Лирика

В чем разница между автором и лирическим героем?

Автор стихотворения — реальный человек, поэт, который написал эти строки. Например, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов или И.А. Бродский.


Лирический герой — художественный образ. Он может быть близок к подлинному автору, а может быть очень далек от него.

Например, мы читаем в стихах Сергея Есенина:

Шум и гам в этом логове жутком, Но всю ночь напролет, до зари, Я читаю стихи проституткам И с бандитами жарю спирт.Такой жизнью живет лирический герой стихотворения — поэт-хулиган, образ которого так любил Есенин. Это не значит, что поэт действительно все ночи напролет пил с бандитами спирт (хотя и такое в бурной биографии Сергея Есенина могло случаться).

Другой пример. У Александра Блока в цикле «Стихи о Прекрасной даме»:

Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад.

Вновь речь идет не об авторе, а о лирическом герое, который в этом цикле предстает в разных образах — рыцаря, монаха-инока и других.

Лирика Возрождения

Европейская лирика получает особенное развитие в Италии в XIV веке. Ещё в XIII веке под влиянием провансальцев начинают появляться итальянские трубадуры; особенно много их было при дворе императора-поэта Фридриха II (см. Итальянская литература).

Поэты так называемой сицилийской школы подготовили будущий расцвет итальянской лирики и выработали её две главнейшие формы: канцону и сонет. Одновременно с этим в Средней Италии развилась духовная лирика — laude, хвалебные песни Богу, проникнутые крайним мистицизмом.

В так называемой философской лирической школе флорентийских поэтов платоническая любовь приобретает нравственно-аллегорический смысл, открыть который без комментария часто невозможно. У Данте, впрочем, аллегоризм несколько менее запутан; среди его канцон есть и пьесы, относящиеся к «низшей» любви. Высокого совершенства формы и психологической художественности достигают канцоны и сонеты Петрарки, воспевающие или оплакивающие его возлюбленную Лауру; любовный платонизм достигает здесь своего высшего выражения, основанного на эстетическом такте и вкусе поэта. Влияние сонетов Петрарки на последующую лирическую поэзию даже далеко за пределами Италии постепенно возрастает, достигая кульминационного пункта в так называемом петраркизме XVI в.

Развивается, однако, и более народная форма лирической поэзии: таковы политические песни народного флорентийского поэта Буркьелло и strambotti Лионардо Джустиниани.

Народный характер носят и лирические произведения Лоренцо Медичи Великолепного. Ballate, barzellette, frottoli восходят к народной плясовой песне, известной и в ранней поре провансальской лирики; они приурочивались обыкновенно к праздничной обрядности и в Италии были связаны с карнавалом (canti Carnavaleschi). В северной Франции, где труверская поэзия всегда была ближе к народной лирике, чем на юге, в конце XIII в. она приобретает ещё более народный характер, когда из феодального замка переходит на городскую площадь.

Среди городского населения образовались литературные общества (puis), выдававшие призы за лучшие пьесы. Разные виды мещанской лирики Франции носят названия dits, chansons, complaintes и др. Среди этой мещанской поэзии выдвинулся один вполне личный поэт Рютбеф, парижский бедняк, отзывчивый к злобе дня. Поэзия вагантов носит интернациональный характер; крупнейший сборник их произведений, «Carmina Burana», возник в Германии.

Отзвуки труверской лирики продолжаются во Франции и в XIV веке; всё внимание обращено на форму, несколько обновлённую народным влиянием. Излюбленными видами лирики были rondeau (хороводная песнь), vireloi, ballade, chant royal.. Особенно вошли в моду баллады, распространённые столько же, сколько сонеты в Италии

Последним рыцарем-поэтом был Карл, герцог Орлеанский. Другой выдающийся поэт XV века во Франции, Франсуа Вийон, опять вводит нас в среду беднейшего класса населения, близкую к Рютбефу.

Особенно вошли в моду баллады, распространённые столько же, сколько сонеты в Италии. Последним рыцарем-поэтом был Карл, герцог Орлеанский. Другой выдающийся поэт XV века во Франции, Франсуа Вийон, опять вводит нас в среду беднейшего класса населения, близкую к Рютбефу.

Душевные стихи о детях

О грезах юности томим воспоминаньем, С отрадой тайною и тайным содроганьем, Прекрасное дитя, я на тебя смотрю… О, если б знало ты, как я тебя люблю! Как милы мне твои улыбки молодые, И быстрые глаза, и кудри золотые, И звонкий голосок!— Не правда ль, говорят, Ты на нее похож?— Увы! года летят; Страдания ее до срока изменили, Но верные мечты тот образ сохранили В груди моей; тот взор, исполненный огня, Всегда со мной. А ты, ты любишь ли меня? Не скучны ли тебе непрошенные ласки?

***

Ребенка милого рожденье Приветствует мой запоздалый стих. Да будет с ним благословенье Всех ангелов небесных и земных! Да будет он отца достоин, Как мать его, прекрасен и любим; Да будет дух его спокоен И в правде тверд, как божий херувим. Пускай не знает он до срока Ни мук любви, ни славы жадных дум; Пускай глядит он без упрека На ложный блеск и ложный мира шум; Пускай не ищет он причины Чужим страстям и радостям своим, И выйдет он из светской тины Душою бел и сердцем невредим!

Михаил Лермонтов

Есть тихие дети. Дремать на плече У ласковой мамы им сладко и днем. Их слабые ручки не рвутся к свече, — Они не играют с огнем.

Есть дети — как искры: им пламя сродни. Напрасно их учат: «Ведь жжется, не тронь!» Они своенравны (ведь искры они!) И смело хватают огонь.

Есть странные дети: в них дерзость и страх. Крестом потихоньку себя осеня, Подходят, не смеют, бледнеют в слезах И плача бегут от огня.

***

Дети — это взгляды глазок боязливых, Ножек шаловливых по паркету стук, Дети — это солнце в пасмурных мотивах, Целый мир гипотез радостных наук.

Вечный беспорядок в золоте колечек, Ласковых словечек шепот в полусне, Мирные картинки птичек и овечек, Что в уютной детской дремлют на стене.

Дети — это вечер, вечер на диване, Сквозь окно, в тумане, блестки фонарей, Мерный голос сказки о царе Салтане, О русалках-сестрах сказочных морей.

Марина Цветаева

Если был бы я девчонкой — Я бы время не терял! Я б на улице не прыгал, Я б рубашки постирал,

Я бы вымыл в кухне пол, Я бы в комнате подмёл, Перемыл бы чашки, ложки, Сам начистил бы картошки,

Все свои игрушки сам Я б расставил по местам! Отчего я не девчонка? Я бы маме так помог!

Мама сразу бы сказала: «Молодчина ты, сынок!»

Эдуард Успенский

Что значит лирический герой?

Лирический герой — это воображаемый человек, от лица которого поэт пишет стихотворение. Именно его мысли и переживания отражены в стихах.

Поэт и лирический герой не тождественны: между ними всегда есть дистанция. Литератор может наделить своего героя особыми чертами. Так, лирический герой Владимира Маяковского — несгибаемый «агитатор, горлан-главарь», хотя сам поэт в жизни мог быть и нежным, и стеснительным человеком.

Первым понятие «лирический герой» ввел литературовед Юрий Тынянов в статье «Блок» в 1921 году. Считается, что подобные образы появились в литературе эпохи романтизма — в творчестве Джорджа Гордона Байрона и Генриха Гейне.

Лирический герой в стихотворении чаще всего не называется по имени и не описывается. Поэтому порой бывает сложно разграничить, где именно с читателем говорит автор, а где — его альтер эго.

Лирика XIX века

Романтизм дал могучий толчок развитию лирики. На возрождение лиризма во второй половине XVIII в. в Германии повлияло то, что литературный вкус далеко перешагнул за узкие границы, поставленные ему классицизмом; восстановлены права индивидуализма, как национального, так и личного, и литературу охватило горячее стремление вложить в искусство новые идеи. Когда немецкий романтизм охватил все литературы Европы, они также стали лирическими; в этом сказалось влияние Гёте, Ф. Шиллера, Г. Бюргера, Л. Уланда и Л. Тика.

Английские романтики У. Вордсворт, С. Кольридж, Р. Саути, Байрон, П. Шелли, Джон Китс являются по преимуществу лирическими поэтами. То же можно сказать о французских романтиках: А. де Ламартине, В. Гюго, А. де Виньи, А. де Мюссе, и об итальянцах В. Монти, У. Фосколо, Дж. Леопарди. Лирическое настроение вдохновляет и русских поэтов начала XIX века — В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, К. Ф. Рылеева, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, П. А. Вяземского, Е. А. Баратынского, А. И. Одоевского.

Лиризм проникает во все роды поэзии, даже в повествовательные поэмы. «Страдания юного Вертера», «Деды» А. Мицкевича, «Песнь о Колоколе», «Корсар», «Королева Маб», «Ролла», «Цыганы», «Кавказский пленник» носят лирический отпечаток. Форма лирики становится свободной и подчиняется только внутренним эстетическо-психологическим законам. Лирические пьесы романтического периода и современной лирики называются просто стихотворениями (Gedichte, poésies) и чаще всего не подходят ни под одну из традиционных форм. Правда, Гёте пишет элегии, Вордсворт — сонеты, Виктор Гюго — оды, но эти виды лирики принимаются наряду со всем комплексом поэтических форм, когда-либо выработанных человечеством.

Специально разрабатывалась романтиками баллада, сюжеты которой берутся или из средневековья, или из современного народного быта. На её возникновение повлияли, среди прочего, имевшие громадный успех в XVIII в. песни Оссиана, отчасти сочинённые, отчасти переделанные из шотландских баллад Дж. Макферсоном. Романтические баллады писали Шиллер, Бюргер, Уланд в Германии, в Англии Вордсворт, Кольридж, Саути. Их баллада — более реалистического содержания. Такие баллады писал и Мицкевич.

Русская баллада началась с переводной, как, например, у В. А. Жуковского, но позднее, как и в Польше, приобрела национальный характер, например, у А. С. Пушкина, у А. К. Толстого. Таков единственный определённый вид романтической лирики; остальная лирика романтиков лучше всего может быть подразделена по внутреннему содержанию — на стихотворения, посвящённые изображению чувства, восприятия или идей. Первая группа включает в себя наиболее субъективные пьесы, например любовные.

К стихотворениям, отвечающим восприятию, принадлежат прежде всего описания природы. Гёте раньше других обратился к изображению природы в своих лирических пьесах. Стихотворения описательного характера часто совпадают с изображающими личное настроение поэта, но часто ограничиваются чисто описательными целями, и это составляет характерную особенность романтической и более поздней лирики.

Последний отдел лирической поэзии, идейный, воспроизводит какую-либо философскую, политическую или социальную мысль. В романтический период европейская лирика достигла своего высшего совершенства; но скоро на смену романтизму пришло реалистическое направление, и с этого времени поэзия перестаёт быть по преимуществу лирической. На первый план выступают более объективные виды поэтического творчества: роман, повесть и пр. В конце XIX века лирика отчасти продолжает жить старой традицией, как у «парнасцев» во Франции, А. Теннисона в Англии, А. К. Толстого, А. Н. Майкова, Я. П. Полонского, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Плещеева в России, отчасти подвергается влиянию реализма, как у Ф. Коппе, Ш. Бодлера, Ш. Леконта де Лиля, Ж. Ришпена во Франции, отчасти проникается социальными и политическими идеями, как у Гейне, Н. А. Некрасова, Н. П. Огарёва, С. Я. Надсона и др. Философские идеи века также отражаются в лирической поэзии, преимущественно у Р. Браунинга, В. Гюго и Сюлли-Прюдома.

Произведения

Марийци — любовная лирика, 22.08.2020 20:39

Души убранство — мистика и эзотерика, 20.08.2020 07:41

Держи фарватер — любовная лирика, 19.08.2020 17:17

Не иссякает Благодать… — религиозная лирика, 19.08.2020 12:37

Как легко порицать, если сам ничего ты не сделал.. — философская лирика, 19.08.2020 14:08

Как хочется мужчину уважать… — философская лирика, 19.08.2020 16:26

Сегодня был я на рыбалке… — шуточные стихи, 15.08.2020 22:05

Лучшее время для счастья — любовная лирика, 15.08.2020 17:28

Время пробуждает Вечность… — мистика и эзотерика, 15.08.2020 11:56

Лето красное, звонче пой! — любовная лирика, 15.08.2020 11:04

Поспеши — религиозная лирика, 15.08.2020 10:02

Кто постиг? — религиозная лирика, 15.08.2020 09:15

Песнь радости — религиозная лирика, 15.08.2020 07:25

Только Бог — религиозная лирика, 13.08.2020 14:19

Святой великомученик и целитель Пантелеймон — религиозная лирика, 09.08.2020 19:30

Кто взыскал Тебя, Господи, крепостью всей?.. — религиозная лирика, 08.08.2020 06:48

У тихому серц… — мистика и эзотерика, 06.08.2020 14:36

Ты было самым вкусным, это лето… — любовная лирика, 05.08.2020 15:11

Не бойтесь трудностей — прозаические миниатюры, 03.08.2020 11:07

Ты ведешь судно к рифу — любовная лирика, 01.08.2020 14:19

Камо грядеши? — религиозная лирика, 01.08.2020 13:12

Сердце снова раскроется в нежность… — любовная лирика, 01.08.2020 10:51

Если женщина счастлива, счастлив и Бог — религиозная лирика, 01.08.2020 01:56

Приди в мою жизнь — любовная лирика, 31.07.2020 21:44

Хочется — любовная лирика, 31.07.2020 21:42

Мы стали взрослее и стали счастливей — религиозная лирика, 31.07.2020 16:22

Смерть — это естественный способ — прозаические миниатюры, 27.07.2020 06:32

Бог не изгладил зло из ваших душ.. — религиозная лирика, 27.07.2020 05:23

Величайшее зло на планете — философская лирика, 26.07.2020 17:37

Ад — не небо — религиозная лирика, 26.07.2020 15:52

Спасибо, Господи, за радость!.

— религиозная лирика, 26.07.2020 13:47

А враг не дремлет — религиозная лирика, 26.07.2020 12:36

Странствие в землю обетованную — религиозная лирика, 25.07.2020 22:55

Ты тратишь время на слепых — религиозная лирика, 25.07.2020 12:42

Как важно Божью истину познать… — религиозная лирика, 23.07.2020 21:01

А колокольный звон как благовест..

— религиозная лирика, 23.07.2020 19:00

Достигнув рая — религиозная лирика, 20.07.2020 14:58

Уютный дом, любимый рядом… — философская лирика, 18.07.2020 12:00

Кто понял жизни смысл… — мистика и эзотерика, 17.07.2020 11:44

Зачем не ищешь Бога ты? — религиозная лирика, 16.07.2020 06:29

Я жила лишь тебе одному, как же это нелепо… — любовная лирика, 12.07.2020 15:32

Нежно любя — религиозная лирика, 12.07.2020 13:51

Женское счастье — философская лирика, 12.07.2020 13:08

Благослови, Господь! — религиозная лирика, 10.07.2020 18:41

Твой выбор. Без иллюзий — религиозная лирика, 10.07.2020 13:51

Что ты ценил, тем ты и стал — религиозная лирика, 10.07.2020 12:33

Блаженны чистые сердцем — религиозная лирика, 10.07.2020 11:38

Враги Твои меня уничтожали — религиозная лирика, 09.07.2020 11:32

Я просто прах у ног Господних — религиозная лирика, 08.07.2020 11:10

Вернуться к православной глубине… — религиозная лирика, 07.07.2020 21:53

продолжение: 1-50  51-100  101-150  → 

(1)


(126)

(14)

(29)

(8)

(19)

(5)

(5)

(8)

(5)

(8)

(4)

Избранные авторы:

Иерей Рустик Лужинский, Фотина Цаголова, Людмила Новокиевская, Иеромонах Паисий Савосин, Нина Богданова, Валерий Бокун, Троянды Дар, Людмила Блаева, Антон Музыка, Эдгар Сорель, Лёля Лето, Светлая Рада, Алёша Крылов, Ирина Балла, Елена Дмитриевна Мечетина, Товарищ Дворецкий, Владислав Тишинов, Лазоревка, Иоанн Хачатрян, Елена Которова, Шамиль Усманов-3, Купидоновна, Соснина Мария Алексеевна, Татьяна Дементьева-27, Алекс Ли 88, Штурман Павловичъ, Православная Страничка, Игумен Дионисий Шлёнов, Монах Салафиил Филипьев, Евгений Чевган, Анна Юрлова, Полина Долинина, Владимир Зозуля, Светлана Алюсова, Иеромонах Василий Росляков, Сулейм Ан, Евгений Лебедев 7, Мила Садко, Алина Каюкова, Игумен Паисий Савосин, Сестра Татиана, Крылья Любви

Список стихотворений:

c http-equiv=»Content-Type» content=»text/html;charset=UTF-8″>lass=»posts-container»>

Красивые стихотворения великих поэтов про любовь

Любви все возрасты покорны — гласит старая пословица, сказанная еще великим Пушкиным в романе в стихах «Евгений Онегин». Сложно не согласиться с ней. Посмотрите вокруг себя: мир полон этого чувства. Мы любим своих родителей, родственников, друзей, питомцев. И это я только начала перечислять. Жизнь сама по себе штука необыкновенная, но когда существует это волшебство, которое заполняет души и сердца окружающих и нас самих, заставляет творить добро, дарить улыбки случайным прохожим, то все и вовсе становится прекрасным. Нам не нужна война. Пусть будет только мир, только любовь. Большего и не надо.

В стихотворениях о любви обычно раскрываются чувства и переживания людей, которые их пишут. Например, стихи Сергея Есенина про любовь не стали исключением. Деревенский поэт воспевает свою любовь к Родине, к девушкам, к родной березе… К примеру, в произведении «Заметался пожар голубой..».

Слова в стихе любовной лирики известного поэта классика говорят нам о том, что ради своих чувств человек способен пойти против своих убеждений, против того, что ему дорого. Вот для Есенина скандалы, поэзия, кабаки-были практически основой в его жизни. И все это он мог бы оставить ради любимой

Из этого можно сделать вывод о том, что не важно, кто ты: ребенок или взрослый человек, пенсионер или подросток. Тем более не важно, какое ты имеешь социальное положение! Никому не чужда любовь

Любовь — вечна!

Большинство своих суждений я делаю, глядя на своего дедушку с бабушкой. Они прожили в браке 52 года. У меня эта цифра вызывает восхищение, искреннее недоумение: неужели это возможно? Видимо, да

Но важно не то, что они вместе так долго, а то, что они любят друг друга до сих пор. Фредерик Бегбедер сказал о том, что любовь живет только три года

А я в это не верю. Она вечна. Любовь в нашем мире -крепкий фундамент для мирового искусства и культуры. О ней пишут, ее восхваляют, показывают по телевизору. Она вдохновляет и расстраивает, показывает, что ты кому-то небезразличен и наоборот. Неоднозначное чувство, однако без него никак. Так будем же счастливы, пока это возможно. Рекомендуем к ознакомлению с красивыми, лучшими стихами о любви известных, великих поэтов классиков русской и зарубежной поэзии!

Известные душевные стихи

В уютном уголке сидели мы вдвоем, В открытое окно впивались наши очи, И, напрягая слух, в безмолвии ночном Чего-то ждали мы от этой тихой ночи.

Звон колокольчика нам чудился порой, Пугал нас лай собак, тревожил листьев шорох… О, сколько нежности и жалости немой, Не тратя лишних слов, читали мы во взорах!

И сколько, сколько раз, сквозь сумрак новых лет, Светиться будет мне тот уголок уютный, И ночи тишина, и яркий лампы свет, И сердца чуткого обман ежеминутный!

Алексей Апухтин

Что из того, что ты уже любила, Кому-то, вспыхнув, отворяла дверь. Все это до меня когда-то было, Когда-то было в прошлом, не теперь.

Мы словно жизнью зажили второю, Вторым дыханьем, песнею второй. Ты счастлива, тебе светло со мною, Как мне тепло и радостно с тобой.

Но почему же все-таки бывает, Что незаметно, изредка, тайком Вдруг словно тень на сердце набегает И остро-остро колет холодком…

О нет, я превосходно понимаю, Что ты со мною встретилась, любя. И все-таки я где-то ощущаю, Что, может быть, порою открываю То, что уже открыто для тебя.

То вдруг умело галстук мне завяжешь, Уверенной ли шуткой рассмешишь. Намеком ли без слов о чем-то скажешь Иль кулинарным чудом удивишь.

Да, это мне и дорого и мило, И все-таки покажется порой, Что все это уже, наверно, было, Почти вот так же, только не со мной,

А как душа порой кричать готова, Когда в минуту ласки, как во сне, Ты вдруг шепнешь мне трепетное слово, Которое лишь мне, быть может, ново, Но прежде было сказано не мне.

Вот так же точно, может быть, порою Нет-нет и твой вдруг потемнеет взгляд, Хоть ясно, что и я перед тобою Ни в чем былом отнюдь не виноват.

Когда любовь врывается вторая В наш мир, горя, кружа и торопя, Мы в ней не только радость открываем, Мы все-таки в ней что-то повторяем, Порой скрывая это от себя.

И даже говорим себе нередко, Что первая была не так сильна, И зелена, как тоненькая ветка, И чуть наивна, и чуть-чуть смешна.

И целый век себе не признаемся, Что, повстречавшись с новою, другой, Какой-то частью все же остаемся С ней, самой первой, чистой и смешной!

Двух равных песен в мире не бывает, И сколько б звезд ни поманило вновь, Но лишь одна волшебством обладает. И, как ни хороша порой вторая, Все ж берегите первую любовь!


Эдуард Асадов

И дни и ночи до утра В степи бураны бушевали, И вошки снегом заметали, И заносили хутора. Они врывались в мертвый дом — И стекла в рамах дребезжали, И снег сухой в старинной зале Кружился в сумраке ночном. Но был огонь — не угасая, Светил в пристройке по ночам, И мать всю ночь ходила там, Глаз до рассвета не смыкая. Она мерцавшую свечу Старинной книгой заслонила И, положив дитя к плечу, Все напевала и ходила… И ночь тянулась без конца… Порой, дремотой обвевая, Шумела тише вьюга злая, Шуршала снегом у крыльца. Когда ж буран в порыве диком Внезапным шквалом налетал, Казалось ей, что дом дрожал, Что кто-то слабым, дальним криком В степи на помощь призывал. И до утра не раз слезами Не усталый взор блестел, И мальчик вздрагивал, глядел Большими томными глазами…

Иван Бунин

Сколько раз я мечтала в долгой жизни своей постоять, как бывало, возле этих дверей. В эти стены вглядеться, в этот тополь сухой, отыскать свое детство за чердачной стрехой. Но стою и не верю многолетней мечте: просто двери как двери. Неужели же те? Просто чье-то жилище, старый розовый дом. Больше, лучше и чище то, что знаю о нем. Вот ведь что оказалось: на родной стороне ничего не осталось, — все со мной и во мне. Зря стою я у окон в тихой улочке той: дом — покинутый кокон, дом — навеки пустой.

***

Открываю томик одинокий — томик в переплёте полинялом. Человек писал вот эти строки. Я не знаю, для кого писал он.

Пусть он думал и любил иначе и в столетьях мы не повстречались… Если я от этих строчек плачу, значит, мне они предназначались.

Вероника Тушнова

***

Какая грусть! Конец аллеи Опять с утра исчез в пыли, Опять серебряные змеи Через сугробы поползли.

На небе ни клочка лазури, В степи все гладко, все бело, Один лишь ворон против бури Крылами машет тяжело.

И на душе не рассветает, В ней тот же холод, что кругом, Лениво дума засыпает Над умирающим трудом.

А все надежда в сердце тлеет, Что, может быть, хоть невзначай, Опять душа помолодеет, Опять родной увидит край,

Где бури пролетают мимо, Где дума страстная чиста,- И посвященным только зримо Цветет весна и красота.

Афанасий Фет

Лирический герой есть в любом стихотворении?

Существуют «безличные» стихотворения, где лирического героя нет. Взять, к примеру, чисто пейзажные стихи Афанасия Фета о природе:

Далеко, в полумраке, лукамиУбегает на запад река.Погорев золотыми каймами,Разлетелись, как дым, облака.

А бывает «ролевая лирика» — стихотворения, написанные от имени вымышленного или исторического персонажа. Яркий пример — «Черная шаль» Пушкина, написанная от имени убийцы-ревнивца:

Безглавое тело я долго топталИ молча на деву, бледнея, взирал.Я помню моленья… текущую кровь…Погибла гречанка, погибла любовь!

Часто встречаются стихи, где граница между автором и лирическим героем условна. Например, в стихах Пушкина о селе Михайловском, где он отбывал ссылку, трудно отделить реального человека от идеализированного поэта-философа:

…Вновь я посетилТот уголок земли, где я провелИзгнанником два года незаметных.

Бывает и так, что образ лирического героя раскрывается во всем творчестве поэта либо меняется в разные периоды, в разных стихотворных циклах. Принято считать, что единством образа лирического героя отличается творчество Лермонтова.

«Нет, я не Байрон, я другой…» Лирический герой Лермонтова

Лирический герой Михаила Юрьевича Лермонтова — это лирический герой европейского романтизма. Он отражает личность автора на глубинном, «задушевном» уровне, но при этом из образа сознательно исключается все лишнее, не связанное с «участью» поэта, отмечала литературовед Ирина Роднянская в «Лермонтовской энциклопедии».

Для Лермонтова как для поэта-романтика лирический герой — это способ самопрезентации, «игры в себя». «Это легендарная правда о поэте, предание о себе, завещанное поэтом миру», — объясняла Роднянская.

Функцию авторской самоподачи выполняют и трагические персонажи Лермонтова — Печорин, Демон, Мцыри. Внутренний мир «лермонтовского героя» един, но в различных произведениях доминируют разные его черты: вольнолюбие Мцыри, эгоцентризм Демона, рефлексия Печорина.

Основные черты лирического героя Лермонтова:

  • Это человек с непростой судьбой, трагическими воспоминаниями

  • Он ищет и не может найти свое предназначение


  • Разочарован в жизни

  • Мечтает о свободе и покое

  • Вечный странник, свободолюбивый сын природы

  • Одинокий и гордый

  • Спорит с роком, сам создает свою судьбу

  • Чувствует в себе энергию, которой нужен выход

  • Предчувствует раннюю и трагическую гибель

В ранней поэзии Лермонтова лирический герой больше обращен в себя, это более интимный образ:

Он не красив, он не высок;Но взор горит, любовь сулит;И на челе оставил рокСредь юных дней печать страстей.

Власы на нем как смоль черны,Бледны всегда его уста,Открыты ль, сомкнуты ль они:Лиют без слов язык богов!…«Портреты» (1829)

Однако за свою недолгую жизнь поэт прошел большой путь: от наивного юношеского романтизма к зрелой рефлексии, оценочному взгляду со стороны; от копирования романтических клише — к уникальному, внимательному взгляду на жизнь.

Расставшись с надеждами юности, автор устами лирического героя начинает размышлять о судьбе «лишнего» поколения, к которому относит и себя. С одной стороны, в этом проявляется его трагизм, с другой — он находит свое предназначение в обращении к обществу:

Печально я гляжу на наше поколенье!Его грядущее — иль пусто, иль темно,Меж тем, под бременем познанья и сомненья,В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,Ошибками отцов и поздним их умом,И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,Как пир на празднике чужом.«Дума» (1838)

В итоге лирический герой Лермонтова отходит от «сверхчеловеческой» героики отрицания, становится сопричастен людям. Он выходит за рамки «человека своего поколения», обращается ко всему челочеству — и ни к кому конкретно:

Уж не жду от жизни ничего я,И не жаль мне прошлого ничуть;Я ищу свободы и покоя!Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы…Я б желал навеки так заснуть,Чтоб в груди дремали жизни силы,Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,Про любовь мне сладкий голос пел,Надо мной чтоб, вечно зеленея,Темный дуб склонялся и шумел.«Выхожу один я на дорогу» (1841)

Пожив всего 27 лет, Лермонтов своей судьбой и творчеством воплотил образ, появившийся еще в ранних стихах, отмечает Роднянская. В результате вся его лирика воспринимается как «пророческая тоска» великого поэта, предвидевшего свое будущее. Лирический герой и реальный Лермонтов в глазах потомков практически слились.

Античная лирика

В первый период древнегреческой лирики она пелась главным образом под аккомпанемент авлоса, сохранившийся и позже. На Лесбосе появляется усовершенствованная струнная гитара, приписываемая Терпандру. К лесбийской, или эолийской, школе принадлежал и Алкей, сочинявший хоровые политические песни, гимны богам, а также песни, посвящённые вину и любви. Современницей и соотечественницей Алкея была известная Сапфо. Иной характер носила дорийская школа; она выработалась из хороводной песни, связанной с богослужебным обрядом. Древнейшими авторами хоровых песен, воспевавших политические события, были Алкман и Стесихор. Последний считается первым автором буколической пастушеской песни. Влияние дорийской школы распространилось и на южную Италию, где жил поэт Ивик, произведения которого носят чисто эротический характер. Эротическая лирика достигла высшего своего совершенства у поэта ионийской школы Анакреонта (VI век до н. э.).

Другой поэт той же школы, Симонид, обращался в своей лирике к политическим событиям. Он писал хвалебные песни в честь победителей на общественных играх (эпиникии), получивишие высшее развитие у Пиндара (также VI в.). Пиндар соединил в себе влияние дорийской и эолийской школ. Он писал во всех видах хоровой поэзии: гимны богам, дифирамбы, песни для процессий, или прозодии, плясовые или мимические песни, девичьи хороводные, застольные и хвалебные оды. Победы на играх приносили славу не только самому победителю, но и его народу или племени. Поэтому одам Пиндара придавали высокое значение, и сам он видел в них общественный подвиг. В V и IV вв. элегии и застольные песни сочиняли Ион Хиосский, Дионисий афинянин, Критий и др.

Из лириков последней поры греческой литературы, так называемого александрийского периода, выдаётся Каллимах. В III в. в Сицилии снова возрождается пастушеская поэзия. Её высшим выразителем был Феокрит, пьесы которого носят лирико-эпический характер. За Феокритом следуют Мосх и Бион. Греческая лирика, развившись из народной песни, выработала, таким образом, определённые виды поэзии: оду, элегию, любовную песню и буколическую поэму (см. Древнегреческая литература).

Древнейшие виды латинской лирической поэзии — народного происхождения и принадлежат к религиозной лирике; таковы песнь арвальских братьев и песни жрецов салиев. Литературного развития они не получили; вся лирическая поэзия последующего времени подражает греческим образцам. Высокого совершенства достигла латинская лирика в лице поэтов I в. до н. э. — Катулла, Вергилия, Горация, Тибулла, Проперция, Овидия.

Катулл писал во всех видах лирики, выработанных греками; выдающуюся роль в его стихотворениях играет любовь. Лирический характер носит и длинная поэма Лукреция «О природе». «Буколики» Вергилия состоят из эклог (так назывались в Риме короткие стихотворения), отчасти подражающих Феокриту; вкладывая в уста пастухам несвойственные им мысли и злобу дня, они ложатся в основу условной пастушеской поэзии. Гораций в своих этюдах подражал Архилоху.

Оды Горация носят совершенно другой характер, чем оды Пиндара; одни из них выражают личные чувства или настроения поэта, другие имеют морализирующее содержание, третьи относятся к политическим событиям.

Тибулл — создатель латинской эротической элегии; Проперций следовал более александрийской школе, чем древнегреческой, вследствие чего его элегии блистают учёностью и испещрены мифологическими тонкостями. Овидий в юношеских годах творил в жанре любовной элегии; таковы его знаменитые «Amores».

Стихотворения про любовь

В стихах о любви люди пытаются понять природу этого сильнейшего чувства. С древних времен пылкие влюбленные и убеленные сединами философы бились над точным определением – страсть это, привязанность или единение двух родственных душ. Но единого ответа на данный вопрос попросту не существует, это невероятно сложное и многогранное чувство для каждого свое.

Что позволит пережить боль неразделенной привязанности? В стихотворениях про любовь поэты могут выплеснуть всю бурю терзающих их эмоций, выразить свое отчаяние и разочарование, которые с помощью рифмованных строк превращаются в тихую грусть с надеждой на обретение личного счастья.

Поэтические произведения – это наилучший способ рассказать объекту симпатии о первых несмелых чувствах, наполненных нежностью и неясным томлением. Эти стихи о любви могут быть по-детски наивны, что придает им особое очарование. Бескорыстные, правдивые, образные, они олицетворяют саму юность с ее чистыми открытыми помыслами.

Что такое любовь? На этот вопрос человечество не смогло найти ответа, сколько бы философских категорий люди для этого не придумывали. Но совершенно точно можно сказать, что это яркое чувство наполняет жизнь смыслом, приближает земного человека к миру божественного.

В стихотворениях про любовь поэты описывают то, что невозможно высказать в прозе – нечто глубокое и подсознательное. В этих произведениях сильное чувство выражено во всем своем многообразии, здесь есть благодарность и сомнение, страсть и ревность, боль потерь и единение душ. Ничто другое не обладает такой мощью и не характеризуется столькими противоречиями.

Стихи о любви – самое искреннее признание

В попытках выразить свою симпатию люди одаривают друг друга дорогими подарками, подменяя одни понятия другими. Но настоящему чувству чужда материальность, для того чтобы оно крепло и расцветало, ему нужна искренность и забота в самых бескорыстных своих проявлениях. Расскажите объекту обожания о своих переживаниях с помощью стихов о любви. Такое признание не останется незамеченным.

Поэтические произведения, как ничто другое лучше способны раздуть угасшее пламя отношений. Зрелое чувство, в котором благодарность, уважение и привязанность приходят на смену пылкой страсти, нужно оберегать, подкреплять его нежностью и знаками внимания. Пусть вы не поэт, но вы можете воспользоваться стихотворениями про любовь других авторов, которые соответствуют вашим мыслям и настрою.

Искренние и чистые, страстные и нежные, призывные, с мольбой о взаимности рифмованные строки – это настоящий учебник любви. Но это еще и выраженная в стихах тяга к прекрасному, желание совершенствоваться ради объекта симпатии, стремление к единению душ. Как высказать все те противоречивые переживания, что лежат на сердце? Тысячелетиями влюбленные разных народностей, пола и возрастов писали стихи о любви, чтобы найти выход своим чувствам.


С этим читают