Выразительные средства лексики. эпитет. сравнение. метафора. олицетворение

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Осень.


История создания – произведение было написано осенью 1833 г., когда поэт пребывал в Болдино. В это время А. С. Пушкин чувствовал творческий подъем, в его блокнотах появилось много новых произведений.

Тема стихотворения – красота осени и зимы, которые противопоставляются лету; поэтическое творчество.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, в котором по смыслу можно выделить несколько частей: пейзажные зарисовки, посвященные разным временам года, рассказ о вдохновенье, окрыляющем поэта в зимнее время. Формальная организация – 12 частей, 11 из которых – октавы, 1 – моностих.

Жанр – послание.

Метафоры – «роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей», «будит лай собак уснувшие дубравы», «весной я болен; кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены», «поминки ей творим мороженым и льдом», «желания кипят.

Эпитеты – «чахоточная дева», «пышное увяданье», красота блистающая».

Сравнения – «как поля, мы страждем от засухи».

Олицетворение и метафора

Синонимы к слову олицетворение — одушевление, персонификация, прозопопея.

Олицетворение — средство выразительности речи, один из видов метафоры (использования слов в переносном значении). Как и любые метафоры, олицетворения бывают общепринятыми, и оттого стертыми.

А бывают неповторимые, авторские олицетворения:

Олицетворение — это всегда перенос качества с живого на неживое («посмотри, как дремлют ивы»), а метафора может возникать и на основе сходства неодушевленных предметов («зеркало реки»), и на основе переноса свойств неживого на живое существо («каменное лицо»).

Метафора может быть глубокой, многозначной и сложной, а олицетворение всегда достаточно прозрачно («за окном злится буря»). Поэтому олицетворение может быть частью более сложной метафоры:

Виды тропов и их примеры. Таблица

Общепринятой классификации тропов не существует. О некоторых фигурах речи литературоведы спорят, можно ли считать их тропами. Ведутся споры и о том, не следует ли считать разные тропы разновидностями одной и той же фигуры (например, метафора, метонимия и синекдоха — частные случаи одного и того же либо разные явления).

Литературный троп

Пример

Аллегория — это передача абстрактного понятия с помощью конкретного образа.

Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Ю. Лермонтов — метафора человеческого одиночества)

Метафора — это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.

Глаголом жги сердца людей (А.С. Пушкин)

Она была — живой костер из снега и вина (А.А. Блок)

Парадом развернув моих страниц войска (В.В. Маяковский)

Метонимия — это называние одного предмета или явления названием другого предмета, в чем-то смежного.

Я три тарелки съел. (И.А. Крылов)

Рука бойцов колоть устала. (М.Ю. Лермонтов)

Синекдоха — это перенос наименования предмета с его части на целое и наоборот.

И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов)

По домам идет Европа. (А.Т. Твардовский)

Эпитет — это художественное определение, образное и эмоциональное.

Мой край, задумчивый и нежный (С. Есенин)

Крылатые качели (Ю. Энтин)

Гипербола — это художественное преувеличение.

Я любил Офелию, и сорок тысяч братьев и вся любовь их — не чета моей. (У. Шекспир, перевод Б. Пастернака)

Литота — это художественное преуменьшение, умаление.

Прелестный шпиц, не более наперстка! (А.С. Грибоедов)

Олицетворение — это перенос человеческих качеств на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия.

O чeм ты воешь, вeтep нoчнoй, о чeм тaк ceтyeшь бeзyмнo? (Ф.И.Tютчeв)

Море — смеялось. (М. Горький)


Ирония — это использование слова в противоположном значении.

Просто обожаю работать в выходные!

Ну спасибо, удружил!

Сарказм — это злая ирония, издевательская насмешка.

Как ваша фамилия, мыслитель? Спиноза? (И. Ильф, Е. Петров)

Эвфемизм — это замена неприличного, запретного слова или выражения нейтральным синонимом.

Женщина легкого поведения (проститутка)

Припудрить носик (сходить в туалет)

Дисфемизм — это замена слова или выражения вульгарным синонимом.

Отбросить коньки (умереть)

Дать в репу (ударить по голове)

Бухать (пить алкоголь)

Каламбур — это обыгрывание разных значений одного слова или разных слов, сходных по звучанию.

Сев в такси, спросила такса: «За проезд какая такса?» (Я. Козловский)

Перифраз — это непрямое художественное описание предмета, позволяющее легко угадать его по характерным признакам.

голубая планета (Земля)царь зверей (лев)творец Макбета (Шекспир)

Из чего состоит метафора?

Метафоры постоянно используют в повседневной жизни, часто неосознанно. На основании наличия общих свойств мы называем одним и тем же словом разные предметы. К примеру, на основе общих признаков «острый» и «колючий» мы называем иглой:

  • Инструмент хирурга и швеи.
  • Листья хвойных деревьев, которые выглядят как иглы.
  • Образования, заменяющие некоторым животным мех (например, иголки у ежа).

Люди часто сравнивают других людей, поведение которых им не нравятся, с животными. Например, «козел» и «баран» по отношению к человеку часто используются, чтобы поставить под сомнения умственные способности последнего. Общий признак в данном случае – неосмысленное поведение, которое свойственно животному, но не человеку.

Итак, метафора состоит из:

  1. Предмета, который с чем-либо сравнивают. Это может быть любой одушевленный или неодушевленный предмет, а также явление.
  2. Образа – то, с чем сравнивают предмет.
  3. Общего признака – то, что свойственно и предмету, и образу.

Метафора состоит из существительного + существительное в родительном падеже

Отличие метафоры от эпитета и олицетворения

Язык очень гибкий инструмент обладающий большим запасом средств художественной выразительности. Некоторые из художественных приемов схожи, но все-таки не тождественны. Попробуем подчеркнуть различия между метафорой, эпитетом и олицетворением.

Метафора – это скрытое сравнение. Например, “горит костер рябины красной” – подразумевается, что рябина яркая и красная как костер. Подобное скрытое сравнение можно перефразировать с помощью слова “как”. Например, “зеркало реки” – река как зеркало. В случае с эпитетом, к слову добавляется определение, например: железные нервы, сверкающие глаза, тонкий слух. Но если сказать “острие слуха” или “огонь глаз” то это уже метафора. Для олицетворения характерно переносить характеристики живого на неодушевленные предметы и явления, например: лес проснулся, река дремала, зима боролась с весной.

Отличие метафоры от эпитета и олицетворения

Типы метафоры

Номинативная метафора

Это средство создания новых терминов, предназначена для образования имён предметов, ещё не имеющих собственного наименования.

Например:

  • спутник Земли;
  • застёжка-молния;
  • ножка стола;
  • носик чайника;
  • нос корабля (сходство предметов по форме и расположению;
  • ручка чашки;
  • глазок двери;
  • подошва горы;
  • спинка стула;
  • роза ветров;
  • глазное яблоко;
  • белок глаза
  • лисички (сорт грибов)
  • зонтик (тип соцветия) и др.

«Метафорная свежесть» таких наименований существует лишь в момент номинации. Постепенно внутренняя форма метафоры “угасает”, связь с соответствующим объектом утрачивается.

Когнитивная метафора

Метафоризация значения признаковых (предикатных) слов порождает этот вид метафоры, который имеет познавательную ценность, так как с её помощью человек может постичь абстрактное понятие, исходя из конкретного. Например: встать стеной, тупая боль, острый ум, колючий ответ и т. п.

Согласно концепции Н. Д. Арутюновой из средства создания образа когнитивная метафора превращается в способ формирования недостающих языку значений.

Образная метафора

Метафоризация может сопровождаться синтаксическим сдвигом: существительное переходит из именной позиции в предикатную.

Например: Собакевич был настоящий медведь; он такой заяц, всего боится и т. п. Метафора этого типа имеет целью индивидуализацию или оценку объекта. Образная метафора способствует расширению синонимических средств языка, ведёт к появлению новых синонимических связей (пугливый и заяц).

Концептуальная метафора

Этот тип уже понимается как способ думать об одной области опыта через призму другой, например, выражение «любовные отношения зашли в тупик» можно интерпретировать как реализацию концептуальной метафоры «любовь – это путешествие».

Образы, в которых осмысливается мир, как правило, стабильны и универсальны внутри одной культуры. Несмотря на то, что образ от многократного использования метафоры стирается, связанный с ним положительный или отрицательный оттенок сохраняется.

Концептуальная метафора призвана выполнять в языке функцию формирования новых понятий-концептов на основе уже сформированных. Примеры: предвыборная машина, президентская гонка, поле деятельности.

Метафора Айсберга

Метафора Айсберга — суть состоит в том, что часто видимая часть айсберга, что на поверхности, очень мала по сравнению с той, что погружена в воду. Эта метафора широко используется для объяснения различных социальных явлений.

Метафору айсберга часто применяют для описания человеческого разума, где поверхностная часть является сознательной, а бóльшая, погруженная — подсознанием.

Эта метафора заставляет людей понять, что часто существует гораздо больше правды, чем могут увидеть наши глаза. С ней мы также можем научиться тому, что ещё есть очень много за пределами поверхностного и оно часто имеет гораздо бóльшую ценность, чем то, что находится на поверхности и видимо для всех.

Этот пример показывает, как применение метафор обогащает наш язык.

Типы метафоры

Номинативная метафора

Это средство создания новых терминов, предназначена для образования имён предметов, ещё не имеющих собственного наименования.

Например:

  • спутник Земли;
  • застёжка-молния;
  • ножка стола;
  • носик чайника;
  • нос корабля (сходство предметов по форме и расположению;
  • ручка чашки;
  • глазок двери;
  • подошва горы;
  • спинка стула;
  • роза ветров;
  • глазное яблоко;
  • белок глаза
  • лисички (сорт грибов)
  • зонтик (тип соцветия) и др.

«Метафорная свежесть» таких наименований существует лишь в момент номинации. Постепенно внутренняя форма метафоры “угасает”, связь с соответствующим объектом утрачивается.

Когнитивная метафора

Метафоризация значения признаковых (предикатных) слов порождает этот вид метафоры, который имеет познавательную ценность, так как с её помощью человек может постичь абстрактное понятие, исходя из конкретного. Например: встать стеной, тупая боль, острый ум, колючий ответ и т. п.

Согласно концепции Н. Д. Арутюновой из средства создания образа когнитивная метафора превращается в способ формирования недостающих языку значений.

Образная метафора

Метафоризация может сопровождаться синтаксическим сдвигом: существительное переходит из именной позиции в предикатную.

Например: Собакевич был настоящий медведь; он такой заяц, всего боится и т. п. Метафора этого типа имеет целью индивидуализацию или оценку объекта. Образная метафора способствует расширению синонимических средств языка, ведёт к появлению новых синонимических связей (пугливый и заяц).

Концептуальная метафора

Этот тип уже понимается как способ думать об одной области опыта через призму другой, например, выражение «любовные отношения зашли в тупик» можно интерпретировать как реализацию концептуальной метафоры «любовь – это путешествие».

Образы, в которых осмысливается мир, как правило, стабильны и универсальны внутри одной культуры. Несмотря на то, что образ от многократного использования метафоры стирается, связанный с ним положительный или отрицательный оттенок сохраняется.

Концептуальная метафора призвана выполнять в языке функцию формирования новых понятий-концептов на основе уже сформированных. Примеры: предвыборная машина, президентская гонка, поле деятельности.

Средства выразительности

Практически в каждом стихе «Осени» поэт использует средства выразительности. Это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи. Также при помощи них создаются образы природы, воспроизводятся чувства и эмоции лирического героя.

Преобладают в стихотворении метафоры: «роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей», «будит лай собак уснувшие дубравы», «весной я болен; кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены», «поминки ей творим мороженым и льдом», «желания кипят». Завершающие штрихи «наносятся» при помощи эпитетов: «чахоточная дева», «пышное увяданье». Сравнение всего одно: «как поля, мы страждем от засухи».

Предыдущая

Анализ стихотворений«19 октября» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – год, средства выразительности, эпитеты, метафоры

Следующая

Анализ стихотворений«Я памятник себе воздвиг нерукотворный» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – жанр, тема, идея и образы

Какие метафоры бывают: классификация для удобства применения

Существуют разные виды метафор. Чтобы применять метафоры осознанно, нам пригодится их классификация.

Стертые метафоры

Один пример стертой метафоры я вам уже приводила: ножка стула. Это выражение стало настолько привычным, что мы даже не замечаем, что за ним стоит какая-то метафора. Стертыми метафорами часто являются слова и выражения, имеющие несколько значений.

Примеры стертых метафор:

  • горлышко бутылки;
  • анютины глазки;
  • дуновение ветра;
  • скачок давления;
  • рукав реки;
  • подножие горы.

Мертвые метафоры

В таких метафорах используются устаревшие слова, первоначальный смысл которых уже стерся и не осознается.

Пример: бить баклуши

Для современного человека выражение “бить баклуши” — означает бездельничать или заниматься ерундой. А вот что такое “баклуша”, знает далеко не каждый. Я, например, не знала, пришлось порыться в поисковике Яндекс.

Оказывается, баклуша — это деревянный чурбачок, заготовка, из которой впоследствии будут сделаны деревянные изделия, например, ложка или скалка. Изготовление баклуш считалось настолько неквалифицированной работой, что приравнивалось к безделию. Отсюда и пошла метафора “бить баклуши”.

Другие примеры стертых метафор:

  • добраться на перекладных;
  • решить с кондачка;
  • сбить с панталыку.

Стертые и мертвые метафоры (их ещё называют “сухие”) мы часто употребляем в повседневной речи и специально заострять на них внимание смысла нет. Другое дело — образные метафоры

Это именно тот инструмент, который следует освоить каждому пишущему человеку

Другое дело — образные метафоры. Это именно тот инструмент, который следует освоить каждому пишущему человеку.

Образные метафоры

Образные метафоры — это иносказательные обозначения предметов и действий. Есть образные метафоры, которые уже широко вошли в обиход и даже превратились в клише, например:

  • золотая осень;
  • серебро седины;
  • хмурое небо.

Такие метафоры рекомендую употреблять в текстах очень аккуратно, иначе можно легко скатиться до банальщины.

А вот примеры клише копирайтеров, метафор, которые давно превратились в пустые фразы:

  • демократичные цены;
  • гибкая система скидок;
  • дружный коллектив;
  • динамично развивающаяся компания;
  • лидер в своей отрасли;
  • огромный опыт работы;
  • индивидуальный подход;
  • высокий уровень сервиса.

От частого употребления их первоначальный смысл стерся. Не рекомендую употреблять подобные выражения в своих текстах.

Чтобы писать увлекательно, придется придумывать свои собственные образные метафоры.

Разница между метафорой и сравнением

Метафора предполагает завуалированное, иносказательное, образное сравнение. Сравниваемый предмет называется именем чем-то похожего на него предмета. Сравнение обычно касается однородных или близких объектов.

Смысл метафоры всегда переносный, а в сравнении — прямой. Сравнение строится только с физическими объектами, а в метафоре по-разному.

Метафора, не указывая на наличие сходства, побуждает искать общие качества предметов, а сравнение прямо указывает на сходства между предметами.

Метафора зачастую объёмнее по содержанию, чем сравнение, и вводных слов не требует. В сравнении нередко применяются сравнительные союзы.

Что такое троп

Троп — это образный оборот речи, в котором слово или выражение употребляется в переносном значении, сопоставляются два предмета или явления, которые связаны между собой по смыслу.

Слово «троп» произошло от др. греч. τρόπος «оборот». Используют его для усиления образности языка и художественной выразительности речи. Тропы широко используются в литературе, в ораторском искусстве, да и в повседневной речи.

Основные виды тропов:

  • метафора;
  • метонимия;
  • синекдоха;
  • эпитет;
  • гипербола;
  • дисфемизм;
  • каламбур;
  • литота;
  • сравнение;
  • перифраз;
  • аллегория;
  • пафос;
  • олицетворение;
  • сарказм;
  • оксюморон;
  • ирония;
  • эвфемизм.

Что мы узнали?

Метафора (с греч. «перенос) – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущению и др. В русском языке есть развернутая метафора – ряд связанных и дополняющих друг друга метафор. Особенность метафоры заключается в том, что назван только предмет, с которым сравнивают, а о предмете, который сравнивается, воспринимающий информацию должен догадаться. Метафоры часто используются в различных художественных произведениях (флейта водосточных труб, утро года), а также в разговорной речи (золотые руки, завяла любовь).

Тема

В стихотворении видим традиционные для русской и мировой литературы темы. Автор умело переплетает несколько тем, наиболее выразительно звучат такие: красота осенней и зимней природы, недостатки лета и весны, зимнее вдохновение для поэтического творчества и раздумий над смыслом жизни. В контексте темы развивается идея о том, что осень и зима – совсем не время для тоски и уныния, если суметь увидеть их красоту, они станут вдохновителями к созданию прекрасного.


В центре стихотворения лирический герой. Чтобы приблизить его к читателю, автор подает монолог от первого лица. Герой наблюдает за природой и рассказывает о своих предпочтениях. Он с наслажденьем смотрит, как деревья сбрасывают листья, пруд и дорога замерзают, а сосед спешит на охоту.

Во второй части объясняется его восторг: мужчина не любит весну из-за грязи и неприятного запаха. Осень же – вестница зимы. А уж зима покоряет сердце лирического героя белым снегом, бегом саней.

«Первый ландыш» анализ стихотворения Фета по плану кратко – тема, история создания, идея, средства выразительности

После краткой зимней зарисовки лирический герой начинает описывать теплое время года. У большинства людей они вызывают положительные эмоции, но только не у Пушкинского лирического «Я». Он находит в лете недостатки, которые мучают людей: комары, мухи, засухи. В октаве-обращении к лету автор создает интересную метафору, в которой отображает русские народные традиции: «жаль зимы старухи, и, проводив ее блинами и вином, поминки ей творим мороженым и льдом». Блины в этих строках символизирую Масленицу.

Далее лирический герой снова возвращается к осенним пейзажам. Он восхищается каждым проявлением золотой красавицы. Даже увядание называет пышным. Мужчина твердо уверен, что осень и зима полезны для его здоровья.

В последних частях стихотворения находим описание зимних вечеров, которые лирический герой проводит в своих думах. В это время им руководит воображение. Так из-под его пера появляются стихотворения. Процесс поэтического творчества в произведении подан как нечто, что происходит само собой, поэт только записывает мысли и рифмы. Произведение заканчивается риторическим вопросом, который каждый читатель может истолковать по-своему.

Разница между метафорой и сравнением

Метафора предполагает завуалированное, иносказательное, образное сравнение. Сравниваемый предмет называется именем чем-то похожего на него предмета. Сравнение обычно касается однородных или близких объектов.

Смысл метафоры всегда переносный, а в сравнении — прямой. Сравнение строится только с физическими объектами, а в метафоре по-разному.

Метафора, не указывая на наличие сходства, побуждает искать общие качества предметов, а сравнение прямо указывает на сходства между предметами.

Метафора зачастую объёмнее по содержанию, чем сравнение, и вводных слов не требует. В сравнении нередко применяются сравнительные союзы.

В чем ценность метафоры

С помощью метафоры легко донести нужную информацию даже до неподготовленного читателя.

Например, если вы эксперт в какой-то теме и пытаетесь объяснить вашему читателю смысл технологии теми же словами и выражениями, которые используются среди специалистов, то вас просто не поймут.

Или бывает так, что слова понял, смысл не понял. Потому что это скучно. Информация воспринимается как сложная, придется напрягаться, чтобы её усвоить. Вы рискуете прослыть занудой. Человек будет отвлекаться и толком не слушать вас.

Ещё сложнее обстоит дело, когда вам надо донести до человека оттенки смысла давно привычных для него понятий. В это ловушку часто попадаются тренеры личностного роста, успеха, тайм-менеджмента и других “абстрактных” тем.

Читателю кажется, что он уже всё знает про личностный рост и тайм-менеджмент, и ничего нового об этом сказать невозможно. Всё что вы пишете, он воспринимает, как прописные истины и почти не вникает в смысл ваших слов.

Однако, достигнуть успеха у него пока не получается и хронические опоздания показывают, что с тайм-менеджментом дела обстоят тоже не очень гладко

Как достучаться до такого читателя? Как привлечь его внимание?. Вам поможет метафора

Упакуйте в метафору новые смыслы через известные и вы откроете внимание читателя к восприятию новой информации

Вам поможет метафора

Упакуйте в метафору новые смыслы через известные и вы откроете внимание читателя к восприятию новой информации

Вот как это происходит.

Всё, что чрезмерно сложно для восприятия, наш мозг автоматически определяет как “скучное” и старается не уделять этому внимание, если только нет серьезной причины для изучения, например, сессии на носу. Всё простое и известное наш мозг тоже наделяет ярлыком “скучно” и также автоматически не уделяет этому внимания, считая, что пользы для нас в этом нет

Всё простое и известное наш мозг тоже наделяет ярлыком “скучно” и также автоматически не уделяет этому внимания, считая, что пользы для нас в этом нет.

Чтобы вызвать любопытство у людей, надо подавать новое дозированно, и упаковав в яркую метафору. Тогда читателям будет интересно.

Интересное о метафорах

Клаудия Кларидж (Claudia Claridge) в своей книге «Гипербола английского языка: корпусная лингвистика изучения преувеличений» («Hyperbole in English: A Corpus-based Study of Exaggeration») на стр. 73 рассказывает о том, как Рэймонд Гиббс (Raymond W. Gibbs Jr.) в 1994 году, сравнил три исследования.

Все три были сделаны на тему метафор и их использования:

1) первая работа учёных Барлоу, Файн и Поллио (1977 год), которая показала, что в минуту в среднем люди используют в своей речи 1,8 новых метафор и 4,08 старых. Таким образом, они заявили, что в среднем люди используют 5,88 метафор в минуту;

2) вторая работа, в 1989 году, сделанная Грайссером, Мио и Миллисом (Graesser, Mio, Millis), показала использование одной метафоры на каждые 25 слов;

3) уже в 1992 году Восс, Кеннет, Виллей и Энгстлер-Скулер, в свой черёд, выяснили, что люди используют в среднем одну новую метафору каждые 2-3 минуты.

Олицетворение. Примеры из литературы

Я свистну, и ко мне послушно, робкоВползет окровавленное злодейство,И руку будет мне лизать, и в очиСмотреть, в них знак моей читая воли.А.С. Пушкин

Выхожу один я на дорогу, Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу И звезда с звездою говорит.М.Ю. Лермонтов

И грезит пруд, и дремлет тополь сонный,Вдоль туч скользя вершиной заострённой,Где воздух, свет и думы — заодно,И грудь дрожит от страсти неминучей,И веткою всё просится пахучейАкация в раскрытое окно!А.А. Фет

Сияет солнце, воды блещут,На всем улыбка, жизнь во всем,Деревья радостно трепещут,Купаясь в небе голубом.Поют деревья, блещут воды,Любовью воздух растворен,И мир, цветущий мир природы,Избытком жизни упоен.Ф.И. Тютчев

Задремали звезды золотые,Задрожало зеркало затона,Брезжит свет на заводи речныеИ румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,Растрепали шелковые косы.Шелестят зеленые сережки,И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапиваОбрядилась ярким перламутромИ, качаясь, шепчет шаловливо:«С добрым утром!»Сергей Есенин

Осторожно ветерИз калитки вышел,Постучал в окошко,Пробежал по крыше:

Поиграл немногоВетками черемух,Пожурил за что-тоВоробьев знакомых.

И, расправив бодроМолодые крылья,Полетел куда-тоВперегонку с пылью.М.В. Исаковский

Снег идет, снег идет,Словно падают не хлопья,А в заплатанном салопеСходит наземь небосвод.Словно с видом чудака,С верхней лестничной площадки,Крадучись, играя в прятки,Сходит небо с чердака.Потому что жизнь не ждет.Не оглянешься – и святки.Только промежуток краткий,Смотришь, там и новый год.Снег идет, густой-густой.В ногу с ним, стопами теми,В том же темпе, с ленью тойИли с той же быстротой,Может быть, проходит время?Б.Л. Пастернак


С этим читают