Мифический бог

Вий — подземный бог в славянской мифологии

Вий (Вый, Ний, Ния, Ниян) — сын Чернобога и козы Седуни. Владыка пекельного царства, царь подземного мира (Нави, Преисподней), повелитель мучений. Олицетворение тех страшных наказаний, которые ждут после смерти всех злодеев, воров, предателей, убийц и мерзавцев, иначе говоря всех тех, кто жил неправедно и нарушал законы Яви и Прави. Всех их с нетерпением ждёт справедливый и неподкупный Судья Вий.


Н.В. Гоголь в своём произведении «Вий» так описывает сие божество:

«И вдруг настала тишина в церкви: послышалось вдали волчье завывание, и скоро раздались тяжёлые шаги, звучавшие по церкви, взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь был он в чёрной земле. Как жилистые крепкие корни выдавались из него засыпанные землёю руки и ноги. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки были опущены до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нём железное. Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома.

— Подымите мне веки: не вижу! — сказал подземным голосом Вий. — И всё сонмище кинулось подымать ему веки».

«Не гляди!» — шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул.

— Вот он! — закричал Вий и уставил на него железный палец. И всё, сколько ни было, кинулось на философа. Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха. Оттого и нельзя смотреть Вию в глаза, ибо заберёт, утянет к себе в подземелье, в мир мёртвых.

Гоголь также добавляет к своему произведению следующее: «Вий — есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чём изменить его и рассказываю почти в такой же простоте как слышал».

Наше древнейшее навье божество Вий имеет аналога также у древних ирландцев, у которых оно зовётся Балор. В ирландской мифологии это божество является одноглазым богом смерти, предводитель уродливых демонов-фоморов. Балор поражал врагов смертоносным взглядом своего единственного глаза. Во время битвы веко бога поднимало четверо слуг.

Кто такой Вий?

В традиционной мифологии восточных славян Вий — убивающее взглядом существо из преисподней. Веки и ресницы Вия настолько тяжелы, что он не может их поднять без посторонней помощи (что, видимо, должно говорить о возрасте персонажа). Этимология самого слова предположительно происходит от «вия», «вейка» — на восточнославянских языках означает: «ресница».

Вечный образ Вия

Шли годы, менялась вера, а образ Вия всё равно не покидал народного сознания. Со временем повелитель мёртвого царства перестал быть богом и даже сменил имя. В украинских поверьях есть истории, будто 29 февраля власть над миром принимает Святой Касьян. На что ни глянет он – всё в лёд обращается, как ни вздохнёт он – всё тут же замерзает. А в старинных летописях есть ещё одна отсылка к Вию. Согласно преданиям, половецкий хан Буняк мог убивать одним только взглядом. С лёгкостью мог он даже безоружным уничтожить целый отряд воинов, которые оказывались перед его взором.

Но если мы вновь обратимся к славянской мифологии, то не найдём ни единого упоминания о том, что Вий убивал людей. Пугал – да, но убийцей бог не был. Кстати, даже в гоголевском «Вие» Хома Брут умирает от страха, а вовсе не от смертельного взгляда монстра, появившегося перед ним. С другой стороны, именно за Вием следуют полчища нечисти, которая может нанести вред человеку. Он – своего рода полководец тёмной стороны мира.

Вот таким необычным оказался Вий в сказаниях и самых разных их интерпретациях. Какой же он: мудрый или ужасающий, величественный или отвратительный? Мне кажется, в нём сочетаются все эти качества, ведь сложно найти более противоречивого тёмного бога славянского пантеона. Вот и получается так, что Вия можно назвать одновременно и устрашающим монстром, и очищающим пламенем, и хранителем душ умерших.

Оберег – символ Бога Вия

Знак или оберег Бога Вия называют славяне – «Всевидящее Око ». Сразу говорит он нам о том, что это Бог, от глаз, слуха и памяти которого ничто не сокроется. Внешний вид знака – повторяющие друг друга окружности, одна в другой. Небольшие полоски-выступы по краям кругов обозначают неприкосновенность. Это обозначает скрытую и явную силу Вия, его властность, а также его регалию – быть Пастухом душ, когда под зорким, бдительным оком бога никто не укроется.

Оберег «Всевидящее Око» обережет от :

  • плохих, нечистых мыслей;
  • уныния;
  • депрессии;
  • пессимизма;
  • произвола темных навий и прочих сил;
  • обмана или беззакония в вашу сторону.

Оберег «Всевидящее Око» притянет к вам :

  • развитие интуиции;
  • проницательный ум;
  • смекалку;
  • сверхъестественное чутьё;
  • восстановление утраченных связей;
  • добрые отношения с людьми, друзьями;
  • доверие родных к вам.

Можно много получить от Всевидящего Ока Вия – целеустремленность, понимание истинного чувства справедливости, и даже остроумие, аналитический склад ума, его развитие.

Подробнее об обереге Всевидящее Око смотрите .

Цитаты

Фразы из гоголевского «Вия» стали афоризмами.

Эта знаменитая реплика Вия часто употребляется в анекдотах и в саркастических высказываниях. Любопытно, что Хома Брут представляется автором философом, а значит, человеком, для которого религия занимает не первостепенное место. При этом Брут знает молитвы и приглашен для отправления усопшей в последний путь. Мировоззрение философа сочетает в себе скептицизм и богобоязненность:

Парень не на шутку боится происходящего, понимая, что остается один на один со страшной силой, против которой не может противостоять. Приятели Хомы уверены, что в смерти товарища виноваты не нечистые силы, а его собственный страх:

Литература

  • Вий // Шапарова Н. С. Краткая энциклопедия славянской мифологии — М.: АСТ: Астрель: Русские словари — 2001. — 624 с. — С. 169
  • Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9.
  • // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 5 т. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 2008. — Т. 1. — 320 с. — ISBN 978-985-471-335-9.
  • Иванов В. В., Топоров В. Н. Вий // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. — М.: Эллис Лак, 1995. — С. 90. — ISBN 5-7195-0057-X.
  • Г.М. Бонгард-Левин, Э.А. Грантовский. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история М.: Мысль, 1983.

Почему взгляд Вия убивает

Если внимательно изучить контекст, то живые существа, которым сподобилось взглянуть в глаза Вия, не были убиты взглядом, а умирали от страха и ужаса.

Что же такое страшное несчастные могли увидеть в глазах Вия, что это привело к инфаркту?

Поскольку Вий – видящий, можно предположить, что те, кто смотрит в его глаза, видят истинную природу вещей, реальный мир как есть и самого себя без прикрас.

И вот это осознание реальности и своего места в ней и производит ужасающее, убийственное впечатление на грешников.

Мы не зря в этом случае употребили слово «грешники». Суть в том, что праведники и сильные духом не умирают от взгляда Вия. Возможно потому, что нищие духом и сами видят реальность без прикрас и готовы к встрече с Бесконечностью за пределами Добра и Зла.

Бог Вий в северной традиции гадания и магии

Номер резы – 9

Гадание . Вопрошание Бога .

Появление Резы Бога Вия обращает внимание Спрашивающего на то, что тот стоит на краю обрыва, а связи с Правью утрачены. Это предупреждение, что человек делает что-то не так, где-то путь его свернул с верной дороги и устремился куда-то в Навь, а надобно – в Правь


Даёт совет: следует очистить свою душу. Чтобы найти правильный путь, понадобится приложить много усилий, от которых не стоит отказываться.

Верный знак нахождения правильного пути – это внезапный приход полосы везения и удачи.

Магия . Когда приглашают Бога Вия .

В магических обрядах избегают специально звать Бога Вия, обращать к нему обряды. Суров этот Бог и не любит, когда его тревожат. Он — хранитель Магии, но не раздаёт её понапрасну. Но за оберегом Бога Вия силу знают — уберечь в Яви от неправедных поступков. Те ведающие, которые ходят между Мiрами, непременно знак Бога Вия с собой берут, как помощника и защитника. Ведь Вий – древний Бог магии, который обучал самого Велеса !

Плели также наузы, обращаясь к Батюшке Вию в тех случаях, когда очень нужно было преградить путь дурному намерению, остановить нападки, чужие умыслы. Поэтому узелок завязывали, да заговор наговаривали на того человека, от которого поберечься хотели. Науз Вия «Мёртвый узел » называется – служит мощнейшим барьером от недоброго люда.

Возможно соответствие образа Вия Кощею Бессмертному . По мнению Е. Дмитриевой , на образ Вия перешли черты языческого бога Велеса .

Мотив страшного взгляда в украинской традиции связан с двумя персонажами — святым Касьяном и шелудивым Буняком (половецким ханом). Святой Касьян в одном из полтавских поверий поднимает ресницы 29 февраля — и «на что он тогда взглянет, всё погибает». Предводитель орды Буняк (из неустановленной летописи), уничтожает город силой своего взгляда . Также на Украине с «вієм» (то есть «веем») связывали вихри и смерчи . Согласно белорусской легенде, Касьян сидит в пещере и не видит «божьего света» из-за ресниц, которые достигают его колен . На основе же украинской легенды о Вие Николай Васильевич Гоголь создал повесть «Вий» .

Слово «вий» не фиксируется в украинских словарях до появления одноимённой повести Николая Гоголя .

Примечания

  1. ↑ , с. 90.
  2. .
  3. Сумцов Н. Ф. Параллели к повести Н. В. Гоголя «Вий» // Киевская старина. — 1892. — Т. 36, № 3. — С. 476.
  4. Васильков Я., Разаускас Д. Балтийский ключ к проблеме Вия-Вайю // Scripta Gregoriana. Сборник статей в честь 70-летия Г. М. Бонгард-Левина. — М.: Восточная литература РАН, 2003. — С. 24—46.
  5. Васильков Я. В. . window.edu.ru. Дата обращения 12 сентября 2019.
  6. , с. 124.
  7. , с. 176.
  8. Гура А. В. . «Дом Н. В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека». Дата обращения 12 сентября 2019.
  9. Вий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  10. , с. 310.
  11. , с. 90.
  12. ↑ Рустам Шаяхметов. Об отсутствии в украинском языке понятия вій и времени фиксации в словарях онима вій // Toronto Slavic Quarterly. — № 38 (Fall 2011). — С. 225—228.
  13. Левкиевская Е. Е. К вопросу об одной мистификации, или Гоголевский Вий при свете украинской мифологии // Studia mythologica Slavica. — Ljubljana: Piza, 1998. — Т. 1. — С. 307—315.
  14. , с. 152—154.
  15. , с. 307.
  16. , с. 309.

Редакции

В ранних экземплярах издания года финальная сцена в церкви включала подробное описание чудовищ, призванных ведьмой:

С. П. Шевырёв подверг эту сцену критике, отметив, что «призрак тогда страшен, когда в нем есть какая-то неопределенность», с чем согласился В. Г. Белинский. В поздних экземплярах того же издания имеется целый ряд отличий от ранних, а в году вышло новое издание, с очередными изменениями в тексте. В числе прочего, Гоголь, прислушавшись к критике, существенно сократил описание чудовищ:

В году вышло издание повести, подготовленное на основе текста издания 1842 года с правками по изданию 1835 года и рукописному тексту.

Примечания

  1. , с. 90.
  2. , с. 124.
  3. , с. 176.
  4. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890-1907.

  5. , с. 310.
  6. Ґейштор Александр . Стрибог // Слов»янська міфологія / Пер. з польськ. — К. : ТОВ «Видавництво „Кліо“», 2014. — С. 178. — ISBN 978-617-7023-22-6 .

  7. , с. 90.
  8. Рустам Шаяхметов . Об отсутствии в украинском языке понятия вій и времени фиксации в словарях онима вій // Toronto Slavic Quarterly. — № 38 (Fall 2011). — С. 225-228.

  9. Левкиевская Е. Е. К вопросу об одной мистификации, или Гоголевский Вий при свете украинской мифологии // Studia mythologica Slavica. — Ljubljana: Piza, 1998. — Т. 1. — С. 307-315.

  10. , с. 152-154.
  11. , с. 307.
  12. , с. 309.
  13. Eihwaz. Сингл «Вий» Eihwaz (неопр.) .

Легенды славян

Древние славяне считали Вия сильнейшим и непобедимым чудовищем. Действительно, в мифологии славян не найти ни одного описания о том, что кто-то смог победить Вия.

Вий управлял тьмой и тёмными воплощениями всех стихий.

В слугах у божества была нечисть, без которой он, в прямом смысле не мог смотреть на окружающих – нечисть чёрными калёными вилами поднимала ему веки. По легенде, виной неподъёмных век Вия – проклятье Сварога, которое послали на голову побежденного Чернобога, когда длилась Изначальная Битва.

Если человек хоть раз взглянул на Вия – это означало верную смерть. Это божество взглядом могло превратить в пепел деревню или целый город.

В славянских мифах описано несколько дорог, по которым можно попасть в Навь – подземное царство. Говорят, после смерти души идут по мосту через речку Смородину. Иногда её называют рекой Берёзиной, Пучай рекой или Огненной. Перейти по мосту через реку, которая разделяет Явь и Навь может только умерший, живому человеку это не по силам.

В былинах описывается перекрёсток межда двумя мирами и входом в подземный мир. Правда, если двери между мирами открыты – любой перекрёсток может стать волшебным. Ещё в Навь можно попасть через Древо Мира, если идти от ствола к корням.

После моста души должны пройти очищение в Пекле (чтобы заново родиться на земле). Очищением как раз и занимается бог Вий.

Строчки из книги «Бог Вий хранитель Душ у славян» подтверждают занятие и предназначение мифического чудища.

«Навь облюбовал Вий, когда Род поручил Ему важное дело – очищать души, пришедшие в Навь. Чистят души пламенем в особом месте – Пекле

Все мучительное, ненужное, тяжелые воспоминания, привязанности, зависимости от обжигающего огня покидают душу навсегда!

Чистят души пламенем в особом месте – Пекле. Все мучительное, ненужное, тяжелые воспоминания, привязанности, зависимости от обжигающего огня покидают душу навсегда!

Затем душа еще какое-то время пребывает в очищенном состоянии в Нави, но уже в другом месте, где загробный Судья определяет ей срок пребывания и исхода из Нави. И выходила уже душа, целиком очищенная от Кривды и Лжи, только так она может далее двигаться по пути к Прави!»

Вий — мудрец с пламенным взором

Очень часто Вия представляют жестоким монстром, однако даже в славянских мифах, где он показан отнюдь не добрым персонажем, показаны разные его стороны. Так, например, именно Вий являлся учителем покровителя магов Велеса. Когда тот был ещё ребёнком, Вий привёл его в Навь, чтобы обучить чёрным искусствам. В итоге Велес стал одним из самых мудрых богов, знающего как светлую сторону, так и тёмную.

Не менее интересно и предназначение Вия. Он находился в Нави не для того, чтобы периодически покидать свой мир и наводить ужас на всё живое. Ещё на заре появления людей великий Род приказал Вию спуститься в подземное царство и очищать в нём души умерших. Один только взгляд Вия был подобен очищающему пламени.

Священным местом Нави было Пекло, где каждая душа проходила очищение – не только от грехов, но и от страданий и привязанностей, тревог и суеты. Лишь пройдя долгий этап освобождения душа могла снова вернуться в Правь. Ссылаясь на это предание, сложно назвать Вия чудовищем или монстром – он больше напоминает служителя верховного божества, выполняя одну из самых важных функций.

Всевидящее Око

Символически Вий представлен в форме мистического амулета «Всевидящее Око», выглядящее как круг в круге, в наружу и внутрь окружности имеют некие «шипы», обеспечивающие безопасность, защиту от внешнего и внутреннего вторжения.

Обратите внимание, Всевидящее Око защищено не только от внешней, но и о внутренней агрессии. Как писал великий китайский теоретик стратегии Сунь Цзы:. Под внутренне агрессией следует понимать то самое упомянутое выше интерпретированное восприятие, ограничивающее возможность видеть реальность как она есть


Под внутренне агрессией следует понимать то самое упомянутое выше интерпретированное восприятие, ограничивающее возможность видеть реальность как она есть.

Воспринимающее существо ограничивает реальность, выделяя и фиксируя вниманием только известные (перечисленные в инвентарном списке мира) элементы. Элементы реальности, не включенные в инвентарный список, просто не воспринимаются и потому как бы и вовсе не существуют.

Оберег, амулет Всевидящее око, исходя из структуры символа, наделяет носителя способностью проникать в истинную сущность вещей, противостоять внешнему влиянию, сатанинским искушениям и не поддаваться заблуждениям привычного ума, быть способным противостоять соблазнам и порокам.

В сказках

В русских, белорусских, украинских народных преданиях Вий изображался как волосатый жилистый старик (в некоторых упоминались не волосы, а ветки), веки (брови или ресницы) которого обычно приходилось поднимать с посторонней помощью. В сказке «Иван Быкович», например, упоминается о ведьмином муже, который живет под землей и которому богатыри-помощники поднимают ресницы железными вилами. Образы железных вил, железного пальца, железного лица, очевидно, восходят к более древним временам, когда этот метал был труднодоступен и высоко ценился.

Если чудищу удавалось поднять веки и посмотреть на человека, тот сразу же умирал. Ученые в этой связи допускают родство Вия с народными поверьями о сглазе или дурном глазе (плохого взгляда все портится и начинает гибнуть). Возможно также некоторое соответствие черт существа другому персонажу сказок — Кощею Бессмертному.

Вий в мифологии славян

Вий – это тюремщик в Пекле. Он следит за грешниками, наказывает их за земные дела. Для этого в руках Вий держит огненную плётку. Это тёмный бог, но он живёт по законам Прави, законам Рода Прародителя. Вий – неподкупный судья, именно он определяет наказание для грешников.

Одна из славянских легенд гласит, что Вий обучал бога Велеса. По этой легенде он отнёсся к богу как к родному сыну. При обучении Вий стёр подопечному часть памяти и научил его чёрной магии. Именно поэтому Велес стал богом, знающим тайны светлой и тёмной магии. Ещё одна легенда рассказывает, что задача Вия – не просто наказать грешников. Он очищает их души от Лжи и Кривды, направляет их на путь истинный. Очищенные души проводят назначенное судьёй время в Нави, после чего могут попасть в Правь.

У Вия множество доносчиков, которые сообщают ему обо всём, что происходит в мире. Это мыши, крысы, птицы и им подобные звери. Именно они рассказывают Вию о том, какие грехи совершил человек при жизни, и благодаря этой информации он решает, как наказать грешника.

Взгляд Вия опасен, не зря у него такие большие и тяжёлые веки. Любой, кто взглянет ему в глаза умрёт на месте. Своим взглядом Вий испепеляет целые селения, может уничтожить вражескую армию. Именно от Вия пошло слово сглаз, означающее, что от недоброжелательного взгляда всё портится и гибнет.

Вий – самый сильный из тёмных богов. В отличие от остальных, его никто никогда не смог победить. Во время Изначальной битвы Сварог проклял Чернобога, но по какой-то причине проклятие перешло на Вия, подарив ему огромные веки.

Вий не выносил солнечного и лунного света, поэтому на поверхность земли он почти не выходит. Но если люди не боятся его, не проводят необходимых обрядов, если в Пекло не попали грешники, которым там самое место, Вий выйдет на поверхность.

Знаменитые веки Вия

Описание, которое дал Вию народ, вполне точно приведено у Гоголя, что собирал фольклор и всевозможные старинные придания. Самая заметная черта этого страшного божества – его огромные веки, падающие к самой земле. Они обрамлены ресницами и, что интересно, в украинском языке и сегодня используется слово «вии», что обозначает ресницы. Быть может, имя Вия произошло именно от этого акцента на столь колоритный портрет?

Хочу заметить, что вопрос имени Вия волнует многих исследователей. В древней мифологии иранцев и индийских преданиях есть рассказы о боге Вайю. Не сомневаюсь, вы заметили некоторое сходство в произношении имён двух богов. На родство с Вием у Вайю указывает и его сфера деятельности. Он считался безжалостным повелителем ураганов, нёс смерть и разрушения, а значит, вполне мог «трансформироваться» в повелителя подземного царства и мертвецов.

Как же индийское божество оказалось на землях славян? Не стоит забывать о том, что древние народы активно торговали друг с другом всевозможными товарами, при этом передавая из уст в уста самые разные легенды. Те, что поражали воображение наиболее сильно, запоминались и приобретали местный колорит, а имена богов интерпретировались в соответствии с другим языком.

Вий в общепринятом понимании

Сегодня принято полагать, что Вий в восточнославянской мифологии есть то-то и то-то. Однако давайте оглянемся на исторические события.

  • После того, как Русь приняла Христианство, церковь постаралась тщательнейшим образов «вычистить» все элементы языческих верований, ранее занимавших духовную сверху восточнославянского населений.
  • В этом нет ничего необычного – так поступают все «новые хозяева», поскольку не может быть альтернативного устава в одном монастыре.
  • Итогом этой теологический чистки стало то, что древние изначальные славянские легенды и повествования о божествах и верованиях были замещены более поздними интерпретациями в концепции мировосприятия авраамических религий.

Критической особенность иудео-христианских монотеистических религиозный представлений является строгое биполярное восприятие морали:

Добро – Зло.

В праславянских языческих верованиях ничего подобного не было и не могло быть. Если Божеств много – то у каждого из них свое понятие о Добре и Зле. Единой морали в условиях множественности представлений о добре и зле не может существовать.

В сегодняшней интерпретации славянской мифологии (фактически, христианской версии древних языческих верований) Вий описывается как некий Страж Подземного мира, в котором происходит оценка поступков душ умерших людей и их очищение. Совершенно христианское представление о том, что происходит с человеком после смерти.

Проблема в том, что оригинальные древнеславянские легенды стерты из памяти, артефакты не сохранились и мы сегодня не можем иметь истинного понятия, как древние славяне понимали роль Вия.

История создания персонажа

В примечании к книге Николай Гоголь пишет об истории создания повести, что основой произведения стали народные предания, записанные им со слов очевидцев и тех, кто был близок к ним. Литературоведение предлагает оценивать персонажа Гоголя как потомка существа, способного убивать взглядом. Исследователи отмечают, что значение слова «вий» связано с украинским «вiя», означающим «ресница».

В качестве этимологической основы рассматривается и слово «виться», так как ноги существа изображаются в виде переплетающихся корней. Украинская легенда гласила: чтобы поднять Вию веки, требовалась помощь нескольких человек, вилами раздвигавших ресницы демона. Взор чудовища способен не только погубить жизнь, но и испепелить город. Некоторые историки упоминают о схожести образа Вия с Кощеем, так как в одной из сказок бессмертному герою тоже приходилось раздвигать веки посредством вил.

Вий и Хома

Исследователи творчества Гоголя считают образ языческого бога Велеса прототипом Вия. Его преследовала православная церковь. Описание смертоносного взора персонажа обращает к легенде о Святом Касьяне и шелудивом Буняке. Оба могли умерщвлять, используя взгляд. В простонародье озвучивается менее страшное изображение Вия. Под ним украинцы часто понимают верховного гнома с веками, опускающимися до земли.

Любопытно, что аналогия Вия встречаются в фольклоре разных народов. У литовцев Виелона является покровителем скота. В балтийском пантеоне существовало божество по имени Велс, антипод Пруна. В Киевской Руси статуя Перуна располагалась на возвышенности, а деревянное изображение Велеса — в нижней части города.

Вий в фильмах

Отечественный кинематограф предлагает аудитории много экранизаций, снятых по сюжету произведения Николая Гоголя. Жанр картин — мистика, фантастика. Киноверсии повести относятся к разным эпохам и позволяют проанализировать становление искусства спецэффектов в советском и российском кинопроизводстве. В 1909 году вышла первая лента. Проект Василия Гончарова оказался первым фильмом ужасов, снятым в России. Это был немой короткометражный фильм. В 1916 году картину по «Вию» снял Владислав Старевич.


Трейлер фильма «Вий», 1967 год

Самым успешным и популярным киновоплощением сюжета, сочиненного Гоголем, стала картина 1967 года. Ее создали Константин Ершов и Георгий Кропачев, а в главных ролях выступили актеры Наталья Варлей и Леонид Куравлев. Постановщики сделали проект незабываемым и позволили прочувствовать слияние романтического и реалистичного начала, характерного для литературного произведения. Лента считается классикой кинопостановки «Вия». Картину увидели в прокате 30 млн советских зрителей, навсегда запомнивших летающий гроб панночки. Гроб этот изготовили специально для съемок в трех экземплярах.

В 2014 году презентован 3D-фильм Олега Степченко «Вий», в котором участвовал Валерий Золотухин, а также молодые актеры Алексей Чадов и Агния Дитковските. Режиссер создал оригинальное «прочтение» гоголевской повести, расставив в ней новые акценты, введя новые сюжетные линии и характеристику героев. В фильм вошли цитаты из текста Николая Гоголя.

В 2017 году к героям гоголевских произведений обратился Егор Баранов. В 2018 году режиссер предложил вниманию публики ленту под названием «Гоголь. Вий». Роль писателя в фильме сыграл Александр Петров. Картина получилась мистической и захватывающей.

Образ Вия и сюжет

По сюжету гоголевского «Вия» бурсаки Киевской семинарии отправляются по домам. Трое героев — Хома Брут, Халява и Тиберий Городец — теряют верный путь и принимают решение попроситься на ночлег на ближайшем хуторе. Их привечает старуха-хозяйка, которая ставит странное условие: приятели лягут в разных местах. Хома Брут, оставшийся на ночлег в овечьем хлеву, готов сразу уснуть. Внезапно здесь появляется старуха, вскакивает на плечи семинариста и седлает парня как жеребца.

Вий и Панночка-ведьма

Вместе с нежданной ношей юноша взмывает под небеса, понимая, что хозяйка оказалась ведьмой. Хома возносит Богу молитвы, чувствуя, что сила старухи слабеет. Улучшив момент, парень сам вскакивает той на спину и начинает бить поленом. Ведьма кричит, падает на землю, и внезапно Брут видит перед собой юную красавицу. В страхе герой бежит обратно в Киев.

Позднее ректор сообщает о визите казаков, присланных, чтобы отвезти парня к богатому сотнику для прощания с его умершей от побоев дочерью. Оказалось, панночка перед смертью пожелала, чтобы ее отпевал Хома. Удивленный сотник пытается узнать, как дочь и Брут свели знакомство, но семинарист и сам не понимает, откуда девушка могла знать его. Только взглянув на усопшую, парень узнает в ней ту ведьму, которую сам недавно избил.

До темноты герой ужинает с казаками, которые рассказывают о том, какой была панночка-ведьма. На ночь семинариста оставляют наедине с гробом в церкви. Парень, очертив вокруг себя круг, начинает молиться у клироса. В полночь усопшая восстает, чтобы убить его. Защитный круг оказался магическим оберегом, позволившим бурсаку спастись. С первым криком петуха девушка вновь ложится в гроб, крышка которого захлопывается.

На следующий день Хома спит, пьет горилку, а с наступлением темноты становится молчаливым и задумчивым. Когда семинариста закрывают в церкви, он вновь рисует вокруг клироса спасительный круг, что не позволяет панночке достать его. В эту ночь в церковь является и другая нечисть, но герой продолжает читать молитвы, пока не прокричит петух. После второй службы Брута выводят из церкви седым.

Персонаж молит сотника отпустить его, но тот грозит наказать Хому. В третью ночь панночка, понимая, что сама не справится с защитными силами семинариста, взывает к помощи Вия. Николай Васильевич Гоголь описывает фантастическое существо косолапым демоном с крепкими конечностями. Весь он осыпан землей, а лицо обрамляют огромные веки, ниспадающие до земли. В момент появления чудовища раздается волчий вой. Оно способно не убить взглядом, а устранить защиту, которую поддерживают славянские обереги.

Вий требует поднять ему веки, что и делают демоны. Хома, заставляя себя не смотреть на монстра, все же кидает взгляд на чудовище. Вий указывает на местонахождения героя, и демоны расправляются с семинаристом, не слыша первого крика петуха. Хома погибает, а с рассветом вся нечисть исчезает.

Место действия, которое автор выбрал для повествования, необычно. Церковь — проводник между миром живых и мертвых, пространство, становящееся посредником для существующих под солнцем и под землей. Описание церкви внушает трепет и ужас. Гоголь говорит о храме не как о святилище, а как о темном ветхом помещении, предназначенном для борьбы добра и зла.

В современной культуре

  • В книге Стругацких «Понедельник начинается в субботу» он выведен эпизодически как Вий, Хрон Монадович.
  • В серии книг Д. Емца «Таня Гроттер» Вий присутствует как третьестепенный персонаж, дежурный «гвоздь программы» на «потустороннем ТВ». Периодически по окончании передач ему поднимают веки, что приводит к смертям среди неосторожных зрителей и телеоператоров.
  • В романе Александра Рудазова «Преданья старины глубокой» Вий является отцом Кощея и отождествляется с хурритским Кумарби.
  • Группа Eihwaz выпустила сингл «Вий» с одноимённой композицией.
  • Короткометражный фильм 1909 г.
  • Фильм 1916 г, продюсировал Ханжонков.
  • Вий 1967 г — цветной полнометражный фильм, СССР, Куравлёв и Варлей.
  • Вий 1996 — тв фильм. Украина, режиссер А. Грачева.
  • Вий 2014
  • Гоголь. Вий 2018

Вий – от слова «видеть»

Давайте вспомним, что делал Вий в упомянутом «фильме ужасов».

  • Философ Хома Бут, которому было доверено произносить молитвы по усопшей Панночке, очертил свой подиум меловым кругом и непрерывно вслух читал Писание.
  • Фактически, описывается магический обряд зашиты от темных сил.
  • Вследствие этого обряда Фома стал невидим для ведьмы и ее сподвижников – чертей и прочей нечисти из Преисподней.

Чтобы увидеть жертву, ведьма велела привести Вия. Вий произнес сакраментальную фразу:

«Поднимите мне веки».

После чего увидел Фому и указал на него перстом.

С точки зрения мистического учения наш мир является интерпретацией, продуктом работы системы восприятия. Воспринимающие существа, к которым относится человек и демоны тоже, формируют поле воспринимаемого мира согласно привычного инвентарного списка (перечисление всех обязательных элементов, которые должны быть в мире).

Магические обряды, как очерчивание мелом круга и произнесение вслух молитв (заклинаний), позволяет исключить из поля восприятия некоторые образы – сделать их невидимыми.

Вий, со своей стороны, существо видящее, то есть, способное наблюдать реальный мир как есть, без какой-либо интерпретации.

Вия является видящим в том смысле, что его зрение не замутнено никакими узкими концепциями мировосприятия.

Железное лицо Вия символизирует его духовную пустоту, отрешенность от каких-либо моральных или иных ценностных интерпретаций.

«Блаженный нищие духом (пустые), ибо их есть Царствие Небесное».

Смирение или отрешенность в данном контексте означает не отказ об земных благ, а отсутствие ценностной интерпретации «результатов объективного контроля».

Сюжет

Три студента киевской бурсы отправились на каникулы заняться репетиторством. По дороге заплутали в темноте и попросились на ночлег на отдаленном хуторе. Один из студентов, Хома Брут, по странной воле старухи-хозяйки получил место для ночлега в хлеву. Готовясь в темноте ко сну, Хома был напуган неожиданным визитом хозяйки, та вскочила на него верхом и поскакала по полям и буеракам. Измученный Хома стал читать молитвы и заметил, что чары ведьмы слабеют. Одна из молитв помогла ему освободиться. Хома сам вскочил верхом на старуху и стал погонять её, охаживая поленом. К утру чары окончательно развеялись, и старуха превратилась в прекрасную панночку, в полном изнеможении упавшую на землю.

Хома Брут, потрясённый случившимся, решил не заниматься репетиторством, а вернуться в Киев и провести каникулы в пустом общежитии бурсы. Однако через несколько дней получил приказ от ректора бурсы — отправиться к некоему богатому сотнику, чтобы читать молитвы над его умирающей дочерью-красавицей. Хома, подозревая, что это связано с его недавним приключением, пытался всячески отвертеться от поручения, но у него ничего не вышло. Люди сотника заперли его на ночь в церкви вместе с успевшей помереть дочерью сотника, и Хома приступил к молитвам. Бурсак посмотрел в лицо покойной и убедился, что это та самая панночка, которая скакала на нём.

Три ночи Хома читал молитвы. В первую ночь труп выбрался из гроба и стал искать Хому. Догадливый бурсак очертил вокруг себя круг мелом на полу — и нечистая сила ничего не могла с ним сделать, после этого ведьма пыталась прорваться через круг, оберегавший Хому, в гробу, на котором она летала по церкви, но опять у неё ничего не вышло. На вторую ночь дело пошло страшнее: ведьма стала звать нечистую силу и всю ночь Хома слышал скрежет когтей и удары крыльев. Бурсак вышел из церкви наутро весь поседевший — перед тем, как улечься обратно в гроб, ведьма наложила на него заклятие.

На третью ночь в церковь набилось огромное число чудовищ, ещё больше чем на вторую ночь. Все искали бурсака, но не могли найти. Ради того чтобы увидеть его, привели Вия — некого гнома с железным лицом и веками до земли. Чтобы Вий мог глянуть, нечисти пришлось поднимать ему веки.

Хома чувствовал, что не стоит смотреть Вию в глаза, однако не выдержал и глянул. Тотчас Вий указал на него пальцем, и нечисть накинулась на незадачливого бурсака. Хома Брут погиб перед последним голосом петуха, означавшего начало дня. Нечисть, кинувшись вон из церкви, застряла в окнах и дверях.

Другие два бурсака, обсуждая смерть Хомы, утверждают, что если бы он не испугался, то смог бы спастись.


С этим читают