Индийский пантеон богов: брахма, вишну, шива, индра, яма. индуистские божества

Вайшнавизм и шиваизм

Последователи двух самых многочисленных направлений в индуизме — вайшнавизма (приблизительно 70 % от общего числа индуистов) и шиваизма, верят в то, что Ишвара и Брахман соответственно являются личной и безличной сущностям Единого Бога, изначальной верховной сущностью которого в вайшнавизме выступают Вишну, а в шиваизме — Шива. Для последователей шактизма Верховной сущностью Ишвары выступает Богиня-мать Деви. В известном гиме «Лалита-сахасранама» описываются 1000 имён Деви. Бог в Своей личностной форме как Вишну и Его аватары, или же как Шива, обладает безграничным количеством всецело духовных качеств, из которых выделяются шесть основных:

  1. Джнана («знание»)
  2. Вайрагья («отрешённость»)
  3. Яшаса («слава»)
  4. Вирья («сила»)
  5. Айшварья («богатство»)
  6. Шри («красота»)

В философии индуизма принято рассматривать Бога в Его трёх основных сущностях:

  1. Брахман — безличная сущность Бога, вселенское всепронизывающее сияние. Достигнув этого уровня и осознав величие Брахмана, человек обретает блаженное состояние сознания, подобное нирване в буддизме.
  2. Параматма — вездесущая сущность Бога, которая находится в сердцах всех живых существ и в каждом атоме материального мира и постоянно сопровождает индивидуальную душу атман.
  3. Бхагаван — Верховная Личностная сущность Бога, которая проявляется в различных формах, таких как Вишну, Кришна и др. В вайшнавизме, осознание Бога в Его сущности как Бхагаван рассматривается как наивысший уровень духовной реализации.

В дуалистическом индуизме двайты, к которому принадлежит большинство последователей вайшнавизма, Брахман рассматривается как безличная сущность личностного Бога, по своей природе идентичная Бхагавану. Согласно двайте, индивидуальные души (дживы) являются частичками Брахмана, а Бог в своём личностном аспекте Бхагавана или Ишвары является источником как Брахмана, так и индивидуальных джив.

Вишну – бог-защитник и множество его образов

Воплощений Вишну великое множество, а порой он может одновременно принимать облик нескольких аватаров. Бог превращается как в людей, так и животных. Например, один из его обликом – рыба Матсья, которой Вишну стал во время потопа. 


Также бог принимал внешний вид черепахи Курмы, что своим панцирем создала гору Манадру. Нередко Вишну приходится принимать обличье аватара для борьбы с демонами и их соратниками. После того, как тёмный злой Нарасинха стал властвовать в небесном и земном мирах, сея смерть и жестокость, Вишну превратился в получеловека-полульва, что уничтожил демона.

Сегодня в Индии существует много самых разных храмов Вишну – от огромных и величественных городских сооружений до скромных домиков в сельской местности. Во многих жилищах имеются изображения верховного бога и его воплощений. Вишну считается защитником и помощником человечества, он несёт добро и благополучие людям, что поклоняются ему. 

Одна из самых знаменитых индийских мантр – “Харе Кришна”, которую знают даже те, кто далёк от мировоззрения вишнуизма. Индийцы считают, что эта молитвенная песня очищает карму, привлекает счастье и удачу в жизнь человека, отпугивает бедствия и зло.

Вишну и его помощник, бог птиц Гаруда

В чём же секрет такого почитания Вишну? Индийцы называют его могущественным богом, который дарит благополучие, исполняет желания, помогает человеку бороться с трудностями. На мой взгляд, это – только часть трактовки образа божества. Не стоит забывать, что Вишну во все времена стремился находиться среди людей. Он – бог, что хочет не подавлять, а становиться равным человеку. Вероятно, именно в этом его секрет.

Изображение

Выглядит божество сурово, его всегда сопровождают две четырехглазые сторожевые собаки Сарамеи (сыновья Сарамы, а также собаки Индры по «Ригведе») и ворона — вестник приближения смерти. Они выступают в роли послов.

На рисунках божество наделено двумя или четырьмя руками со следующими атрибутами:

  • арканом или петлей для ловли людских жизней;
  • булавой, символизирующей власть;
  • мечом непривязанности для отсечения желаний и влечений в земной жизни;
  • жезлами как символами власти и силы.

В тексте «Гаруда пураны» говорится, что у Ямы в руках находится раковина, диск, булава и меч. Там же есть упоминание о его облике: «очень грешные люди видят внушающий ужас образ Ямы — у него огромное тело, он сидит на буйволе, с жезлом в руке. Громыхающий, как туча во время пралайи, чёрный, как гора сажи, ужасающе сверкая оружием, как молниями, в своей тридцатидвухрукой форме, ростом с три йоджаны, с глазами, подобными колодцам, с зияющим ртом, из которого торчат огромные клыки, с красными глазами и длинным носом».

Справка! Пралайя – период отсутствия активности во Вселенной.

В описаниях божество предстает в виде разгневанного существа с красными глазами и торчащими клыками. Его голову украшает корона властителя царства мертвых. Кожа Ямы синего или темно-зеленого цвета. Поверх тела на нем надето красное или синее одеяние.

Передвигается бог на буйволе, олицетворяющем страх смерти.

Примечания

  1. Хотя, это возможно через сикхизм, как синтез индуизма и ислама, который проводит параллели между именами Бога в авраамических религиях и именами Вишну, напр. Хари, Нараяной и др.
  2. Тогда Видагдха Шакалья стал спрашивать его: «Яджнявалкья, сколько богов?» Он ответил согласно тому нивиду: «, сколько упомянуто в нивиде вишведевам — три и три сотни, и три, и три тысячи». — «Так, — сказал тот, — сколько же в действительности богов, Яджнявалкья?» — «Тридцать три». — «Так, — сказал тот, — сколько же в действительности богов, Яджнявалкья?» — «Шесть». — «Так, — сказал тот, — сколько же в действительности богов, Яджнявалкья?» — «Три». — «Так, — сказал тот, — сколько же в действительности богов, Яджнявалкья?» — «Два». — «Так, — сказал тот, — сколько же в действительности богов, Яджнявалкья?» — «Один с половиной». — «Так, — сказал тот, — сколько же в действительности богов, Яджнявалкья?» — «Один».
  1. , p. 148
  2. ↑ , p. 16
  3. ↑ , p. 31
  4. , pp. 31-32
  5. , p. 116
  6. ↑ , p. 32
  7. ↑ , p. 34
  8. , p. 21
  9. ↑ , p. 117
  10. ↑ , p. 69
  11. ↑ , p. 101
  12. ↑ , p. 10
  13. ↑ , p. 103
  14. Перевод Т. Я. Елизаренковой
  15. ↑ , p. 11
  16. Jeaneane D. Fowler. Perspectives of Reality: An Introduction to the Philosophy of Hinduism. — Sussex Academic Press, 2002. — P. 42. — 459 p. — ISBN 1898723931.
  17. ↑ , p. 108
  18. , pp. 15-16
  19. , p. 28
  20. ↑ , p. 15
  21. ↑ , p. 18
  22. ↑ , p. 19

Особенности индуистского монотеизма

Индуизм принято описывать как политеистическую религию. Ни в какой другой религиозной традиции мира невозможно встретить такого изобилия богов и богинь, полубожественных и демонических существ, проявлений божества в человеческих и животных формах. Но всё это всего лишь внешний, красочный аспект глубокой религиозной традиции. В индуизме, последователи многих течений вайшнавизма, шиваизма и шактизма поклоняются единому Богу, выступающему в роли спасителя верующих и выполняющему функции творца, хранителя и разрушителя материальной вселенной.


В индуистском контексте, термин «монотеизм» имеет своё особое значение. В отличие от других монотеистических традиций, в индуизме в рамках одной традиции существуют различные модели монотеистического Бога. В случае с индуизмом, развитие монотеизма не означает отвержение политеизма или монизма, которые сохраняются как альтернативные и дополнительные модели.

Всегда рискованно оперировать терминами, исторически развившимися и используемыми в одной группе религиозных традиций, применительно к другой группе традиций. Применение термина «монотеизм» в контексте различных направлений индуизма представляется особенно проблематичным. Ни в одном из индийских языков не существует аналогичного монотеизму слова или понятия. Для индусов, взращённых в богатом и разнообразном религиозном мире, сама идея одного и единственного Бога может показаться странной и даже извращённой. В индуизме сами термины, которые используются для обозначения высшего божества, указывают на множественность и разнообразие космических сил: «Бог богов» (дева-дева), «Господь богов» (девеша), «Обладающий всеми достояниями» (бхагаван) и т. д. Каждый из этих терминов указывает на выделение одного бога из множества других.

При поверхностном взгляде на предмет может показаться, что индуистский теизм более схож с древнебиблейской монолатрией (поклонение одному богу среди множества как верховному божеству), а не с монотеизмом. Однако, индуистский теизм нельзя назвать одной из форм монолатрии. Нельзя его также назвать генотеизмом — термином, введённым в обиход Максом Мюллером для описания ренневедийской формы теистического поклонения. Индуистские богословы не считают множество богов индуистского пантеона отдельными друг от друга и независимыми, но рассматривают их как различные ипостаси и проявления единого верховного божества. Такое же понимание природы Бога характерно для простых индуистов.

Для приверженцев традиций бхакти, мотивы для монотеизма являются религиозными, а не философскими, и основаны на глубоком опыте общения верующего с личностным Богом

В отличие от иудейского и исламского монотеизма, основанного на «стремлении к праведности», индуистский монотеизм уделяет основное внимание «сознанию Бога», религиозному опыту божественного. Этический аспект монотеизма имеет в индуизме второстепенное значение

Мантры

В числе главных мантр, воспевающих бога Вишну, есть такие:

«Ом намо Нараянайя» (OM Namo Narayanaya) — содержит восемь слогов, помогает в получении всех благ, дарует произносящему свободу и успех (плод деяний), считается высшей из всех мантр, используется для избавления от грехов и получения благословения от высших сил.

(«Нарсимха-пурана»)

Приветствие Вишну: «OM Vishnave Namaha».


Поклонение Васудеве: «Om Namo Bhagavate Vasudevaya»;

«Ом, вечная слава Васудеве, Бхагавану, тому, кто не отличается (ото всего) и кто отличается от всего (мира)!»

(«Вишну-пурана», книга I, гл. XIX, 78)

Вишну-Гаятри мантра:

«OM Narayanaya vidmahe

Vasudevaya dhimahi

Tanno Vishnuh prachodayat».


Мантра Нарасимха-Кавача

https://youtube.com/watch?v=IjKAIooc7nc

Во время произнесения мантр Вишну человек пребывает  в единении и гармонии с самим собой и окружающей действительностью. Он начинает ощущать неразделимость с миром, а себя частью целого.

Все вокруг предстает в божественном свете и воспринимается творением высших сил.

Примечания

  1. Хотя, это возможно через сикхизм, как синтез индуизма и ислама, который проводит параллели между именами Бога в авраамических религиях и именами Вишну, напр. Хари, Нараяной и др.
  2. Тогда Видагдха Шакалья стал спрашивать его: «Яджнявалкья, сколько богов?» Он ответил согласно тому нивиду: «, сколько упомянуто в нивиде вишведевам — три и три сотни, и три, и три тысячи». — «Так, — сказал тот, — сколько же в действительности богов, Яджнявалкья?» — «Тридцать три». — «Так, — сказал тот, — сколько же в действительности богов, Яджнявалкья?» — «Шесть». — «Так, — сказал тот, — сколько же в действительности богов, Яджнявалкья?» — «Три». — «Так, — сказал тот, — сколько же в действительности богов, Яджнявалкья?» — «Два». — «Так, — сказал тот, — сколько же в действительности богов, Яджнявалкья?» — «Один с половиной». — «Так, — сказал тот, — сколько же в действительности богов, Яджнявалкья?» — «Один».
  1. , p. 148
  2. ↑ , p. 16
  3. ↑ , p. 31
  4. , pp. 31-32
  5. , p. 116
  6. ↑ , p. 32
  7. ↑ , p. 34
  8. , p. 21
  9. ↑ , p. 117
  10. ↑ , p. 69
  11. ↑ , p. 101
  12. ↑ , p. 10
  13. ↑ , p. 103
  14. Перевод Т. Я. Елизаренковой
  15. ↑ , p. 11
  16. Jeaneane D. Fowler. Perspectives of Reality: An Introduction to the Philosophy of Hinduism. — Sussex Academic Press, 2002. — P. 42. — 459 p. — ISBN 1898723931.
  17. ↑ , p. 108
  18. , pp. 15-16
  19. , p. 28
  20. ↑ , p. 15
  21. ↑ , p. 18
  22. ↑ , p. 19

108 имен Шивы

В тантрах, пуранах и Махабхарате приведены несколько списков из 108 имён (сахасранама) Шивы. Ниже приведены некоторые из имён Шивы с приблизительным переводом.

  • Шива — благой, приносящий счастье;
  • Амарнатх — Владыка бессмертия (есть одноимённое священное место — Амарнатх);
  • Бахурупа — Обладающий Многими Формами;
  • Бхайрава (санскр. भैरव, bhairava) — «ужасный», жестокое проявление Шивы, связанное с уничтожением;
  • Бхоленатх — «покровитель (владыка) простых». Так как слово «бхола» значит и «простой, нелицемерный» и «простой, наивный, простак, дурак», то Бхоленатх часто понимается в значении «Владыка простаков»;
  • Бхутапати, Бхутешвар — Владыка бхутов (нежити);
  • Вамадева — Прекрасный бог;
  • Вирабхадра — Прекрасный герой; яростная форма Шивы;
  • Вишванатх — Господь Вселенной;
  • Гангадхара — Держащий Гангу;
  • Гангаприйа — Любящий Гангу / Любимый Гангой;
  • Гириша — Владыка Гор;
  • Дурвасас — Неодетый, Плохо одетый;
  • Ишана (санскр. ईशान, īśāna) — Властвующий;
  • Кайлаш Васин — Живущий на горе Кайласа;
  • Капалималин — Носящий гирлянду из черепов;
  • Капардин — Носящий Капарду (причёску узлом в форме раковины);
  • Лингараджа — Царь лингама;
  • Махадэва (санскр. महदेव , mahadeva) — Великий Бог;
  • Махешвара (санскр. महेश्वर, maheśvara) — Верховный Властитель;
  • Мритйунджа — Побеждающий смерть;
  • Натараджа (санскр. नटराज, naṭarāja) — Царь танца;
  • Нилагрива или Нилакантха (санскр. नीलग्रीवा, nīlagrīvā) — синешеий (по преданию, проглотил яд, способный отравить все мироздание и задержал в своём горле; по другой версии горло посинело из-за того, что Парвати сжала руками горло Шивы, чтобы тот не проглотил смертельный яд);
  • Пашупати — Владыка Тварей;
  • Рамешвара — Бог Рамы (согласно Рамайане, Рама перед атакой на Ланку совершил поклонение Шиве, прося у него защиты и поддержки, что и принесло ему успех в битве);
  • Стхану — Стойкий, Непоколебимый;
  • Трайамбака — Трёхглазый;
  • Трипурантака, Трипурари — Разрушитель трёх городов;
  • Тришулдхара — Держащий Трезубец;
  • Тьягараджа — Царь аскезы;
  • Хара — Разрушитель;
  • Шанкара (санскр. शङ्कर, śaṇkara) — Приносящий Благо;
  • Шарва — Стрелок;
  • Шриканта — «Прекрасношеий».

Общие сведения

Для обозначения Бога в его личностном аспекте обычно используются такие санскритские термины, как ишвара (санскр. ईश्वर īśvara IAST) и бхагаван (санскр. भगवान् bhagavān IAST). Большинство последователей индуизма верят в то, что Ишвара является единым личностным Богом, которого не следует путать с множеством божеств в индуистском пантеоне, называемых термином дэва. В Ведах говорится, что общее число дэвов составляет 330 миллионов (согласно другой интерпретации — 33 млн). Термин «дэва» можно перевести с санскрита как «бог», «божество» или «божественное существо». Дэвы в индуизме — это небесные существа, ангелы и полубоги, которые превосходят по могуществу людей и поэтому почитаются.

Индуистский автор Ситансу Чакраварти описывает понятие Бога в индуизме следующим образом:

Индуизм — это монотеистическая религия, последователи которой верят в то, что Божество проявляет Себя (Он или Она) в различных формах. Человек может поклоняться Божеству в том Его проявлении, которое наиболее близко ему, при этом относясь уважительно к другим формам поклонения.

В индуистской философской школе веданта также существует понятие верховного космического духа, который называется Брахман. Он описывается как безграничный, вездесущий, всемогущий, бестелесный, как трансцендентная и имманентная реальность, которая выступает как божественная основа всего мироздания. Говорится, что он не поддаётся описанию. В некоторой степени его можно охарактериховать как сатчитананда — бесконечные истина, сознание и блаженство.

Вайшнавизм

Вайшнавизмом называют ряд теистических традиций бхакти, посвящённых поклонению Вишну, также известного под именами «Кришна», «Говинда» и др. В XI—XVI веках вайшнавизм, как часть более широкого движения бхакти, распространился по всему Индийскому субконтиненту. Вайшнавизм можно охарактеризовать как самое строго теистическое направление индуизма. Вайшнавские течения объявляют бхакти как основной целью духовной практики, так и средством достижения этой цели. В отличие от вайшнавизма, в других традициях бхакти присутствует заметное влияние имперсонализма и монизма.

Вайшнавизм можно охарактеризовать как «полиморфный монотеизм», который часто упрощённо и неверно называют политеизмом. Полиморфный монотеизм принято описывать как веру в одного, единого Бога, принимающего множество форм, проявляющего себя на различных уровнях бытия и являющего источником меньших божеств. В вайшнавском богословии признаётся существование одного, единого Бога во множестве форм и ипостасей. Могущество Бога проявляется в Его способности одновременно пребывать в различных местах и распространять себя в различные формы, оставаясь при этом единым и неделимым.

Вайшнавский монотеизм получил позднее развитие в традиции гаудия-вайшнавизма. Оформление гаудия-вайшнавского богословия было начато в XVI веке такими последователями Чайтаньи (основоположника этой традиции), как Рупа Госвами, Санатана Госвами и Джива Госвами и завершено в XVIII веке теологом Баладевой Видьябхушаной. Грэм Швейг характеризует монотеистические представления в гаудия-вайшнавском богословии как «полиморфный би-монотеизм». Поклонение гаудия-вайшнавов (более известных как кришнаиты) сосредоточено на Кришне и его вечной возлюбленной девушке-пастушке Радхе. В гаудия-вайшнавском богословии, Радха и Кришна выступают в качестве женской и мужской форм единого андрогенного божества Радхи-Кришны, являющегося источником всех других божественных форм и проявлений.

Литература

На русском

Сатисчандра Чаттерджи, Дхирендрамохан Датта. Введение в индийскую философию = An Introduction to Indian Philosophy. — М.: Издательство иностранной литературы, 1955.

На английском

  • Bloomfield, Maurice (1908), , New York; London: G. P. Putnam’s Sons
  • Bowes, Pratima (1977), , New Delhi: Allied Publishers
  • Christanand, Maria P. (1979), , Delhi: Macmillan
  • Dhavamony, Mariasusai (1973), , Rome: Editrice Pontificia Università Gregoriana, ISBN 8876524746
  • Edgerton, Franklin (1994), , Delhi: Motilal Banarsidass, ISBN 8120811496
  • Fowler, Jeaneane D. (1997), , Brighton: Sussex Academic Press, ISBN 1898723605
  • Figueira, Dorothy M. (2002), , Albany, NY: State University of New York Press, ISBN 0791455319
  • Fowler, Jeaneane D. (2002), , Brighton: Sussex Academic Press, ISBN 189872394X
  • Klostermaier, Klaus K. (2007), (3rd ed.), Albany, NY: State University of New York Press, ISBN 0791470822
  • Sugirtharajah, Sharada (2003), , London; New York: Routledge, ISBN 0415257441
  • Sutton, Nicholas (2000), , Delhi: Motilal Banarsidass, ISBN 8120817001
  • Tiwari, Kedar N. (1983), , Delhi: Motilal Banarsidass, ISBN 8120802934
  • Viyagappa, Ignatius (1980), , Rome: Editrice Pontificia Università Gregoriana, ISBN 8876524819
  • Vries, Hent de (2008), , New York: Fordham University Press, ISBN 0823227243
  • Yandell, Keith E. (1999), , London: Routledge, ISBN 0415132142

С этим читают