Небытие

Отрицательное местоимение

Ничто́ — также отрицательное местоимение для неодушевлённых объектов. Может применяться различными способами:

Если в стакане ничего нет — значит, в стакане пустота.
(ничего нет: нет никаких предметов)

Мы совершенно ничего не делали на её уроках — только слушали бесконечные шутки и истории из жизни.

(ничего полезного)

Уничтожить — обратить в ничто.


Ничего — «ничто» в родительном падеже, также может значить отрицание проблем, то, что всё нормально.
— Ну, что там у вас?
— Да ничего. Живём помаленьку.
(ничего особенного не происходит)

Ничтожный, ничтожество — малый, бренный, ничего не значащий, бесчестный.

Примечания

  1. Шварц Т. От Шопенгауэра к Хейдеггеру / пер с нем. — М.: Прогресс, 1964. — С.106
  2. Латинское действительное причастие «ens» обычно переводится русским «сущее» или «существующее». См., например: Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. — 6-е изд., стереотип. — М.: «Русский язык», 2000. — 846 с. — ISBN 5-200-02765-9. — c.284.
  3. Парменид //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  4. Трофимова Ю. А. Парменид и Демокрит: учение о бытии и устойчивость // Манускрипт. — 2017.
  5. Neumann, P. G. (1977). Visual prototype formation with discontinuous representation of dimensions of variability. Memory & Cognition, 5(2), 187—197.

Из чего складывается единое мировоздания

Бытие как суммарное единство, включает в себя множество процессов, вещей, природных явлений и человеческую личность. Эти компоненты имеют взаимосвязь друг с другом. Диалектика полагает, что формы сущего рассматриваются только в неразрывном единстве.

Разнообразие частей бытия чрезвычайно велико, но существуют признаки, обобщающие сущее и выделяющие из него некоторые категории:

  • Всеобщее. Вселенная в целом. Включает в себя космос, природу, человека и результаты его деятельности
  • Единичное. Каждый человек, растение или животное.
  • Особенное. Происходит от единичного. В эту категорию относятся различные виды растений и животных, социальные классы и группы людей.

Бытие человека тоже классифицировано. Философы выделяют:

  • Материальный мир вещей, явлений и процессов, которые возникли в природе или были созданы человеком
  • Материальный мир человека. Личность предстает как телесное существо и часть природы, и в то же время как существо мыслящее и социальное.
  • Духовный мир. Объединяет духовность каждого индивидуума и общечеловеческую духовность.

Между идеальным и реальным бытием выявляются различия.

  • Реальное или существование. Сюда относятся материальные вещи и процессы. Носит пространственно-временной характер, неповторимо и индивидуально. Считался основой бытия в материализме.
  • Идеальное или сущность. Включает в себя сознание, внутренний мир человека и психическое состояние. Лишено характера времени и действия. Неизменно и вечно.

Материальный мир как единая система

С зарождения философии первые мыслители стали задумываться о том, что представляет собой окружающий мир и как он возник.

Сущее, со стороны человеческого восприятия, двояко. Его составляют вещи (материальный мир) и духовные ценности, созданных людьми.


Еще Аристотель основой бытия назвал материю. Явления и вещи можно объединить в одно целое, единую основу, которой и является материя. Мир образуется из материи как единство, не зависящее от воли и сознания человека. Этот мир воздействует через окружающую среду на человека и общество, а те, в свою очередь, прямо или опосредованно воздействуют на окружающий мир.

Но не взирая ни на что бытие едино, вечно и беспредельно. Различные формы: космос, природа, человек и общество существуют равнозначно, хотя представлены в различных формах. Их наличие создает единый, универсальный, бесконечный универсум.

На каждом этапе развития философской мысли человечество стремилось к пониманию единства мира во всем его разнообразии: мира вещей, а также духовного, природного и общественного миров, образующих единую реальность.

Литература

  • Бадью А. Бытие и событие. (L’Etre et l’Événement. — Paris: Seuil, coll.L’ordre philosophique, 1988.)
  • Гайденко П. П. Бытие и разум. // Вопросы философии. 1997.№ 7.
  • Гайденко П. П. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Исаев А. А. Проблема обоснования категорий «бытие» и «существование» в истории философии // Философская жизнь Урала. Екатеринбург, 1999. С. 200—2006.
  • Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. — М.: Республика, 2000.
  • Солодухо Н. М. Бытие и небытие как предельные основания мира //Вопросы философии, № 6, 2001.
  • Хайдеггер М. Бытие и время. — М.: Ad Marginem, 1997. Перевод с немецкого В. В. Бибихина.
  • Цывелев В. Р. Категория бытия в русской философии: (от Вл. Соловьева к С. Л. Рубинштейну) // Учёные записки МГПИ.- Мурманск, 2002.-Вып.1.- С. 64-72.

«Ничто» в физике

В физике следует разделять понятия вакуума, абсолютной пустоты и абсолютного «ничто». Вакуум — отсутствие в пространстве какого бы то ни было вещества, тем не менее, в вакууме могут существовать различные поля.

Если вообразить, что в некотором пространстве нет вещества и энергии (что практически невозможно) оно всё равно будет оставаться местом, куда можно поместить что угодно. Тем не менее, в физике есть принцип суперпозиции, согласно которому поле, создаваемое одним источником, например, гравитационное поле материи, накладывается на поле, создаваемое другим источником. В результате такого взаимодействия в некоторой области пространства напряженность поля может уменьшиться вплоть до нуля.

«Ничто» — знаковое выражение, языковое представление того, что мнится как отсутствие не только материи, но и пространства, отсутствие всего вообще. «Ничто» не существует, для него нет позитивного определения, это — символ, образ мышления, связанный с идеей несуществования чего бы то ни было, а это уже чистая философия.

Физиками рассматриваются теории образования Вселенной «из ничего», однако пустота или ничто не является корректным физическим понятием.

См. также: Vantablack

Как философы открывали для себя мироздание

Первым, кто выделил реальность как категорию, названную «бытием», стал Парменид —древнегреческий философ, живший в VI-V вв. до н.э. Философ использовал наработки своего учителя, Ксенофана и элейской школы, чтобы классифицировать весь мир, используя в основном такие философские понятия как бытие, небытие и движение. По Пармениду, сущее непрерывно, неоднородно и абсолютно неподвижно.

Платон внес большой вклад в разработку проблемы сущего. Античный мыслитель отождествлял бытие и мир идей, и считал идеи подлинными, неизменными, вечно существующими. Платон противопоставлял идеям неподлинное бытие, которое состоит из доступных человеческим чувствам вещей и явлений. Согласно Платону, вещи, воспринимаемые с помощью чувства – тени, которые отображают истинные образы.

Аристотель в основании мироздания расположил первичную материю, не поддающуюся любой классификации. Заслуга Аристотеля в том, что философ первый вывел идею о том, что человек способен познать реальное существование через форму, доступный образ.

Декарт трактовал данное понятие как дуализм. Согласно концепции французского мыслителя, сущее составляет материальная форма и духовная субстанция.


Философ XX М. Хайдеггер придерживался идей экзистенциализма и считал, что сущее и бытие – не тождественные понятия. Мыслитель сравнивал сущее со временем, заключив, что ни первое, ни второе невозможно познать рациональными методами.

Примечания

  1. Ничто — статья из Большой советской энциклопедии. 
  2. Werner S. Weiglhofer. § 4.1 The classical vacuum as reference medium // Introduction to complex mediums for optics and electromagnetics / Werner S. Weiglhofer and Akhlesh Lakhtakia, eds. — SPIE Press, 2003. — P. 28, 34. — ISBN 978-0-8194-4947-4.
  3. Tom G. MacKay. Electromagnetic Fields in Linear Bianisotropic Mediums // Progress in Optics, Volume 51 / Emil Wolf. — Elsevier, 2008. — P. 143. — ISBN 978-0-444-52038-8.
  4. Вакуум — статья из Большой советской энциклопедии. 
  5. Пустое множество — статья из Большой советской энциклопедии. 
  6. Ничтожный // Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.

Античная философия

Элеаты

Парменид, родоначальник элейской философской школы, впервые поставивший проблему осознания бытия, проводит прямое соответствие между последним и реальностью. Противопоставляя бытию небытие, Парменид отказывает небытию в самой возможности существования. В соответствии с учением элейской школы, небытия не существует, вследствие этого его невозможно помыслить, описать рационально:

Можно лишь то говорить и мыслить, что есть: бытие ведь Есть, а ничто не есть.

Атомисты

Развитие философии атомистов, главным образом благодаря Демокриту и Левкиппу, принесло новое восприятие понятия «небытие». Здесь небытие рассматривалось как «пустота» (ничто), и за ним признавалось право на существование в реальности. Знаменитый постулат Демокрита гласил, что бытие не более реально, чем небытие. Атомисты воспринимали небытие как некое пространство, протяжённость.

Платон

С развитием диалектической философии Платона вновь возникает вопрос о существовании небытия. Поскольку диалектика Платона подразумевала переход объекта в своё иное (тезис о единстве противоположностей), то, следовательно, бытие должно переходить в небытие. Таким образом был выработан тезис о существовании небытия, необходимость которого равна необходимости существования самого бытия.

3 Формы бытия.

Целостное бытие как реальное многообразие различных вещей и явлений подразделяют на различные формы.

Первая классификация форм бытия:

1) материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира

2) идеальное бытие – явления духовной жизни человека и общества (чувства, настроения, мысли, идеи, теории)

3) человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире

4) социальное бытие – бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

Вторая классификация:

  1.  ноуменальное бытие («ноумен» — вещь сама по себе) – бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны.
  2. феноменальное бытие («феномен» — явление, данное в опыте) – кажущееся бытие, такое, каким его видит познающий субъект.

Таким образом, практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и феноменальное бытие совпадают.

Современная российская философия

Одним из известных исследователей проблемы небытия в российской философской науке является А. Н. Чанышев, автор философского труда «Трактат о небытии». Там он приводит целый ряд примеров, доказывающих существование небытия в различных ситуациях и аспектах. Более того, он признаёт небытие единственным истинно существующим, в то время как бытие, по его мнению, относительно и изменчиво. Всю же человеческую культуру Чанышев считает попыткой убежать от небытия, чего сделать невозможно.

Так, философ доказывал существование небытия через временной аспект: бытием является только настоящее, прошлое и будущее же являются небытием для настоящего. «Эмерджентный модус» небытия заключается в том, что множество вещей до своего открытия или изобретения также находились в небытии. Кроме того, любой объект, бытующий в одном месте, во всех других точках пространства в данный момент не существует.

История понятия

В русском языке

Бытием названа первая книга Ветхого Завета. В церковнославянском переводе словом бытие (Сіа книга бытія небесе и земле) названо то, что в синодальном именуется происхождением (греч. γενέσεως; лат. generationes) (Быт. ). Термин бытие встречается в Премудростях Соломона (Прем. ) в книге пророка Даниила (Дан. ). У философа Григория Сковороды Бытие является синонимом мироздания. У Григория Теплова бытием переводится латинское слово ens.

Древнегреческая философия о бытии

Понятия бытие и небытие в своём происхождении восходят к рассуждениям древнегреческого философа Парменида

Парменид впервые обращает внимание на такой аспект всякого сущего как бытие. Есть сущее и есть существование этого сущего, которое и называют бытием

Небытия, «ничто» (того, что не существует) нет. Таким образом, первый тезис Парменида звучит так: «Бытие есть, небытия — вовсе нет». Из этого тезиса следует, что бытие — одно, неподвижно, не имеет частей, едино, вечно, благо, не возникло, не подвержено гибели, поскольку в противном случае пришлось бы допустить существование чего-то кроме бытия, то есть небытия, а это, по мысли Парменида, недопустимо.

Парменид полагает также, что «мыслить и быть есть одно и то же» и что «одно и то же мысль и то, на что мысль устремляется». Поскольку небытия нет — это значит, что его и мыслить нельзя. Всё, что мыслимо, есть бытие.

В некоторых аспектах отличается понимание бытия Демокритом от его трактовки Парменидом. Демокрит уже допускал существование небытия, которое он считал пустотой, образованной между атомами. Будучи приверженцем атомистической концепции мироустройства, Демокрит признавал бытие состоящим из твёрдых неделимых устойчивых атомов. Бытие для него устойчиво и не зависит от субъективных восприятий человека. Таким образом, характерные черты атомов, такие как устойчивость, непрерывность во времени, неизменность, совпадают в его учении с характеристиками самого бытия. Представление бытия как совокупности атомов характерно и для Левкиппа, предшественника и учителя Демокрита, который также представлял себе небытие как пустоту между атомами. Кроме того, Демокрит подчёркивал, что настоящей действительностью являются только атомы и пустота, остальное же, что подвержено чувственному восприятию человека, не существует в действительности, ибо субъективно.

Учение Аристотеля о бытии представлено в его «Метафизике». Он, в частности, разделил бытие на потенциальное (возможность) и актуальное (действительность).

Идеалистическая философия о бытии

В философии объективного идеализма под бытием понимают подлинную и абсолютную вневременную реальность, в противовес наличному миру становления. С точки зрения идеализма, этим бытием является дух, разум, бог. Разные виды идеализма отождествляют объект познания с чувственным восприятием, «музами», идеями — истолковывают бытие как нечто идеальное, зависимое от сознания, порожденное им.

В диалектическом материализме

Диалектический материализм уравнивает понятие реальности, бытия и природы[источник не указан 3150 дней]. Марксизм также вводит понятие общественного бытия как оппозицию общественного сознания. Диалектический материализм в целом не отрицает, что сознание, мышление имеют бытие, но придерживается мнения, что бытие сознания, мышления порождено и обозначено[прояснить] через бытие материи, природы. В материалистической гносеологии бытие противопоставлено сознанию как объективная реальность, которая существует вне сознания. Диалектический материализм считает объективно-реальное бытие (материю) независимым от сознания, чувств, опыта; что бытие есть объективная реальность, а сознание есть отображение бытия. Вопрос о том, что первично — бытие или мышление, получил известность как одна из формулировок Основного вопроса философии.

Экзистенциализм о бытии

В философии экзистенциализма бытие противопоставляется сущему (наличному существованию, данному в опыте) или сущности (застывшему, вневременному существованию). Как правило, под бытием понимается личность: трансцендентная (бог), коллективная (общество) или индивидуальная (экзистенция, личность, сам человек).

Фундаментальная онтология Хайдеггера

В фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, бытие фиксирует аспект существования сущего в отличие от его сущности. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть?».

«Ничто» в религии

Согласно Ветхому Завету из ничего и были сотворены и ангелы, и видимая Вселенная (2Мак. ). В расширенном понимании под «ничто» иногда принимается первозданный хаос: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. ).

Некоторые религии (ислам, индуизм, христианство) рассматривают Бога как нечто вездесущее, (существующее абсолютно везде) утверждается, что он пронизывает всё что ни есть в пространстве и своею силой удерживает в бытии любое тело, подобные рассуждения для пантеистических теорий обосновывают обожествление всех вещей.

Бог сотворил мир «из (абсолютного) ничего», при этом сам вопрос о существовании чего-либо вне Бога до сотворения мира в христианской традиции считается абсурдным, так как время (до) и пространство (вне) являются формами существования мира. Абсолютное «ничто», логически рассуждая, не может быть пронизанным Богом, иначе оно перестанет быть «ничем», соответственно божественное вездесущие на него не распространяется. В некоторых религиях (например, индуизме) непостижимое предвечное «ничто» связывается с абсолютом, существовавшим «когда не было ни существующего, ни несуществующего». Также Ничто называют зеркалом абсолюта[источник не указан 1080 дней].

Семантическое определение

В процессе изучения смыслового значения бытия семантика традиционно обращается к старейшему знаку уроборос — змею, кусающему себя за хвост, который описывает циклический характер бытия или вечность. В математической логике иногда используется в этом случае знак бесконечность, но на самом деле, из-за того, что знак бесконечность описывает количественные изменения, он также неуместен для использования в описании бытия. Теория прототипов приходит на помощь. Множество экспериментов, проведенных авторами когнитивной психологии, в частности, показывают, что на основе общих черт образуются некоторые прототипы, в том числе и прототип бытия. Множество культур описывают бытиё как своего рода линию — процесс

который может иметь свое начало — рождение

, середину — некоторое событие бытия (случай)


, или череду событий — систему (закономерность)и конец — смерть

, а также может существовать и в форме наименьшей части времени — момент бытия

, или отражать всю его длину — от начала до конца — период бытия

.

Что думали о мироздании философы

Н. Гартман, немецкий философ, противопоставил «новую онтологию» теории познания и считал, что все философские направления изучают бытие. Бытие многолико, оно включает в себя физические, социальные, психические явления. Единственное, что объединяет части этого разнообразия – они существуют.

Согласно М. Хайдеггеру, немецкому экзистенциалисту, существует связь между ничто и бытием. Отрицая ничто возникает и помогает раскрыться бытие. Этот вопрос – главный вопрос философии.

Хайдеггер переосмыслил понятия Бога, реальности, сознания и логики с точки зрения подведения философии под научное основание. Философ считал, что человечество утратило осознание связи между человеком и бытием еще со времен Платона, и стремился это исправить.

Ж. Сартр определял бытие как чистое, логическое тождество с самим собой. Для человека — бытие-в-себе: подавленная умеренность и самодовольство. По представлениям Сартра, по мере развития человечества, ценность бытия постепенно утрачивается. Это смягчает то, что частью сущего является ничто.


С этим читают