Типы психики человека

Дегуманизация отношений

Человек в современном обществе вынужден постоянно сталкиваться с отчужденностью, проявляющейся не только в рабочих, но и межличностных взаимоотношениях.


Постоянные манипуляции с людским сознанием со стороны средств массовой информации, политиков и общественных институтов привели к дегуманизации отношений. Зона отчуждения, образовавшаяся между людьми, мешает общаться, искать друзей или вторую половинку, а попытки сближения со стороны незнакомых людей очень часто воспринимаются как что-то абсолютно неуместное. Третья проблема социума 21-го века — дегуманизация – отражается в массовой культуре, языковой среде и искусстве.

Внутривидовой полиморфизм[править | править код]

Вместе с тем, и внутри рас наблюдается достаточно высокая степень вариабельности, позволяющая выделять субрасы (этнорасовые группы), то есть выделить дискретные признаки и типы, однозначно определяющие расовую принадлежность, невозможно.

У вида наблюдается непрерывное распределение типов телосложения (мускульного, костного, жирового), пигментации кожи и других признаков; таким образом, раса или этнорасовая группа в терминах популяционной генетики определяется как группа со специфическим распределением частот генов, отвечающих за эти признаки. Комплексы признаков, характерных для этнорасовых групп, отражают не только адаптационную реакцию на условия обитания, но и миграционную историю популяций и историю генетического взаимодействия с другими популяциями.

Частные классификации

Чаще всего классификация затрагивала характеристики, связанные со сферой социального взаимодействия, строилась как набор биполярных черт, сильное преобладание какой-то черты создавало некий акцент в характере человека. Характеристики частных классификаций: отсутствие четкой границы между классами, человек может переходить из одного класса в другой под действием внешних и внутренних причин, число классов зависит от установки автора классификации.

Примеры: Социально-характерологическая (Теофраст), социально-политическая (Платон).

Одной из первых типологий человека, основанной на его смысложизненных ценностях, является типология Платона, который выделял следующие типы:

  1. нормальный, характеризуется преобладанием высшей стороны души, стремлением к поиску истины;
  2. тимократический, отличается сильным развитием честолюбия и наклонности к борьбе;
  3. олигархический, отличается скупостью, стяжательностью, сдержанностью и бережливостью;
  4. демократический, характерной чертой его является нравственная неустойчивость, и стремление к постоянной смене чувственных наслаждений;
  5. тиранический, в котором преобладают самые низшие, животные влечения.

Частные классификации часто строятся практиками на основе конкретной деятельности. В рамках любой деятельности можно найти большое количество самых разных классификаций.

Пример: классификация личности в зависимости от её реакции на окружающую среду А. Ф. Лазурского:

  1. Низкий уровень. а) Рассудочный тип (всё подвергает рассудочному анализу, неспособен к творческому мышлению, склонен копировать чужое поведение и действия); б) Аффективный тип (противоположен рассудочному, импульсивно реагирует на различные события, склонен к чувственности, мечтательности; в) Активный тип (характеризуется импульсивностью, зачастую, чрезмерной активностью, беспорядочными и необдуманными действиями, склонен к различного рода рискованным поступкам, азартным играм.
  2. Средний уровень. а) Непрактичные теоретики-идеалисты (это люди с научным, теоретическим мышлением, способные созерцать, обладающие творческим мышлением, часто являются учёными, художниками и т.д.); б) Практики-реалисты (условно делятся на три типа: альтруисты, у которых сильно развита эмпатия, общественники, которые склонны властвовать, обладают твёрдым характером и хозяйственные, обладающие практичностью и расчётливостью).
  3. Высший уровень. Личности данного уровня характеризуются сочетанием и эмоционального, и рассудочного мышления, обладают высокими идеалами (духовностью, альтруизмом), высокой осознанностью, сдержанностью и целесообразностью в эмоциональных порывах.

Пример: Градацию по шкале «безликость — яркая личность» вводит для исполнительского стиля Густав Нейгауз (Нейгауз, 1987). Многие пианисты играют то, чему их научили, а не то, что они пережили сами, над чем подумали и поработали.

Ежедневный спринт

Психологи и психиатры всех мастей отмечают резкий всплеск тревожности, неуверенности в себе и огромное количество различных фобий у рядового представителя нашего социума.

Жизнь современного человека проходит в бешеном ритме, поэтому времени на то, чтобы расслабиться и отвлечься от многочисленных бытовых проблем, попросту нет. Замкнутый круг, состоящий из марафонской дистанции на спринтерской скорости вынуждает людей бегать наперегонки с собой. Интенсификация приводит к бессоннице, стрессам, нервным срывам и болезням, что стало основополагающей тенденцией в постинформационном веке.

Эволюция человека. Таблица

Предупреждаю сразу, что временные рамки в таблице, приведенной ниже, не совпадают с вышеперечисленным. Данные для статьи взяты из разных источников, и лишний раз подтверждают, как мало и не точно мы знаем историю развития жизни на Земле. Разные ученые и разные издания дают отличные друг от друга датировки, единства нет и в разделении на этапы и подэтапы.

Период (млн лет назад) Этап Характеристика
60 первые приматы древесный образ жизни

ключица

вращательные движения в плечевом суставе

 25 дриопитеки — общие предки 2 семейств: понгид, или антропоморфных обезьян (гиббон, горилла, орангутанг, шимпанзе), и гоминид (людей) древесный образ жизни (кожный узор на подушечках пальцев)

стадность

 3,5–4  австралопитеки  мозг — до 550 куб. см

прямохождение

примитивные орудия труда (палки, камни, кости)

стадность

 1,5–2,7  человек умелый  мозг — 600 куб. см

обрабатывают камни с целью изготовления орудий

1,2–0,2 архантропы (древнейшие люди): вид человек прямоходящий

Подвиды:

питекантроп (о. Ява)

синантроп (Китай)

гейдельбергский человек

мозг — до 1000 г

жили в пещерах

использовали огонь

0,13–0,03 палеоантропы (древние люди):

неандертальцы

 мозг — 1500 г

зачаточная речь

изготовление сложных орудий труда

совершенствование речи и племенных отношений

 0,2–н. в. неоантропы (современные люди):

кроманьонцы

человек разумный

членораздельная речь

общественный труд

одомашнивание растений и животных

обряды

Лучше всего думается, когда путешествуешь в одиночестве

Стратеги хорошо и уверенно себя чувствуют в разных сферах знаний, на изучение которых они потратили время, однако, к сожалению, «социальный контракт» — это не их конек. Ложь во спасение и болтовня — сложная задача, как и для любого, кто стремится к правде и подробностям, однако Стратеги могут зайти настолько далеко, что будут рассматривать большую часть общественных условностей как совершенную глупость. Как ни странно, для них часто лучше всего оставаться там, где они чувствуют себя комфортно — в тени, где уверенность, преобладающая в Стратеге в процессе работы со знакомыми вещами, может послужить сигналом, привлекающим людей с аналогичным темпераментом и интересами.

Стратегов определяет их склонность к продвижению по жизни, как по огромной шахматной доске: фигуры постоянно перемещаются с умом и вниманием, всегда оцениваются новые тактики, стратегии и планы на случай непредвиденных обстоятельств. Стратеги постоянно обходят своих коллег, чтобы удержать контроль над ситуацией, максимизируя свою свободу действий

Это не означает, что Стратеги действуют безрассудно, однако для большинства других типов личности кажется, что они действуют на эмоциях, и это объясняет то, почему многие выдуманные злодеи (и герои, которых никто не понимает) смоделированы именно на этом типе личности.

Человек разумный или кроманьонец

Человек разумный (на латыни – Homo sapiens) появился, согласно теории эволюции Дарвина, 100-160 тысяч лет назад. Homo sapiens строили шалаши и хижины, иногда даже жилые ямы, стены которых обшивали деревом.

Они умело пользовались луком и стрелами, копьями и костяными крючками для ловли рыбы, а также строили лодки.

Человек разумный очень любил расписывать тело, украшать рисунками одежду и предметы домашнего быта. Именно Хомо сапиенс создали человеческую цивилизацию, которая существует и развивается до сих пор.

Кроманьонцы были высокого роста — до 180 см, с высоким лбом, объёмом мозга 1600 см3 . Над глазами отсутствовал  сплошной валик; на нижней челюсти хорошо развит подбородочный выступ, что свидетельствует о развитии членораздельной речи. Кроманьонцы обладали всем комплексом основных физических особенностей, которые имеются и у наших современников. Их умственное развитие достигло высокого уровня. Об этом свидетельствуют изменения, происшедшие в их жизни.


Кремневые орудия становились более разнообразными и совершенными,   кроманьонцы широко стали использовать трудно обрабатываемые материалы: кость, рог. Они умели сверлить, шлифовать, знали гончарное дело, приручали животных, начинали развивать земледелие, сшивали шкуры животных и изготовляли из них одежду и жильё. Все это делало человека менее зависимым от климатических условий. Именно поэтому люди стали осваивать ранее недоступные районы земного шара. Кроманьонцы жили родовыми общинами в построенных жилищах.

На этом этапе произошло ещё одно крупное событие в жизни людей – возникло искусство. Рисунки первых художников, обнаруженные на стенах пещер, каменные и костяные скульптуры, выполненные с удивительным для того времени мастерством. Всемирной известностью пользуется живопись Каповой пещеры (на Урале). Зарождается религия. Эволюция человека вышла из-под ведущего контроля биологических фактов и приобрела социальный характер.

Литература

  • Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М., 1991.
  • Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности // Психологический журнал. — 1985. — Т. 6, № 5. — С. 3-18.
  • Анастази Анна. Дифференциальная психология. — М., 2001.
  • Артемцева Н. Г., Губанкова Н. Г., Ильясов И. И., Миронычева А. В., Нагибина Н. Л. Психологические типы. Когнитивные стили. — Ч. 4. — Московский гуманитарный университет, 2003.
  • Артемцева Н. Г., Ильясов И. И., Миронычева А. В., Нагибина Н. Л., Фивейский В. Ю. Познание и личность: типологический подход. — М.: Книга и бизнес, 2004.
  • Бубнова С. С. Системный подход к исследованию психологии индивидуальности. — М., 2002.
  • Бурно М.Е. О характерах людей (2005, 2006, 2008)
  • Волков П. Разнообразие человеческих миров. Аграф, 2000.
  • Дорфман Л. Я. Метаиндивидуальный мир. — М., 1993.
  • Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. — «Питер», 2004.
  • Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М., 1995.
  • Когнитивные стили: Тезисы Всесоюзного научного семинара. — Таллин, 1986.
  • Кречмер Э. Строение тела и характер. Государственное издательство, 1930.
  • Купер К. Индивидуальные различия. — М., 2000.
  • Лазурский А. Ф. Очерки науки о характерах. — М., 1995.
  • Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев, 1981.
  • Либин А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. — М., 1999.
  • Марутаев М. А. Гармония как закономерность природы // Золотое сечение. — М., 1990. — С. 130—233.
  • Мейли, Ришар. Структура личности // Поль Фресс, Жан Пиаже. Экспериментальная психология : журнал. — Москва: Прогресс, . — Вып. 5.
  • Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную писхологию личности. — М., 1985.
  • Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования личности. — М., 1986.
  • Модели мира / ред. Д. А. Поспелов. — М., 1997.
  • Нагибина Н. Л. Психология типов. Системный подход. Психодиагностические методики. — Ч. 1. — М.: Институт молодежи, 2000.
  • Психология индивидуальных различий : Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова). — М., 1982, 2006.
  • Популярная психология типов / ред. Н. Л. Нагибиной. IIDP.[прояснить] — Ч. 1. — Москва, 2009.
  • Россолимо Г. И. Психологические профили. Методика. — М., 1910.
  • Руднев В.П. Характеры и расстройства личности. Патография и метапсихология. — М.: Независимая фирма «Класс’, 2002. — 272 с. — (Библиотека психологии и психотерапии. вып. 102).
  • Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. — СПб., 2005.
  • Теплов Б. М., Небылицин В. Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий // Вопросы психологии. — 1963. — № 5.
  • Шадриков В. Д. Способности в структуре психики // Диагностика познавательных способностей. — Ярославль, 1986.
  • Юнг К. Психологические типы. — М., 1995.

Современные проблемы психологических классификаций

Проблемы психологических классификаций связаны с высокой сложностью и неоднозначностью психической реальности. Классифицировать материальный мир гораздо проще.

В психологии мы сталкиваемся с тем, что с помощью сознания мы можем изучать сознание. Здесь открываются новые возможности, но и новые ограничения, связанные, в частности, с субъективностью и её преодолением. Как известно, в психике человека есть осознаваемые и неосознаваемые компоненты познания. Они работают часто самостоятельно, как два разных оценщика ситуации. Поэтому оценки с помощью проективных тестов (которые направлены на исследование бессознательного) часто вступают в противоречие с самооценками с помощью опросников (которые апеллируют к сознанию или осознаваемому поведению).

Для оценки психологического типа важно, чтобы измерительный инструмент (тест, методика) был «откалиброван» не на настоящее и актуальное, а на типичное, повторяющееся с большей вероятностью на протяжении жизни. Поэтому для типологов так важны методы, которые позволяют видеть настоящее сквозь призму всего жизненного пути личности: биографический, структурированная беседа, лонгитюдное наблюдение в естественной ситуации

Такие методы хорошо разработаны в клиническом исследовании. В работе со здоровыми людьми они составляют, скорее, исключение.

Пример: Программа исследования личности Лазурского А. Ф.

Вопрос подготовки квалифицированного специалиста в области исследования и диагностики типов — самостоятельная проблема. Нужен целый комплекс знаний и умений.

Важным для измерения психологического типа является умение диагноста видеть не отдельные фрагменты психической реальности, а оперировать системами (познавательной, ценностно-мотивационной, эмоциональной, волевой) и учитывать их целостный характер, знание устойчивых вариантов этих систем, умение их сравнивать. Сравнение и оценка этих систем осложняются отсутствием проработанной методологической базы: нет единого мнения о том, что сравнивать и как оценивать.

Исследователю необходимо уметь работать как с качественными, так и с количественными методами исследования эмпирической реальности, учитывать следующие факторы:

  1. Масштабность и комплексность исследования (возможность прорисовки и учета нескольких планов в разных масштабах)
  2. Характер и специфику распределения свойств и характеристик в исследуемой среде.
  3. Минимальный набор субшкал, не нарушающих полноту и конструктную валидность психологического свойства.

Ничто не остановит человека с правильной стратегией в достижении цели

Стратеги уже в раннем детстве демонстрируют природное стремление к знаниям и другие дети часто дают им прозвище «буквоед». Несмотря на то, что такое прозвище может быть обидным с точки зрения их сверстников, часто они с удовольствием принимают это и даже гордятся этим, наслаждаясь своими обширными знаниями. Стратеги любят делиться своими знаниями, они уверены в своем мастерстве. Такие личности предпочитают разрабатывать и выполнять идеальные планы в своей области, а не обсуждать «неинтересные» темы, например, слухи.

Парадоксом для всех наблюдателей является то, что Стратеги способны жить вопиющими противоречиями, которые все же полны смысла, по крайней мере с рациональной точки зрения. Например, Стратеги одновременно являются наиболее беспросветными идеалистами и самими жесткими циниками; кажется, такое сочетание просто невозможно. Но это объясняется тем, что Стратеги склонны верить, что благодаря усилиям, уму и внимательности можно всего добиться, но в то же время они считают, что люди слишком ленивы, недальновидны или эгоистичны для достижения хороших результатов. При этом такой циничный взгляд на реальность не остановит заинтересованного Стратега от достижения результатов, которые они считают целесообразными.

Не теряйте ту «маленькую искру сумасшествия»

К счастью, люди с типом личности Борца знают, как расслабляться, и они прекрасно переключаются со страстных, энергичных идеалистов, которыми они являются на рабочем месте, на творческий и полный энтузиазма свободный дух на танцполе, часто настолько неожиданно, что это удивляет даже самых близких друзей. Нахождение среди людей также дает им шанс связываться эмоционально с другими, обеспечивая заветное понимание того, что мотивирует их друзей и коллег. Они верят в то, что каждый должен тратить время на признание и выражение своих чувств, и их сопереживание и коммуникабельность делает это естественной темой общения.

Однако Борцы должны быть внимательны. Если они будут слишком сильно полагаться на интуицию, делать слишком много предположений относительно мотивации своих друзей, они могут неправильно воспринять сигналы и расстроить планы, которые более простой подход сделал бы абсолютно простыми. Такого рода социальный стресс является источником страхов, который не дает такому типу личности, сфокусированному на гармонии, заснуть. Борцы очень эмоциональны и чувствительны, и, когда они наступают кому-то на ногу, все это чувствуют.

Борцы будут тратить много времени на изучение социальных взаимоотношений, чувств и идей, и поймут, как все устроено на самом деле. Однако если такие личности находят свое место в мире, их воображение, сопереживание и мужество может дать невероятные результаты.

Взаимоотношения индивидуальной психики с коллективной психической деятельностью

Индивидам, образующим общество и его подмножества, свойственно порождать коллективную психическую деятельность, и эта коллективная психическая деятельность может быть в общем-то всего двух видов:

  • в одном случае к ошибкам, совершённым одним индивидом, добавляются ошибки, совершаемые другими. Ком множества их ошибок растёт и угнетает общество до тех пор, пока оно не сгинет под их гнётом, либо же пока оно не начнёт порождать коллективную психическую деятельность второго вида.
  • во втором случае ошибки, совершённые одним индивидом, устраняются и компенсируются другими, но при этом каждый заботится о том, чтобы самому совершать меньшее количество ошибок, чтобы не обременять других необходимостью устранения их последствий.

Но кроме того, индивиды могут различаться и по взаимоотношениям их индивидуальной психики с порождаемой ими коллективной. При этом индивид:

  • либо подневолен коллективной психической деятельности и тогда это — стадность;
  • либо он свободный соучастник коллективной психической деятельности, но при этом по отношению к одной стадности он, возможно, выступает в качестве пастуха, будучи не свободным в каком-то ином качестве. Также следует иметь в виду, что и «стадность», и «коллективная свобода», в зависимости от характера информационных процессов в них, могут порождать как «лавину бедствий и ошибок», так и некоторое безошибочное функционирование коллектива в целом.

Типы строя психики

В контексте достаточно общей теории управления строй психики — определённый термин.

На наш взгляд — для человечного строя психики — нормально, если врожденные рефлексы и инстинкты являются основой, на которой строится разумное поведение; нормально, когда интуиция предоставляет информацию, которую возможно понять посредством интеллектуальной деятельности. То есть для человечного строя психики нормально, когда в его иерархии интуиция всегда выше разума, разум выше инстинктов, а все вместе они обеспечивают пребывание человека в ладу с биосферой Земли, Космосом и Богом.

Тем не менее, достаточно часто приходится видеть, как разум становится невольником и обслуживает животные инстинкты человека; как рассудочная деятельность превозносится над собой и пытается отрицать интуитивные оценки и даже полностью вытесняет интуицию из психики; как все они вместе, пытаются отвергать Высший промысел, вследствие чего становятся жертвами непреодолимой ими самими ограниченности и одержимости, что находит своё выражение в нечеловеческом строе психики, который в зависимости от организации компонент психики индивида может быть нескольких видов:

Если разум отвергает интуицию или служит — как невольник — инстинктам, то это — не человеческий, а животный строй психики. При этом следует иметь в виду, что и при животном строе психики интеллект может быть высокоразвитым, а его носитель может быть выдающимся профессионалом в той или иной области деятельности цивилизации (включая и магию), по существу не будучи человеком.

Также и строй психики биоробота (зомби) отличается от человеческого тем, что в поведении утрачивается свобода в обращении с информацией, вследствие чего индивид автономно отрабатывает внедренную в его психику программу поведения (автономный робот-автомат) или же не в состоянии воспрепятствовать активизации свойственных навыков и качеств извне, т.е. другими по их произволу (дистанционно управляемый робот). Кроме того, зомбирующие программы могут быть иерархически более значимыми в поведении индивида, чем врожденные инстинкты, вследствие чего, с одной стороны, в каких-то ситуациях зомби не проявляет инстинктивно-животных реакций на раздражители и выглядит человеком, в отличие от носителей животного строя психики, которые и не пытаются сдержать животное начало; с другой стороны возможен конфликт в психике зомби между поведенческими программами инстинктов и зомбирующими программами поведения, а также между различными зомбирующими программами.

Демонические личности, обладая осознанными или бессознательными завышенными самооценками, и будучи носителями животного строя психики, строя психики зомби, либо пребывая в своеволии индивидуализма, освободившегося из неволи инстинктов и зомбирующих программ, порождают агрессивно-паразитический индивидуализм с претензиями на сверхчеловеческое достоинство в человечестве. То есть в основе демонического типа психики лежит нечеловеческий строй психики тех, кому Свыше дано быть людьми.

Другие особенности[править | править код]

Отличия от животныхправить | править код

Основная статья:

У человека хорошо развиты области мозга, отвечающие за равновесие и координацию движений, что позволяет ходить на двух ногах. Обонятельные области, напротив, развиты слабо, что соответствует чрезвычайно слабому обонянию. С другой стороны, человек обладает стереоскопическим зрением.

Физические способности человекаправить | править код

  • Жак Майоль без дыхательных аппаратов погружался на глубину 105 метров. Спортивный рекорд в свободном нырянии без ограничений установил Лоик Леферме, нырнув на 171 метров.
  • 27 июля 1993 года Хавьер Сотомайор прыгнул в высоту на 2,45
  • 30 августа 1991 года Майк Пауэлл прыгнул на 8,95 метров в длину

Проблемы социальной культуры

Проблемы современного человека неотделимы от деформаций в самом обществе и создают замкнутую спираль.

Культурный уроборос заставляет людей еще больше замыкаться в себе и отдаляться от прочих индивидов. Типичным выражением процессов деградации общественного самосознания можно считать современное искусство – литературу, живопись, музыку и кино.

Фильмы и книги ни о чем, музыкальные произведения без гармонии и ритма преподносятся как величайшие достижения цивилизации, полные сакрального знания и глубокого смысла, непонятного большинству.

Внутренние переживания каждого конкретного человека так и остаются неразрешенными, а негативные эмоции принято попросту не принимать во внимание. Строгая установка на абстрактный «позитив» и иногда неуместный «креативный подход» делают из людей со свойственными им чувствами и эмоциями киборгов для реализации определенных задач без возможности поделиться личными переживаниями

Проблемы человека состоят в отрицании личностных качеств и изначального различия между людьми.


С этим читают