Как рассказать о человеке?

Первобытный мир

Первобытные люди собирались в небольшие коллективы, ведь одному было крайне сложно выжить в условиях дикой природы. Поскольку они жили в теплых регионах земного шара, то не было нужды заботиться об одежде. Однако первобытные люди все же научились строить примитивные жилища, которые спасали их от палящих солнечных лучей, дождя, хищников.


Первыми орудиями труда древнейших людей были их сильные руки и зубы, а также камни и сломанные сучья деревьев. Со временем они научились делать простейшее орудие из подручных средств: палок, рогов и костей животных, камней.

Главным занятием древнейших людей была добыча пропитания: рыбная ловля и охота, требовавшая ловкости, выносливости и большой физической силы. Женщины занимались собирательством съедобных растений и ягод. Между племенами существовал обмен одних товаров на другие.

Огромное влияние на развитие человечества оказало умение добывать и использовать огонь. Благодаря этому древние люди существенно улучшили свою жизнь: огонь обеспечил им тепло, надежную защиту от диких животных, улучшил качество пищи.

Свои знания древние люди передавали потомкам при помощи наскальной живописи. При помощи примитивных фигурок они изображали окружающий мир, важные периоды своей жизни: сцены охоты, стычек с враждующими племенами.

Рис. 3. Наскальная живопись

Первобытная история длилась не одну сотню лет. За это время древние люди смогли расселиться практически по всему земному шару и заселить все материки, кроме суровой Антарктиды.

Что мы узнали?

При изучении темы «Начало истории человечества» мы узнали, каковы были особенности внешнего вида и поведения древнейшего человека. Выяснили, как жили наши далекие предки, как происходило развитие самой первой – первобытной – эпохи в истории человечества.

«Тёмные века» (565–1 200 гг.)

«Тёмные века» наступали в разных уголках мира в разное время. Например, в Китае эпоха Шестнадцати варварских государств соответствует нашему пониманию «Тёмных веков». Но произошло это на несколько столетий раньше, чем в Европе. Уже упомянутые ранее Ассирия и Вавилон перестали существовать после бронзового коллапса, случившегося задолго до нашей эры. Арабский мир, напротив, столкнулся с «Тёмными веками» значительно позже и отчасти находится в них до сих пор.

Если вернуться к Европе, то самые тёмные и прямо века наступают в первую очередь в бывшей римской провинции Британии. Местная знать и население, лояльное Риму, бежали на материк, так как их начали быстро резать. Вал Адриана к тому времени был давно заброшен, а на всём острове не было ни единой римской когорты. Очень быстро земли Британии растащили буквально на лоскутки — появились десятки государственных образований вроде Вассекса, Эссекса, Кента, Уэльса и других. Они постоянно враждовали между собой, образовывали союзы, распадались, исчезали с карты и появлялись вновь. В каждом из этих государств сидел какой-то царь или как минимум король. По факту управлял он только тем, куда мог лично явиться со своим отрядом.

Поэтому и происходит постоянный передел территорий. Сегодня огород твой, а завтра пришёл какой мужик, назвал себя королём этой поляны — и уже его люди собирают урожай. Потом явился другой мужик, назвал себя королём того ручейка, что течёт рядом с огородом, — и понеслась бойня за поляну.

На несколько веков в Британии полностью прекратилась чеканка монет — люди вернулись к натуральному обмену. Набирающее популярность на материке христианство было полностью вытеснено местным язычеством. Естественно, в упадок пришла вся наука, военное ремесло и правовая система. И будто этого было мало — откуда-то с севера приплыли странные люди. Сначала они небольшими отрядами совершали набеги, но вскоре их стало больше — и вот у них уже собственные поселения, а вскоре и собственные государства, живущие по скандинавским порядкам.

Между тем на континенте дела обстояли несильно лучше. Инфраструктура Римской империи постепенно пришла в упадок, акведуки и дороги больше никто не ремонтировал. Снова оборвались торговые связи, вследствие чего опустели многие города. Численность населения Рима упала с почти миллиона человек до нескольких десятков тысяч, а Колизей распахали под огород. Европа перестала получать зерно из Египта и Северной Африки; в некоторых регионах начался голод. Кроме этого, продолжала свирепствовать Юстинианова чума. Знания, копившиеся тысячами лет, утратились — им на смену пришли «энциклопедии», в которых плоская Земля населена всевозможными василисками и драконами.

Представь себе огромный регион, почти целый континент, население которого пребывает в апокалиптическом настроении. Несколько веков постоянных войн, эпидемий и голода заставили людей не только поверить в скорый конец света, но и жаждать его. Тем более вырисовывается интересная дата — тысячный год от Рождества Христова. Всё это выливается в Крестовые походы 1096–1272 годов, направленные на «освобождение» в первую очередь Иерусалима. Армия крестоносцев представляет собой постоянные потоки людей, которые самостоятельно идут со всех уголков Европы. Около трети этой «армии» гибнет в пути, даже не добравшись до Константинополя; ещё столько же гибнет по пути к Иерусалиму.

Заканчиваются «Тёмные века», как ни странно, окончательным угасанием Византии. Справедливости ради нужно упомянуть, что сам Константинополь простоит ещё пару веков, но от некогда великой империи к началу XIII века уже ничего не останется. Её богатства и, главное, знания в виде великолепных библиотек и произведений искусства будут вывезены в Европу.

КАНЬОН ГАДИАНТОН

В мае 1972-го года четыре девушки возвращались в Южный университет штата Юта после субботнего родео в Пиоче. Когда они около десяти вечера пересекали по пустыне государственную линию между штатами Юта и Невада, то наткнулись на развилку. Они свернули налево и въехали в каньон Гадиантон.

Внезапно темный асфальт превратился в белый цемент. Решив, что они просто свернули не туда, девушки поехали обратно, но, к своему удивлению, увидели поля злаков и желтые сосны, а не пустыню.

Они решили остановиться в придорожном кафе и спросить дорогу, но быстро передумали, когда одна из девушек начала истерично кричать. И было от чего. С вершины холма за ними на огромной скорости спускались четыре ярко светящихся яйцевидных транспортных средства на трех колесах.

Перепуганные девушки помчались обратно в каньон, и белый цемент сменился привычным темным асфальтом, а вокруг них снова была знакомая пустыня.


Девушкам не повезло — одну шину они прокололи, машину занесло, и они оставили на дороге следы трех шин. Пришлось дожидаться утра, чтобы пешком дойти до шоссе 56, где они встретили солдата национальной гвардии.

Их история звучит как выдумка, но следы шин объяснить трудно. Следы, оставленные их «Шеви», обрывались всего в 200 метрах в пустыне, а девушки, по их словам, проехали больше трех километров к северу от шоссе.

Информационный век (1980 г. — настоящее время)

1980 год как начало информационной эры взят условно, ведь она всё ещё продолжается и, более того, находится в своей ранней стадии. Принято считать, что в 80-х произошла очередная, теперь уже цифровая, революция. Пока не ясно, насколько сильно она изменит мир и станет ли такой же значимой, как неолитическая или промышленная, ведь будучи современником события такого масштаба и такой исторической длительности, невозможно оценить его объективно. Однако мы уже можем определить ценность и значение некоторых вещей, получивших распространение в результате информационной революции. Например, снова изменились правила ведения войн. Государства, перешедшие в информационную эпоху, предпочитают вести боевые действия удалённо, с помощью беспилотников и точечных спецопераций. Нападение на противника теперь начинается в информационном пространстве — появился даже термин «информационная война». Сегодня с помощью коммуникационных технологий стало возможно свергать правительства других стран, вообще не участвуя в конфликте напрямую.

Безусловно, интернет — это одно из величайших изобретений человечества, открывающее невиданные ранее возможности, и, что важно, эти возможности доступны любому человеку. Если до конца XX века интернет стоил достаточно дорого, то теперь его может позволить себе буквально каждый: он стоит как несколько пачек сигарет, как один лёгкий завтрак в кафе

А между тем интернет содержит такой объём информации, который не уместился бы ни в какую Византийскую или Александрийскую библиотеку. Сегодня человек может изучать любую науку, может увидеть самые выдающиеся произведения искусства, может взять себе абсолютно любое знание, накопленное человечеством за тысячи лет.

Коммуникационные технологии развились до такого уровня, что теперь практически все люди всегда могут связаться друг с другом, всегда могут позвонить или выйти в Сеть. Теперь твоя рука не сжимает заточенный камень, а в твоём кармане лежит настоящее чудо техники — смартфон, путь до которого был очень долог и непрост.

СТРАННОЕ УТРО ЛЕРИНЫ ГАРСИЯ

В июле 2008 года 41-летняя женщина с хорошим образованием Лерина Гарсия проснулась в своей постели совершенно обыкновенным утром. Она начала свой обычный день, но постепенно обнаруживала мелкие детали, казавшиеся очень странными.

Например, ее пижама отличалась от той, в которой она легла в постель. Она решила, что что-то напутала, и поехала на работу, где работала последние 20 лет. Однако когда она приехала в свой отдел, то поняла, что это не ее отдел, несмотря на то, что находился он на своем обычном месте и на том же этаже.

Решив, что определенно происходит что-то странное, Лерина вернулась домой и нашла там своего бывшего бойфренда, с которым рассталась полгода назад. Он вел себя так, будто они до сих пор были вместе. А ее нового любовника, с которым она жила уже четыре месяца, нигде не было. Он так и не нашелся даже после найма частного детектива: никаких следов его самого или его семьи найти не удалось.

Хотя произошедшее с Гарсией кажется каким-нибудь неврологическим расстройством, сама она считает, что проснулась в параллельной вселенной. К несчастью для бедной Гарсии, она так и не смогла вернуться в свою родную вселенную, навсегда застряв в измерении, где живет с бывшим бойфрендом, от которого никак не может избавиться.

Эпоха Возрождения (1 300–1 600 гг.)

Мы снова подходим к двум периодам, которые частично протекают в одно время. Это Ренессанс и эпоха Великих географических открытий. При этом по-прежнему держим в уме, что речь идёт по большей части о Европе. Хотя китайские мореплаватели тоже оставили яркий след, но об этом чуть позже.

Начало XIV века, по Европе гуляет чёрная смерть, или бубонная чума, Иерусалим взят мусульманами, от Византии остались огрызки, но начинают появляться национальные государства. Первым из них становится Португалия, но процесс национальной самоидентификации идёт повсеместно. Грубо говоря, в XIV–XVI веках французы становятся французами, англичане — англичанами, испанцы — испанцами. Возрождение начинается с Флоренции, куда стекается культурное наследие Римской империи и Византии. Впервые за долгое время в центре города сооружается площадь для собраний и публичных выступлений. Люди снова начинают решать споры диалогом на таких площадях, а не топорами в подворотнях. Флоренция становится настоящей республикой — это значит, что в политической жизни страны участвует большая часть населения. Кроме этого, полностью отменяется рабство или крепостное право. Начинают работать суды, и они судят всех, независимо от социального положения. Конечно, простолюдина и представителя знати судили по-разному, но их судили за одинаковые преступления — это, на минуточку, начало 1 300-х годов.

В крупных европейских городах постепенно появляются независимые от церкви университеты. Соответственно, вновь развивается наука, к примеру собор наконец-то получает свой купол. Собор был огромным для своего времени, и почти сто лет простоял ненакрытым. Никто просто не знал, как построить такой большой купол, чтобы он при этом не развалился. Однако главное, что происходит в эпоху Возрождения, — это изменение отношения к человеку. Популярными становятся идеи гуманизма, и можно сказать, что именно с этого момента Европа начинает превращаться в то, какой мы её знаем сегодня.

Пример высокого искусства эпохи Возрождения — Пьета Микеланджело. На первый план вынесены простые человеческие чувства — материнская любовь и скорбь.

К началу XVI века Франция и Англия обретают привычные нам границы, Оттоманская империя расширяется до своих максимальных размеров. В Испании заканчивается реконкиста и начинается эпоха Великих географических открытий.

Человек древнего мира

Неандертальцы (Homo Sapiens neaderthalensis) жили в Средиземноморском регионе Европы и на Ближнем Востоке. Они появились 100 тыс. лет назад, а 30 тыс. лет назад бесследно исчезли.

Примерно 40 тыс. лет тому назад на смену неандертальцу пришел человек разумный (Homo sapiens). По месту первой находки – пещера Кро-Маньон в Южной Франции – этот тип человека иногда называют также кроманьонцем.

В России уникальные находки этих людей были сделаны близ Воронежа и Владимира.

Археологические исследования говорят о том, что кроманьонцы разработали новый способ изготовления каменных лезвий ножей, скребков, пил, наконечников, сверл и других каменных орудий – они откалывали от крупного камня отщепы и заостряли их.

Около половины всех инструментов кроманьонцев было сделано из кости, которая прочнее и долговечнее дерева.


Из этого материала кроманьонцы делали и такие новые орудия, как иглы с ушками, крючки для ловли рыбы, гарпуны, а также резцы, шила и скребки, чтобы скоблить шкуры животных и выделывать из них кожу.

Различные части этих предметов крепились друг к другу при помощи жил, веревок из растительных волокон и клейких веществ. Перигорская и ориньякская культуры получили названия по тем местам во Франции, где были найдены не менее 80 различных видов каменных орудий данного типа.

Значительно усовершенствовали кроманьонцы и способы охоты (загонная охота), добывая северного и благородного оленей, мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей, волков и других животных.

Древние люди изготовляли копьеметалки, а также приспособления для ловли рыбы (гарпуны, крючки), силки для птиц. Кроманьонцы жили главным образом в пещерах, но вместе с тем они строили разнообразные жилища из камня и землянки, шатры из шкур животных.

Они умели изготовлять шитую одежду, которую нередко украшали. Из гибких ивовых прутьев люди делали корзины и ловушки для рыбы, а из веревок плели сети.

Примечания

  1. История Древнего мира в 3 т., Издание третье / Ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой — М.:Издательство «Наука», 1989.
  2. Gernet, J. (1996). A history of Chinese civilization. Cambridge: Cambridge University Press.
  3. Clare, I. S. (1906). Library of universal history: containing a record of the human race from the earliest historical period to the present time; embracing a general survey of the progress of mankind in national and social life, civil government, religion, literature, science and art. New York: Union Book. Page 1519 (cf., Ancient history, as we have already seen, ended with the fall of the Western Roman Empire; )
  4. United Center for Research and Training in History. (1973). Bulgarian historical review. Sofia: Pub. House of the Bulgarian Academy of Sciences]. Page 43. (cf. … in the history of Western Europe, which marks both the end of ancient history and the beginning of the Middle Ages, is the fall of the Western Empire.)
  5. Robinson, C. A. (1951). Ancient history from prehistoric times to the death of Justinian. New York: Macmillan.

Долгий XIX век (1789–1914 гг.)

Термин «Долгий XIX век» означает период времени, на протяжении которого в мире доминировали империи. В первую очередь — Британская и Российская. Их противостояние получило название «Большая игра», которая закончится лишь тогда, когда все умрут. Появилось новое государство в Северной Америке — США, которые однажды станут доминирующей мировой силой. Долгий XIX век длился 125 лет. Он вышел за рамки девятнадцатого столетия: начался немного раньше и закончился чуть позже.

Началом Французской революции и Долгого XIX века стало взятие Бастилии 14 июля 1789 года. Под лозунгом «Свобода! Равенство! Братство!» монархия была низложена, а королева Мария-Антуанетта с королём Людовиком XVI отправились на гильотину. В общем-то, весь этот период прошел под подобными лозунгами — в моду вошли коммунистические идеи. После революции Францию объявили республикой, однако вскоре произошел ещё один государственный переворот. Во главе государства оказался Наполеон Бонапарт, а молодая республика хоть и ненадолго, но превратилась в империю.

Сами Наполеоновские войны иногда называют Нулевой мировой войной, так как они оказали влияние на большую часть мира.

Окончательно перестала существовать Священная Римская империя, начались освободительные войны в южноамериканских колониях и в Африке.

В XIX веке произошла промышленная революция, которая изменила мир так же сильно, как в своё время неолитическая. Человеческая цивилизация перешла от аграрного общества и ручного труда к индустриальному обществу с фабриками и заводами. Порох и уголь стали править миром, закрепив капитализм в качестве господствующей мировой системы хозяйства. Так как теперь уголь и металлы потреблялись в огромных количествах, появилась необходимость и в средствах для их перевозки. Развитие паровых двигателей позволило в 1804 году построить первый паровоз. Вскоре сеть железных дорог раскинулась по всей Европе и стала основной транспортной артерией. Вместе с промышленными грузами мобильность получили и люди. Путь, который ещё недавно занимал недели, теперь мог быть преодолён всего за пару дней, а то и вовсе за несколько часов.

Паровоз («Ракета»), построенный в 1829 году, ставший основным локомотивом одной из первых общественных дорог Манчестер — Ливерпуль.

Сейчас нам нужно вспомнить о бронзовом коллапсе, произошедшем в XV–XII веках до нашей эры. В ту эпоху люди разучились определять долготу, и вот только в XIX веке нашей эры наконец снова появился дешёвый способ определения координат. Вместе с общей возросшей мобильностью человечества и технологическим развитием это помогло ликвидировать все «белые пятна» планеты. Только в XIX веке появилась идея всеобщего обязательного образования, а все науки стали бурно развиваться, в первую очередь медицина. Снижение детской смертности спровоцировало небывалый рост населения, и всего за одно столетие общее число людей на планете удвоилось (с одного до двух миллиардов). В результате большая часть цивилизации отказалась от рабства, ведь появилось достаточно много людей, готовых работать добровольно за весьма скромную плату. И это выходило даже дешевле, чем закупать, перевозить и постоянно содержать рабскую силу.

Со стороны всё смотрится отлично: крупнейшие империи поделили мир на сферы влияния; произошло развитие гражданского общества; рабочие, ещё недавние рабы, теперь открыто отстаивали свои права, организовывали профсоюзы; у детей наконец-то появилось нормальное детство. Даже женщин начали признавать полноправными членами общества — это вообще произошло впервые в истории человеческой цивилизации. Однако возросшая вдвое численность вида означала, что места хватит не всем. Началась Первая мировая война, в огне которой сгорели почти все существовавшие на тот момент империи. Война, которая закончила затянувшийся XIX век и положила начало Новейшему времени.

ШОССЕ РАМИРЕСА

Примерно в 11 вечера 9 ноября 1986-го года Педро Олива Рамирес, по его словам, поехал из Севильи, Испания, в город Алькала-де-Гвадаира. Он путешествовал по этой дороге уже не раз и был шокирован, когда дорога внезапно сделала поворот, и он оказался на незнакомом прямом шестиполосном шоссе.

Вокруг него находились странные объекты, да и вообще все было странным. Он почувствовал тепло, а на некотором расстоянии от него раздавались голоса.

Один голос выделялся из общего хора — он-то и сообщил Рамиресу, что тот только что телепортировался в другое измерение.

Мимо Рамиреса с интервалом ровно в восемь минут проезжали старые автомобили с белыми или бежевыми узкими прямоугольниками незнакомых номерных знаков.

Примерно через час езды Рамирес нашел поворот налево. Дорожный указатель сообщал, что по этой дороге можно уехать в Алькалу, Малагу и Севилью. Рамирес поехал в сторону Севильи, но был очень удивлен, увидев, что почти доехал до Алькалы-де-Гвадаиры. Он вернулся, но не смог снова найти перекресток, дорожный знак или шестиполосное шоссе.

Новое время

1789 — 1918 (окончание Первой мировой войны)

Часть эпохи ПросвещенияОтносительно датировки этой мировоззренческой эпохи единого мнения не существует. Одни историки относят её начало к концу XVII века, другие — к середине XVIII века.В XVII веке основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» (1637). Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778) или с началом Наполеоновских войн (1800—1815).В то же время есть мнение о привязке границ эпохи Просвещения к двум революциям: «Славной революции» в Англии (1688) и Великой французской революции (1789).


Промышленный переворот (вторая половина XVIII века -XIX век)

XIX век

Начало истории человечества. Сообщение на тему: «Страницы всемирной истории. Начало истории человечества . Первобытный мир».

Начало истории человечества . Первобытный мир.

План

1. Исторические эпохи. 2. Знакомство с историей и археологией. 3. Отличие первобытного человека от современного. 4. Первобытный мир. 5. Заключение.

1. Исторические эпохи.

Историю человечества можно разделить на несколько больших эпох:

  • — первобытная история;
  • — история Древнего мира;
  • — история Средних веков;
  • — история Нового времени;
  • — история Новейшего времени.
2. Знакомство с историей и археологией

Самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной.

Как люди узнали о первобытных людях?  Ученые производят раскопки, извлекают из земли вещи древних людей, их кости. Ученых, производящих раскопки называют археологами.

Археология – наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей. Ученые считают, что древнейшие люди, «следы” которых обнаружены в Африке и Азии, жили более миллиона лет назад. По остаткам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели.

Первые известные нам предки человека и обезьян обитали более двух миллионов лет назад и назывались дриопитеки.

3. Отличие первобытного человека от современного.

Древнейший человек сильно отличался от нас с вами — современных людей — и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Он не умел говорить, издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали страх и гнев, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности, ел только то, что находил.

Это были древесные животные, напоминающие по своему строению человекообразных обезьян. Некоторые из них вели только древесный образ жизни. Именно они могли дать начало линии животных, ставших впоследствии предком человека.

4. Первобытный мир.

Самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной. Первобытная (родовая) община. Характеризуется коллективным трудом и потреблением.

Первобытные люди жили группами, т.к в одиночку невозможно было справиться с трудностями жизни. Им не нужно было заботиться о тёплой одежде. Они жили там, где всегда тепло.  Первобытные люди строили жилища, чтобы защищаться от палящих лучей солнца, непогоды, хищников.

Первыми орудиями труда людей были руки, ногти и зубы, а также камни, обломки и сучья от деревьев. Первые люди должны были охотиться, собирать разные растения, а так же научиться делать первые простейшие орудия из палок, костей и рогов животных, а потом и из камня.

Основным занятием древних людей были охота и рыбная ловля (занятия для мужчин), которые требовали большой силы и ловкости. Древний человек вряд ли умел считать больше чем до пяти, но он мог часами сидеть неподвижно в засаде во время охоты или соорудить хитроумную ловушку для огромного мамонта. Собирательством (занятие для женщин) – умением разбираться в разных растениях и собирать съедобные грибы, а так же обменом добычей – с другими племенами.

Древний человек вместе с другими животными в страхе бежал от огня. Но затем нашёлся смельчак, который стал использовать огонь, оставленный природными явлениями в результате грозы, извержений вулканов, лесных пожаров. Человек еще не умел добывать огонь сам. И потому большой проблемой было сохранение огня. Потеря огня была равносильна смерти всего рода. Позже человек научился добывать огонь, и огонь спас его в период похолодания на Земле. Он стал использовать огонь для приготовления пищи. Он мог обжарить на нем кусок мяса, запечь на углях корнеплоды и вовремя извлечь их, чтобы не сгорели. Огонь дал человеку то, что нет в природе.

Внутри каждого племени складывались определенные обычаи и правила поведения. Живя в пещерах, они рисовали на стенах. Лепили из глины или вытесывали из камня людей, животных, украшали посуду. Наверное, им хотелось изобразить мир, в котором они жили.

5. Заключение.

Первобытная история длилась сотни, тысяч лет. За это время люди заселили все материки, кроме Антарктиды. На территории нашей страны они появились примерно полмиллиона лет назад.


С этим читают