Лесная фея в картинках

Разрушители легенд: компьютеры против булавок

У сторонников и противников подлинности снимков с феями находились всё новые и новые доказательства своей правоты. Главные героини продолжали настаивать на своем общении с феями. Серьезный удар по их позициям нанесло первое телеинтервью, которое Элси и Френсис дали в 1971 году. Они уверенно отвечали на все вопросы, но, смущаясь, отказались поклясться на библии, что феи на фотографиях — настоящие.

В 1978 году неожиданно всплыла детская книга, изданная небольшим тиражом в 1915 году и с тех пор не переиздававшаяся. Она называлась «Книга подарков принцессы Мэри». Персонажи на иллюстрациях художника Артура Шеппертона поразительно напоминали фей, знакомых англичанам по фотографиям из Коттингли. У журналистов появились новые вопросы к виновницам сенсации шестидесятилетней давности. После этого Элси начала туманно говорить о том, что они с Френсис фотографировали собственные фантазии.

Момент истины наступил в начале 1980-х, когда две уже очень пожилые выдумщицы давали телеинтервью. Наконец-то они признались, что на их снимках не настоящие феи. Родителям не нравились игры девочек у ручья, потому что они возвращались домой мокрые и перепачканные. Чтобы убедить взрослых, будто они занимаются серьезным делом, Элси и Френсис решили сфотографировать фей и гномов. Фигурки они срисовали с «Книги подарков принцессы Мэри», вырезали их, и с помощью длинных шляпных булавок прицепили к земле и веткам: «Мы очень смеялись, когда читали рассуждения про перепонки на ручках фей. На самом деле у нас не получилось аккуратно вырезать тонкие пальчики». Фигуру гнома Элси вылепила из глины и раскрасила акварелью. Когда поднялась шумиха, девочки поняли, что их шалость зашла слишком далеко, и хотели во всем признаться, но тут в дело вмешался Конан Дойл. Не желая подвести любимого писателя, кузины продолжили настаивать на подлинности фотографий.

Кстати, даже в этом саморазоблачительном интервью восьмидесятилетняя Элси уверяла, что фей они всё-таки видели, правда, сфотографировать их не успели. Кроме того, она настаивала, что если четыре первых снимка — это мистификация, то с пятым они ничего не химичили, и на нем действительно запечатлены отдыхающие феи.





Разрушители легенд: компьютеры против булавок

У сторонников и противников подлинности снимков с феями находились всё новые и новые доказательства своей правоты. Главные героини продолжали настаивать на своем общении с феями. Серьезный удар по их позициям нанесло первое телеинтервью, которое Элси и Френсис дали в 1971 году. Они уверенно отвечали на все вопросы, но, смущаясь, отказались поклясться на библии, что феи на фотографиях — настоящие.

В 1978 году неожиданно всплыла детская книга, изданная небольшим тиражом в 1915 году и с тех пор не переиздававшаяся. Она называлась «Книга подарков принцессы Мэри». Персонажи на иллюстрациях художника Артура Шеппертона поразительно напоминали фей, знакомых англичанам по фотографиям из Коттингли. У журналистов появились новые вопросы к виновницам сенсации шестидесятилетней давности. После этого Элси начала туманно говорить о том, что они с Френсис фотографировали собственные фантазии.

Момент истины наступил в начале 1980-х, когда две уже очень пожилые выдумщицы давали телеинтервью. Наконец-то они признались, что на их снимках не настоящие феи. Родителям не нравились игры девочек у ручья, потому что они возвращались домой мокрые и перепачканные. Чтобы убедить взрослых, будто они занимаются серьезным делом, Элси и Френсис решили сфотографировать фей и гномов. Фигурки они срисовали с «Книги подарков принцессы Мэри», вырезали их, и с помощью длинных шляпных булавок прицепили к земле и веткам: «Мы очень смеялись, когда читали рассуждения про перепонки на ручках фей. На самом деле у нас не получилось аккуратно вырезать тонкие пальчики». Фигуру гнома Элси вылепила из глины и раскрасила акварелью. Когда поднялась шумиха, девочки поняли, что их шалость зашла слишком далеко, и хотели во всем признаться, но тут в дело вмешался Конан Дойл. Не желая подвести любимого писателя, кузины продолжили настаивать на подлинности фотографий.

Кстати, даже в этом саморазоблачительном интервью восьмидесятилетняя Элси уверяла, что фей они всё-таки видели, правда, сфотографировать их не успели. Кроме того, она настаивала, что если четыре первых снимка — это мистификация, то с пятым они ничего не химичили, и на нем действительно запечатлены отдыхающие феи.

«Отдыхающие феи», фото 1921 года. (realfairies. net)

В 1986 году Френсис умерла. Через два года скончалась и Элси. Еще через несколько лет все снимки проверили на суперкомпьютере специалисты NASA. Детальное исследование подтвердило глиняную сущность гнома, и то, что феи на фотографиях — плоские. Рассеялись и сомнения по поводу пятого снимка — сёстры действительно ничего не подделывали на нём. Просто кто-то, видимо, случайно дважды нажал на спуск. На фоне пейзажа получилось пятно света, в котором, при желании, можно разглядеть хоть что, в том числе и лежащих потусторонних существ.

Оригиналы снимков и фотокамеры, которыми они были сделаны, несколько раз продавались с аукционов, и сейчас находятся в музеях и частных коллекциях. Об истории в Коттингли написано множество книг, сняты фильмы, самый известный из которых — «Волшебная история» (1997) с участием Питера О’Тула и Харви Кейтеля. Как ни странно, но до сих пор находится немало людей, которые продолжают верить в то, что сто лет назад двум юным англичанкам на берегу ручья удалось сфотографировать сказочных персонажей. Веру в сказку невозможно перебить никаким суперкомпьютером.


С этим читают