться.

В чине освящения иконы есть прошение о том, чтобы Господь дал целительную силу освящаемому образу, чтобы люди через него получали помощь Божию. Так неужели Господь не действует через рабов своих иконописцев и не дает им особую силу? Речь идет о настоящих иконописцах, которые молятся.

Как и у всех- когда нам трудно, мы больше молимся и нам Господь более помогает.

— Прп. Иосиф Волоцкий писал, что Андрей Рублев и Даниил Черный «созерцали иконы». Как это соотносится с тем, что нельзя представлять себе образов во время молитвы?

— Созерцать – не значит фантазировать, представляя себе образы, которых нет. Вот я стою на берегу реки – передо мной Волга. Я ее созерцаю и получаю от этого удовольствие. Так же мы смотрим на картины, слушаем музыку, читаем стихи, погружаясь в них.

К сожалению, мы потеряли этот навык – погружения в искусство. Нужно учиться созерцать, а не просто впитывать информацию о картинах, бегать по залам музея с записными книжками.

Всякое живописное произведение высокого уровня создается именно для созерцания. Тем более, для созерцания предназначены религиозные изображения.

Задача иконописца особая – он изображает Вечное, невечерний Свет, и призван пробудить чувство Вечности в зрителях.


Св. Иосиф говорит о том, что преподобный Андрей сам всю жизнь учился познавать Господа через духовную красоту истинного образа.

Особенности изображения Новозаветной

Основанием для создания иконописного типа послужили слова Христа: «Я и Отец одно». Божественные ипостаси явлены в виде убеленного сединами Старца, то есть Бога Отца; Христа, то есть Бога Сына; Святого Духа в виде небесной голубя. Выделяют два основных варианта написания Новозаветной Троицы: «Сопрестолие» и «Отечество».

Иконография: Отечество (Троица Новозаветная). Датировки: XVII в. 1696 г. Иконописная школа или художественный центр:  Ярославская школа. Происхождение: из Спасской церкви Толгского монастыря под Ярославлем. Материал: дерево, левкас, темпера. Размеры иконы:  высота 39 см, ширина 31,5 см. В центре иконы помещено изображение Троицы Новозаветной: Бог-Сын, Бог-Отец и Святой Дух. Триипостасное Божество среди огненных херувимов. По углам расположены фигуры евангелистов с их символами

В первом варианте центральные фигуры изображены восседающими на престоле; во втором – сидящий Бог Отец держит на коленях Сына (Спаса Эммануила), сжимающего в руках лазурную сияющую сферу. Внутри шара заключен голубь – образ Святого Духа. В отличие от Ветхозаветной Троицы, здесь ни о каком равноправии речь не идет. «Отечество» выражает идею, что Отец более Сына и Духа, потому что Отец — начало Троицы, Родитель Сына и Изводитель Духа. Сын, как предвечно рождающийся из недр Отца, сидит у Отца на коленях, Святой Дух в некоторых вариациях изображен исходящим из уст Отца.

Кроме того, к Новозаветной Троице относят целый ряд икон: «Распятие в лоне Отчем», «Предвечный Свет», «Шестоднев», «Всевидящее око» и др.

Иконография: Всевидящее Око Божие. Датировки: XX в. Начало XX века. Иконописная школа или художественный центр:  Палехская школа иконописи. Материал: дерево, левкас, темпера, масло, золото, чеканка. Размеры иконы:  высота 26,7 см, ширина 22,3 см. В центральном круге, от которого исходят четыре луча, помещено поясное изображение благословляющего Христа Эммануила со свитком в руках. Во втором круге — схематично изображенное лицо с двумя парами глаз. В круглых медальонах, опоясывающих внешний круг, вписаны символы евангелистов, Господа Саваофа и Богоматери Оранты. Инв. № ГМПИ 3611. ДИ-396-И. Государственный музей Палехского искусства

О правомочности воспроизведения подобных сюжетов постоянно ведутся споры. Любопытно, что противоречия исходят от различий в трактовках Евангелия. Одни богословы утверждают, что Бога Отца изображать невозможно, ибо это нарушает утверждение о Его безначалии и непостижимости, выраженной в словах евангелиста Иоанна: «Бога не видел никто и никогда». Оппоненты возражают, ссылаясь на то же Евангелие, но уже на слова Самого Христа: «Видевший Меня видел Отца Моего». Стоит отметить, что большинство икон Новозаветной Троицы появились после XVI века, то есть сравнительно поздно.

Неканоничные изображения Святой Троицы: коронование Богоматери

Вообще о короновании девы Марии, равно как и Иисуса или Духа Святого, ничего не говорится. Однако Богоматерь признана святой всеми ветвями христианской религии. И согласно представлениям верующих она тоже была вознесена на небеса сразу после смерти.

Тут-то и состоялось ее коронование. И это событие так или иначе отражено в церковном календаре. Православные, например, отмечают Успение Богородицы. Это происходит каждый год 28 августа по новому стилю.

Сюжет коронования интерпретируется по-разному. Например, на полотне Диего Веласкеса запечатлено, как Марию коронуют Отец и Сын.

А Ридольфо Гирландайо изобразил, как на небе Богородицу коронует сам Христос. И в честь этого события ангелы играют торжественную музыку.

Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам

Согласно церковному учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой природой. Естественно встает вопрос, каким образом их различать? Все божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут. Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен. Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некое понятие, поскольку понятие всегда обобщает; невозможно привести к общему знаменателю. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям. Именно это мы видим в Священном Писании, где представление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между ними существуют. Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца – нерожденность, у Сына – рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого Духа. Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси. При этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и нераздельной. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.

День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот праздник еще называется Пятидесятницей. Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: «исполнишася вси Духа Свята». – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – они заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.

О Святой Троице на «Правмире»:

  • Святая Троица в Православной Церкви
  • Троица, 10 икон Святой Троицы
  • Об изображении Святой Троицы
  • День Святой Троицы. Пятидесятница
  • Троица – исполнение всех ожиданий
  • “Святая Троица” Преподобного Андрея Рублева
  • Троица и икона Воскресения Христова
  • Святая Троица — парадигма человеческой личности
  • Художественный образ Пресвятой Троицы
  • Троица: Фундамент христианства
  • Троица: единство и святость
  • День Святой Троицы: Что мы без помощи Божией?
  • День Святой Троицы: что важнее – Бог или шашлык?
  • День святой Троицы: что поется в этот день в храме?
  • День Святой Троицы: рассказ о нескольких случаях
  • «…Предстоя Святей Троице». О передаче троичного догмата в иконах
  • День Святой Троицы в Троице-Сергиевой Лавре
  • Как в старину на Троицу гуляли (ФОТО)
  • Праздник Троицы: как победить разделение внутри себя?
  • Почему на Троицу храмы украшают ветками берез?
  • «Я открыл главу о Святой Троице и понял, что это моё»
  • Троица в Давыдово (+ФОТО)

Декоративность, заменившая символизм

Нетрудно заметить, что ангелы Ушакова хотя и близки по своему рисунку фигурам, изображённым на иконе Андрея Рублёва, отличаются от них излишней телесностью и природностью. Их крылья, выписанные с тщательной деталировкой, кажутся тяжёлыми и не способными поднять в воздух даже бесплотных духов.

Разительные отличия заключает в себе и фон, на котором представлена вся сцена. Если у Рублёва он имеет, в первую очередь, символический смысл, то у Ушакова, скорее, декоративный. Это просто красивый пейзаж со старинным палаццо, горой и живописным деревом. Этот автор в иконе «Ветхозаветная Троица» практически лишил все три пейзажных атрибута их символического значения. Даже беглого взгляда на них достаточно, чтобы вспомнить подобные детали на картинах Веронезе.

Привлекает внимание также убранство стола. Если у Рублёва оно ограничено лишь одной чашей с головой тельца, что также полно символического смысла и направляет мысли зрителя на размышления об искупительной жертве Сына Божьего, то в данном случае живописец подчеркнул богатую сервировку, сочетающуюся с изысканной росписью кресел

Такое обилие декоративности не характерно для иконы.

Загадка иконописца Андрея Рублева

Справка: Андрей Рублев — один из самых загадочных людей своего времени. Мы мало знаем о нем. Известно лишь, что годы его жизни совпали с трудным периодом русской истории. Но даже в условиях голода, лишений, нашествия татар, создавались великие произведения живописи, которые продолжают восхищать и наших современников. До сих пор остается загадкой точное количество его работ, об авторстве некоторых из них продолжаются споры. Его останки также были найдены при необычных обстоятельство в Спасо-Андрониковом монастыре. Там, где хоронили людей, имевших особые заслуги перед Церковью. Великий иконописец был канонизирован Церковью в лике преподобных.

Известный Режиссер Тарковский снял фильм «Андрей Рублев», где представил свое видение жизненного пути художника и иконописца. В фильме события русской истории проходят перед глазами Андрея Рублева и через призму его восприятия.

Документальных свидетельств об Андрее Рублеве осталось крайне мало. Предполагают, что он родился в семье ремесленников. Его творчество соответствовало традициям Московского княжества. Он расписал Благовещенский храм в Московском Кремле. Скончался Андрей Рублев во времена морового поветрия в 1482 году.

Ряд его работ сейчас приписывают кисти работников Артели Андрея Рублева или другим авторам — его современникам. Но нельзя отрицать, что творчество Андрея Рублево оказало огромное влияние на всю школу живописи того времени.

Троица в окладе (икона)

А это изображение даже не картинка, а своеобразный золотой футляр – оклад, под которым скрывается всем известная икона Андрея Рублева. Казалось бы, кому и зачем понадобилось скрывать это произведение искусства под слоем золота?


Идея пришла в голову Ивану Грозному, который не желал, чтобы святыня была доступна взорам даже ближайшего окружения. Интересно, что вскоре после смерти царя его преемник Борис Годунов повелел покрыть изображение еще одним слоем золота, а еще бриллиантами и сапфирами.

Символично, что такой «футляр» прожил более 4 веков и во многом сохранил классическое изображение от губительного действия времени. Но все же вечной оказалось сама святыня, а не золотой слой.

В 1904 году осадок убрал реставратор Василий Гурьянов, и тогда взорам всех желающих предстала та самая Троица, которую сегодня знают очень многие люди, даже те, кто далек от религии.

Что ж, «жизнь коротка, искусство вечно» (лат. «Vita brevis, ars longa»), как говорили древние.

Просьба о транспортировке иконы в Лавру

17 ноября 2008 года состоялось ещё одно расширенное реставрационное совещание в Государственной Третьяковской галерее, после которого 19 сентября 2008 старший научный сотрудник Третьяковской галереи Левон Нерсесян сообщил в своём блоге о просьбе патриарха Алексия II предоставить «Троицу» Троице-Сергиевской лавре на три дня для участия в церковном празднике летом 2009 года. Перемещение иконы в лавру, её пребывание в течение трёх дней в микроклимате собора, среди свечей, ладана и верующих, а потом транспортировка обратно в ГТГ, по мнению музейных специалистов, может уничтожить её. Информация, опубликованная Нерсесяном, имела большой общественный резонанс и вызвала множество публикаций в СМИ. Единственными сотрудниками музея, выступавшими за предоставление иконы, были директор Третьяковской галереи и её главный хранитель, в то время как большинство других сотрудников, не являющиеся столь высокими чиновниками, а также искусствоведы и учёные, трудящиеся в других учреждениях, выступили резко против, и обвинили директора и хранителя в намерении совершить «должностное преступление», которое приведёт к утрате национального достояния.

«Троица» является выдающимся памятником культуры, общенациональным достоянием, с которым должны знакомиться люди всех воззрений, вне зависимости от их конфессиональной принадлежности. Выдающиеся памятники культуры принято хранить не в храмах, где их видит узкий круг прихожан, а в общедоступных музеях.

— Академик В.Л. Янин

В настоящий момент «Троица» хранится в зале древнерусской живописи Третьяковки, в специальном стеклянном шкафу, в котором поддерживается постоянная влажность и температура, и который защищает икону от любых внешних воздействий.

На праздник Троицы 2009 года, после активного обсуждения в прессе и направления письма президенту, подписанного многими деятелями культуры и простыми гражданами, а также, скорее всего, под влиянием других факторов (так, 5 декабря 2008 патриарх умер), икона оставалась в ГТГ и, как обычно, была перемещена в церковь при музее, откуда позже благополучно была доставлена обратно на своё место в экспозиции.

Уникальная технология изготовления икон

Трёхликая икона «Благовещение. Господь Саваоф»

Единство Святой Троицы нашло и ещё одно интересное отражение в иконографии. Так, в музее-заповеднике «Александровская слобода» во Владимирской области раньше можно было увидеть одну весьма необычную икону «Благовещение. Господь Саваоф», датированную 1791 годом. При смене положения смотрящего относительно иконы происходила и смена изображения на ней. Неизвестный художник изобразил три лика на 16 тонких деревянных дощечках, вертикально закреплённых в раме. И для этого ему пришлось немало потрудиться.

Иконописец нанёс изображения на тонкие загрунтованные пластины и прижал их друг к другу так, что они образовали единую плоскость. После на одной стороне он написал один лик, а на другой — второй. Третий же лик художник написал непосредственно на деревянном холсте. Дощечки с двумя другими ликами мастер установил в специальные пазы на раме, строго соблюдая расстояние между ними. Похожую технологию сегодня можно встретить на некоторых рекламных щитах, где при движении трёхгранных пластин сменяется изображение.

Многие «наговоры» на рублевскую «Троицу» удалось развеять

Икона Андрея Рублева «Троица» (XV век), представленная на открытии выставки «Андрей Рублев. Подвиг иконописания», посвященной 650-летию художника, в Третьяковской галерее. Декабрь 2010. Фото ИТАР-ТАСС/ Александра Мудрац

Совсем недавно прошло подробное реставрационное исследование «Троицы» Рублева группой исследователей, чьим ведущим специалистом был реставратор высшей категории Дмитрий Суховерхов (ГТГ). Эта работа заняла около десяти лет.

Ученые получили очень важные данные о состоянии сохранности этой иконы. Многие мифы удалось развеять. В частности, миф о том, что икона практически полностью была переписана в начале XX века и искажена последующими реставрациями.

Доказано, что большая часть живописи – это древнейший слой начала XV в.

Долгие годы бытовало мнение, что лики ангелов если не переписаны, то прописаны в конце XV в. И это мнение не подтвердилось. Лики – родные и рублевские.

Да, действительно пострадали внешние слои. В некоторых случаях не были сняты записи на фоне, но в целом икона дает адекватное представление о том шедевре древнерусского искусства, который был создан в начале XV в. и предназначался для размещения в нижнем местном ряду иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры

Очень важно, что та живописная манера, которую создал Андрей Рублев, далеко не единственная в его эпоху, стала на Руси эталонной, а русское искусство XV века стало развивать его понимание красоты, его отказ от внешнего драматизма, экспрессии, которые мы видим в искусстве Феофана Грека и ряда других византийских художников. Это не был «русский ответ Византии», как часто подчеркивается в популярной литературе

Это было одно из направлений единого византийского искусства той эпохи. В сербском искусстве начала XV в. и в ряде византийских икон, сохранившихся на Афоне, мы можем найти близкие аналогии

Это не был «русский ответ Византии», как часто подчеркивается в популярной литературе. Это было одно из направлений единого византийского искусства той эпохи. В сербском искусстве начала XV в. и в ряде византийских икон, сохранившихся на Афоне, мы можем найти близкие аналогии.

На Стоглавом соборе середины XVI в. Рублев был поставлен в один ряд с византийскими мастерами. Его главная икона воспринимается как важнейший образец для подражания уже вскоре после написания. О ней специально упоминают как о выдающемся произведении в XV-XVI в., выделяя тем самым из многих тысяч произведений древнерусской иконописи.

«Троица» Рублева воплощает идеалы и художественные поиски всего византийского мира, в последний период его славы. Так ее в мире и оценивают и сегодня. По известности с ней может сравниться разве что Владимирская икона Богоматери.

Не случайно на Западе в католических и англиканских храмах мы часто видим на самом почетном месте рядом с алтарем репродукции и списки «Троицы» или Богоматери Владимирской.

В них видят не просто идеальные образы православного мира, но и совершенные художественные воплощения Иконы как способа миропонимания и Богопознания, так принципиально отличающегося от западной религиозной картины.


С этим читают