Маат

Странное семейство

Египетская богиня правды, согласно мифологии, появилась чуть позже Ра, почему и принято считать ее его дочерью. Изначально население представляло ее в виде молодой женщины, стоящей на вершине холма, вокруг которого была пустота. Ра еще ничего не создал. Маат держала в руках скипетр и анх, символизирующие власть и вечную жизнь соответственно.


Позже наступает время, когда женские и мужские аспекты объединяются. Тогда египтяне принимают решение «женить» Маат и Тота, бога мудрости. В браке у них появляется 8 детей. Каждый из них занимает одно из главных мест Гермополиса.

Уникально то, что самым почитаемым и важным богом среди сыновей Маат и Тота является Амон. Изначально было два разных культа. Амон и Ра существовали отдельно друг от друга. Затем они объединяются. И создается странное явление: Маат, являясь дочерью Ра, становится его же матерью. Возможно, так египтяне хотели показать круговорот чего бы то ни было в космическом пространстве.

Место Маат в мифологии

Богиня правды изображалась в виде женщины, на голове которой находилось перо. Оно было ее символом. Маат играла большую роль не только в жизненном суде, но и в загробном. Осирис даровал людям весы, которые использовались после смерти каждого человека. На одну чашу клали статуэтку Маат (позже перо), а на другую — сердце умершего.

Было два варианта исхода:

  1. Равновесие весов. Оно означало, что жизнь человека была праведной. За это Осирис удостаивал его вечным блаженством.
  2. Большая или меньшая масса сердца человека. Это указывало на неправедную жизнь. За грехи человека съедал Амт — чудовище, представленное в виде льва с крокодильей головой.

Позже появилось мнение о том, что у Маат есть одноименная сестра. Тогда ее начали называть Маати.

Судьи носили эмблемы в виде богини, закрепляя их на груди. Они вели свои дела в специальных помещениях, которые назывались «зала двух правд». Центр культа расположился в Фиванском некрополе. Служения богине осуществлялись отдельными жрецами — визирами. Таким образом, место богини истины в египетской мифологии сложно переоценить.

Имя

Первое письменное свидетельство о богине встречается в личном имени царицы II династии Нимаатхеп. Отдельным именем и понятием упоминается в Текстах пирамид фараона Униса (ок. 2375—2345 г. до н. э.)

Точное произношение имени богини установить сложно из-за разности написания отдельно и внутри тронных имён фараонов. Например в тронном имени фараона Аменхотепа III «ni-ib-mu-a-ri/e-a» (Неб-Маат-Ра) прибавляется звук u — Mu3ˁat. Произношение приравнивается к аа. Как глагол m3ˁ переводится как «направлять», «управлять», а также «жертвовать», что следует понимать как «верное управление со справедливостью».

При Новом царстве слово «маат» потеряло женское окончание t и стало произноситься /múʕʔa/. В коптский язык слово перешло в усечённой форме me, mei и означает «правда», «справедливость».

Маат – судья душ

Приблизительно в III тысячелетии до нашей эры у египтян была сформирована система культов. Изначально поклонение разным божествам носило местных характер, но со временем некоторые культы стали распространяться на большую территорию. отдельные боги и вовсе сумели “завоевать” весь Египет. Это касается и Маат, что представлялась как дочь солнца Ра, ставшего верховным богом.

На древнеегипетских фресках Маат изображена крылатой женщиной. Его голову непременно венчает головной убор с большим пером. Оно напоминает перо страуса. Интересно, что на протяжении времени особенности фигуры и одежда Маат менялись, но её своеобразная корона оставалась неизменной.

Как одна из самых развитых цивилизаций своего времени египтяне понимали, что правда и закон являются основой благополучия общества. Маат была символом истины, правды и абсолютной справедливости. Вес пера Маат для египтян значил очень много. Считалось, что оно весит столько, сколько и душа умершего человека. 

После окончания жизни человек попадал в потусторонний мир, где представал перед судом богов. Одной из важнейших процедур, как рассказывается в “Книге мёртвых”, было взвешивание сердца. Если орган этот оказывался тяжелее чаши с пером Маат, душа человека уничтожалась страшным змеем, она более не существовала. 

Если же весы показывали равновесие, человек уходил в мир бессмертных, а его душа продолжала свой путь. Любая ложь, проступок, преступление делали сердце тяжелее. Суд Маат был суров, но крайне справедлив. Избежать его не мог никто: ни раб, ни фараон.

Перо Маат имело особые функции

Пчелы — символ Маат

Пчелы были одним из символов Маат. В конце 20-го века группа археологов из Бруклинского музея впервые обследовала гробницу Рамсеса XI, которая находится в Долине царей. Ее часто использовали монахи-отшельники, обитавшие здесь. При изучении гробницы было обнаружено несколько хранилищ. В них были найдены предметы, предназначенные для совершения различных ритуалов и обрядов. Среди других вещей была обнаружена скульптура, на которой представлены Маат, древнеегипетская богиня, и Рамсес XI.


Согласно одной из легенд, бог Ра во время создания мира пролил несколько слезинок. Через некоторое время они стали пчелами. Насекомые начали приносить воск и мед в дар Создателю. Именно воск использовался жителями Древнего Египта при создании многочисленных фигурок фараонов и богов. Считалось, что через сделанную из него фигурку можно было повлиять на людей и даже на божественных существ. Так был повержен, например, Апоп, главный враг Ра.

Приближенные фараона также использовали восковые фигурки. Например, желая погубить своего супруга, жены Рамсеса III изготавливали фигурки, изображающие фараона. Таким образом они наводили колдовство.

Анубис

 Изначально был повелителем царства мёртвых, но с усилением культа Осириса (отца Анубиса) передал ему эту должность, став проводником в царстве мертвых. Кроме того, был в царстве мёртвых судьёй, взвешивая сердце умершего на Весах истины, на вторую чашу которых клал перо богини Маат, символизирующее истину. Именно ему приписывают изобретения обычая бальзамирования мёртвых — он принимал участие в создании первой мумии Египта — мумии своего отца Осириса. Покровительствовал кладбищам и некрополям. Изображался с головой шакала. Изображался также в виде шакала, или дикой собаки Саб.

Описание

Маат – богиня правды в Египте, которая изображалась в виде крылатой женщины с пером, венчавшим ее голову. На протяжении истории символы менялись. Единственное, что всегда оставалось нетронутым, – мельчайшая деталь на голове. Вероятно, именно поэтому символом самой Маат стало перо страуса.

Египтяне как развитая для своего времени цивилизация чтили закон и мудрость, которые являлись следствием истины. Поэтому Маат имела особое значение и положение среди богов. Считалось, что после смерти на земле душа человека переносилась в космическое пространство, становилась самой истиной, справедливостью и чистотой.

Символ Маат, страусиное перо, было минимальной мерой веса. Именно столько, считали египтяне, весит душа. В связи с этим была изобретена наименьшая денежная единица. Ее масса приравнивалась к весу пера. Она называлась шетит. Но при этом египтяне не обменивались между собой перьями. Они просто измеряли некое количество золота, серебра или другого ресурса в шетитах.

Описание

Маат — богиня правды в Египте, которая изображалась в виде крылатой женщины с пером, венчавшим ее голову. На протяжении истории символы менялись. Единственное, что всегда оставалось нетронутым, — мельчайшая деталь на голове. Вероятно, именно поэтому символом самой Маат стало перо страуса.

Египтяне как развитая для своего времени цивилизация чтили закон и мудрость, которые являлись следствием истины. Поэтому Маат имела особое значение и положение среди богов. Считалось, что после смерти на земле душа человека переносилась в космическое пространство, становилась самой истиной, справедливостью и чистотой.

Символ Маат, страусиное перо, было минимальной мерой веса. Именно столько, считали египтяне, весит душа. В связи с этим была изобретена наименьшая денежная единица. Ее масса приравнивалась к весу пера. Она называлась шетит. Но при этом египтяне не обменивались между собой перьями. Они просто измеряли некое количество золота, серебра или другого ресурса в шетитах.

Символизм

Имя богини правды, равно как и ее изображение, отражало лишь поверхностную суть. Сами египтяне утверждали, что Маат представляет собой абстракцию. Она вселенский порядок, который должны соблюдать и боги, и правители, и простые обыватели. Без ее участия не могла существовать природа.


Образ Маат — женщина, сидящая на земле и прижавшая колени к груди. Голову ее венчает перо. Такую куклу всегда держали в руках фараоны. Это означало, что на земле они несут ответственность за порядок, могут справедливо судить.

Культ богини затрагивал не только земные, но и космические нормы. Фараон не просто мог осуждать за грешные жизни, но и вознаграждать за послушание. Так он выполнял свои обязанности перед богами. В результате он помогал сохранить тонкую грань, космическую гармонию между божествами и людьми.

В верованиях египтян имеется четкое разграничение между добром и злом. К примеру, Сет олицетворяет все темное, что только может быть в мире. Осирис, в свою очередь, выступает в качестве его полного антипода. Он олицетворяет добро. Что касается Маат, то богиня правды существует как бы сама по себе. Ее абстрактная характеристика не позволяет относить ее к доброму или злому. Она везде: в теле и душе человека, в мечах воинов, в космическом пространстве, в детенышах животных и в растениях.

Примечания

  1. Allen, James P. Middle Egyptian: An Introduction to the Language and Culture of Hieroglyphs. — Cambridge University Press, 2014. — ISBN 1139917099.
  2. ↑  (англ.). Дата обращения 1 июня 2017.
  3. Бадж, Уоллис. Боги египтян. Царство света, или Тайны загробного мира. — Litres, 2017. — ISBN 5457827887.
  4. Karenga, Maulana. Maat, The Moral Ideal in Ancient Egypt: A Study in Classical African Ethics. — New York: Routeledge, 2003. — ISBN 9781135937669.
  5. Jan Assmann. Religion and Cultural Memory: Ten Studies. — Stanford University Press. — С. 34. — ISBN 0-8047-4523-4.
  6. Gabriele Höber-Kamel. Maat – Lebensprinzip und göttliche Norm (нем.) // Kemet Heft. — 2012. — № 2. — С. 5.
  7. Siegfried Morenz. Egyptian Religion: Siegried Morenz. — 1973. — С. 273. — ISBN 978-0-8014-8029-4.
  8. Jan Assmann. Ma’at // Справедливость и бессмертие в Древнем Египте = Gerechtigkeit und Unsterblichkeit im Alten Ägypten. — München, 1995. — С. 15.
  9. Allen, James P. The Ancient Egyptian Language: An Historical Study. — Cambridge University Press, 2013. — 254 с. — ISBN 9781107032460.
  10. Bonnet, Hans. Maat // Lexikon der ägyptischen Religionsgeschichte. — Hamburg: Nikol, 2000. — С. 430–434. — ISBN 3-937872-08-6.
  11. Armour, Robert A. ods and Myths of Ancient Egypt. — American University. — Cairo Press, 2001. — ISBN 978-977-424-669-2.
  12. ↑ The Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt. — Т. 2. — С. 320.
  13. Henrietta McCall. Mesopotamian myths. — University of Texas Press, 1990. — С. 46. — ISBN 0-292-72076-9.
  14. Kemp,Barry J. 100 hieroglyphs: think like an Egyptian. — 2005. — ISBN 1-86207-658-8.
  15. Martin, Denise. Maat and order in African Cosmology: A Conceptual Tool for Understanding Indigenous Knowledge. — 2008. — 951 с.
  16. Сирил, Альдред. Египтяне. Великие строители пирамид. — Litres, 2017. — ISBN 545703562X.
  17. Romer, John. Testament. — Guild Publishing, 1988. — С. 41—42.
  18. The Essential Guide to Egyptian Mythology:The Oxford Guide. — Berkeley Reference, 2003. — С. 190. — ISBN 0-425-19096-X.
  19. Солкин В. В. Маат // Древний Египет. — Энциклопедия. — М., 2005.
  20. Morenz, Siegfried. Egyptian Religion: Siegried Morenz. — 1973. — С. 117—125. — ISBN 978-0-8014-8029-4.
  21. Black, James Roger. The Instruction of Amenemope: A Critical Edition and Commentary — Prolegomenon and Prologue (англ.) // University of Wisconsin-Madison : диссертация. — 2002.
  22. Коростовцев М. А. Литература Древнего царства (III тыс. до н. э.) / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — Литература Древнего Египта. — М.: Наука, 1983. — Т. 1. — С. 57—64.
  23. Синило Галина. История мировой литературы. Древний Ближний Восток. — Минск: Вышэйшая школа, 2014. — 456 с. — ISBN 9789850624123.
  24. Рак И.В. Мифы Древнего Египта. — СПб., 1993. — С. 253—254.
  25.  (англ.). The British Museum. Дата обращения 1 июня 2017.
  26. Lapp, Gunther. The Papyrus of Nebseni (BMEA 9900). — London: British Museum Press, 2002. — 54 с. — ISBN 978-0861591398. — ISBN 0861591399.
  27.  (недоступная ссылка). www.masseiana.org. Дата обращения 1 июня 2017.
  28. . British Museum.
  29. . Tour Egypt.

Культ

Несмотря на то, что изображения Маат сохранились практически во всех египетских храмах, её культу были посвящены лишь несколько маленьких святилищ, одно из которых располагалось неподалеку от святилища Монту в Карнаке, а другое — на западном берегу Нила в Фивах — в Дейр-эль-Медине. В поздний период культы Маат, Исиды и Хатхор практически слились воедино.

Культ Маат прослеживается с эпохи Древнего царства; в Новом царстве богиня почиталась как дочь солнечного божества Ра. Даже Эхнатон, основы религиозной реформы которого позже считались противоположностью Маат, в ранних текстах гробницы визиря Ра-мосе в Фивах назван «живущим согласно Маат».

Священное насекомое Маат — пчела, посвящённый богине и её солнечному отцу материал — воск[].

Имя богини входило в большое число теофорных имён, популярных во все эпохи существования древнеегипетской цивилизации. Во многих царских церемониальных надписях говорится об установлении или восстановлении Маат как о высочайшем благе, совершённом фараоном:

Правосудие

Основная статья: Правосудие в Древнем Египте

С V династии (ок. 2510—2370 до н. э.) жрецы Маат исполняли функции служителя её культа и судей; в последующие периоды они носят образ богини на груди. В храме Маат Карнакского комплекса проводился суд над грабителями царских гробниц в правление Рамсеса IX. Оформленного свода законов обнаружено не было, но учёные черпают сведения о том, что разрешалось или запрещалось, из нравоучительной литературы по законам Маат, которую называли «Литература Маат».

Фрагмент папируса Ани с изображением суда Осириса. На весах лежит перо Маат. Британский музей.

Суд Осириса

В своей двойной форме Маати (Maa.tj), то есть богиня Маат Юга и Севера — она являлась госпожой зала загробного суда. На суде Осириса в «Зале двух истин» (ег. mât mât) Маат опускала на одну из чаш весов своё перо истины. На другую чашу помещалось (вот почему из всех внутренних органов сердце оставалось в мумии). Если сердце оказывалось вровень или легче пера, значит, покойный вёл праведную жизнь и достоин благодатных полей Иалу. Если сердце перевешивало, то его сжирала Амат, и грешник навеки оставался в Дуате.

Исповедь отрицания

Во время взвешивания сердца умерший произносил «исповедь отрицания», обращаясь к 42 богам, перечисленным в папирусе Небсени (Британский музей № 9900).

из папируса Ани 125 глава «Книги мёртвых»,

перевод с древнеегипетского М. А. Коростовцева

  1. Я не совершал греха.
  2. Я не занимался вооружённым разбоем.
  3. Я не воровал.
  4. Я не убивал мужчин и женщин.
  5. Я не крал зерно.
  6. Я не похищал приношения.
  7. Я не покушался на предметы богов.
  8. Я не лгал.
  9. Я не чревоугодничал.
  10. Я не произносил проклятия.
  11. Я не прелюбодействовал.
  12. Я не заставлял других плакать.
  13. Я не ел сердца .
  14. Я не бросался в драку.
  15. Я не прибегал к хитрости и уловкам.
  16. Я не присваивал обрабатываемых земель.
  17. Я не подслушивал украдкой.
  18. Я не клеветал
  19. Я не сердился без причины.
  20. Я не покушался на чужую жену.
  21. Я не покушался на чужую жену (повторяет предыдущее признание, но обращено другому богу).
  22. Я не был неряхой.
  23. Я не изводил никого.
  24. Я не преступал .
  25. Я не гневался.
  26. Я не закрывал уши от слов правды.
  27. Я не порицал.
  28. Я не был жесток.
  29. Я не сеял вражду (не возмущал спокойствие).
  30. Я не действовал (не судил) поспешно.
  31. Я не лез не в своё дело.
  32. Я не говорил многозначно.
  33. Я не опозорил никого и не чинил зла.
  34. Я не колдовал против фараона (не хулил фараона).
  35. Я не мешал воды.
  36. Я не поднимал голос (не говорил высокомерно, или в гневе).
  37. Я не богохульствовал.
  38. Я не поддавался слепой ярости.
  39. Я не крал хлеб у богов.
  40. Я не уносил пироги khenfu, оставляемые духам умерших.
  41. Я не вырывал хлеб у ребёнка, и не относился с презрением к богу моего города.
  42. Я не убивал крупный рогатый скот, отведённый богу.
  1. Я не чинил зла людям.
  2. Я не нанёс ущерба скоту.
  3. Я не совершил греха в месте Истины. <…>
  4. Я не творил дурного. <…>
  5. Имя моё не коснулось слуха кормчего священной ладьи.
  6. Я не кощунствовал.
  7. Я не поднимал руку на слабого.
  8. Я не делал мерзкого пред богами.
  9. Я не угнетал раба пред лицом его господина.
  10. Я не был причиною недуга.
  11. Я не был причиною слёз.
  12. Я не убивал.
  13. Я не приказывал убивать.
  14. Я никому не причинял страданий.
  15. Я не истощал припасы в храмах.
  16. Я не портил хлебы богов.
  17. Я не присваивал хлебы умерших.
  18. Я не совершал прелюбодеяния.
  19. Я не сквернословил.
  20. Я не прибавлял к мере веса и не убавлял от неё.
  21. Я не убавлял от аруры .
  22. Я не обманывал и на пол-аруры.
  23. Я не давил на гирю.
  24. Я не плутовал с отвесом.
  25. Я не отнимал молока от уст детей.
  26. Я не сгонял овец и коз с пастбища их.
  27. Я не ловил в силки птицу богов.
  28. Я не ловил рыбу богов в прудах её.
  29. Я не останавливал воду в пору её.
  30. Я не преграждал путь бегущей воде.
  31. Я не гасил жертвенного огня в час его.
  32. Я не пропускал дней мясных жертвоприношений.
  33. Я не распугивал стада в имениях бога.
  34. Я не чинил препятствий богу в его выходе.

Я чист, я чист, я чист, я чист!

Происхождение

Дочь бога-творца Ра, Маат появилась вместе с предвечным хаосом Нуном, чтобы установить порядок и следить за его соблюдением. Поэтому богиню называли «дочь Ра», «око Ра» (правый глаз), «госпожа небес, царица земли и властительница загробного мира», «госпожа богов и богинь». Она вместе с богом мудрости Тотом сопровождает в Небесной Ладье своего отца Ра: «Да увижу я Гора, гребца с Тотом и Маат по обеим сторонам от него» (из папируса Ани). Маат нередко называли дочерью, женой или женской ипостасью Тота, иногда — Птаха, чей разум в теологических и мифологических представлениях олицетворял Тот. В спутники Маат ставился Тот, тогда как у Тота называется ещё менее известная богиня письменности и счёта Сешат.

Приблизительно с периода Среднего царства Маат получает титулы «Владычица запада», «госпожа северного ветра».

Как Маат помогала живым?

Эта богиня помогала не только находящимся в Царстве мертвых, но и живым. Считалось, что Маат покровительствовала справедливым и честным людям. Для того чтобы человек был защищен от бесчестья, следовало попросить об этом именно ее. В случае если богиня Маат убедится в том, что помыслы просящего чисты, она его полюбит и будет защищать на протяжении всей его жизни. Если же он окажется бесчестным, она поведет этого человека по пути исправления. Покровительство Маат можно было заслужить, выполнив все обряды и совершив необходимые церемонии в ее честь. Кроме того, нужно было делать лишь добрые дела.

Как Маат помогала живым?

Эта богиня помогала не только находящимся в Царстве мертвых, но и живым. Считалось, что Маат покровительствовала справедливым и честным людям. Для того чтобы человек был защищен от бесчестья, следовало попросить об этом именно ее. В случае если богиня Маат убедится в том, что помыслы просящего чисты, она его полюбит и будет защищать на протяжении всей его жизни. Если же он окажется бесчестным, она поведет этого человека по пути исправления. Покровительство Маат можно было заслужить, выполнив все обряды и совершив необходимые церемонии в ее честь. Кроме того, нужно было делать лишь добрые дела.

Вершительница небесного суда

Кстати, в юрисдикции Маат находился не только земной суд, но и высший – небесный. Она, как и её коллега – греческая богиня правды и правосудия Фемида, — являлась непременной участницей загробного суда, на котором давалась оценка всем деяниям, совершённым человеком при жизни. Сам процесс судопроизводства известен из древних папирусов, обнаруженных во время раскопок.

Оказывается, чтобы во всей полноте выявить грехи умершего, на одну чашу священных весов, установленных перед престолом Осириса, клали его сердце, а на другую — то самое перо, которое в обычные дни украшало парик Маат. Участь испытуемого определялась в зависимости от того, что перевесит. Говорят, что если сердце было отягощено злыми делами и чаша опускалась вниз, то оправдываться было бессмысленно.

Как богиня Маат решала судьбу умершего?

Она активно участвовала в принятии решений об участи мертвых. Древние египтяне верили, что после смерти человек оказывается в Царстве мертвых. Здесь происходит Великий суд. Умерший предстает перед 42 богами. Именно они и решают его судьбу.

Прежде всего умершему необходимо определить, был ли он честным при жизни. Его слова подлежали проверке следующим образом: на одну чашу весов Маат клала страусиное перо, а на вторую боги помещали душу мертвого. Если она была легче, умершему предоставлялась вечная беззаботная жизнь. Но в случае если перо Маат поднималось вверх, душа обрекалась на вечные муки. Ее съедал лев Амт с головой крокодила. При этом Анубис держал весы. Этот бог изображался с головой шакала. А Тот, супруг Маат, выносил приговор.

Само изображение Маат также часто помещалось на весах, где взвешивалась душа. Чертогом двух истин (иначе — Маати) назывался зал, в котором определялось количество человеческих грехов.

Изображение

Чаще всего изображалась молодой женщиной с жёлтой кожей, с анкхом в одной руке и посохом власти в другой. Одета в красное или в белое платье, иногда с крыльями. Парик перевязан красной лентой, а из волос торчит священное перо страуса. Бог Шу, который иногда называется её братом, также носит такое перо.

На письме её означал иероглиф страусова пера или плоский песчаный предвечный холм со скошенной стороной, на котором она часто восседает, и который может изображаться под стопами и престолами многих других богов.

Фараоны именовались «повелитель Маат» или Мери-Маат (возлюбленный Маат), часто изображались с атрибутикой Маат, чтобы подчеркнуть собственное соблюдение правил создателя.

Храмы в честь богини, церемонии и обряды


Во многих древнеегипетских храмах встречаются рисунки, на которых изображена богиня Египта Маат. Тем не менее возведенных в ее честь храмов почти нет. Одно из таких святилищ находится в Дейр эль-Медине, а другое — в Карнаке. Последний храм входит в комплекс Монту.

Египтяне в знак уважения к Маат проводили церемонии и обряды. Отрывки из них изображались на стенах сооружений. Например, на одной из них была представлена победа фараона над населением других стран и установление порядка на завоеванных территориях. На другой стене изображен фараон во время охоты на болотную птицу. Он окружен богами. Считалось, что эта птица символизирует врага, поэтому убить ее следует как можно скорее. После этого в мире вновь установится гармония.

Красавица, запечатленная на стенах храмов

Несмотря на то что богиня правды в Древнем Египте пользовалась всеобщим почитанием и её изображения наносились на стены практически всех храмов, в честь Маат было возведено сравнительно мало святилищ. Из сохранившихся до наших дней можно назвать лишь два. Остатки одного находятся в Карнаке – деревне, расположенной на месте древних Фив, в двух с половиной километрах от Луксора, а другого — в Дейр-эль-Медине, группе фиванских некрополей, сохранившейся на западном берегу Нила.

Цветные фрески на стенах древних святилищ представляют взорам современных зрителей молодую женщину с характерным жёлтым цветом кожи. Её наряд составляет белое или красное платье. Голову богини украшает традиционный в этих случаях парик, стянутый красной лентой с воткнутым в него священным страусиным пером.

Кстати, из надписей, сопровождающих изображения, исследователям и стало известно, как зовут богиню правды. Согласно традиции, большинство древнеегипетских богов имели своих священных животных или насекомых. У Маат это была пчела, а производимый ею воск предназначался как самой богине, так и её отцу Ра.

Изображение

Чаще всего изображалась молодой женщиной с жёлтой кожей, с анкхом в одной руке и посохом власти в другой. Одета в красное или в белое платье, иногда с крыльями. Парик перевязан красной лентой, а из волос торчит священное перо страуса. Бог Шу, который иногда называется её братом, также носит такое перо.

На письме её означал иероглиф страусова пера или плоский песчаный предвечный холм со скошенной стороной, на котором она часто восседает, и который может изображаться под стопами и престолами многих других богов.

Фараоны именовались «повелитель Маат» или Мери-Маат (возлюбленный Маат), часто изображались с атрибутикой Маат, чтобы подчеркнуть собственное соблюдение правил создателя.

Происхождение

Дочь бога-творца Ра, Маат появилась вместе с предвечным хаосом Нуном, чтобы установить порядок и следить за его соблюдением. Поэтому богиню называли «дочь Ра», «око Ра» (правый глаз), «госпожа небес, царица земли и властительница загробного мира», «госпожа богов и богинь». Она вместе с богом мудрости Тотом сопровождает в Небесной Ладье своего отца Ра: «Да увижу я Гора, гребца с Тотом и Маат по обеим сторонам от него» (из папируса Ани). Маат нередко называли дочерью, женой или женской ипостасью Тота, иногда — Птаха, чей разум в теологических и мифологических представлениях олицетворял Тот. В спутники Маат ставился Тот, тогда как у Тота называется ещё менее известная богиня письменности и счёта Сешат.

Приблизительно с периода Среднего царства Маат получает титулы «Владычица запада», «госпожа северного ветра».

Богиня Маат значение в жизни египтян

Бронзовая статуэтка с изображение богини Маат.

Значение богини в повседневной жизни и мировоззрении египтян было огромно. Она оказывала покровительство всем людям с чистыми помыслами, могла защитить от бесчестья и клеветы. Все законы существования и развития мира осуществлялись посредством Маат: разливы Нила, смена времен года, движение звезд, порядок проведения ритуалов поклонения богам и правила взаимодействия людей друг с другом. Маат противодействовала хаосу и беспорядку, без нее вселенная распалась бы на части. Самого фараона величали олицетворением богини на земле в знак того, что именно он призван доводить законы богов до людей и устанавливать порядок. Принципы Маат отражали незыблемость устройства мира и были призваны предохранить государство от раскола. Они так же послужили основой для правовой системы и кастового общества, где для каждого с рождения было указаны место и правила поведения.

Когда наступил период смут и неурядиц в Египте, народ верил, что причина беспорядков в том, что Маат отвернулась от правителей-фараонов, а значит и от всего государства. Мир и порядок был нарушен, и воцарились хаос и разрушение. Жрецы молитвами и ритуалами пытались вернуть милость божества, чтоб Маат вернулась в Египет, и воцарились порядок и справедливость.

Богине Маат практически не посвящено никаких мифов. Она фактически является персонификацией понятий истины и закона, нравственности, справедливости и гармонии. Подтверждает данный факт и то, что она везде нарисована в виде женщины, а ведь в Древнем Египте абстрактные понятия всегда изображались в образе человека. Изображения ритуалов служения богине присутствуют практически во всех храмах Египта, но посвященные ей святилища практически отсутствуют. Есть два ее святилища: одно находится в Дейр эль — Мединэ, недалеко от Фив, другое — в Карнаке, неподалеку от храма Монту. Тем не менее, вся жизнь древнеегипетского общества была пронизана духом богини и совершалась по принципам Маат.

Имя Маат до сих пор является частью некоторых имен в Египте. Со времен древности считалось, что это послужит защитой ребенку от нечестных помыслов и поможет «жить по Маат».

Даже сейчас, по прошествии множества веков со времени существования Древнего Египта, Маат все еще незримо присутствует в нашей жизни. Изображение ее послужило образцом при создании образа богини правосудия Фемиды. А ее принципы сходны до мелочей с христианскими заповедями.

Имя

Первое письменное свидетельство о богине встречается в личном имени царицы II династии Нимаатхеп. Отдельным именем и понятием упоминается в Текстах пирамид фараона Униса (ок. 2375—2345 г. до н. э.)

Точное произношение имени богини установить сложно из-за разности написания отдельно и внутри тронных имён фараонов. Например, в тронном имени фараона Аменхотепа III «ni-ib-mu-a-ri/e-a» (Неб-Маат-Ра) прибавляется звук u — Mu3ˁat. Произношение приравнивается к аа. Как глагол m3ˁ переводится как «направлять», «управлять», а также «жертвовать», что следует понимать как «верное управление со справедливостью».

При Новом царстве слово «маат» потеряло женское окончание t и стало произноситься /múʕʔa/. В коптский язык слово перешло в усечённой форме me, mei и означает «правда», «справедливость».


С этим читают