Стихи некрасова о родине и россии

История создания

Н. А. Некрасов начал работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» в первой половине 1860-х годов. Упоминание о ссыльных поляках в первой части, в главе «Помещик», позволяет считать, что работа над поэмой была начата не ранее 1863 года. Но наброски произведения могли появиться и раньше, так как Некрасов долгое время собирал материал. Рукопись первой части поэмы помечена 1865 годом, однако, возможно, что это дата окончания работы над этой частью.

Вскоре после окончания работы над первой частью, пролог поэмы был опубликован в январском номере журнала «Современник» за 1866 год. Печатание растянулось на четыре года и сопровождалось, как и вся издательская деятельность Некрасова, цензурными гонениями.

К продолжению работы над поэмой писатель приступил лишь в 1870-х, написав ещё три части произведения: «Последыш» (1872 год), «Крестьянка», «Пир — на весь мир» (). Поэт не собирался ограничиваться написанными главами, задумывались ещё три или четыре части. Однако развивающаяся болезнь помешала задумкам автора. Некрасов, чувствуя приближение смерти, постарался придать некоторую «законченность» последней части, «Пир — на весь мир».

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» была напечатана в такой последовательности: «Пролог. Часть первая», «Последыш», «Крестьянка», «Пир — на весь мир».

Анализ стихотворения «Влас» Некрасова

Стихотворение «Влас» Н. Некрасова раскрывает тему народного характера, доли русского крестьянства. Реальный случай из жизни под пером поэта становится эпической, почти былинной, песней о грехе и покаянии.


«Влас» написан в 1855 году под впечатлением от встречи поэта с бывшим крестьянином-солдатом из имения его отца. Н. Некрасов в эти годы уже признанный автор, редактор журнала «Современник».

Произведение состоит из 22 строф, написано пятистопным хореем с перекрестной рифмой. По жанру — эпическая лирика. Композиционно делится на 4 части. Первая и последняя перекликаются: в них читатель видит сегодняшнего Власа, а во второй и третьей — его прошлое, темное и светлое. От желания разбогатеть любой ценой — до болезни, а затем — прозрения и бескомпромиссного раскаяния.

Стихотворение стилизованно под древнерусскую литературу как по форме (перекличка с жанром видений, хожений), так и по содержанию. В нем много сказовых элементов: простонародных выражений (воротил, сбирал, пуще), устаревших слов (подаяние, смрад), устойчивых оборотов (остался бос и гол, в гроб вогнал), церковной лексики (вериги, икона, лепта) .

Широко используется перифраз: черный год (неурожай), грянул гром (случилась беда), вольный свет (жизнь), и инверсия: просит он, был он прежде. Сравнивает Москву с матушкой, Каспий (разговорная форма названия Каспийского моря) широким, Неву — царственной. Простые повторы в четверостишиях: видел света, видел грешников.

Автор вводит числительные и уменьшительные формы слов для усиления эффекта достоверности: год, тридцать лет, зимушку, матушки.

Описание мытарств и ада реалистично: там «крокодилы, змеи, скорпии», «ефиопы» (бесы), «тигр-шестикрылат» (символ ярости), орудия мучений.

Покаявшийся «кащей-мужик» раздает все свое имущество, становится странником, просящим милостыню на возведение храмов Божиих, народ считает его праведником, а он себя — по-прежнему грешником (полон скорбью неутешною).

«Влас» — типичен для поэзии Н. Некрасова только на первый взгляд, здесь нет острой социальной, демократической, революционной подоплеки, изображены страдания не от бедности и бесправия, а муки совести, переворот в душе человека.

Стихотворение «Влас» Николая Некрасова — своеобразная панорама народной жизни XIX века, созданная в фольклорных традициях. Это произведение высоко оценили Ф. Достоевский и Н. Гумилев, оно было дважды положено на музыку.

История создания

Н. А. Некрасов начал работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» в первой половине 1860-х годов. Упоминание о ссыльных поляках в первой части, в главе «Помещик», позволяет считать, что работа над поэмой была начата не ранее 1863 года. Но наброски произведения могли появиться и раньше, так как Некрасов долгое время собирал материал. Рукопись первой части поэмы помечена 1865 годом, однако, возможно, что это дата окончания работы над этой частью.

Вскоре после окончания работы над первой частью, пролог поэмы был опубликован в январском номере журнала «Современник» за 1866 год. Печатание растянулось на четыре года и сопровождалось, как и вся издательская деятельность Некрасова, цензурными гонениями.

К продолжению работы над поэмой писатель приступил лишь в 1870-х, написав ещё три части произведения: «Последыш» (1872 год), «Крестьянка», «Пир — на весь мир» (). Поэт не собирался ограничиваться написанными главами, задумывались ещё три или четыре части. Однако развивающаяся болезнь помешала задумкам автора. Некрасов, чувствуя приближение смерти, постарался придать некоторую «законченность» последней части, «Пир — на весь мир».

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» была напечатана в такой последовательности: «Пролог. Часть первая», «Последыш», «Крестьянка», «Пир — на весь мир».

Анализ поэмы «Тишина» Некрасова

Произведение «Тишина» Николая Алексеевича Некрасова традиционно считается его первой попыткой охватить поэмой народную тему.

Стихотворение написано в 1857 году. Его автору в эту пору исполнилось 36 лет, он по-прежнему руководит журналом «Современник», в разгаре и развитие отношений с А. Панаевой, однако есть определенные проблемы со здоровьем. Пришлось даже ехать лечиться в Италию. По жанру – эпическая поэма из народной жизни, по размеру – ямб со смешанной рифмовкой, состоит из нескольких частей. Лирический герой – сам автор, обозревающий «сторону родную». Композиция сюжетна. Побывав в чужеземных странах, герой благословляет и благодарит Русь. Смягчается его сатирический, обличительный задор и пафос. «Я твой». Затем умиленный герой видит «убогий храм», вступает под его кров. Пейзажные зарисовки сменяют размышления о «русском пути». Наконец, возникают картины прошедшей Крымской войны, осады Севастополя. Идет стремительная перечислительная градация военного времени: отдавала, высылала, гремел, скакали, свозили. И вот уже везут «пленных врагов». С «красными ногами», кстати, зуавы в шароварах. Итогом становится развернутое сравнение наступившего мира со стаей лебедей. «Народ – герой!» И вновь возносится панегирик силе духа, терпению, смирению. Опять перед глазами разрушительные картины войны. Сильное сравнение: людей, как мертвых пчел. Анафора «свершилось!» звучит по-библейски. «Над всею Русью тишина». В 4 части появляется почти гоголевский образ мчащейся тройки. Ямщик, «русский парень», выезжает на приволье. Вновь пленяет взор природа. «Веет глушью благодатной». Герой прославляет гармонию окружающего мира, высокого предназначения самого простого труда, призывает сбросить с себя иго «грусти праздной», взять пример с пахаря, который с верой, терпением живет и умирает. «Его примером укрепись». Не нужно гнаться за личным счастьем – все равно не угонишься. Не стоит и слишком собою гордиться: Богу уступай, не споря. Поэт испытал чувство ностальгии, примирения с жизнью и собой, а главное – с Богом. Россия «думает думу» и выбирает путь. Эпитеты: любимый вид, густых берез, нерукотворных облаков. Сравнения: ярче изумруда, как в подполье, как вдовец, нежнее ковров, озера, как блюда. Инверсия: рухнула твердыня, отчистил врач. Уменьшительный суффикс: лошадки. Множество восклицаний и вопросов.

Поэма «Тишина» Н. Некрасова – признание в любви к Родине, сострадание народу в его бедах при недавней Крымской кампании.

История создания

Н. А. Некрасов начал работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» в первой половине 60-х годов XIX века. Упоминание о ссыльных поляках в первой части, в главе «Помещик», позволяет считать, что работа над поэмой была начата не ранее 1863 года. Но наброски произведения могли появиться и раньше, так как Некрасов долгое время собирал материал. Рукопись первой части поэмы помечена 1865 годом, однако, возможно, что это дата окончания работы над этой частью.

Вскоре после окончания работы над первой частью, пролог поэмы был опубликован в январском номере журнала «Современник» за 1866 год. Печатание растянулось на четыре года и сопровождалось, как и вся издательская деятельность Некрасова, цензурными гонениями.

К продолжению работы над поэмой писатель приступил лишь в 1870-х, написав ещё пять частей произведения: «Последыш» (1872 год), «Крестьянка» (1873 год), «Пир — на весь мир» (1876 год). Поэт не собирался ограничиваться написанными главами, задумывались ещё три или четыре части. Однако развивающаяся болезнь помешала задумкам автора. Некрасов, чувствуя приближение смерти, постарался придать некоторую «законченность» последней части, «Пир — на весь мир».

Анализ стихотворения «Русь» Есенина

Есенин редко упоминает в своем творчестве военную тему. Поэт был носителем крестьянского мировоззрения, согласно которому война – величайшее бедствие. Браться за оружие крестьянин мог только в самом крайнем случае. Есенин был далек от великодержавного патриотизма. Он с презрением относился к тем, кто громче всех призывал к победоносной войне. Такие агитаторы не принимали участия в боевых действиях. Своими жизнями расплачивалось многомиллионное крестьянство, к которому поэт питал огромное уважение. Свои взгляды Есенин выразил в стихотворении «Русь (Потонула деревня в ухабинах…») (1914 г.). Оно стало откликом поэта на начавшуюся Первую мировую войну и массовый призыв в армию.

Автор описывает необъятную крестьянскую Русь, наполненную волшебством и суевериями. Простой народ живет в таинственной и загадочной атмосфере. Крестьяне продолжают наивно верить в нечистую силу, которой приписывают все беды и несчастья.

Есенин понимает все ограниченность крестьянского мышления, но именно за эту простоту безгранично любит сельских жителей. В патриархальном образе жизни он видит сохранение вековых устоев, которые не подверглись разрушительному влиянию цивилизации. Автор с восторгом наблюдает за нехитрыми деревенскими развлечениями на фоне родной природы.


Разразившуюся войну поэт сравнивает с пророчеством «черных воронов». Известие сопровождается зловещими признаками в природе («грянул гром», «тучи… кутают лес»). Крестьяне никак не выражают своего недовольства или нежелания идти на войну. В их сознании это событие приравнивается к стихийному бедствию. Простые люди в глубине души понимают, что только они являются «опорой в годину невзгод».

Для высшего командования рядовые бойцы становятся пушечным мясом, которым никогда не оскудеет русская земля. Но каждого из них с надеждой ждут дома. На чтение редких писем собираются всей деревней. Есенин разделяет боль своего народа. Он чувствует свое кровное родство с ним. Поэт убежден, что русскому народу всегда помогала искренняя вера в торжество справедливости. Простые солдаты чувствуют поддержку своих матерей и жен. В своих воспоминаниях они обращаются к родным местам, и это позволяет им в условиях жестокой войны оставаться людьми.

Есенин не высказывает прямо антивоенных взглядов. Но в описании родной природы и горе оставшихся в деревнях женщин чувствуется глубокая неприязнь автора к войне.

Николай Некрасов — Аммирал-вдовец по морям ходил ( Крестьянский грех )

Аммирал-вдовец по морям ходил, По морям ходил, корабли водил, Под Ачаковым бился с туркою, № 4 Наносил ему поражение, И дала ему государыня Восемь тысяч душ в награждение. В той ли вотчине припеваючи № 8 Доживает век аммирал-вдовец, И вручает он, умираючи, Глебу-старосте золотой ларец. «Гой, ты, староста! Береги ларец! № 12 Воля в нем моя сохраняется: Из цепей-крепей на свободушку Восемь тысяч душ отпускается!»

Аммирал-вдовец на столе лежит. № 16 Дальний родственник хоронить катит.

Схоронил, забыл! Кличет старосту И заводит с ним речь окольную; Все повыведал, насулил ему № 20 Горы золота, выдал вольную.

Глеб — он жаден был — соблазняется: Завещание сожигается!

На десятки лет, до недавних дней № 24 Восемь тысяч душ закрепил злодей, С родом, с племенем; что народу-то! Что народу-то! С камнем в воду-то!

Все прощает бог, а Иудин грех № 28 Не прощается. Ой, мужик! мужик! ты грешнее всех, И за то тебе вечно маяться!

Krestyansky grekh

Ammiral-vdovets po moryam khodil, Po moryam khodil, korabli vodil, Pod Achakovym bilsya s turkoyu, Nanosil yemu porazheniye, I dala yemu gosudarynya Vosem tysyach dush v nagrazhdeniye. V toy li votchine pripevayuchi Dozhivayet vek ammiral-vdovets, I vruchayet on, umirayuchi, Glebu-staroste zolotoy larets. «Goy, ty, starosta! Beregi larets! Volya v nem moya sokhranyayetsya: Iz tsepey-krepey na svobodushku Vosem tysyach dush otpuskayetsya!»

Ammiral-vdovets na stole lezhit. Dalny rodstvennik khoronit katit.

Skhoronil, zabyl! Klichet starostu I zavodit s nim rech okolnuyu; Vse povyvedal, nasulil yemu Gory zolota, vydal volnuyu.

Gleb — on zhaden byl — soblaznyayetsya: Zaveshchaniye sozhigayetsya!

Na desyatki let, do nedavnikh dney Vosem tysyach dush zakrepil zlodey, S rodom, s plemenem; chto narodu-to! Chto narodu-to! S kamnem v vodu-to!

Vse proshchayet bog, a Iudin grekh Ne proshchayetsya. Oy, muzhik! muzhik! ty greshneye vsekh, I za to tebe vechno mayatsya!

Rhtcnmzycrbq uht[

Fvvbhfk-dljdtw gj vjhzv [jlbk, Gj vjhzv [jlbk, rjhf,kb djlbk, Gjl Fxfrjdsv ,bkcz c nehrj/, Yfyjcbk tve gjhf;tybt, B lfkf tve ujcelfhsyz Djctvm nsczx lei d yfuhf;ltybt/ D njq kb djnxbyt ghbgtdf/xb Lj;bdftn dtr fvvbhfk-dljdtw, B dhexftn jy, evbhf/xb, Ukt,e-cnfhjcnt pjkjnjq kfhtw/ «Ujq, ns, cnfhjcnf. thtub kfhtw! Djkz d ytv vjz cj[hfyztncz: Bp wtgtq-rhtgtq yf cdj,jleire Djctvm nsczx lei jngecrftncz!»


Fvvbhfk-dljdtw yf cnjkt kt;bn/// Lfkmybq hjlcndtyybr [jhjybnm rfnbn/

C[jhjybk, pf,sk! Rkbxtn cnfhjcne B pfdjlbn c ybv htxm jrjkmye/; Dct gjdsdtlfk, yfcekbk tve Ujhs pjkjnf, dslfk djkmye////

Ukt, — jy ;flty ,sk — cj,kfpyztncz: Pfdtofybt cj;buftncz!

Yf ltcznrb ktn, lj ytlfdyb[ lytq Djctvm nsczx lei pfrhtgbk pkjltq, C hjljv, c gktvtytv; xnj yfhjle-nj! Xnj yfhjle-nj! C rfvytv d djle-nj!

Dct ghjoftn ,ju, f Belby uht[ Yt ghjoftncz/ Jq, ve;br! ve;br! ns uhtiytt dct[, B pf nj nt,t dtxyj vfznmcz!

Анализ стихотворения «Русь» Некрасова

Одной из жемчужин творчества Николая Алексеевича Некрасова является стихотворение «Русь», которое будучи заключительной частью поэмы «Кому на Руси жить хорошо», рассматривается порой как самостоятельное произведение. Начав работу над поэмой в 1863 г., автор долгое время собирал материал, доводил до совершенства каждую строчку и завершил труд лишь 9 лет спустя.

Исследователи часто сравнивают «Русь» с народной песней — незамысловатый язык, простой, легко запоминающийся ритм, представленный в виде двухстопного дактиля, композиционная структура, состоящая из 8-ми строф. Первая и крайняя строфы состоят из 5-ти строк, что является пятистишием, но остальные части представляют из себя четверостишия, что характерно для творчества Некрасова.

Такая форма выбрана Николаем Алексеевичем неслучайно. Тяжело переживая за судьбу страны и последствия реформ 60-х годов, автор стремился реалистично воссоздать жизнь простого крестьянина и прокричать о тех противоречиях, которые возникли в переломный период в жизни той категории населения Руси, на которой держалось и от которой зависело тогда буквально все — включая благоденствие и самого царя-батюшки. Ничто, кроме трогательной и искренней народной песни, не смогло бы решить поставленные задачи.

Произведение поражает органичным соединением содержания и формы, которая как бы создает мелодическое обрамление всего стихотворения. Характерные противопоставления и антонимы — «могучая — спокойная», «забитая — всесильная», и использования анафоры «ты и…», подчеркивают песенность, созданную формой произведения.

Обилие средств художественной выразительности позволяет разглядеть в строках трагичный образ матушки-Руси — многострадальной, но величественной:

Эпитеты, метафоры и сравнения — «убогая — обильная», «могучая — бессильная», «золото / сердце народное», «как убитая»;

Инверсии, риторические восклицания — «в рабстве спасенное / сердце свободное», «рать подымается / неисчислимая».

Таким образом, поэт создает яркий образ отечества, чья мощь заключена в народном духе, в правде, которая не сможет молчать и, наконец, разорвав оковы, освободится.

Творчество Некрасова пропитано любовью к родине. Анализируя его, нужно быть внимательным к каждой мелочи. Автор прошел долгий путь, и, в конечном итоге, оформился в видного общественного деятеля и поэта, оставившего богатое наследие, и оказавшего влияние на последующих русских авторов.

История создания

Н. А. Некрасов начал работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» в первой половине 1860-х годов. Упоминание о ссыльных поляках в первой части, в главе «Помещик», позволяет считать, что работа над поэмой была начата не ранее 1863 года. Но наброски произведения могли появиться и раньше, так как Некрасов долгое время собирал материал. Рукопись первой части поэмы помечена 1865 годом, однако, возможно, что это дата окончания работы над этой частью.

Вскоре после окончания работы над первой частью, пролог поэмы был опубликован в январском номере журнала «Современник» за 1866 год. Печатание растянулось на четыре года и сопровождалось, как и вся издательская деятельность Некрасова, цензурными гонениями.

К продолжению работы над поэмой писатель приступил лишь в 1870-х, написав ещё три части произведения: «Последыш» (1872 год), «Крестьянка», «Пир — на весь мир» (). Поэт не собирался ограничиваться написанными главами, задумывались ещё три или четыре части. Однако развивающаяся болезнь помешала задумкам автора. Некрасов, чувствуя приближение смерти, постарался придать некоторую «законченность» последней части, «Пир — на весь мир».

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» была напечатана в такой последовательности: «Пролог. Часть первая», «Последыш», «Крестьянка», «Пир — на весь мир».

Сюжет и структура поэмы

Предполагалось, что в поэме будет 7 или 8 частей, но автор успел написать лишь 4, которые, возможно, не следовали одна за другой.

Поэма написана трехстопным ямбом.

Часть первая

Единственная часть, не имеющая названия. Была написана вскоре после отмены крепостного права (). По первому четверостишию поэмы можно сказать, что Некрасов первоначально пытался анонимно охарактеризовать все проблемы Руси того времени.

Пролог

У них завязался спор:

Они высказали шесть вариантов ответа на этот вопрос:

  • Роман: помещику;
  • Демьян: чиновнику;
  • Лука: попу;
  • братья Иван и Митродор Губины: купцу;
  • Пахом: министру, боярину;
  • Пров: царю.

Крестьяне решают не возвращаться домой, пока не найдут правильного ответа. В прологе они также находят скатерть-самобранку, которая будет кормить их, и отправляются в путь.

Глава V. Помещик.

Последыш (из второй части)

В разгар сенокоса странники приходят на Волгу. Здесь они становятся свидетелями странной сцены: на трёх лодочках к берегу подплывает барское семейство. Косцы, только что присевшие отдохнуть, тут же вскакивают, чтобы показать старому барину своё усердие. Оказывается, крестьяне села Вахлачина помогают наследникам скрывать от выжившего из ума помещика Утятина отмену крепостного права. За это родственники последыша-Утятина обещают мужикам пойменные луга. Но после долгожданной смерти Последыша наследники забывают свои обещания, и весь крестьянский спектакль оказывается напрасным.

Крестьянка (из третьей части)

В этой части странники решают продолжить свои поиски того, кому «жить весело, вольготно на Руси» среди женщин. В селе Наготине бабы сказали мужикам, что есть в Клину «губернаторша» Матрёна Тимофеевна: «доброумнее и глаже — бабы нет». Там семеро мужиков находят эту женщину и убеждают её рассказать свою историю, в конце которой она разуверяет мужиков в своём счастье и в женском счастье на Руси в целом:

  • Пролог
  • Глава I. До замужества
  • Глава II. Песни
  • Глава III. Савелий, богатырь, святорусский
  • Глава IV. Дёмушка
  • Глава V. Волчица
  • Глава VI. Трудный год
  • Глава VII. Губернаторша
  • Глава VIII. Бабья притча

Пир на весь мир (из четвёртой части)

Эта часть является логическим продолжением второй части («Последыш»). В ней описывается пир, который закатили мужики после смерти старика Последыша. Приключения странников не заканчиваются в этой части, но в конце один из пирующих — Гриша Добросклонов, сын дьячка, на следующее утро после пира, прогуливаясь по берегу реки, находит, в чём секрет русского счастья, и выражает его в короткой песенке «Русь», к слову, использованной В. И. Лениным в статье «Главная задача наших дней». Заканчивается произведение словами:

Такая неожиданная концовка возникла потому, что автор осознавал свою скорую смерть, и, желая закончить произведение, логически завершил поэму в четвёртой части, хотя в начале Н. А. Некрасов задумывал 8 частей.

Кому на Руси жить хорошо Крестьянский грех

Аммирал-вдовец по морям ходил, По морям ходил, корабли водил, Под Ачаковым бился с туркою, Наносил ему поражение, И дала ему государыня Восемь тысяч душ в награждение. В той ли вотчине припеваючи Доживает век аммирал-вдовец, И вручает он, умираючи, Глебу-старосте золотой ларец. «Гой, ты, староста! Береги ларец! Воля в нем моя сохраняется: Из цепей-крепей на свободушку Восемь тысяч душ отпускается!»


Аммирал-вдовец на столе лежит. Дальний родственник хоронить катит.

Схоронил, забыл! Кличет старосту И заводит с ним речь окольную; Всё повыведал, насулил ему Горы золота, выдал вольную.

Глеб — он жаден был — соблазняется: Завещание сожигается!

На десятки лет, до недавних дней Восемь тысяч душ закрепил злодей, С родом, с племенем; что народу-то! Что народу-то! С камнем в воду-то!

Всё прощает бог, а Иудин грех Не прощается. Ой, мужик! мужик! ты грешнее всех, И за то тебе вечно маяться!

Суровый и рассерженный, Громовым грозным голосом Игнатий кончил речь. Толпа вскочила на ноги, Пронесся вздох, послышалось: «Так вот он, грех крестьянина! И впрямь страшенный грех!» — «И впрямь: нам вечно маяться, Ох-ох. » — сказал сам староста, Опять убитый, в лучшее Не верующий Влас. И скоро поддававшийся Как горю, так и радости, «Великий грех! великий грех!» — Тоскливо вторил Клим.

Площадка перед Волгою, Луною освещенная, Переменилась вдруг. Пропали люди гордые, С уверенной походкою, Остались вахлаки, Досыта не едавшие, Несолоно хлебавшие, Которых вместо барина Драть будет волостной, К которым голод стукнуться Грозит: засуха долгая А тут еще — жучок! Которым прасол-выжига Урезать цену хвалится На их добычу трудную, Смолу, слезу вахлацкую,— Урежет, попрекнет: «За что платить вам много-то? У вас товар некупленный, Из вас на солнце топится Смола, как из сосны!»

Опять упали бедные На дно бездонной пропасти, Притихли, приубожились, Легли на животы; Лежали, думу думали И вдруг запели. Медленно, Как туча надвигается, Текли слова тягучие. Так песню отчеканили, Что сразу наши странники Упомнили ее:

Анализ стихотворения «Утро» Некрасова

В поздней лирике Николая Алексеевича Некрасова обличительный пафос достигает крайней точки. Отвращением и возмущением переполнены и строки стихотворения «Утро».

Стихотворение написано то ли в 1872, то ли в 1873 году. Его автору в эту пору исполнился 51 год, он поглощен работой по искоренению пороков в обществе, сатирически изображает просчеты власти, недостатки порядков, заведенных в тогдашней России. По жанру – гражданская лирика социального протеста, по размеру – трехсложник с перекрестной рифмовкой, 9 строф. Лирический герой – сам поэт, наблюдающий жизнь. Стихотворение построено на обращении к женщине. Интонация взволнованная, временами даже чуть озлобленная. «Ты грустна»: безымянная героиня, собеседница, появляется только в 1 строфе. Поэт с жаром отвечает ей: с нищетою здесь природа заодно. Вторая и третья строфы – почти ожесточенное, безрадостное описание сонной, мирной, бестолковой, по мнению поэта, жизни: унылы и жалки пастбища, крестьяне пьяны, в их хозяйстве одни клячи, небо мутное. «Хоть плачь!» Далее поэт обращается к язвам больших городов. Небо и там не краше, да еще дополнительно расстраивает нервы скрежет по мостовой железной лопаты. Между тем, «начинается всюду работа». Первыми, как водится, выходят палачи на площадь. Уж ведут к ним какую-то жертву. Следом объявляется пожарная тревога. Озябшая проститутка спешит домой, мимо еду стреляться офицеры. «Торгаши просыпаются дружно»: узнаваемая картина. Понятно, что в голове у них одна мысль: обвесить, обсчитать

«Чу!» Этим издевательским старинным возгласом герой привлекает внимание читателя к новой ужасающей проблеме: наводненье столице грозит

Рядом хоронят какое-то важное лицо. В подворотне дворник сражается с вором

Ведут обреченных гусей на убой. Наконец, «в верхнем этаже» выстрел. Кто-то свел с жизнью счеты. И неудивительно, убежден герой, ведь так жить нельзя. Готового рецепта он не предлагает, но такая жизнь ему кажется хуже смерти. Нетрудно заметить, что его обличение сгодится и для большинства стран мира того времени. Поэта снедало желание быть полезным обществу, однако он видел, что общество не подготовлено к каким-либо преобразованиям. Предчувствие крушения этого мира, болезненная жажда хоть одним глазком заглянуть в то самое светлое будущее, которое видится передовым и прогрессивным членам русского общества. Поэт изображает картину века в целом, а не только 1870-х годов. Эпитеты: позорную, унылы, жалки. Инверсия: возвестили пожар, грянули пушки

В подворотне дворник сражается с вором. Ведут обреченных гусей на убой. Наконец, «в верхнем этаже» выстрел. Кто-то свел с жизнью счеты. И неудивительно, убежден герой, ведь так жить нельзя. Готового рецепта он не предлагает, но такая жизнь ему кажется хуже смерти. Нетрудно заметить, что его обличение сгодится и для большинства стран мира того времени. Поэта снедало желание быть полезным обществу, однако он видел, что общество не подготовлено к каким-либо преобразованиям. Предчувствие крушения этого мира, болезненная жажда хоть одним глазком заглянуть в то самое светлое будущее, которое видится передовым и прогрессивным членам русского общества. Поэт изображает картину века в целом, а не только 1870-х годов. Эпитеты: позорную, унылы, жалки. Инверсия: возвестили пожар, грянули пушки.

Деревня и город в произведении «Утро» Н. Некрасова пронизаны символами преступной, бездеятельной жизни.

Сюжет и структура поэмы

Предполагалось, что в поэме будет 7 или 8 частей, но автор успел написать лишь 4, которые, возможно, не следовали одна за другой.

Поэма написана трехстопным ямбом.

Часть первая

Единственная часть, не имеющая названия. Была написана вскоре после отмены крепостного права (). По первому четверостишию поэмы можно сказать, что Некрасов первоначально пытался анонимно охарактеризовать все проблемы Руси того времени.

Пролог

У них завязался спор:

Они высказали шесть вариантов ответа на этот вопрос:

  • Роман: помещику;
  • Демьян: чиновнику;
  • Лука: попу;
  • братья Иван и Митродор Губины: купцу;
  • Пахом: министру, боярину;
  • Пров: царю.

Крестьяне решают не возвращаться домой, пока не найдут правильного ответа. В прологе они также находят скатерть-самобранку, которая будет кормить их, и отправляются в путь.

Глава V. Помещик.

Последыш (из второй части)

В разгар сенокоса странники приходят на Волгу. Здесь они становятся свидетелями странной сцены: на трёх лодочках к берегу подплывает барское семейство. Косцы, только что присевшие отдохнуть, тут же вскакивают, чтобы показать старому барину своё усердие. Оказывается, крестьяне села Вахлачина помогают наследникам скрывать от выжившего из ума помещика Утятина отмену крепостного права. За это родственники последыша-Утятина обещают мужикам пойменные луга. Но после долгожданной смерти Последыша наследники забывают свои обещания, и весь крестьянский спектакль оказывается напрасным.

Крестьянка (из третьей части)

В этой части странники решают продолжить свои поиски того, кому «жить весело, вольготно на Руси» среди женщин. В селе Наготине бабы сказали мужикам, что есть в Клину «губернаторша» Матрёна Тимофеевна: «доброумнее и глаже — бабы нет». Там семеро мужиков находят эту женщину и убеждают её рассказать свою историю, в конце которой она разуверяет мужиков в своём счастье и в женском счастье на Руси в целом:

  • Пролог
  • Глава I. До замужества
  • Глава II. Песни
  • Глава III. Савелий, богатырь, святорусский
  • Глава IV. Дёмушка
  • Глава V. Волчица
  • Глава VI. Трудный год
  • Глава VII. Губернаторша
  • Глава VIII. Бабья притча

Пир на весь мир (из четвёртой части)

Эта часть является логическим продолжением второй части («Последыш»). В ней описывается пир, который закатили мужики после смерти старика Последыша. Приключения странников не заканчиваются в этой части, но в конце один из пирующих — Гриша Добросклонов, сын дьячка, на следующее утро после пира, прогуливаясь по берегу реки, находит, в чём секрет русского счастья, и выражает его в короткой песенке «Русь», к слову, использованной В. И. Лениным в статье «Главная задача наших дней». Заканчивается произведение словами:

Такая неожиданная концовка возникла потому, что автор осознавал свою скорую смерть, и, желая закончить произведение, логически завершил поэму в четвёртой части, хотя в начале Н. А. Некрасов задумывал 8 частей.


С этим читают