Сказка «волшебная картина»

Фольклорные (народные) сказки

Единой научной классификации фольклорных сказок до сих пор не существует, и исследователи по-разному выделяют жанры или группы сказок.Фольклорист Э.В.Померанцева выделяет сказки 1) о животных, 2) волшебные, 3) авантюрно-новеллистические 4) бытовые.Фольклорист В.Я.Пропп делит сказки на 1) волшебные, 2) кумулятивные, 3) о животных, растениях, неживой природе и предметах, 4) бытовые или новеллистические, 5) небылицы, 6) докучные сказки.


В «Сравнительном Указателе Сюжетов: Восточнославянская сказка», созданном на основе указателя Аарне представлены следующие жанры сказочного фольклора: Сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах.Волшебные сказки.Легендарные сказки.Новеллистические (бытовые) сказки.Сказки об одураченном чёрте.Анекдоты.Небылицы.Кумулятивные сказки.Докучные сказки. 

Фольклорные сказки ярко отражают традиции, старинные поверья, религия и другие национальные особенности. Сюжеты народных сказок отличаются национальным оформлением деталей, но неизменно следуют законам добра и справедливости.

Русские народные сказки несут в себе идею победы добра над злом, поддерживают акцент на установление социального равенства и наличие «супер-героев» — выходцев из народа, наделенных волшебством и житейской мудростью. Европейские сказки имеют особенный «вкус» древних мифов и легенд, они нередко сатирически высмеивают алчность, несправедливость и другие человеческие пороки.В английских сказках персонажи часто имеют конкретную профессию: портной, фермер, продавец. Основная идея английских сказок: человек, который сделал себя сам. Немецкие сказки делают акцент на семье, доме, труде, каждый занят своим делом, и получает соответственно то, что заслужил. Французские сказки наполнены романтизмом и волшебством. Герои Итальянских сказок ищут славы, денег, власти. Арабские сказки напротив, учат тому, что не стоит брать лишнего, и довольствоваться тем, что есть, ибо на все воля Аллаха. Индийские и африканские сказки отображают обилие животных в тех краях и особое отношение народов, которые часто отождествляют качества людей с обликом животных.Китайские и японские сказки всегда несут смысловую нагрузку и по содержанию и построению часто напоминают всем известные басни, в которых история сопровождается эпилогом в виде вывода.А вот сказки Австралии наоборот – не несут назидательных интонаций

Мифы мункан оставляют за слушателем право самостоятельно делать выводы и не акцентируют внимание на распределении «плохих» и «хороших» ролей

BOOK24. КНИГИ С ВЫСОКИМ РЕЙТИНГОМ

Почитать народные сказки 

Сказки народов мира

Детская электронная библиотека «Пескарь»

Сайт «Сказки»

ВИДЕО

Фильмы на основе сказок на ivi.ru

Мультфильмы-сказки на ivi.ru


ПОПУЛЯРНЫЕ АУДИОКНИГИ

Стихи, рассказы, сказки

«Аленушкины сказки» Д.Н. Мамин-Сибиряк Рис. Е. Рачева Изд. 1948 г.Л.Н.Толстой Три сказки рис. А.В.КокоринаПушкин А. С. «Руслан и Людмила». Рисунки Л. Владимирского 1989 г.«Сказка о попе и о работнике его Балде» Пушкин Александр Сергеевич Рис. Б. Дехтерева Изд. 1948 г.Конёк-Горбунок. П.П.Ершов. Рисунки А.Кокорина.1989 г. Часть 1Конёк-Горбунок. П.П.Ершов. Рисунки А.Кокорина.1989 г. Часть 2Конёк-Горбунок. П.П.Ершов. Рисунки А.Кокорина.1989 г. Часть 3А. Н. Толстой. Приключения Буратино или Золотой ключикГолубая змейка (сказка)Какие бывают шляпы и шапки «Дело в шляпе». Рассказ с картинкамиВот какой рассеянный Самуил МаршакПочта С.МаршакПлывёт, плывёт кораблик С.Маршак рисунки В.КанашевичаВолга и Вазуза. С.Маршак 1979 г.Про гонцов-молодцов М.ЛибинАйболит (Добрый доктор Айболит). Корней ЧуковскийТелефон Корней ЧуковскийМойдодыр. Корней ЧуковскийТараканище. Корней Иванович ЧуковскийФедорино горе К.Чуковский Рис. В.Сутеева.Плывет кораблик в гости СтихиПро правила дорожного движения. Торопыжка на улице. С. BoлкoвПро правила дорожного движения. Торопыжка переходит дорогу С. BoлкoвСказка-беседа «Как вести себя за столом» (Папка передвижка)Вот когда я взрослым стану… Владимир ПриходькоЧудаки Юрий ВладимировМы ищем кляксу.В.Сутеев«Времена года» В.Сутеев«Ёлка» В.Сутеев (1961) СказкаА.Кокорин. Как я рисовал сказки Г.Х.Андерсена.С.Михалков «Басни» иллюстрации Е.Рачёва 1957 г.Глиняный болван. Сказка.(1923 г.)«Всех угостил» Я. Аким Рис. С. Матвеевой 1959 г.Рассказы о Суворове «Суворовские сапоги» — С.Алексеев Рис. В.Кулькова Изд. 1961 гСтихи «Мы с Тамарой ходим парой» — А.Барто Рис. Н.Цейтлина Изд. 1967 г.Про птиц. Рассказы. Геннадий Снегирёв.

Сказки народов мира

Карельская народная сказка «Сума, дай ума!» 1986 Г.«Маленький Мук» Рис. В.Власова 1966 г.Сказка «Ослиная шкура» Шарль Перро Рис. А.РейпольскогоСказки зарубежных писателей. Братья Гримм,Шарль Перро.Золушка Ш.ПероКот в сапогах«Спящая красавица.» шарль Перро Рис. Э.Булатова и О.Васильева (1989 г.)СалаточкаГоршочек каши. Сказка братьев ГриммБременские музыканты. Сказка братьев ГриммХрабрый портняжка.Братья ГриммБелоснежка и Краснозорька (Беляночка и Розочка). Сказка братьев ГриммСемеро храбрецов Братья Гримм рисунки В.КонашевичаБелоснежка и семь гномовТителитури Сказка Братья ГриммВолшебный котелок Датский фольклор«Что муж ни сделает, то и хорошо» Г.Х. Андерсен Рис. А.В.КокоринаГанс Христиан Андерсен ОгнивоСтойкий оловянный солдатик. Г.Х. АндерсенГанс Христиан Андерсен ДюймовочкаСказка «Свинопас» Г.Х. Андерсен Рис. А. Кокорин (1973 г.)«Снежная королева» Г.Х.Андерсен Худ. Н.А.Ращектаев Изд. 1980 Г.Джордж и драконФанта Гиро Итальянская сказка с картинкамиФея из ракушки (китайская сказка с картинками)Горбатая принцесса (Испанская сказка)Маугли Сказка с картинкамиПринц-самозванец. Сказка в картинках.Волшебная лампа Аладина.Сказка с картинками.Али-Баба и сорoк разбойников.Сказка в картинках.Арабская сказка «Синдбад-мореход» Рис. Р.СтоляроваКазахская сказка «Хан и табунщик» В.Важдаев рис. Р.Вольского 1977 г.«Холодное сердце» — Вильгельм Гауф Рис- Ю.Молоканова Изд. 1970 г.

Встречи с жанром сказок и былин

Сказки сопровождают детей чуть ли не с колыбели, и представить образы многих сказочных героев  им помогут картины Виктора Михайловича Васнецова.

Виктор Михайлович Васнецов – художник-сказочник, создавший картины-сказки, картины-былины: «Аленушка», «Богатыри», «Иван Царевич на Сером Волке»…

Художник называл себя «сказочником», былинником, гусляром». Слово «былина» происходит от слова «быль», сказка – от слова «сказывать», гусляр от слова «гусли» (старинный музыкальный инструмент). Родина художника — Вятский край, село Лопьял. Сама природа, таинственная и суровая внушала  ему образы героев древних былин, поверий, сказаний.

Картина «Аленушка»

Сюжет картины «Аленушка»взят из русской народной песни: «Уж как осина – то горькая – это я бедна – горькая». Босоногая крестьянская девочка прибежала к лесному омуту, чтобы утопить в нем свои обиды и печали. Сидит Аленушка на камушке неподвижно, опустив голову на колени. Злая доля иссушила ей душу. Поникшая хрупкая фигурка словно окаменела, застыла от безысходного горя. Прекрасные глаза погасли от тоски и одиночества.

Одна природа слышит и понимает Аленушку. Хмурое небо затянулось серыми облаками, грустные осины роняют от горькой обиды слезы-листья. Легкий ветерок нежно поглаживает волосы. Густой лес встает стеной, защищая бедняжку от страшной судьбы. Все элементы пейзажа имеют символическое значение: темный омут символизирует девичью тоску-кручину, а режущая осока вокруг камня предвещает неминуемое несчастье.

В картине «Аленушка» показана эмоциональная связь человека и природы, их взаимопонимание.

Это интересно:

Героиня картины многим напоминает персонажа русской сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Однако  в этой сказке сюжет был совсем другим: к пруду бежал несчастный козленок Иванушка, чтобы пожаловаться на свою судьбу своей сестрице:

Рекомендации для родителей

Прочитайте сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обсудите ее сюжет. Найдите сюжетные отличия в сказке и картине.

Прослушайте вместе с ребенком народную песню, которая поможет понять настроение картины.

Спросите ребенка о том, нравится ли ему эта картина, какие чувства она вызывает, что он думает об Аленушке.

  • Почему она убежала в лес?
  • Кто ей сочувствует? (зрители, природа)
  • Как относится к ней художник?
  • По сказке злая ведьма столкнула Аленушку в воду, а кто на картине Васнецова желает ей добра? (осинка, ласточки).

После обсуждения картины и сказки не забудьте сделать совместный вывод о том, что же должно связывать человека и природу.

Как играть?

Например, рассмотрим дидактическую игру «Угадай-ка сказку». Ее основной задачей является закрепить у ребят навыки угадывать сказку по указанным признакам, а также находить и описывать героев. Перед детьми в разных местах расставляют картинки с изображением разных сказок. Каждому из них раздают картинки персонажей мультфильмов, героев русских народных сказок, например, «Колобок», «Курочка ряба», «Гуси-лебеди», «Теремок», сказок Пушкина и Андерсена. Вначале дети их внимательно рассматривают, а затем выстраиваются по очереди один за другим. При этом держат в руках свои картинки. Потом воспитатель загадывает загадки. А когда задает вопрос: «Что это за сказка?», каждый ребенок подбегает к картинке с изображенной соответствующей сказкой. Затем дают всем несколько минут, чтобы подготовиться и дать четкие ответы на вопросы о героях сказки и какие действия они в ней выполняют. Необходимо дать каждому из них определенную характеристику.


С картинками героев сказок можно играть несколько по-другому. У ведущего игрока находятся герои русских сказок в картинках. А у всех остальных — шесть больших листов с изображением шести сказочных персонажей. Сначала дети называют этих персонажей, а затем переходят к самой игре. Ведущий игрок берет любую картинку, положенную вниз изображением, и называет персонаж. Тот, у кого находится лист лото с этим персонажем, берет картинку и накрывает на нем соответствующее изображение. Тот, кто первым закроет все изображения на лото, и будет считаться победителем. Начинайте играть в данные игры с детьми, начиная от трех лет и до школы.

Картина «Богатыри»

На картине изображена богатырская застава. Стоят на страже земли Русской три главных героя Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. За ними бесконечные леса и поля. По небу плывут облака, которым не страшны злобные тучи. Облака как бы расступаются перед богатырской силой.

В центре самый старший из богатырей – Илья Муромец. Был он крестьянским сыном и всю жизнь отдал служению народа. Об Илье Муромце и его подвигах рассказывают многие былины:

  • «Илья Муромец и Соловей-разбойник»,
  • «Илья Муромец и Калин-царь»,
  • «Илья Муромец и Идолище Поганое»,
  • «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром»…

Наделен был герой невиданной физической силой и владел оружием для «ближнего боя» — тяжелой палицей и круглым щитом. Под ним могучий вороной конь, цвет которого совпадает с «землей-матушкой», из которой богатырь черпал свою богатырскую силу. Кажется, что земля треснула под тяжестью коня и его всадника.

Слева правая рука Ильи – Добрыня Никитич, отличающийся мудростью и предусмотрительностью. Его светлый и быстрый конь Белеюшка уже почуял врага, и Добрыня достаёт из ножен свой волшебный меч.

О подвигах Добрыни рассказывается в нескольких былинах: «Добрыня и змей», «Добрыня Никитич и Алеша Попович»…  Добрыня – воин, защитник Русской земли, обладающий тонким умом и умением обходиться с людьми. Он прекрасно играет в шахматы, хороший гусляр, лучше всех стреляет из лука.

Третий богатырь – «млад-удал» Алеша Попович. О его борьбе с врагами Руси рассказывает былина «Алеша Попович и Тугарин Змеевич». Он смел, хитер, решителен, коварен, но и хвастлив, иногда неблагоразумен. Алеша любит землю беззаветно и готов в бою за нее сложить свою голову. Его оружие предназначено для «дальнего боя» — лук и стрелы, поэтому его рыжий конь пока спокойно щиплет траву. За плечами героя не только колчан со стрелами, но и «гусли-самогуды».

Перед сильными богатырскими конями растут маленькие беззащитные елочки.  Художник Васнецов говорит нам о том, что елочки вырастут могучими и сильными, если человек будет их защищать. Вся наша обильная земля может нас напоить из своих родников, накормить хлебом своих полей, укрыть в тени прохладных лесов, но она не может сделать одно – защитить себя.

В картине «Богатыри» спрятана загадка художника. В облике Добрыни Никитича, самого благородного витязя, Васнецов передал свои портретные черты. Художник мысленно примерил  богатырские доспехи, и принял богатырский облик.

Рекомендации для родителей

Прочитайте  былину ««Илья Муромец и Соловей-разбойник», чтобы сыну (дочери) было понятно, что такое былина.

Объясните различия былины от сказки.

Задайте ребенку следующие вопросы:

  • Почему Илья Муромец стал любимым богатырем русского народа.
  • Кого защищали русские богатыри? (слабых стариков, детей, женщин, родную землю…)
  • Какими были наши защитники?
  • Как звали самого старшего богатыря?
  • Известно, что по указаниям мудрецов-странников Илья увидел в жеребенке своего будущего коня. Какие внешние приметы помогли богатырю выбрать коня под стать себе? (Белое пятнышко на носу и задней ноге коня).
  • Кто из богатырей был княжеского происхождения? Что его отличает от других защитников? На кого похож Добрыня Никитич?
  • Кто из богатырей самый младший? Какие элементы картины говорят о том, что Алеша Попович был мастером воевать и сказки рассказывать? (колчан со стрелами и гусли-самогуды).
  • Какой богатырь понравился больше и почему?

Закончить разговор лучше всего маленькой былинной историей об источнике богатырской силы. «Когда-то странники подсказали Илье Муромцу, «сиднем сидевшему тридцать лет и три года», как обрести могучую силу. Они поднесли ему ковш с родниковой водой, сказав такие слова: «Выпей остаточек. В остаточке этом – вода всех полноводных рек и озер, роса со всех хлеборобных полей, всех зеленых лугов Руси. Выпей – и почувствуешь силу богатырскую».


Где наши предки черпали богатырскую силу? Источником богатырской силы была и остается родная земля.

Картины В. М. Васнецова вошли в золотой фонд Третьяковской галереи. Их можно рассматривать и читать. Все, кто неоднократно посещал галерею и видел картины Васнецова воочию, всегда находил в них то, чего не замечал раньше. Желаю всем интересных прогулок в мир прекрасного.

Картина «Иван-Царевич и Серый волк»

В картине изображен эпизод из сказки А. А. Афанасьева: «Иван Царевич, сидя на Сером Волке вместе с Прекрасною Еленою, возлюбил еевсем сердцем…» От этого чувствав холодном лесу распустилась ветка яблони бело-розовыми цветами. Цветущая яблоня символизирует весну, как пробуждение природы ото сна и любовь, как рождение самого прекрасного чувства человека. В сказочном лесу Елене Прекрасной холодно. Она склонила голову к своему спасителю, который крепко обнимает ее. Он готов сражаться за свою любовь.

Царевич похитил заморскую царевну из дальних стран, у царя Далмата, поэтому на ней восточный наряд: тюбетейка, усыпанная драгоценными каменьями, парчовый халат, золотые башмачки с изогнутыми носами. Красавица как будто заколдованная, словно в полусне. Молодые спасаются от погони. Огромный волк мчится сквозь сумрачный лес. Удивляют отдельные детали картины,  указывающие на стремительность действия: прижатые волчьи уши, распустившийся хвост, высунутый язык, развевающиеся царевны, летящий тяжелый меч в ножнах Ивана-царевича…

Рекомендации для родителей

  • Прочитайте и обсудите сказку А. А. Афанасьева «Иван Царевич и Серый Волк».
  • Спросите у ребенка о том, что изображено на этой картине?
  • Почему эта картина кажется живой? (мчится со скоростью громадный волк…)
  • Кто сидит на Сером Волке?
  • Почему Иван-царевич обнимает царевну? Как ее зовут?
  • Есть ли на картине подсказки о том, что Елена Прекрасная была заморской царевной?
  • Какое чудо произошло в сумрачном лесу? (распустилась яблоня).
  • Почему распустилась яблоня?
  • Что такое любовь? Почему это чувство сравнивается с распустившими нежными цветами яблони? (для любви нет ничего невозможного…)
  • Кто на этой картине может помешать и помочь героям?
  • Понравилась ли эта картина?  Чему она учит?

Русские народные сказки

«Сказка об Иване-Царевиче и Сером волке» Рис. В.Минаева 1958 гРусские народные сказки. Рис Е.Рачева 1978 год.Русская народная сказка «ИВАН МЕНЬШОЙ — РАЗУМОМ БОЛЬШОЙ»Хаврошечка. Русская народная сказка.Царевна Несмеяна -русская народная сказкаМедное, Серебряное И Золотое Царства-русская народная сказкаДеревянный Орёл-русская народная сказкаСеребряное блюдечко и наливное яблочко (сказка)Елена-премудраяЦаревна лягушка. Сказка с картинками.Василиса прекрасная Русская народная сказкаКащей бессмертный, русская народная сказкаИван – крестьянский сын и Чудо-ЮдоСнегурочка Русская народная сказкаСказка о лисичке-сестричке и волкеПо щучьему веленью (Емеля) Сказка с картинкамиЖар-птица и Василиса-царевна Сказка с картинкамиСнегурушка и лиса (Девочка и лиса)У страха глаза великиЛисичка со скалочкой. Русская народная сказкаКот и лиса.Русская народная сказка. Художник Михаил Соловьев.Журавль и цапляБылины рисунки В.КонашевичаЛетучий корабльУмная Дуня. Рисунки А.Комракова«МЕНА» Русская народная сказка. Пересказ А.Пластова, А.Немоляева 1949 год«Сивка бурка» Русская народная сказка рис. Т. Мавриной (1956 Г.)Русская народная сказка «Аленький цветочек» записал С.Т. Аксаков (1978 г.)Сказки А.К.Барышниковой (Куприянихи) Рис.В.Лосина,Е.Монина,В.Перцова 1964 г.

Картина «Три царевны подземного царства»

Картина создана по мотивам русской народной сказки о том, как крестьянский сын Иван нашел под землей три царства – золотое, драгоценных камней и железное. Картина была написана по заказу купца С. И. Мамонтова для украшения конторы северодонецкой железной дороги.

Сюжет сказки в картине другой: железное царство заменено на каменноугольное. Две царевны предстают на фоне пламенеющего заката. Первая охраняет самый дорогой металл – золото. Гордая и надменная царевна облачена в золототканую одежду. Ее головной убор отлит из чистого золота.  Она держит в руках платочек, украшенный золотыми нитями.

Вторая смотрит свысока на свою младшую сестру. Ее одежда осыпана голубыми сапфирами, красными рубинами, фиолетовыми аметистами, ослепительными бриллиантами.  На голове мерцают изумруды.

Младшая царевна  скромно стоит в тени, у самого спуска в подземелья. Черное платье и волосы украшены жемчугами и алмазами, а на голове сияет маленький огонек. Царевна охраняет самое нужное сокровище – каменный уголь.

Рекомендации для родителей

  • Прочитайте сказку «Три царевны подземного царства».
  • Теперь попробуйте разгадать загадку: какие подземные сокровища охраняют три царевны?
  • Как изменил сюжет сказки художник Васнецов?
  • Что охраняет самая младшая царевна?
  • Что изображено на переднем плане картины? (Черные глыбы угля)
  • Как относится художник к  младшей царевне?
  • Что же важнее в жизни: золото, драгоценные камни или уголь? (из золота и драгоценных камней делают украшения, а уголь дает людям тепло и свет)

Популярные сказки

Наибольшей популярностью среди детей пользуются герои сказок Пушкина, Андерсена, «Колобок», «Теремок» в картинках. Для каждого ребенка сказка – это не просто фантазия писателя, а особая реальность в мире чувств.

При прослушивании сказки дети глубоко сопереживают персонажам. У них пробуждается импульс к оказанию помощи нуждающимся, к их защите. Для дошкольника восприятие сказки является его специфической деятельностью, выражающейся в игровой форме. Это позволяет ему свободно фантазировать, мечтать.

Картинки героев народных сказок «Колобок», «Теремок», повествований Пушкина, Андерсена, персонажей мультфильмов нашли широкое применение в развивающих играх для детей дошкольного возраста.


С этим читают