Иудаизм мистическое учение каббала

Примечания

  1. ↑ , с. 189.
  2. Иссерлес, Моисей бен-Израиль // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  3. Ари // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  4. Dan J. The Esoteric Theology of Ashkenazi Hasidism. Jerusalem, 1971 (Hebr.). P. 22-24, 109—116, 139—142
  5. Вавилонский Талмуд, трактат «Шабат», лист 33.
  6. Яглом М. Предисловие. — Бубер М. Гог и Магог. СПб., 2002. С. 15
  7. Jakob Böhme. Mysterium magnum. Толкование на первую книгу Моисея. 1623
  8. Соловьёв В. С. Каббала // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  9. Булгаков С. Н. «Свет невечерний» М.: Республика, 1994, стр. 257, 259
  10. Henry More. Conjectura Cabbalistica … or a Conjectural Essay of Interpreting the Minde of Moses, according to a Threefold Cabbala: viz. Literal, Philosophical, Mystical, or Divinely Moral, 1653.
  11. .

«Помни наставление отца твоего, и не забывай Торы матери твоей»

Сказано, «помни сын мой мусар (наставление) отца твоего и не забывай Торы матери твоей».

Можно выучить отсюда, что есть два типа Торы, или две Торы. «Тора отца» и «Тора матери».

В сфирот, очевидно, это или аба и има. Или, ближе к нам — йесод (или зеер) и малхут

Относительно это «открытая Тора» (Тора «земли») и «сокрытая Тора» (Тора с «небес»)

Так или иначе эти две Торы должны слиться воедино. Только тогда они порождают новую жизнь.

Можно говорить что это хасидут и галаха. Хасидут это аспект «коль» («все»). Хасидут (сфират йесод, «коль») требует человека целиком, без остатка. Отдай все что у тебя есть бедным. Посвяти себя целиком Служению.

Галаха говорит: достаточно 20 процентов. Но не больше. Галаха берет «ашраа» (идеологию) хасидизма, и интегрирует ее в реальность жизни.

Но самое главное — что ни одна из этих «тор» сама по себе не способна порождать жизнь. Только их йихуд (слияние), соединение «небес» и «земли» в человеке — порождает новую жизнь

Можно подумать, о каком «рождении», о каком «потомстве» здесь идет речь. Самое первое что приходит в голову — это что такое слияние порождает энергию жизни внутри самого человека

Наше поколение — поколение сирота. «Папа» пошел своей дорогой. «Мама» своей. Они не встречаются, не общаются, и не порождают жизнь. Хасидам не о чем говорить с «миснагидами». Харейдим не о чем говорить с «вязаными» кипами. Уважающий себя хабадник не раскроет книгу рава Кука (не дай Б-г…)


В результате мы получаем Тору, в которой нет жизни. Тору безжизненную и нерелевантную жизни. Тора радикалов стремится к смерти.

Собственно, то же и в «большом» мире. Отсутствие диалога между «левыми» и «правыми» это тоже смерть

Поэтому так важно, что в Израиле нашли возможность создать правительство, в которое вошли и «левые» и «правые». И смотрите: месяц есть правительство

И вдруг «левые» стали выступать за «рибонут» (суверенитет)! Кто бы мог подумать! Но дело в том, что когда «левым» предлагают «жениться» на правых, вместо того, чтобы их критиковать — вдруг начинается новая жизнь.

МИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ — КАББАЛА

     Как известно, иудаизм построен на священной Торе (или Пятикнижии), которая является одновременно и историей еврейского народа, Талмуде — своде иудейских законов, и мистическом учении Каббале. Если Тора и Талмуд, бесспорно, являются произведением иудейских пророков, то Каббала, несмотря на то, что считается мистическим учением древних евреев, имеет иное происхождение. Принято считать, что Каббала пришла к еврейскому народу от древних египтян и халдеев, но вот что пишет по этому поводу крупный оккультист и исследователь каббалы, маркиз Сент-Ив д Альвейдр в своём письме Папюсу:      «По моему исследованию древнего алфавита Каббалы, состоящего из 22 букв, самый скрытый и тайный, служивший, вероятно, прототипом не только для всех других такого же рода, но и для знаков ведических и для букв санскритских — есть алфавит арийский.      Этот алфавит, о котором я вам сообщал, я узнал от выдающихся брахманов, которые меня не обязывали держать этого в тайне. Он отличается от других семитических тем, что буквы его имеют морфологическое строение, то есть представляют доподлинную идею своими очертаниями, что делает его из них таким исключительным. Сверх того, внимательное изучение показало мне, что эти буквы есть первообраз зодиакальных и планетных знаков, что также имеет огромное  значение. Брахманы называют эту азбуку «Ваттан». По-видимому, она принадлежала первой человеческой расе…      Сверх того, эта азбука пишется снизу вверх, и её буквы расположены таким образом, чтобы составлять морфологические или говорящие изображения…      Они её пишут слева направо, подобно санскритскому, следовательно, по-еврейски. На основании всего изложенного, эта основная из всех азбук «Кабалла» принадлежит арийскому племени…      Азбуки этого рода нельзя причислять к семитическим, потому что они не принадлежат какой-либо из этих национальностей…      Она с полным основанием может быть названа азбукой слова или славы.      Слово и слава! Почему эти два выражения так близки в двух древних наречиях, таких различных, как славянский и халдейский».      Мы видим, что Сент-Ив д Альвейдр, человек, далёкий от славян и их культуры, изучая странную азбуку древней Каббалы, спонтанно пришёл к её арийскому, более того — к славянскому происхождению.

Какой же вывод?      Самый простой.      Египетские служители Сэта вручили иудейским магам мистическое учение, которое они украли у ариев.      Это одно из самых серьёзных преступлений, которое было совершено ими по отношению ко всем народам планеты. Ведь каббалистическая магия, несмотря на свою урезанность и упрощённость (полным её арсеналом владеют только сами потомки чёрного жречества), всё равно является очень сильным психическим оружием, которое периодически используется оккультными иудейскими группировками против потомков арийских народов. Обидно то, что ариев зомбируют и убивают их же учением. Г.Сидоров-Тайная хронология и психофизика…русского народа… Стр 497-500

Ссылки

Каббалистические группы и направления

  • «Галь Эйнай» — Центр изучения каббалы и хасидизма под руководством рава Ицхака Гинзбурга
  • Каббала и хасидизм
  • Каббалистический бейт мидраш рава Авраама Готлиба
  • Каббала! Каббала? Тайное учение иудаизма

Дополнительные ссылки

  • древо жизни (на английском)
  • Лекции по Каббале и Хасидизму в формате MP3 (на русском)
  • Каббалистический википортал на русском, английском и литовском языках
  • Каталог «Каббала» по Бааль Суламу
  • Телевизионная трансляция уроков Каббалы
  • Форум Каббалистов «Путь Творца»
  • Форум Каббалистов «IsraMagic» — Израиль
  • Обширнейшая библиотека первоисточников по каббале и хасидуту
  • Медиаархив (видео, аудио)
  • Книги по Каббале на KabbalahBooks.ru
  • Книги по Каббале в Израиле и Европе на KabbalahBooks.il
  • Электронный вариант израильской газеты «Каббала сегодня»
  • Каббала и её связь с Раджа-Йогой, а также разъяснения фундаментальных понятий, таких как: душа, жизнь после жизни, судьба и т. п. (см. в разделе статьи)
  • «Семь дней творения»
  • Каббала раскрывается — Адам Ришон, Авраам, Моше ,РАШБИ, АРИ. Бааль Сулам, РАБАШ, РАМЛАН
  • Каббала. Открытый литературный клуб.
  • «Как стать Волшебником»: Каббала для детей
  • Каббала: Огромный выбор книг и статей
  • Каббала — Бааль Сулам
  • Санкт-Петербургский центр Международной академии Каббалы
  • Кинокомпания «ARI Films»
  • «Сефэр аИлан»-Древо состояний -виртуально
  • Интерактивный еврейско-английско-числовой каббалистический «словарь» (свыше 5000 словарных единиц) (на английском языке)
  • «Практическая кабалла для начинающих» — статья на сайте booknik.ru
  • Каббалист Израэль Регарди на «Энигме»
  • Каббала Открытый Каталог АРИ -Ашлаг
  • Торнтон Уайлдер. Каббала. Роман
  • Хэрольд Блюм. Каббала и литературная критика // Таргум. Еврейское наследие в контексте мировой культуры. Вып. 1, апрель-июнь 1990. М., 1990, с. 45-75.
  • Андреас Б. Кильхер. Языковой миф каббалы и эстетический модернизм // Немецкое философское литературоведение наших дней: Антология СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001, с. 445—474.
  • Раввин А. Штейнзальц. «Разговор о Каббале».
  • Интернет-газета «Каббала миру»
  • Рецензия на книгу А. Рыбалки «Путеводитель по миру каббалы».
  • Статья «Храни меня, мой талисман, или Практическая каббала для начинающих».
  • Еврейская религия и философия
  • Еврейская философия и каббала
  • ДААТ ТВУНОТ — одна из основных книг каббалы
  • «Живая каббала Аризаля – учение о душе» — оригинальное изложение основных концепций каббалы для начинающих
  • «Что Вы должны знать о Каббале» — вводные лекции по каббале рава Ицхака Гинзбурга
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья КАББАЛА в ЭЕЭ

Методы каббалы: практическая сторона

Каббала начиналась как устная традиция, и верующие прослеживают её происхождение обратно в «Тору», а следовательно, и к прямой связи с Богом.

В «Торе» есть два основных аспекта. Первый — это мудрость Всевышнего, а второй — ее дарование в мир человека для оказания позитивного влияния: «делай добро», «уклонись от зла», не через указательные заповеди, а советы. Открытая часть Торы — это «древо познания добра и зла», скрытая — «древо жизни», которая содержит информацию о Боге и Его Творении, называется Каббала.

Пятикнижие «Тора» написано на «языке ветвей». Если любое описание предполагает понимание человеком на человеческом языке, то в высшем мире нет названий для передачи напрямую, поэтому каббалисты используют это язык. «Язык ветвей» — подразумевает процесс, когда божественные корни рождают в человеческом мире вещи и действия, как следствие или ветви. Таким языком, а не буквальным, стоит понимать писания, представленные божественными заповедями. Принято считать что не однозначно интерпретировать тексты можно 4-х различных уровнях, и высшим из которых являются мистические практики.

Загадочный смысл приписан формам и звукам древних ивритских букв. Символы из букв и цифр в каббале играют особое значение. Подход каббалы мистический и очень субъективный, используя такие вещи, как, например, нумерология, для поиска «скрытого» смысла.

Применяя различные методы: перебор чисел и букв, замена местами букв в различном порядке, можно из одних слов получить совершенно иные, познав из этого невероятные вещи. 

Главные методики каббалистов, применимые для ивритских текстов: 

Темура — «замена» букв, с целью изменения смысла «Торы»;

Гематрия считает численные значения букв, слов и фраз в целом; 

Нотарикон — развертывание слов в фразы и наоборот посредством нумерологии.


Таким образом мекубаль (каббалист-практик) способен расшифровать тайное и предвидеть события будущего. С помощью методов в каббале возможно  познать и почувствовать тайный от человека, скрытый  высший уровень, управляющим человеческим миром. 

Если человек обладает истинными знаниями, об основах этого процесса, он, откроет новое понимание более обобщенных, глубинных законов, движущих природой и человеком, как ее частью. 

Истина где-то рядом

Основные понятия в каббале

Основная статья: Основные понятия в каббале

Предназначение каббалы

Каббала раскрывает тайный смысл Торы, которая рассматривается в качестве глубокого мистического кода. С точки зрения изучающих каббалу, причиной всех проблем человечества в целом и каждого индивидуума в частности является несоответствие законам мироздания. Целью изучения каббалы является духовное совершенствование личности, которое позволит человеку понять своё предназначение в материальном и духовном мирах.

Согласно каббале, душа воплощается в материальном мире до тех пор пока не «выучит свой урок» и не выполнит той функции, для которой она была создана. (Считается, что каждая душа имеет какую-то свою, только ей присущую особенность, которую она и должна осознать). Когда — посредством обучения каббале — эта цель достигается, душа перестаёт воплощаться. Состояние, в котором достигается цель каждой души, называется «Гмар Тикун» (ивр. ‏גמר תיקון‏‎) — конечное (окончание) исправление (я). Достижение этого состояния и есть цель каббалы.

Изучение каббалы

Целью изучения каббалы является постижение индивидуумом единства действительности в своём ощущении и сознании. Передача постигнутого осуществляется по каббалистической методике, адаптированной к свойствам каждого последующего поколения: при помощи книг, в группе изучающих, под руководством Учителя.

Каббала в философии и науке

Идеи каббалы исследовали и развивали в своих работах следующие мыслители: христианский мистик Якоб Бёме, немецкие врачи Бальтазар Вальтер, Парацельс, Пауль Риций, алхимик, писатель и врач Корнелий Агриппа, Роберт Фладд, химик и врач Ван Гельмонт, врач-психиатр и философ Карл Густав Юнг, христианские философы Иоганн Альбрехт Видманштеттер<span title=»Статья «Видманштеттер, Иоганн Альбрехт» в русском разделе отсутствует»>ru</span>de, Николай Бердяев, Владимир Соловьёв, Сергей Булгаков, Анна Шмидт, Кнофф вон Розенрот, Пико делла Мирандола, Генри Мор, Дмитрий Щедровицкий, философы Бенедикт Спиноза, Соломон Маймон, Рене Генон, Гийом Постель, Иоганн Рейхлин, французский мистик Луи Сен-Мартен, писатель мистик Новалис, историк и литературный критик Харольд Блум.

Утверждение, что каббала явилась источником идентичных построений греческой философии (см. Аристотель, неоплатонизм, неопифагореизм) последнее время отвергается историками, полагающими, что знания греческой философии были заимствованы каббалистической традицией или являются продуктом опыта собственного постижения греческих философов.

Как соотносится вдохновенное учение каббалы с сухой буквой закона?

Каббала подчеркивает любовь, в то время, как еврейский закон (Галаха) служит выражением аспекта Страха и Трепета. Это и есть два крыла, с помощью которых мы взлетаем к Творцу. Есть псалмы Давида, в которых «высвечиваются» первые буквы слова КАББАЛА и ГАЛАХА. Есть специальное размышление — медитация — на слияние этих двух аспектов.

Это похоже на обычный фотоаппарат и цифровой. Галаха (в итоге) проста, рубит сплеча. Каббала сложна, тонка, объемна, многомерна, модулярна

Решения раввинов, как правило, принимаются по Галахе, но бывали случаи, когда принималась во внимание каббалистическая трактовка

Влияние Каббалы еврейскую и нееврейскую мысль

Каббала наложила глубокий отпечаток на все последующее развитие еврейской религиозной культуры. В широких кругах еврейства ее влияние отразилось в литургии, обычаях и повседневной жизни. Многие каббалистические обычаи стали неотъемлемой частью еврейского религиозного быта, нередко утрачивая первоначальное значение. Одним из таких обычаев является третья субботняя трапеза, которой каббалисты Цфата приписывали магическую силу, способствующую соединению мужских и женских начал в мире сфирот. Во многих произведениях 15–18 вв., не относящихся к собственно каббале, нашли отражение те или иные каббалистические мотивы. Особенно сильное влияние каббала оказала на нравоучительную литературу этого периода.

На всех этапах своего существования каббала привлекала к себе интерес виднейших представителей раввинистических кругов, таких как Аврахам бен Давид из Поскьера, Нахманид, Иосеф Каро, Иехуда Леви бен Бецалель (Махарал) из Праги, Элияху бен Шломо Залман (Виленский Гаон) и многие другие. Выдающимся каббалистом 18 в. был мыслитель и поэт Моше Хаим Луццатто. К традиционным каббалистическим мотивам обращался в новейшее время А. И. Кук. Однако с момента своего появления каббала натолкнулась и на резко отрицательное отношение некоторых авторитетов, видевших в ней угрозу традиционному иудаизму. Одним из первых противников каббалы был Элияhу Дельмедиго. В эпоху Хаскалы неприятие каббалы приняло форму борьбы с мракобесием.

Начиная с эпохи позднего средневековья элементы каббалы начинают проникать в нееврейский мир. Впервые – через Пико де Мирандола, затем некоторые ее элементы были переведены на латынь под названием «Каббала денудата», которое является, видимо, искаженным еврейским /…/ и распространялась в мистически настроенных европейско-христианских кругах.

Христианские каббалисты видели в каббале откровение, с помощью которого можно постигнуть тайны Пифагора и Платона. С этой каббалой, просуществовавшей до 18 в., связано также имя христианского мистика Я. Бёме (конец 16 в. – начало 17 в.). Влияние каббалы прямо или опосредованно испытали такие философы, как Ф. Шеллинг, Ф. Баадер, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, психолог К. Г. Юнг и многие другие мыслители.

В более позднее время, с расширением преподавания каббалы, ее элементы вошли в европейскую культурную парадигму и стали восприниматься как часть еврейско-европейского культурного пространства. Например, в романе Умберто Эко «Маятник Фуко» главы называются именами сфирот без особого объяснения и комментария – предполагается, что образованный читатель знаком с предметом.

Общее распространение Каббалы в конце ХХ в начале XXI века привлекло к изучению Каббалы многих деятелей культуры и искусства.

Наиболее известной поклонницей Каббалы является певица Мадонна, чьи последние альбомы наполнены каббалистическими мотивами. В частности, в своём последнем альбоме Мадонна исполняет песню «Исаак», в которой используется шофар, а также израильский певец Ицхак Синуани, сопровождающий Мадонну, исполняет на иврите мотив «Эль Хай» (букв. «Бог Живой»), автором которого является каббалист Шалом Шавази.

Критика Каббалы в иудаизме


Каббалу принимали не всегда и не все. С самого начала ее возникновения были отдельные раввины, выступавшие против нее. Однако абсолютное большинство из них ее приняло и поддержало. Отдельные возражения высказывались и позднее, впрочем, с точки зрения иудаизма, допускающего весьма широкий спектр взглядов, отрицание человеком каббалы не выводит его за пределы иудаизма.

Каббала не является всеобщей и обязательной вещью – есть люди, которые без каббалы чувствуют неполноту иудаизма, но есть и те, которые этого не чувствуют. Иудаизм не может существовать без Божественного текста – Танаха, без устной традиции соблюдения заповедей и своих центральных философско-религиозных воззрений, но и другие детали иудаизма, например, те или иные агады, или мидраши, или каббала, могут быть приняты или отвергнуты разными его последователями.

  • В начале XX века , один из лидеров йеменских раввинов, выступил против Каббалы в целом, объявив Зоhар и учение Ари лжеучениями. На эту тему им была написана книга «Войны Всевышнего» («Мильхамот hа-Шем»). Многие раввины подвергли его анафеме из-за подобных воззрений. Главный раввин Израиля в те годы Авраам Кук критиковал Капаха, но не подвергал его анафеме. Небольшая группа его последователей существует в Израиле и в наше время.
  • Многие воззрения Капаха поддержал Йешаяhу Лейбович, известный израильский религиозный философ крайне левых политических взглядов.

Профанация каббалы

Первая половина ХХ в. стала также временем широкой профанации каббалы. Профанация каббалы – это не просто ее широкое изучение: широкое преподавание основ каббалы происходит также в рамках классического иудаизма. Профанация каббалы отличается от просто широкого ее преподавания следующими аспектами:

  1. каббала отрывается от иудаизма и объявляется отдельной наукой, существующей вне религии или даже до религии;
  2. утверждается, что каббала не имеет никакой связи с поведением человека, с соблюдением заповедей и т.д., – якобы ничего менять в своей жизни и соблюдать заповеди не нужно: на жизнь повлияет само изучение каббалы;
  3. каббала объявляется разновидностью абстрактной науки, помогающей жить и получать от мира то, что нужно. Адепты профанированной каббалы парадоксальным образом утверждают, что они являются сторонниками альтруизма, стремления давать ближнему – и одновременно — что давать ближнему необходимо для того, чтобы можно было получать, т.е. в конечном счете работают на эгоизм своих приверженцев.

Наиболее активно профанацией каббалы занимаются Лайтман и Берг. Профанация каббалы в наше время является высокодоходным бизнесом, поскольку современное общество жаждет духовного.

Ввиду их многочисленности и активности, группы, занимающиеся профанацией каббалы, широко представлены в сети Интернет, и искажают материалы связанные с каббалой, выложенные в таких открытых сетевых источниках, как Википедия, для того, чтобы они соответствовали их идеологии.

В наше время во многих серьезных университетах открыты кафедры каббалы.

Университетские исследователи каббалы не признают идеи движения профанации каббалы аутентичными и подчеркивают искажение ими каббалистических источников и концепций.

Каббала в культуре

Каббалистические идеи нашли отражение в творчестве писателей Хорхе Луис Борхеса («Каббала»), Умберто Эко («Маятник Фуко»), Милорад Павич («Хазарский словарь»).

Почитатели каббалы среди деятелей современной культуры:

Писатель Михаил Задорнов. «Для меня именно каббала — это формулировка тех законов природы, которые дают людям возможность жить свободно, как бабочки, как птицы, не разрушая природу, а наполняясь солнечным светом, наполняя свои сосуды светом. То есть, наполняя желания радостью. По-моему, есть удовольствие, и есть радость. Я считаю, что люди, гоняющиеся за удовольствиями, не могут ощутить радость. Как постичь радость, — обучает каббала. Поэтому, когда бывают неприятности, я сразу обращаюсь за советом к этой величайшей науке, очень для меня понятно сформулированной».

Певица Мадонна, некоторые песни которой наполнены каббалистическими мотивами. В частности, в своём альбоме «Confessions On a Dancefloor», выпущенном в 2005 году, Мадонна исполняет песню «Исаак», в которой используется шофар, а также израильский певец, преподаватель центра изучения каббалы Ицхак Синвани, сопровождающий Мадонну, исполняет на иврите мотив «Эль Хай» (букв. «Бог живой»), автором которого является каббалист Шалом Шавази.

Современная каббала

Каббала признавалась всеми направлениями ортодоксального иудаизма как дополнение к традиционному религиозному образованию[источник не указан 109 дней]. В XX веке каббалу начали использовать для истолкования актуальных проблем современности. Так, один из основателей религиозного сионизма раввин Авраам Ицхак Кук пытался синтезировать сионизм и каббалу, суть которой в личностном диалоге Бога с еврейским народом. Этот этап развития каббалы связывают с возрождением еврейской национальной жизни в Израиле. Кук рассматривает еврейский народ как единый организм и применяет понятийный аппарат каббалы для социальных процессов, даёт «социологическую проекцию каббалы». Кук считает, что, реализуя творческий потенциал этого своего «Я», человек и народ обретают смысл своей жизни.

Огромное влияние на популяризацию каббалы в XX веке оказал каббалист Бааль Сулам. Он написал ряд важных каббалистических книг и являлся сторонником массового распространения каббалы и основателем нового каббалистического направления, последователями которого являются большинство изучающих каббалу в наше время. Ему принадлежит основной современный учебник по каббале «Талмуд эсэр сфирот», комментарий на Книгу Эц Хаим, которая, в свою очередь, комментирует «Зоар».

Ортодоксальные иудеи полагают, что массовое увлечение каббалой будет неизбежно носить поверхностный характер, пока оно не соединится с практикой иудаизма (галаха, мицвот), поскольку каббала — неотъемлемая часть иудейской духовной традиции. Вместе с тем сторонники популяризации каббалы считают, что она оказывает положительное влияние на духовное развитие каждого индивидуума в частности и на человечество в целом. Знание по природе своей должно нести свет людям.

Возвышенные души

Праведники испытывают душевные муки, когда их вера в себя уменьшается в них, и они начинают думать, что они подобны толпе. И даже если они уподобляются самым лучшим и самым ученым среди толпы, даже тогда они не могут избавиться от внутреннего ощущения унижения.

Но они обязаны знать, что свойство их души —  совершенно иное высшее свойство, что стремление к свету святости и к прилепленности к Вс-вышнему требуется от них каждую секунду. И они должны постоянно учить все остальные души, связанные с ними и питающиеся от их великой и общей души.

В числе таких праведников — все те, чье внутреннее стремление к тайнам Торы и к логике святой мудрости в общем, находится в них по природе.


И даже если иногда они уменьшаются от своего света, и иногда падают в каких-то второстепенных вещах, про это сказано «семь раз упадет праведник и поднимется». И даже после всего, что происходит с ним, он не должен прекращать верить в сущностную святость своей души, и открытым текстом говорится: «И знайте, что выделил Вс-вышний своего хасида, Вс-вышний услышит мою мольбу к нему».

«Тот, кто способен к истинному страху перед Небесами, к благочестию и святости, должен знать, что ему совершенно невозможно быть как все люди, но он должен напрягать все силы, чтобы держаться своей особой ступени»

Рав Аарон Лихтенштейн

–)

1. «Сдвиг вправа»

Современная модерн-ортодоксия находится под все усиливающейся атакой. Хотя, само собой, центральное течение ортодоксии открыто для атаки как справа, так и слева, ибо само то, что она находится в центре, делает ее уязвимой как справа, так и слева, но качество критики и ее объем не одинаковы (я употребляю здесь понятия «права» и «лева» не в их политическом смысле, но в их религиозном контексте).

На сегодняшний день, как мне видится, во всем, что связано с правым лагерем, т.е., харейдим (ультраортодоксы) и близкие к ним течения – как атакующие, так и обороняющиеся ощущают, что критика особенно интенсивна, и идет по всему фронту, затрагивает широкому спектру как в философских, так и практических вопросов, и затрагивает самую глубину. Не имеется в виду просто поиск недостатков, или сознательная дискредитация той или иной практики, но радикальная критика, подвергающая сомнению сами основы легитимности и дозволенности модерн-ортодоксальной позиции считаться частью ортодоксии в иудаизме.

(другими словами харейдим просто говорят, что «нео-ортодоксия» это попросту реформа, а не часть «аутентичного» иудаизма).

Это явление, особенно ощутимое в США, и называемое там «сдвиг вправо», в известном смысле, это общее явление. Кризис веры и религиозного опыта, происходящий из духовной пустоты модерны, привел к поляризации западного мира, и ускорил распространение потребительского индивидуализма, с одной стороны, и авторитарной духовности, с другой. Внутри самого религиозного мира в общем, эта перемена сопровождалась поисками абсолютной достоверности идеологического пуризма, отвергающего все, что представляется толпе посредственностью и конформизмом среднего пути.

Например, популярность и милитантность политических организаций фундаменталистского христианства это нечто, что невозможно было себе представить поколение назад. Исламский фундаментализм, если взять другой пример, распространяется как огонь по полю, усеянному колючками, и это в странах, которые, как казалось, уже прошли точку невозврата религиозной модернизации, как когда-то считали светские историки. На другом уровне, как это испытали на себе многие евреи, особенно в США, эпидемия сект, захвативших в свои сети множество людей, отчаявшихся найти другой пути избежать духовной пустоты.

Этот процесс «сдвига вправо», особенно во всем, что связано с молодым поколением в США, весьма болезненен и полон горькой иронии. Родители, дорого заплатившие за то, чтобы соблюдать субботу, или основать еврейские религиозные школы и поддерживать их, перед тем, как они вошли «в моду», вдруг обнаруживают, что их кухня недостаточно кошерна, и что их кидушный стакан слишком мал. И то же в профессиональной области. Учителя-первопроходцы, действовавшие в предместьях Нью-Йорка и Йоханесбурга, когда они были унылой пустыней с точки зрения религиозной жизни, с удивлением обнаруживают, что даже их ученики смотрят на них сейчас с недовольством и презрением.


С этим читают