Перцептивная сторона общения в психологии: что такое, основные механизмы

Механизмы и эффекты межличностного восприятия

– С чего начинается общение? Конечно, «с первого взгляда», т.е. общение начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, манерой поведения. Психологи по этому поводу говорят, что происходит восприятие одним человеком другого. Эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки и взаимопонимания партнеров. Теперь мы поговорим о том, что же влияет на наше восприятие других людей, каковы механизмы межличностного восприятия. Проанализируем, как возникающие в процессе общения эффекты восприятия могут стать причиной ошибок в оценке человека, с которым общаемся.


Итак, познание и понимание людьми других и себя происходит в соответствии с психологическими механизмами восприятия. Рассмотрим эти механизмы:

1) Идентификация – это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление себя другому. Идентификация представляет собой процесс почти полного отождествления человека с собеседником во время общения.

(Это помогает, образно говоря, «влезть в шкуру» другого человека, почувствовать, понять и пережить все, что чувствует, понимает и переживает он).

Примеры.

Близким к идентификации механизмом восприятия является эмпатия . Это не рациональное осмысление проблем другого человека, а способность к глубокому эмоциональному контакту и сопереживанию другому человеку, помогающая глубже понять его и откликнуться на его нужды и проблемы. Данный механизм восприятия является наиболее желательным как в общении с коллегами, так и в общении с пациентами.

2) Рефлексия – это процесс логического анализа проблем, поступков и состояний собеседника, приводящий к определенным обобщениям и выводам о человеке. Рефлексия означает также способность человека к осознанию того, как он воспринимается партнером по общению. Примеры.

3) Стереотипизация – это способ понимания другого человека с помощью классификации форм поведения и интерпретации их причин путем отнесения к уже известным социальным образцам. Стереотип – это сформировавшийся образ человека, которым мы пользуемся, как штампом. Стереотип складывается на основе обобщения личного опыта и тех сведений, которые из книг, кинофильмов. При этом знания могут быть не только сомнительными, но и вовсе ошибочными. Примеры.

Между тем сформировавшиеся на основе этих знаний стереотипы являются очень стойкими и популярными. Так, мы, не задумываясь, говорим о точности математика, дисциплинированности военного. О том, что все коммерсанты – спекулянты, а все чиновники – бюрократы.

Стереотипное восприятие усиливается за счет хорошего или плохого самочувствия, настроения. Так, при плохом самочувствии люди и события воспринимаются в более негативном свете.

Изучая процессы восприятия, психологи выявили типичные искажения представлений о другом человеке. Они получили название эффектов.

«Эффект ореола». Этот эффект проявляется в том, что в начале знакомства общее впечатление о человеке приводит к переоценке неизвестных качеств: общее благоприятное впечатление, оставленное человеком, приводит субъекта к положительным оценкам и тех качеств, которые в восприятии не даны, а значит не наблюдаемы. Вместе с тем общее неблагоприятное впечатление порождает соответственно отрицательные оценки. Таким образом, ореол мешает видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

«Эффект проекции». Сущность этого эффекта проявляется в том, что приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои достоинства, а неприятному – недостатки.

Эффект «первичности и новизны» (Эффект первого и второго порядка) Этот эффект появляется тогда, когда мы сталкиваемся с противоречивой информацией о человеке. Если мы имеем дело с незнакомым человеком, то мы склонны, больше доверять той информации, которая поступила первой. При общении с хорошо знакомым человеком мы склонны отдавать предпочтение той информации, которая поступила последней.

— Безусловно, полностью избежать ошибок не может никто, но в наших силах разобраться в особенностях восприятия и, зная о возможных искажениях, научиться корректировать свои ошибки.

Методика развития перцепции

По мнению известного психолога Дейла Карнеги, симпатию можно вызвать с помощью простой улыбки

Поэтому стоит уделить внимание своей улыбке и научиться улыбаться прохожим и в перспективе своим собеседникам, чтобы начать диалог, а потом создать прочную и продолжительную коммуникативную связь

Искренняя улыбка вызывает симпатию по умолчанию


Сегодня есть много хитрых приемов и психологических уловок в диалоге, которые позволят понять собеседника и усилить передачу своих эмоций.

Также можно больше жестикулировать и развить мимику, чтобы разговор был более живым, а собеседнику было проще донести информацию. 

Это позволит совершенствовать качество социальной перцепции и понимать людей.

Практика американского психолога, профессора и специалиста в области психологии эмоций и распознавании лжи Пола Экмана – один из самых действенных способов получения и развития навыков социальной перцепции.

Он основывается на концентрации внимания в трех зонах лица человека: лба, подбородка и носа. Пол Экман считает, что именно нос, подбородок и лоб отражают различные эмоциональные состояния человека, например, такие как гнев, страх, отвращение, грусть.

Анализируя мимику и жесты человека во время диалога, можно понять, в каком настроении находится собеседник и что чувствует в данный момент. Навык распознавания эмоций и жестов позволяет упрочнить контакт между людьми. Так можно знать, что лучше сказать в ходе диалога.

Методика Пола Экмана получила широкое применение в психотерапии и психиатрии, а также у специалистов ФБР и ЦРУ. Благодаря ей можно создать прочную коммуникативную связь и получить необходимую информацию. Например, так психотерапевт может выявить психические нарушения.

Методы, направленные на развитие социальной перцепции (используются в группах/коллективах):

  1. Дискуссия в группе. Обычно это обсуждение в коллективе каких-либо вопросов, решение проблем и совместное принятие решений. Это позволяет прояснить, а возможно и изменить мнение, установки и позиции каждого участника дискуссии. С помощью данной методики можно увидеть проблему со стороны (каждый расскажет свое видение) или коллективно рефлексировать (это сплотит людей и им будет легче раскрыться друг перед другом).
  2. Игры. Это могут быть деловые, тематические, творческие, ситуационные игры, которые обычно сплочают коллектив, помогают преодолеть скованность и напряженность. За счет игр можно сделать обучение еще более продуктивным, закрепить новые навыки в поведении, развивать вербальные и невербальные умения.
  3. Различные техники медитации. Очень полезны и эффективны, так как позволяют расслабиться и погрузиться в себя, избавиться от негативных мыслей, излишнего напряжения, стрессового состояния. Такие техники используются для физической и чувственной релаксации.
  4. Развитие восприятия. Люди развивают навыки восприятия информации и объективного оценивания себя и своих поступков, учатся распознавать эмоции и мимику собеседника, понимать человека. Тренер использует различные упражнения, где участники вербально и невербально узнают, как их воспринимают окружающие.

Перцепция – это не только зрительное, слуховое и тактильное восприятие мира. Это видение себя со стороны, понимание собеседника, восприятие себя и других людей, а также целостной картины мира.

В этом видео вы узнаете о механизмах социальной перцепции:

Что такое социальная перцепция

Понятие социальной перцепции берет свое начало со времен античного мира. Многие философы и деятели искусства того времени внесли немалый вклад в формирование этой сферы

Также следует отметить, что данное понятие имеет важное значение в сфере психологии

Перцепция – является одной из важных функций в психическом восприятии, что проявляется в виде процесса, имеющего сложную структуру. Благодаря этому процессу человек не только получает различную информацию от органов чувств, но и преобразовывает её. Воздействие на различные анализаторы приводит к формированию цельных образов в сознании индивида. Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод, что перцепция характеризуется как одна из форм сенсорного воспроизведения.

Рассматриваемая когнитивная функция тесно взаимосвязана с такими навыками, как память, логическое мышление и концентрация внимания. Данное понятие зависит от силы влияния жизненных стимулов, которые наделены эмоциональным окрасом. Перцепция состоит из таких структур, как осмысленность и контекстность.

Перцепция активно изучается представителями различных сфер, включая психологов, кибернетиков и физиологов. Во время дифференциальных экспериментов используются различные методики, включая моделирование разных ситуаций, эксперименты и эмпирическую форму анализа

Понимание механизма работы социальной перцепции имеет важное значение в сфере практической психологии. Именно этот инструмент выступает в роли фундамента при разработках различных систем, затрагивающих сферу человеческой деятельности

Социальная перцепция изучает манеры поведения между личностями с разными уровнями развития

Аспекты

Впервые перцепция проявляется на этапе визуального анализа объекта коммуникации. Так, физиогномика утверждает, что между чертами лица индивида и его психологическими особенностями есть связь. На основе оценивания внешности собеседника складываются первые предположения касательно его внутреннего мира и поведения.

Затем формируется некоторый эмоциональный контакт. Если беседа имеет неприятный контекст, вполне может сформироваться и негативное восприятие оппонента. И наоборот.


В процессе коммуницирования люди наблюдают за речью, мимикой, жестами, повадками партнера, получая вербальную, невербальную информацию о его личности.

Эффект конформизма

В 1956 году Соломон Эш применил термин «конформизм» и описал результаты своих экспериментов с подставной группой и наивным испытуемым. Группе из семи человек предложили участвовать в опыте по изучению восприятия длины отрезков. Необходимо было определить, какой из трёх отрезков, нарисованных на плакате, соответствует эталонному. На первом этапе подставные испытуемые в одиночестве давали, как правило, верный ответ. На втором этапе группа собиралась вместе и члены группы давали ложный ответ, что было неизвестно наивному испытуемому. Своим категорическим мнением члены группы оказывали давление на мнение испытуемого. По данным Эша, 37% его испытуемых прислушались к мнению группы и проявили конформизм. Изучение эффекта конформизма весьма популярно в социальной психологии.

Выделяют несколько условий возникновения конформизма:

  1. Тип личности. Люди с заниженной самооценкой больше подвержены групповому давлению, нежели люди с завышенной самооценкой.
  2. Численность группы. Наибольшую степень конформизма люди проявляют тогда, когда сталкиваются с единодушным мнением трёх и более человек.
  3. Состав группы. Степень конформизма повышается, если, во-первых, группа состоит из экспертов, во-вторых, члены группы являются значительными людьми для человека, в-третьих, члены группы принадлежат к одной социальной среде.
  4. Ловушка «группомыслия» среди людей.
  5. Сплочённость. Чем больше степень сплочённости группы, тем больше у неё власти над своими членами.
  6. Статус, авторитет. Люди, имеющие наибольший статус, обладают и наибольшим влиянием, им легче оказывать давление, им чаще подчиняются.
  7. Наличие союзника. Если к человеку, отстаивающему своё мнение или сомневающемуся в единодушном мнении группы, присоединяется хотя бы один союзник, давший правильный ответ, то тенденция подчиняться давлению группы падает.
  8. Публичный ответ. Более высокий уровень конформизма люди показывают тогда, когда они должны выступить перед окружающими, а не тогда, когда они записывают свои ответы в свои тетради. Высказав мнение публично, люди, как правило, продолжают его придерживаться.

Степень конформизма возрастает, если задание сложное или испытуемый чувствует свою некомпетентность.

Д. Майерс называет три причины конформного поведения. Во-первых, настойчивое и упрямое поведение других людей может убедить человека в ошибочности его первоначального мнения. Во-вторых, член группы осознанно или неосознанно стремится избежать наказания, порицания, осуждения, остракизма со стороны группы за несогласие и непослушание. В-третьих, неопределённость ситуации и неясность информации способствуют ориентации человека на мнения других людей, они становятся определёнными и ясными источниками информации.

В групповом взаимодействии эффект конформизма играет существенную роль, поскольку является одним из механизмов принятия группового решения.

GuruTest

Бедные и богатые, худые и полноватые, веселые и спокойные — существует огромное количество признаков, по которым мы можем классифицировать того или иного человека

Оказывается, это происходит совсем не случайно, ведь для людей очень важно относить человека к определенной группе. В этом нам помогают механизмы социальной перцепции

Механизмы социальной перцепции: какие они бывают?

В психологии под механизмами социальной перцепции понимают определенные модели, согласно которым люди оценивают другого человека, а также интерпретируют его поступки и поведение. Обычно мы выделаем особенности отдельного индивида, а также целой группы людей. Существует несколько способов, используя которые человек стремится понять окружающих.

Эмпатия. Когда человек использует метод эмпатии, он стремится прочувствовать эмоции и ощущения другого. Важную роль здесь играет умение сопереживать, постигать эмоциональное состояние окружающих.

Идентификация. Суть такого способа — «проникновение» в сознание другого человека. Иными словами, когда мы идентифицируем себя с окружающими, мы пытаемся представить себя на их месте и взглянуть на ситуацию через призму их точки зрения.

Аттракция. Основой аттракции являются позитивные эмоции, которые появляются у нас по отношению к другому человеку. Видами аттракции обычно называют любовь, привязанность или дружбу. Она во многом зависит от близости людей, их привлекательности друг для друга, сходных точек зрения.

Социальная рефлексия. Люди, которые обладают хорошими способностями к социальной рефлексии, могут предположить, как именно к ним относится их другой человек. При этом в большинстве случаев их предположение будет во многом совпадать с реальностью.

Каузальная атрибуция. Такой способ заключается в «домысливании» за другого человека. Например, мы склонны сами придумывать причины действий окружающих или даже собственных поступков, даже если в реальности они могут быть другими.

Почему мы подсознательно делим людей на группы?

Социальная перцепция предполагает сложные отношения между субъектом, то есть отдельным человеком, а также объектом, которым может быть как другой человек, так и целая группа людей

Мы обычно наблюдаем за поведением и манерами другого, обращаем внимание на его внешний вид, а также стараемся проникнуть в его внутренний мир

То, как мы познаем окружающих людей, обычно зависит от нашего понимания себя, интерпретации действий партнера по общению, а также точки зрения определенной группы, к которой мы себя относим. Таким образом можно сказать, что особую роль для нас играет мнение коллектива, к которому мы принадлежим

Следовательно, нам важно знать, к какой общности мы можем отнести собеседника

Именно так мы можем достичь наивысшего уровня взаимопонимания и установить благоприятную атмосферу общения. Для этого мы используем различные способы социальной перцепции, которые помогают нам понять другого человека. Например, мы пытаемся представить себя на его месте или искренне сопереживать ему.

Группа, к которой принадлежит человек, часто несет много ценной информации о нем. Опираясь на нее, нам легче анализировать действия и поведение собеседника. В таком случае нам гораздо проще использовать каузальную атрибуцию, которая формирует в нашем сознании предполагаемые причины, или социальную рефлексию.

Например, профессия помогает нам судить о наличии определенных личностных качеств окружающих. Согласно стереотипам, работники сферы информационных технологий — это интроверты, а вот адвокаты, напротив, является харизматичными и открытыми. Другими словами, группа — это некий стереотип, который несет ценную информацию о человеке, его качествах и образе жизни.


Механизмы социальной перцепции являются незаменимыми при общении с другими людьми, а также при выборе правильной линии поведения в их отношении. А как считаете вы? Оставляйте свои комментарии и не забывайте нажимать на кнопки и

02.05.2019 00:45

Понятие общения.

С момента своего рождения и до конца жизни, человек находится в процессе постоянного общения и взаимодействия с другими людьми. Статистики некоторых стран подсчитали, что до 70% времени в жизни большинства людей занимают процессы общения. В общении мы передаем, друг другу разнообразную информацию; обмениваемся знаниями, мнениями, убеждениями; заявляем о своих целях и интересах; усваиваем практические навыки и умения, а также нравственные принципы, правила этикета и традиции.

Однако общение не всегда протекает гладко и успешно. Часто мы сталкиваемся с критическими ситуациями: кто-то нас не понял; кого-то не поняли мы; с кем-то мы разговаривали слишком резко, грубо, хотя этого и не хотели. Нет человека, который ни разу в жизни не испытывал трудностей в процессе общения. В частной жизни мы вправе выбирать тех, с кем нам приятно общаться, тех, кто нам импонирует. Однако на службе мы обязаны общаться с теми, кто есть, в том числе с людьми, которые нам малосимпатичны

В этой ситуации очень важно уметь научиться устанавливать контакт, поскольку от этого умения зависит успех профессиональной деятельности. Многочисленные исследования психологов доказали, что между качеством общения и эффективностью любой деятельности существует прямая связь, т.е

практически все зависит от умения контактировать с людьми

5 стр., 2482 слов

Механизмы восприятия человека человеком и взаимопонимание в процессе общения

Перцептивная сторона общения При исследовании проблем, связанных с перцептивной стороной общения, иногда говорят о социальной перцепции. Под социальной перцепцией следует понимать восприятие, понимание и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей). Это более широкое понятие, чем понятие «межличностная перцепция». В последнем случае термин- …

— Как вы думаете, ваша будущая профессиональная деятельность в качестве медицинской сестры (фельдшера) как-то зависит от вашего умения общаться, добиваться взаимопонимания?

Еще Авиценна, великий врач и мыслитель Средневековья, говорил о трех средствах помощи больному человеку – о « ноже, траве и слове», тем самым, подчеркивая важность человеческого слова, а по сути – психологии общения в исцелении от недуга. Любая деятельность возможна только при условии установления психологического контакта и взаимопонимания между людьми

Однако помнить надо о том, что успешность общения достигается не только знаниями, приемами и техникой. Основой общения является искреннее, доброжелательное отношение к человеку.

Каждый из нас представляет, что такое общение. Из него строится наша жизнь, оно лежит в основе человеческого бытия, поэтому общение стало объектом социально-психологического анализа. В литературе встречается немало определений общения. Мы будем использовать наиболее обобщенное понятие.

Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, а также восприятие, сопереживание и взаимное понимание друг друга.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, в развитии и становлении разумного культурного поведения. Через общение человек приобретает высшие познавательные способности и качества, через общение человек превращается в личность (примеры — дети-маугли)

Общение всегда двусторонний процесс, в который вовлечены все его участники, приводящий к взаимной связи людей друг с другом.

Изучение процесса общения показало, насколько это сложное, многообразное явление. Общение осуществляется в единстве трех его функций:

1) Коммуникативная функция — проявляется во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, мнений, чувств;

2) Интерактивная функция — заключается в организации межличностного общения. Когда участники общения обмениваются не только знаниями, идеями, но и действиями, опытом, поступками;

3 стр., 1391 слов

Роль общения в жизни человека

                              План.   1.Вступление.   2.Осноная часть:    а) средства общения;    б) умение правильно общаться;    в) слова великих людей об общении;    г) функция общения.   3. …

3) Перцептивная функция — проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга.

Чтобы лучше понять, что представляет собой общение, надо подробно рассмотреть его виды, уровни, особенности и препятствия.


С этим читают