Культ личности

Марксизм и культ личности

Выдающиеся личности играют важную роль в исторических событиях как руководители, организаторы и вдохновители борьбы масс и классов, но решающая роль в истории принадлежит народным массам. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, опасаясь возможности проникновения в революционное движение культа личности, как одного из самых отвратительных пережитков прошлого, решительно вели борьбу против всех его проявлений[источник?]. В 1877 году Маркс писал:

В.И.Ленин, будучи общепризнанным вождем Коммунистической партии и народа, с исключительной неприязнью встречал любую демонстрацию почитания его личности. Подчеркивая решающую роль народных масс в историческом творчестве, Ленин говорил:

Ленинские методы, ленинский стиль партийной и государственной деятельности безусловно исключали идеологию и практику культа личности. В партии при Ленине не было единоличного командования, слепого преклонения перед авторитетом, не говоря уже о преследовании тех, кто открыто полемизировал с Лениным. Ленин учил, что руководство правящей политической партии и построение социализма могут быть успешный только при условии, если партия не отрывается от трудящихся масс, не командует ими, а учится у масс и направляет их действия, строго учитывая объективные и субъективные условия. Ленин всегда придавал огромное значение вопросу о личных качествах руководящих деятелей партии. Еще в 1903 он писал:

Уже тогда Ленин говорил, что надо дать возможность массе партийных работников «…узнать своих вождей и поставить каждого из них на надлежащую полочку»


Причины возникновения[править]

1) Самомнение правителя и желание ему угодить. Самое простое и даже примитивное объяснения культа личности. Дорвавшийся до власти начинает активно восхвалять себя любимого, а приспешники и рады стараться. Такие культы, как правило, недолговечны и заканчиваются со смертью объекта поклонения или потерей власти.

2) Обоснование права на власть. Власть вождя племени основана на его личных качествах и традициях, он напрямую руководит своими соплеменниками, ходит с ними на охоту, проводит ритуалы и т. д. Но что делать, если мы имеем дело с огромной державой, правителя которой в лицо увидят только приближённые? Как объяснить каждому крестьянину, почему именно фараон Рамзес Тутмос Третий или великий император Цин Шин Чен имеет право властвовать над страной? Особенно когда конституции, выборы, гражданское самосознание и пр. пока не завезли, но есть сознание религиозное и мифологическое. Очень просто — нужно расписать НЕВЕРОЯТНУЮ крутизну правителя, его огромные заслуги, несомненные таланты, а желательно вообще божественное происхождение. Это все дает власти заметный бонус в стабильности и объединяет население.

До подобной схемы доходили самые разные народы, причем многие независимо друг от друга. Сюда можно отнести китайских и римских императоров и персидских царей, но больше всех отжигали фараоны, каждый из которых объявлялся сыном бога Солнца. Египтяне верили, что фараон своей божественной волей контролирует почти весь ход жизни страны. Например, считалось, что Нил может разлиться только после того, как фараон ему прикажет. Да, фараон натурально выезжал на церемониальной ладье и бросал в воды приказ реке разлиться, и она разливалась (день, в который нужно бросать приказ, высчитывали по звёздам и климатическим признакам жрецы).

В Средние века культы личности имели место, но в меньшей степени и играли немного другую роль (см. пункт третий). Возрождение культов личности началось уже в XX в., когда выяснилось, что при контроле СМИ старая схема работает на пять с плюсом. Новый виток культов личности назвали вождизмом.

3) Как залог сплоченности и символ некой идеологии. Принадлежность к культу личности может служить для распознавание по схеме «свой-чужой» или служить основным или дополнительным инструментом объединения людей. Такие культы часто создаются без участия самого героя культа, иногда после его смерти. Для коммунистов таким героем стал Ленин, для разных революционеров, особенно социалистического толка — Че Гевара, для гуманистов-пацифистов-непротивленцев — Махатма Ганди, для идеологии единства и величия Китая — Цинь Шихуанди.

4) Естественные социальные движения в обществе. В реальной жизни Гитлер пришел к власти в демократической стране демократическим путем через выборы. В выдуманном мире Star Wars схожий прием использует Палпатин. Они оба не смогли бы стать диктаторами, если бы их общество не захотело принять. В обоих мирах желание получить «великого вождя» существовало задолго до его реализации. К такому желанию приводят многие факторы: недовольство существующим режимом, экономические неурядицы, противоречия и разлад внутри государства или империи. А главное — вера в чудо. Придёт великий вождь и всё исправит (пойдет горячая вода, отремонтируют дороги и т. п.). Эти идеи существуют без пропаганды — приходи да бери готовое.

5) Или это просто Бог-Император, неподчинение которому себе дороже, потому что он повелевает силами, простым смертным недоступными, и может спокойно установить повсюду свою власть без чьей-либо помощи.

Исторические предпосылки и критика культа личности

Август из Прима-Порта

Монумент Китайскому императору Цинь Шихуанди

На протяжении истории многие государственные деятели претендовали на некие выдающиеся качества.

В абсолютных монархиях монарха практически обожествляли. Утверждалось, что он дарован Божиею милостью или сам является божеством (полубогом). Обожествление правителя особенно характерно для Китайской империи, древнего Египта и Римской империи. В китайских монархиях, однако, почитается скорее титул монарха, чем его личность, и у монарха не предполагается каких-то особо выдающихся личных свойств: он обладает властью не на основании этих предполагаемых свойств, а по праву рождения.

Совершенно иная ситуация складывается при диктатурах и авторитарных режимах харизматических лидеров-вождей, пришедших к власти в результате государственных переворотов, революций или внешнего вмешательства (марионеточные правители). Им необходимо оправдывать свою власть именно предполагаемыми выдающимися качествами. Нечто подобное современному культу личности впервые наблюдается в ранней Римской империи, когда при шаткости и смутности правовых оснований власти «цезаря» ему приписывались функции героя и спасителя Отечества, а восхваление его выдающихся личных достоинств и заслуг перед государством стало обязательным ритуалом. Это положение нашло наивысшее развитие в тоталитарных диктатурах XX века, причём диктаторы, в отличие от предыдущих эпох, имели в своих руках мощнейшие инструменты пропаганды, такие как радио, кинематограф, контроль над прессой (то есть над всей доступной подданным информацией). Наиболее впечатляющие примеры культа личности дали режимы Сталина в СССР, Гитлера в Германии, Мао Цзэдуна в Китае и Ким Ир Сена в Северной Корее. В период расцвета их правления эти лидеры почитались как богоподобные вожди, не способные совершить ошибку. Повсеместно[] развешивались их портреты; художники, композиторы, писатели, поэты создавали во множестве[] произведения, раскрывающие различные грани неповторимых личностей диктаторов. Их биографии и труды в обязательном порядке изучались в учебных заведениях и правящих партиях. Народ должен был славить вождей и подносить им дары[уточнить]. В их честь прижизненно ставились многочисленные статуи и памятники, переименовывались города и назывались многочисленные объекты.

Термин «культ личности» стал широко использоваться в период борьбы с наследием сталинизма в середине 50-х годов в СССР. По отношению к буржуазным и фашистским деятелям он обычно не использовался. Хотя сейчас иногда применяется в качестве отрицательного эпитета в рамках пропагандистской риторики, направленной против личности того или иного деятеля.

Одними из первых, кто указали на недопустимость такого явления, были К. Маркс и Ф. Энгельс.

Маркс писал Вильгельму Блосу:

Энгельс высказывал аналогичные взгляды:

Разоблачителем культа личности конкретно Сталина был Хрущёв, выступивший в 1956 году на XX съезде КПСС с докладом «О культе личности и его последствиях», в котором он развенчал культ личности покойного Сталина. Хрущёв, в частности, сказал:

Сам Сталин показательно критиковал культ своей личности. Например, известно следующее письмо:

Современные исследователи сталинской эпохи считают что подобные письма должны были символизировать так называемую «сталинскую скромность» — одну из сталинских идеологем, важную часть его образа, подчеркивавшуюся пропагандой. По словам немецкого историка «сложился образ Сталина, находившегося в откровенной оппозиции к своему собственному культу или в лучшем случае неохотно его терпевшего». Российская исследовательница Ольга Эдельман считает феномен «сталинской скромности» хитрым политическим ходом, позволявшим Сталину под видом нежелания «выпячивать» свою личность пресекать излишнее любопытство касательно своего прошлого, заодно оставляя себе возможность отбирать то, что он сам считал годным для печати и таким образом самому формировать свой общественный образ. К примеру, в 1931 году, когда Е. Ярославский хотел написать книгу о Сталине, Сталин написал ему: «Я против затеи насчет моей биографии. У Максима Горького тоже имеется намерение аналогичное с Вашим <…> Я устранился от этого дела. Я думаю, что не пришло ещё то время для биографии Сталина!!»

После разоблачения культа личности Сталина в кругах сталинистов получила популярность фраза: «Да, культ был, но ведь и личность была!», авторство которой приписывается различным историческим персонажам.

Возникновение культа личности И.В.Сталина

В последние годы жизни, будучи тяжело больным, Ленин в своих письмах и статьях призывал провести ряд мер для обеспечения единства Коммунистической партии, для укрепления ЦК партии. Свое «Письмо к съезду» (декабрь 1922 — январь 1923), известное под названием «Завещание», Ленин посвятил главным образом характеристике личных качеств и черт руководящих членов ЦК партии. Характеризуя в этом письме И. В. Сталина, Л. Д. Троцкого, Г. Е. Зиновьева, Л. Б. Каменева, Н. И. Бухарина и Г. Л. Пятакова, Ленин указывал как на их положительные, так и отрицательные качества

Приковывая внимание партии к вопросу о личных качествах и взаимоотношениях руководящих деятелей ЦК, Ленин подчеркивал, что «…это не мелочь, или это такая мелочь, которая может получить решающее значение» За годы своей революционной деятельности Сталин накопил большой опыт руководящей партийной работы, но имел некоторые крайне отрицательные личные качества. «Тов. Сталин, сделавшись генсеком,- писал Ленин 24 дек

Сталин, сделавшись генсеком,- писал Ленин 24 дек

1922,- сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью». Ленин предлагал обдумать способ перемещения Сталина с этого поста. 4 января 1923г

Ленин в продиктованном им добавлении к письму от 24 декабря 1922 указывал:

4 января 1923г. Ленин в продиктованном им добавлении к письму от 24 декабря 1922 указывал:

В силу сложившихся обстоятельств Сталин не был тогда освобожден от обязанностей генерального секретаря ЦК. Очередной XII съезд РКП(б) состоялся в Москве 17-25 апреля 1923, но ленинское «Завещание» делегатам этого съезда сообщено не было.

Через несколько месяцев после XII съезда, осенью 1923, оппозиция, возглавляемая Троцким, выступила открыто с антиленинской платформой. ЦК партии, возглавляемый Сталиным, организовал борьбу партии против троцкистской оппозиции. В январе 1924 года скончался Ленин. В конце мая 1924 прошёл ХШ съезд РКП(б), делегатам которого ленинское «Завещание» было сообщено не на заседании съезда, а на совещаниях делегаций отдельных республик, краев, губерний. Зачитав «Завещание», руководители делегаций (секретари местных партийных органов) ставили перед товарищами вопрос: целесообразно ли в условиях острой внутрипартийной борьбы освобождать Сталина от поста генерального секретаря. Делегации XIII съезда, а затем члены ЦК РКП(б) на состоявшемся сразу после съезда пленуме обсуждали письмо Ленина в сложной внутрипартийной обстановке. Искренне надеясь, что Сталин добросовестно выполнит свое обещание учесть ленинскую критику, делегаты съезда и пленум ЦК высказались за оставление его на посту ген. секретаря ЦК.

Массовые репрессии

В период проведения индустриализации и коллективизации, весь урожай с полей сдавался в пользу государства. Миллионы людей умерли от голода, либо были арестованы. Для борьбы с воображаемыми врагами регулярно проводились «чистки». Для этого был создан народный комиссариат внутренних дел (НКВД). Сотрудники НКВД выявляли и уничтожали инакомыслящих. Причины ареста и расстрела могли быть от терроризма  и контрреволюционной деятельности  (ст. 58 конституции СССР), до воровства нескольких зерен, унесенных с поля (закон «О трех колосках»). Человека могли расстрелять за то, что его предок был священнослужителем, либо принадлежал к высшему сословию. В республике 1930х гг. царил большой террор.

Причины репрессий

  • Репрессии, как инструмент режима личной власти Сталина
  • Главная форма неэкономического принуждения населения 
  • Репрессии, как форма сохранения тоталитарного режима

Развертывание репрессий:

  • 1928 г. Резонансное Шахтинское дело. Первый открытый политический процесс, проведенный в стране, после суда над эсерами. На скамье подсудимых оказались шахтные инженеры. Все получившие образование в дореволюционной России. На суде они признались в организации взрывов с целью навредить Советскому Союзу.  Из 53 обвиняемых по этому делу – 11 было расстреляно.
  • начало 1930-х гг. процессы по делам Промпартии. Обвинялись в том, что умышленно осуществляли перебои с продовольствием. Вновь на скамье подсудимых представители дореволюционной интеллигенции. Обвинения в большинстве своем были сфабрикованы. Многим вынесены смертные приговоры.
  • 1 декабря 1934 года произошло убийство С. Кирова. Это послужило толчком для новой волны репрессий. Следственным комитетам было дано распоряжение проводить разбирательства по политическим делам в ускоренном порядке. Дела слушались без участия сторон, а обжалования и ходатайства о помиловании не допускались. Приговор приводился в исполнение незамедлительно. Это было началом большого террора.

Январь 1934 года – открытие XVII съезда ВКП(б), который  в народе получил название «съезд расстрелянных». Большая часть делегатов съезда была физически уничтожена в 1937 году. Чистке также подверглась армия, органы НКВД


В 1936 году – Первый московский процесс  над Каменевым, Зиновьевым и их соратниками. На Втором большом московском процессе на лаву подсудимых попали троцкисты. На третьем – бухаринцы и Г. Ягуда, бывший комиссар внутренних дел, главный организатор первого московского процесса.

Пик массовых репрессий 

Пик репрессий пришелся на 1937 год. После выхода в 1935 году закона «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних», наказание в виде расстрела применялось и для детей в возрасте с 12 лет. Большинство приговоров по статье о контрреволюционной деятельности выносилось не судом, а «тройками». В состав тройки входили – областной прокурор, глава обкома или крайкома партии и глава областного НКВД. 

1937 год помимо массовых арестов шпионов, предателей и террористов охарактеризовался еще и делом военных. Было уничтожено большинство армейских командиров. Пик массовых репрессий связывают с именем Н.И. Ежова и в народе называют «ежовщиной». После смещения и расстрела Ежова в 1940 году, его место займет Берия. Это повлечет за собой упразднение «троек» и даже реабилитацию некоторых полит.заключенных. И хоть это не означало окончание репрессий, но не носило уже такой массовый характер, как в 1937 году. Для репрессированных полит. заключенных было создано Главное управление лагерей (ГУЛАГ). Численность заключенных там постоянно росла.

Ирак — Саддам Хусейн

Пятым президентом Ирака стал Саддам Хуйсейн. Произошло это в 1979 году. Правление Хусейна длилось до 2003 года. Основным достижением Хусейна стало тесное взаимодействие военных с работой правительства. В результате правления Хусейна стране удалось национализировать добычу нефти и получить контроль над большинством банков. Все эти достижения сопровождались устранением оппонентов и другими репрессиями. По одной из версий, за все время существования режима Саддама Хусейна было убито не менее 250000 человек. Культ личности Хусейна оборвался в 2003 году, когда армия США вторглась в государство и захватила лидера страны.

Причины возникновения культа личности Сталина

При рассмотрении вопроса о возникновении культа личности Сталина необходимо учитывать как объективные, конкретные исторические условия, так и субъективные факторы, связанные с личными качествами Сталина. Коммунистическая партия руководила строительством социализма в СССР в чрезвычайно сложной международной и внутренней обстановке (капиталистическое окружение, угроза воен. нападения, ожесточенная классовая борьба в стране, когда решался вопрос «кто — кого?», борьба с троцкистами, правыми оппортунистами, а также с буржазными националистами). Эти условия требовали железной дисциплины, централизации руководства, некоторого ограничения демократии.

Страна осуществляла первый в истории опыт построения социалистического общества, формировавшегося в процессе исканий, проверки на практике многих истин, известных до того лишь в общих чертах, в теории. СССР был единственной страной, прокладывавшей путь к социализму. Преодолевая огромные трудности в течение всех предвоенных пятилеток, ранее отсталая страна в результате героических усилий партии и всего народа совершила гигантский скачок в своем политическом, экономическом и культурном развитии. В те годы Сталин вместе с другими руководящими деятелями партии выступал как крупный организатор борьбы советского народа за построение социализма. Он возглавил борьбу партии против отклонений от ленинской линии, допускавшихся троцкистами, затем группой Зиновьева — Каменева, а впоследствии группой Бухарина — Рыкова — Томского. В ряде работ, включенных в сборник «Вопросы ленинизма», Сталин защищал ленинские положения о возможности победы социализма в одной отдельно взятой стране, что вооружало партию в борьбе с оппозициями; все это снискало ему большой авторитет в партии и народе. В этой обстановке стал постепенно складываться культ личности Сталина. С именем Сталина стали неправильно связывать все победы и успехи, достигнутые Коммунистической партией и Советской страной. Восхваления по адресу Сталина вскружили ему голову. На том этапе сказались отрицательные качества Сталина. Он не стремился убеждать противников, подчинять их идейному влиянию партии, разрешать возникающие разногласия и противоречия демократическими, партийными, методами, как это делал Ленин, а прибегал к методам администрирования. Он, вопреки решениям съездов партии о развертывании внутрипартийной демократии, отходил от ленинского метода коллективного руководства, самолично принимал решения по важнейшим вопросам.

Саддам Хусейн

У нас в стране этого персонажа очень любят, впрочем как и Кима, как и Каддафи, как и несколько десятков других фриков. Все эти ребята классные и забавные, если смотреть их интервью издалека, но вот жить под их руководством что-то не хочется.

«С нами Аллах и президент — долой Америку» — такая надпись встречала всех прибывающих в аэропорту имени Саддама Хусейна. Как ты, должно быть, понимаешь, аэропорт был переименован ещё при жизни самого Хусейна. Каждый десятый кирпич, использованный при восстановлении древних построек Вавилона, помечался именем Саддама Хусейна. Фраза «Аллах акбар» на флаге Ирака написана рукой Саддама Хусейна. На всех министерствах страны висели огромные портреты Саддама в одеяниях и антураже, соответствующих деятельности того или иного министерства. На телевидении было установлено обязательное наличие в углу экрана изображения Саддама Хусейна на фоне мечети. Кроме этого, его изображение помещалось на всех купюрах в течение всего срока правления. Как вам такое, господа диктаторы? Вам всем до Саддама как до Луны! В том числе и по количеству воздвигнутых при жизни статуй.

Багдад явно занимает первое место в мире, опережая Пхеньян и Дамаск, по количеству портретов первого лица государства.

– Теймураз Степанов

Естественно, такой человек не мог не начать пару-тройку региональных войнушек. Сначала была знатная Ирано-иракская война. Продлилась она 8 лет, победила дружба. Правда, ценой почти миллиона человеческих жизней, но дело житейское. Потом случилась война в Персидском заливе. Ирак решил позаимствовать территорию Кувейта — всю, вместе с нефтеносными месторождениями. И вроде к успеху шли, но потом припёрлись американцы со своей коалицией и за пару дней не только отбили Кувейт, но и захватили 15 % территории самого Ирака. Правда, тогда дело спустили на тормозах — Саддам усидел на троне и сохранил целостность своей страны.

В ту войну произошёл знаменитый инцидент на 80-м шоссе, более известном как «Шоссе смерти». На самом деле это было военное преступление, но уже со стороны звёздно-полосатых. Армию Ирака накрыли во время отступления, что запрещено по международной конвенции. Считается, что в этот момент армия не ведёт боевых действий, и нападение на неё приравнивается к нападению на гражданское население. Было уничтожено почти полторы тысячи единиц техники, часть которой до сих пор покоится у обочины дороги. Никто, кстати, не высказал глубочайшей озабоченности по этому поводу, никаких санкций тоже не ввели.

5 февраля 2003 года какой-то чернокожий мужик на заседании Совбеза ООН тряс пробиркой. Эти кадры демонстрировали все мировые СМИ, а мужика звали Колин Пауэлл. В том же году начала новая война, и она преподнесла хороший урок. Теоретически армия Ирака входила в пятёрку сильнейших в мире, фактически, наверное, занимала место от 10-го до 15-го, а по факту этой армии не существовало. Потребовалось купить нескольких генералов, которые опять-таки теоретически были безгранично преданы отцу нации, а по факту просто выжидали, когда тот кони двинет. Начавшись официально 20 марта, большая война завершилась уже 1 мая. Всего полтора месяца — наверное, до некоторых генералов просто не дошли чемоданы. С другой стороны, партизанская война длилась до 2011-го, а вообще-то, идёт до сих пор в форме гражданской войны.


Наследие Саддама — это уничтоженное государство, которые вряд ли когда-то восстановится в прежних границах. Более того, неизвестно, сколько лет пройдёт до реального прекращения огня. Отчасти можно сказать, что и феномен ИГИЛ (запрещённая в России организация) также является его наследием. Дело в том, что на первых порах в террористическую группировку влились тысячи бывших военных и членов Баас (Партия арабского социалистического возрождения). Все те, кто при Хусейне собирал сливки, а после его казни сами ожидали схожей участи.

Культ личности в художественных произведениях[править]

Подобный персонаж (почти) никогда не бывает главным героем, часто может вообще оставаться за кадром. В крайнем случае такого статуса главный герой достигает ближе к финалу или середине, особенно если он очень махровая сьюха.

Стандартные герои таких культов:

  • Императоры и другие властители крупных держав могут быть и отрицательными, и положительными, и нейтральными персонажами.
  • Тёмные властелины любят насаживать свои культы из-под палки. Обычно им искренне преданы или тёмные расы, или несколько особо отмороженных приспешников, остальные только делают вид.
  • Герои древности ко всему прочему иногда могут быть обожествлены. Возможно, есть пророчество, предрекающее их эпическое возвращение. Победа над силами зла обычно идет в комплекте.
  • Лидеры сект, тайных организаций, революций и т. д. — обычно данный культ личности локален и существует именно в рамках организации, что могут компенсировать истовым фанатизмом последователей.

Причины возникновения

Марксизм-ленинизм, идеологическая основа Советской власти, исходя из марксистского положения о равенстве, теоретически отвергает вождизм, ограничивая «роль личности в истории». В то же время некоторые учёные считают вождизм естественным следствием практического социализма. Например, русский философ Н. А. Бердяев считал, что «Ленинизм есть вождизм нового типа, он выдвигает вождя масс, наделённого диктаторской властью». После Октябрьской революции 1917 года в Советской России и СССР стали использоваться во множественном и единственном числе титулы «вожди революции» и просто «вожди» применительно к В. И. Ленину и Л. Д. Троцкому.

Возникновение культа личности И. В. Сталина связывают как с направленной деятельностью высшего руководства ВКП(б) и самого И. В. Сталина, так и с историческими и культурными особенностями развития государства в тот период.

Так, по мнению политолога А. А. Кара-Мурзы, культ личности был создан самим И. В. Сталиным, который занимался этим как приоритетной темой все годы своего правления, вплоть до марта 1953 года. Идея культа заключалась в том, чтобы весь советский народ всем оказывался обязан партии, государству и своему вождю. Одним из аспектов этой системы являлась необходимость выражения благодарности И. В. Сталину, например, за социальные услуги и вообще за всё, что есть у граждан. Профессор русской истории университета Джонса Хопкинса Джеффри Брукс отмечает, что известная фраза «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!» подчёркивала, что у детей счастливое детство потому лишь, что его обеспечил им И. В. Сталин.

В учебнике для юридических вузов и факультетов «Теория государства и права», изданном авторским коллективом под редакцией профессора С. С. Алексеева, об одной из причин культа личности Сталина говорится следующее:

Среди лиц, положительно оценивающих правление И. В. Сталина (часть коммунистов, этатистов и др.) бытует мнение, что культ был вызван с личностными чертами Сталина и успехами, связанными с его правлением[источник не указан 1519 дней]. Так, после «разоблачения культа личности» получила известность фраза, приписываемая обыкновенно М. А. Шолохову (но также и другим персонам): «Да, был культ… Но была и личность!».

Цели создания

Помимо достижения всеобщего преклонения, создание такого явления как культ личности преследует четкие практические цели:

Внушить страх врагам

Ощущение присутствия личности вождя повсюду внушает серьезные опасения всем, кто посмеет подумать о перевороте.

Видимость непобедимости

Едва ли найдутся те, кто захочет побороться за власть с непогрешимым богоподобным существом. Главное – чтобы люди воспринимали вождя как гарант существования государства и собственного благополучия, как равного богу или его земное воплощение.

Неограниченная власть

Лишь немногие из уверовавших в личность диктатора решаются оспаривать его решения или хоть как-то выражать протест.

Способы создания

Путь создания каждого отдельного режима, безусловно, имеет свои особенности, однако, есть ряд общих методов, которыми с успехом пользуются вожди:

Создание изображений лидера

Размещение портретов, статуй или иных изображений диктатора в местах скопления людей. Народ должен ежедневно видеть своего лидера и чем чаще, тем лучше. Все должны знать, кто именно стоит у руля.


Присвоение политическому лидеру титулов

Помимо титула, обозначающего занимаемую в государстве должность, диктаторы часто присваивают себе и иные звучные эпитеты, говорящие о мужестве, силе, любви и их отцовской любви к своему народу.

Создание государственной идеологии со звучным названием

Идеология создается по образу и подобию религии, а главная роль в ней отводится, конечно же, политическому лидеру.

Издание собственных книг

Население страны должно знать какие политические воззрения у его вождя, какие идеи посещают его голову. Эти произведения должны содержать не только политические размышления, но и наставления морально-этического направления. Большой популярностью пользуется издание художественных книг или книг с собственными изречениями небольшого, удобного формата.

Присутствие во всех новостях

Средства массовой информации должны внимательно следить за жизнью вождя и немедленно сообщать стране о любой, даже незначительной новости, за исключением несущих негативную информацию. Культура и личность вождя должны быть едины: необходимо поощрять деятелей искусства за создание произведений о главе государства.

Присвоение объектам имени вождя

Имя диктатора могут носить улицы, школы, предприятия, площади, города, аэропорты, премии и даже горные вершины. Все зависит от фантазии того, кто занимается созданием идеологии.

Издание необычных законов

Цель таких действий – показать народу, кто именно принимает решение в государстве. Законы могут казаться глупыми и бессмысленными, но они достигают своей цели.

Проявления культа личности

Сталин стал нарушать уставные требования партии, что выразилось в нерегулярном созыве съездов партии и пленумов ЦК, свертывании работы Политбюро ЦК как коллективного органа руководства, нарушении внутрипартийной демократии в виде подмены выборности в партийные органы кооптацией и т. д. Даже в тяжелых условиях иностранной военной интервенции и гражданской войны, в первые 6 лет после Октября (1918—23), при Ленине состоялось 6 общепартийных съездов, 5 конференций, 79 пленумов ЦК партии. В первые 10 лет после смерти Ленина (1924—33) состоялось 4 партийных съезда, 5 конференций, 43 пленума ЦК, большей частью посвященных борьбе с оппозициями и уклонами. Но за последующие 20 лет (1934—53) состоялось всего 3 съезда партии и одна конференция, причем интервал между XVIII и XIX съездами составил 13 лет. За два десятилетия было созвано только 23 пленума ЦК. В 1941, 1942, 1943, 1945, 1946, 1948, 1950 и 1951 не было ни одного пленума ЦК.

Нарушив ленинское «Завещание», Сталин поставил себя над ЦК партии, вышел из-под его контроля, оградил себя от критики. Сталин методически укреплял культ своей личности; он приписывал себе чрезмерные заслуги перед партией, успехи, достигнутые народом в гражданской войне, в строительстве социализма, в разгроме гитлеровских полчищ. Повсеместно в изобилии сооружались монументы Сталина. Чтобы создать ореол непогрешимости Сталина, искажалась история партии, упорно пропагандировалась теория «двух вождей», версия, будто Сталин—это именно тот человек, который вдвоем с Лениным создавал большевистскую партию, разрабатывал ее теорию и тактику.


С этим читают