Что такое нирвана в буддизме и каковы этапы ее достижения?

Сонник — Графические символы

Происхождение простейших графических символов выводится из тела (число конечностей, отверстий, пальцев ), психопатологических переживаний (элементарные зрительные галлюцинации при измененном сознании — фотопсии) и визуализации в результате надавливания на глазные яблоки при закрытых глазах, а также изменений фона при закрытых глазах.Элементарные эндогенные (энтропические) образы возникают также при приеме галлюциногенов.Они фиксированы в татуировках, древнейших метках территорий.Простейшие символы также возникают как в сновидении, так и в гипнагогическом состоянии перед засыпанием.Образы энтропических фантазий проявляются в абстрактном искусстве и современном дизайне (см.Фигуры).


Сонник — Полет, как символ.

Это очень интересный символ.Кому в детстве не снилось, как он летает! Обычно такой сон трактуется как рост ребенка, его взросление, устремление к новому.Что же думали о полете последователи различных религий?В античной культуре символ поэтического вдохновения – пегас – имеет крылья.Сирены, завлекающие путников своим дивным пением, также изображаются в виде полуптиц.У муз на голове тоже имеются крылья.Таким образом, крылья являются символом божественного, внеземного.Если герою эпоса даются крылья, это означает, что он переходит в особое состояние – состояние экстаза, духовного возвышения.Также это можно истолковать как полет на крыльях любви – неземное блаженство.

Сонник — Свастика, как символ.

Конечно, многие удивятся: с чего это обычному человеку приснится свастика, этот фашистский символ? Однако свастика изобретена отнюдь не гитлером и имеет свое собственное, особое значение.Свастика представляет собой крест с перпендикулярно загнутыми концами.Если посмотреть на этот символ, можно увидеть изображение двух людей, обвившихся друг вокруг друга.Конечно, это изображение более чем схематично, однако данный символ имеет мощное энергетическое влияние.Любой символ, похожий на свастику, во сне может трактоваться как половой акт – одна линия в вертикальном, другая в горизонтальном положении.Что может означать подобное сновидение? Прежде всего то, что человек не удовлетворен и поэтому похотлив.Свастика пробуждает струны, скрытые в организме, и подсознательно действует на людей.

Что такое нирвана

Ошибочные представления вызваны неумением различать обыденное знание и космическую мудрость — настоящая проблема, с которой, как полагают махаянисты, приходится сталкиваться многим хинаянистам. На феноменальном уровне обыденного знания действительно верно то, что «все вещи непостоянны и что всякое индивидуальное существование в своей основе есть существование страдания»; но на трансцендентальном уровне космической мудрости все постоянно, всеведуще и наполнено блаженством. Надмирская цель дзэн и состоит в актуализации этой трансцендентальной реальности.

Верно также, что на уровне обыденного знания учение дзэн и всех других школ буддизма состоит в «освобождении от уз индивидуального сознания». Все это может создать впечатление, что спасение или нирвана означает исчезновение индивидуума. Но если мы наделены космической мудростью, то осознаем, что в трансцендентальном плане отсутствует какое-либо исчезновение, поскольку на первый план здесь выступает вовсе не индивидуум. Индивидуум, который «реален» на уровне нашего обыденного сознания, является иллюзией. Нирвана или просветление есть непосредственный опыт того, что индивидуум, всякий индивидуум, в действительности является космической реальностью — здесь нет какого-либо различия между познающим и познаваемым.

Понятие «я» или «душа» в дзэн-буддизме


Все это неизбежно приводит нас к вопросу: «Если нет индивидуальности, означает ли это также, что нет и «я» или души?» Иными словами, верит ли дзэн-буддизм, в частности, и буддизм вообще в существование «я», души? За исключение буддизма Тхеравады или Хинаяны, все иные школы буддизма не сомневаются в существовании «я», или души, в феноменальном мире, подобно тому, как существуют стулья и горы. Современный наставник, досточтимый Шэн Янь, говорит:

«Если в глубоком просветлении есть существование, то имеется ли там также и «я»? Если бы «я» не существовало, вы были бы не способны что-либо делать. Если что и уничтожается, так это «Эго», что значит существование исключительно ради самого себя. В действительности исчезает лишь привязанность к «я».

В своем классическом труде «Буддизм в Китае» Кеннет Чэн пишет:

«В китайском буддизме сама идея неуничтожимой души была выдвинута довольно рано: эта душа вечно скитается в море бедствий из-за своей привязанности ко множеству вещей сего мира».


Но наиболее авторитетное мнение о «я», естественно исходит от самого Будды:

«Я мысленным взором обозрел весь мир, и мне никогда не приходилось встречаться с чем-либо более дорогим любому человеку, чем его собственное «я». Поскольку каждому дорого свое «я», то пусть каждый, желая себе выгоды, не навредит другому».

Здесь Будда говорит о «я» в феноменальном мире. Все школы, включая Тхераваду, признают тот факт, что то же самое «я», которое обрело окончательно просветление наподобие Будды Сиддхартхи Гаутамы, существовало и бесконечное число жизней назад.

Но в конечной реальности «я», или душа, — подобно всем иным феноменам, включая небеса, преисподнюю и физический мир, в котором мы живем, — всего лишь иллюзия! Иными словами, когда «я» достигает просветления, оно осознает, что его личное «я», или душа, в действительности является Вселенским «я», или Вселенской Душой. Некоторые именуют Вселенскую Душу Богом. Буддисты называют эту конечную истину по-разному: Татхагата, Будда, нирвана, бодхи и пустота; адепты дзэн часто именуют ее «собственной природой» или «изначальным обликом».


Поскольку тхеравадины не могут понять этой космической мудрости, которая позволила бы им различить трансцендентальное и феноменальное, они полагают, что «я», или душа, не существует — это верно для трансцендентального мира, но не для феноменального. И все же отрадно видеть, как в отличие от менее именитых учителей Тхеравады, которые заявляют, что учение Махаяны является поздней фальсифицированной формой буддизма, великие наставники Тхеравады, такие, как Валпола Рахула, говорят, что и Махаяна и Тхеравада вышли из одного учения Будды. К примеру, Валпола Рахула говорит:

«Самой верной аксиомой дзэн является обучение буддовости непосредственным вглядыванием в свою собственную природу… Очевидно, что под словом «Будда» здесь подразумевается не человеческий Будда Гаутама, который представлял собой Саммасамбуддху (Окончательно и Полностью Просветленного)… Слово «Будда» используется в своем исконном значении «пробужденный» или «просветленный» (от корня «будд» — «пробуждаться»). Тот, кто познал Истину (нирвану), может быть назван в этом смысле Буддой, что также согласуется с традицией Тхеравады».

31 июля 2020 в 12:15

Вон Кью-Кит


С этим читают