Какую религию исповедуют японцы? религия населения японских островов

Взаимовлияние религий

В отличие от культур стран Запада, в культуре Японии наблюдается значительное пересечение и взаимовлияние всех ее религий. Несмотря на периодически вспыхивавшие религиозные конфликты и споры (обычно за близость к государственной власти), большую часть времени этим вероучениям приходилось сосуществовать. Особенно близко пересечение буддизма и синтоизма – как уже отмечалось, часто один храм является местом поклонения и буддам, и ками.


В течение жизни японцы часто отправляют обряды разных религий в разных жизненных ситуациях. Скажем, женятся по христианскому обряду, а хоронят по буддийскому. Это совершенно естественно и не вызывает никаких трудностей. Связано это именно с тем, что религия прежде всего ассоциируется с определенной обрядностью (разного характера, эстетики и стоимости), и японцы просто проявляют завидную практичность. Цель же всех вероучений полагается одинаковой – снятие жизненных осложнений, а потому и противоречий не возникает… anime.dvdspecial.ru

Ритуал очищения

Пожалуй, серьезнее всего к нему относятся именно японцы. Религия синто по традиции требует особой чистоты. К примеру, женщина, которая идет на поклонение, не доходя до главного святилища, должна остановиться, чтобы совершить ритуальное омовение. После этого она возжигает благовония или делает приношение, опуская монетку в специальный ящичек для пожертвований.

Подойдя к святилищу, женщина должна повернуться к алтарю лицом и, склонив голову, дважды хлопнуть в ладоши, а потом сложить руки перед лицом ладонями вместе. Этот ритуал предназначен для призвания ками, однако его можно совершать и дома. Дело в том, что во многих японских домах есть ками-дана — маленькие семейные алтари, где проводят ритуал почитания предков.

Кинематограф

Первые японские киноленты начала XX века имели простые сюжеты, кинематограф этого периода развивался под влиянием театра, игра актеров была театральной, женские роли исполнялись актёрами-мужчинами, использовались театральные костюмы и декорации. До появления звукового кино демонстрацию фильмов сопровождал бэнси — живой исполнитель, японский вариант тапёра.

Поначалу кинематограф считался низким искусством, бытовало презрительное отношение к людям, занимавшимся кино. Признание и авторитет этот вид искусства получил лишь в конце 1930-х годов.

На 1950—1960-е годы приходится активное развитие японского кинематографа, они считаются его «золотым веком»[источник не указан 688 дней]. В 1950 году было выпущено 215 фильмов, а в 1960 году — уже 547 фильмов. В этот период появляются жанры исторического, политического кино, боевики и фантастика, по количеству выпущенных фильмов Япония занимала одно из первых мест в мире.

Известные кинорежиссёры этого периода — Акира Куросава, Кэндзи Мидзогути, Сёхэй Имамура, Нобуо Накагава, Хидэо Гося. Известным за пределами страны становится актёр Тосиро Мифунэ, сыгравший почти во всех кинокартинах Куросавы.

Во время кризиса киноиндустрии 1960-х годов популярными жанрами становятся фильмы о якудза и недорогие порнографические фильмы.

В 1990-х актёр и режиссёр Такэси Китано получает широкую известность как в Японии так и за её пределами.

Широкую известность приобрели японские мультипликаторы, удостоенные международных наград на крупных кинофестивалях. Среди них:

  • Хаяо Миядзаки
  • Исао Такахата

Древние культы

В Японии издавна поклонялись различным живым существам. Одним из самых распространенных являлся культ лисицы. Божеству в образе этого животного с человеческим телом и разумом посвящали специальные храмы, дошедшие и до наших дней. Там до сих пор собираются люди, обладающие так называемой лисьей натурой. Впадая в транс под звуки барабанов и истошные завывания священников, они думают, что в них вселяется священный дух, посылающий им дар провидцев, способных предсказывать будущее.

Кроме лисицы, японцы поклоняются и другим живым существам, к примеру, змеям, черепахам, стрекозам и даже моллюскам. Вплоть до недавнего времени главенствующим животным считался волк. Его называли духом гор Оками. Крестьяне обычно просили его о защите посевов и самих себя от различных бед и напастей, рыбаки – о ниспослании попутного ветра и т. д. Но какому бы животному ни поклонялись древние и современные островитяне, это всего лишь верования. О том, как называется религия японцев на самом деле и что она собой представляет, попробуем разобраться в данной статье.

Статистика

По данным Службы статистики Японии при Министерстве культуры и науки Японии на 31 декабря 2000 года, 31 декабря — 31 декабря годов

Количество общин

Год
Синто 89040 88714 88585 88788 88861
Буддизм 85745 86415 86368 85994 85897
Христианство 9050 9353 9376 9330 9260
Другое 41228 40059 39542 39858 39410
Всего 225063 224541 223871 223970 223428

Количество верующих

Общее количество верующих превышает население Японии в связи с широким распространением практики религиозного синкретизма. Так, например, синтоист может быть одновременно и буддистом.

Год
Синто 105 738 000 108 580 457 107 247 522 106 817 669 105 824 798
Буддизм 78 790 000 93 485 017 91 260 273 89 177 769 89 540 834
Христианство 1 745 000 2 161 707 2 595 397 3 032 239 2 143 710
Другое 10 210 000 9 599 480 9 917 555 9 817 752 9 086 268
Всего 196 483 000 213 826 661 211 020 747 208 845 429 206 595 610

Этическая составляющая

Синтоизм — религия абсолютно не дуалистическая. В ней вы не найдете, как в христианстве, борьбы Добра со Злом. Японское «аси» — это не абсолютное зло. Это скорее что-то вредное, чего лучше избегать. Грех – цуми – не несет этического окраса. Это действие, которое порицается обществом. Цуми изменяет природу человека. «Аси» противостоит «ёси», которое тоже не является безусловным Благом. Это все хорошее и полезное, к чему стоит стремиться. Поэтому ками не являются моральным эталоном. Они могут враждовать друг с другом, таить старые обиды. Есть ками, повелевающие убийственными стихиями – землетрясениями, цунами, ураганами. И от свирепости их божественная сущность не становится меньше. Но для японца следовать «путём богов» (именно так называется синтоизм кратко) означает целый моральный кодекс. Нужно уважительно относиться к старшим по положению и возрасту, уметь жить в мире с равными, чтить гармонию человека и природы.

Базовые религиозные концепции

Очень интересным является взгляд на мир, который сумели сформировать верующие японцы. Религия синтоизма базируется на пяти основных концепциях, и первая из них звучит так: мир создал не бог — он возник сам по себе, и он не просто хорош, а совершенен.

Вторая концепция воспевает силу жизни. Согласно японской мифологии, первый секс произошел между божествами. Именно поэтому мораль и физическая близость между мужчиной и женщиной в сознании японцев никак не связаны между собой. Из этого следует, что все естественное должно уважаться, а все «не чистое» — осуждаться, но при этом все можно подвергнуть очищению. Благодаря таким убеждениям японцы склонны адаптировать практически любую модернизацию, очистив и скорректировав ее согласно своим традициям.


Третья концепция синто — единство истории и природы. Данная религия японцев не разделяет мир на живое и неживое, т. е. в человеке, животном или любой вещи живет ками. Это божество обитает не в потустороннем мире, а живет вместе с людьми, поэтому верующим не нужно искать спасения где-то еще — оно постоянно находится рядом, в повседневной жизни.

Четвертая концепция — это многобожие. Так как синто тесно связан с родовыми божествами, он появился из культов, воспевающих природу конкретной местности. Различные колдовские и шаманские обряды лишь к V или VI веку стали понемногу приводить к известному единообразию, и то только тогда, когда император решил взять под контроль деятельность всех синтоистских святилищ. Тогда же специально созданный департамент составил список всех богов синто, которых оказалось ни много ни мало, а 3132! С течением времени их количество только увеличивалось.

Даосизм

Сам по себе даосизм в Японии никогда особой популярностью не пользовался. Тем не менее, влияние китайских даосских легенд на японскую культуру и литературу весьма значительно.

Основой учения Дао считается труд китайского философа Лао Цзы “Дао дэ дзин”. Мироздание с точки зрения даосизма существует за счет неизяснимого Дао (“Пути”), движущего и управляющего всем сущим. Следование законам Дао – это путь жизни и блаженства.

Практичные китайцы поняли даосизм как изучение законов природы и мироздания. Даосам – мудрецам, постигшим Дао, приписывалась вечная жизнь и разнообразные магические умения. Именно даосизм породил дальневосточную алхимию, основным интересом которой был не “философский камень” европейских алхимиков, а поиск “эликсира бессмертия”. Даосов, достигших бессмертия, называли “сэннин”. Считалось, что они, как ямабуси, живут отшельниками в горах. Разнообразные истории о великих даосах и о рецептах бессмертия пересекли море и стали очень популярны в Японии.

Во многом именно на этих легендах основывается искусство Оммёдо (“Путь гармонии Инь и Ян”) – японское искусство призвания и управления демонами, предсказания судьбы, астрологии, магического исцеления и так далее.

История культуры Японии

См. также: История Японии

  • Дзёмон (10 тыс. лет до н. э. — 300 до н. э.) — первые образцы керамики, украшения и женские фигурки догу
  • Яёй (300 до н. э. — 300 н. э.) — переход к земледелию, поливное рисоводство, изделия из бронзы и железа, колокола дотаку
  • Ямато:
    • Кофун (IV век н. э. — VI век н. э.) — распространение культуры курганов, скульптуры ханива, зарождение древнего синтоизма и связанных с ним культов
    • Асука (593—710) — заимствование образцов китайской культуры, реформы Тайка, создание кодексов законов
  • Нара (710—794) — проникновение в страну конфуцианства, даосизма и буддизма, создание литературных произведений «Кодзики», «Нихон Сёки», «Манъёсю», «Кайфусо»
  • Хэйан (794—1185) — начало использования слоговых азбук хираганы и катаканы, строительство святилища Ицукусима, создание «Повести о Гэндзи», возникновение стиля в живописи ямато-э
  • Камакура (1185—1333) — формирование самурайского сословия
  • Муромати (1333—1568) — возникновение театра но

    Сэнгоку Дзидай (1467—1568) — проникновение в страну христианства

  • Адзути-Момояма (1568—1600)
  • Эдо (1600—1868) — установление диктатуры Токугава, политика сакоку, подавление христианства и падение сёгуната, зарождение театра кабуки и стиля укиё-э
  • Мэйдзи (1868—1912) — конец периода самоизоляции, начало капиталистического пути развития, зарождение японского кинематографа
  • Тайсё (1912—1926)
  • Сёва (1926—1989)
  • Хэйсэй (1989—2019)
  • Рэйва (с 2019)

Культ предков

Если мы рассматриваем вопрос «что такое синтоизм», то мало будет сказать, что это поклонение силам природы. Не меньшую роль в традиционной религии Японии играет культ предков. В синто нет понятия Спасения, как в христианстве. Души умерших остаются незримо среди живущих. Они присутствуют везде и пронизывают все сущее. Мало того, они принимают очень деятельное участие в происходящих на земле вещах. Как и в политическом устройстве Японии, значимую роль в событиях играют души умерших императорских предков. Вообще, в синтоизме нет четкой грани между людьми и ками. Эти последние – духи или боги. Но и они втянуты в вечный круговорот жизни. Люди после смерти могут стать ками, а духи – воплотиться в тела. Само слово «синто» состоит из двух иероглифов, которые означают дословно «путь богов». Пройти этой дорогой предлагается каждому жителю Японии. Ведь синтоизм – не мировая религия. Она не заинтересована в прозелитизме – распространении своего учения среди других народов. В отличие от христианства, ислама или буддизма, синтоизм — религия чисто японская.

Современный религиозный состав страны

В настоящее время религия в стране представлена главным образом синтоизмом и буддизмом. Но религиозный состав Японии разнообразен.

Синтоисты


Становление синтоизма (или синто) как национальной религии относят к периоду VII-VIII веков. Религия синто заключается в обожествлении природных сил и поклонении им. В значительной степени на становление синтоизма повлиял буддизм. У синто множество последователей, это вероисповедание считается традиционным. Ритуалы в честь богов осуществляются в храмах. Одним из главных символов храма считаются ворота или тории (с яп. «птичий насест»).

Буддисты

Буддизм проникает в Японию в середине VI века через Тибет и Китай. Буддисты — вторая по распространенности группа после синтоистов. За всю историю существования буддизма в стране пришли и сформировались различные буддийские школы и течения, основанные на абсолютно разных аспектах учения: на культуре, философии, медитации, чтении мантр и ритуале. Некоторые школы активны в общественной сфере, другие опираются на монашество. Школы также активно взаимодействуют.

В современной Японии буддийские организации делятся на две большие группы:

  1. Традиционные школы буддизма.
  2. Необуддийские движения.

Христиане

В середине XVI века в Японии появляются первые миссионеры. Христианство оказало влияние на формирование японского образования и общественно-политическую мысль нового времени. Однако, японских христиан в стране не так много.

Выделяют три направления:

  1. Протестантизм. Считается крупнейшим направлением христианства в стране. Протестантизм зародился как ответ на христианские гонения в XVII веке. Организационно японские протестанты объединены в 193 союза. Почти каждый христианин-протестант в стране — это японец.
  2. Католицизм. Был принесен в страну благодаря португальским исследователям и миссионерам. Католическая церковь Японии — часть всемирной Католической церкви под духовным руководством Папы Римского из Ватикана.
  3. Православие. Русская православная миссия была направлена в Японию в XIX веке. Тогда же была основана японская православная церковь. На японский язык переведены Священное Писание и богослужебные книги. В действующей церкви существуют 3 епархии: Сендайская и Восточно-Японская, Киотоская и Западно-Японская, Токийская.

Конфуцианцы

История конфуцианства в Японии восходит к раннему этапу развития японской цивилизации и государственности. Мигранты с материка, китайцы и корейцы, привозили с собой не только конфуцианские тексты, но и соответствующие им нормы конфуцианской морали и образа жизни. Конфуцианство распространилось в стране и как философское учение, и как религия. В настоящий момент не пользуется большой популярностью и насчитывает небольшое количество последователей.

Сектанты

Секты в стране возникли в конце XIX — начале XX веков.

Секты в Японии можно разделить на две большие группы:

  • возникшие на основе синтоизма;
  • возникшие в результате реформирования японского буддизма.

Для нас слово «секта» созвучно с «мошенниками», «сатанистами» и т.д., но в Японии значение сект и отношение окружающих к ним совсем иное. Деятельность этих организаций завязана на религии, и они занимаются благотворительностью.

Верующие других религий

Представители других религиозных групп в меньшинстве. Среди них индуисты, бахаи, сикхи, джайны и иудеи. Среди жителей Японии находятся также сторонники местных первобытных верований и культов.

Атеисты

В Японии религия сохранилась не столько, как вера, сколько как соблюдение определенных национальных традиций. Потому всего 25% японцев считают, что религиозность играет важную роль в их жизни. В стране 31% населения считают, что никаких богов не существует.

В японской культуре достаточно глубоко укоренились принципы религиозной терпимости. Более того, в Японии мало кто считает, что человек вообще должен «принадлежать» к какой-то церкви или обязательно исповедовать какую-то религию. Это создает атмосферу минимального давления общества на атеистов.

Синтоизм

Синтоизм – это древнейшая японская религия. Ее название происходит от слова “синто” – “путь богов”. В основе ее лежит поклонение всевозможным ками – сверхъестественным существам. Основные виды ками – это:

  • Духи природы (ками гор, рек, ветра, дождя и т.д.);
  • Незаурядные личности, объявленные ками;
  • Силы и способности, заключенные в людях и природе (скажем, ками роста или репродукции);
  • Духи умерших.

В Японии поклоняются бесчисленному количеству ками. В каждой деревне и местности есть местный ками-покровитель. Никакого особенного разделения между ками и обычными людьми нет – есть множество мифов и легенд о браках людей и ками. Смерть осмысляется как переход в мир ками. Ребенок считается воплощением ками-предка (удзигами), поэтому в Японии с большим уважением относятся к маленьким детям.

Ками делятся на Фуку-но-ками (“добрые духи”) и Магацу-ками (“злые духи”). Задача синтоиста – призвать побольше добрых духов и помириться со злыми. В принципе, добрые духи могут становиться злыми, если к ним обращаться недолжным образом. Поэтому по всей Японии во множестве храмов и часовен прихожане и священники приносят ками жертвы и молятся о помощи и поддержке. Вообще, все происходящее в мире в синтоизме объясняется индивидуальной волей ками, а не какими-либо законами или Судьбой.

Синтоистский храм состоит из двух помещений – молельного зала (хайдэн) и комнаты (хондэн), в которой находится предмет, связанный с соответствующим ками

Важной частью храма являются тории – П-образные ворота, являющиеся символической границей между миром людей и миром ками. Часто строятся маленькие святилища на исторических и легендарных местах, оборудуются места поклонения у больших древних деревьев, также считающихся жилищами ками

С развитием имперской системы возникло представление о верховной ками – богине Аматэрасу. Соответственно, возник и культ самого императора. Мифы и легенды об Аматэрасу и ее семье многие годы (до середины XX века) официально считались началом истории Японии.

С момента прихода в Японию буддизма начинается процесс взаимовлияния и взаимопроникновения этих религий. Во многих храмах происходит одновременное поклонение ками и буддам.

Буддизм

В отличие от синтоизма, японский буддизм разбивается на множество учений и школ. Основой японского буддизма считается учение Махаяны (“Большой колесницы”) или северный буддизм, противопоставленное учению Хинаяны (“Малой колесницы”) или южному буддизму. В Махаяне считается, что Спасение человека может достигаться не только его собственными усилиями, но и помощью уже достигших Просветления существ – будд и бодхисаттв. Соответственно, раздел между буддийскими школами происходит из-за различных взглядов на то, какие именно будды и бодхисаттвы лучше всего могут помочь человеку.

Так, в основе амидаизма или школы Дзёдо (“Чистой земли”) лежит поклонение будде Амиде (или Амитабхе), повелителю райских земель (собственно, “Чистой земли”) на Западе. Основным элементом поклонения является постоянное произнесение фразы “Наму Амида буцу” (“Слава будде Амиде”). Многие правители Японии пытались уничтожить эту школу, но она все еще остается одним из популярнейших в Японии направлений буддизма.

Во многом очень схожа с амидаизмом секта Нитирэн, для которой священной фразой является “Наму мёхо рэнгэ кё” (“Слава сутре о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы”). Здесь объектом поклонения является сам Будда и “Сутра Лотоса” – один из основных для северного буддизма текстов.

Другой буддийской школой является Миккё или эзотерический буддизм. Ее учение куда более сложно для понимания, но зато ее последователи считаются обладателями невероятных способностей – летать, творить чудеса, сражаться с демонами. Ее священники часто живут отшельниками в горах. Тогда они называются ямабуси. Ямабуси также известны как создатели ряда японских школ боевых искусств. Их можно узнать по большим четкам (нэндзю) в виде ожерелья на шее и посоху с кольцами (сякудзё).

Особняком стоит Дзэн, учение, основанное на Хинаяне. В его основе лежит представление о Спасении исключительно своими силами (и только для монахов). Основным методом достижения Просветления считается осознание мироздания, достигающегося за счет размышления над притчами – коанами, или моментальное случайное прозрение, вызванное каким-то неожиданным событием (скажем, ударом по спине палкой).

Кухня

Столовый этикет в Японии отличается от европейского. Едят обычно из фарфоровых чашек палочками хаси. Жидкую пищу пьют из пиал, но иногда пользуются ложками. Ножом и вилкой пользуются исключительно для европейских блюд. Хлюпать за едой считается вполне приличным, но втыкать палочки в еду, особенно в рис, — недопустимо. Нельзя также класть палочки острыми концами влево, или поперек чашки, указывать ими на что-либо или махать ими в воздухе, зажимать их в кулаке и др. Хорошим тоном считается подливать напитки в бокалы соседям, но не себе.

Рис японцы называют «гохан», («варёный рис», но также это слово может употребляться и в общем значении «еда»; причём уважительная приставка «го» к слову «хан» (рис) со временем стала обязательной; всё это говорит об огромной важности этого блюда для японцев). На трапезе рис присутствует всегда

До XIX века рис ели только богатые, он был дорог. Остальные же берегли его к празднику, заменяя в простые дни ячменём. Только в XX веке рис стал общедоступен. Популярны блюда с лапшой, приготовленной из пшеницы (удон) либо из гречки (соба). Лапша идёт и в супы, и как самостоятельное блюдо, с добавками и приправами. Важное место в японской кухне занимает соя. Из неё готовят супы, соусы, соевый сыр тофу, натто.

Одно из наиболее популярных за пределами страны японских блюд — суши. Существуют несколько разновидностей, например, самым популярным видом суши является нигиридзуси (握り寿司: суши, сделанное с помощью рук). Он состоит из продолговатого комочка риса, спрессованного ладонями, небольшого количества васаби и тонкого кусочка начинки (сырой рыбы, креветок или икры), которая покрывает рис (нэта). Нигири могут также быть связаны тонкой полоской нори. Норимаки (海苔巻) — это суши цилиндрической формы состоящее из кусочка сырой рыбы, завернутого в рис, и завернутого в нори (прессованные листы водорослей). Одним из любимых блюд является сашими (刺身) — кусочки сырой рыбы. Её употребляют с соевым соусом, в который добавляют васаби. Часто сашими подают вместе на нарезанной соломкой редькой дайкон и листьями сисо (лат. Perilla)

У японцев много различных супов, но самый традиционный — мисосиру (味噌汁). Это суп из пасты мисо (которая изготовляется из варёных, размятых и перебродивших соевых бобов с добавлением соли и солода). Такие супы в каждом регионе готовят по-своему. Помимо этого японцы широко употребляют овощи и травы (картофель, морковь, капусту, хрен, укроп, сельдерей, петрушку, помидоры, лук, яблоки, дайкон), рыбу, мясо акул, морскую капусту, мясо курицы, кальмаров, крабов и прочие морепродукты.

Традиционным и популярным напитком японцев является зелёный чай, а спиртным — рисовое вино саке и сётю.


С этим читают