Капитан 2-го ранга

Вооружение и снаряжение

Развитие парового броненосного флота вытеснило из состава военно-морских сил парусные суда, и в начале XX века сила флота измерялась количеством броненосных судов, способных действовать в открытом море и решать боевые задачи. По функциям и соответственно по роли, выполняемой на море, военно-морские суда (корабли) классифицировались на несколько классов. С 1892 по 1907 г. российский военно-морской флот подразделялся на следующие классы:


  • броненосцы (эскадренные и береговой обороны),
  • крейсера 1-го и 2-го ранга,
  • минные крейсера,
  • канонерские лодки, море­ходные и береговой обо­роны,
  • пароходы,
  • яхты,
  • транспорты,
  • миноносцы,
  • миноноски,
  • учебные суда,
  • портовые суда.

Перед войной с Японией в эту классификацию были внесены изменения. В особые классы были выделены контрминоносцы и госпитальные суда. Собственно значение наступательной силы имели эскадренные броненосцы, крейсеры и мореходные кано­нерские лодки. Остальные корабли – броненосцы береговой обороны, береговые канонерские лодки, эскадренные миноносцы и миноноски – предназначались для оборонительного боя. В связи с развитием минного оружия, подводных лодок и на основе опыта русско-японской войны 10 октября 1907 г. классификация судов была изменена. Вместо броненосцев первые два класса кораблей именовались теперь линейными кораблями и броненосными крейсерами, был ликвидирован класс миноносок, появился новый класс – тральщиков.

При составлении судостроительных программ 1911 и 1912 гг. Морской генеральный штаб разработал также новую классификацию, утвержденную в июне 1915 г.:

  • линейные корабли,
  • линейные крейсеры,
  • крейсеры,
  • эскадренные миноносцы,
  • миноносцы,
  • подводные лодки,
  • заградители,
  • тральщики,
  • канонерские лодки,
  • речные канонерские лодки,
  • учебные суда,
  • транспорты,
  • посыльные суда,
  • яхты,
  • гидрографические суда,
  • портовые и крепостные суда,
  • блокшивы.

Затем классификация была дополнена 18-м классом (морские и портовые ледоколы) и 19-м (сетевые заградители). В 1917 г. в особый класс были выделены сторожевые суда, сторожевые катера-тральщики. Нетрудно заметить, что каждая новая классификация отражала процесс технического развития военного флота.

Кроме того, у чинов морского ведомства имелось личное оружие: строевые нижние чины вооружались палашом и 3-линейной винтовкой обр. 1891 г., офицеры и фельдфебели (боцманы) – саблей и револьвером, чины кондукторского звания – саблей укороченного образца (кроме старших боцманов, имевших офицерскую саблю). Вне строя офицеры носили кортик, который также являлся единственным оружием у гражданских чинов и инженерных чинов морского ведомства.

Также, до 1908 г. корабли флота комплектовались двумя 2,5-дюймовыми скорострельными пушками Барановского на полевых лафетах – для артиллерийского сопровождения десантных партий, высаживаемых на берег.

Гоп-стоп, полковник!

Ну кто не знает Александра Розембаума — Сашу знают все! Главный «гоп-стоповец» России давно стал настоящим народным артистом. Бывший депутат Государственной Думы Александр Розембаум не служил в армии и имел слабое отношение к ней вплоть до заката Советского Союза, когда он начал колесить с коллегами по войскам, давая концерты даже в Афганистане. Позднее он вернётся к этой практике после 2014 года, когда станет одним из символов «Крымской весны»и в благодарность за это будет лишён возможности дальнейшего въезда на Украину. Зато благодарное Министерство обороны просто завалит его подачками и побрякушками.

Самым парадоксальным и удивительным стало присвоение Розембауму звания «полковника медслужбы». Осчастливил героя военно-морской флот, к которому певец не имеет никакого отношения!

“Родину не выбирают“

— Перейдем к приметам. Говорят, женщина на корабле не к добру… — Нет, ни в коем случае. Так говорят ради того, чтобы говорить. В иностранном флоте женщин на судне нет. Но в русском и английском флотах встречаются. В российском флоте, в Мурманском морском пароходстве, работала капитан Тебряева. Я с ней не плавал, но был знаком. У нас капитана называют папа, ее называли — мама.  — А каким приметам моряков доверяете? — В море погода очень значимый фактор. Поэтому много примет связано с ней: если солнце красно по утру — моряку не по нутру. Имеется в виду, что будет плохая погода. Если солнце красно вечером, моряку боятся нечего. Чайка села в воду – жди моряк погоду. Кажется, такие шутки-прибаутки, но они очень хорошо работают. Еще считается, что на судне нельзя свистеть. У нас говорят: свистеть к плохой погоде.  — Читала, что разводы в семьях, где один из супругов моряк, на первом месте. — Нет, я бы не сказал: все, как у всех. Наоборот, иногда некоторые жены хотят, чтобы муж бросил плавать. Он уходит с флота, забывается, начинает выпивать. А если бы был на флоте, такого бы не случилось. У меня, слава богу, все хорошо. И у моих друзей-иностранцев тоже. 

Андрей Морачевский со своей супругой Еленой и сыном Павлом, курсантом (уже выпускником) факультета международного транспортного менеджмента Государственной морской академии

— А правда, что у вас один из самых больших отпусков? -Если попросишь отдохнуть полгода, то тебе дадут полгода. У нас в основном компания набирает на определенных условиях. Контракт на 4 месяца. Для офицеров месяц через два. Для рядового состава шесть через три.   

-В Чили и в Новой Зеландии. Чили – страна, где располагаются все климатические зоны. В ее долинах растет самый лучший виноград в мире. А Новая Зеландия… Просто каждый ребенок в детстве мечтает побывать в сказке. Там тишина, спокойствие, природа поразительнейшая, народ изумительный. Немного английский отличается, но привыкаешь и к этому. 

Китайская стена

Уверена: после путешествий по различным уголкам мира у вас изменились взгляды на Беларусь.

— Я стал больше ценить нашу страну. Ведь Родину, как и друзей, не выбирают. Везде хорошо поездить, посмотреть, но в конечном итоге приходишь к выводу, что у нас лучше: чистые улицы, хорошая экология, озера, «памяркоўныя» люди. Постоянно хочется вернуться домой.  

Когда-то Андрей мечтал поплавать на этом корабле. Мечта сбылась: спустя два года он стал капитаном

Дембельская форма ВМФ

Дембельская морская форма – совершенно особенная «неформальная» форма для служащего. Это не просто комплект одежды – а проявление фантазии и гордости солдата. Оформляется такой комплект по личным предпочтениям служащего. Традиция изготавливать форму специально для увольнения в запас пришла к нам еще из СССР.

Дембельскую форму также можно разделить на несколько типов:

  • Строгая.
  • Украшенная.

Украшенную дембельскую форму в свою очередь можно неофициально разделить на:

  • Умеренно украшенную.
  • Средне украшенную.
  • Богато украшенную.

Соответственно, имеет смысл более подробно рассмотреть строгую (уставную) дембельскую форму, ввиду вольности составления комплекта украшенной формы. Она, чаще всего, состоит из ушитого кителя, с пришитыми эмблемами родовых войск, золотыми пуговицами, наградами и значками, аксельбанта и традиционной обуви, пояса и фуражки (берета).

Как присваиваются звания?

Все воинские должности присваиваются согласно установленным периодам. Если солдат хорошо себя проявляет, усердно трудиться, то его могут повысить.

Морские ранги и погоны присваиваются в случаях:

  • Чтобы занять должность старшего матроса нужно отслужить минимум пять месяцев.
  • Стать старшиной можно спустя двенадцать месяцев.
  • Срок выслуги главноого старшины — три года.
  • Статус мичмана – три года.
  • Положение младшего лейтенанта через 24 месяца.
  • Три года нужно отслужить для становления солдата лейтенантом и старшим лейтенантом.
  • Должность капитана третьего ранга присваивается после четырех лет.
  • Чтобы присвоить капитана второго или первого ранга нужно провести на корабельной службе пять лет.
  • Ранг высшего состава офицера присваивается после года службы на корабле в прежнем чине.

В России расположены множество военных подразделений. Все они выполняют определенные боевые, оборонные задачи. В работе солдат ВМФ необходима храбрость, отвага, умение быстро и правильно принять решение.

Как присваиваются звания в ВМФ России

Все звания присваиваются согласно установленным срокам. Но в случае проявленного усердия или рвения к службе, могут досрочно присвоить очередное повышение. Морские воинские звания и положенные им знаки отличия и погоны присваиваются через следующие сроки:

  1. Для присвоения звания старший матрос нужно отслужить 5 месяцев.
  2. Старшину второй статьи можно получить только спустя год службы.
  3. Чтобы получить чин главного старшины на корабле нужно отслужить 3 года.
  4. Ранг мичмана — 3 года.
  5. Звание младшего лейтенанта через 2 года.
  6. 3 года требуется отслужить для получения лейтенанта и старшего лейтенанта.
  7. 4 года необходимо отдать службе для присвоения капитана 3 ранга.
  8. 5 лет нужно отслужить чтобы присвоили капитана 2 или 1 ранга.
  9. Все звания высшего состава офицеров присваиваются после года службы в прежнем чине.

ВМФ России состоит из множества подразделений и каждое из них выполняет свои боевые задачи, но храбрость и отвага, всегда были отличительной чертой всех моряков от матроса до адмирала.

Рейтинг автора


Автор статьи

Виталий Рябов

За плечами служба по призыву, а после и по контракту. Сейчас на пенсии.

Написано статей

241

История флотского платья

История формы ВМФ берет свое начало со времен Петра Великого. По приказу могучего управленца-императора в 1696 году Боярской думой было принято решение о создании первого в Российском государстве военно-морского флота. 30 октября традиционно считается днем основания Российского флота.

С его созданием Петр I ввел для матроса и представителя нижних чинов униформу, созданную из предметов морской одежды голландских служащих флота, а именно серой или зеленой куртки, изготовленной из грубой шерсти, коротких зеленых штанов, чулок и шляпы с широкими полями. Обувью для служащих флота служили кожаные туфли. Этот комплект заменялся также повседневным рабочим костюмом. Он включал в себя просторную рубаху, парусиновые штаны, треуголку и камзол. В него были облачены матросы во время средиземноморского похода Ушакова.

Рабочая роба, включавшая в себя комплект из серых парусиновых брюк и рубахи, надевался при любых корабельных работах, поверх ее надевалась форменная белая рубаха с лазурным воротничком. Такой костюм был утвержден как форма для лиц рядового состава летом 1874 года.

Состав Вооруженных сил РФ

Всего в нашем государстве действует два типа званий для военных — войсковые и корабельные (морские) звания. Их перечень установлен в ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Морские звания присваиваются морякам:

  • подводных и надводных подразделений Военно-морского флота (ВМФ);
  • береговой охраны пограничных подразделений ФСБ РФ;
  • воинских морских частей внутренних войск МВД РФ.

Составные части ВМФ:

  • береговые войска;
  • морская пехота;
  • морская авиация.

Младшие офицерские морские звания России носят на погонах один просвет (желтая вертикально расположенная нашитая полоса). Стандартный размер металлических звездочек — 13 мм. Различия:

  • младший лейтенант (одна звезда на просвете);
  • лейтенант (две звезды по обеим сторонам просвета);
  • старший лейтенант (три звезды — одна на просвете, две другие — по сторонам от него);
  • капитан-лейтенант (четыре звезды — две на просвете, две — по бокам от линии).

Старшие офицерские звания военно-морского флота имеют уже два просвета и звезды на погонах крупнее — 20 мм. Различия:

  • капитан третьего ранга (одна звезда между просветами);
  • капитан второго ранга (две звезды на просветах);
  • капитан первого ранга (три звезды — две на просветах, одна — между полосами)

Высший состав офицеров носит погоны без просветов с большими вышитыми звездами (22 мм):

  • контр-адмирал (одна звезда);
  • вице-адмирал (две звезды);
  • адмирал (три звезды);
  • адмирал флота (одна большая вышитая звезда — 40 мм).

“На интернациональном судне нет проблем”

— Как осуществляется отбор на судно? — Всё считают в матрице: опыт работы, образование, личные качества. Новые сотрудники проходят собеседование

При ответе претендентов обращают внимание, какими знаниями и конвенциями они оперируют, как решают те или иные проблемы в отношении судна, груза и, самое главное, экипажа. Одно из важнейших условий — высокий уровень владения английским языком

Причем надо знать не просто разговорный английский, а стримлайн, чтобы тебя все понимали.  — С нашими соотечественниками часто встречаетесь на борту? — Нет, очень редко. Но у меня много друзей, в основном иностранцев. У нас команда довольно-таки интернациональная. 

Бассейн для моряков

 

Выходит, что у каждого свой менталитет. Как вам удается найти общий язык друг с другом?

— Я имею большой опыт. Начинал в мурманском порту в Советском Союзе, потом в Латвии, работал с латышами, русскими, украинцами. Когда люди с одним менталитетом в течение четырех-шести месяцев находятся на судне, возникают конфликты. Когда же много национальностей, разный менталитет, и выполняют определенную задачу — все правильно происходит.  — Слышала, что есть такая поговорка: корабль, экипаж которого не знает, что такое дисциплина, опасен не для своего противника, а для своего флота. Расскажите, пожалуйста, о правилах, которые нужно соблюдать на судне.

— Живем мы по уставу. С родными связываемся по спутниковому телефону. Я ходил под разными флагами: Германии, Либерии, Багамских островов, Панамы. Законы и обязанности у всех одни. Выполнение обязанностей строго по расписанию. Капитан вообще работает круглосуточно. Отбой в определенное время? Такого понятия у нас не существует, так как весь экипаж расписан по вахтам. 

Вход в Панамский канал.

Повседневная форма офицеров, мичманов и женщин

Немногим от формы простого матроса отличается форма офицера ВМФ, а также мичмана. В комплект одежды входят шерстяная фуражка чёрного или белого цвета, шерстяная тужурка, кремовая рубашка, чёрное пальто, чёрные брюки, чёрный галстук с золотой закрепкой, кашне, ремень, перчатки.

В качестве обуви могут быть полусапоги, полуботинки или ботинки. Дополнительными предметами одежды являются чёрный свитер, демисезонная куртка, шерстяной плащ или китель синего цвета. Женщины носят чёрные шерстяные пилотки, чёрные юбки из шерсти, блузки кремового цвета, ремень, чёрный галстук с золотой закрепкой, телесные колготки, чёрные туфли или ботинки. Также женщинам разрешено носить чёрный шерстяной жакет. Зимой женщинам положено надевать чёрный каракулевый берет и такое же по цвету пальто.


С этим читают