Стих где есть слово

Можно ли писать стихи на заданную тему?

— Тому, кто только начинает, я бы не советовал этого делать. Иначе, скорее всего, получится что-то вроде рифмованного поздравления к юбилею: «Мы тебя все любим, даже не погубим». #Поэзия не должна нести информативную нагрузку. Про кого-то говорят: «О! Как он всё хорошо и правильно написал!» А это не задача поэзии. Читайте энциклопедии или душеспасительные книжки. Вот как пример. Очень правильно и точно всё было написано в советстких столовых:


С точки зрения ритма и рифмы идеально. Но это убожество. Это отвратительный язык. Но и им можно пользоваться, если знать, зачем. Вот этим получастушечным, полуплакатным языком воспользовался Блок в поэме «Двенадцать». Она вся так написана, чтобы отразить весь ужас революции. Даже, по-моему, нет прозаического произведения, равного по силе воздействия, чтобы понять, что такое революция. По силе ужаса. Когда читаешь эти тритатушки, два прихлопа три притопа, становится страшно. «Пальни, пальни в святую Русь!»,«Идут, идут двенадцать с Катькой разбираться».

С другой стороны, если ты всё сделаешь правильно, ты всё равно выскажешь то, что глубоко в душе тебя беспокоит, и выскажешь так, что это не поймёт, а именно почувствует читатель. Можно возразить: а как же стихотворения, например, «Смерть поэта» или «Бородино»? Во-первых, Лермонтова эти темы действительно волновали.

А во-вторых, это Лермонтов, отдельная история. Это ходячее вдохновение, оно его с рождения до смерти никогда не покидало. Существует одна из моих любимых шотландских баллад о Томасе Лермонте. Это предок Лермонтова, который реально существовал, но про него ходили легенды, что его забрали в царство эльфов, и он оттуда вышел живым. У Томаса Лермонта был дар, его ещё звали Томас – Рифмач. Он разговаривал только стихами. Любые слова у него были чудесными стихотворениями. По преданию, это был эльфийский дар. И Лермонтов – его потомок.

Что такое внутренний ритм?


Дело в том, что в стихах тоже есть паузы. В отличие от нот, эти паузы в тексте не обозначаются. Возьмём первую строчку лимоновского «Старика» и заменим слово «сад» на, скажем, «детсад». Получаем (с ударениями):

В со-вер-ШЕН-но-пус-ТОМ-дет-са-ДУ.

Это чистый анапест (трёхсложный размер с ударением на третий слог). Но у Лимонова не детсад, а сад, и слог «дет» заменяем паузой. И когда читаем это стихотворение вслух, надо эту паузу держать. А у слушающего в этот момент возникает вопрос: в чём пустом? Авто? Пальто? Шкафу? Эти паузы надо уметь читать и слушать. И тогда ритм в стихотворении обязательно отыщется, и оно заиграет.

Вы здесь

lass=»breadcrumb»> Главная Аскбука поэзии Подборки „Слова“

Подборка стихотворений по теме «Слова»

  1. «Аргументы любви»

    Эдуард Асадов От слов о любви звенит голова. Они и красивы, и очень хрупки. Однако любовь — не только слова, Любовь — это, прежде всего, поступки. И тут никому не нужны лазейки. Доказывай… →→→

  2. «Бывают такие периоды…»

    Леонид Мартынов Бывают Такие Периоды, Когда к словопреньям не тянет И кажется, в рот набери воды, А глубже молчанье не станет, Когда накричался до хрипа ты, И, сделав все резкие выпады, Ты… →→→

  3. «Вводные слова»

    Александр Кушнер Возьмите вводные слова. От них кружится голова, Они мешают суть сберечь И замедляют нашу речь. И всё ж удобны потому, Что выдают легко другим, Как мы относимся к тому, О чём… →→→

  4. «Груз»

    Рюрик Ивнев Слова — ведь это груз в пути, Мешок тяжёлый, мясо с кровью. О, если бы я мог найти Таинственные междусловья! Порой мне кажется, что вот Они, шумя, как птицы в поле, До боли… →→→

  5. «Есть речи — значенье…»

    Михаил Лермонтов Есть речи — значенье Темно иль ничтожно, Но им без волненья Внимать невозможно. Как полны их звуки Безумством желанья! В них слёзы разлуки, В них трепет свиданья. Не встретит… →→→

  6. «Люблю говорить слова…»

    Владислав Ходасевич Люблю говорить слова, Не совсем подходящие. Оплети меня, синева, Нитями, тонко звенящими! Из всех цепей и неволь Вырывают строки неверные, Где каждое слово — пароль… →→→

  7. «Мне опостылели слова, слова, слова…»

    Арсений Тарковский Мне опостылели слова, слова, слова, Я больше не могу превозносить права На речь разумную, когда всю ночь о крышу В отрепьях, как вдова, колотится листва. Оказывается, я… →→→

  8. «Паузы»

    Андрей Макаревич Давайте делать паузы в словах, Произнося и умолкая снова, Чтоб лучше отдавалось в головах Значенье вышесказанного слова. Давайте делать паузы в словах. Давайте делать паузы в… →→→

«Слова»

Уистен Хью Оден Сужденья образуют мирозданье, В котором всё послушно их азам. Лгать может вестник, но не сообщенье. У слов нет слов, не верящих словам. Но правила есть в словосочетанье:… →→→

«Слово держу осторожно, будто…»

Вера Павлова Слово держу осторожно, будто лак на ногтях ещё не высох. Знаю: крылатые не обуты, и не бросаю на ветер вызов. Слушай, а птицы, они плачут? Рыбы плачут? Змеи? Стрекозы? И если… →→→

«Смеркается…»

Роберт Рождественский Смеркается. Пахнет леском перегретым… Но я не об этом! Совсем не об этом. Я знаю, как трудно рождается слово. Когда оно истинно. И… →→→

Как писать стихи?


— Я их пишу по своему музыкальному слуху. Мне очень важна первая строчка. В ней должна заключаться и необыкновенная музыка, и ритм, и всё на свете, именно эта первая строчка и диктует дальнейший смысл, который и раскрывается по ходу развития этой музыки. Я ищу первый толчок, поэтический импульс. Было время, я десять лет ничего не писал. Здесь можно применить такой хитрый ход. Как-то у меня ничего не получалось написать, но в мозгах свербило Мандельштамовское стихотворение «Невыразимая печаль».

И так далее, и так далее. И вот сидит эта музыка у меня в голове, и я начинаю перечислять: невыразимое седло, или невыразима канифоль, и вдруг: невыразимый огурец. Думаю, ну а что огурец? Ничего серьёзного не предполагалось из этого, просто такая дурь, которая ни к чему не обязывает. Но я стал развивать: «Невыразимый огурец Лежит весомо на тарелке…» (полный текст стихотворения – в конце статьи).

И дальше мне становится понятно, что я позавидовал Олейникову с его «Карасём». В этом «Карасе» — Островский и Шекспир, вместе взятые. А я решил огурца своего сделать… Ну, в общем-то и получилось. Я его ещё несколько дней дорабатывал, и вышло нормально. А изначальный импульс был – это мало кто знает – «невыразимая печаль» Осипа Эмильевича. Это уже почти не уловишь. Просто музыка позаимствована. Но это полностью моё стихотворение. Вот ты чувствуешь — это твоё слово, чувствуешь вдохновение, и всё – уже не можешь ничего делать, не можешь заснуть, ты занят музыкой этого стиха, и должен его довести до жизни. И нельзя оставлять проходных каких-то вещей средней паршивости, ни в коем случае не засорять эфир. Не знаю, может быть, поэтому у меня не так много стихотворений.

Можно ли стать поэтом?

— Можно стихотворный дар у себя воспитать. Было бы желание. Не стать Пушкиным, Лермонтовым или Тимуром Кибировым, но очень хорошо научиться писать какие-то простые вещи, которые будут трогать за душу.


Для начала, чтобы воспитать у себя вкус, надо читать хороших поэтов. Начиная с Державина. Можно смело перечитать всего Пушкина. Мне кажется, что любой человек, вообще любой, русскоязычный, который не слышал «Буря небо мглою кроет, вихри снежные крутя», что-то потерял в своём эстетическом развитии. А дальше поехали: Лермонтов, Тютчев, Фет, Полонский, Майков, Апухтин, Плещеев. Серебряный век: Блок, Гумилёв, Ахматова, Цветаева, Ходасевич. Что по душе. Может, это Хлебников с Хармсом и Введенским. Может быть, Есенин. Есть огромное количество блестящих современных поэтов, до утра можно перечислять. Бродский, Коржавин. Арсений Тарковский. Вот в Ленинграде был Иосиф Бродский, а в Москве в это же время был не менее талантливый Станислав Красовицкий. Нынче это отец Стефан, священник. Как пример удивительной поэтической музыки могу привести его стихотворение «Белоснежный сад». На этом стихотворении плывёшь, как на волшебной какой-то лодочке.

Человек поймал первую строчку. Что дальше?

— Отсекай всё лишнее. Мелодия у тебя уже есть, она поведёт вперёд, как железная дорога. Главное – не торопиться и не врать. Не сойти с рельс. Подбирать по слуху. Чуть отклоняешься от мелодии, безжалостно выкидывай. Пиши по своей поэтической совести. Не бойся, что будет плохо, вообще об этом не думай. Ещё переделаешь тысячу раз. Над словом можно работать бесконечно. И эта работа затягивает, ты начинаешь получать от неё удовольствие. Ничего не приукрашивай, не старайся сделать всё гладко. Старайся отключить разум и не искать смысла в своих стихах. На то, что тебя по-настоящему, глубоко волнует, тебя выведет мелодия стиха. Это обязательно случится, и не надо об этом думать.

***


С этим читают