Значение слова «крупный»

[править] Сборники мультфильмов на VHS

  • 1: Проделки Рамзеса, Крылья, ноги и хвосты
  • 2: Большой Ух, Вовка-тренер, Дореми, Мама для мамонтенка, Пластилиновая ворона, Тайна игрушек
  • 3: Дюймовочка, Стойкий оловянный солдатик, Капризная принцесса, Русалочка
  • 4: Золотая антилопа, Фока — на все руки дока, Обезьяна с острова Саругасима, В яранге горит огонь
  • 5: Летучий корабль, Молодильные яблоки, В некотором царстве, Аленький цветочек
  • 6: Малыш и Карлсон, Карлсон вернулся, Весёлая карусель 9
  • 7: Трое из Простоквашино, Каникулы в Простоквашино, Зима в Простоквашино
  • 8: Винни-Пух, Винни-Пух и день забот, Халиф-аист
  • 9: Прометей, Возвращение с Олимпа, Геракл у Адмета
  • 10: Гадкий утёнок, Золушка, Мороз Иванович
  • 11: Али-Баба и сорок разбойников, Рикки-Тикки-Тави, Жил-был пёс
  • 12: Каникулы Бонифация, Шапокляк, Кентервильское привидение
  • 13: Бременские музыканты, Пёс в сапогах, История одной куклы
  • 14: 38 попугаев, Куда идёт Слонёнок, Как лечить Удава, Бабушка Удава, А вдруг получится!
  • 15: Крокодил Гена, Чебурашка, Шапокляк, Чебурашка идёт в школу
  • 16:
  • 17: Василиса Микулишна, Илья Муромец, Лебеди Непрядвы
  • 18: Межа, Горный мастер, Василиса Прекрасная
  • 19: Лиса и Заяц, Цапля и Журавль, Ежик в тумане, Сказка сказок
  • 20: Фильм! Фильм! Фильм!…, Тир, Ограбление по-американски, по-французски, по-итальянски, по-русски
  • 21: Приключения пингвинёнка Лоло
  • 22: Привет Мартышке, Зарядка для хвоста, Завтра будет завтра, Великое закрытие, Ненаглядное пособие
  • 23: Шайбу! Шайбу!, Матч-реванш, Метеор на ринге
  • 24: Необыкновенный матч, Таланты и поклонники, Футбольные звёзды
  • 25: Чиполлино, Легенды перуанских индейцев
  • 26: Сказка о Золотом петушке, Сказка о попе и о работнике его Балде, Премудрый пескарь, В мире басен
  • 27: Возвращение блудного попугая, Волшебное кольцо, Ёжик должен быть колючим
  • 28: Обезьянки, Ловушка для Бамбра, Великая битва слона с китом
  • 29:
  • 30: Аргонавты; Персей и Фаэтон — сын солнца
  • 31:
  • 32:
  • 33:
  • 34:
  • 35:
  • 36:
  • 37:
  • 38:
  • 39:
  • 40:
  • 41: Соломенный бычок; Валидуб; Чудо-мельница и Таёжная сказка
  • 42:
  • 43:
  • 44: Ромео и Джульета; Гамлет; Макбет; 12-я ночь; Буря и Сон в летнюю ночь
  • 45: Винни-Пух, Винни-Пух идёт в гости, Винни-Пух и день забот
  • 46: Бременские музыканты, По следам Бременских музыкантов, Кот в сапогах
  • 47: Капитан Пронин, Амба, Соната
  • 48: Семь дней с Морси, Волк в упряжке, Несколько страниц из жизни призрака
  • 49: Бояка мухи не обидит
  • 50: На масленице, Три типа и скрипач, Сапожникова жена, Война слонов и носорогов, Чужой праздник, Лягушка Пипа, Пипа и бык

История крупного плана


1890-е: Историки кино до сих пор не договорились, кому же принадлежит авторство первого крупного плана. С наибольшей вероятностью — Уильяму Диксону, изобретателю ранних кинематографических технологий и коллеге Томаса Эдисона. В 1894 году он снял семисекундный ролик «Фред Отт. Чихание». По меркам первых фильмов лента была крайне необычной, поскольку «делить» человека в кадре на части считалось неправильным — кинематограф пока что зависел от театральной традиции, где крупного плана не существует.

«Фред Отт. Чихание» (Уильям Диксон, 1894) 1900-е: Первые робкие попытки использования крупного плана как приема. Наиболее удачно с ним работали экспериментаторы Брайтонской школы Джордж Альберт Смит и Джеймс Уильямсон. Первый использовал макро-планы предметов и фрагментов лиц в фильмах «Что видно в телескоп» (1900) и «Бабушкина лупа» (1900). Второй в фильме «Большой глоток» (1901) придал крупному плану драматичный эффект с помощью постепенного приближения героя к камере. Вскоре Эдвин Портер снял один из самых известных крупных планов в истории — в финале «Большого ограбления поезда» (1903) бандит в упор стреляет в зрителей.

«Большой глоток» (Джеймс Уильямсон, 1901) 1910-е: Дэвид Уорк Гриффит становится популяризатором крупного плана. Впервые он пробует его в фильме «Телеграфистка из Лоундэйла» (1911), а уже в «Рождении нации» (1915), «Нетерпимости» (1916), «Сломанных побегах» (1919) крупный план фигурирует постоянно

Основных применений у Гриффита два: акцентирование внимания зрителя на важной вещи и создание драматического эффекта. 

Сцена из фильма «Сломанные побеги» (Дэвид Уорк Гриффит, 1919) 1920-е: Крупный план теоретически и практически осмысляется Луи Деллюком, Жаном Эпштейном, Львом Кулешовым, Сергеем Эйзенштейном, Всеволодом Пудовкиным и другими. Он прочно входит в арсенал средств авторов немого кино

Пожалуй, наиболее полно потенциал крупного плана в это время раскрывает Карл Теодор Дрейер в «Страстях Жанны д’Арк» (1928). Двухчасовая картина о суде над героиней Франции почти целиком состояла из крупных планов (причем актеры не гримировались), призванных передать зрителю весь спектр эмоций исполнительницы Марии Фальконетти и ужас положения ее персонажа. 

Кадр из фильма «Страсти Жанны д’Арк» (Карл Теодор Дрейер, 1928)​1930-50-е: В раннем звуковом кинематографе крупный план становится обязательным инструментом. Благодаря появлению диалогов повсеместное распространение получает «восьмерка» (или shot-reverse-shot). Кроме того, крупный план актера в кадре становится символом его звездного статуса. Такую установку с грустной иронией обыграл Билли Уайлдер в финале «Бульвара Сансет» (1950).


Сцена из фильма «Бульвар Сансет» (Билли Уайлдер, 1950)

1960-2010-е: Как неотъемлемый элемент киноязыка крупный план получает бесчисленное количество трактовок и способов применения в работах различных режиссеров. О том, как некоторые из них творчески переосмысливают прием сегодня — далее.

Литература

Г. Андерег, Н. Панфилов. Глава IV. Искусство монтажа // Справочная книга кинолюбителя / Д. Н. Шемякин. — Л.: «Лениздат», 1977. — С. 29—43. — 368 с.

А. Д. Головня. Мастерство кинооператора / И. Н. Владимирцева. — М.: «Искусство», 1965. — 239 с. — 7000 экз.

Б. Н. Коноплёв. Основы фильмопроизводства / В. С. Богатова. — 2-е изд.. — М.: «Искусство», 1975. — 448 с. — 5000 экз.

Кудряшов Н. Глава I // «Как самому снять и показать кинофильм». — 1-е изд. — М.: Госкиноиздат, 1952. — С. 10—21. — 252 с.


Н. А. Майоров. Самые первые в истории развития мирового кинематографа (рус.) // «Мир техники кино» : журнал. — 2013. — № 2 (28). — С. 37—41. — ISSN 1991-3400.

С. Е. Медынский. Компонуем кинокадр / В. С. Богатова. — М.: «Искусство», 1992. — С. 85—112. — 239 с. — ISBN 5-210-00236-5.

Луи Форестье. Великий немой / Б. Кравченко. — М.: «Госкиноиздат», 1945. — 115 с. — 5000 экз.

В словаре Д.Н. Ушакова

КРУ́ПНЫЙ, крупная, крупное; крупен, крупна, крупно, крупны; ант. мелкий.1. Состоящий из частей, частиц, элементов большого размера. Крупный песок. Крупный скот. Крупный шрифт, почерк.2. Большой, больших размеров, большой величины. Крупные орехи. Крупные яблоки. Крупные черты лица. Крупная рысь. Крупные размеры. Крупный масштаб.3. Рослый (·разг. ). Крупный ребенок.4. Обладающий большим имуществом; с большими материальными *****5. Большой стоимости, достоинства (о денежных знаках). У меня нет мелочи, остались только крупные деньги.6. Большой по силе или влиянию, значительный. Крупный талант. Крупный писатель. Крупный чиновник. Крупный ученый.7. перен. Важный, серьезный, значительный (·разг. ). Крупные события. Крупная неприятность. Крупная ссора.• Крупный разговор (·разг.) — словесное объяснение, сопровождающееся выражением неудовольствия, предъявлением претензий. Крупный план (неол., кино) — съемка отдельных объектов, производимая так, что при воспроизведении их на экране они получаются очень большими, занимают до половины его, площади. Заснять оратора крупным планом.

История крупного плана

Несмотря на давнюю традицию поясных и погрудных портретов в фотографии и изобразительном искусстве, большинство первых кинематографистов снимали свои фильмы только общим планом. В течение первых десятилетий немого кинематографа пространство экрана воспринималось как театральная сцена. Поэтому актёров было принято показывать в полный рост, и кадры, в которых они случайно приближались слишком близко к камере, считались бракованными, потому что «человек не может ходить без ног». Среди исследователей истории кино нет единого мнения насчёт того, кто первым использовал крупный план. Большинство считают первооткрывателем в этой области Джорджа Альберта Смита, который снимал крупные детали в своих картинах «Что видно в телескоп» и «Бабушкина лупа». Почти одновременно, в 1901 году Джеймс Уильямсон даёт очень крупный план в фильме «Большой глоток», когда главный герой приближается к камере и «глотает» её. Спустя два года крупный план был использован в картине «Большое ограбление поезда». Однако, эти случаи были единичными, поскольку для кинозрителей начала XX века было непривычным обрезание человеческой фигуры рамкой кинокадра, воспринимаемое при первом впечатлении иногда как показ натурального расчленения.

Лишь спустя десятилетие Дэвид Гриффит открывает для себя крупный план в картине «Телеграфистка из Лоундэйла»: здесь крупно показан разводной ключ, которым преступника пугают вместо пистолета. Режиссёр стал одним из первых, кто начал активно использовать крупные планы в своих фильмах. В звуковом кино крупные планы оказались наиболее критичными к точности синхронизации, поскольку несовпадение артикуляции с фонограммой особенно заметно. По этой причине крупные планы стараются не переозвучивать в студии, а сразу снимать синхронно. Кроме того, крупные планы критичны к качеству грима и установки операторского освещения, как и портрет в фотографии. Решение о съёмке того или иного монтажного кадра средним, общим или крупным планом принимается на стадии подготовки режиссёрского сценария. При документальной съёмке оператор выбирает крупность плана самостоятельно, руководствуясь базовыми правилами монтажа.

Крупный план иногда делят на несколько разновидностей: «первый средний», «крупный» и «сверхкрупный» (англ. Medium Close-Up, Close-Up, Big Close-Up), в зависимости от того, какая часть головы и плеч видна в кадре. Самый крупный план, в котором видны только глаза героя, часто называют итальянский план. Несмотря на то, что в большинстве случаев крупный план снимается длиннофокусным объективом, он может быть получен и более короткофокусной оптикой с близкого расстояния, однако это может приводить к искажению пропорций лица.

В словаре Ожегова

КРУПНЫЙ, -ая, -ое; -пен, -пна, -пно, -пны и -пны. 1. Состоящий из частей, элементов, частичек большого размера. К. песок. Крупные капли дождя. 2. Большой по размеру, величине. К. плод. К. мужчина. К. рогатый скот. Крупные деньги (не в мелких купюрах). 3. полн. ф. Большой и экономически мощный. Крупное механизированное хозяйство. К. капитал. 4. полн. ф. Значительный по общественному или экономическому положению. К. чиновник. К. делец, 5. Сильный по своему влиянию, значению. К. общественный деятель. К. писатель, ученый. К. талант. 6. Важный, значительный, очень серьезный. К. разговор. Крупная неприятность. Крупно (нареч.) повезло (разг.). || сущ. крупность, -и, ж. (к 1, 2, 5 и 6 знач.).

[править] О компании

Специфическая особенность деятельности «Крупного плана» — это выпуск исключительно отечественной кинопродукции, причём преимущественно «старого» кино. Главным образом, это известнейшие фильмы, составляющие «золотой» фонд отечественного кинематографа.


Одно из приоритетных направлений деятельности «Крупного плана» — реставрация фильмов по особой, разработанной в объединении, цифровой технологии, позволяющей добиваться высочайшего качества изображения и оказывающейся незаменимой при восстановлении плохо сохранившихся кино-материалов.

Основу каталога «Крупного плана» составляют киноленты концерна «Мосфильм», который предоставил объединению исключительное право выпуска значительной части своей коллекции на видеоносителях. Также, в число лицензиаров «Крупного плана» входят «Ленфильм», «Союзмультфильм», «Киностудия имени М. Горького» и ещё свыше сорока студий. Партнёрами компании являются также «Госфильмофонд России», «Гостелерадиофонд», «Государственный центральный музей кино» и многие другие организации.

В словаре Синонимов

большой, объёмистый, обширный, громадный, немалый; большой, промышленный; значительный, немалый, заметный, важный; внушительный, незаурядный, недюжинный, многочисленный, выдающийся, замечательный, дородный, почтенный, неизмеримый, крупноватый, осязательный, здоровенный, громоздкий, чудовищный, солидный, великий, немаленький, основательный, большенный, масштабный, ядреный, объемистый, нитратный, крупен, ощутительный, здоровый, блестящий, объемный, серьезный, широкомасштабный, здоровущий, яркий, амбалистый, блистательный, изрядный, исполинский, порядочный, монументальный, видный, колоссальный, огромный, первый среди равных, мощный, гигантский. Ant. маленький; незначительный, неважный, незаметный

История крупного плана

Несмотря на давнюю традицию поясных и погрудных портретов в фотографии и изобразительном искусстве, большинство первых кинематографистов снимали свои фильмы только общим планом. В течение первых десятилетий немого кинематографа пространство экрана воспринималось как театральная сцена. Поэтому актёров было принято показывать в полный рост, и кадры, в которых они случайно приближались слишком близко к камере, считались бракованными, потому что «человек не может ходить без ног». Среди исследователей истории кино нет единого мнения насчёт того, кто первым использовал крупный план. Большинство считают первооткрывателем в этой области Джорджа Альберта Смита, который снимал крупные детали в своих картинах «Что видно в телескоп» и «Бабушкина лупа». Почти одновременно, в 1901 году Джеймс Уильямсон даёт очень крупный план в фильме «Большой глоток», когда главный герой приближается к камере и «глотает» её. Спустя два года крупный план был использован в картине «Большое ограбление поезда». Однако, эти случаи были единичными, поскольку для кинозрителей начала XX века было непривычным обрезание человеческой фигуры рамкой кинокадра, воспринимаемое при первом впечатлении иногда как показ натурального расчленения.

Лишь спустя десятилетие Дэвид Гриффит открывает для себя крупный план в картине «Телеграфистка из Лоундэйла»: здесь крупно показан разводной ключ, которым преступника пугают вместо пистолета. Режиссёр стал одним из первых, кто начал активно использовать крупные планы в своих фильмах. В звуковом кино крупные планы оказались наиболее критичными к точности синхронизации, поскольку несовпадение артикуляции с фонограммой особенно заметно. По этой причине крупные планы стараются не переозвучивать в студии, а сразу снимать синхронно. Кроме того, крупные планы критичны к качеству грима и установки операторского освещения, как и портрет в фотографии. Решение о съёмке того или иного монтажного кадра средним, общим или крупным планом принимается на стадии подготовки режиссёрского сценария. При документальной съёмке оператор выбирает крупность плана самостоятельно, руководствуясь базовыми правилами монтажа.

Несмотря на то, что в большинстве случаев крупный план снимается длиннофокусным объективом, он может быть получен и более короткофокусной оптикой с близкого расстояния, однако это может приводить к искажению пропорций лица.

Типы крупного плана

Первый средний план (Medium Close-up)

Кадр из фильма «Большой Лебовски» (братья Коэн, 1998) Промежуточная стадия между средним и крупным планом; актера в кадре видно по грудь. Такая крупность позволяет отразить взаимодействие между героем и окружающим его пространством, а также подходит для диалоговых сцен.Крупный план (Close-up)Кадр из фильма «Мастер» (Пол Томас Андерсон, 2012) Значительную часть кадра занимает лицо актера от макушки до плеч или подбородка. Так можно передать эмоции героя, а также его реакцию на пространство.Сверхкрупный или суперкрупный план (Big Close-up)Кадр из фильма «Спасти рядового Райана» (Стивен Спилберг, 1998) Промежуточная ступень между крупным планом и макро-планом; в кадре находится лицо ото лба до подбородка

Так фокусируется внимание зрителя на глазах, тонкой мимике и эмоциях. Как правило, не подходит для диалоговых сцен — это «план молчания».Макро-план или деталь (Extreme Close-up)Кадр из фильма «Хороший, плохой, злой» (Серджио Леоне, 1966) В кадре видим фрагмент лица, например губы, ухо, или же отдельный предмет

Подвид макро-плана — «итальянский план» («Italian shot»), при котором в кадр попадают только глаза героя.  


С этим читают