Красивая китайская пагода в городе китай — стоковое изображение

Понятие

Под словом «Ади-будда» понимается в первую очередь «Изначальный будда». В махаянской и ваджраянской традициях буддизма он олицетворяет собой совокупность будд и бодхисаттв, их сущность.


Первоначальный будда отражает божественность Вселенной, истинную природу ума, сущность будды, единый абсолют, творческое начало. Он предполагает духовное единство.

Его можно сравнить с единым Богом в других религиозных системах. Однако при этом он не всемогущий Бог, который сотворил Вселенную – в буддизме, как известно, вообще не существует бога-творца, потому что реальный мир целостен и не мог быть создан.

Изначального будду могут именовать по-разному:

  • Сарва-Будда-Адхипа;
  • Ади-Дхармакая;
  • Ади-Натха.

Корень «ади» значит первоначальное состояние до возникновения оков неведения, из-за которых появляется сансара – цикл постоянных перерождений. Под «первоначальностью» подразумевается не какое-то условное прошлое, а нахождение вне времени, за пределами сансары.

Природная пустота сознания не начинается и не заканчивается нигде, она вневременна и внеформенна, не имеет определенной пространственной точки. Именно эту пустотность символизирует Ади-будда.

Он также связан с понятием «Трикая» – тремя телами будды. Согласно этой концепции, выделяются следующие его формы, способы бытия:

  • Дхармакая (или Ваджракая) – «тело сущности», высшее выражение духовности, отображающее истинность мироздания, которое можно постичь лишь с постижением просветленного сознания.
  • Самбхгакайя – внешний образ божеств созерцания, которые можно постичь в медитативной практике. Таким образом будда дарует учение другим бодхисаттвам.
  • Нирманакая – тело, воплощенное в нашем мире, как, например, Будда Шакьямуни, воплощенный в человеке.

В этом контексте Ади-Натха символизирует четвертую «каю» – Свабхавикакаю. Свабхавикакая означает истинную сущность реального мира, просветление, пустотность.

История пагод Востока

Современные пагоды были заимствованы китайцами у буддистов. Их прототипами стали погребальные ступы Непала. Раньше у пагод была только одна функция – хранить реликвии.

Реликвиями считались прах и вещи, принадлежащие предкам. Архитектура пагод Древнего Востока подразумевала наличие следующих элементов:

  • Цоколя;
  • Главной части;
  • И навершия.

Кроме того, основная часть пагоды могла быть разделена на несколько ярусов.

При правлении династий Тан и Сун экономика Китая была на высоте, поэтому именно тогда проводилось массовое строительство китайских пагод.

Настоящие пагоды распространены не только в Китае и Непале. Эта традиция затронула такие страны, как Таиланд, Бирма, Лаос, Япония, Камбоджа, Корея и Тибет.

Сегодня пагодами в Китае называют и простые одноярусные беседки в парках. Там нет реликвий, зато есть скамейки, где можно отдохнуть и насладиться зрелищем природы вокруг.

Самой древней китайской пагоде недавно исполнилось 2000 лет.

Отличить пагоду от храма или старинного дома довольно легко. Ее крыша, как бы, имеет три похожих яруса, иногда встречаются многоярусные пагоды внушительной высоты.

Концы крыш всегда устремлены вверх. Весь облик пагоды имеет больше вертикалей, чем горизонталей. Многие подобные сооружения похожи на башни, в основе которых закручена спираль. Все спирали, закрученные по часовой стрелке, на Востоке воспринимаются, как божественные символы.

Понятие

Буддийская философия строится на том, что все сущее на земле вращается в колесе сансары, находится в постоянной череде перевоплощений. Впервые об этом упоминалось еще в древней ведической литературе – «Бхагавад-гите», «Пуранах», «Упанишадах». Однако именно в буддизме, (а точнее – в тибетском буддизме) появилось понятие «перерожденцев», или «тулку».

Кем воплотится человек в следующей жизни, зависит от его ума, мыслей в течение этой жизни и непосредственно перед смертью, а также от действий, поступков, умыслов, которые он совершил. Чем больше заслуг, тем выше вероятность переродиться снова в мире людей или в высших, райских мирах. Однако обычно человек не знает, кем он будет в следующем рождении.

Однако есть категория людей – обычно это выдающиеся духовные учителя, наставники – которые посвятили свою деятельность окружающим, трудились во имя помощи другим, передачи знаний, наставлений буддистов на путь дхармы. Перед смертью в текущем воплощении они осознанно приняли решение вновь воплотиться в мире людей, чтобы продолжать свою деятельность. Эти люди и есть тулку.

Институт ринпоче существует в буддийском направлении Ваджраяны. В первую очередь он охватывает Тибет и территории, где развит тибетский буддизм, тантра: гималайский регион, Монголию, буддийские регионы России, частично – Китай и Японию. Что любопытно, перерожденцы существуют также в древней религии тибетцев – бон.

Тулку– перевод на тибетский язык санскритского слова «нирманакая». Оно означает одно из трех тел Будды, то есть форму так называемого трикая – физическое тело. Шакьямуни можно назвать «совершенным тулку».

Начало институту ринпоче положил именно Будда Шакьямуни. В некоторых сутрах, переданных им своим ученикам, существуют отсылки к будущим воплощениям главных духовных лидеров.

Самый известный тулку – Далай-лама. Его Святейшество, здравствующий сейчас и хорошо знакомый всему мировому сообществу, – четырнадцатое воплощение Далай-ламы.

Далай Лама XIV

Первым был Гедун Друба, родившийся в конце 14 века и проживший до 1474 года. С тех пор Его Святейшество постоянно перерождался – линия лам не прерывалась. Главным помощником Далай-Ламы считается Панчен-лама, который тоже постоянно перевоплощается в новом теле на протяжении многих веков.

Первой линией ринпоче были реинкарнации кармап. Начало было положено в 1110—1193 годах благодаря Дюсуму Кхьенпа.

Кармапа – третий по важности тулку в тибетском буддизме после Далай-ламы и Панчен-ламы. Но, в отличие от них, был представителем лишь духовной власти, но никак не политической

Название переводится как «тот, кто осуществялет активность будд». Кармапа относится к тибетской школе кагью, направлению карма-кагью. Также его называют главным тибетским йогом.

Панчен Лама Гьялцен Норбу

К самым влиятельным тулку относятся:

  • Далай-лама;
  • Панчен-лама;
  • Кармапа;
  • Богдо-гэгэн;
  • Трунгпа;
  • Шамарпа;
  • Джецун Дампа;
  • Тай Ситупа.

В Тибете


Понятие ринпоче появилось именно в Тибете, откуда распространилось по другим регионам вместе с направлением ваджраяны. Подобная система была основой духовной жизни в регионе. В 14 столетии Далай-лама V стал также тибетским правителем, и с тех пор в руках тулку сосредоточилась еще и политическая власть.

Преемственность перерожденцев создавала более крепкие общественные отношения, чем при наследовании власти или назначении на должность.

Далай Лама XIV в детстве

Система тулку характеризовалась:

  • стабильностью;
  • равенством;
  • отсутствием борьбы за власть;
  • постоянным духовным стремлением лидера.

Где можно встретить пагоду

На острове Цейлон, в Мьянме, Лаосе, Камбодже и некоторых других странах пагодой принято называть храм, в буддистской классике именуемый ступой – святилище, где хранится реликвия одного либо нескольких Будд.

Эти пагоды и архитектуру имеют соответственную – их основная часть напоминает колокол. К подобному типу сооружений относится знаменитая бирманская пагода Шведагон.

В Китае, Японии, Непале, Корее пагодами именуют многоэтажные башни, используемые в качестве храмов (при этом они не обязаны быть буддистскими!).

В Непале они могут быть круглыми, квадратными или восьмиугольными. Считается, что родиной этого типа пагод является Непал, и архитектурная идея заимствована у индуизма.

В Непале и сейчас можно видеть немало индуистских храмов похожей конструкции (нужно отметить, что индуизм и буддизм не враждебны друг другу, хотя на своей родине в Индии буддизм ныне распространен мало). Окончательно архитектурная идея оформилась в Китае (предположительно в III веке н.э.).

Китайцы всерьез полагают, что в течение нескольких веков являлись владельцами самой красивой пагоды мира – Фарфоровой башни в Нанкине (XV век). Однако предъявление доказательств, подтверждающих эту точку зрения, невозможно – пагода была разрушена в 1856 году во время восстания тайпинов.

Китайская пагода

Однако коммунистическая идеология современного Китая не мешает строительству в этой стране новых пагод – китайцы часто делают это с целью улучшить «энергетику» местности. Они уверены, что небольшая пагода может заставить пейзаж соответствовать фэн-шуй.

Больше всего пагод на единицу площади приходится в Мьянме. Здесь расположен город Баган (Паган), прозванный «городом тысячи пагод».

Это столица средневекового королевства, от которой сохранились именно что только пагоды, поскольку они строились из кирпича, а прочие сооружения – из дерева, и не смогли устоять перед натиском времени.

Бирманцы нередко сооружают собственные пагоды – небольшие каменные строения, имитирующие архитектуру храма. Они полагают, что это поможет им очиститься от грехов и улучшить карму.

В Монголии

Монгольских перерожденцев называют отдельным словом – «хубилган». Изначально в Монголии перевоплощались правители крупных княжеств, но позже среди них появились духовные деятели.

Для них существовало два разных названия:

  • хутухта – общественные деятели;
  • гэгэн – духовники.

Тибетские правители поддерживали подобную тенденцию, потому что она способствовала распространению буддийской философии на монгольских землях. К 18 столетию в Монголии уже существовала собственная сангха буддистов. Ее возглавлял Богдо-гэгэн.

Богдо Гэгэн

Первые два воплощения Богдо-гэгэна происходили из рода ханов Монголии. Последующие перерожденцы были тибетцами из семей разного происхождения. Сейчас в Монголии насчитывается больше десяти хубилганов, все они учатся или учились в местных или индийских монастырях.

Пагода в провинции Шаньси, дворцовые сооружения

Особый интерес вызывает исключительность 9-уровневой пагоды (ее высота — 70 метров) в провинции Шаньси, построенной около тысячелетия назад. Это наиболее древнее деревянное здание в мире, сохранившееся до наших дней. Причем уникальность антисейсмической конструкции уберегла ее от многочисленных разрушительных землетрясений.

Китайские пагоды в стиле дворцовых построек акцентируют внимание на величии императора. Изящные, загнутые вверх крыши, украшенные фигурами птиц и зверей, служат для отвода дождевой воды подальше от основания здания

Это позволяет сохранять деревянные стены от влаги, делает эти сооружения более долговечными.

Сообщества в нашей стране

Одним из самых больших буддийских сообществ в России значится Буддийская традиционная сангха России (БТСР) в Бурятии, главой которой является Дамба Бадмаевич Аюшеев. По-другому этот пост называется Пандито хамбо-лама.

Пандито хамбо-лама Аюшеев

Центральным представительством Буддийской традиционной сангхи России назначен Иволгинский дацан. БТСР представляет школу Гелуг.

Аюшеев не признаёт буддийские сообщества, не подчиняющиеся ему. Он считает, что в связи с формированием в Китае жёсткой государственной экономики, недальновидно выделять на территории Бурятии участки земли для строительства тибетских храмов (как для дацана на Лысой горе), так как в дальнейшем они могут стать опорой для китайского влияния.

Архитектурные изыски

Китайские строители возводили сооружения по оригинальной технологии на основе деревянной каркасной конструкции «доугун», в переводе означающей «ковш и балка». При постройке таких домов не использовалось ни одного железного гвоздя. Расставив столбы в определенном порядке и скрепив их перекладинами, китайцы устанавливали каркас, который впоследствии покрывался крышей из тяжелой черепицы. Но самое интересное: для облегчения давления на столбы китайцы сооружали усеченные пирамиды из деревянных брусков, широкие основания которых упирались в верхнее перекрытие, а вершины – в столб. В итоге вся нагрузка ложится на эти брусочки, отличавшиеся по величине и форме и называвшиеся «доу» — «ковш», соответственно, «гун» — «балка».

Таким образом, пагода – это удивительное сооружение, в котором стены не несут никакой нагрузки. Они выполняют функции перегородок и позволяют устанавливать окна и двери в произвольном количестве.

Всеблагой

Именно так – «Всеблагой», «Благородный» – переводится имя Самантабхадра. По-тибетски оно звучит как «Кунту Зангпо». Символизм и внешний вид Самантабхадры во многом похож на Ваджрадхару.

Его тело также имеет синий оттенок, и изображается он часто со спутницей. Однако главное отличие – их рисуют без какой-либо одежды и драгоценностей. Тем самым показана истинная природа, не скованная ничем.

Описание Самантабхадры приводится и в известном тексте «Бардо Тходол» – «Тибетской книге мертвых». Там повествуется, что на шестые сутки после физической смерти к умершему приходит 42 просветленных совершенных существа. Самантабхадра, воплощенный в мужчине и женщине, относится к этим существам.

Дхармапалы – защитники учения


Защитники дхармы, или Дхармапалы, выделяются в отдельный многочисленный класс. Обычно они принимают гневные образы, чтобы защитить дхарму и ее приверженцев. Некоторые из них стали Дхармапалами добровольно, некоторых обязал Падмасамбхава.

Сюда же относятся различные духи местностей. Они могут быть локальными: к примеру, в России, в частности, в Калмыкии, Бурятии, Туве, известен защитник Прана Атма, который по-тибетски называется «Бегце Чамсин» и покровительствует воинам, вооруженным людям.

Дхармапалы имеют, как правило, волосы красного цвета, огненное свечение и корону из пяти черепов. Этот вид считается наиболее многочисленным, поэтому кратко остановимся на главных из них:

  • Махакала – похожий на Шиву, он является злой ипостасью Авалокитешвары и имеет темно-синий оттенок, может быть с 2, 4 или с 6-ю руками.
  • Ваджрабхаирава – страшная форма Манжугоши.
  • Палден Лхамо – женщина-дхармапала, страшная ипостась Сарасвати, которая близка с Кали, изображается темно-синего цвета.
  • Ваджракилая – основноегневное божество школы ньингма, устраняет преграды.
  • Ямантака – победитель бога смерти с бычьей мордой Ямы, гневная форма Манджушри. Один из его образов – с шестнадцатью ногами, тридцатью двумя ладонями и девятью головами, причем одна из них – бычья.
  • Хайягрива – существо с тремя головами, шестью руками, четырьмя ногами, а иногда и с крыльями, воплощение Амитабхи, в руках держит дубинку или трезубец.
  • Рахула – обладает телом змеи, огромным количеством ртов и девятью лицами, которыми заглатывает девять планет.

Дхармапала Рахула

Экаджати – гневная форма Тары, у нее один зуб, единственная грудь и небольшой клок волос на голове. Вместо набедренной повязки – шерсть тигра, а на шее – ожерелье из голов человека.

Порядок приёма

В буддийское сообщество можно вступить с шести лет. Особых условий приёма нет, ограничения существуют только для:

  • больных заразными болезнями,
  • душевнобольных,
  • несущих воинскую службу,
  • тех, кто не расплатился со своими долгами.

Буддийские монахи Тибета

Можно побыть монахом некоторое время, а потом оставить сангху. Некоторые пробуют себя в новой ипостаси во время своего отпуска, но, традиционно, срок пребывания здесь должен превышать месяц. Только ланкийцы не одобряют выход из сообщества, в остальных буддийских странах относятся к этому вопросу лояльно.

Ношение монашеских одеяний уравнивает всех людей в положении, их происхождение или занимаемый в светской жизни пост становятся неважными. Следует помнить, что собственно монахом можно стать только с двадцати лет. С десяти лет и до этого возраста, все находящиеся в сообществе считаются послушниками.

А мальчики из бедных семей с 6 до 10 лет чаще всего просто выполняют черновую работу, хотя их небогатые родители и надеются, что тех хорошо воспитают и обучат грамоте.Принять убежище в Сангхе несложно: достаточно произнести несколько соответствующих ритуалу фраз и ответить на небольшое количество вопросов.

Дисциплина

Для поддержания дисциплины среди членов сангхи был создан своеобразный устав – Виная. Он постоянно дополнялся и дорабатывался Буддой, по мере возникновения новых прецедентов нарушающего порядок характера и доводился до сведения общинников, подкрепляемый живыми примерами.

Буддийские монахи Южной Кореи

Правила пребывания в Сангхе включали:

  • отсутствие сексуальных контактов,
  • двухразовый приём пищи до полудня,
  • изучение священных текстов,
  • медитирование,
  • пение мантр,
  • обладание минимальным набором вещей: кружка для подаяний, три смены платья, набор принадлежностей для шитья, приспособление для фильтрования воды и бритва, чтобы брить голову.

Нарушителям грозило исключение из сообщества. Монахи не были священниками, то есть в их обязанности не входило служить проводниками между мирянином и Буддой.

Вегетарианство не числилось в наборе обязательных правил. У каждого был свой выбор, к тому же у монахов не было возможности указывать мирянам, что последние должны им подавать на обед.

В настоящее время утвердился традиционный цвет монашеских одежд в зависимости от региона:

  • в ЮВА обычно шафрановый цвет,
  • в Тибете – бордо,
  • корейцы используют серый цвет,
  • японцы – чёрный,
  • для монахинь, бхикшуни, в Тхераваде необходим белый цвет одежд. Но их количество ничтожно мало: для сравнения, на Ланке из 7000 монастырей было только 20 для женщин.

Сейчас самыми ревностными следователями Винаи являются члены тайской лесной сангхи. Медитацию и пробуждение как следствие ее неукоснительного соблюдения они ставят превыше всего. Лесные монахи живут благодаря поддержке мирян.

Они практикуют «тудонг», обходя пешком страну, паломничая по святым местам или разыскивая укромные уголки для занятий медитацией. Денег им иметь нельзя, поэтому во время таких странствий они ночуют, где придётся, и питаются тем, что им подали.

Замысловатые особенности

Самые ранние китайские пагоды построены в форме квадрата, а более поздние здания стали уже шести-, восьми- и двенадцатиугольными, некоторые — круглыми. Можно встретить деревянные и каменные постройки, но достаточно часто использовались обливные кирпичи, железо и медь. Количество уровней в древнекитайских пагодах обычно нечетное, наиболее распространены постройки с 5-13 уровнями. Фантазия зодчих возводила изящные здания, чудесным образом вписывающиеся в окружающее природное пространство и формирующие неповторимый архитектурный ансамбль. Традиционно такие постройки сооружались в горной местности, подальше от шумных центральных районов Китая.

Самые известные пагоды Китая

К самым знаменитым пагодам можно причислить Даянь. Название ступы в переводе означает «дикие гуси». Высота здания – 64 метра. Башня располагается в Сиане, относится к провинции Шэньси.

Пагоду выстроили в 652 году при правлении династии Тан. Ее архитектура представляет собой ансамбль из кирпича и дерева. Арочная конструкция имеет 4 входа и винтовую лестницу. С вершины пагоды открывается удивительный вид на окрестности.

Ступа Люхэ расположена в Ханчжоу, рядом с горами Юелуньшань. Ее высота равняется 60 метрам. Конструкция состоит из 13 ярусов. Дата постройки пагоды – 970 год. Строительство происходило при правлении династии Сун.

На стенах пагоды сохранились рисунки животных и буддистские наставления. Внутри нее имеется винтовая лестница. Сооружение многократно подвергалось реставрации, но облик этой пагоды все же сохранен практически в первозданном виде.

Пагода Цзиньганбаоцзо находится в Пекине. Ее название в переводе означает «пагоду алмазного трона». Башня располагается на территории храма Чжэньцзюе. Пагоду отстроили в 15 веке при правлении Мин.

Для строительства данной ступы использовали в основном только камень. У основания пагоды и сегодня можно увидеть скульптуры восседающих Будд.

Пагода Храма Юйго полностью сделана из глазированного кирпича, издалека напоминающего металл. Ее возвели в 1050 году. Она расположена в провинции Хэнань. Имеет 13 ярусов и высоту в 55 метров. Внутри конструкции также есть винтовая лестница, присутствуют богатые элементы китайского декора.

Все пагоды Китая имеют много различий, но обобщены едиными принципами строительной системы, а также своим предназначением. Пагоды являются важными достопримечательностями. Поэтому правительство Китая регулярно выделяет деньги на их реставрацию.

Развитие образа

Если вспомнить историю развития буддийской мысли, сначала она была единой, а лишь затем разделилась на хинаяну и махаяну. Из последней, в свою очередь, отделилась ваджраяна.

Великие деятели выделили и стали развивать учение об Ади-будде. Впервые о нем говорили сутры тантры, датируемые VII столетием. В первую очередь это «Манджушринамасангити». Затем, на рубеже X и XI столетия, учение стало набирать вес в текстах калачакры.

В таком виде оно стало распространяться на восток, и по сей день господствует в Гималаях и восточноазиатском регионе: на непальских, тибетских, бутанских, монгольских территориях, а также в буддистских республиках России – в Бурятиии, Туве, Калмыкии. При этом в старой школе тибетского буддизма, именуемой Ньингма, Ади-будду называют Самантабхадрой. А в новых школах, которые объединены понятием Сарма, его величают Ваджрадхарой.


На Дальнем Востоке, а именно на китайских, японских, корейских землях, существует направление Сингон. Здесь Ади-будду отождествляют с Вайрочаной, который причисляется к пяти дхьяни-буддам – буддам медитации. У каждого дхьяни-будды есть своя мантра, и с ним связана особая садхана – медитативная практика.

Как ищут тулку

Считается, что этот процесс происходит следующим образом. После смерти духовный наставник перевоплощается в теле новорожденного мальчика. Процесс поисков на первый взгляд кажется сложным, но сами ламы утверждают обратное.

Дело в том, что зачастую деятель, который должен перевоплотиться, перед смертью сам называет место предстоящего рождения или даже имена будущих родителей. Иногда близким людям, ученикам, приближенным во сне приходят видения, и найти место и семью не составляет труда.

Если этого не произошло, действуют методом исключения: анализируют, где и когда умер духовник, какая местность вызывала в нем трепет. Новое воплощение обычно появляется спустя один-два года. Для поиска организуют специальную поисковую группу.

Когда определить местонахождение ринпоче оказывается трудно, прибегают к специальным обрядам, помощи людей, имеющих связь с духами, к астрологии. При сложных случаях поиска Далай-ламы группа отправляется к берегу озера Кхалмо Лацо. Есть мнение, будто здесь обитает божество Палден Лхамо, которое в отражении водной глади способно показать месторождение или лица родителей нового воплощения.

Озеро Кхалмо Лацо

На деле, когда поисковая группа отправляется в определенную местность, жители могут подсказать предполагаемого кандидата: его рождение, как правило, сопровождается странными событиями или младенец сам обладает необычными способностями.

Если появляется несколько мальчиков-претендентов, то им предстоит испытание. На встречу с кандидатами идет человек, приближенный духовнику. Если ребенок его узнал, это хороший знак.

Также предлагается несколько личных вещей, принадлежавших духовнику, например очки, книга, платок. Считается, что новое воплощение непременно узнает их среди других похожих предметов. Иногда встречаются отметины на теле, выдающие перерожденца.

Зачем нужна консолидация?

Рассмотрим преимущества сангхи и её роль в достижении просветления каждым её членом. Достичь его каждому человеку по силам и самостоятельно — если есть такая цель, намерение. Но любое дело легче выполнить, когда у тебя есть единомышленники.

В нашем мире сложилось так, что бескорыстие и какие-либо устремления, не ставящие конечной целью обретение наслаждения, обогащения или прославления, воспринимаются большинством недоброжелательно, в лучшем случае, как чудаковатость. Поэтому группа людей, объединившаяся для достижения бескорыстной духовной цели, вместе будет чувствовать себя более уверенно и ощущать ежедневную поддержку друг друга.

В сообществе создаётся необходимая религиозная атмосфера, в которой легко трудиться, улучшая своё сознание. Здесь неловко показывать свои нехорошие черты, которые человек не смущается демонстрировать своим родным или которых не стыдится перед самим собой. Перед глазами всегда есть другие члены общины — образцы духовности, убеждающие в том, что есть возможности для нравственного роста.

В общине неуместно лицемерие. Если кому-то случится возгордиться от собственных достижений, это становится всем заметным, и адепту указывают на его заблуждения

Важность сообщества заключается в том, что каждый её член получает помощь в случае моральной неустойчивости, ему не дают совершить нравственное падение, а уже совершённые неблагие поступки есть возможность искупить, публично покаявшись

Когда в общину объединяются миряне, их имущество остаётся при них, но они могут по совместному решению всех членов общины материально поддержать наиболее бедных товарищей, оказать нуждающимся помощь в виде совета или потрудившись на их благо.

Главным отличием буддийских общин и коммун является разные подходы к идеологии.

В сангхе:

  • не исповедуют материализм;
  • отсутствуют негативные чувства, такие как ненависть или презрение, к идеологическим противникам;
  • не затравливают виновных;
  • не подчиняют волю одного общей воле;
  • пестуют индивидуальность послушника;
  • создают условия каждому адепту для полного раскрытия его способностей.

Монахи школы Гелуг

Поэтому сангху справедливо считают одной из трёх буддийских драгоценностей, наряду с Буддой и его Учением – Дхармой.

Ваджрадхара

Тибетский Ваджрадхара символизирует дхармакаю, недвойственную природу всего сущего. Сама ваджра в его правой руке указывает на моментальное, подобно вспышке молнии, просветленное состояние.

Есть мнение, что Ваджрадхара способен даровать великим буддистам-практикам новые учения. По преданию, он подарил «особый символ» известному монаху из Индии Тилопе, который впоследствии основал тибетскую секту Кагью.

На изображениях, в статуях, на тханках, а в наше время и на фото Ваджрадхара предстает сидящим на раскрытом лотосном бутоне в падмасане – позе лотоса. Бутон, означающий просветленность, в свою очередь, находится на дисках солнца и луны. Последний символизирует бодхичитту – свойство бодхисаттв, готовность достичь просветления и трудиться для того, чтобы повести все сущее по этому же пути.

Тело Ваджрадхары имеет синий цвет. Он облачен в яркие пятицветные одежды, многочисленные драгоценности, а голова увенчана короной. Такой образ показывает высшую степень радости, свойственную божеству.

Ладони сложены у груди. Правая сжимает ваджру (особой формы скипетр), являющую собой образ пустоты, а левая – колокольчик, смысл которой заключается в безграничной мудрости. Вместе они олицетворяют единство блажи и пустотности.

Божество встречается как само по себе, так и в образе яб-юм – вместе с супругой. Их союз тоже символичен – это единение метода и женской мудрости.

Таинственные сокровища

Значение слова «пагода» в буквальном переводе с португальского языка (pagoda) и санскрита («бхагават») — «башня сокровищ». Монастырские сооружения в большинстве своем сохранили исконное назначение, но доступ для путешественников к действующим монастырям ограничен. Парковые постройки выполняют скорее символическую роль, привлекая множество туристов неповторимым внутренним убранством и возможностью осмотра окрестностей с высоты любого яруса. Но в них нельзя увидеть ритуальные церемонии и поистине священных предметов.

Блистательное великолепие сакральных сооружений, прекрасно сочетающееся с благородным спокойствием, напоминает, а зачастую и является дворцовыми комплексами. Императорская пагода — это здание, стилизованное с особой помпезностью и величием, покрытое желтой черепицей, цвет которой символизировал верховную власть.

Пагода японская – музыка Будды

Создавая атмосферу одухотворенности, в японском саду принято возводить буддийские храмы на возвышенностях, натуральных или искусственных. Традиционно при обустройстве сада сначала устанавливаются ворота, а затем – пагода японская, являющаяся центральным композиционным объектом.

Высота сооружения не ограничена ничем, кроме… каменных фонарей, которые должны быть ниже пагоды в 1,5-2 раза. В стране восходящего солнца они могут быть совсем маленькие (до 1 метра), расположившиеся в миниатюрном саду. А это значит, что в зоне видимости вообще отсутствуют каменные фонари. По классическим канонам пагода – это сооружение, состоящее из отдельных камней и образующее у основания квадрат. Ее вертикальное сечение – трапеция с искривленными боками. Самое интересное, что камни в японской пагоде не закреплены между собой, а постройка держится за счет их собственного веса. Поэтому при ее возведении весьма важны тщательный расчет и аккуратность.

На фоне великолепных пейзажей в умиротворяюще-одухотворенной атмосфере царят многоярусные пагоды, отличающиеся формами, высотами и яркими расцветками

Они неизменно привлекают внимание и будоражат воображение человека


С этим читают