Мория

Махатма Мориа в пост-теософских движениях

Агни-Йога

А́гни Йо́га, или Жива́я Э́тика — синкретическое религиозно-философское учение, объединяющее западную оккультно-теософскую традицию и эзотеризм Востока. Учение, авторами которого являются Н. К. Рерих и Е. И. Рерих, было впервые опубликовано в серии книг, изданных в 1924—38 годах. Источниковая база Живой Этики та же, что и «Тайной доктрины» Блаватской, переводчиком которой на русский язык была Е. И. Рерих.


По утверждению его создателей, учение Живой Этики возникло в процессе общения между Н. К. и Е. И. Рерих и «Великим Учителем» (известным в теософских кругах под именем Махатмы Мории). Это общение продолжалось в 1920—1940 годы. Вопрос о существовании человека, которого можно было бы отождествить с Махатмой Морией, до настоящего времени остаётся спорным. Из дневниковых записей Е. И. Рерих следует, что на первых этапах для общения использовалось так называемое автоматическое письмо, дальнейшие записи были получены путём яснослышания, которым, по её собственному утверждению, обладала Е. И. Рерих. Впоследствии она уверяла, что сама не пользовалась автоматическим письмом для контактов с Великим Учителем. Основу учения Агни-Йоги составляют 14 книг с текстами, описываемыми Е. И. Рерих как записи этих бесед. Последняя из этих книг, «Надземное», была впервые опубликована в 1990 году.

Дневники Елены Рерих — это хроника её общения с Махатмой Мориа, или Великим Владыкой: информация, полученная путём яснослышания, ответы на вопросы, видения и комментарии происходящего. Рерих считала себя ясновидящей и яснослышащей, однако не считала это медиумизмом и в письмах писала:

Мнение почитателей Агни Йоги о контактах Елены Блаватской с Учителями нашло отражение в некоторых современных философских изданиях России. Так, д.ф.н. В. В. Фролов, ответственный секретарь Международного центра Рерихов, в статье «Краткого философского словаря» сообщает:

Словарь «Русская философия» в статье о Е. П. Блаватской авторства сторонницы учения «Живой Этики» к.ф.н. Л. И. Крашкиной даёт следующую трактовку сотрудничества Махатмы Мория с Е. П. Блаватской:

Учение Вознесённых Владык

Учение Вознесённых Владык ведет свои корни из теософии, а «Вознесенные Владыки» — это те, кого теософы называют «Учителями Мудрости», веря в их существование. Учение зародилось в 1930 году, когда Гай Баллард , по его утверждению, неожиданно встретился на горе Шаста с человеком, представившимся ему графом Сен-Жерменом, одним из Учителей, которые были представлены миру теософией после ухода Елены Блаватской. Как утверждал Баллард, Сен-Жермен сообщил ему, что принадлежит Братству Вознесенных Владык, которое среди других также включает , , Майтрейю и Эль Морию. Учения, переданные Сен-Жерменом Балларду, стали основой религиозного движения Я ЕСМЬ . Они были изданы Баллардом под псевдонимом Годфри Рэй Кинг в таких работах, как «Открытые тайны», «Магическое присутствие» и «Беседы о Я ЕСМЬ»

Считается, что Эль Мория играл важную роль и в других организациях, связанных с Учением Вознесенных Владык (в котором Эль Мория известен также как «Чохан Первого Луча»), основанным на работах Балларда. Джеральдин Иносэнт (Geraldine Innocente), основавшая «Мост К Свободе» (The Bridge to Freedom), утверждала, что получала послания от Эль Мории (первоначально они публиковались от имени Томаса Принца — Thomas Printz); Марк и Элизабет Профет заявляли, что Эль Мория призвал их основать «Саммит Лайтхаус» (The Summit Lighthouse).

Литература

Теософская традиция
  • Письма Махатм. — Самара, 1993. — 720 с.
  • Письма Мастеров Мудрости (1870-88). Сборник. Перев. с англ. — М., 1998. — 288 с.
  • Хансон В. Махатмы и человечество. История переписки А. П. Синнетта с Учителями Гималайского Братства. — Магнитогорск, 1995. — 592 с.
  • Besant A., Leadbeater C. W. Man: How, Whence, and Whither? — Adyar, India: Theosophical Publishing House, 1913.
Учение Рерихов
  • Цикл книг Агни-Йоги
  • Рудзитис Р. Братство Святого Грааля. — Мн., 2004. — 304 с.
Учение Вознесенных Владык
  • Профет М.Л., Профет Э.К. Владыки и их обители. — М-Аква, 2006. — 592 с.
  • Эль Мория. Чела и Путь. — Лонгфелло, 2006. — 240 с.
Художественная литература

Антарова К. Е. Две Жизни — Сиринъ према, 2013. — 1966 с.

Граф Сен Жермен — фиолетовое пламя

Если верить людям, которые телепатически общались с легендарным графом, который жив по сей день и никогда не умирал на самом деле, Сен Жермен о фиолетовом пламени говорил довольно много. Он называл его новым знанием, которое необходимо человечеству. Считается, что учитель планеты заложил свое физическое тело для того, чтобы открыть людям доступ к нему.

Если верить результатам телепатической связи различных операторов, которые в разное время пытались выйти на связь с легендарной личностью, в данный момент, в 21 веке происходит глобальная чистка всей планеты от кармических завалов. Каждый человек способен избавиться от своих личных «хвостов» с помощью знаний о том, как использовать для этого фиолетовое пламя — уникальные лучи энергии, которые всегда откликаются на призыв о помощи.

По словам алхимика, фиолетовое пламя способно избавить человечество от множества катастроф различного характера, если достаточное количество людей будет использовать методику для очищения своей кармы. Каждый человек при этом работает не только для очистки своей личной кармы, но и старается для очищения всей планеты. Кроме этого, с помощью простых медитаций и призыва фиолетового пламени можно избавиться от множества психологических проблем родом из детства. Считается, что такие проблемы каждый человек приносит из прошлых жизней, с каждым новым перевоплощением добавляя к ним новые.


Фиолетовое пламя способно трансмутировать все негативное в позитивное. Это касается не только негативной энергии, но и вполне материальных трудностей, например, конкретного заболевания. Это мощная очищающая сила, воздействие которой сразу же замечается. Особенно сильным оно будет в субботу — день, соответствующий этой энергетике. Однако заниматься призывом фиолетового луча можно хоть каждый день, никаких ограничений нет. Процесс занимает от 15 минут до часа-двух.

Все, что нужно для того, чтобы воспользоваться мудростью одного из Махатм — это расслабиться, очистить сознание от посторонних мыслей и читать специальную мантру:

Эти слова вызывают поток фиолетовой энергии. Не всем удается почувствовать ее с первого раза. Обычно наблюдается ощущение покалывания, прилив энергии, жар. Вы можете даже почувствовать прикосновения светлых сущностей, которые пожелают вас навестить, а также увидеть некие видения. Некоторые во время таких практик открывают в себе экстрасенсорные способности, дремавшие до этого момента.

Книга Поля Шакорнака «Граф Сен Жермен — хранитель всех тайн»

Книга «Граф Сен Жермена — хранитель всех тайн» посвящена самому загадочному эзотерику и алхимику всех времен. В первую очередь, автор делает упор на биографические факты из жизни графа, а также сопоставляет их с историческими событиями, которые совпадают по времени с этими фактами.

Автором книги стал соотечественник гениального алхимика и мага Поль Шакорняк. Он не делал главной целью разгадывание загадок в биографии Сен Жермена и не стремился заполнить фактами все ее белые пятна. Книга содержит самый подробный среди аналогичных книг об этом легендарном человеке анализ сохранившихся сведений о его биографии. Так, например, рассматривается одна из версий происхождения Сен Жермена:

Первое издание было выпущено в 1947 году, а в 1948 году автор был премирован за лучшую работу о таинственном графе. Книга, несомненно, будет интересна тем, кого впечатляют легенды и факты об этом человеке.

История

Основание

Карта Мории (со стороны)

Карта Казад-Дума (сверху)

Этот город-государство был основан Дурином I в начале Первой Эпохи. Изначально Дурин жил под горой Гундабад на севере Мглистых гор. Путешествуя на юг, он достиг высокогорного озера, где он увидел отражение звёзд в воде в виде короны, сверкающей над его головой. Приняв это как благоприятный признак, Дурин впоследствии сделал это место своим новым домом. Он назвал это озеро Зеркальное или Келед Зарам, и оно оставалось почитаемым местом среди гномов, и построил город, который он назвал Кхазад-Дум и который стал известным позже как Мориа.

Здесь Дурин основал клан Длиннобородых, самый древний из семи кланов гномов, став королём Дурином I из Кхазад-Дума. Впоследствии пятерым из его потомков и наследников давали его имя, поскольку они были очень похожи на своего праотца. Их считали перевоплощениями Дурина Бессмертного.

В начале Второй эпохи пришло много гномов от разрушенных западных городов Ногрод и Белегост в Эред Луин. Гномы Кхазад-Дума тогда торговали, чтобы поддерживать дружбу с королевством эльфов-нолдор Эрегионом. Дружба была самой крепкой, что когда-либо была между этими народами; она пошла на пользу как тем, так и другим. С помощью гномов Эрегион стал значительно мощнее, а с помощью эльфов Кхазад-Дум стал значительно красивее. Однако эта дружба прекратилась после создания Сауроном Кольца Власти и разрушения Эрегиона. Войска гномов Кхазад-Дума атаковали в Войне арьергард войск Саурона, но когда тот контратаковал, гномы с эльфами Лотлориэна отступили, и врата были закрыты. Так же, через Кхазад-Дум, бежали в Лотлориэн многие эльдар Эрегиона.

Падение

Западные ворота Мории

Богатство Кхазад-Дума было не в железе, серебре или золоте, а в драгоценном металле — митриле, который был найден только здесь. В 1980 году Третьей Эпохи гномы, исчерпав более доступные митриловые жилы, стали копать слишком глубоко и пробудили очень мощное и таинственное зло, которое они назвали Погибелью Дурина, поскольку оно убило короля Дурина VI в том же году, а в следующем — Наина I, его сына. Есть версия, что злу помог пробудиться Саурон. Гномы были неспособны победить Погибель Дурина или просто прогнать его, и поэтому были вынуждены бежать из Кхазад-Дума. После этого Кхазад-Дум стал местом страха и зла, и эльфы назвали его Мориа (Чёрная Бездна), хотя это название иногда употреблялось эльфами и раньше.

После этого орки Мглистых гор сделали Морию своим домом, но в 2790 году Т. Э. Трор, наследник Дурина, опрометчиво попытался повторно занять свой наследственный дом. Он был убит, и это убийство развязало войну гномов и орков, которая достигла высшей точки в очень кровавом сражении в Азанулбизаре за восточными вратами Мориа девять лет спустя. Гномы победили, но они понесли большие потери и не стали занимать Мориа, не желая встречаться с Погибелью Дурина.

Несколькими поколениями позже Балин, который сопровождал Бильбо Бэггинса во время его знаменитого путешествия в Эребор, описанного в «Хоббите, или Туда и обратно», собрал новую группу гномов, чтобы снова обжить город. Сначала всё было хорошо, но через несколько лет эта группа была уничтожена орками; об их судьбе узнали лишь многие годы спустя.

Война Кольца

К концу Третьей Эпохи, во время событий, описываемых во «Властелине колец», Мориа вновь стала местом страха и ужаса. Когда Фродо Бэггинс на пути из Ривенделла вместе с Братством Кольца были остановлены горным обвалом, они были вынуждены пройти через Мориа. Там они обнаружили журнал Балина и узнали судьбу его экспедиции. В тот же день они были атакованы группой орков и увидели погибель Дурина, которая оказалась Балрогом Моргота. Гэндальф противостоял демону на узком Морийском мосту около развалин Восточных ворот Мориа, где они сразились один на один и во время поединка вместе сорвались с моста в Морийский ров. Остальная часть Братства, повинуясь приказу Гэндальфа, отступила по мосту. Хотя и Гэндальф и Балрог пережили падение, они продолжили свой эпический поединок от исконных глубин ниже Мориа к одной из вершин горы, в конечном счёте уничтожив вершину легендарной Бесконечной Лестницы Кхазад-Дума.

Со смертью Балрога для Длиннобородых наконец открылась возможность восстановить свою древнюю родину, и говорят, что Дурин VII наконец привёл свой народ назад, в их долгожданную древнюю родину, спустя несколько столетий после её разрушения, восстанавливая то, что осталось от некогда могущественного Кхазад-Дума.

Что такое Ашрам?


Само слово Ашрам имеет несколько значений. В переводе с санскрита оно означает – уединение, отшельничество, а также усиление. Поэтому Ашрам вполне можно назвать местом, где предпринимаются некие усилия. Кроме того, это слово может означать – порядок, способствующий духовному росту и развитию.

Само понятие ашрамов зародилось в Индии много веков назад, такие «структуры» образовывались вокруг гуру, просветленных, учителей, мудрецов и состоят из единомышленников, объединенных общей идеей. В Ашрамах было принято заниматься не только духовными делами, их обитателям был не чужд и быт. Они, как и обычные люди, занимались приготовлением пищи, уборкой, строительством и другими работами. Это было нечто вроде монастыря.

Что же касается духовных практик, то в ашрамах:

  • Возносили молитвы;
  • Пели мантры;
  • Медитировали;
  • Совершали различные ритуалы;
  • Поклонялись Богам и т. д.

Люди, являвшиеся членами Ашрама, должны были отречься от всего мирского и сосредоточиться на духовной работе.

В современном мире существенно расширились рамки и возможности каждого человека и практически любой желающий может посетить это святое место. Индийские Ашрамы стали доступны для посетителей, но это еще не все. Эфирный Ашрам Эль Мории также открыт для всех желающих и посетить его можно, не выходя из дома.

 Где он находится?

Ашрам Эль Мории (другое название Храм Доброй Воли) – это обитель, находящаяся в эфирном пространстве предгорья Гималаев, а если быть точнее, то над городом Дарджилинг. Храм 24 часа в сутки излучает светлые потоки энергии в виде лучей, кроме того, он имеет и физическую форму. На физическом плане он представляет собой белое здание, выполненное в мавританском стиле, имеющее купол в форме пламени и толстые стены, но самое главное – храм Эль Мории является духовной общиной, объединением, выстроенным в космическом сознании, а это значит, что попасть туда может каждый желающий, при этом не нужно ехать в Индию.

Члены общины, принадлежащей данному храму собираются вместе на тонком плане и делают то же самое, что в храмах земных:

  • Читают молитвы;
  • Медитируют;
  • Совершают духовные ритуалы;
  • Работают над изменением своей жизни в сторону просветления и вознесения.

Основной целью Ашрама является духовный рост его участников под руководством Вознесенных Учителей и объединение душ по всему миру для общих медитаций и ритуалов.

Как попасть в ашрам?

Попасть в Ашрам и стать его членом может любой человек, идущий духовным путем, независимо от религиозной принадлежности и мировоззрения. Единственное условие – это желание идти путем совершенствования в Свете и Божественном присутствии и стремление к этому. Чтобы установить связь с Храмом необходимо ежедневно выполнять ритуалы Ашрама и Владыка будет поддерживать его структуру рядом с практиком, где бы тот ни находился. Для ритуалов подойдет любое светлое и чистое место, в помещении или на улице.


После того как связь с храмом установится, в обязанности практика будет входить:

  1. Совершение ритуалов сонастройки со Святой Божьей волей, которые выполняются в 7 часов утра и в 19 часов.
  2. Ритуал Великого Центрального Солнца, который проводится на восходе и на закате.

Примечания[править | править код]

  1. Melton J. G.  (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online.
  2. Jenkins P. Mystics and Messiahs. — New York: Oxford University Press, 2000.— с.41—42.
  3. Андреев А. И. Гималайское братство: Теософский миф и его творцы (Документальное расследование).— СПб: Изд-во СПбГУ, 2008. — 432 c. ISBN 978-5-288-04705-3
  4. Hall M. P. «The Russian Sphinx» in The Phoenix.— Los Angeles: The Philosophical Research Society, 1995.— с. 115.
  5. Блаватская Е. П. Письма друзьям и сотрудникам. Сборник. Перев. с англ.— М., 2002. — С.221
  6. Johnson P. K. Initiates of Theosophical Masters.— Albany, New York: State University of New York Press, 1995.
  7. — Ряд исследователей отрицают реальность существования Учителя Мория. См. например:
    • Jenkins P. Mystics and Messiahs.— New York: Oxford University Press, 2000.— c.41—42.— Некоторые из исследователей предполагают историчность личности Махатмы Мория, например:
  8. § 3. Агни Йога // Основы религиоведения. (Гл. XVII. Надконфессиональная синкретическая религиозная философия) / Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков и др.; Под ред. И. Н. Яблокова.— М.: Высш. шк., 1994.— 368 с. ISBN 5-06-002849-6
  9. Рерих Е. И. Письма. Том III (1935 г.) — М.: МЦР, 2001 «Сама я никогда автоматически не писала, но имела случай наблюдать этот процесс письма в Америке, где он очень распространен».
  10. Рерих Е. И. Письма. Т.3. 1935, М., 2001. Письмо к А. М. Асееву от 6 июля 1935 г.
    • Там же. Письмо к З. Г. и М. Лихтманам от 20 июля 1935 г.
    • Там же. Письмо к американским сотрудникам 2 августа 1935 г.
    • Там же. Письмо к А. М. Асееву 7 декабря 1935 г.
    • Там же. Письмо к Ф.Грант от 12 июля 1935 г.
    • Там же. Письмо к З. Г. и М. Лихтманам 2 августа 1935 г.
    • Фосдик З. Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. По страницам дневника 1922—1934. М., 1998. Дневниковая запись от 13.VI.26
  11. О том, что к.ф.н. Л. И. Крашкина, автор статьи о Е. П. Блаватской в словаре «Русская философия», является сторонницей учения Агни Йоги, свидетельствуют следующие источники:
    • Крашкина Л. И. . Рериховские Чтения. Материалы международной конференции 1997. Дата обращения 10 июня 2012.
    • Крашкина Л. И. . Электронная версия журнала «Новая Эпоха», №3 (11) 1996. — «Особенность рериховского подхода к теме будущего России в том, что они создали образ Новой России и утвердили его концепцией «Живой Этики», которая может и должна стать новой идеологией будущей России.». Дата обращения 23 июля 2012.
    • . Дата обращения 26 июля 2012.
    • . Дата обращения 26 июля 2012.
  12. Крашкина Л. И. [www.pseudology.org/Psyhology/RussianPhilosophyDictionary/02.htm Блаватская Елена Петровна] / Л. И. Крашкина // Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М. Маслина.— М.: ТЕРРА — Книжный клуб; Республика, 1999.— 656 с.
  13. James R. Lewis, Jesper Aagaard Petersen. Controversial New Religions (англ.). — Oxford University Press, 2005. — P. . — 483 p. — ISBN 9780195156836.
  14. James Beverley. Nelson’s Illustrated Guide to Religions: A Comprehensive Introduction to the Religions of the World. — Thomas Nelson Inc, 2009. — С. . — ISBN 9781418577469.
  15. Eugene V. Gallagher. The New Religious Movements Experience in America. — Greenwood Publishing Group, 2004. — С. . — 297 с. — ISBN 9780313328077.

Галерея

  • Братство Кольца в Мории (иллюстрация Алана Ли)
  • Зал Мории
  • Гэндальф Серый сражается с Балрогом в Мории
  • Гробница Балина
  • Вход в Морию (Кхазад-Дум)
  • Морийские гоблины в погоне за Братством кольца
  • Братство Кольца окружено орками
  • Герб Дурина I: молот, наковальня и корона, увенчанные семью звёздами созвездия Валакирка (Серп Валар).

1 из 10

Добавить фотографию

Гномы

Азагал • Балин • Бифур • Бодруит • Бомбур • Борин • Бофур • Гамил Зирак • Гимли • Глоин, сын Гроина • Глоин, сын Торина • Гроин • Грор • Даин I • Даин II Железностоп • Двалин • Дис • Дори • Дурин I • Дурин II • Дурин III • Дурин IV • Дурин V • Дурин VI • Дурин VII • Ибун • Кили • Кхим • Лони • Мим • Наин I • Наин II • Наин, сын Грора • Нали • Нар • Нарви • Наугладур • Нори • Оин, сын Глоина • Оин, сын Гроина • Ори • Телхар • Торин I • Торин II Дубощит • Торин III Твердошлем • Траин I • Траин II • Трор • Фарин • Фили • Флои • Фрар • Фрерин • Фрор • Фундин

Государства гномов Агларонд • Белегост • Гора Гундабад • Железные Холмы • Залы Даина • Залы Торина • Красные Горы • Казад-Дум• Ногрод • Одинокая Гора

Связь с Еленой Петровной Блаватской и Теософским обществом

Елена Блаватская писала, что махатмы Мориа и Кут-Хуми тесно сотрудничали с ней в работе над её двумя трудами «Тайная доктрина — синтез науки, философии и религии» и «Разоблачённая Изида».

Блаватская утверждала, что Махатма Мориа с детства являлся ей в снах и видениях, и что 12 августа 1851 года, в день её двадцатилетия, в Гайд-парке (Лондон) состоялась их первая встреча

Графиня Констанс Вахтмейстер, вдова шведского посла в Лондоне, со слов Е. П. Блаватской передаёт подробности того разговора, в котором Учитель сказал, что ему «требуется её участие в работе, которую он собирается предпринять», а также, что «ей придётся провести три года в Тибете, чтобы подготовиться к выполнению этой важной задачи».. С по ок

1854 год Блаватская провела в Индии. В своей книге «Из пещер и дебрей Индостана» Блаватская в литературной форме описала путешествия по Индии со своим Учителем, которого в книге она называет Такур Гулаб-Сингом.

С по ок. 1854 год Блаватская провела в Индии. В своей книге «Из пещер и дебрей Индостана» Блаватская в литературной форме описала путешествия по Индии со своим Учителем, которого в книге она называет Такур Гулаб-Сингом.

Письма Махатм

«Письма Махатм» представляют собой переписку двух Махатм с А. П. Синнетом, редактором индийской газеты «Пионер» и А. О. Хьюмом, орнитологом, высокопоставленным чиновником английской администрации в Индии. Переписка началась в 1880 году и продолжалась около пяти лет. Позже письма были собраны и изданы Тревором Баркером в 1923 году, уже после смерти Синнета, который по определённым причинам был против публикации переписки.

Полемика о существовании Махатм

Хотя многие участники Теософского общества в девятнадцатом веке описывали свои встречи с Махатмой Мориа и другими Махатмами, само их существование большинство лиц и организаций (в их числе — Лондонское Общество психических исследований) подвергали сомнению даже в те времена.

Критики отмечают, что имеется мало доказательств того, что Учителя Блаватской когда-либо существовали.

Историк эзотеризма Кеннет Пол Джонсон (англ.)русск. утверждает, что «Учителя», о которых писала Блаватская и чьи письма представила, в действительности являются идеализациями тех людей, которые были её менторами. Джонсон заявляет, что «Учитель Мориа» — это Махараджа Ранбир Сингх из Кашмира, который был самым влиятельным королевским покровителем Теософского Общества. Махараджа Сингх умер в 1885 году.

Вместе с тем сестра Блаватской Вера Желиховская, со ссылкой на «Boston Courier» от 18 июля 1886 года, приводит следующее мнение семидесяти учёных-пандитов из Негапатама по поводу отчёта Лондонского Общества психических исследований, поставившего под сомнение существование Махатм:

Поскольку контакты с Учителем Мориа во время жизни Блаватской были не только у неё одной, то после её смерти люди, занятые в теософском движении, продолжали заявлять, что они встречают Учителя или получают от него послания. В их числе были Уильям Куан Джадж, лидер Американской секции Теософского Общества, и Анни Безант, глава Европейской секции.

Падение Кхазад-Дума

Главное богатство Мории состояло не в железе, серебре или золоте, а в драгоценном металле — мифриле, который был найден только здесь. В 1980 году Третьей Эпохи гномы, исчерпав более доступные мифриловые жилы, ушли на самые глубинные горизонты и невольно пробудили балрога, которого они назвали Погибелью Дурина, поскольку он убил короля Дурина VI в том же году и в следующем году — Наина Первого, его сына. Гномы оказались бессильными перед Погибелью Дурина и потому были вынуждены бежать из Кхазад-Дума. После этого Кхазад-Дум стал местом страха и зла, и именно тогда эльфы назвали его Мория (Чёрная Бездна).

Некоторое время спустя орки Мглистых Гор сделали Морию своим обиталищем, но в 2790 году Т. Э. бывший Король-Под-Горой Трор, потомок Дурина Бессмертного, опрометчиво попытался повторно занять свой наследственный дом. Он был убит предводителем местных гоблинов Азогом, и это убийство развязало войну гномов и орков, которая завершилась кровавым сражением в Азанулбизаре за восточными вратами Мории девять лет спустя. Гномы победили, но они понесли большие потери и не стали занимать Морию, не желая встречаться с Погибелью Дурина.

Несколько поколений позже Балин, который сопровождал хоббита Бильбо Бэггинса во время его знаменитого путешествия в Эребор, описанного в «Хоббите, или Туда и обратно», собрал новую группу гномов, чтобы снова попытаться восстановить древний город. Первоначально удача сопутствовала ему, но через несколько лет группа Балина была уничтожена орками и Погибелью Дурина; об их судьбе узнали лишь многие годы спустя.

Мория во время Войны Кольца

К концу Третьей Эпохи, во время событий, описываемых во «Властелине колец», Мория вновь стала местом страха и ужаса. Когда Фродо Бэггинс на пути из Ривенделла вместе с Братством Кольца были остановлены горным обвалом, они были вынуждены пройти через Морию. После многочисленных попыток подобрать пароль к Западным Вратам Мории двери удалось открыть словом «Друг», произнесённым на эльфийском.

В чертоге Мазарбул (Летописном) члены Братства обнаружили летопись Балина и узнали судьбу его неудачной экспедиции. В тот же день они были атакованы группой орков. Маг-Истари Гэндальф Серый встретил демона на узком Морийском мосту около развалин Восточных ворот Мории, где они сразились один на один и во время поединка вместе сорвались с моста в Морийский ров. Остальная часть Братства, повинуясь приказу Гэндальфа, отступила по мосту.

Хотя и Гэндальф, и балрог пережили падение, они продолжили свой легендарный поединок на дне рва, поднимаясь от исконных глубин ниже Мории к одной из вершин горы, в конечном счёте уничтожив вершину легендарной Бесконечной Лестницы Кхазад-Дума.

Со смертью балрога для Длиннобородых наконец открылась возможность восстановить свою древнюю родину, и говорят, что Дурин VII — потомок Дурина Бессмертного наконец привёл свой народ назад, в их долгожданную древнюю родину, спустя несколько столетий после её разрушения, восстанавливая то, что осталось от некогда могущественного Кхазад-Дума.

Краткая биография

Махатма Мориа (англ. Morya) — в теософии и Агни-Йоге (также Владыка Мориа, Морья, Мория, Владыка М., Махатма М., М. М.) — один из «Учителей Мудрости», в Учении Вознесённых Владык (под именем Эль Мория) — один из «Вознесённых Владык».

Первые упоминания о Махатме Мории принадлежат Елене Петровне Блаватской. По её заявлениям, Кут Хуми Лал Синг и Махатма Мория помогли ей основать Теософское общество. Внешность Махатмы Мориа и личные встречи с ним были описаны в деталях различными теософами.

Современная историческая наука отмечает, что не имеется достаточных доказательств существования Учителей Блаватской. Также отсутствуют надёжные материальные свидетельства и несомненные факты, которые, по крайней мере, могли бы подтвердить существование людей, послуживших прообразами теософских махатм.


С этим читают