Загадка моны лизы: чем болела героиня известного портрета?

Обобщённое описание картины «Мона Лиза»

Картина представляет собой поясной портрет. Перед нами молодая женщина на фоне пейзажа. Она вполоборота, с прямой осанкой, но спокойно и без малейшего напряжения сидит в кресле с невысокой спинкой, положив на подлокотник левую руку, а на её запястье правую. Кресло находится на просторном балконе с широким каменным парапетом и колоннами, которые присутствовали по бокам, но по каким-то причинам картина впоследствии была обрезана и утратила их, видны лишь два основания, базы колонн. Пейзаж за спиной героини вызывает удивление – ведь он представляет собой как бы вид с балкона презентабельного здания. Здесь художник прибег к своей излюбленной манере – изображать природу неизведанной и таинственной – он не любил безмятежных пейзажей и идиллических картинок. Так что фоном (линия горизонта довольно высока) стали петляющая дорога, горы, мост, водные потоки – природа уже не первозданна (есть мост), но по-прежнему могуча и грандиозна, словно представлена какая-то стадия сотворения мира, загадочного и постоянно меняющегося. Крупный масштаб изображения женщины на таком выразительном и многозначительном фоне придаёт ей магическое величие. От детального рассмотрения самой героини это впечатление только усиливается.


Ученики Леонардо

Возможно, что юный любовник Леонардо, будучи талантливым художником, создал копию работы учителя. Наличие одной или нескольких версий «Моны Лизы» еще не дает основание утверждать, что Леонардо своей рукой нарисовал две разные картины одну в 1503 году и вторую значительно позже. По мнению историков, другая «Мона Лиза», то есть отличная от той, что висит в Лувре, также вышла из мастерской художника.

Скорее всего, не один Салай скопировал «Мону Лизу» в мастерской Леонардо. В мадридском музее Прадо недавно была обнаружена копия, на которой голова, плечи и пальцы претерпели те же дорисовки, что Джоконда из Лувра. Кто-то вносил изменения в копию одновременно с оригиналом.

одна из копий Моны Лизы

Копирование картин прямо в мастерской или создание их версий, обычное дело для великих художников того времени, у большинства из них были мастерские и небольшие картины, например, изображение «Богоматери» писались в нескольких вариантах с помощью учеников. Для Леонардо это тоже привычная практика, можно назвать их работами под маркой Леонардо.

Художник и сам уверял, что существуют три вида картин — полотна высшего качества, к которым можно отнести «Мону Лизу», полотна средней руки такие как «Мадонна с веретеном» и другие образы «Мадонны» — созданные Леонардо и учениками и наконец, качественное ремесленничество, то есть работа из мастерской Леонардо. Есть достоверные сведения о подобных представлениях да Винчи.

Но доказывает ли это что «Мона Лиза» была создана в мастерской Леонардо, возраст холста совпадает, краски типичные для эпохи Леонардо. Ну, одно отличие ставит под сомнение ее подлинность все знаменитые работы Леонардо, «Мадонна с младенцем и святой Анной», «Иоанн Креститель», «Мадонна в скалах», были написаны на дереве, в отличие от Айзелуортской Мона Лизы. Зачем писать на холсте то, что уже изображено на дереве?

В библиотеке Ватикана хранится ценная коллекция Леонардо под названием «Кодекс Урбинос». В своем трактате о живописи Леонардо посвящает целую главу приемам работы с холстом. Он явно изучал, и набивал руку в живописи на холсте, не была ли Айзелуортская Мона Лиза одним из его экспериментов? Рентген картины поможет в этом разобраться.

В своем трактате мастер подробно описывает, как подготовить холст, но не упоминает использование чистых свинцовых белил, какое интересное упущение, но не для человека, стоящего на пороге новых открытий.

рентген снимок Айзелуортской Мона Лизы

Научные исследования говорят о том, что Леонардо использовал разные техники, такое ощущение, что каждая картина написана по-новому. Когда пишут по дереву базовый слой свинцовых белил оживляет цвета, придает им яркость и позволяет создать эффект трехмерного изображения, характерный для Леонардовской «Мона Лиза», но и сам рецепт смешивания красок уже само по себе произведение искусства.

Героиня и история картины

Лиза дель Герардини (1479-1542 или 1551) принадлежала к знатному, но небогатому флорентийскому роду. В 15 лет по любви вышла замуж – она стала третьей женой Франческо дель Джокондо, торговца тканями со средними доходами. Семья, в которой со временем появилось 6 детей, вела размеренную жизнь. В ту эпоху Флоренция славилась на всю Европу как великолепный город, изобилующий кроме всего прочего и талантами. Неудивительно, что Франческо, породнившись со старинным аристократическим родом супруги, в знак любви к ней заказал именитому художнику её портрет. Можно только предполагать, почему он не выкупил картину: по финансовым ли причинам или сам мастер не пожелал с ней расстаться. Известно, что после нескольких лет работы над портретом Леонардо считал его далёким от завершения и, покидая навсегда Италию в 1516 году, отправился во Францию, захватив с собой и «Мону Лизу».

Известность Джоконды

Картина была очень высоко оценена среди современников Леонардо, но с десятилетиями она стала забытой. Вплоть до XIX века о ней не вспоминали до того момента, как писатель-романтик Теофиль Готье рассказал про «джокондовскую улыбку» в одном из своих литературных произведений. Странно, но до этого момента эту особенность картины называли просто «приятной» и никакой тайны в ней не было.

Настоящую популярность среди широкой публики картина приобрела в связи со своим таинственным похищением в 1911 году. Газетная шумиха вокруг этой истории набрала картине огромную популярность. Ее удалось разыскать лишь 1914 году, где она была все это время – остается загадкой. Ее похитителем был Винчецо Перуджо, работник Лувра, по национальности итальянец. Точные мотивы похищения неизвестны, вероятно он хотел вывести полотно на его историческую родину Леонардо, Италию.

Мона Лиза в наши дни

«Мона Лиза» по-прежнему «живет» в Лувре, ей, как главной художественной приме, выделено отдельное помещение в музее. Несколько раз она страдала от вандализма, после чего в 1956 году ее поместили в пуленепробиваемое стекло. Из-за этого она сильно бликует, поэтому разглядеть ее иногда бывает проблематично. Тем не менее – именно она привлекает своей улыбкой и мимолетным взглядом большинство посетителей Лувра.

Факты о Мона Лизе

  • Приставка Мона означает «мадонна» или «миледи», а Лиза – это просто имя.
  • Личность человека на картине навсегда осталась загадкой. Часть исследователей склонны думать, что это автопортрет Леондардо да Винчи в женском образе, однако большинство считают Мона Лизу 24-х летней Лизой Геральдиной, известной также под именем Лиза дель Джокондо, которая была женой купца Франческо дель Джокондо. Также, возможно, что это портрет матери художника.
  • В 1956 году в Лувре произошло чрезвычайное происшествие. Хьюго Унгаза кинул камнем в портрет, от чего шедевр получил повреждение около левого локтя Мона Лизы.
  • Как вы думаете, сколько стоит эта картина? Сотни тысяч долларов? Миллионы? Миллиарды? Нет! Она бесценна! И именно поэтому шедевр всё ещё без страховки.
  • Интересные факты о Мона Лизе Леонардо да Винчи нужно обязательно дополнить тем, что женщина, изображённая на картине, не имеет бровей. Достоверно не известно, почему так случилось. Считают, что брови они стёрты во время одной из реставраций в средние века, так как тогда полностью удалять брови было в моде. Также есть мнение, что картинка преднамеренно незакончена автором.
  • Картина распологается в специальном зале в Лувре. Эта комната была создана за 7 млн. долларов именно для Мона Лизы. Шедевр находится под бронированным стеклом, а необходимая температура поддерживается с помощью компьютера и сложной системы датчиков.
  • Мона Лиза была завершена в замке Амбуаз во Франции приблизительно в 1505 году. По одной из гипотез Леонардо да Винчи похоронен в этом замке.
  • В зрачках Мона Лизы нарисованы микроскопические цифры и буквы. Их видно только с помощью специального оборудования. Считается, что это дата завершения картины и инициалы автора.
  • Мона Лиза считается одной из самых разочаровавших достопримечательностей. Столько шума и легенд, а приходишь в музей, она спрятана под стекло, и так далеко от тебя… всего лишь картина…
  • Особая волна популярности Моны Лизы возникла после похищения. 21 августа 1911 года картина была украдена Винченцо Перуджо, сотрудником парижского музея. В ходе расследования было уволено руководство Лувра, под подозрением оказались известные люди, такие как Пабло Пикассо и Гийом Аполлинер. Картина в результате была обнаружена 4 января 1914 года в Италии. После этого с ней было проведено несколько выставок, и затем она была возвращена в Париж. Мотивы преступления достоверно неизвестны, вероятно, что Перуджо хотел вернуть шедевр на родину Леонардо да Винчи.

https://youtube.com/watch?v=sNwsYks-9-U%3F

  • В годы Второй мировой войны Адольф Гитлер создал комиссию, которую возглавил искусствовед Ганс Поссе. Цель комиссии – захватить как можно больше произведений искусств для грандиозного музея фюрера. Однако Мона Лиза была укрыта в замке Шамбор. Точное местоположение хранилось в строгом секрете. Это спасло картину от очередного похищения.
  • Рассказывая про интересные факты о Мона Лизе Леонардо да Винчи, нужно упомянуть о пейзаже за этой женщиной. Скорее всего, это несуществующая местность. Однако, есть гипотезы, что это итальянские районы Монтефельтро или Вальдарно.
  • Секрет Мона Лизы кроется в её улыбке. Если смотреть на портрет в целом, то кажется, что женщина улыбается. Однако, если опустить взгляд ниже, убрав её глаза из поля зрения, иллюзия улыбки пропадает.
  • Сегодня картина находится в плохом состоянии. Её краски значительно потемнели, что произошло из-за склонности Леонардо да Винчи к экспериментам (он использовал не традиционный состав красок). Также на полотне образовались трещины, некоторые из которых видны невооружённым взглядом. В связи с этим теперь Мона Лиза не покидает стен Лувра, сотрудники музея не отправляют её на выставки.

Эксплуатация образа Моны Лизы

Про копии мы уже говорили. Есть еще Донна Нуда – обнаженная версия Джоконды. Автор картины не известен, но считается, что она была написана в одно время с героиней нашего рассказа.

Сумасшедшую популярность Джоконда получила после того, как ее украли. Что началось! Все газеты сообщали об этом происшествии.

И это познакомило широкую аудиторию масс, не посещающих музеи, с Моной.

Картину нашли, ее украл итальянский эмигрант, работник Лувра (на момент кражи уже уволившийся оттуда). Работу обнаружили у него под кроватью. Он не хотел сделать ничего плохого, просто лелеял мечту вернуть шедевр на родину, в Италию.

Бешеная популярность приносит иногда странные плоды. Некоторые художники вдруг стали издеваться над Джокондой. С ней стали экспериментировать.

Это сейчас мы знаем десятки фотожаб на Мону Лизу (смотри ниже) и только улыбаемся им. А тогда публика была оскорблена до глубины души, чего, вероятно, и добивались художники.

Например, Малевич в своей композиции перечеркнул изображение Джоконды и написал «Частичное затмение».

Марсель Дюшан пририсовал ей усики (какое кощунство! – негодовали зрители), после чего написал вообще неприличное L.H.O.O.Q. («у нее горячая задница», в смысле «девушка сильно возбуждена»).


Энди_Уорхол, Мона Лиза

Сегодня Мона Лиза находится под пуленепробиваемым стеклом, публика не может к ней приблизиться на расстояние более 3-х метров, так как мешают турникеты. Для картины выделен отдельный зал, где всегда полно зрителей. Ее посещают 8 миллионов туристов в год!

…И последнее, что хочу сказать исходя из собственного опыта. Если вы поедете в Лувр смотреть Мону Лизу, то, скорее всего, вас ждет разочарование. Вы ее не рассмотрите по нескольким причинам:

  1. Это маленькая темная доска размером со средних размеров книгу.
  2. От турникета, за который нельзя заходить, до стены – несколько метров.
  3. Пуленепробиваемое стекло отсвечивает, и вы видите не саму картину, а туристов впереди вас в отражении.
  4. Между вами и турникетом – толпа фотографирующих и волнующихся, так же, как вы, зрителей, которые пытаются что-то увековечить на своих телефонах, подняв их выше голов.
  5. Перед этим вы выстоите две очереди: при входе в Лувр на улице, потом в кассу. И будете очень уставшими.

В общем, если вы попадете в Лувр, попробуйте насладиться другими шедеврами живописи, а образ Моны Лизы оставьте себе тот, что запечатлен у вас в памяти. Проявите уважение к себе и не разрушайте миф о ее загадочности. Ведь она заслуживает романтического к ней отношения, не правда ли?)

Обрамление

Одна из вещей, на которые я бы не обратил внимание в портрете Моны Лизы, если бы не прочитал о них – это округлые шары по обе стороны от неё (см. рисунок ниже)

Считается, что та картина, которую мы сегодня видим немного меньше исходного изображения. Часть изображения была утрачена в какой-то момент при смене рам. Чем были шары?

Наиболее популярная теория гласит, что в оригинальной и полной версии картины шары продолжались двумя колоннами по обе стороны от Моны Лизы. Она на самом деле сидит на балконе, с которого открывается вид позади неё. Можно увидеть горизонтальную деталь балкона, расположенную между двумя колоннами.

Вот репродукция Моны Лизы с колоннами, сделанная одним художником.

Были колонны такими же как на репродукции или нет – я точно не знаю, но мне кажется, что Леонардо использовал технику, которую мы сейчас в фотографии называем обрамлением. Эта техника также предназначена для привлечения внимания к центральному образу портрета. Так же она добавляет немного контекста в картину (с колоннами становится более очевидным, что Мона Лиза сидит на балконе).

Домашнее задание

Научитесь использовать технику обрамления для привлечения внимания к центральному объекту съемки. Рамки могут быть ненавязчивой частью окружающей среды вокруг субъекта. Не стремитесь использовать их в каждом кадре, но и не упускайте возможность включить их чтобы добавить объем вашим портретным работам.

Чем болела Джоконда?

Сразу после того, как Котте опубликовал результаты своей работы, вышла статья бельгийских ревматологов и эндокринологов, которые рассмотрели во внутреннем уголке глаза у левого верхнего века Мона Лизы плоское желтоватое пятно, представляющее собой локальное подкожное отложение жиров, которое возникает из-за того, что в организме нарушается их обмен.

Ученые долго изучали картину и заметили на правой руке женщины выпуклость, напоминающую липому (по-простому жировик). Это доброкачественное образование.

По результатам этих наблюдений медики предположили, что Джоконда страдала тяжелым нарушением обмена жиров – гиперхолистеринемией, при которой в крови сильно повышаются уровни холестерина, а это, в свою очередь, приводит к многочисленным жировым отложениям, в том числе и в сосудах.  Но эту идею обычно отметают, так как Лиза Герардини умерла в старости, а не от инфаркта миокарда, который обычно развивается на фоне такого заболевания.

Американский оториноларинголог Кристофер Адур считал, что загадочная улыбка – не что иное как результат паралича Белла – паралича лицевого нерва, от чего развилась контрактура (спазм) мышц лица.

Искусствовед-стоматолог Джозеф Борковский высказал мысль, что улыбка Джоконды – следствие того, что у нее не хватает 4-8 передних зубов. Однако, критиков этой работы оказалось в разы больше, чем согласных.

Якобы непропорциональность пальцев и будто гримаса на одной стороне лица для некоторых врачей служили поводом «наградить» Джоконду диагнозом идиотии, поговаривали и о косоглазии из-за небольшой расфокусировки взора.

Вачи из Медицинской школы Гарварда и Университета Калифорнии в Санта-Барбаре решили поставить точку в череде этих диагнозов. Они «поставили» героине  гипотиреоз – заболевание, которое обусловлено недостатком в организме гормонов щитовидной железы (развивается, когда в рационе не хватает йода). Ученые предположили, что в пользу этого говорит желтоватый цвет лица, сдвинутая назад линия роста волос, одутловатое лицо, характерное для патологии, и отсутствие бровей.

В качестве других доказательств исследователи приводят чуть заметное увеличение охвата шеи в области самой щитовидной железы (зоб), что при гипотиреозе тоже бывает, поскольку ткани в условиях йододефицита разрастаются, пытаясь захватить из крови те крохи, которые в ней все-таки оказываются. Плюс к этому, если все-таки придерживаться лидирующего мнения о том, что изображена на полотне изображена именно Лиза Герардини, известно, что купец заказал портрет беременной жены в честь будущего рождения их сына. А беременные гораздо более чувствительны к нехватке йода, поэтому и гипотиреоз развивается у них чаще.

В эту теорию отлично вписываются нарушения обмена жиров и наблюдаемые у женщины ксантелазма и липома, которые тоже часто встречаются при этом заболевании. А слабая улыбка – признак мышечной слабости.

Но вполне возможно, что Мона Лиза ничем не болела. Может всему виной выцветшие краски и мода на отсутствие бровей.

По материалам med-history

Тайна

Кто эта женщина (высказывались разные гипотезы от той, что это женское изображение лица самого Леонардо до той, что это жена человека, заказавшего картину)? Что там на заднем фоне? Почему она улыбается (и улыбается ли)?

Есть что-то таинственное и в самом объекте (она выглядит одновременно и соблазнительно и отчужденно) и в том, как картина была написана (Леонардо использовал особую технику письма – «сфумато», совершенно новую для своего времени, при которой размывались края объектов и достигались неповторимые качества изображения). Это оставляет перед зрителем множество вопросов и дает пищу его воображению. Оставив детали картины открытыми к разным интерпретациям автор усиливает воздействие картины на зрителя.

Домашнее задание


Одним из элементов, который делает мастерскую фотоработу по настоящему великой является то, что она выходит за рамки фотофиксации и становится рассказчиком истории.

Мона Лиза вдохновляет зрителей на мечты и разговоры о ней столетиями просто потому, что часть ее истории остается недосказанной. Это то, что не может быть изучено фотографом, но может прийти с опытом.

Во Франции придумали довольно неожиданный способ помочь экономике страны, которая серьезно пострадала от эпидемии коронавируса. Чтобы поставить ее на ноги, местный бизнесмен предложил продать всего один экспонат из главного национального музея.

Каждый день звучат призывы к спасению европейской экономики, европейская комиссия уже выделила на постакарантинные 5 лет рекордные 750 миллиардов евро, причем это только начало. На этом фоне появляются порой нестандартные предложения. На этот раз оно пришло из Франции.

Некий Стефан Дистанген, основатель и генеральный директор компании, которая помогает корпорациям внедрять цифровые инновации, не нашел ничего лучшего, как предложить властям продать знаменитую «Джоконду» и вырученные деньги пустить на спасение французской экономики.

Спасать французскую экономику и правда нужно. Для этого властям понадобится как минимум 500 миллиардов евро. И каждый день появляются сообщения о новых миллиардах то на автопром, то на сельское хозяйство. Есть совсем свежая история.

Бруно Ле Мэр, министр экономики Франции: «Итак, сегодня утром мы объявляем чрезвычайное положение, чтобы спасти нашу авиационную промышленность, сделать ее более конкурентоспособной в XXI веке. Таковы амбиции этого плана, объявленного президентом под руководством премьер-министра и представляющего собой совокупные усилия нации в размере 15 миллиардов евро».

Предлагая продать Джоконду, Стефан Дистанген знает, про что говорит. Среди его клиентов в частности rbus и Air France. Но почему именно шедевр Леонардо?

Стефан Дистанген, основатель и генеральный директор инновационного агентства: «На то есть много причин. Во-первых, это картина с изображением итальянской женщины, написанная итальянским художником. Нам и так повезло обладать ею в течение 5 веков. И да, эта картина  шедевр. Но это всего лишь одна картина. Она в толщину-то всего 40 миллиметров. А вырученные с продажи деньги мы сможем вложить во что-то многократно большее».

Действительно, «всего 40 миллиметров»  звучит и цинично, и вызывающе. По мнению Дистингена, когда вы очень нуждаетесь, вы же готовы продать семейные драгоценности? Так вот «Мона Лиза»  она такая же семейная ценность, только всефранцузская.

Стефан Дистанген: «Это никакое не предательство. Это выбор между творчеством сегодня и завтра и тем, что было создано давным-давно. Должны ли мы оставить „Мону Лизу“ или инвестировать во что-то новое  в инновации и созидание будущего».

Как продавать? На аукционе? А сколько вообще «Джоконда» может стоить? В Интернете и сейчас можно купить массу «Джоконд» по сходной цене от 40 до 185 евро, причем без всяких торгов. Последняя оценка «Мона Лизы» официально была сделана в 1962 году. Тогда ее оценили в 100 миллионов долларов. Сейчас уже в десятки миллиардов.

Стефан Дистанген: «Может ли „Мона Лиза“» оказаться в закрытой коллекции? Я не думаю, что в мире найдется такой человек, который заплатил бы 15 миллиардов за картину и хранил бы ее взаперти. Нет, это просто невозможно. Поэтому предлагается создать особую криптовалюту джокондачейны. Каждый купит понемногу, картина останется в Лувре, но у властей будут живые деньги.

Интересно, но в мировой практике уже были подобные прецеденты. В 2014 правительство Португалии для спасения своей экономики выставило на продажу 85 полотен Миро на 40 миллионов евро. А в 2013 власти Детройта для тех же целей продали коллекцию Ван Гога и Пикассо из национального музея на 11 миллиардов долларов. Другое дело, что во Франции продажа государственных ценностей запрещена законом. И вряд ли ради пусть самой благородной или абсурдной идеи этот закон кто-то решит менять.

Палаццо Веккьо

В 1503 году Леонардо получил свой главный заказ — самый грандиозный проект во Флоренции, в том же году он начал писать портрет «Моны Лизы». Леонардо поручили запечатлеть великое сражение на стенах Палаццо Веккьо. Битва при Ангиари решающий момент в истории города. Для этой фрески художник использовал неопробованную технику, но на этот раз его изобретательность дала сбой.

фреска «Битва при Ангиари», работа Леонардо да Винчи

Горячие восковые краски слишком долго сохнут, они не удержались на стенах и начали растекаться. Это был самый масштабный проект во Флоренции, но Леонардо с ним не справился. Он бросил работу на середине и оставил фреску незаконченной. Сегодня от нее ничего не осталось.

Он уже не в первый раз отказывался от заказа, несколько его знаменитых работ, так и остались незаконченными. Леонардо не мог определиться с конечным вариантом. Он постоянно видел новые возможности и способы усовершенствовать свои работы.

Возможно, Леонардо точно так же потерял интерес, когда писал портрет жены торговца шелком. Неужели он устал от лица, которым сегодня восторгаются миллионы. Если это так, значит может существовать неоконченный портрет Айзелуортской Моны Лизы. Сравнивая два портрета, становится ясно, что это одна и та же женщина, только на неоконченной версии она чуть моложе.

сравнение картин

Вероятно, это поможет установить дату. Свидетельство о времени создания портрета хранятся в Германии в университете Гейдельберга. Хранители библиотеки обнаружили рукописное примечание на полях книги XVI века.

В октябре 1503 года портрет еще не закончен. В то время Лизе дель Джокондо было 24 года. Ее муж заказал Леонардо портрет жены, которая ждала второго ребенка. И хотя однажды ее назовут самой соблазнительной музой Леонардо, скорее всего, она провела с мастером совсем немного времени.

Художник сделал наметки, набросал эскиз будущей картины и поэтому скорее всего, их знакомство закончилось. Представление о том, что модель сидит на стуле, а художник напротив и так они проводят целую вечность, в корне ошибочны в жизни все не так.

Для Леонардо живопись была отдыхом от повседневной работы. Она была богатой флорентийской особой и это частный заказ не для всеобщего обозрения, женщина улыбается и в этом есть что-то личное. Мы видим женщину, которая вот-вот улыбнется. На картине изображено ближайшее будущее, в котором Лиза дель Джоконда широко улыбнется, но этот момент еще не настал.

«Мона Лиза» молодая женщина, жизнь которой скоро изменится, она готовится стать матерью, она располнела эта юная женщина, которая меняется внешне и внутренне, она жена и будущая мать.

Согласно системе налогообложения Флоренции граждане были обязаны сообщать о доходах и расходах, финансовые сделки, активы из архивов ценный источник для историков.

в 1503 по 1506 годы Леонардо жил во Флоренции, но записи о том, что супруги Джоконда заплатили за картину нет, возможно, они так и не получили готовый портрет. Почему Леонардо не отдал им работу, этому нет логического объяснения, в его интересах было закончить картину и получить деньги. Франческо наверняка жаждал приобрести работу самого известного художника современности. Нет разумного объяснения и почему Леонардо мог оставить ее у себя.


Вероятно, портрет не был окончен и Леонардо не получил деньги, но что он сделал с картиной, если оставил у себя значит, она долго находилась у него. Возможно до самой смерти.

Последние годы Леонардо провел во Франции по приглашению короля Франциска I. Он жил в замке в долине Луары, скончался в 1517 году и был похоронен в местной часовне.

История создания картины

«Мона Лиза» — лишь сокращенное название картины. В оригинале оно звучит как «Портрет госпожи Лизы Джокондо» (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo). С итальянского слово ma donna переводится как «моя госпожа». Со временем оно превратилось в просто mona, от него и пошло общеизвестное название картины.

Биографы-современники художника писали, что он редко брал заказы, но с Моной Лизой изначально была особая история. Он отдавался работе с особой страстью, тратил на ее написание почти все свое время и увез ее с собой во Францию (Леонардо покидал Италию навсегда) вместе с другими избранными картинами.

Известно, что картину художник начал в 1503-1505 году и лишь в 1516 наложил последний мазок, незадолго до своей смерти. Согласно завещанию, картина была передана ученику Леонардо, Салаи. Остается неизвестным то, как картина перекочевала обратно во Францию (скорее всего Фрациск I приобрел ее у наследников Салаи). Во времена Людовика XIV картина перекочевала в Версальский дворец, а после Французской революции ее постоянным домом стал Лувр.

В истории создания нет ничего особенного, больший интерес вызывает дама с таинственной улыбкой на картине. Кто же она?

Согласно официальной версии, это портрет Лизы дель Джокондо, молодой жены видного флорентийского торговца шелками Франческо дель Джокондо. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Франческо дель Джокондо был большим поклонником искусства и живописи, покровительствовал художникам. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней.

Но историки-современники Леонардо не так однозначны. По мнению Джорджо Вазари, моделью могли быть Катерина Сфорца (представительница правящей династии Итальянского Возрождения, считалась главной женщиной той эпохи), Чечилия Галлерани (возлюбленная герцога Людовика Сфорца, модель еще одного портрета гения – «Дама с горностаем»), мать художника, сам Леонардо, юноша в женском одеянии и просто портрет женщины-эталона красоты эпохи Возрождения.

Секрет улыбки

«Джоконда! Это слово немедленно вызывает в памяти сфинкса красоты, который так загадочно улыбается с картины Леонардо… Опасно попасть под обаяние этого призрака… Её улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична… Если бы Дон Жуан встретил Джоконду, он бы узнал в ней все три тысячи женщин из своего списка…»

«Студия Леонардо да Винчи»: Джоконду развлекают музыканты

«Готье сделал главное — он придумал загадочную улыбку Джоконды. До него никто не видел в ней никакой тайны. Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь „приятной“. Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя.»

Фрагменты картин Леонардо да Винчи с подобными загадочными улыбками («Иоанн Креститель» и «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом»)

«Ведь стоит только всмотреться в глаза Джоконды, как можно без труда заметить, что она, собственно говоря, совсем не улыбается. Это не улыбка, но хищная физиономия с холодными глазами и отчётливым знанием беспомощности той жертвы, которой Джоконда хочет овладеть и в которой, кроме слабости, она рассчитывает ещё на бессилие перед овладевшим ею скверным чувством.»

Тайна личности

Тяжело идентифицировать особу, изображенную на полотне. По этому поводу представлено много спорных гипотез. Исследователи расходятся во мнениях. Приверженцы разных теорий выдвигают следующие утверждения относительно личности Моны Лизы: одни из них уверены, что это Изабелла из Эсте. Вторые — что на картине молодой человек в одежде женщины. Третьи склонны к тому, что это супруга знатного флорентийца дель Джокондо. Еще говорят, что это обыкновенная идеальная девушка, или собственный автопортрет да Винчи.

Тайна «Моны Лизы» остается неизвестной и сегодня. В 1517 году великого мастера посетил кардинал Луи Арагонский. Секретарь монсеньора описал эту встречу. Он записал, что Леонардо да Винчи продемонстрировал Луи три своих картины. На одной была изображена флорентийская дама, которую написали с натуры по прошению Джулиано Медичи. На второй был изображен лик молодого Иоанна Крестителя. И третье полотно оказалось портретом Святой Анны и Марии с новорожденным Иисусом.

Некоторые историки утверждают, что флорентийской дамой была именно Мона Лиза. Но, может быть, это был и какой-либо иной портрет, с которого нет никаких копий и даже не осталось свидетельств о нем. Поэтому Медичи не мог иметь ничего общего с «Моной Лизой».

Причёска и наряд

Тёмные волосы, разделённые пробором, под прозрачной невесомой вуалью. Они свободными лёгкими волнами ниспадают на плечи. Причёска в целом выглядит очень скромно и бесхитростно.

Небольшой вырез платья открывает нежную шею и молодую грудь женщины. Присборенный лиф платья из мягкой тёмно-зелёной ткани оторочен золотисто-коричневой тесьмой и украшен вышивкой по контуру выреза. Кстати, возможно, Леонардо да Винчи в этих завитушках зашифровал собственную подпись – «vincolare» (с итальянского вязать, завязывать) звучит почти в унисон с фамилией мастера. Нежный жгут такой же ткани перекинут через плечо. Золотисто-коричневые рукава достаточно широки, чтобы чувствовать себя в платье свободно и комфортно, о чём говорит множество мягких складок, искусно выписанных художником.

Линии прядей волос, вуали и мягкой ткани гармонично перекликаются с извилистыми элементами пейзажа и соединяют героиню картины с природой.

Фон

О фоне Моны Лизы написано  достаточно много, но мы и сегодня можем  почерпнуть кое-что для себя.

Главное, что надо отметить – в то время как другие художники изображали и лицо и фон на портрете в фокусе с большим количеством деталей, фон Моны Лизы выглядит постепенно выходящим из фокуса, размывающимся по мере удаления от фигуры.

Это было необычно для своего времени, но именно такой эффект используется современными фотографами, снимающими на открытых диафрагмах чтобы сделать более размытым фон и сосредоточить внимание зрителя на центральном объекте. При этом на фоне есть безусловно интересные детали (было много споров о том, что если совместить две половины, то они «совпадут» или о том, что это какой-то фантастический или выдуманный фон), цвета в нем слегка приглушенные, смягченные и ослабленные – вновь оставляя акцент на Моне Лизе

При этом на фоне есть безусловно интересные детали (было много споров о том, что если совместить две половины, то они «совпадут» или о том, что это какой-то фантастический или выдуманный фон), цвета в нем слегка приглушенные, смягченные и ослабленные – вновь оставляя акцент на Моне Лизе.

Домашнее задание

Существуют несколько способов работы с фоном в портрете. Он может быть использован, чтобы поставить модель в определенную обстановку, показывая её окружение. Или он может быть почти пустым с несколькими деталями для того, чтобы поместить объект съемки.

Леонардо в некотором смысле совместил оба подхода

Он не отвлекает внимание от девушки, но в тоже время пейзаж за спиной имеет элемент загадки и вызывает интерес. Он также визуально взаимосвязан с субъектом некоторыми формами и цветами, почти зеркально повторяющими формы и цвета одежды модели

Урок в том, чтобы внимательно относиться к работе с фонами – они могут значительно обогатить или обеднить ваши портреты.

Что изображено позади Моны Лизы?

Не все ясно и с пейзажем позади загадочной женщины.

Исследовательница Карла Глори пришла к выводу, что за спиной Джоконды изображено не нечто абстрактное, фантазия художника, а реальный пейзаж города Боббио на севере Италии. А Боббио был вотчиной Сфорца! И вполне возможно, что да Винчи гостил у своего постоянного заказчика и писал там портрет его дочери (снова пункт № 2).

Как бы там ни было, но пейзаж играет важнейшую роль на этой картине.

Дымчатый, даже космический, неземной пейзаж без признаков присутствия человека. На первом плане героиня портрета написана в коричнево-золотисто-рыжеватых тонах. Фон – в изумрудно-зеленых, «подводных» цветах. И именно пейзаж увеличивает  достоинства портрета, считают специалисты.

«Скалистый, словно увиденный сквозь морскую воду пейзаж на портрете Моны Лизы обладает какой-то другой реальностью, чем сама ее фигура. У Моны Лизы — реальность жизни, у пейзажа – реальность сна. Благодаря этому контрасту Мона Лиза кажется такой невероятно близкой и ощутимой, а пейзаж мы воспринимаем как излучение ее собственной мечты», — пишет Борис Виппер.

«Волнистая прядь волос Джоконды созвучна прозрачной вуали, а брошенная через плечо свесившаяся ткань находит себе отзвук в плавных извивах далекой дороги», — Михаил Алпатов.


С этим читают