Крик — новые посты

История создания «Крика»

О том, как возникла идея создать «Крик», Мунк поведал сам, создав копию своего шедевра через год после оригинала.


На этот раз он поместил работу в простую рамку. А под ней прибил табличку, на которой и написал, при каких обстоятельствах возникла потребность в создании «Крика».

Эдвард Мунк. Крик. 1894 г. Пастель. Частная коллекция

Оказывается, однажды он шёл с друзьями по мосту вблизи одного фьорда. И вдруг небо покраснело. Художник онемел от страха. Его друзья пошли дальше. А он почувствовал невыносимое отчаяние от увиденного. Ему захотелось кричать…

Вот это своё внезапное состояние на фоне покрасневшего неба он и решил изобразить. Правда, сначала у него вышла вот такая работа.

Эдвард Мунк. Отчаяние. 1892 г. Музей Мунка, г. Осло

На картине «Отчаяние» Мунк изобразил самого себя на мосту в момент нахлынувших неприятных эмоций.

И лишь через несколько месяцев он сменил персонажа. Вот один из эскизов к картине.

Эдвард Мунк. Крик. 1893 г. 30х22 см. Пастель. Музей Мунка, Осло

Но образ явно оказался навязчивым. Впрочем, Мунк был склонен одни и те же сюжеты повторять неоднократно. И почти 20 лет спустя он создал ещё один «Крик».

Эдвард Мунк. Крик. 1910 г. Музей Мунка в г. Осло

На мой взгляд, эта картина более декоративная. В ней уже нет того щемящего ужаса. Демонстративно зеленое лицо подчёркивает, что с главным героем происходит что-то недоброе. А небо больше похоже на радугу с позитивными цветами.

Так что же за явление наблюдал Мунк? Или красное небо было плодом его воображения?

Я больше склоняюсь к версии, что художник наблюдал редкое явление перламутровых облаков. Они возникают при низких температурах недалеко от гор. Тогда кристаллы льда на большой высоте начинают преломлять свет зашедшего за горизонт солнца.

Так облака окрашиваются в розовые, красные, жёлтые оттенки. В Норвегии есть условия для такого явления. Вполне возможно, что именно его Мунк и увидел.

Сонник — Облако

Если вам приснится, что вы поднялись в облака, то ждите известий. Легкие, почти прозрачные облака во сне — это знак безоблачного счастья. Желтые облака во сне предвещают пустые хлопоты и неудачи в делах. Черные, темные, тяжелые, густые облака — знак дурных вестей, печали, нищеты. Сон, в котором вы увидели, что черное облако неожиданно накрыло вас, предвещает много огорчений, полосу неудач и разочарований, которые вы испытаете после вашего головокружительного успеха. То же значение имеет и сон, в котором облако заслонит от вас землю или что-то другое. После такого сна ждите какой-нибудь беды. Если вам приснится, что облако давит на вас, то вам придется пережить большое несчастье или горечь тяжелой утраты. Если же во сне облако поднимет вас и унесет, то ждите каких-то важных событий, перемен, потрясений. Возможно, что вам придется отправиться в дальний путь для исполнения какой-то неприятной обязанности. Такой он, вообще, мало благоприятен. Огненно-красные облака во сне символизируют народное бедствие, всенародный траур, смуту, волнения, важные политические события, которые коренным образом изменят вашу жизнь и жизнь страны. Дождевые тучи во сне предвещают неудачи, разочарования, волнения. Грозовые тучи во сне предвещают опасность. Быстро движущиеся облака во сне предупреждают вас о том, что какие-то события будут стремительно развиваться. Чтобы узнать, какие это будут события, посмотрите, какими были облака в вашем сне. Смотрите толкование: небо, звезды, солнце.

Сонник — Лицо

Видеть во сне красивое лицо с тонкими чертами и обаятельной улыбкой означает, что ваши дети будут счастливы благодаря вашим неустанным усилиям и заботе об их будущем. Моложавое розовощекое лицо говорит о том, что вам предстоят светские развлечения и беспечное времяпрепровождение.Некрасивое лицо со следами болезни предвещает тревоги и душевные терзания. Бледное, изможденное лицо – к недомоганию, недовольное и сердитое выражение лица – знак потерь и сожаления. Печальный и грустный взгляд одухотворенного лица – к неожиданным и огорчительным событиям.Побагровевшее в гневе лицо сулит горе, страдания и унижение. Измаранное чем-то лицо – испытаете облегчение, завершив кропотливую и трудоемкую работу.Лицо с гладкой, чистой кожей предвещает успех на профессиональном поприще. Покрытое болезненной сыпью – к убыткам, изрытое оспой – к тяжелой болезни, лицо в шрамах – вас привлекут к ответственности, обожженное – вызовете на себя огонь критики, но сумеете избежать последствий.Счастливые, радостные лица вокруг вас – знак положительных перемен, искаженные злобой и ненавистью лица предвещают серьезную тревогу по поводу здоровья близких. Лицо незнакомца с отталкивающим взглядом – к несостоявшемуся свиданию.Видеть во сне отражение своего лица в чистой воде предвещает долгую жизнь, отмеченную знаками признания больших заслуг. Видеть свое лицо в зеркале красивым и радостным – к прибавлению в семействе, угрюмым и измученным – причитающиеся вам деньги получите с большим трудом.Укрывать свое лицо на людях, пряча от их глаз свое уродство, – будете потрясены сообщением о трагических событиях, в которых пострадали ваши добрые знакомые. Если во сне моете лицо – значит, наяву придется пожалеть о необдуманном поступке.Делать на лице макияж – будете иметь успех у мужчин, лечебная маска на лице предвещает множество поклонников без серьезных намерений, накладывать на лицо косметические средства – к разочарованию в любви, делать пластическую операцию лица – к благоприятным переменам.Если видите на чьем-то лице заячью губу – наяву это может отразиться тем, что примете поспешное и необдуманное решение в деле, требующем всестороннего подхода. Слишком тонкие губы – проявите деловитость и смекалку в неожиданной ситуации. Красивые полные губы – гармония в семейных отношениях и взаимная любовь для молодых. Лицо в отвисшей губой – в реальной жизни предстоит пройти через серьезное испытание.Видеть во сне милое девичье личико в пухлыми румяными щечками – знак удачного предприятия. Чересчур нарумяненные щеки на лице – испытаете стыд за собственных детей. Впалые щеки на исхудавшем лице к печальным событиям.Старческое лицо с дряблой кожей и ввалившимися щеками – к улучшению материального положения. Огромный флюс на лице – к неприятностям на работе.Видеть лицо с гнойным фурункулом предвещает быть обворованной или ограбленной. Синяк на лице означает, что поддадитесь искушению, вступив в мимолетную интимную связь с совершенно незнакомым вам мужчиной.Видеть во сне лицо со сломанной переносицей – наяву получить известие о чьей-то смерти. Оплывший, ниспадающий складками подбородок на разжиревшем, обрюзгшем лице – к благополучию. Подбородок с ямочкой – не добьетесь успеха, если не избавитесь от присущих вам недостатков.Видеть гладко выбритое мужское лицо означает, что вскоре в полной мере насладитесь покоем, спровадив семью на несколько дней к дальним родственникам.Покрытое щетиной лицо говорит о том, что в вашей супружеской жизни возникнут проблемы на почве секса.Покрытое веснушками лицо означает, что ваше счастье будет несколько омрачено вмешательством в вашу частную жизнь завистливых подруг. Видеть веснушки на своем лице предвещает потерю любимого человека.

Шепоты и «Крики»


Эдвард Мунк — без сомнения, норвежский художник № 1, так же как другой Эдвард — Григ — главный композитор. Но если Грига традиционно причисляют к романтикам и новатором не считают, поскольку на континенте этот стиль доминировал уже полвека, то Мунк, наоборот, опередил коллег из главных европейских центров искусства лет на 20. В Австрии, которая считается родиной экспрессионизма, он появился непосредственно перед Первой мировой войной — в начале 1910-х. Мунк же пришел к тем же принципам еще в начале 1890-х годов.

Манеру Мунка осторожно определяют как протоэкспрессионизм. Но на самом деле все темы экспрессионизма (сумасшествие, предчувствие глобальной катастрофы, тотальная безнадежность, тяга к убийству, болезненное восприятие своего и чужого тела) уже были сформулированы Мунком, причем в образцовых произведениях

Помимо «Крика» это, например, «Вампир» (вспомним одноименный фильм Карла Теодора Дрейера — шедевр уже киноэкспрессионизма), «Ревность», изображающая мужчину с безумными глазами, а за его спиной — любовников, «Красный плющ», где дом, увитый растениями, будто истекает кровью… (Все эти шедевры, кстати, можно будет увидеть на выставке.)

«Крик», пастель, 1893 год

Но именно «Крик» стал ключевым экспрессионистским образом, который не только предвосхитил, но и пережил сам стиль, превзойдя в массовом сознании все более поздние его проявления как самого Мунка, так и художников других стран.

«Крик» существует в четырех цветных вариантах и одном — монохромном (литография). Первые два варианта датируются 1893 годом. Сначала художник создал изображение пастелью на картоне (именно оно и будет экспонироваться в Москве), затем — наиболее знаменитую версию маслом. В 1895-м появились два авторских повторения: еще одна пастель и литография. А в 1910-м — последний вариант маслом.

«Крик», литография

Семь лет назад поздняя пастель оказалась в центре общественного внимания, поскольку была продана на аукционе Sotheby’s за $119,9 млн — на тот момент абсолютный рекорд для публичных торгов. С тех пор он уже неоднократно превзойден, но, во-первых, «Крик» больше не появлялся на торгах и будь выставлен снова, вероятно, рекорд был бы зафиксирован опять. А во-вторых, не стоит забывать, что это все-таки авторское повторение, да еще и не маслом в отличие от всех остальных работ в этой ценовой категории (больше $100 млн).

«Крик», пастель, 1895 год

Интересно и то, что ни одной другой картины Мунка в топе аукционных продаж не было. Следовательно, если в случае с произведениями Пикассо, Модильяни и, конечно, Леонардо да Винчи покупатели платят в первую очередь за имя художника, то «Крик» ценен сам по себе. В чем же его исключительная привлекательность?

Версии «Крика» и их местонахождение

Мунк создал четыре версии «Крика», используя различные техники:

  • В музее Мунка представлен один из двух вариантов, выполненных маслом, и одна пастель.
  • В Национальном музее Норвегии выставлена наиболее знаменитая, вторая по счёту версия (илл. справа). Она написана маслом.
  • Единственная версия сюжета, остающаяся в частных руках, выполнена пастелью. Она принадлежала норвежскому миллиардеру Петтеру Олсену, который выставил её на аукцион 2 мая 2012 года. В итоге картина была продана Леону Блэку за 119 млн 922 тыс. 500 долларов, что на то время представляло рекорд для произведений искусства.

«Крик» не раз становился мишенью злоумышленников:

  • В 1994 году картина была украдена из Национальной галереи. Несколькими месяцами позже она была возвращена на своё место.
  • В 2004 году «Крик» и другое известное произведение художника «Мадонна» были украдены из музея Мунка. Обе картины были возвращены в 2006 году. Они получили некоторые повреждения и снова были выставлены на показ в мае 2008, после реставрации.
  • В 2012 году миллиардер Лэон Блэк выкупил одну из картин серии на аукционе Sotheby’s за $ 120 млн.

Переосмысления и использование образа в массовой культуре

Ко второй половине XX века «Крик» стал поистине «иконическим» образом и с тех пор неоднократно переосмыслялся и пародировался. Энди Уорхол выполнил серию принтов-копий «Крика» в нескольких цветах. Другому представителю поп-арта, Эрро, принадлежат два коллажа, пародийно переиначивающих работу Мунка («Второй крик», 1967, и «Дин-дон», 1979). Этот образ много раз использовался в рекламе, комиксах, теле- и мультсериалах и кино. Знаменитая маска из фильма «Крик» была вдохновлена картиной с тем же названием. Внешний вид представителей инопланетной расы Тишина (Silence) из культового сериала «Доктор Кто» также была навеяна персонажем с картины Мунка. Один из главных героев манги и аниме Another, Юя Мотидзуки, является большим поклонником Мунка и вдохновляется «Криком» для написания собственной картины. Репродукция картины использовалась для обложки книги Артура Янова «Первичный крик», в дизайне альбомов групп Morgen (Morgen, 1969), Red Lorry Yellow Lorry (This Today EP, 1984), Clair Obscur (La cassette noire, 1982) и других.

Мем Мунка

Мало какой визуальный образ пародировали и модифицировали так часто, как «Крик» (разве что «Мону Лизу»?). От серии принтов Энди Уорхола, который в 1984 году решил раскрасить литографию Мунка, до эмодзи в виде кричащего человечка, охватившего голову руками, — над «Криком» издевались все кому не лень. А еще можно вспомнить маску маньяка в серии фильмов ужасов Уэса Крэйвена «Крик», инопланетян в «Докторе Кто»…

В последние годы «Крик» и вовсе стал интернет-мемом: на место центральной фигуры фотошопные умельцы помещали Гомера Симпсона, героя Макколея Калкина из фильмов «Один дома»… А компания Adobe, производящая Photoshop, даже объявила конкурс на лучшую «фотожабу» картины Мунка.

Кадр из фильма «Крик»

Здесь можно сетовать на опошление и «опопсение» великого образа. Но стоит задуматься: почему комический эффект, достигаемый этими переделками разной степени нелепости, столь притягателен для современного общества? Не потому ли, что оно подсознательно пытается изжить, преодолеть трагедийность «Крика», а следовательно, и всего XX века? Как известно, лучший способ перестать бояться какого-либо явления — сделать его смешным. «Крик», ставший визуальной формулой ужаса, выразивший предельно остро те травматичные чувства, которые переживало человечество, должен был пасть жертвой своей же силы.

Теперь российские зрители впервые смогут увидеть оригинал произведения, которое всем знакомо, но исключительно по репродукциям и мемам. И, возможно, наконец пришло время посмотреть на него не как на воплощенный кошмар или растиражированный мем, а просто как на замечательное произведение искусства, пусть и более известное, чем остальные.

Джоконда XX века


«Крик» традиционно называют вторым самым узнаваемым произведением живописи после шедевра Леонардо «Мона Лиза». То есть он впереди «Сикстинской Мадонны» Рафаэля, «Возвращения блудного сына» Рембрандта, «Вавилонской башни» Брейгеля и других образов, уже многие века считающихся фундаментом европейской культуры. Почему? Возможно, потому, что ни одна другая картина не выразила в такой яркой и символичной форме самоощущение человека XX века — с его постоянным предчувствием или переживанием катастрофы, отчаянием и тотальной потерей душевного равновесия.

«Как-то вечером я шел по дороге — с одной стороны подо мной раскинулись город и фьорд. Я был уставшим и больным — стоял и смотрел на фьорд. Садилось солнце — облака окрасились красным — как кровь. Я почувствовал, будто природу пронзил крик — мне казалось, я слышал крик. И я написал эту картину — написал облака как настоящую кровь. Цвета кричали» — так сам Мунк изложил историю создания «Крика» в дневниках.

«Крик», масло, 1893 год

В этом описании уже сформулированы ключевые мотивы экспрессионизма: ирреальность, дисгармоничность мира («природу пронзил крик»), кровавые видения (вспомним, как Воццеку в одноименной опере Берга чудится кровавая луна), болезненность героя, невыносимость момента (судя по изображению, он слышит оглушающий крик)… Но важнее, что Мунк нашел идеальное визуальное воплощение своего чувства: центральный персонаж на мосту впечатывается в память зрителя своей деформированной головой и характерным жестом — удлиненными руками, обхватывающими голову. Портрет нарочито нереалистичный: то ли перед нами пришелец, то ли мы видим реального человека в галлюциногенном искажении… При этом собственно лица у него нет — и это усиливает ощущение кошмара.

Фон не менее значим. Залив на заднем плане будто становится продолжением головы центрального персонажа и образует «рождающуюся» из беззвучного крика петлю, «срифмованную» с кровавыми облаками. Тогда как мост, на котором стоит герой и, видимо, зритель, создает ощущение стремительного движения вперед — как будто мы проносимся по нему, а не стоим на месте. Это ощущение потери устойчивости, в буквальном смысле уходящей почвы из-под ног или стремительно уносящей героя — еще один типичный мотив экспрессионизма. Вспомним начало рассказа Франца Кафки «Сон» (1914), предвосхищающего роман «Процесс»:

«Йозефу К. снилось: стоял погожий день и К. захотел прогуляться. Но едва он ступил два шага, как уже был на кладбище. Там пролегали очень искусственные, до неудобного извилистые дорожки, однако он скользил по одной из таких дорожек, словно по бурной воде, в незыблемо парящей позе».

«Крик», 1910 год

На сочетании трех этих элементов — моста, воды, сливающейся с облаками, и центральной фигуры — построена композиция. Показательно, что во всех вариантах «Крика» эти компоненты присутствуют, то есть долгого поиска не было, как, видимо, и предварительных эскизов (если не считать таковым первое изображение пастелью). «Крик» стал гениальным озарением, и это тот редкий случай, когда даже в черно-белом варианте изображение сохраняет свою силу, несмотря на цветовую выразительность картины. Мунк это прекрасно понял и создал литографический вариант.

Кстати, цветные варианты отличаются по гамме. Главный «Крик» 1893 года из Национального музея Осло мрачнее, а повторение 1910 года из Музея Мунка светлее, но в нем сильнее неприятные зеленоватые тона. И общий характер более «галлюциногенный».

Кстати, вот еще одно подтверждение уникальности «Крика»: если мы посмотрим на другие самые дорогие картины, то увидим, что они совершенно немыслимы без цвета. «Крик» же покоряет своей простотой: цвет здесь может быть разным, а может его и вовсе не быть. И это стало залогом массового успеха произведения Мунка. Успеха, выходящего далеко за пределы арт-индустрии.

Чем так поражает картина «Крик»

Картина «Крик» завораживает современного зрителя. Представьте, каково было публике XIX века! Конечно, к ней отнеслись очень критично. Сравнивали красное небо картины с интерьером скотобойни.

Ничего удивительного. Картина крайне экспрессивна. Она взывает к самым потаённым эмоциям человека. Пробуждает страх перед одиночеством и смертью.

И это во времена, когда был популярен Вильям Бугро, который тоже стремился взывать к эмоциям. Но и в страшных сценах он изображал своих героев божественно идеальными. Даже если речь шла о грешниках в аду.

Вильям Бугро. Данте и Вергилий в аду. 1850 г. Музей д’Орсе, Париж


В картине Мунка решительно все шло вразрез с принятыми нормами. Деформированное пространство. Тягучее, плавящееся. Ни одной прямой линии, кроме перил моста.

А главный герой – невообразимо странное существо. Похожее на инопланетянина. Правда, в XIX веке про инопланетян ещё не слышали. Это существо, как и пространство вокруг него, теряет форму: плавится, как свеча.

Как будто мир и его герой погрузились в воду. Ведь когда мы смотрим на человека под водой, его изображение тоже волнистое. А разные части тел сужаются или вытягиваются.

Обратите внимание, что голова вдали идущего человека настолько сузилась, что почти исчезла. Эдвард Мунк

Крик (фрагмент). 1893 г. Национальная галерея Норвегии в Осло

Эдвард Мунк. Крик (фрагмент). 1893 г. Национальная галерея Норвегии в Осло

И сквозь это водное пространство пытается прорваться крик. Но он еле слышен, как звон в ушах. Так, во сне мы иногда хотим крикнуть, но получается нечто несуразное. Усилия превосходят результат многократно.

Только перила кажутся реальными. Лишь они удерживают нас, чтобы не попасть в засасывающий в небытие водоворот.

Да, есть от чего прийти в смятение. И раз увидев картину, не забыть её уже никогда.

Подведём итог: почему «Крик» — шедевр

Андрей Аллахвердов. Эдвард Мунк. 2016. Частное собрание (всю серию портретов художников XIX-XX веков смотрите на сайте allakhverdov.com).

«Крик», конечно, феноменален. Ведь художник использовал очень скупые средства. Простейшие цветовые сочетания. Много-много линий. Примитивный пейзаж. Упрощённые фигуры.

И все это в совокупности невероятным образом выражает самые глубинные человеческие эмоции. Страх и отчаяние. Гнетущее чувство одиночества. Болезненное предчувствие надвигающейся катастрофы. Ощущение собственного бессилия.

Эти эмоции можно почувствовать так пронзительно, что ничего удивительного в том, что картину наделяли мистическими свойствами. Якобы любой, кто её коснётся, подвергается смертельной опасности.

Но мы в мистику верить не будем. А лишь признаем, что «Крик» — настоящий шедевр.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.


С этим читают