Федор тютчев

Композиция произведения

Структура стихотворения следующая: четверостишие образно делится на две половинки по паре строк. В первой части, которая при прочтении выходит на передний план, поэт высказывает тезис о том, что невозможно заранее знать, как отреагируют люди на творчество. Во второй же части он отмечает, что реакция может быть разнообразной — от положительной оценки до банального сочувствия.


Стихотворение написано с помощью классического катрена — четырехстопного ямба с кольцевой рифмой. Центральными моментами выступают «слово» и «отзовется»

Также автор обращает внимание на понятие «благодать», которое отождествляется с «сочувствием»

Композиция

Несмотря на небольшой размер произведения, его можно условно разделить на две части.

В первой поэт говорит о невозможности предугадать, как отзовется сказанное слово – то есть об изменчивости человеческой натуры, которая отзывается на поэтические творения самым непредсказуемым образом. В то же время завершающие строки четверостишия выражает надежду, что в человеке все же можно пробудить таким образом доброту, сострадание и другие хорошие чувства.

Таким образом Тютчев кратко отвечает на очень важный для русской литературы, даже “вечный” вопрос – необходимо ли слово, можно ли с его помощью сделать мир лучше. Мнение поэта однозначно – да.

Сюжет

Ленинград, 1941 год. Девушка Таня возвращается с заводской смены с подругами. По этой же улице идет взвод солдат. Таня заискивает перед проходящим мимо Лейтенантом, «угрожает» напугать, выкрикивает свой адрес «так, как кричат от усталости». Подруги говорят, что она сегодня именинница. Вечером Лейтенант (Саша) неожиданно приходит к Тане в дом. Времени на узнавание и понимание друг друга у них – один вечер. Они становятся мужем и женой. Саша сочиняет будущее письмо Тани себе на фронт: «Пишет тебе твое чудо…» Тем временем Таня в кухне разогревает сахар на огне и выливает себе в руку. Ожог позволит ей не идти на работу и побыть подольше с Сашей. Но Саша, поняв, что она сделала, уходит. Быстро возвращается – Таня легла спать. Саша вытаскивает её из дома, чтобы она шла на завод (там безопаснее). Саша бежит к своей части, по пути его убивает бомбежкой.

Средства выразительности

Фактически в стихотворении использовано совсем немного художественных приемов – развернутое сравнение “как нам дается благодать“, метафора “слово наше отзовется“, анафора “как-как“.

Важную роль также играет использованная в нем возвышенная лексика – она подчеркивает важность мысли, которую высказывает поэт, ее близость к духовному миру. Не зря поэт завершает четверостишие умолчанием – таким образом он намекает на то, что читателям необходимо задуматься о важности слов, оценить их значение и думать, прежде чем произносить что-то

Не зря поэт завершает четверостишие умолчанием – таким образом он намекает на то, что читателям необходимо задуматься о важности слов, оценить их значение и думать, прежде чем произносить что-то. Предыдущая Анализ стихотворений«Девушка пела в церковном фоне» анализ стихотворения Блока по плану кратко – идея, история создания Следующая Анализ стихотворений«Скрипка и немножко нервно» анализ стихотворения Маяковского по плану кратко – идея, образы

Предыдущая Анализ стихотворений«Девушка пела в церковном фоне» анализ стихотворения Блока по плану кратко – идея, история создания Следующая Анализ стихотворений«Скрипка и немножко нервно» анализ стихотворения Маяковского по плану кратко – идея, образы

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Нам не дано предугадать. » (восприятие, истолкование, оценка)

Ф.И. Тютчев вошел в историю русской поэзии как поэт-философ и поэт-психолог. В его творчестве наблюдается влияние лирики Пушкина, Лермонтова, Фета. Тютчев, как последний русский романтик, творивший в эпоху реализма, считается предвестником символизма и экзистенциализма в русской поэзии.

Ф.И. Тютчев (1803 — 1873) жил в эпоху мировых потрясений, изменений и катаклизмов. Этим, а также драматическими событиями в судьбе поэта, особенно в конце жизни, объясняется его трагическое мироощущение. Тютчев считает, что мир и человеческая жизнь, по большому счету, негармоничны и никогда не смогут достичь гармонии («Наш век», «Пророчество», «Кончен пир, умолкли хоры»). В этом дисгармоничном мире человек обречен чувствовать себя одиноким («Душа моя, элизиум теней…»)

Стихотворение «Нам не дано предугадать…» написано в конце жизни поэта — в 1869 году. Оно представляет собой философскую миниатюру – сжатую, краткую и очень выразительную. Можно сказать, что это наблюдение зрелого человека, прожившего долгую жизнь и имеющего большой опыт. Всего четыре строчки, но какой глубокий смысл в них заложен!

Нам не дано предугадать,


Как слово наше отзовется, —

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…

Это стихотворение представляет собой, на мой взгляд, некую загадку, ребус, в котором каждое слово имеет большое значение. Разгадав эту загадку, можно стать посвященным в еще одну тайну, закон жизни.

Рассмотрим первые две строки стихотворения:

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется…

Чье слово отзовется? Местоимение «наше» указывает на множественное число, значит, это философское раздумье касается не только автора, и даже не только его читателей, но и каждого человека, живущего в России и вообще на планете Земля.

Метафора «слово отзовется» заставляет задать следующий вопрос: отзовется где, в ком? Поэт использует в данном случае метафору одушевления, значит, на мой взгляд, он считает слово живой материей, способной влиять на людей. Возвышенный глагол «предугадать» усиливает магическое действие человеческого слова: оно способно, по мнению Тютчева, влиять как на повседневные события в жизни людей, так и на их судьбы в целом. А также на судьбы целых поколений — в зависимости от того, какой опыт, какое назидание оставят их предки. Это влияние, конечно же, может быть как положительным, так и отрицательным, но, в любом случае, оно всегда очень сильно.

Первая строка стихотворения представляет собой безличное предложение. Высшая божественная сила, по мнению Тютчева, управляет людьми, их действиями и поступками. Только Бог может знать, как «слово наше отзовется». Возможно, под его влиянием мы эти слова и произносим, ради каких-то неведомых нам целей, иногда — как бы помимо своей воли:

И нам сочувствие дается,


Как нам дается благодать…

В утешение той же Высшей силой (безличные предложения) нам дается «сочувствие». Как понимать это слово? Сочувствие – это и отзывчивое отношение к переживаниям других людей, и благожелательное отношение к ним.

Мне кажется, что здесь имеется в виду и то, и другое значение. Из-за того, что мы сами можем стать виновниками чьих-то переживаний и даже страданий, нам дается дар сочувствия – дар сопереживания другим людям. В то же время способность к сочувствию позволяет нам прощать друг друга: мы понимаем людей, которые делают нам плохо, и прощаем им, относимся к ним благожелательно. За это, а может быть, и просто из-за любви к любям Бог посылает нам свое сочувствие как благожелательное отношение. Недаром Тютчев использует в качестве завершающей строки сравнение «как нам дается благодать…» Благодать – сила, ниспосланная человеку свыше Богом. Здесь, как мне кажется, имеется в виду благодать и как дар человеческого сочувствия, и как любовь Бога к человеку.

В синтаксическом плане стихотворение представляет собой сложную конструкцию – период. Он делится на две одинаково построенные части: сложноподчиненные предложения со сравнительными придаточными (с союзом «как»). Первая часть содержит в себе причину, а вторая – следствие.

Кроме синтаксического параллелизма, в стихотворении используется анафора (нам — нам, как – как нам). Произведение заканчивается умолчанием, которое выражается на письме многоточием. Это создает ощущение раздумья, многократно обдуманных мыслей, воплотившихся наконец в слове.

Данное произведение представляет собой четверостишие (катрен) с кольцевой рифмовкой, создающее ощущение цельности и законченности произведения.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

История написания

Процесс создания произведения весьма прозаичен. Строки были написаны в 1869 г., когда Федор Иванович чувствовал, что стоит на пороге старости. Опубликовали стихотворение не сразу — это случилось только в 1903 г. Последние годы Тютчева в творческом плане прошли не очень плодотворно:

  1. 1868 г. — выходит, но не получает общественного признания второй сборник Федора Ивановича.
  2. 1873 г. — поэт умирает.

У лирики Тютчева довольно сложная история. Периоды забвения в ней сменяются этапами воскрешения.

Стихотворение максимально короткое. В нем всего четыре строки. С их помощью автор успел донести много смысла. Это особенность поэзии Тютчева

Современные критики фиксируют внимание на краткости его сочинений. Еще Некрасов отмечал, что все произведения поэта коротки, но ни к одному из них совершенно нечего прибавить

Иван Сергеевич Тургенев комментировал творчество Тютчева следующим образом: «Самые короткие стихотворения почти всегда наиболее удачные».


Структура стихотворения

По сравнению с другими произведениями автора – данное стихотворение краткое, емкое, но содержащее четкий посыл к читателю. Тютчев старался вложить в свое творение все эмоции, переживания, собственное мировоззрение и видение современных межличностных отношений. Автор считал, что внутреннее спокойствие и гармонию с самим с собой нереально достигнуть, не будучи хорошим человеком, который ответственно относится к своим словам и поступкам.

Данная тема неоднократно поднималась и обсуждалась в произведениях и стихотворениях многих литераторов того времени. Это обусловлено тем, что душевная организация каждого поэта тонка, чувствительна и достаточно многогранна. Им гораздо сложнее находить общий язык и вливаться в коллектив, нежели не творческим личностям. Они пропускают через себя даже самые незначительные мелочи и проблемы, остро переживают моменты неудач, непонимания и отсутствия вдохновения.

Главная мысль стихотворения, которую Тютчев постарался донести до читателя это то, что нужно быть ответственным за каждое свое слово, и всегда ставить себя на место собеседника, прежде чем озвучить тот или иной факт.

Лирика Тютчева

При знакомстве со стихами Федора Ивановича кажется, что их истинную суть нам действительно не дано предугадать. Тютчев стихотворения свои обвивал метафорами и незаурядными образами. Его лирику можно определить как философскую, а центральные моменты — как идеи борьбы:

  • между человеком и природой;
  • между любовью и ненавистью;
  • между добром и злом.

В природе поэта привлекают проблемные, экстремальные ситуации — шторм, огонь, борьба стихий. В человеческой жизни — бой страстей, их «роковой поединок».

Никто не знает, как может отозваться слово, сказанное или написанное недавно, на следующий день или через несколько столетий. Поэт увековечил свои строки. Но мог ли он быть уверен, что будет получать отклик в сердцах читателей спустя почти два века? Конечно же, нет. Как раз этот вопрос позволяет определить тему стихотворения. Тютчев призывает задуматься о роли поэта и его творчества в жизни общества в целом и в судьбе отдельно взятого человека.

Жанр

это стихотворение однозначно относится к философской лирике – поэт размышляет о высоких материях, подчеркивает важную роль духовного начала в общественной жизни и высказывает мнение о том, что происходящее в реальной жизни – необратимо. Именно на этой мысли Тютчев в конце концов и делает акцент.

Это произведение не зря называют стихотворным афоризмом – мысль в нем выражена максимально емко, полно и кратко одновременно.

Благодаря точному подбору слов, каждое из которых находится на своем месте, использованию глаголов и четкому четырехстопном ямбу со смежной рифмой Тютчеву удается вложить в стих максимум от своей философской идеи.

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»


С этим читают