Дхарма. что это и как использовать в повседневности?

Буддизм[править | править код]


Дхармачакра в скульптурной отделке Храма Солнца, Конарк, Орисса, Индия

История буддизма в Индии традиционно разделяется буддистами на три периода, получивших название «Три поворота дхармачакры». Вращение колеса символизирует изложение и объяснение Закона для спасения всех живых существ. Таким образом, Будда является «вращателем колеса» (Чакравартин).

Первый поворот относят ко времени, когда Будда Шакьямуни произнёс свою бенаресскую проповедь, получившую название «Сутра запуска дхармачакры» («Дхармачакра-правартана-сутра»).

Второй поворот связывают с появлением праджняпарамитских сутр, третий — с возникновением учения виджнянавады.

Поворот Колеса Дхармыправить | править код

По воззрениям тхеравады Будда единожды повернул колесо дхармы в Оленьем парке в Сарнаттхе, близ Варанаси, произнеся свою первую проповедь Дхаммачаккапаваттана сутту для пятерых аскетов. Второй и третий повороты, согласно воззрениям тхеравады, не признаются таковыми.

Три поворота колеса дхармыправить | править код

Основная статья: Три поворота

По воззрениям школ махаяны Будда три раза поворачивал Колесо Дхармы: это значит, что он дал три больших цикла поучений, которые соответствуют различным способностям учеников и показывают им путь к непреходящему счастью. Начиная с этого времени, в распоряжении всех, кто живёт в эпоху после появления Будды, есть методы, при помощи которых можно достичь совершенного состояния полного Просветления.

По воззрениям наиболее древней нереформированной школы тхеравада, Будда поворачивал Колесо Учения только один раз, во время произнесения Дхармачакра-правартана сутты в Варанаси. Дальнейшие повороты тхеравада относит к позднейшим изменениям первоначальной доктрины.

Первый поворот колеса дхармы

Буддизм
  • История
  • Философия
  • Люди
  • Страны
  • Школы
  • Понятия
  • Тексты
  • Хронология
  • Критика буддизма

Будда учил, в основном, Четырём благородным истинам и закону кармы, которые объясняют нашу ситуацию в круговороте существования и утверждают возможность освобождения от всех страданий и причин страданий. В первом цикле поучений говорится, главным образом, о внешнем поведении, которому соответствует нравственный кодекс монаха или монахини. Если соотнести эти циклы поучений с различными направлениями буддизма, тогда можно сказать, что первый цикл поучений Будды является основой для традиции тхеравады.

Второй поворот колеса дхармы

Будда дал поучения об относительной и абсолютной истине, а также — о взаимозависимом возникновении (Пратитья-самутпаде) и пустоте (шуньяте). Он показал, что вещи, которые появляются в соответствии с законом причины и следствия (карма), по своей природе свободны от действительного, независимого существования. Во втором цикле поучений говорится о внутреннем настрое, которому соответствует кодекс поведения мирянина или мирянки, берущих на себя ответственность за других, например, за семью или за какие-либо социальные группы. Этот цикл поучений Будды является основой для Великой Колесницы (Махаяны).

Третий поворот колеса дхармы

Были даны поучения о присущей всем существам Просветленной природе (Природе Будды), содержащей все совершенные качества и изначальную мудрость Будды. В этом цикле поучений говорится об аспектах восьмеричного пути, соответствующих нравственному кодексу йогинов, которые соединяют чистый взгляд на вещи с постоянной практикой. Третий цикл поучений Будды является основой для Великой Колесницы (Махаяны) и Колесницы Тантры (Ваджраяны).

Определение слова «Колесо» по БСЭ:

Колесо — деталь машин и механизмов. имеет форму диска или обода со спицами, вставленными в ступицу. К. может свободно вращаться на оси или быть закрепленным на ней. Служит для передачи или преобразования вращательного движения.К. — одно из величайших изобретений человечества, известно примерно с середины 4-го тысячелетия до н. э. (Месопотамия). Предшественником К. можно считать примененный много тысячелетий назад деревянный каток, который подкладывали под перемещаемый груз. Первоначально К. представляло собой диск, насаженный на ось. Во 2-м тысячелетии до н. э. конструкция его совершенствуется: появляется К. со спицами, ступицей и гнутым ободом. Позднее для увеличения прочности К. стал применяться металлический обод, который затем в транспортных машинах был заменен Шинами. Изобретение К. способствовало развитию и совершенствованию ремёсел: К. было применено в гончарном круге, мельнице, прялке, токарном станке и т.д. С изобретением самодвижущихся повозок К. стало играть активную роль движителя. В ирригационных сооружениях, на мануфактурных фабриках, рудниках и т.п. применялись водяные колёса. В 19 в. вместо водяного К. для передачи энергии стали использовать турбину, основным элементом которой также является К. В большинстве рабочих машин К. служит для изменения частоты вращения, перемены направления движения, для передачи движения с горизонтальной оси на вертикальную или наоборот (в ремённых, зубчатых передачах и др.).

Примечания

  1. RV 10.133.6
  2. «Брихадараньяка-упанишада» 1.4.14
  3. «Dhaaranaad dharma ity aahur dharmena vidhrtaah prajaah, Yat syaad dhaarana sanyuktam sa dharma iti nishchayah» «Махабхарата» 12.110.11
  4. «s:sa:भगवद्गीता/कर्मयोगः» 3.35
  5. Чхандогья-упанишада 3.17.4, Шандилья-упанишада 1.1-2, Прашна-упанишада 1.10; Бхагавад-гита 10.5, 13.7, 16.1-3, 17.14, Махабхарата 5.39.57, 5.42.15, 5.44.12, 12.176.16-19, 12.197.5, 12.220.9-11, 12.260.15, 12.260.21-22, 12.273.20, 12.277.10, 12.296.25, 12.320.103, 13.7-11, 13.114.8, 14.18.15-18; Ману-смрити 4.138, 6.92, 12.83
  6. The Mahābhārata: Book 11: The Book of the Venus Book 12: The Book of Peace, Part 1 By Johannes Adrianus Bernardus Buitenen, James L. Fitzgerald pg.124
  7. The Mahābhārata: Book 11: The Book of the Women Book 12: The Book of Peace, Part 1 By Johannes Adrianus Bernardus Buitenen, James L. Fitzgerald pg.124
  8. , с. 351.
  9. , с. 249—250.
  10. .
  11. , с. 62.
  12. Урбанаева И. С. Абсолютная Дхарма-драгоценность // Буддийская философия и медитация в компаративистском контексте (на основе индо-тибетских текстов и живой традиции тибетского буддизма) / Отв. ред. Л. Е. Янгутов. — Улан-Удэ: ИМБТ СО РАН, 2014. — С. 146—148. — 376 с. — ISBN 978-5-8200-0347-9.
  13. Андросов В. П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. — С. 167. — 508 с. — ISBN 5-02-018236-2.
  14. , с. 219.
  15. , с. 36.
  16. , с. 35—36.
  17. , с. 10, 15.
  18. ↑ , с. 309.
  19. , с. 58—59.
  20. Перевод О. О. Розенберга.
  21. ↑ , с. 14.

Как узнать свою дхарму?


Многие люди задаются вопросом: как определить свою дхарму? Веды советуют руководствоваться своим сознанием и ценностями, а не выгодой, поскольку, что для него главное в жизни, человек должен решать самостоятельно. Ученые выделили 5 дхармических типов, которые помогают «примерить» их на себя:

  1. Просветитель: научные работники, преподаватели, врачи, священнослужители. Качества: умение сострадать, мудрость.
  2. Воин: военные, политики, юристы. Качества: смелость, наблюдательность.
  3. Торговец: предприниматели, деловые люди. Качества: милосердие, энергичность.
  4. Рабочий: ремесленники, служащие. Качества: преданность, настойчивость.
  5. Бунтарь: умение сопереживать, любовь к свободе.

Трискелион в качестве тату

Этот магический символ встречался изображенным не только на жилищах и вещах разных народов, но и являлся своеобразным тату. Во время обрядов древние русы наносили его на свои тела и верили, что он обладает большой энергией.

Татуировки в виде трискелиона популярны и в наше время. Он символизирует достижение внутреннего равновесия и раскрытие творческого потенциала. Трискель позволяет добиться успеха в делах, отвлечься от неразумных мыслей, начать действовать продуктивно. Такой оберег защищает от природных катаклизмов, позволяет достичь своего идеала и означает завершенность.

Цвет узора должен быть черным или серым, если использовать его в классическом варианте. Можно оставить в черных тонах лишь середину, а остальные линии разукрасить — так будет достигнуто энергетическое равновесие.

Трискелион — один из самых загадочных символов, используемый в качестве защитного амулета у многих народов мира. В настоящее время он не утратил свою популярность и применяется в качестве тату.

Значение колеса дхармы

В центре колеса ступицы дхармы трое животных без преследуют конца друг друга. Петух (или змея), курица и свинья вечно преследуют друг кусая, друга за хвост. Красный петух символизирует вожделение и алчность. Зеленая змея символизирует гнев и Черная. ненависть свинья символизирует неведение и заблуждение. образы Эти представляют три качества, которые, буддизму согласно, привязывают человека к Колесу. Алчность и никогда вожделение не насытятся. Ненависть не знает границ. делает Неведение нас слепыми. Иногда змею и изображают петуха появляющимися из пасти свиньи, показывая, неведение что и заблуждение порождают алчность и вожделение. внутренний Этот круг охвачен другим, где половина одна белая, другая — черная. По черному скатываются полю в ад грешники, по светлому полю восходят в богов мир праведники. Этим символизируются отрицательная и кармы положительная, ведущие, соответственно, к неблагоприятным и благоприятным Следующий. перерождениям круг сансары разделен на шесть отражающих , секторов уровни сознания: вверху мир внизу, богов — ад, справа — мир людей и голодных санскр (духов. прета), слева — животных и титанов (асуры. санскр).

  • 1-я такова: слепой, бредущий с палкой. На низшем это — уровне неспособность различить дорогу во тьме, на неведение — высшем, затемняющее сознание, делающее неизбежным перерождения новые;
  • 2-я нидана: горшечник лепит из глины придавая, горшки им ту форму, которую он захочет. На высшем изображение уровне означает, что совокупность деяний прожитой в человека жизни предопределяет его облик и следующей в рождение;
  • 3-я нидана: обезьяна, влезающая на дерево и него с срывающая плоды; означает, что сознание зачаточном в находится состоянии, хотя все элементы, новую сформировавшие личность, в совокупности уже имеются;
  • 4-я человек: нидана, плывущий в лодке по безбрежному океану означает; жизни, что не-чувствительные и чувствительные элементы определились не еще, и потому личность-эмбрион пока переживаний никаких не испытывает;
  • 5-я нидана: дом с запертыми дверями и окнами; означает, что шесть баз, шесть или органов чувств, уже оформились, но пробудились не пока;
  • 6-я нидана: слившиеся в объятиях мужчина и означает; женщина соприкосновение сознания и органов чувств, служит которое толчком к их пробуждению;
  • 7-я нидана: человек, в которого глаз попала стрела; означает чувства, неприятные и приятные, которые человек испытывает в первые года два своей жизни;
  • 8-я нидана: человек с вина чашей в руках; означает проснувшееся в молодом желание человеке, утоление которого ведет к появлению желания нового, еще более сильного, чем нидана;
  • 9-я предыдущее: человек, рвущий с дерева плоды; жизни к стремление, ведущее человека к определенной цели;
  • 10-я беременная: нидана женщина, или курица, несущая означает; яйца, что жизнь достигла полного или расцвета завершения, в ней заложен переход к жизни будущей;
  • 11-я нидана: рожающая женщина; рождение начало означает нового витка жизни, нового цепи в звена перерождений;
  • 12-я нидана: согбенный старик, мешком с бредущий на спине (иная версия рисунка — несущий, старик на спине мертвеца, себя самого означает); умершего старость и смерть, завершающие жизнь, итог подводящие сумме деяний и определяющие карму и перерождение последующее.

Колесо дхармы крепко держит в лапах своих Яма, владыка смерти, кроваво-чудовище красное, материализованный символ неутоленных желаний и расплаты неизбежной за них, представляющий начальное заблуждение. Мы его в находимся цепких объятиях до тех пор, сделаем не пока сознательный выбор — освободиться из круговорота смерти и жизни. Вне колеса, справа, находится Будды образ, который достиг освобождения. Он указывает на символизирующую, луну свет просветления, или на колесо с шипами восемью, являющееся Колесом Дхармы. Оба размещаются изображения слева от Колеса жизни.

Хотя дхармы Колесо воплощает собой буддийское учение, мы можем тоже воспользоваться данной моделью, основной которой идеей является действие причины и следствия в сознании человеческом. Возьмите ее в качестве темы для ней. К медитации можно подойти совершенно по-разному. Вы отыскать можете свой путь, так как всегда не медитация нуждается в предписаниях. Начните созерцать то, тонкие как силы причины и следствия проявляются в жизни вашей. Колесо служит универсальным символом, подходит который для визуальной медитации. Оно вам напоминает, что все течет.

Литература

на русском языке
  • Андросов В. П. Дхарма // Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь / ИВ РАН. — М.: Ориенталия, 2011. — С. 219—221. — 448 с. — (Самадхи). — ISBN 978-5-91994-007-4.
  • Андросов В. П. Что такое «Дхарма» в буддизме? // Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. — С. 35—41. — 508 с. — ISBN 5-02-018236-2.
  • Вигасин А. А., Парибок А. В. // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского. — М.: Республика, 1996. — 576 с. — ISBN 5-250-02557-9.
  • Философско-этический анализ проблемы человека в буддизме: диссертация … кандидата философских наук : 09.00.05. — Л., 1989. — 163 с.
  • // Философия, религия и культура стран Востока: Четвёртые Торчиновские чтения / Сост. и отв. ред. С. В. Пахомов. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. — С. 350—356. — 817 с. — ISBN 978-5-288-04523-3.
  • Кутасова И. М. // Философская энциклопедия: в 5 т. / глав. ред. Ф. В. Константинов. — М.: Советская энциклопедия, 1962. — Т. 2 : Дизъюкция — комическое. — 575 с. — 69 500 экз.
  • Лучина В. П. // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 180. — 840 с. — 150 000 экз.
  • Лысенко В. Г. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Рыскельдиева Л. Т. Понятие «дхарма» в буддизме Махаяны: диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук: 09.00.03. — М., 1982. — 158 с.
  • Торчинов Е. А. Дхарма // Буддизм: Карманный словарь. — СПб.: Амфора, 2002. — С. 60—64. — 187 с. — ISBN 5-94278-286-5.
  • Шохин В. К. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Шохин В. К. Дхарма // Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц;. — М.: Восточная литература, ИФ РАН, 2011. — С. 308—309. — 1045 с. — ISBN 978-5-02-036492-9.
на других языках

Значение и теории возникновения символа

Единой теории о происхождении трискелиона нет как таковой, поскольку о нем упоминается в разных культурах. Об истоках этого символа неизвестно, так как одновременно он появлялся у народов, имеющих разные религии. Первое упоминание о трискелионе происходит из Греции начала XVIII века. Этот узор стал известен на Сицилии благодаря греческим путешественникам. Впоследствии талисман распространился в Македонии и на острове Крит. Другая трактовка появления символа связана с островом Мэн. Это древнее государство в ирландском море использовало трискель на своем флаге еще в VI—V веках до нашей эры.

Исторических фактов об использовании этого знака не сохранилось. Однако ученые высказывают предположения, что он применялся для магических ритуалов. В настоящее время трискелион используется в гербовой символике, при совершении обрядов у разных народов и в качестве украшения. Однозначной трактовки значения трискелиона не существует, так как у разных народов складывались свои представления об этом знаке. Наиболее часто этот древний символ связывают с такими народами, как славяне, кельты и скандинавы. Однако он встречается не только в христианской религии, но и в истории буддизма.

Три ветви, исходящие из центра знака, символизируют:

  1. Движение Солнца по небу (утро, день, вечер).
  2. Время жизни (прошлое, настоящее и будущее) или возраст человека (детство — взрослый период — старость).
  3. Три мира (живых, мертвых и духов).
  4. Состояния материи (твердое, жидкое и газообразное).

Спиралевидная форма олицетворяет динамичность жизни, бурный вихрь развития. Эзотерическая трактовка этого символа идентична у многих народов и означает единство тела, души и сердца.

Кельты и скандинавы


Кельты использовали трискелион для магических ритуалов. Он применялся в качестве оберега, который способен поддерживать равновесие с окружающим миром. По старинному поверью, кельтский трискель обеспечивал защиту и активировал внутренние силы, а также придавал спокойствие. Симметричные линии трискеля олицетворяли способность отражать внешнее воздействие, восстанавливая свою форму.

Кельтский знак символизировал самодостаточность и способность выстраивать линию поведения под давлением обстоятельств.  Узор рисовали на различных предметах в магических целях и для украшения.  Он напоминал о цикличности бытия, о постоянной череде происходящих событий. Этот символ использовали и древние норманны, которые немного преобразовали его внешний вид. В их понимании он соединял силу трех богов — Тора, Одина и Локки. В Скандинавии символ встречался изображенным на камнях в виде трех рун.

Славянский

Символ трискель был распространенным и у древних славян. В северных регионах Древней Руси он рисовался как изогнутая линия или зигзаг. В качестве амулета славяне применяли трискель для защиты от несчастий и сохранения жизни. Этот знак символизировал бога Рода, а ветви в узоре представляли собой три его головы.  Также трискель олицетворяли с живой и неживой природой, с жизнью и смертью, которые связаны в цикле бытия. Лучи, расходящиеся в разные стороны, определяли единство трех миров. Кроме того, это три ноги, движущиеся в различных направлениях.

Буддизм

Изображение трискелиона в буддистском учении представляет собой колесо Драхмы. Спицы в колесе могут насчитывать от 5 до 8 штук, а в центре его находится древний символ. Но вместе с ним этот атрибут представляет собой целую систему, где каждый узел несет определенное значение:

  1. Обод означает медитацию и нахождение точки равновесия, обретение спокойствия.
  2. Спицы — проявление мудрости, которая всегда возвышается над невежеством.
  3. Ступица — этические нормы, необходимые для сосредоточения и концентрации внимания, а также для обоюдного согласия.

Значение слова Колесо по словарю Символизма:

Колесо — Символ солнечной энергии. Солнце — это колесо, вращающееся в Небесах: Солнце — центр, а спицы колеса — лучи. Колесо — атрибут всех солнечных богов и их земных посланников — солнечных королей. Оно символизирует вселенское правление, жизненный цикл, перерождение и обновление, благородство, изменчивость и изменения в материальном мире. Оно может символизировать также и материальный мир: окружности — предел материального мира, а центр — неподвижная точка, неподвижный двигатель, космический центр — источник света и силы. Колесо — это также время, судьба или kama, неумолимо и непрестанно вращающееся колесо сансары. Круг, разделенный радиусами, символизирует периоды циклических проявлений материального мира. Вращение колеса сансары — это круговое вращение, изменение, наступление, динамика. Колесо ассоциируется с лотосом как солнечной матрицей и с индуистскими чакрами. Колесо колесницы символизирует правление и власть. Крылатое колесо указывает на чрезвычайную быстроту. Церемония качения колеса символизирует Солнце, катящееся по небу. Этот ритуал поддерживает Солнца в момент зимнего солнцеворота. В буддизме колесо символизирует космос, Колесо Закона и Истины, колесо сансары, симметрию и совершенство Дхармы, динамику мирных перемен, время, судьбу, всевластье. Колесо Закона и Учения сокрушает иллюзии. Его спицы олицетворяют духовные возможности, соединенные в центре, а также лучи света, исходящие от Будды — Того, Кто вращает Колесо Слова и Закона, которое начало вращаться, когда он преподавал Учение в Сарнатхе. Это колесо может быть неиконическим изображением Будды. Золотое колесо символизирует духовную силу и является одним из Семи Сокровищ Правителя Вселенной, изображенных на Отпечатке Ступни Будды. В Китае колесо имеет такой же символизм, как и символизм колеса в буддизме. В христианстве колесо — эмблема святых Екатерины, Эразма, Евфимии, Квентина. В египетской мифологии человек был создан на гончарном круге Кхему (Разума). В греко-римской традиции колесо с шестью спицами — атрибут Зевса (Юпитера) как небесного бога. Солнечное колесо символизирует колесницу Гелиоса (Аполлона) и является эмблемой Диониса. Колесо жизни, по Проклу, — символ цикла созидания, или колесо Иксиона. Оно также символизирует судьбу. У индийцев колесо олицетворяет бесконечное, совершенное завершение и является атрибутом Варуны, а позднее Вишну. Колесо, стилизованное под лотос, символизирует чакру . Существует также Колесо Знаков, или Зодиак, символизирующий смену лет, времени и жизни, зависящих от Солнца. У последователей джайнизма есть вечно вращающееся Колесо Времени. У митраистов колесо олицетворяет Солнце, вращающееся в Небесах. В шумеро-семитской традиции колесо жизни и колесо Солнца — атрибуты солнечных богов Ашшура, Шамаша, Ваала и всех богов войны. У даосов оно символизирует материальный мир, а также мудреца — того, кто достиг неподвижного центра и может двигать колесо без собственных движений (т, е. у-вэй — недеяния).

Четыре Благородные Истины

Первая благородная истина о страдании

Будда сказал, что наша жизнь переполнена страданиями. Все мы испытываем боль, несчастья, печаль, грусть. В нашей жизни также, конечно, есть и положительное – радость, счастье, веселье, но все они – явления временные, преходящие и на них нельзя положиться.  Если бы наши ощущения радости и счастья в жизни были бы подлинными, то чем больше бы мы их получали, тем счастливее бы становились. Но это, к сожалению, не так. Мы находимся в вечной гонке за мимолетным мирским счастьем и пытаемся избежать ощущения любых страданий.

Вторая благородная истина о причине страданий

Причиной страданий являются наши желания и неутолимая жажда к приятным ощущениям. Основой для этого является иллюзия наших ощущений и веры в неизменность и в вечность нашего “я”, эго, личности.  Получается, что мы находимся в плену у самих себя и всех окружающих нас вещей. Мы верим в то, что наше существование – истинно существующее. Нам ошибочно кажется, что все явления существуют независимо, сами по себе, но это невозможный способ существования. Явления возникают из причин и условий, и они всё время изменяются. К сожалению, мы всего этого не видим: а мы видим только то, что у нас перед глазами, и понимаем увиденное сквозь призму концепций нашего собственного ума. На основе этого мы постоянно совершаем как разрушительные, так и обычные созидательные поступки, которые приводят либо к страданиям, либо к обыденному мимолетному счастью, которое непременно закончится. Таким образом, вся причина наших страданий кроется в неведении, под которым понимаются загрязнения или завесы нашего непросветленного ума.

Третья благородная истина о прекращении страданий

Здесь Будда сказал, что все страдания можно прекратить раз и навсегда. Под этим подразумевается устранение неведения, которое кроется в вере в истинное и нерушимое “я”. Если мы избавимся от этого заблуждения, то устраним все омрачения нашего ума и, тем самым, достигнем природы будды, которой обладают все живые существа без исключения. Таким образом, мы разорвем порочный круг перерождений, известный под термином “сансара” и достигнем “нирваны” – освобождения.

Четвёртая благородная истина о пути

Сказав, что все страдания можно прекратить, Будда дал подробные пояснение о Пути, ведущем к прекращению всех страданий раз и навсегда. Он дал конкретные методы, следуя которым можно положить конец всем страданиям и достичь состояния всеведения. Указанный Буддой путь состоит из восьми правил и называется «благородным восьмеричным путём» – это путь преобразования нашего собственного ума.


Дхармачакра на крыше Джоканга в Лхасе

На крышах храмов многих буддийских монастырей можно увидеть Дхармачакру, что в переводе с санскрита означает “Колесо Дхармы”. У колеса восемь спиц, которые символизируют благородный восьмиричный путь. Во время проповеди Чокор Дучена Будду слушали пять аскетов и две газели, поэтому Дхармачакра изображается с двумя газелями по бокам и является символом Первого Поворота Колеса Учения.

«Тебе, из великого сострадания Преподавшему превосходную Дхарму, Дабы устранить неправильные воззрения, Я воздаю почтение».

གང་གིས་ཐུགས་བརྩེས་ཉེར་བཟུང་ནས།། ལྟ་བ་ཐམས་ཅད་སྤང་པའི་ཕྱིར།། དམ་པའི་ཆོས་ནི་སྟོན་མཛད་པ།། གོ་ཏམ་དེ་ལ་ཕྱག་འཚལ་ལོ།།

Enthused by great compassion, You taught the immaculate Dharma To dispel all perverted views, To you, the Buddha Gautama, I pay homage.

Тибетский круг сансары

Тибетское Колесо которое, жизни правильнее называть Колесом становления важнейшие выражает верования буддизма в наглядной форме. можно Его встретить расписанным на стене тибетских Этот. монастырей образ представляет собой картину где, космоса человек связан со всем мирозданием, изображение это круговорота причин и следствий. Ключевой здесь фигурой является сознание, определяющее все Круг. исходы сансары разделен четырьмя концентрическими Ступица. окружностями изображает коренные силы, связывающие Колесом с человека. Следующий круг показывает воздействие вещественные на ума проявления. Третий круг сансары шесть рисует уровней сознания (или миров Обитатели). сансары всех шести миров заняты обычными своими делами: боги невозмутимо сидят на грешники, лотосах корчатся в муках в горячих и холодных ада подразделениях, за ними следит владыка ада Асуры. Яма воюют с богами и друг с другом, никак прета не могут насытить свои огромные животные, животы пасутся, резвятся, грызутся, люди мирскими заняты делами: едят, любят друг рожают, друга, болеют, умирают — шесть миров, видов шесть живых существ. Четвертый, внешний сансары круг показывает двенадцать связей, что карму создают и приводят к вращению колеса. Само дхармы колесо служит могучим символом бесконечного Оно. круговорота неумолимо, раз за разом, приводится в Это. движение и есть сансара, круг бытия, вслед перерождение за перерождением. Освобождение приходит, когда мы Колесо оставляем.

Дхарма в индуизме

Впервые индуистские гуру упомянули дхарму в древних писаниях, автор Рамачаритаманаса Тулсидас назвал ее источником умение сострадать. Что такое дхарма в индуизме?

  1. Свод универсальных законов, соблюдая которые, человек становится счастливым.
  2. Моральный закон и духовная дисциплина.
  3. Основа для верующих, то, что держит все творения Бога на земле.

Особое внимание уделяет учение такому понятию, как дхарма семейной жизни. По ведическим писаниям, если человек в семействе следует своей дхарме и выполняет свой долг, то Бог воздаст ему в полной мере

Для жены это:

  • соблюдать верность, уметь служить мужу;
  • ценить родственников супруга;
  • во всем поддерживать главу семьи, следовать по его пути.

Для мужа:

  • защищать жену при любых обстоятельствах;
  • хранить верность;
  • обеспечивать супругу и детей;
  • быть духовным лидером семьи.

Что такое «дхарма»?

В буддийских текстах санскритское слово дхарма употребляется в двух значениях:

  1. Общепринятом в Древней Индии, пишется с заглавной буквы, в значении «закон».
  2. Строго буддийском. Не переводится, пишется с маленькой буквы

С учетом концепций, существует несколько определений, объясняющих понятие «дхарма». Основной постулат: она дарит уважение, советует, как жить в гармонии с Вселенной и чувствовать себя удовлетворенным. Что означает дхарма?

  1. Следование собственному назначению, долг перед Вселенной.
  2. Нравственное развитие, связь с Высшими силами.
  3. Верность нравственным принципам.
  4. Развитие своего высшего «я» и подавление низшего.
  5. Моральный закон мира.

Дхарма помогает человеку достичь Бога, ее еще называют балансированием между духовным и физическим совершенством. Как гласит индийское учение, праведная жизнь имеет 4 аспекта:

  • экономии (тап);
  • чистоты (шауч);
  • сострадания (дайн)
  • праведности (сатья).

Дхарма в буддизме

2,5 тысячи лет тому на свет появился Будда Шакьямуни, чтобы учить людей. Он сострадал каждому из живых существ, был аскетом с целью познания истины для донесения ее всем людям. Его первая проповедь была о том, что есть четыре благородных истины. В них вся суть существования, причины счастливого бытия и страдания всего живого, а также дорога к обретению полной свободы.

Буддистскими идеалами для воодушевления и верности этой практике, являются Будда, Дхарма (Дхамма) и Сангха.

Дхамма рассматривается здесь в качестве высшего и непостижимого достоверного факта (истины). Это за границами мирских понятий. Практикуя Дхамму, есть возможность окончательно освободиться, улететь в нирвану.

Человеку, идущему по этому пути, нужно развивать в себе важные качества:

  • Дхарти – терпение;
  • Кшаму – прекращение практики по своей инициативе;
  • Даму – контроль внутренних врагов, в том числе отречение от своих желаний;
  • Астею – отречение от любого воровства;
  • Шаочи – соблюдение чистоты во всем;
  • Индрийяниграхи – контроль над пятью сенсорными и пятью моторными органами (Индриями) с помощью силы разума и духа;
  • Дхи – желание добра для всех живых существ;
  • Видьи – осознание целей материальных и духовных;
  • Сатьям – соблюдение истин в жизни человека, личной и общественной;
  • Акродхи – контроль нервной системы, гнева.

Согласно буддистской идеологии жизнь каждого человека является только одно из многих разных его воплощений. Благодаря Дхарме люди могут иметь одну судьбу. Естественная гармония является важным принципом практики, который позволяет человеку благоприятно переродиться и идти с буддийской целью всю свою жизнь до тех пор, пока не достигнут нирваны.


С этим читают