Школа цинизма

Киническая литература

В своей литературной практике, на первых порах воспринимая и пародируя старые виды и жанры, киники выступили затем с отрицанием установившихся канонов, соединяли различные стили не боясь разрушить «единство» стиля собственного. В литературный язык вводили просторечия и вульгаризмы; в прозу — приемы поэтической речи и стихи; утверждали принцип «серьёзно-смешного», преподнося читателю под видом развлечения и отвлечения «горькую правду жизни».

Смешение разнородного — один из принципов кинической эстетики; эта особенность кинического стиля свидетельствовала о кризисе классической «чистой» эстетики. Выше всего ценя «свободу слова», киники ценили сатиры более прочего. Принцип «естественности» в литературе приводил их нередко к физиологическому натурализму; в мифологии, художественной и народной словесности киники всегда искали поучение, аллегорию, «скрытый смысл», видя в раскрытии последнего главную задачу своей дидактики.

Все кинические жанры (диатриба, мениппова сатира, апофтегма, хрия, письма и др.) полны «примеров». Это свойство кинической литературы связано с сущностью кинизма, предпочитавшего практику, конкретное дело отвлеченным спекуляциям и дедукции. Воспитательную силу живого примера кинизм ставит выше самых красноречивых слов. Поэтому у киников напр. не пользовался популярностью жанр философского трактата. Систему своих взглядов они выводили из конкретных поступков и линии поведения исторических героев и «антигероев» (Геракл, Сократ, Диоген, Крёз, Сарданапал, Александр, Ксеркс и др.). Такой методологией пользовалось и раннее христианство, строя свою философию на житиях и деяниях Христа и апостолов.

Происхождение

В начале IV в. до н. э. некоторыми учениками Сократа были основаны философские школы. Одной из них стал кинизм. Считающийся её основателем Антисфен Афинский, развивая принципы учителя, стал утверждать, что наилучшая жизнь заключается не просто в естественности, а в избавлении от условностей и искусственностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным. Антисфен утверждал, что для достижения блага следует жить «подобно собаке», то есть жить, сочетая в себе:

  • простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям;
  • умение с твёрдостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя;
  • верность, храбрость, благодарность.

Таким образом он стремился жить сам и называл себя аплокион (ἁπλοκύων, истинный пёс). От этого слова происходит название школы, кинизм. (По другой версии, название школы происходит от названия места, где находился гимнасий, в котором Антисфен вёл беседы с учениками — Киносарг, Κῠνόσαργες, «Зоркий пёс».) Эта программа Антисфена послужила основой программы всей школы, а на могиле Диогена Синопского был установлен памятник паросского мрамора со скульптурой собаки (в благодарность за то, что он «указал наипростейший путь к жизни»).

Циничный человек

Обычно пренебрежение общественными устоями свойственно людям, которые стремятся доказать свое превосходство, любыми способами достичь поставленных целей, противостоять несправедливости и лицемерию общества.


То есть, причины, побуждающие человека вести себя подобным нестандартным образом, могут быть различными. Результат же всегда один — непонимание, раздражение, неприятие со стороны других людей.

Циничное поведение практически всегда становится источником возникновения конфликтных ситуаций, поскольку жизненная позиция его носителя не соответствует убеждениям большинства.

Человек намеренно снижает важность значимых для других людей вещей, ставит под сомнение общепринятые авторитеты. Это не может не вызывать раздражения

Часто в его поведении проскальзывает ирония, насмешка, что лишь усугубляет ситуацию

Это не может не вызывать раздражения. Часто в его поведении проскальзывает ирония, насмешка, что лишь усугубляет ситуацию.

Обычно личности, пренебрегающие моральными идеалами, отличаются жестким, скрытным характером. Они требовательны, прямолинейны, проницательны.

Циник уверен, что все в этом мире можно купить. Он отбрасывает любые представления о стыде, морали, принципах, нравственности. Все, по его мнению, имеет логическое обоснование и материальную ценность.

Окружающие люди рассматриваются с позиции полезности. Если кто-то перестает отвечать предъявляемым к нему требованиям, то его всегда можно заменить.

Практика

Будучи философией «практической этики», кинизм предполагает, что главным инструментом манифестации этического идеала будет повседневная жизнь его представителей. Основатель школы Антисфен полагал, что добродетели можно научить. В этом отношении Антисфен первым стал вести образ жизни, искусственно подчёркивающий и выделяющий элементы кинической программы на фоне активности общей массы, и имеющий нарочито-демонстративный характер.

Бюст философа-киника в Лувре

Антисфен первым сделал внешними признаками кинической школы такие атрибуты, как сложенный вдвое плащ, который киники носили в любую погоду, посох (чтобы ходить по дорогам и отбиваться от врагов) и сума для подаяний. Образ мудреца вообще, созданный Антисфеном, был далее развит в стоицизме, а по созданному им образу киника (в частности, короткий двойной плащ на голое тело, длинная борода, посох, нищенская сума) киников опознавали на протяжении всей античности.

Особую известность в этом отношении приобрёл ученик Антисфена Диоген Синопский, прославившийся невозмутимой последовательностью, с которой он осуществлял развиваемый им этический идеал

В своих беседах и повседневной жизни Диоген вёл себя как маргинальный субъект, эпатирующий ту или иную аудиторию; но не столько с целью оскорбления или унижения её, сколько из потребности обратить внимание на собственную программу.. Так как кинизм по существу представлял собой благодатную почву для маргинального поведения, вовсе не связанного с философской программой, в среде киников оказалось немало субъектов, расположенных к решению проблем личной рутины посредством антиобщественного поведения

Отсюда неудивительна традиция критики и осмеяния киников, которая сложилась уже во времена основания школы, при Антисфене и Диогене. (Характерно, позднейший термин «цинизм» произошёл от названия школы «кинизм».) Тем не менее, справедливо замечание многих исследователей, считающих, что нарочитую эпатажность и маргинальность считать основной характеристикой всей школы не следует.

Так как кинизм по существу представлял собой благодатную почву для маргинального поведения, вовсе не связанного с философской программой, в среде киников оказалось немало субъектов, расположенных к решению проблем личной рутины посредством антиобщественного поведения. Отсюда неудивительна традиция критики и осмеяния киников, которая сложилась уже во времена основания школы, при Антисфене и Диогене. (Характерно, позднейший термин «цинизм» произошёл от названия школы «кинизм».) Тем не менее, справедливо замечание многих исследователей, считающих, что нарочитую эпатажность и маргинальность считать основной характеристикой всей школы не следует.

Особенную популярность кинизм приобретает в пост-классическую эпоху, в период эллинизма, когда большинство исконно демократических греческих полисов теряют независимость и вынуждены подчиняться чужому и чуждому влиянию. В такой обстановке кинизм со своим пренебрежением и отторжением превозносимого, почитаемого и уважаемого остаётся единственным средством самоутешения для многих людей, лишаемых теперь того, что составляло сущность их жизни. Как отмечает Полина Гаджикурбанова, Эпиктет, описывая истинного киника, обрядит его в стоические одежды и сделает «сам запылённый вид его… чистым и привлекательным».

Голодные, заросшие, оборванные киники жили в заброшенных домах, пустых пифосах, переходили с единственной сумой за плечами из города в город, проповедуя своё учение и случайным попутчикам, и толпам в больших городах. Однако распространение кинизма в эллинистический период приводит в целом к утрате характерных «острых» элементов программы. Киническая традиция эллинистического периода представлена фигурами, известными скорее своей литературной деятельностью, чем строгостью соблюдения кинического образа жизни. Из них наиболее значимы Бион Борисфенит (III в. до н. э.), создатель кинического литературного жанра диатрибы, и Менипп Гадарский (середина III века до н. э.), творец «менипповой сатиры».

Доза

Драко сходит с ума. У него в голове живет «тень», с которой он периодически разговаривает. Ему особое удовольствие приносят истинные страдания других людей и так уж вышло, что слезы Паркинсон его больше не торкают, а вот страдания Грейнджер такие заманчивые… Драко подсел и плотно увяз в чарах такой запретной, такой непорочной и порочной одновременно, такой близкой и далекой, самой мерзкой и прекрасной грязнокровки Хогвартса.

Вот и закончилась ПЕРВАЯ часть списка любимых фанфиков по Драмионе. Их намного больше. В следующие разы я приведу оставшиеся любимые с Ваттпада, также будут с фикбука и прочих ресурсов (все в открытом доступе).

Приятного чтения!

Надеюсь, вы нашли здесь что-то достойное своего внимания!

Кто такие циники?

Это люди, которым свойственно проявление цинизма.

Признаки циника:

  • Отрицание всякого стыда, для такого человека нет ничего святого, ему ничего не чуждо, ради достижения своих целей он готов сделать что угодно, даже пойти по головам других людей;
  • Вера в то, что все можно продать и купить, что не существует ничего, имеющего истинную ценность, все, что потеряно, можно с легкостью вернуть обратно или же заменить чем-либо другим;
  • Восприятие окружающего мира через призму товарно-денежных отношений;
  • Разочарование в людях, общение с ними только ради расчета;
  • Отрицание всего высокого и прекрасного, убеждение в том, что существует только физическая любовь;
  • Использование сочувствия с целью показать себя в лучшем свете перед несчастными людьми;
  • Проявление иронии и высмеивание окружающих;
  • Насмешки над тем, что ценно и имеет большое значение для других;
  • Грубость в высказываниях;
  • Враждебное отношение к мнению других, признание истинной только своей точки зрения;
  • Неприятие авторитетов.

В современном мире мода на циничность растет с каждым днем. Люди стараются выдавать себя не за тех, кем являются на самом деле, что ведет к назреванию внутриличностных конфликтов, от которых без помощи специалистов очень сложно избавиться.


Циники стараются производить впечатление умных, продвинутых, разбирающихся в жизни людей. Они очень часто становятся объектами внимания в кругу знакомых и друзей. Циничные люди преподносят себя как закоренелых реалистов, благодаря чему они могут беспристрастно и объективно воспринимать окружающий мир. Циничное мировоззрение очень часто является признаком бессознательной борьбы человека со своими внутренними противоречиями.

Примеры

  1. Остап Бендер — персонаж, желающий получить во всем максимальную выгоду. Он считал, что много цинизма нравится людям.
  2. Евгений Базаров — персонаж произведения Тургенева. В нем преобладало самолюбие, скептицизм и нигилизм. За цинизмом данного героя скрывался страх одиночества.
  3. Карлсон – персонаж из мультфильма, который был истинным представителем эгоизма.
  4. Доктор Хаус — главный герой из одноименного сериала. Он практически не замечал людей, в своих пациентах видел только их болезни, с радостью решал загадки для того, чтобы определить правильный диагноз.

https://youtube.com/watch?v=Txx7Q53ZPcY

https://youtube.com/watch?v=Txx7Q53ZPcY

Теперь Вы знаете, каково значение слова циник. Сегодня цинизм входит в моду. У индивида может не получаться достичь образа, который он себе придумал или, например, получив специальность, которая не по душе, он столкнется с внутриличностным конфликтом. В глазах некоторых людей циник выглядит необычным и умным человеком.

Этика

Основной задачей философии, утверждал Антисфен, является исследование внутреннего мира человека, понимание того, что́ является для человека истинным благом. Поэтому кинизм не создаёт абстрактных теорий, в отвлечённости от абстрактного стремится к пределу и как система представляет собой комплекс практических идеалов.

Киническая этика исходит из принципиального фронтального отрицания и неприятия морального кодекса среднего индивида. Такая этика, прежде всего, негативна, «перечёркивает» общепринятые ценности и требует «отучения от зла», то есть разрыва с устоявшимися нравственными нормами. Концепция кинической добродетели сводится таким образом к четырём положениям:

  • Натурализм, исходящий из приоритета природы; не из природы-максимума, а из природы-минимума, полагающий низший уровень потребностей и только экономно-необходимую норму потребления.
  • Субъективизм, основанный на «свободе воли»; на силе духа, характера, способности к независимому существованию, самоограничению, самоотречению, перенесению трудностей, освобождению от пут религии, государства, семьи и тому подобного.
  • Индивидуализм, ориентирующий поведение человека на достижение независимости от общества, которое налагает на него чуждые ему и враждебные обязанности, индуцирующие чуждые ему свойства.
  • Эвдемонизм, предполагающий спасение и счастье в неимущести, умеренности, отстранённости, которые естественны для разумного добродетельного человека, понимающего истинную цену вещей. [источник не указан 1968 дней]

Таким образом этический идеал кинизма формируется как:

  • крайняя простота, граничащая с докультурным состоянием;
  • презрение ко всем потребностям, кроме основных, без которых сама жизнь была бы невозможна;
  • насмешка над всеми условностями;
  • демонстративная естественность и безусловность личной свободы.

Как сумма, в центре кинической философии находится человек с его естественными заботами. Киник ищет норму в природе человека как вида и индивида, и не ждёт божественных указаний для решения собственной жизни. При этом индивидуалистический протест киников не вырождается в эгоизм, готовый удовлетворять ego одного за счёт других. Индивидуализм киников приводит к принципу внутренней свободы, которая добывается борьбой с самим собой, но не с «социальным злом». Таким образом, отрицание киников не являлось нигилизмом.

Смысла нет

Чтобы осознать бессмысленность существования, вовсе не обязательно обретать несметное богатство, достаточно просто задуматься над вопросом «смысла». Зачем люди живут? Зачем они играют в свои игры, которые называют дружбой, родственными отношениями, любовью, работой? Зачем семья и брак? Зачем притворяться? Зачем тратить свою жизнь на зарабатывание денег? Зачем знания, которые лишь «приумножают скорбь»? Зачем что-то делать, когда столько уже сделано, а толку никакого? Зачем увеселения, которые, в итоге, все равно навевают смертную тоску? Зачем, зачем, зачем… Хотя и при небольшой, но широкоохватной пессимистической настроенности до тотального цинизма рукой подать.

Циником можно стать, пережив серьезные разочарования и жизненные потрясения, – ведь именно они заставляют человека понять, что он действительно существует, поскольку боль, как известно, наипервейший критерий жизни. Для кого-то подобные катаклизмы индивидуального существования становятся лишь очередным жизненным этапом, поводом или стимулом к дальнейшим делам и свершениям. Однако для многих они оказываются тем «моментом истины», когда вдруг возникает ощущение собственной сущности, собственного «я», его одиночества и затерянности в этом мире, его никчемности, ненужности бытию. И тогда человек переживает то, что в философии и психотерапии называют «экзистенциальным», или, проще говоря, личностным кризисом.

Люди только по той причине считают себя свободными, что свои действия они сознают, а причин, которыми они определяются, не знают.

Бенедикт Спиноза

Жизненные трагедии и связанное с ними новое, незабываемое, отчетливое ощущение собственного «я» могут вылиться как в отчаяние, так и в цинизм. Неизвестно, что лучше. Отчаявшийся человек, раздавленный, бессильный сопротивляться собственному отчаянию, – картина печальная. Воистину – «нет повести печальнее на свете». Однако чем краше цинизм, который заставляет человека озлобиться, ставит его в положение «круговой обороны», «глухой защиты»?

Между человеком и миром словно бы вырастает огромная, непреодолимая стена, но, отгородившисьот всего и вся, он сам оказывается в полной изоляции и одиночестве.Да, он едок и саркастичен; да, он холоден и жесток; но приглядитесь – и вы заметите, что этот его сарказм и эта его жестокость адресованы в никуда, адресованы никому, потому что он (этот несчастный) потерялся в своем собственном внутреннем мире. Своим отражениям он и посылает свои начиненные ядом стрелы.

Вдвоем быть лучше, чем одному… ибо если упадут – друг друга поднимут; но горе, если один упадет, а чтобы поднять его – нет другого, да и если двое лежат – тепло им; одному же как согреться?

Экклезиаст

Поведение, его «генеральная линия», определяется не сознанием, а подсознанием, поэтому, если в подсознании далеко не все благополучно, задумываться о смысле жизни опасно для здоровья, могут быть осложнения.

Впрочем, в хорошем расположении духа вопрос о «смысле жизни» даже не встает. По всей видимости, в этом и разгадка. Не случайно великие философы – это, как правило, и великие печальники. Однако же, когда таким печальником становится не философ, изливающий свою желчь «по человеческому вопросу», а ничем особенно не выдающийся обыватель, то картина оказывается стократ печальней.

Из книги «С неврозом по жизни», Андрей Курпатов

Горбатый миротворец

Самый известный из учеников Диогена, Кратет, был горбат и хромоног, как писал о нем император Юлиан. Он не заботился о своем внешнем облике и приделал к плащу заплатку из овечьей шерсти, выставляя себя перед афинянами на посмешище.

Это не помешало Кратету очаровать Гиппархию, девушку из родовитой семьи, которая захотела стать его женой, несмотря на то что к ней сватались многие богатые и красивые греки. Пришедшим в ужас от перспективы такого союза родителям она пригрозила самоубийством. Сам Кратет сбросил перед девушкой одежды и сказал: «Вот твой жених и всё его богатство, решай!» — имея в виду, что будущей жене придется разделять с ним образ жизни.

Гиппархию это не остановило, она покинула дом, странствовала вместе с супругом, носила такое же тряпье и стала философом-киником.

Хорошо или плохо?


Каждый человек сам для себя решает, стоит ли быть циником самому и как относится к таким людям.

У подобного поведения существуют свои достоинства и недостатки.

Плюсы циничного отношения к жизни:

  • реалистичное восприятие действительности;
  • отсутствие «розовых очков», являющихся источником иллюзий;
  • отсутствие риска разочароваться в людях (из-за заниженных ожиданий).

Минусы цинизма:

  • проблемы с психологическим, физическим здоровьем;
  • проблемы с вступлением в отношения;
  • проблемы с коммуникацией;
  • неумение сотрудничать с другими людьми;
  • эмоциональная отстраненность от окружающих;
  • игнорирование реальных переживаний;
  • пессимистический взгляд на жизнь.

Минусов у подобного поведения больше, чем плюсов. И это естественно. Постоянное противопоставление себя большинству не может сделать человека счастливым.

Все мы живем в обществе, поэтому успешная социализация возможна только при соответствии поведения существующим в обществе законам.

Определение слова «Киники» по БСЭ:

Киники (греч. kynikуi, от Kynуsarges — Киносарг, холм и гимнасий в Афинах, где Антисфен занимался с учениками. лат. cynici — циники)одна из так называемых сократических философских школ Древней Греции. Её представители (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет и др.) стремились не столько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к отработке и экспериментальной проверке на себе определённого образа жизни. Главное, что от них осталось в сознании последующих поколений,- это не трактаты, которые они писали, а преимущественно анекдоты: бочка Диогена, его просьба к царю Александру Македонскому:«Отойди и не засти мне солнца». брак Кратета, осуществляемый прямо на площади, и т.п. Примитивность кинического философствования, поражающая при сравнении с виртуозной диалектикой платонизма и аристотелизма, — лишь оборотная сторона стремления всецело сосредоточиться на одной и притом, возможно, более простой идее. Мыслить по-кинически — только средство. цель — жить по-кинически.Учение К., созданное в условиях кризиса античного полиса людьми, не имевшими своей доли в гражданском укладе жизни (основатель кинизма Антисфен был незаконнорождённым), обобщает опыт индивида, который может духовно опереться лишь на самого себя, и предлагает этому индивиду осознать свою извергнутость из патриархальных связей как возможность достичь высочайшего из благ: духовной свободы. Последовав примеру Сократа, К. довели его установки до небывалого радикализма и окружили атмосферой парадокса, сенсации, уличного скандала. недаром Платон назвал Диогена «Сократом, сошедшим с ума».Если Сократ еще демонстрировал уважение к наиболее общим заповедям традиционной патриотической морали, то К. с вызовом именовали себя «гражданами мира» (термин «космополит» был создан ими) и обязывались жить в любом обществе не по его законам, а по своим собственным, с готовностью приемля статус нищих, юродивых. Именно то положение человека, которое всегда считалось не только крайне бедственным, но и крайне унизительным, избирается ими как наилучшее: Диоген с удовольствием применяет к себе формулу страшного проклятия — «без общины, без дома, без отечества».К. хотели быть «нагими и одинокими». социальные связи и культурные навыки казались им мнимостью, «дымом» (в порядке умственного провоцирования они отрицали все требования стыда, настаивали на допустимости кровосмесительства и антропофагии и т.п.).«Дым» нужно развеять, обнажив человеческую сущность, в которой человек должен свернуться и замкнуться, чтобы стать абсолютно защищенным от всякого удара извне. Все виды физической и духовной бедности для К. предпочтительнее богатства: лучше быть варваром, чем эллином, лучше быть животным, чем человеком. Житейское опрощение дополнялось интеллектуальным: в той мере, в какой К. занимались теорией познания, они критиковали общие понятия (в частности, «идеи» Платона)как вредную выдумку, усложняющую непосредственное отношение к предмету.Философия К. послужила непосредственным источником стоицизма, смягчившего кинические парадоксы и внёсшего гораздо более конструктивное отношение к политической жизни и к умственной культуре, но удержавшего характерный для К. перевес этики над др. философскими дисциплинами. Образ жизни К. оказал влияние на идеологическое оформление христианского аскетизма (особенно в таких его формах, как юродство и странничество). Типологически школа К. стоит в ряду разнообразных духовных движений, сводящихся к тому, что внутренне разорванное общество восполняет социальную несвободу асоциальной свободой (от йогов и дервишей до современных хиппи).Лит.: Лурье С. Я., Очерки по истории античной науки, М. — Л., 1947. Лосев А. Ф., История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон, М., 1969, с. 84-108. Нахов И. М., Политические взгляды киников, в сборнике: Вопросы классической филологии, сб. 3-4, М., 1971, с. 66-154. Dudley D. R., A history of cynicism from Diogenes to the sixth century, L., 1937.) Hoistad R., Cynic hero and cynic king. Studies in the cynic conception of man, Uppsala, 1948. Sayre F., The Greek cynics, Bait.,1948.С. С. Аверинцев.

Профессиональный цинизм

Это более сложная модель, призванная в конечном итоге на созидание. Тут можно вспомнить врачей, кризисных менеджеров, военных и многие другие профессии, где эмоции могут только помешать работе. Такие ошибки могут дорого обойтись не только целым отраслям экономики, но и повлечь потерю человеческих жизней.

Это состояние нарабатывается опытом и во многом зависит от особенностей психики. Многие солдаты умеют хорошо стрелять, но лишь единицы способны выполнить задачу снайпера, сохранив нормальное состояние психики. Рыдающий от избытка переполняющих его чувств хирург – пугающее и невообразимое зрелище.

Никто, кроме самих профессионалов, не знает, каких трудов стоит им справляться со всем этим психологическим прессингом. Это как раз тот случай, когда цинизм поставлен на службу компетентности и достойного выполнения обязанностей, но ценой является «синдром эмоционального выгорания».

Примеры из жизни

Ярким примером современного цинизма является равнодушие и безразличие к проблемам других людей.

Так, здоровый и сильный мужчина проходит мимо женщины с тяжелыми сумками и не предлагает помощь, а молодой парень не уступает место в автобусе пожилому человеку с тростью.

Эти люди не считают себя обязанными помочь более слабому человеку, имея все возможности для этого. Они убеждены, что каждый сам решает свои проблемы. Никто никому ничем не обязан — популярный девиз современных циников.

Другое направление цинизма — выраженный максимализм, противопоставляющий истинные ценности банальностям, зачастую навязанным стереотипами. Например, отрицание дня Святого Валентина, насмешки над поцелуями влюбленных на улице, презрение к любым романтическим публичным поступкам.

Презрительное отношение к подобным тенденциям в сфере любовных отношений может быть рассмотрено как цинизм сухого, лишенного чувств человека.

В то же время его поведение может свидетельствовать о наличии собственного понимания отношений, идущего в разрез с общепринятыми представлениями.


Циник не верит в бескорыстность поступков людей. Например, искреннее желание друга помочь разобраться в сложной жизненной ситуации будет рассматриваться циником с подозрением.

Он будет пребывать в уверенности, что за доброжелательностью друга стоит не простое желание помочь, а поиск выгоды.

Теория

Основатель школы Антисфен выступал против традиционного со времён элейской школы разделения мира на умопостигаемое («по истине») и чувственное («по мнению») бытие, и таким образом, против учения Платона о бестелесных постигаемых умом «видах», или «идеях».

Реальность общего не существует, а существуют только единичные вещи; понятие есть только слово, объясняющее то, чем вещь бывает или что она есть. Поэтому применение к отдельным предметам общих понятий невозможно; невозможно ни соединение различных понятий (в единстве суждения), ни определение понятий, ни даже противоречие — так как о вещи может быть высказано только суждение тождества (конь есть конь, стол есть стол). Учение Платона об умопостигаемых «видах» несостоятельно, так как восприятию доступен единичный, чувственно воспринимаемый экземпляр вида, но никак не самый «вид» или «идея».

В этом положении заключается принцип мудрости как практического познания блага. Мудрость состоит не в недоступном для человека теоретическом знании. Признаётся только практический разум, интегрированный с житейской мудростью; «правильная» наука считается одним из вреднейших явлений. Истинное благо может быть только достоянием каждого отдельного лица, но никак не общим для многих, а целью добродетельной жизни может быть соответственно не богатство, которое может быть разобщённым, но здоровье (спокойствие, умиротворение и тому подобное). Отсутствие общих «видов» полагает благо как отрешённость от всего, что делает человека зависимым от (иллюзорного) общего: имущества, наслаждений, искусственных и условных понятий.

Что такое цинизм и как он проявляется

По сути цинизм — это отрицательная черта характера, которая пренебрегает духовными и нравственными устоями.

Циники ведут себя провокационно, демонстративно пренебрегают к общепринятым нормам и ценностям.

Цинизм отрицает и высмеивает такие чувства, как любовь, бескорыстие, преданность, верность и жертвенность. Зачастую циники убеждены, что любовь — это нечто иллюзорное, выдуманное теми, кому удобно верить в это чувство. Для них любовь — это лишь набор химических реакций, которые ведут за собой влечение.

Остальные общечеловеческие чувства циникам тоже не понятны. Если человек не чувствует в своей души доброты, жалости, милосердия и сострадания к кому-либо, то он естественным образом не сможет понять весь спектр добрых человеческих чувств.

Цинизм заставляет таких людей высмеивать все эти высокие чувства. Циники считают, что все эти «нежности» — выдумка, они служат людям для того, чтобы добиться своей цели.

Стоит знать, что ребёнка или подростка нельзя назвать циником. Не полностью сформировавшаяся личность находится ещё на стадии развития и становления, и поэтому не может быть циником априори. Дети и подростки могут быть жадными, агрессивными, пессимистично настроенными, а цинизм они выражают редко, и это пока легко исправить.

Мудрец в рваном плаще

Первая и главная проблема, встающая при изучении биографии и творчества киников, — нехватка достоверных сведений о них (впрочем, вообще мало кому из античных философов повезло в этом смысле так же, как Платону). Большая часть первоисточников утеряна безвозвратно, а дошедшие до нас тексты зачастую фрагментарны и могут приписываться тем или иным авторам ошибочно. Современники, оставившие свидетельства о киниках, нередко относились к ним с предубеждением. А монументальный труд Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», один из самых ценных источников сведений по этой теме, представляет собой скорее пестрое собрание анекдотов, чем серьезную монографию. К тому же автор жил на несколько веков позже тех, о ком он писал.

Киников трудно назвать «школой» в буквальном понимании этого слова. У них не было своего центра преподавания, каким для Платона и его воспитанников стала Академия, для Аристотеля — Ликей, а для Зенона Китийского — расписная стоя. Формальной традиции передачи знаний от учителя к ученику у киников тоже не существовало. Однако были общие ценности и модели поведения, которым старались следовать все представители течения.

В ученой среде долго велись споры о том, кого правомерно считать первым киником: одни называли Антисфена, другие — Диогена Синопского, третьи же знаменитого «человека-собаку» вообще не причисляли к этому направлению, полагая, что оно возникло позже. Сейчас большинство исследователей всё же признаёт его основателем течения, а «промежуточным звеном» между ним и Сократом, по их мнению, стал Антисфен.

Этот философ, живший в V–IV веках до н. э., был незаконнорожденным сыном свободного грека и фракийской рабыни. В молодости Антисфен учился у софиста Горгия, а в более зрелом возрасте стал последователем Сократа: чтобы послушать учителя, он ежедневно проходил по 40 стадиев (около 8 километров) в одну сторону.

Ксенофонт в диалоге «Пир» описывает дружескую попойку, в которой участвует Сократ со своей паствой.

Из диалога Платона «Федон» мы узнаём, что Антисфен стал одним из очевидцев смерти Сократа и предшествовавших ей событий. Унижение и казнь любимого учителя, вероятно, должны были произвести на него сильнейшее впечатление и породить жгучую неприязнь к ценностям и жителям афинского полиса.

После смерти Сократа Антисфен становится преподавателем в гимназии на холме Киносарге, где учились такие же неполноправные граждане, как и он сам. Некоторые историки философии предполагают, что от названия возвышенности (в переводе с греческого «белый пес») и произошло слово «киники». Более популярна, однако, другая трактовка: с точки зрения добропорядочного афинянина, жизнь панк-мыслителей той поры не очень отличалась от собачьей — так они и получили свое прозвище.

Эпатажный афинянин полагал, что для достижения счастья хватит одной добродетели: «…для этого ничего не нужно, кроме Сократовой силы. Добродетель проявляется в поступках и не нуждается ни в обилии слов, ни в обилии знаний. Мудрец ни в чём и ни в ком не нуждается, ибо всё, что принадлежит другим, принадлежит ему. Безвестность есть благо, равно как и труд».

Вслед за Сократом Антисфен утверждал, что именно добродетель, а не стремление к удовольствиям и есть цель человеческой жизни, и даже говорил, что «предпочел бы безумие наслаждению».

Он был довольно плодовитым литератором, оставившим после себя, как пишет Диоген Лаэртский, десять томов сочинений, из которых до наших дней дошли лишь несколько отрывков и два текста, написанных им еще в бытность софистом. Антисфен делал своими персонажами простых ремесленников и бедняков, а не аристократов-философов, становившихся героями диалогов Платона. Афинян, гордившихся собственным происхождением, предтеча киников презирал и говорил, что они ничуть не родовитее улиток или кузнечиков.

В области логики, по словам Навиа, Антисфен отрицал возможность определения явлений. Абстрактного «человека» не существует в природе — есть лишь отдельные люди, которых мы называем по имени.


С этим читают