Буддизм махаяны

Что значит быть буддистом?

Будда в окружении последователей. Роспись в буддийском храме в Таиланде

На протяжении нескольких столетий учение Будды передавалось в устной форме, а в I веке до н. э. было записано на пальмовых листьях, которые храни­лись в трех корзинах. Отсюда название буддийского канона — Трипитака («Три корзины»). В буддизме существует несколько направлений и множество школ, но всех буддистов объединяет вера в «три драгоценности» — Будду, дхарму (учение Будды) и сангху (монашескую общину). Обряд вступления в буддий­скую общину предполагает произнесение краткой ритуальной формулы с упо­минанием «трех драгоценностей»: «Я иду под защиту Будды, я иду под защиту дхармы, я иду под защиту сангхи».


Кроме того, все буддисты должны следовать пяти правилам, установленным Буддой: не причинять вред живым существам, не воровать, не прелю­бо­дей­ствовать, не лгать, не употреблять алкоголь и наркотики.

Буддийские монастыри и храмы

Многовековые традиции буддизма оставили свой след не только в философии, культуре, искусстве, медицине, но и в архитектуре. Буддийские монастыри и храмы – это уникальные памятники зодчества, которые ежегодно привлекают паломников и туристов со всего мира. Например, красивейший буддийский комплекс Потал находится в Тибете. Он расположен в горах на высоте около четырех тысяч метров. В комплекс входят два грандиозных дворца: Красный и Белый. До присоединения Тибета к Китаю здесь располагалась зимняя резиденция далай-ламы.

В Бирме, в Янгоне находится необычная буддийская пагода Шведагон. Она знаменита тем, что в ее украшении использованы драгоценные металлы и самоцветы: золото, рубины, изумруды, сапфиры. В индонезийских джунглях расположен самый большой древний буддийский храм, построенный в виде мандалы и украшенный статуями Будды. Удивительный храм расположен в Таиланде. Он называется Ват Ронг Кум и построен из алебастра и зеркал. Необычная архитектура храма поражает воображение. В Бутане можно полюбоваться на «Гнездо тигра» — буддийский монастырь, расположенный высоко в горах, на скале, до которого очень сложно добраться.

Благодаря широкому распространению буддизма в мире архитектурные памятники древнейшей религии можно встретить практически в любой части света. Их всегда отличает монументальность, величественность и богатое оформление.

Основные положения махаяны

Махаянская точка зрения рассматривает философию Будды как будто в динамике, открывая ее в новом свете, с новыми смыслами. В течение времени записывались новые сутры, совершенствовались методы практики.

В центре стоит учение о бодхисаттвах – существах, которые стремятся к Пробуждению ради благой цели – спасения всего сущего. Это и есть ключевая цель махаяны – развить в себе бодхичитту — ступень просветления, на которой человек наполняется желанием избавить от страданий и спасти не только себя, но и других людей, и безграничную мудрость, называемую праджняпарамитой.

Монахи направления махаяна

С этим опять же сопряжены столкновения махаянцев и тхеравадинов: первые указывают вторым на некоторую эгоистическую подоплеку, ведь они думают только о сеобственном спасении, не заботясь об остальных.

Постепенно она проникала на китайские, вьетнамские, японские, корейские, тибетские, непальские, бутанские, монгольские земли, а также на территорию современной России – типично буддийские регионы Бурятия, Тува, Калмыкия.

Буддийские монахи в Калмыкии

Махаяна Буддизм | Кратко о Махаяне | История Махаяны

Название: Махаяна («большая колесница»)Время возникновения: первые века нашей эрыОсновные священные тексты: Сутра Лотоса благого Закона, Сутра видения Чистой  Земли, Сутра Совершенной Мудрости

Махаяна — одно из двух основных направлений буддизма. Иногда махаяну называют «северным буддизмом», так как она получила более широкое распространение именно в северных странах — Китай, Тибет, Япония, Корея.

Махаяна возникла как противопоставление более древнему ортодоксальному направлению буддизма — тхераваде (распространена на Шри-Ланке и в странах Юго-Восточной Азии). При этом сторонники махаяны утверждали, что они открывают секретные знания учения Будды, которые тайно передавались в течение пяти веков после его смерти.

Одним из основных отличий махаяны от тхеравады является понимание цели буддиста. Тхеравадины считают, что высшая цель — это индивидуальное просветление: следование требованиям восьмеричного пути в монашеской общине (санге), что приведет достижению состояния нирваны — освобождения от страданий. Человек, достигший подобного наивысшего состояния, назывался архатом. По постулатам традиции тхеравады Будда не только стал архатом, но и обрел совершенное знание, чтобы наставлять других на пути к нирване. Тхеравардины считают, что человек не может достичь состояния Будды. Приверженцы махаяны называют такой подход, направленный на индивидуальное достижение нирваны, эгоистичным. И с их точки зрения, каждый человек может обрести состояние Будды. Идеалом махаяны является не архат, а бодхисаттва (в переводе с санскрта — «существо, стремящееся к просветлению»). Бодхисатвы отказываются от нирваны ради освобождения всех других существ от страданий. Чтобы достичь состояния бодхисатвы, необходим упорный труд и прохождение ряда ступеней:

  • изучение буддийских догматов;
  • психофизическая саморегуляция;
  • совершение деяний в пользу других.

Если согласно учению тхеравады, человек может достичь нирваны только посредством своих усилий, то в приверженцы махаяны считают, что каждый идущий по пути к просветлению может рассчитывать на помощь бодхисаттв.

Большую роль в развитии и распространении махаяны сыграли наставники. Среди наиболее почитаемых учителей: Нагарджуна (III в.), братья Асанга (IV в.) и Васубандху (V в.). Нагарджуна основал школу Мадхъямика («Срединноеучение»), а Асанга и Васубандху развили положения школы Йогачара («Практика йоги»).

Махаяна, как основная школа буддизма, являет собой одну из самых гуманных мировых религий. Идея жертвенности и служения бодхисатв, доступность пути для всех людей, неприятие насилия, веротерпимость, самосовершенствование подтверждают данный тезис. Известно, что в отличие от христианства и мусульманства, в буддизме никогда не велись религиозные войны, а все вопросы соперничества двух главных школ — махаяны и тхеравады решались в форме ученых диспутов. Все это делает буддизм махаяны привлекательным для максимально широкого круга современных людей в виду его созвучности современным гуманитарным ценностям. На конец двадцатого века численность приверженцев махаяны составляла около 140 миллионов человек.

Литература

  • Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др.  Буддизм: Словарь / Под общ. ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. — М.: Республика, 1992. — 288 с. — ISBN 5-250-01657-X.
  • Воробьева-Десятовская М. И. О терминах «хинаяна» и «махаяна» в ранней буддийской литературе // Буддизм: история и культура / Отв. ред. В. В. Вертоrрадова. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1989. — С. 74—83. — 227 с. — ISBN 5-02-017020-8.
  • Торчинов Е. А.  Буддизм: Карманный словарь. — СПб.: Амфора, 2002. — 187 с. — ISBN 5-94278-286-5.
  • Чебунин А. В.  Развитие буддизма до его проникновения в Китай // История проникновения и становления буддизма в Китае: . — Улан-Удэ: Изд.-полигр. комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2009. — 278 с. — ISBN 978-5-89610-144-4.

Школы

Первые буддологи выделяли 18 хинаянских школ или никай. Современные буддологи выделяют от 23 до 26 школ в данном течении. Новые школы образовывались не только из-за несогласия ряда последователей старых школ с некоторыми вопросами учения и дисциплины, но и из-за «личного соперничества», а также из-за «влияния харизматических личностей» и «борьбу за богатых покровителей сангхи».

В северной и северо-западной части Индии располагались шесть сарвастивадских школ. В южной и западной части Индии, а также на Ланке располагались четыре стхавиравадских школы, одна из которых, тхеравада, сохранилась в настоящее время. В западной части Индии также располагались четыре школы пудгалавады, а в центре и на юге находились пять школ махасангхики. Исследователи указывают, что махасангхика в дальнейшем стала основой для школ махаяны.

Последователи тхеравады, как отмечает Е. А. Торчинов, относят махаянские школы к позднему учению, а хинаянские к раннему, хотя согласно хронологии их «разделяет не такой уж большой период времени». В. Г. Лысенко также отмечает, что махаяна зародилась примерно в то же время, что и хинаяна, но первая достаточно длительное время находилась в тени хинаяны или «вызревала в её лоне».

Буддисты вегетарианцы или нет?

Суджата подает Будде рис с молоком. Живопись танка (рисунок на ткани). Непал

Казалось бы, один из важнейших буддийских принципов — ахимса — пред­полагает отказ от употребления в пищу мяса. Однако в реальности в разных регионах пищевые ограничения обусловлены по большей части местными обычаями. Среди буддистов есть как сторонники, так и противники вегета­рианства, причем и те и другие приводят в подтверждение своей позиции легендарные высказывания Будды. Так, существует буддийская притча об оле­не и тигре, в которой олень попадает в ад за то, что, хвалясь своим вегетариан­ством, он, поедая траву, невольно уничтожал мелких насекомых, а хищник тигр, напротив, очистил свою карму, поскольку всю жизнь страдал и каялся.


другие религии

11 вопросов про иудаизм

Чем Талмуд отличается от Библии, а бар-мицва от брит-милы

11 вопросов про ислам

Откуда взялся Коран, чем шииты отличаются от суннитов, что такое шариат и как одеваются мусульманки

Частые вопросы о православии

Чем папа отличается от патриарха, умирают ли от смертного греха и зачем освящают танки

микрорубрики Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Клип дня

«Счастливые дни» Спайка Джонза и WeezerСлово дня

ПараБалет дня

«Болеро» (1961)

Архив

Школы

Махаяна – это самая обширная буддийская традиция в наши дни, значительно превосходящая по числу последователей Тхераваду и Ваджраяну. Она объединяет следующие направления:

  • Чань;
  • Шон;
  • Дзэн;
  • Чистая земля;
  • Ничирен.

Она также включает традиции Тиантай, Тендай, Сингон и тибетский буддизм (ламаизм), известный своими эзотерическими учениями.

У Махаяны всегда было много последователей на протяжении веков. Это связано с тем, что она предлагает больше надежд на просветление для верующего, чем Тхеравада, например:

  • Сострадательные бодхисаттвы готовы поделиться своими заслугами с молящимися.
  • Чистая Земля предлагает временный рай во время продвижения к спасению, которого достигают благочестивые.
  • Философия Дзэн не приемлет формальности веры и иерархии.

В Японии буддизм Чистой Земли широко распространился в народе и периодически способствовал зарождению тысячелетних движений. Другая секта в этой стране – Ничирен – так же сосредоточилась на простых людях, и к ней присоединилось множество мирян. Последователи Чистой земли в Китае были связаны с тайными обществами и восстаниями крестьян.

Хинаяна Буддизм | Малая колесница | Кратко о Хинаяне

Хинаяна («малая колесница») рассматривается в ряде случаев как термин, обозначающий весь ранний буддизм до укрепления махаянских школ. Но такое использование термина достаточно спорно, так как хронологически не все школы хинаяны возникли раньше школ махаяны. Другая причина состоит в том, что философская доктрина таких школ сопоставима по уровню проработанности со школами махаяны, что не даёт права называть такие школы ранними в значении «не созревшими».

Обозначение термином «хинаяна» современной тхеравады оскорбляет последователей данной школы, по этой причине некоторая часть современных буддологов отказалась от использования слова «хинаяна» в своих трудах. Одной из главных причин оскорбительности данного термина для тхеравады стало то, что в ряде поздних махаянских текстов хинаяна представляется авторами текстов в крайне негативном смысле, включающим в себя как примитивность, так и резкие отрицательные характеристики. Поэтому в 50-х годах XX века во время предварительного этапа шестого буддийского собора было заключено соглашение между представителями различных буддийских школ и тхеравадой о том, что данный термин не будет применяться для тхеравады.

В махаяне хинаяна считается частью пути к просветлению. Основой хинаяны является буддийская идея о двух состояниях бытия: проявленном и непроявленном, а также идея об отождествлении проявленного с волнением дхарм. Особый акцент хинаяна ставит на том, что «Я» и мир являются лишь быстропреходящими комбинациями дхарм. Направление подчёркивает нереальность «Я» и мира, духовной и материальной субстанции и одновременно реальность самих дхарм. Характерной чертой хинаяны является отрицание души как самостоятельной духовной сущности. В этическом плане характерная для буддизма идея личного совершенствования принимает в хинаяне форму подчёркнуто независимого развития личности. Идеал совершенствования личности в хинаяне — архат — достигает совершенства самостоятельно, мало заботясь о совершенстве других. Будда в хинаяне — идеал и учитель совершенства, объект подражания и почитания. Хотя в хинаяне есть элементы обожествления Будды, в целом в ней нет ни сложного культа, ни сложной религиозной организации; всё заменено жизнью в монашеской общине. Достичь нирваны, согласно хинаяне, могут только буддийские монахи, которым позволено использовать определённые методы. Миряне, согласно данному учению, должны изменять свою карму в хорошую сторону через добрые поступки, например, через помощь сангхе. Хорошая карма приведёт к тому, что, согласно учению, в одной из следующих жизней мирянин может стать монахом. Данная особенность стала причиной минимальной миссионерской деятельности последователей течения.

Празднуют ли буддисты Новый год?

Тоёхара Тиканобу. Мать и дочь идут к буддийскому храму вместе с другими паломниками, чтобы отпраздновать Новый год. Не позднее 1912 года

В народном буддизме существует множество праздников — весьма популяр­ных, хотя и имеющих весьма отдаленное отношение к религии. Один из них — Новый год, который в разных регионах празднуют по-разному. Вооб­ще, буддийский праздничный цикл основан на лунном календаре (везде, кроме Японии). Одним из главных собственно буддийских праздников можно назвать Весак, с которым в разных странах связывают от одного до трех ключевых со­бытий в жизни Будды Шакьямуни (рождение, просветление, нирвану). Другие праздники — это День сангхи, то есть память о встрече Будды с учениками, и День дхармы, то есть память о первой проповеди Будды. Кроме того, в буд­дийских странах отмечают День всех умерших: добуддийский культ пред­ков очень устойчив и играет огромную роль.

Буддизм в Индии


Зародившись в Индии, древняя религия за две с половиной тысячи лет существования пережила несколько этапов развития: становление, расцвет, вытеснение, возвращение. Учение Будды Шакьямуни за несколько веков достигло небывалой популярности и признания. Буддизм даже был провозглашен государственной религией Индии в период правления царя Ашоки. Благодаря поддержке правителей Индии буддизм достиг максимального расцвета в девятом веке. После прихода в страну мусульманства буддизм стал стремительно терять позиции, и к тринадцатому веку был полностью вытеснен из страны.

Возвращение буддизма на историческую родину произошло только в середине двадцатого века, но с другим народом. Присоединение Тибета к Китаю спровоцировало большую волну эмиграции коренных жителей Тибета в Индию. Так буддизм вернулся в Индию вместе с большой тибетской диаспорой. В современной Индии буддизм поддерживается на государственном уровне как часть истории страны. В Индии сохранилось много буддистских исторических памятников и святых мест, к которым постоянно совершают паломничества последователи Будды. Среди коренного населения Индии буддистов очень мало, индуизм остается главной религией этой страны. Таким образом, возникший в Индии буддизм впоследствии был вытеснен из этой страны, но получил широкое признание в других странах и стал крупнейшей мировой религией.

Историческая справка

В Древней Индии долгое время ведущей религией был брахманизм, который позже дал начало индуизму и буддизму. Брахманизм характеризовался большим пантеоном и многоступенчатой иерархией божеств, очень сложными и запутанными ритуалами и практикой жертвоприношений. Он также предполагал жесткое разделение общества на различные касты (сословия). Принадлежность к высшей или низшей касте с рождения определяло всю жизнь человека. Все основные положения брахманизма нашли развитие в индуизме.

Буддизм также берет начало в классическом брахманизме. Но буддизм отрицает кастовость, неравенство, жертвоприношения и верховных богов. Основоположником новой религии стал принц Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни (пробужденный). Это реальный исторический персонаж, о котором сохранились достаточно подробные сведения. Гаутама происходил из царской семьи. Живя во дворце в роскоши, он никогда не сталкивался с реальным миром. Только в возрасте тридцати лет он случайно увидел на улице старика, больного и похоронную процессию: старость, болезнь и смерть. Это событие перевернуло жизнь принца. Он оставил дом, семью, богатство и отправился в бесконечное путешествие по миру. Гаутама пытался понять причины несправедливости и зла в мире, искал источники счастья и спасения. В конце концов, он пришел к просветленному осознанию, что земная жизнь человека есть сплошное страдание. Счастье и покой можно найти только в состоянии нирваны, отказавшись от всего земного. Будда Гаутама прожил долгую жизнь и более чем за сорок лет скитаний приобрел много сторонников и последователей своего учения. Говорят, первыми его сподвижниками оказались представители низшей касты неприкасаемых, которым учение Шакьямуни давало возможность изменить жизнь. После его смерти ученики продолжили дело своего духовного лидера.

Кто придумал буддизм?

Рождение принца Сиддхартхи Гаутамы­. Постер мастера Малигаваге Сарлиса. Шри-Ланка, середина XX века

В отличие от двух других крупнейших мировых религий (христианства и исла­ма), буддизм — нетеистическая религия, то есть отрицающая сущест­вование Бога-творца и вечной души. Основатель буддизма  На санскрите слово «будда» означает «пробужденный». Сиддхартха Гаутама из ро­да Шакья, принадле­жав­ший к варне кшатриев, то есть к сословию вои­нов, родился в северной Индии, предполо­житель­но, в середине VI века до н. э. Его биография очень рано обросла разными леген­дами, а исторический пласт прочно сросся с мифоло­гическим, начиная с обстоятельств его рождения, которые были весьма необычными. Будущей матери принца приснилось, что в ее тело вошел белый слон, и это было истолковано как предвестие прихода в мир великого человека, будущего правителя Вселенной.

Детство и юность Сиддхартхи были безоблачны: он не знал ни болезней, ни горя, ни нужды. Но однажды, выйдя из дворца, он столкнулся с больным человеком, стариком и похоронной процессией. Это настолько его потрясло, что он покинул дом и стал аскетом.

В возрасте 35 лет во время долгой медитации Сиддхартха достигает просвет­ления, то есть становится буддой, и начинает проповедовать свое учение — дхарму. Суть этого учения заключалась в четырех благородных истинах. Во-первых, мир несовершенен и полон страданий. Во-вторых, источником страданий являются желания и жажда жизни, которые заставляют вращаться колесо сансары — круговорот жизни, смерти, новых рождений. В-третьих, из круговорота сансары можно вырваться, достигнув просветления (бодхи) и в конечном счете нирваны, то есть состояния блаженного небытия. В-чет­вертых, существует путь к освобождению, состоящий из восьми этапов, который включает в себя соблюдение этических норм, медитации и спаситель­ную мудрость. Этот путь называют восьмеричным и срединным, поскольку он равноудален как от пути строгого аскетизма, так и от жизни, полной удоволь­ствий (которые в конечном счете оборачиваются страданиями).

Особенности

В махаяне хинаяна считается частью пути к просветлению.

Основой хинаяны является буддийская идея о двух состояниях бытия: проявленном и непроявленном, а также идея об отождествлении проявленного с волнением дхарм. Особый акцент хинаяна ставит на том, что «Я» и мир являются лишь быстропреходящими комбинациями дхарм. Направление подчёркивает нереальность «Я» и мира, духовной и материальной субстанции и одновременно реальность самих дхарм. Характерной чертой хинаяны является отрицание души как самостоятельной духовной сущности (доказательству этого посвящена Милинда-паньха).

В этическом плане характерная для буддизма идея личного совершенствования принимает в хинаяне форму подчёркнуто независимого развития личности. Идеал совершенствования личности в хинаяне — архат — достигает совершенства самостоятельно, мало заботясь о совершенстве других. Будда в хинаяне — идеал и учитель совершенства, объект подражания и почитания. Хотя в хинаяне есть элементы обожествления Будды, в целом в ней нет ни сложного культа, ни сложной религиозной организации; всё заменено жизнью в монашеской общине.

Достичь нирваны, согласно хинаяне, могут только буддийские монахи, которым позволено использовать определённые методы. Миряне, согласно данному учению, должны изменять свою карму в хорошую сторону через добрые поступки, например, через помощь сангхе. Хорошая карма приведёт к тому, что, согласно учению, в одной из следующих жизней мирянин может стать монахом. Данная особенность стала причиной минимальной миссионерской деятельности последователей течения.

Махаянские школы указывали, что последователями хинаяны являлись шраваки — слушатели, имеющие привязанность к нирване, и пратьека-будды, достигшие нирваны без поддержки сангхи.

Духовный лидер

Послом буддизма во всем мире считается Далай-лама. Это высшее лицо в тибетском направлении религии, знаковая фигура, которая представляет собой безграничное сострадание. Его роль воплощает много слоев, которые можно понимать психологически, физически, мифологически, исторически, культурно, доктринально и духовно.

Каждый Далай-лама считается реинкарнацией предыдущего. Это не означает, что душа одного переходила от одного тела к другому на протяжении веков. Буддисты, в том числе тибетские, понимают, что индивидуум не имеет собственного «себя» или души, чтобы трансмигрировать.

Скорее, великое сострадание и преданные обеты каждого Далай-ламы заставляют следующего родиться. Новый учитель – это не тот человек, что и предыдущий, но он и не другой.

Нынешний Далай-лама, Тензин Гьяцо, 14-й. Он родился в 1935 году, через 2 года после смерти 13-го духовного учителя. Когда ему было 3 года, его с помощью знаков и видений нашли старшие монахи в семье фермера на северо-востоке Тибета. Его объявили 14-м Далай-ламой, а свое монашеское обучение он начал в возрасте 6 лет.

На протяжении жизни ему пришлось перенести множество испытаний, связанных со ссылкой, сложными отношениями с Китаем. Сегодня Далай-лама XIV не только распространитель идей Гелуг, но и защитник тибетского народа, автор книг, герой публикаций и кинофильмов, лауреат Нобелевской премии.

Он поднимается каждый день в 3:30 утра, чтобы медитировать, читать мантры, делать поклоны и изучать тексты. Он проводит свою жизнь в требовательном изучении буддийской философии и метафизики и освоении эзотерической мистики Ламаизма.

Происхождение и развитие

Сказать точно, когда и где Махаяна возникла в Индии, сложно, но ее истоки можно проследить до II в. до н.э. и I в. н.э. Раннему росту этого направления способствовал философ Нагарджуна, который основал школу Мадхьямики. В его писаниях содержатся самые убедительные ранние формулировки Махаяны.

Школа Мадхьямики разделилась на секты и к V в. н.э. распространилась в Китае благодаря усилиям миссионера Кумараджива, который перевел работу Нагарджуны. Впоследствии в течение 200 лет Махаяна превратилась в лидирующую буддийскую школу Восточной Азии. Ее влияние распространилось в Шри-Ланку, Индонезию и другие страны на Юго-Востоке Азии. Но уже с XI в. в этом регионе ее начали вытеснять тхеравада, ислам и индуизм.

Наибольшего расцвета Махаяна достигла в Тибете. В Гималаи ее индийская форма проникла примерно в VII в. Современный тибетский буддизм объединяет 4 основных школы:

  1. Ньингма. Самая старая традиция, появившаяся примерно в VIII в.
  2. Кагьюпа. Эта школа возникла спустя 300 лет после Ниингмапы.
  3. Сакьяпа. Происхождение датируется XI в., когда тибетский Буддизм не только удерживал прочные позиции, но и становился более политизированным.
  4. Гелуг. Эта школа появилась в XV в. как более чистая форма религии, а к XVII в. стала доминирующей сектой.

Литература

  • Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др. . Буддизм: Словарь / Под общ. ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. — М.: Республика, 1992. — 288 с. — ISBN 5-250-01657-X.
  • Воробьева-Десятовская М. И. О терминах «хинаяна» и «махаяна» в ранней буддийской литературе // Буддизм: история и культура / Отв. ред. В. В. Вертоrрадова. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1989. — С. 74—83. — 227 с. — ISBN 5-02-017020-8.
  • Торчинов Е. А. . Буддизм: Карманный словарь. — СПб.: Амфора, 2002. — 187 с. — ISBN 5-94278-286-5.
  • Чебунин А. В. . Развитие буддизма до его проникновения в Китай // История проникновения и становления буддизма в Китае: . — Улан-Удэ: Изд.-полигр. комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2009. — 278 с. — ISBN 978-5-89610-144-4.

Предыстория

Примерно в период на стыке эпох – до нашей эры и нашей эры – в «Саддхарма Пундарика Сутре», которая переводится как «Благой закон лотоса», впервые появились понятия «махаяна» и «хинаяна». Это был своего рода раскол единой философской системы буддизма.

Хинаяна, или «Малая Колесница», ратовала за сохранение учения Будды, записанного в сутрах вскоре после его паринирваны, в неизменном виде. Махаяна, или «Большая Колесница», выступала за обновление, новое толкование уже известных истин.

Во II столетии нашей эры термин «махаяна» окончательно закрепился, а спустя еще два века монахи Васубандху и Асанга дополнили существующее учение новыми положениями, переложенными на современные реалии.

С тех пор некоторое противостояние между двумя направлениями не прекращается до сих пор. Махаянцы считают свою школу более полной и применимой к современности, в то время как тхеравадины обвиняют их в искажении изначального буддийского учения.

Монахи направления тхеравады

Кстати, несколько слов стоит сказать также о понятиях «тхеравада» и «хинаяна». Неправильно считать их синонимичными.

Изначально хинаяна имела восемнадцать разных школ, распространенных на материке в районе Индии. Тхеравада тоже была в числе этих школ, но нашла распространение в III столетии до нашей эры на Шри-Ланке. В итоге за долгие годы осталась только тхеравада, в то время как все остальные школы хинаяны не сохранились.

Затем уже тхеравада «перекочевала» со Шри-Ланки на тайские, бирманские, лаосские, камбоджийские земли. Именно поэтому в современном мире правильнее говорить «тхеравада», а не «хинаяна».

Историческая справка

В Древней Индии долгое время ведущей религией был брахманизм, который позже дал начало индуизму и буддизму. Брахманизм характеризовался большим пантеоном и многоступенчатой иерархией божеств, очень сложными и запутанными ритуалами и практикой жертвоприношений. Он также предполагал жесткое разделение общества на различные касты (сословия). Принадлежность к высшей или низшей касте с рождения определяло всю жизнь человека. Все основные положения брахманизма нашли развитие в индуизме.

Буддизм также берет начало в классическом брахманизме. Но буддизм отрицает кастовость, неравенство, жертвоприношения и верховных богов. Основоположником новой религии стал принц Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни (пробужденный). Это реальный исторический персонаж, о котором сохранились достаточно подробные сведения. Гаутама происходил из царской семьи. Живя во дворце в роскоши, он никогда не сталкивался с реальным миром. Только в возрасте тридцати лет он случайно увидел на улице старика, больного и похоронную процессию: старость, болезнь и смерть. Это событие перевернуло жизнь принца. Он оставил дом, семью, богатство и отправился в бесконечное путешествие по миру. Гаутама пытался понять причины несправедливости и зла в мире, искал источники счастья и спасения. В конце концов, он пришел к просветленному осознанию, что земная жизнь человека есть сплошное страдание. Счастье и покой можно найти только в состоянии нирваны, отказавшись от всего земного. Будда Гаутама прожил долгую жизнь и более чем за сорок лет скитаний приобрел много сторонников и последователей своего учения. Говорят, первыми его сподвижниками оказались представители низшей касты неприкасаемых, которым учение Шакьямуни давало возможность изменить жизнь. После его смерти ученики продолжили дело своего духовного лидера.

Доктрина

Основные принципы Махаяны включают возможность всеобщего освобождения всех существ от дукхи и существование будд и бодхисаттв, воплощающих природу Будды.

Последователи Тхеравады считали его человеком, достигшим необычайного просветления. В Махаяне он представляет собой проявление божественного существа. Эта точка зрения была сформулирована как учение о тройной природе (трикайя) Будды. Таким образом, у него есть 3 тела:

  • Нирманакайя. Материальное тело, которое появляется в преходящем мире смерти и возрождения, чтобы привести разумные существа к просветлению.
  • Дхармакайя. Сумма духовных качеств, которые делают его Буддой.
  • Самбхогакайя. Тело общинного блаженства или наслаждения – божественная форма, открытая во время созерцания.

Махаяна устанавливает бесконечное количество Будд, появляющихся в бесчисленных мирах. Их сопровождают бодхисаттвы, которые откладывают свой окончательный переход к нирване. Вместо этого они помогают другим достичь просветления.

В своей практике последователи Махаяны руководствуются 6 парамитами:

  1. Совершенство щедрости. Это искреннее желание принести пользу другим, не ожидая награды или признания.
  2. Совершенство морали. Здесь не подразумевается беспрекословное повиновение списку правил. Заповеди лишь помогают человеку найти свой баланс. Мораль для буддиста – это бескорыстное сострадание.
  3. Совершенство терпения. Оно начинает с признания Четырех Благородных Истин, а также трудной правды о себе и иллюзорной природе существования.
  4. Совершенство энергии. Для достижения просвещения надо прикладывать мужественные, героические усилия.
  5. Совершенство медитации. Концентрация помогает достичь ясности разума и заглянуть внутрь себя.
  6. Совершенство мудрости. Для буддиста это прямая и сокровенная реализация пустоты (шунья).

Различные течения в буддизме

Буддизм, как никакая другая религия, включает в себя невероятное количество школ и направлений. Этому способствовало несколько объективных особенностей религии:

  • терпимость к другим верованиям, традициям и обычаям,
  • отсутствие верховного Бога,
  • отсутствие единого территориального центра буддизма,
  • различное трактование учения Будды,
  • национальные и культурные особенности территорий распространения буддизма.

Например, существует тибетский, японский и китайский буддизм.

Среди этого множества выделяются три основных направления буддизма: хинаяна (тхеравада), махаяна, ваджраяна.


С этим читают