Мечеть

Причины смены статуса

На смену статуса турецкий президент пошел, по всей видимости, с целью консолидации сторонников правящей Партии справедливости и развития (AKP), значительная часть которых представляет собой умеренных националистов и сторонников усиления исламского вектора. Не лучшая экономическая и политическая ситуация в Турции вынуждает искать способы для привлечения и удержания электората.


Собор Святой Софии в Стамбуле стал мечетью

Одним из вариантов стало превращение Айя-Софии в мечеть. Ведь, согласно опросам, более 70 процентов респондентов в Турции поддерживали этот шаг. Собственно, реакция на нынешнее решение Эрдогана подтверждает итоги соцопросов. На площади перед собором вечером 10 июля собралось большое число верующих, читающих молитвы и выкрикивающих лозунги в поддержку решения президента. Что интересно, оппозиционные светские партии, в том числе и называющая себя продолжательницей дела Ататюрка Республиканская народная партия (CHP) никак не возразили на смену статуса собора.

Разумеется, для немусульманского мира 10 июля 2020 года стало довольно печальным днем. Наверняка, было бы лучше, если бы турецкие власти не стали пересматривать решение основателя Турецкой республики Мустафы Кемаля Ататюрка и оставили Святую Софию музеем. Тем более, что с просьбами и требованиями об этом выступили многие страны, в их числе — Греция, Россия, США. А патриарх Константинопольский Варфоломей заявил, что смена статуса Святой Софии приведет к усилению раскола между христианами и мусульманами.

Что касается мусульманских богослужений в Айя-Софии, то формально собор был открыт для них еще в 1991 году

Однако, президент Эрдоган однозначно заявил ранее, что статус Айя-Софии — внутреннее дело Турции. Многие могут быть несогласны с этим постулатом, но с юридической точки зрения Эрдоган прав. Находящийся в центре Стамбула собор, несмотря на то, что он включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, не обладает экстерриториальностью, и распоряжается им именно Турция, будь то фонд (вакуф) Айя-Софии, Министерство культуры или Управление по делам религий. Тот факт, что патриарх Константинопольский, несмотря на зависимость Фанара от турецких властей, нашел возможность сделать такое заявление, делает ему честь, но, увы, ни на что не влияет. Равно как и предложение главы Армянского патриархата Константинополя Саака Машаляна сделать собор местом молитв для всех конфессий. Мнение христиан мало интересует политиков в стране, где доля мусульман составляет более 96 процентов.


Эрдоган дал две недели для переоборудования Святой Софии в мечеть

Смена статуса собора вызвала большое возмущение в православном мире. Так, реакция Греции предсказуема — у наследницы Византии всегда были напряженные отношения.

Еще один повод — «попрание православного символа», не теряющая популярности идея времен борьбы Балкан против османского владычества в XIX веке. Наконец, православных заботят сохранность убранства и свобода входа в Святую Софию.

Мечеть Фейсала

Находится в Исламабаде (Пакистан) и считается одной из популярных мечетей, куда ежегодно совершают паломничество тысячи мусульман со всех уголков мира. Выполнена в смешанном архитектурном стиле. Тут присутствуют и классические формы, и современный дизайн.

Построена мечеть Фейсала в 1986 году. Строительством руководил известный архитектор Vedat Dalokay. Внутри здания нет никаких ценных реликвий для мусульманского общества, но популярность мечети объясняется ее размерами. Площадь строения – более 5 тыс. м2. Внутри помещается 300 000 верующих, а в ее дворе – еще 200 тысяч человек.

Несмотря на то, что мечеть Фейсала – новое сооружение, оно уже видоизменялось. Последний раз интерьер и экстерьер обновлялся 10 лет назад. На это власти Саудовской Аравии выделили свыше 5 миллионов саудовских риялов.

Архитектура и элементы


Голубая мечеть (Султанахмет), Турция (Стамбул)

Мечеть Омейядов, Сирия (Дамаск)

Как правило, купола и минареты мечетей венчает полумесяц

По сложившейся постепенно традиции, мечеть представляет собой отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом, иногда мечеть имеет внутренний двор (Мечеть Аль-Харам). Флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты числом от одного до девяти (число минаретов должно быть меньше, чем в мечети аль-Харам). Молитвенный зал лишен изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском. Стена, обращённая к Мекке, отмечена пустой нишей, михрабом, в которой молится имам. Справа от михраба расположена кафедра-минбар, с которой проповедник имам читает свои проповеди верующим во время пятничной и праздничной молитвы. При мечетях, как правило, работают школы-медресе.

Уже в конце VII века установилось различие в зависимости от назначения и функций между:

  • квартальная мечеть — мечеть ежедневной пятикратной молитвы;
  • соборная джума-мечеть — мечеть для коллективной пятничной молитвы, совершаемой всей общиной;
  • кабире — центральная столичная мечеть;
  • мусалла (с перс. — «намазгох») — общегородская мечеть в виде открытой площади (для богослужений в праздники Курбан-байрам или Ураза-байрам).

Соборная мечеть переживает расцвет в эпоху Омейядов, когда её архитектурные формы и богатства декоративного убранства должны были продемонстрировать величие правителей и материальное благополучие, процветание мусульманской общины (уммы).

Параллельно с этим простые мечети приобретают большое разнообразие форм и часто имеют районное (квартальное) значение, выполняют роль придворного святилища встроенного во дворец правителя, служат местом ежедневной индивидуальной молитвы и проведения похорон.

У всех мусульманских культовых сооружений есть одна общая черта — они ориентированы строго на Каабу в Мекке. Это направление на Каабу называется кибла (арабск. «то, что находится напротив»). От него получила своё название и задняя, обращённая к Каабе, стена любого молитвенного здания в исламе, которая тоже называется кибла.

В зависимости от архитектуры мечети делятся на следующие типы:

  • Мечеть с угловой постановкой минарета — в зодчестве казанских татар наиболее распространена в городской черте;
  • Мечеть с двумя минаретами — купольное здание с главным входом, фланкированными двумя высокими цилиндрическими минаретами. Более характерна для Ближнего Востока и Средней Европы.

Обычно мечети представляют собой одно или двухэтажное здание с куполом и минаретами. Внутри мечетей устанавливаются минбары и михрабы. Недалеко от мечетей находятся общественные туалеты и специальные комнаты для совершения омовений (вуду).

  • Михраб — ориентированная на Каабу ниша (плоская, условная или вогнутая), перекрытая аркой, небольшим сводом или конхой и вставленная в раму;
  • Аназа («стрела») — стена, резная мраморная доска или деревянная ниша вблизи от входа в мечеть, своего рода михраб во дворе;
  • Минбар — отличительный признак соборной мечети — кафедра, с которой имам (глава мусульманской общины) произносит пятничную проповедь, аналог амвона в раннехристианской и византийской базилике;
  • Максура — её появление было обусловлено присутствием в мечети правителя или представителей административной власти. Это — квадратное в плане, отгороженное резным деревянным или металлическим простенком от основного пространства помещение в непосредственной близости от михраба и минбара;
  • Дикка — специальные платформы, стоя на которых, муэдзины повторяют движения имама и тем самым направляют движения верующих;

Необходимость совершать перед входом в мечеть ритуальные омовения привела к появлению специально предназначенных для этого зал, помещений за пределами мечети или фонтанов во дворе, называемых хаузы.

Архитектура

Интерьер мечети

В плане Джума-мечеть была разделена на три квадратных по форме зала. В каждом зале имелся свой михраб, что, по мнению искусствоведа Камиля Мамед-заде, было связано с тем, что в центральном наиболее парадном зале проходила служба для знати, а в боковых — для простого населения с женской и мужской половинами. Каждое отделение мечети перекрывалось куполом.

Такое членение мечети на три отдельных помещения с тремя михрабами, по словам профессора В. М. Зуммера, было характерно для мечетей арабского периода. Зуммер отмечал, что последующие строения мечети, в частности разрушенное в ходе землетрясения 1902 года здание, повторяли планы первоначального.

Внешние колонны старого здания мечети

Характерной особенностью построенной в 1910 году на месте разрушенной в 1902 году мечети также было её трёхчастное деление, каждое из которых было перекрыто куполом. Центральный молельный зал имел значительно большие размеры. В каждой части внутреннего пространства также имелся отдельный михраб. Такой трехнефный план был характерен для более раннего периода. Археологические исследования подтвердили, что во время постройки мечети её план оставался неизменным.

До реконструкции XXI века мечеть в плане представляла собой вытянутый прямоугольник размером 38 × 12,8 м. В настоящее время общая территория мечети составляет почти один гектар. Во время реставрационных работ 2010-2013 гг. мечети был возвращён её первоначальный вид. Высота воссозданных минаретов мечети составляет 36,4 метра. Иностранными специалистами была восстановлена фреска на потолках и на стенах мечети. Внешние колонны старого здания мечети были спрятаны внутри нового фасада. Боковые и задние стены мечети, которые меньше всего пострадали при землетрясениях и во время событий 1918 года, также были сохранены. На этих стенах заметно особое крепление камней специальным раствором на основе яиц, применявшееся несколько веков назад. Расположение окон, которые были построены так, чтобы при любом положении солнца в мечеть попадал свет, также было сохранено.

Захват мечети аль-Харам

За долгое время существования в этом месте произошло немало трагических событий. Утром 20 ноября 1979 (1400 года по Хиджре Пророка ﷺ ) произошел теракт, в здании храма, где находилось тысячи верующих мусульман, собравшихся на молитву, стали раздаваться выстрелы. Охрана была вооружена только дубинками, поэтому не смогла оказать террористам никакого сопротивления. Саудовская Аравия и весь мир были потрясены. Террористы взяли под свой контроль мечеть аль-Харам, всю территорию храмового комплекса – это были неизвестные вооруженные лица, которые быстро заблокировали все выходы и входы в здание, взяли в заложники паломников, а на минаретах были установлены ими огневые точки.

Руководил захватом один из бывших военнослужащих нацгвардии Саудовской Аравии Джухайман аль-Утайби, который стал для террористов организатором и идейным вдохновителем. В организации теракта также участвовал Мухаммед аль-Кахтани, его соратник, который стал для восстания его религиозным символом. Террористы считали, что Мухаммед аль-Кахтани – это не кто иной, как Махди, который упоминался в древнем пророчестве как тот, кто явится в преддверии Судного Дня и восстановит Ислам.

Предводители указали повстанцам на те приметы разложения общества, которые явственно видны вокруг: в исламское общество проникают западные ценности как в вопросах материальных, так и в вопросах культуры, лица правящего семейства Саудов изображаются на деньгах, на телевидении появляются женщины-дикторы, появление паспортов и то, что в поведении людей появляется все больше вольностей и распущенности нравов. Повстанцы, устроившие теракт, противостояли той связи, которая существует между правящей династией Саудитов и странами западного мира, против того, что арабская нефть продается Америке, что представители правящей семьи склонны к ведению роскошного и потребительского образа жизни.


Когда террористы захватили мечеть аль-Харам в Мекке, они заявили о том, что явился Махди, принесли ему у стен Каабы клятву верности и заявили о том, что Махди явился с божественной миссией.

Власти Саудовской Аравии бросили все силы безопасности на то, чтобы освободить мечеть от террористов, но все равно этот процесс занял целых две недели, и за это время теракт унес жизни двухсот пятидесяти пяти человек как со стороны верующих мусульман, паломников, находившихся в мечети, так и со стороны самих повстанцев. Авторитет правящего семейства существенно подорвал тот факт, что в течение двух недель королевская семья не могла вернуть контроль над главной святыней исламского мира. Было проведено короткое расследование, после которого лидер Джухейман, а также несколько десятков сообщников его были публично казнены: их обезглавили на главных площадях саудовских городов.

Еще один трагический эпизод, связанный с мечетью в Мекке, произошел 11 сентября 2015 года, когда во двор мечети упал из-за сильного ветра строительный кран. В тот трагический день в этом месте погибло сто семь человек, а еще двести тридцать восемь человек получили серьезные ранения.

История

Интерьер мечети, 2015 год

Минбар и михраб мечети, 2015 год

Впервые мечеть в Татарской слободе упоминается в документах 1712 года. Она была построена в XVIII веке во дворе князя Суламита-мурзы Сименея, переводчика Иностранной коллегии. В 1770-х годах после эпидемии чумы здание продали купцу Щукину. По одной из версий новый хозяин приказал снести мечеть из-за ветхости, по другой — она сгорела в пожаре 1812 года.

Через четыре года мусульмане подали прошение на строительство новой мечети, но получили отказ. Только в 1823 году генерал-губернатор Дмитрий Голицын выдал им разрешение, а участок для строительства подарил купец Назарбай Хашалов. Мечеть обязали выполнить без признаков . С точки зрения архитектуры это получилось каменное одноэтажное здание, которое не отличалось от соседних построек.

В 1881 году при правлении Александра II было разрешено придать мечети канонический вид и достроить минарет и купол. Проект реконструкции выполнил архитектор Дмитрий Певницкий. В результате мечеть расширили и увеличили вместимость до 1500 человек. Здание, поддерживаемое лопатками-контрфорсами, получило эклектичный облик. Декоративное убранство оформили с восточными и классическими элементами. До 1904 года мечеть называлась соборной, её переименовали в историческую, когда была построена большая московская мечеть в Выползовом переулке.

В 1915 году к мечети пристроили отдельные помещения, где открылось медресе.

В 1936-м имам Исторической мечети Абдулла Шамсутдинов был репрессирован в ходе дела о заговоре руководителей Центрального духовного управления мусульман, впоследствии он был расстрелян. В 1939 году по решению советской власти мечеть закрыли. Здание передали типографии, затем в разное время в нём находились штаб гражданской обороны, военкомат и ДОСААФ. В 1967 году снесли минарет.

Московские мусульмане неоднократно пытались добиться возвращения мечети. Только в январе 1991 года решением Моссовета здание передали общине. На следующий год мечеть реконструировали на средства посольства Королевства Саудовской Аравии в Москве, а в 1993-м открыли для верующих. В 1999 году её передали в руководство религиозной организации мусульман «Историческая мечеть».

Архитектура

Архитектура мечети сочетает в себе два стиля — классический османский и византийский. По легенде, султан приказал построить стандартное количество (4) золотых (алтын) минарета, но архитектор что-то напутал и построил шесть (алты) минаретов. Строительство мечети длилось семь лет и было завершено в 1616 году, за год до смерти султана. Для строительства мечети был использован камень и мрамор. Название «Голубая мечеть» она получила благодаря огромному количеству (более 20 тыс.) белых и голубых изникских керамических изразцов ручной работы, которые использовались в декорациях интерьера. Керамика доставлялась из изникских фабрик, которые славились своим качеством. Ахмед I приказал фабрикам присылать в Стамбул самые красивые экземпляры, и запретил вывоз продукции на другие строительства, вследствие чего дела фабрики пришли в упадок. Центральный зал размером 53 х 51 метр накрыт куполом диаметром 23,5 метра и высотой 43 метра. Купол и полукупола украшены надписями — сурами из Корана и изречениями пророка Мухаммеда, которые были искусно выполнены Сейидом Касымом Губари из Диярбакыра. Купол опирается на четыре огромные колонны, диаметром по 5 метров. В узорах мечети преобладают растительные мотивы — традиционные тюльпаны, лилии, гвоздики и розы, а также орнаменты различных цветов на белом фоне. Кроме того, было подсчитано, что для узоров керамических плиток было использовано более 50 вариаций изображения тюльпанов. Пол мечети выложен коврами. Внутри мечеть хорошо освещена — свет падает из 260 окон. Первоначально стёкла, использованные для окон, были привезены из Венеции, но позднее были заменены.

Одним из поразительных элементов мечети является михраб — молитвенная ниша, которая вырезана из цельного куска мрамора. На нём установлен чёрный камень, привезённый из Мекки. Рядом с михрабом находится минбар — место имама для чтения проповедей.

С западной части мечети есть особенный вход, над которым висит цепь. Этим входом мог пользоваться султан, въезжая во двор мечети на лошади. Цепь была специально низко повешена для того, чтобы султан каждый раз наклонялся, что символизировало ничтожность султана по сравнению с Аллахом.

Мечеть строилась в составе огромного архитектурного комплекса, в который вошли: медресе, больница, благотворительные заведения, кухни, караван-сарай. В XIX столетии больница и караван-сарай были разрушены.

Четыре минарета мечети имеют по три балкона и два минарета по два балкона. Первоначально балконов было 14 в соответствии с количеством османских султанов — предшественников Ахмеда I, включая его самого. Позднее прибавилось ещё два балкона, так как к султанам причислили сыновей Ахмеда I. Рядом с мечетью находится мавзолей, в котором похоронен сам Ахмед I.

Двор Голубой мечети имеет такой же размер, как и сама мечеть. Стены двора украшены аркадами.

Когда строительство Голубой мечети было завершено, оказалось, что величайшая святыня исламского мира — мечеть Масджид аль-Харам в Мекке теперь сравнялась по количеству минаретов (их было 6) с Мечетью Султана Ахмета, это было признано святотатством и было принято решение пристроить к мечети аль-Харам ещё один минарет, чтобы она вновь превзошла все существующие сооружения.

Внутренний вид мечети; сзади — михраб, на правой стороне у колонны — султанская ложа.

Примечания

  1. Мечеть // Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н (рус.). — 1910. // Михельсон А. Д. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. — 1865Мечеть // Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н (рус.). — 1910. // Чудинов А. Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка, 1910.
  2. — статья из Большой советской энциклопедии
  3. , с. 348.
  4. Комлев Н. Г. Мечеть // Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н (рус.). — 1910. // Словарь иностранных слов, 2006.
  5. .
  6. ↑ .
  7. . Yeni Asya Gazetesi (30 декабря 2009). Дата обращения 22 июня 2010.
  8.  (недоступная ссылка). Islam News. Дата обращения 13 марта 2012.

С этим читают