Свет знаний: как знания могут освещать путь и ослеплять?

В информационных технологиях

В теории искусственного интеллекта и экспертных систем, знание — это совокупность утверждений о мире, свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, а также правил логического вывода одних утверждений из других и правил использования их для принятия решений. Главное отличие знаний от данных состоит в их структурности и активности: появление в базе знаний новых фактов или установление новых связей между ними может стать источником изменений в принятии решений.

Сложные системы искусственного интеллекта, основанные на нейросетевой технологии, а также экспертные системы, основанные на логической модели баз знаний, демонстрируют поведение, которое имитирует человеческое мышление и интуицию. Обучение таких систем — эвристический процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, недостаточных для получения логического вывода. Для интуиции характерна быстрота (иногда моментальность) формулирования гипотез и принятия решений, а также недостаточная осознанность его логических оснований.


Логический вывод информации, конкретных и обобщенных сведений и данных производится в базах знаний и экспертных системах, использующих языки средства логического программирования на базе языка Пролог. Эти системы явно демонстрируют логический вывод новой информации, осмысленных сведений, данных, используя правила логического вывода и факты, закладываемые в базы знаний.

Как знания ослепляют человека?

Знание – свет, а невежество – тьма. Недостаток света – признак отсутствия знаний, однако их избыток очень часто мешает человеку обрести истинное понимание. Подобно тому, как нельзя назвать толпу людей армией, а груду материалов домом, так нельзя назвать и хаотичный набор информации полноценным знанием. Однако, очень часто именно такой набор разнообразной информации склоняет человека поступать неправильно. Это происходит потому, что человек способен с помощью большого количества неглубоких знаний оправдать те или иные свои поступки, которые диктуются простыми низменными желаниями или ложным эго.

Стремление получать грубые наслаждения, становится ещё опаснее в руках человека, который обладает излишним знанием, не потому что они становятся ему более доступны, но потому что в ходе таких наслаждений, с помощью “знаний”, такой человек способен оправдать большое количество своих низких поступков. Так, мы наблюдаем моральный упадок, от избытка “знаний”, точнее информации.

Знание, которое способно ослепить может быть как материальным, то есть относиться к возможности взаимодействовать с окружающим миром, так и духовными. По большей части, все материальные знания ослепляют человека, так как утверждают его в сугубо материальном видении мира, что лишает возможности честно продвинуться в пути самоосознания, ставя в условия ограниченных наслаждений. Духовные знания опасны тем, что незрелым умом воспринимаются не как средство достижения Абсолютной истины, а как инструмент власти и способа эксплуатировать других ради собственного блага, а также как способ избежать угрызений совести за совершенные проступки. Очень часто, такие люди после совершенных ошибок говорят что-то вроде “Такова судьба” или “На всё воля Бога”. Однако, когда все складывается в их сторону, они предпочитают не вспоминать о таких вещах, а приписывать всё самим себе.

Когда человек приобретает знания – оно становится инструментом в его руках. С помощью знания человек способен либо прийти к истине, либо прийти к различным материальным совершенствам, например богатству или славе. Используя знания как инструмент, человек способен победить тьму, а способен и погрузиться в неё. Благодаря правильной логике, открывается возможность избавиться от тьмы, искаженная логика всегда склоняет в её погружение.

Например, человек приобретя знание о том, что возможно получить прощение за свои грехи, лишь искренне покаявшись за них будет себя вести по разному, если его логика верна или искажена. В случае верной логики, человек испытывает потребность в искуплении своих проступков, благодаря чему способен внутренне очиститься. Однако, если логика искажена – он будет использовать покаяние как способ совершать новые и новые проступки с чистой совестью. Такой образ действий свойственен многим людям, вступившим на духовный путь – они либо продолжают идти по нему, искренне очищаясь и обретая настоящий свет, либо используют полученные знания для большей свободы эксплуатировать мир и окружающих людей во имя собственного блага.

Это как раз пример того, как свет может ослеплять человека. Неверная логика, которая не подразумевалась изначально, поиск собственного, абстрактного смысла, разнообразные толкования и изобретение новых духовных путей – всё это следствие ослепления, когда человек не осознает что идёт по неверному пути, а лишь слепо бежит за разнообразными целями, которые в основном, сугубо материальны. В корне лежит желание усидеть на двух стульях – казаться духовным и возвышенным, но в то же время погружаться в разнообразные наслаждения.

Истина: критерии, структура, формы познания

Раздел ЕГЭ: 1.4. Понятие истины, её критерии

Знание, полученное в процессе познания, должно соответствовать реальной действительности.

Истина — достоверное знание, существующее само по себе, вне зависимости от того, каким его представляет человек.

Критерии истины — совокупность признаков, которые подтверждают истину и позволяют отличить её от заблуждения.

  • Логичность. Истина должна соответствовать законам логики.
  • Практичность. Истинные знания можно применить на практике.
  • Научность. Истина не должна вступать в противоречие с ранее открытыми научными законами.
  • Фундаментальность. Истина не должна вступать в противоречие с законами природы.
  • Простота. Истина выражается с помощью простых формулировок и формул.

АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА

Стремление к совершенству заставляет человека продолжать процесс познания вплоть до идеала.

Абсолютная истина — знание, не подвергающееся сомнению и изменениям. Конечная цель человеческого познания. Практически недостижима, поскольку людям свойственно критическое мышление, которое необходимо для научного познания.

Знания, полученные на пути к абсолютной истине, называются относительными, то есть неполными, требующими уточнения.

СТРУКТУРА ИСТИНЫ

Отличительной чертой истины является наличие в ней нескольких сторон, без которых она не может существовать. Субъективная сторона — получение истины сопровождается пропуском знаний через сознание субъекта. Объективная сторона — реальность, не зависящая от человека.


В структуре истины выделяют субъект и объект. Объект истины — окружающая действительность или её часть. Субъект истины — индивид, группа людей, общество.

ГНОСЕОЛОГИЯ

Проблема истинности знания давно изучается философами. С течением времени была выделена отдельная теория, занимающаяся только вопросами познания и истинностью знания, — гносеология.

Гносеология делится на три основных направления, согласно которым определяют возможность получения истины.

  • Эмпиризм. Человек может добыть истину исключительно путём чувственного опыта, который является единственным источником всех знаний.
  • Рационализм. Человек может добыть истину исключительно с помощью разума, без опоры на чувства. Истиной считается то, что можно объяснить логически.
  • Агностицизм. Отрицание самой возможности познания истины.

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ ИСТИНЫ

Для преобразования знания в истину необходимо, чтобы познание происходило в соответствии с тремя основными формами.

  • Понятие. Мысль, выражающая полученные знания словосочетаниями или отдельными словами. Утверждает общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов. (Студент — учащийся вуза).
  • Суждение. Мысль, выражающаяся повествовательным предложением. Может содержать в себе как истинное, так и ложное утверждение. (Для поступления в вуз необходимо набрать высокие баллы на ЕГЭ).
  • Умозаключение. Мысль в виде рассуждения, по ходу которого выводится заключение, содержащее новое суждение на основе первоначального. (Тот, кто получает высокие проходные баллы на ЕГЭ, становится студентом).

Вы смотрели конспект «Истина: критерии, структура, формы познания». 

  • Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по обществознанию.

Афоризмы о знании

«Все люди от природы стремятся к знанию». Аристотель

Мы познаем человека не по тому, что он знает, а по тому, чему он радуется. Рабиндранат Тагор

Наше познание начинается с восприятия, переходит в понимание, и заканчивается причиной. Нет ничего важнее причины. Иммануил Кант

Умные среди дураков всегда странны. В. Белинский

В делах человеческих разбирается не тот, кто больше прожил, а тот, кто больше наблюдал.

Ф. Бэкон

Истинные слова кажутся парадоксальными, но никакое другое учение не может заменить их.

По себе можно познать других.

Нет большего несчастья, чем незнание границы своей страсти.

Лао-цзы 579-499 гг. до н. э.

Обладаю ли я знаниями? Нет. Но когда низкий человек спросит меня о чем-либо, то, даже если я не буду ничего знать, смогу рассмотреть этот вопрос с двух сторон и обо всем рассказать ему.

Существует ли бессмертие? — спросили у Конфуция.

Мы не знаем, что такое жизнь, можем ли мы знать, что такое смерть? — уклончиво ответил он.

•         Платить добром за зло — нелепость. Чем же тогда платить за добро?

Если на рассвете познаешь Дао, то на закате солнца можно умереть.

Конфуций 551-479 гг. до н. э. Древнекитайский философ

Глупец, который знает свою глупость, тем самым уже мудр, а глупец, мнящий себя мудрым, воистину, как говорится, «глупец».   

«Не по учености, не по преданию, не по знаниям назовется человек мудрым, — говорил Будда, — только того, кто шествует без печали, свободный от желаний, затворившийся в себе, в уединенном раздумье, назову я мудрым»

Будда (Принц Сидхартха Гаутама)556-476 гг. до н. э.

Я познание сделал своим ремеслом.

Я знаком с высшей правдой и с низменным злом.

Все тугие узлы я распутал на свете,

Кроме смерти, завязанной мертвым узлом.

Не была познанья жажда чуждой сердца моего,

Мало тайн осталось в мире, недоступных для него.

Семьдесят два долгих года размышлял я дни и ночи,

Лишь теперь уразумел я, что не знаю ничего.

Омар Хайям 1048 — 1131 гг. Иранский мудрец

   Нельзя желать того, что до этого не было познано.

Я не знаю, чтобы верить, а верю, чтобы знать Ансельм Кентерберйский

Тот, кто не видит глупости в глупце,

Ее всегда заметит в мудреце,

Шекспир

Аспекты истины.

Открываем практически любой сайт-шпаргалку, созданный для помощи сдачи ЕГЭ по философии, обществознанию в разделе «Истина», и что мы увидим? Выделятся три основных аспекта истины: объективная (та, что не зависит от человека), абсолютная (доказанная наукой, либо аксиома) и относительная (истина только с одной какой-либо стороны). Определения верны, но рассмотрение этих аспектов – крайне поверхностное. Если не сказать – дилетантское.

Я бы выделил (основываясь на идеях Канта и Декарта, философии и религии и т.д.) четыре аспекта. Эти аспекты следует разделить по двум категориям, не сбрасывать все в одну кучу. Итак:

  1. Критерии субъективности-объективности.

Объективная истина объективна по своей сути и не зависит от человека: Луна вращается вокруг Земли, и на этот факт мы не можем повлиять, но можем сделать объектом исследования.

Субъективная истина зависит от субъекта, то есть мы исследуем Луну и являемся субъектом, но если бы нас не было, то не было бы ни субъективной истины, ни объективной. Эта истина, напрямую зависящая от объективной.

Субъект и объект истины взаимосвязаны. Выходит, что субъективность и объективность – это грани одной и той же истины.

  1. Критерии абсолютности-относительности.

Абсолютная истина – истина, доказанная наукой и неподлежащая сомнению. Например, молекула состоит из атомов.

Относительная истина – то, что является истиной в определенный период истории или с определенной точки зрения. До конца XIX века атом считался наименьшей неделимой частью вещества, и это было истиной, пока ученые не открыли протоны, нейтроны и электроны. И в этот момент истина изменилась. А потом ученые открыли, что протоны и нейтроны состоят из кварков. Далее, думаю, можно не продолжать. Получается, что относительная истина какой-то период времени была абсолютной. Как убедили нас создатели «Секретных материалов», Истина где-то рядом. И все же где?

Приведу еще один пример. Увидев фотографию пирамиды Хеопса со спутника под определенным углом, можно утверждать, что это квадрат. А фото сделанное под определенным углом с поверхности Земли, убедит, что это треугольник. На самом же деле – это пирамида. Но с точки зрения двумерной геометрии (планиметрии), первые два утверждения – истина.

Таким образом, получается, что абсолютная и относительная истина так же взаимосвязаны, как и субъективная-объективная. Наконец-то, мы можем сделать вывод. У истины нет видов, она одна, но у нее есть аспекты, то есть то, что является истиной под разными углами рассмотрения.

Действия

1. Отказ от насилия – перестать приносить другим беспокойства, отказаться от вражды, отказ от причинения насилия другим, прямым или косвенным способом.2. Обращение к истинному духовному учителю – обращение к авторитету, в вопросах духовной истины.3. Отказ от того, что приносит чувственное наслаждение – контроль чувств и отказ от стремления ублажать их.4. Понимание того, что рождение, смерть, старость и болезни — это зло – отсутствие привязанности к материальному миру.5. Стремление жить в уединенном месте – отсутствие стремления к суете, развлечениям и шумным местам.6

Признание важности самоосознания и склонность к философскому поиску Абсолютной Истины – следование духовному пути

Истинным знанием является то знание, которое позволяет нам приобрести правильные качества и заняться правильной деятельностью. Всё это ведет к счастью и развитию человека, к исполнению его долга. Приобретая знания, вы делаете не только свою жизнь лучше, но жизнь других и весь мир

Таким образом, очень важно культивировать в себе правильное, истинное знание, которое соответствует принципам духовного пути

Если знание не помогает приобрести качества, а наоборот привязывает человека, приносит ему беспокойства, заставляет его приносить страдания другим – это ложное знание. Кришна говорит “Все прочее, я называю невежеством“, указывая на то, что противоположные качества – это невежество: гордыня, насилие, ложное эго. Тогда как истинное знание порождает смирение, отказ от насилия, избавления от ложного эго и так далее.

В конечном итоге, для того чтобы обрести успех не только в духовном пути, но и в повседневной жизни, разумный человек должен приобрести истинное знание, связанное с приобретением самых важных – духовных качеств. В таком случае, истинное знание станет источником счастья и принесёт человеку счастье, удачу и умиротворение. Удачи.

Преходящее знание

Конечным итогом материального знания – является разочарование. Между процессом получения такого знания и разочарованием есть длительное плаванье на волнах наслаждений и страданий. Конечно, в жизни каждого человека эти волны разные, но там где есть наслаждения – там будут и страдания. Материальные знания неспособны привести человека к счастью и совершенству. Они не способны дать ему высшую цель жизни и удовлетворение. Материальные желания лишь раздувают костер желаний, поэтому и говорят: “Неведение – блаженство”.

Плоды такого знания преходящи. Они требуют поддержания, изучение их не вызывает в человеке радости и счастья, но это больше похоже на работу. Эти знания преходящи. Материальные знания подобны новостям – сегодня одно, завтра другое. Сколько теорий человечество увидело и сколько ещё им предстоит увидеть? Но ко всему прочему, с продвижением материальной цивилизации, само общество счастливее не становится. Хотя уровень жизни заметно вырос и появилось множество возможностей, люди так и остаются на старых правах и местах. Так дело не в научном прогрессе?

Материальные знания и стремления наслаждаться плодами своих исследований ведут человечество на грань вымирания: проблемы с экологией, истощение ресурсов, ядерная угроза, экономические и политические кризисы. Материальное знание порождает вражду и ненависть. При этом такое знание не способно решить никакую проблему. Сколько социологов, политологов и экономистов? А кризисы все углубляются, общество становится все более накаленной.

Духовные знания и материальное знание

Духовное знание отличается от материального в корне, они имеют различную природу. Духовное знание направленно на духовную сторону человека, постижение своего истинного “Я”, приближение к Абсолюту, Богу. Духовная энергия несёт в себе три главных качества: сам-чид-ананда – вечность, знание и блаженство. Духовная энергия человека вечна и не подвержена изменения, она обладает полнотой знания и всех трансцендентных качеств, а также находиться в состоянии постоянного счастья, блаженства. В совокупности, постижение духовного знания раскрывает человеку возможность жить в соответствии со своей духовной природой, достигнув самой главной цели любой деятельности – счастья.

Материальное знание направлено на материю, способы её преобразования и эксплуатации ради приобретения выгоды и услаждения своих чувств. Такое знание не может даровать человеку счастья, только наслаждение. Наслаждение в свою очередь в начале приносит человеку удовлетворение, но затем становиться подобно тяжкому грузу, так как ставит человека в зависимость от него. Наслаждение вынуждает человека снова и снова трудиться ради возможности его обретения, в противном случае человека нсатигает чувство неудовлетворенности, которон воплощает состояние материального страдания. Но даже если человек в состоянии удовлетворить свои чувства, его в любом случае ждёт неудовлетворение, так как чувства постоянно требуют все большего увелечения наслаждения, так как они постоянно привыкают к тем или иным источникам удовольствия. Всё это делает возможность стать фундаментально счастливым через постижение материального знания, фактически, невозможным.

Материальное знание направлено на достижение внешнего благополучия, которое не всегда гарантируется внутреннее удовлетворение. Духовное знание направлено на постижение внутреннего мира человека, духовной стороны его жизни, в которой заключается истинное “Я”, посредством взаимодействия с которым, человек может обрести всё необходимое для достижение счастья, умиротворения, покоя и любых других положительных состояний.

Духовные знание имеют духовную природу – они не подвержены изменению со времени и стоит человеку хоть раз постичь духовное знание, оно останется с ним навсегда. В то же время материальное знание необходимо приобретать снова и снова, поддерживать его. Такое знание само собой забывается, уходит от человека, оставляя его в заблуждении.


Духовное знание качественно превосходит материальное, даруя человеку необходимые качества, такие как: сострадание, смирение, решительность, отрешенность, чистоту, милосердие, правдивость и так далее. Все эти качества сами собой приводят к счастливой жизни, избавляя человека от источников страдания внутри сердца. Тогда как материальная деятельность и материальное знание поощряют приобретение негативных, греховных качеств и приводят к ним самостоятельно. Эти качества включают в себя: гордость, гнев, жадность, тревожность, зависть, тщеславие, высокомерие и так далее. Все эти качества человек легко приобретает в материальной деятельности, как в успешной, так и в неудачной. И в том, и в том случае оставаясь неудовлетворенным.

Духовные знания – благо для всех

Чтобы понять две крайности, стоит их сначала сильно гиперболизировать, преувеличить. Чему учит материальное знание? Богатство – превыше всего и если гиперболизировать стремление к богатству в одном человеке, то мы видим либо трудоголика, не знающего ничего кроме работы, либо вора. Потому что все деньги кому-то принадлежат и их можно получить у кого-то честным путем или забрать. Конечно и воровство бывает разным. В итоге мы получаем общество трудоголиков и воров.

Чему учит духовное знание? Любви, смирению, щедрости, счастью. Духовное знание – это не маска, которую надевает человек в надежде получить желаемое, а реальное изменение реальности. А реальность в том, что человек по-настоящему получивший духовное знание никогда не причинит другому страданий. Реальность в том, что постигший духовное знание не только счастлив, но и делает других счастливыми. Реальность в том, что духовное знание – это не абстрактное обозначение религии и морали, а реальный опыт постижения себя и мира, гармоничное постижение.

Общество живущее духовным знанием – совершенно и совершенен каждый из членов общества. Если страдания возникают как результат греха, то искоренив сами причины возникновения греза: гнев, жадность, гордыню и вожделение, не будет места для преступности, коррупции, хаоса и эгоизма. Это то самое идеальное общество, к которому стремились люди во все времена. Однако, такое общество регулируется не законами, которые можно нарушить, а собственной совестью. Отточенное знание рубит тьму невежества – и это лучшее оружие на пути самоосознания.

Отличительные характеристики знания

Персонификация Эпистемы в Библиотеке Цельсия, Эфес, Турция. Эпистема — основное понятие концепции «археологии знания» Мишеля Фуко.

Основная статья: Теория познания

Отличительные характеристики знания все ещё являются предметом неопределённости в философии. Согласно большинству мыслителей, для того чтобы нечто считалось знанием, это нечто должно удовлетворять трем критериям:

  • быть подтверждаемым,
  • быть истинным
  • и заслуживающим доверия.

Однако, как иллюстрируют примеры проблемы Гетье, этого недостаточно. Предложен ряд альтернатив, включая доводы Роберта Нозика в пользу требования «прослеживания истины» и дополнительное требование Саймона Блэкберна, что мы не будем утверждать, что каждый, кто удовлетворяет любому из этих критериев «через неисправность, изъян, ошибку», обладает знанием. Ричард Киркхэм делает предположение, что наше определение знания должно требовать, чтобы свидетельства верящего были таковы, чтобы они логически влекли за собой истину убеждения.

В чём заключаются духовные знания?

Духовное знание фундаментально указывает нам на наше истинное “Я” – на то, что мы не есть это тело, мы есть вечная душа, состоящая из духовной энергии. Мы уже много раз меняли тела, подобно тому как человек каждый день меняет одежду. В то время, как душа, которой мы по сути и являемся, остается всегда одинаковой. Меняется лишь одежда. В законах кармы нам уготована определенная роль, судьба, природа и события, которые нас подстерегают. Но это не относиться к нашей бессмертной душе, которой ничего не угрожает. Она не способна погибнуть от голода, быть уничтоженной или забыть что-то. Любой страх человека относительно материального тела опровергается по отношению к душе.

Духовное знание также заключается в признании Абсолюта – Бога, который является повелителем духовной энергии. Фактически, Он из неё и состоит, это Его истинная, внутренняя энергия. В этом значении, мы, осознавая себя вечной душой, являемся частицами Бога, качественно равными Ему, но количественно уступая. Подобно тому, как капля океана подобно океану. Признание главенство океана для капли очевидно. Также и для разумного человека будет очевидна логичность признания власти Верховного Господа над человеческой природой, материальным и духовным миром. Жизнь в соответствии с этим знанием и есть претворение его на практике. Практикой духовного знания является служение Верховному Господу, постижение духовного знания и приобретения духовных качеств для продвижения на этом пути.

Духовное знание также заключается в признании Абсолюта – Бога, который является повелителем духовной энергии. Фактически, Он из неё и состоит, это Его истинная, внутренняя энергия. В этом значении, мы, осознавая себя вечной душой, являемся частицами Бога, качественно равными Ему, но количественно уступая. Подобно тому, как капля океана подобно океану. Признание главенство океана для капли очевидно. Также и для разумного человека будет очевидна логичность признания власти Верховного Господа над человеческой природой, материальным и духовным миром. Жизнь в соответствии с этим знанием и есть претворение его на практике. Практикой духовного знания является служение Верховному Господу, постижение духовного знания и приобретения духовных качеств для продвижения на этом пути. Обретение этого знание лежит в священных текстах, словах духовных авторитетах и самом духовном пути. Этот путь подобен пути по райскому саду, где человеку не нужно бороться за жизнь, но само продвижение по этому пути даёт ему всё необходимое, не смотря на то, что он к этому не стремиться. Предание себя Богу означает осознание превосходства духовной энергии над материальной, что, несомненно, является началом истинного и высшего духовного пути к своему началу.

Истинное знание

Мы читаем книги, статьи, развиваемся. Мы получаем много информации и никогда ещё получить так много информации за такой короткий промежуток времени было невозможно. Но какая разница между информацией и знанием? Что значит истинное знание, а что просто данные, которые мы зафиксировали? В этом стихе Кришна говорит что истинное знание – это качества и действия: если человек действует правильно и обладает определенными положительными качествами – это наилучшее проявление знания.

Мы можем быть сколько угодно начитанными и образованными, но даже не подумать о том, чтобы стать лучше. Мы можем быть экспертами в области вреде от алкоголя, но продолжать пить. Также мы можем обладать информацией об этом, но будучи неприменимой и не трансформированной в качества и действия – она становится пустой и бесполезной, а иногда даже и вредной. Разум занятый ложными знаниями, хуже чем пустой разум.

Те, чьё знание украдено иллюзией, не способны идти по духовному пути

Знание естественным образом трансформируются в действие и меняют человека. Человек который понял что на самом деле быть ленивым – это страдание, уже не будет подвержен лени. Человек, который понял что ненавидеть других – это ад, уже перестает обижаться по мелочам. Знания выводят человека на новый уровень, просто от самого факта их получения. Если мы каждый день слушаем о том, что нам нужно вставать рано и слушаем с желанием вставать рано, то мы очень скоро проснемся раньше солнца. Знание очень хорошо передается через слушание о чем-то.

Однако не стоит забывать что культивация знаний, то есть наши усилия, также очень важны. Они могут быть естественны – мы услышали и теперь так хотим жить, а иногда нам необходимо сознательно и дисциплинированно следовать некоторым правилам и предписания. Иисус Христос говорил о том, что семена попавшие в разную почву, дают разные плоды:


С этим читают