Какое значение для мореплавателей имела фигура на носу корабля в разные времена?

Мачты современных судов


На греческом бункеровщике «Agea Zoni III» установлена труба-мачта. Фото от 27 января 2007 года

Греческий бункеровщик «Agea Zoni III» с трубой мачтой — вид сзади. Фото от 27 января 2007 года

На современных непарусных кораблях и судах мачты утеряли роль основы для установки парусного вооружения, постов наблюдения и служат:

  • для несения опознавательных знаков страны, пароходства, компании, наличия лоцмана на борту и прочее путём поднятия флагов государства, компании, а также вымпелов и сигнальных флагов;
  • для несения опознавательных знаков о состоянии судна днём путём поднятия специальных флагов и фигур — лоцман на борту, карантин, учебная тревога, пожар на борту, прохожу транзитом, мои машины работают на задний ход, я не управляюсь держитесь в стороне от меня и так далее;
  • для несения опознавательных знаков о состоянии судна ночью путём включения набора специальных огней на мачте ночью — набор специальных огней называют термином «ёлка»;
  • для отдачи дани уважения государству, в водах которого судно находится, или личности прибывшей на судно — путём поднятия государственного флага этой страны или флага, вымпела этой личности;
  • для приветствия проходящего мимо судна — путём приспускания флага своего государства и обратного подъёма флага;
  • для визуальной связи путём поднятия флагов, вымпелов, сигнальных фигур;
  • для установки звуковых сигнальных устройств для связи и обозначения состояния судна и его действий;
  • для установки переднего и заднего топовых навигационных огней;
  • для световой связи азбукой морзе или по договорённости используя сигнальную лампу на клотике (верхней точке мачты);
  • для установки прожекторов для палубного освещения (чем выше прожектор, тем большую площадь он освещает);
  • поддержки растянутых между мачтой(-ами) и конструкциями судна радиоантенн большой площади (с появлением спутниковой связи эта функция почти утрачена);
  • установки на мачтах, как наиболее высокого места на судне, антенн различных видов радиосвязи, антенн радиолокаторов и антенн прочих навигационных приборов;
  • для поддержания грузовых устройств (грузовых стрел, в частности), но эта функция сегодня уже мало применяется в связи с большим использованием кранов;
  • для отдания последней дани уважения находящемуся на судне покойнику и обозначения, что на судне покойник — приспускается государственный флаг.

На речных судах мачты выполняют складывающимися для обеспечения прохода под низкими мостами.

Название мачт парусного корабля

Расположение мачты на корабле определяет её название. Например, если рассматривать трёхмачтовое судно, становится ясным, что стоящая первой от носа мачта носит название «фок-мачта».

Следующая за ней грот-мачта является самой большой. И самая маленькая носит название «бизань-мачта». Если их всего две, то грот-мачтой считается та, что находится ближе к корме.

Расположенная в наклонном положении мачта на носу корабля называется «бушприт». На старинных кораблях угол наклона составлял 36⁰, сейчас это 20⁰. Его основное предназначение обеспечить наибольшую поворотливость судна. Это достигается за счёт того, что вперёд вынесены специальные треугольные паруса.

Если на судне имеется больше трёх мачт, то все, следующие за фок-мачтой, будут именоваться 1-й грот, 2-й грот и т. д.

Каким изображениям отдавали предпочтения в разных странах?

Если заглянуть в Древний Египет, то там фигура на носу корабля в основном изображала священную птицу. Финикийцы отдавали предпочтение резной деревянной голове лошади, как символ быстроходности корабля. Греки и римляне устанавливали разъяренного дракона или кабана, в знак запугивания потенциального врага. Викинги тоже предпочитали головы драконов.

Для норвежских судов тоже вырезали деревянные головы дракона, а славяне украшали ладьи головами козлов и баранов. Среди древних кораблей встречаются и такие, что украшены скульптурами павлинов.

Изображения богов тоже часто украшали суда, особенно у древних греков. Там предпочтение отдавалось Нике – богине победы. В убранстве кораблей можно обнаружить много разных мифологических персонажей. В основном это Нептун и Меркурий – древнеримские боги, покровители торговли и мореплавания.

Конструкция корпуса корабля

Если говорить о корабле вообще, будь то военный корабль или гражданское судно, то корпус его представляет собой водонепроницаемое тело обтекаемой формы, полое внутри. Корпус обеспечивает плавучесть судна и является базой или платформой, на которой монтируется оборудование или вооружение в зависимости от назначения корабля.

Тип судна обуславливает и форму корпуса, и его размеры.

Корпус корабля состоит из набора и обшивки. Переборки и палубы – это элементы, присущие определенным типам судов.

Обшивка может быть изготовлена из дерева, как в древности и сегодня, пластмасс, сваренных между собой или склепанных стальных листов или даже железобетона.

С внутренней стороны для поддержания прочности и формы корпуса обшивка и палуба подкреплены набором жестко скрепленных между собой балок, деревянных или стальных, которые располагаются в поперечном и продольном направлениях.

В оконечностях корпус чаще всего заканчивается прочными балками: в корме — ахтерштевнем, а в носу — форштевнем. В зависимости от типа судна обводы носовой части могут быть разными. От них зависит уменьшение сопротивления движению судна, обеспечение маневренности и мореходных качеств.

Крепление мачт на судах

Каким образом происходит крепление мачт на суднах? Одиночные мачты для закрепления пропускают в отверстие на верхней палубе и шпор (низ мачты) приваривают к настилу или второму дну. Трос, который соединяет мачту с бортом, называется вант. Передняя часть мачты поддерживается при помощи штагов, а со стороны кормы бакштагами. Бушприт крепится при помощи специальных ватер-вулингов, сделанных из прочных тросов. Сейчас тросы заменяют на цепи.

Мачту корабля крепят на палубе или пропускают через неё и крепят к килю. В основном сейчас её закрепляют на специальных укреплениях крыш кают на палубе. У данного способа крепления есть положительные стороны:

  1. Пространство внутри каюты свободно, это не затрудняет движения.
  2. В случае аварии мачта, которая закреплена на палубе, не разорвёт покрытие каюты, а просто упадёт за борт.
  3. Крепление на палубе даёт ещё один плюс — при демонтаже её легко снять. Тогда как мачта, прикреплённая на киле, потребует подъёмный кран для этого действия.

Крепление мачт на судах

Каким образом происходит крепление мачт на суднах? Одиночные мачты для закрепления пропускают в отверстие на верхней палубе и шпор (низ мачты) приваривают к настилу или второму дну. Трос, который соединяет мачту с бортом, называется вант. Передняя часть мачты поддерживается при помощи штагов, а со стороны кормы бакштагами. Бушприт крепится при помощи специальных ватер-вулингов, сделанных из прочных тросов. Сейчас тросы заменяют на цепи.

Мачту корабля крепят на палубе или пропускают через неё и крепят к килю. В основном сейчас её закрепляют на специальных укреплениях крыш кают на палубе. У данного способа крепления есть положительные стороны:

  1. Пространство внутри каюты свободно, это не затрудняет движения.
  2. В случае аварии мачта, которая закреплена на палубе, не разорвёт покрытие каюты, а просто упадёт за борт.
  3. Крепление на палубе даёт ещё один плюс — при демонтаже её легко снять. Тогда как мачта, прикреплённая на киле, потребует подъёмный кран для этого действия.

Мировая история гюйсов


Во времена Средневековья гюйсы говорили о порте приписки определенного корабля. Первым носовым флагом считается гюйс принца Оранского, о котором упоминалось в 1572 году при описании взятия гезами городка Ден-Брил, первого освобожденного от испанцев. Однако характеристики гюйса не сохранилось — есть предположение, что его вид копировал флаг Оранского дома — оранжевая, белая и синяя равные горизонтальные полосы.

Одним из самых известных гюйсов был бушпритный флаг унии Англии и Шотландии, украшавший суда в 1634-1707 годах. На символику шотландского флага Святого Андрея (белая перевернутая буква «Х» на синем фоне) была наложена символика английского флага Святого Георгия (красный крест на чисто белом фоне). Гюйс в чем-то стал прообразом будущего флага Великобритании. Развеваться он должен был только на военных кораблях, отчего гез и прозвали «Юнион Джек» («союзный гюйс»); торговые корабли имели право располагать только флагом Святого Андрея или Святого Георгия, в зависимости от принадлежности к стране-участнице унии.

Теперь плавно перейдем к истории гюйса ВМФ России, прежде всего ознакомившись с его происхождением.

Корпус[править]

Основой корпуса является киль, продольная балка от носа до кормы. Киль — это позвоночник судна, к которому крепится всё. Наружная часть киля дополнительно обшивается защитными нашлёпками, предохраняющие киль от повреждений и улучшающие плавучесть судна. Эти защитные нашлёпки носят название фальшкиль. На современных яхтах фальшкилем называется тяжёлый вертикальный плавник. И не забывайте о технике безопасности: минимальная безопасная глубина — семь футов под килем!

Если киль — это позвоночник судна, то шпангоуты — его рёбра. Эти изогнутые балки идут вверх, определяя форму корпуса. Внутри судна парралельно килю лежит кильсон, придерживающий шпангоуты. К нему же будут крепиться мачты. К шпангоутам крепится обшивка корпуса.

Соседние шпангоуты соединяются на уровне палуб карлингами, идущими вдоль борта. Поперёк судна на карлингах стоят, соединяя противоположные шпангоуты от борта до борта, бимсы, на которые стелится палуба. Чтобы палуба на всякий случай не провалилась, её укрепляют вертикальными несущими колоннами — пиллерсами.

Часть борта, возвышающаяся забором над палубой — фальшборт, а его перила — планширь. Снаружи на- и под фальшбортом ставятся руслени — площадки для крепления такелажа, и путенсы — сами крепления.

Оконечности киля называются штевнями. Задний конец киля называется ахтерштевень, в нём укреплёно рулевое перо. Носовой брус, поднимающийся вверх над ватерлинией, именуется форштевень. Вся обшивка замыкается именно здесь, на нём же лежит бушприт. Нос корабля по-нидерландски — гальюн, в его честь назван корабельный туалет, находившийся на балконе за форштевнем. В нижней части форштевня на уровне ватерлинии (чаще — под ватерлинией) иногда находился таран в виде выступающего вперёд бивня.

Посейдончик, милый, ты же не обидишь даму?

Невозможно представить себе парусник без красивой резной фигуры на форштевне. Поскольку стоит она на гальюне, то и называется гальюнная фигура. В глубокой древности эти фигуры служили оберегом от злых духов моря, потому изображали богов, священных животных и мифических героев. Викинги непременно изображали драконов. Большинство суеверий дожило до Средневековья. Грозный Посейдон успокаивался, если видел голую женщину — поэтому многие носовые фигуры изображали женщин и русалок. В эпоху Возрождения суеверия как-то развеялись, и начали изображать всё подряд, но некий символ в них всё равно вкладывался. На военных кораблях ставилось что-то грозное, например, лев или грифон. Часто носовая фигура служила отражением названия корабля: если судно называется, например, «королева Виктория», то гальюнная фигура изображает именно её.

И только мусульмане никого не изображали — харам-с! Носовые фигуры мусульманских кораблей исписывались стихами из Корана.

Палубаправить

Капитан стоит на юте, Старший боцман на шкафуте. Братцы, на шкафуте.

— Шанти из книги «Листригоны» А. И. Куприна.

У каждой части палубы есть своё название. Носовая часть, от форштевня до фок-мачты, называется бак. Если на баке есть надстройка, то она называется полубак.

Между фок- и грот-мачтой находится шкафут. Это пространство обычно захламлено шлюпками, запасными мачтами и прочими вещами, так что от шкафута остаётся пара небольших мостиков у каждого борта. Если для защиты от воды это пространство сверху не просто накрывали парусиновым тентом, а ставили надстройку — она называлась спардек.

За грот-мачтой до бизань-мачты тянутся шканцы. На больших кораблях шканцы нередко возвышаются над шкафутом. Крепко прижился английский синоним — квартердек. Это самая важная часть палубы. Здесь расположено рулевое колесо, нактоуз (ящик с навигационными приборами), сюда же ставится наружный трап.

Кормовая часть судна представляет из себя надстройку и называется ют. Он возвышается над палубой как небольшой домик, внутри которого живёт капитан. Руль и нактоуз могут находиться и здесь, в зависимости от конструкции корабля. На юте может находиться и ещё одна надстройка, называемая полуют.

Различные классификации мачт

Ранее различали мачты по расположению на судне:

  • Носовая.
  • Средняя.
  • Задняя.

Цель применения мачты лежит в основе её подразделения на:

  • Сигнальную. Это специальная мачта для подъёма сигнальных обозначений, флагов, огней или для установки антенн.
  • Грузовую. Она снабжена специальным механизмом крепления грузовой стрелы. Но при необходимости может выполнять те же функции, что и сигнальная мачта.
  • Специальную. Это мачты, выполненные для какого-либо специфического предназначения.

По конструкции мачты корабля делят на:

  • Одинарные. Водонепроницаемая мачта, применяется для установки на малых судах, а также парусных и вспомогательных кораблях. Они бывают двух видов, цельные и составные.
  • Треногие. В её составе 3 стальные трубы.
  • Четырехногие. Мачта обшита стальными листами по каркасу.
  • Башенноподобные. Построенные площадки располагаются по ярусам. Предназначены они для наблюдения и размещения постов.

Примечания

  1. Станюкович К. М. Словарь морских терминов, встречающихся в рассказах.
  2. Steel D. = Elements of Mastmaking, Sallmaing and Rigging (from the 1794 Edition). — New-York, 1932.
  3. Falconer W. = An Universal Dictonary of the Marine. — London 1769, Neudruck, 1970.
  4. Falconer W. = A New Universal Dictonary of the Marine. — Enlarged by William Burney London 1815, Neudruck, 1974.
  5. Duhamel du Monceau H. = Anfangsgründe der Schiffbaukunst, oder praktische Abhandlung über den Schiffbau. — Deutsch von Müller C.G.D. Berlin 1791, Neudruck Kassel, 1973.
  6. Rees A. = Naval Architecture. — London 1819-20, Neudruck 1970.
  7. Röding J. H. = Allgemeines Wörterduch der Marine. — Hamburh: Bildband, 1798.

Курс относительно ветра[править]

Угол между направлением ветра и направлением судна называется курсовым углом. Сторона, с которой дует ветер, называется наветренной. Сторона, в которую дует ветер, называется подветренной. Отсюда идут термины вроде «наветренный борт» или «подветренный нок».

Галс — направление судна относительно ветра. Если ветер дует в правый борт, значит этот борт будет наветренным, а судно идёт правым галсом. Расстояние, пройденное судном без поворотов, тоже называется галсом

Важно не путать галс с тросом, держащим наветренный угол паруса, который тоже называется галсом.

Если ветер дует прямо в нос судна — это противный ветер. Против ветра судно на парусах идти не может, и положение судна против ветра называется левентик. Курс левентик — оксюморон для парусника, против ветра поможет только двигатель. Или вёсла.

Попутный ветер дует прямо в корму, и судно идёт курсом фордевинд. Вопреки распространённому мнению, фордевинд далеко не самый лучший курс, особенно для косых парусов. На прямых парусах попутный ветер дует только в задние паруса, впереди стоящие будут в ветровой тени, лишаясь смысла жизни.

Галфвинд означает, что судно движется поперёк ветра. Само направление поперёк судна называется траверс. Если ветер дует на правом траверсе — то судно идёт курсом галфвинд правого галса.

Курс между левентиком и галфвиндом зовётся бейдевинд. Ближе к левентику — крутой бейдевинд, ближе к галфвинду — полный бейдевинд. Идти этим курсом можно только на косых парусах.

Курс между фордевиндом и галфвиндом называется бакштаг

Важно не путать его со снастью, держащей мачту сзади, которая тоже бакштаг. Ближе к фордевинду — полный бакштаг, ближе к галфвинду — крутой бакштаг.

Повернуть судно на другой галс можно через фордевинд или левентик. Через фордевинд легче повернуть на прямых парусах. Поворот через левентик называется поворот оверштаг, так поворачивают суда на косых парусах.

Что делать, если нужно плыть против ветра, но паровой двигатель ещё не придумали, а вёсла с собой не взяли? Вздёрнуть глупого штурмана на рее! Судну придётся идти «змейкой», лавируя от галса к галсу в бейдевинд на косых парусах. Лавировку можно осуществлять и по ветру на бакштаг — курс фордевинд не всегда самый быстрый.

Важно уточнить, что поворотом называется именно смена галса. Если судно меняет курс, не меняя галса, оно либо спускается под ветер (в сторону фордевинда), либо берёт круче к ветру (в сторону левентика), но не поворачивает.

Эпилог

Основные причины гибели кораблей в бою — это сильные пожары, нарушение остойчивости и детонация боекомплекта.

Как видно из приведенных примеров, повреждения в носовой части в этот перечень не входят. Даже после обширных затоплений и разрушений в носу, корабли, как правило, сохраняют львиную долю свой боеспособности и даже не пытаются идти ко дну.

Что уж говорить про мелкие осколочные пробоины и взрывы фугасов среднего/универсального калибра! Вызванные ими повреждения категорически не способны доставить значимых неприятностей и стать причиной потери хода и боеспособности крупного боевого корабля.

Немецкая схема с «размазыванием» противоосколочной брони по большой площади борта была ошибкой. Данный резерв стоило потратить на усиление защиты броневой цитадели, по-настоящему важных отсеков и механизмов корабля.

Наконец, вне зависимости от тяжести повреждений, ладно скроенный корабль с профессиональным и самоотверженным экипажем, способен демонстрировать чудеса живучести.

//

Высота мачт корабля, их количество

В зависимости от предназначения корабля мачты бывают различной высоты. Некоторые достигают 60 м при толщине основания 1 м.

А сколько мачт у корабля? Их количество напрямую зависит от величины судна. Длина фок-мачты и бизань-мачты напрямую зависит от того, какая высота у грот-мачты. Так, первая составляет 8\9 её частей, а вторая 6\7. Данные пропорции не являются принципиальными для всех судов. Они зависели от пожеланий конструкторов и строителей.

Когда-то расчёт грот-мачты производился следующим образом. Нужно было сложить длину нижней палубы и ее наибольшую ширину, разделить полученную сумму на два. Данная цифра и есть длина мачты корабля.


В самом начале развития судоходства и кораблестроения в состав входила лишь одна мачта и один парус. Со временем развитие дошло до того, что их на кораблях устанавливают до семи штук.

Самое распространённое явление — это снабжение корабля тремя прямыми и одной наклонной мачтой.

Виды палуб

  • Ангарная палуба, на палубах авианесущих кораблей размещаются ангары летательных аппаратов (ЛА). Расположена под полётной и галерейной (при её наличии) палубами, является непрерывной на большей части корабля. Оборудована средствами для крепления и транспортировки ЛА, лифтами для их подъёма и спуска с полётной палубы, средствами технического обслуживания ЛА.
  • Батарейная палуба
  • Броневая палуба, палубное перекрытие с настилом из броневой стали или броневых плит. Служит для защиты жизненно важных частей корабля от ракет, авиабомб и снарядов. На кораблях, имеющих броневую защиту, броневой делается верхняя и средняя (главная) палубы на уровне нижней кромки борта броневого пояса.
  • Верхняя палуба непрерывная по всей длине корабля (судна). Служит водонепроницаемым перекрытием, является одним из главных элементов прочных связей корпуса, обеспечивает общую прочность и поперечную жесткость судна. На верхней палубе размещаются надстройки, палубные механизмы, вооружение и т. д.
  • Галерейная палуба, палуба авианосца, расположенная между ангарной и полётной палубами. На авианосцах, построенных до 2 мировой войны, представляла собой специальные галереи (межпалубные мостики), с которых осуществлялось обслуживание запасных самолётов и авиационного оборудования.
  • Жилая палуба, на ней расположены жилые помещения экипажа (команды).
  • Карапасная палуба, 1) покатая броневая палуба, продолжение горизонтальной броневой палубы к форштевню и ахтерштевню за пределами броневой цитадели. Применялась на крупных надводных кораблях постройки конца XIX — начала XX века для защиты помещений в оконечностях корабля от артиллерийских снарядов; 2) покатая верхняя палуба предназначенная для улучшений условий перекатывания волн через палубу, уменьшения силы их ударов в борт. Этот тип палубы широкого распространения не получил.
  • Коммунальная палуба (историческое), палуба крупных кораблей (обычно средняя) на которой размещались обширные проходные помещения, предназначенные для проведения собраний, митингов личного состава и т. п.
  • Нижняя палуба расположенная под средней палубой. Может быть несколько. Различаются по назначению, например грузовая нижняя палуба и т. д. Служат для размещения пассажиров, грузов, оборудования.
  • Палуба безопасности, нижняя палуба башен плавдока, водонепроницаемая по всей длине и ограничивающая наименьшее значение запаса плавучести дока.
  • Палубами надстроек называются палубы, ограничивающие сверху надстройки в целом и каждый её ярус. При наличии нескольких ярусов надстройки палубы могут называться: палуба 1-го яруса, палуба 2-го яруса и т. д. снизу вверх. Предназначены для размещения жилых и служебных помещений.
  • Палуба переборок (непотопляемости), верхняя палуба, по которой доводится по всей ширине корабля (судна) поперечные водонепроницаемые переборки, делящие корпус на отсеки с целью обеспечить непотопляемость. Палуба переборок должна быть прочной и непроницаемой во всех условиях эксплуатации, в том числе аварийных случаях, оборудована водонепроницаемыми закрытиями и уплотнениями всех отверстий — люков, горловин, проходов трубопроводов, электрокабелей и т. п.
  • Полётная палуба, один из основных элементов авианесущего корабля, предназначена для подготовки к вылету, взлёта и посадки ЛА. Делится на взлётный, посадочный и парковый (техническую позицию) участки. В некоторых случаях они совмещаются. Взлётный участок может оснащаться катапультами, газоотражателями, трамплином, а посадочный — тормозными тросами аэрофинишера, аварийным барьером. Парковый участок служит для подготовки ЛА к вылету, их заправки, подвески боеприпасов и т. п. Здесь размещаются также самолётоподъёмники, лифты для подачи боеприпасов, посты обеспечения ЛА электроэнергией, жидкостями и газами. Часть палубы корабля, оборудованная комплексами средств, обеспечивающих вертикальный взлёт и посадку ЛА, называется также взлётно-посадочной площадкой корабля.
  • Средняя палуба, палуба корабля, расположенная непосредственно ниже верхней палубы. К этому термину может быть добавлено название, характеризующее назначение палубы, например жилая палуба и т. д.
  • Шлюпочная палуба — открытая палуба пассажирских судов, на которой расположены судовые спасательные шлюпки и устройства для их спуска и подъёма (шлюпбалки). В зависимости от размеров и назначения судна шплюпочная палуба может быть верхней палубой или палубой надстройки.
  • На пассажирских судах также существует прогулочная палуба.
  • В зависимости от числа палуб суда разделяются на одно-, двух— и многопалубные.

Седловатость.

Основные элементы конструкции корпуса судна — катера

1 — настил палубы; 2 — бимс; 3 — карлингс; 4 — обшивка кокпита; 5 — слань; 6 — комингс кокпита; 7 — кормовая переборка; 8 — транец; 9 — моторная ниша; 10 — форштевень; 11 — киль; 12 — бортовая (наружная) обшивка; 13 — планширь; 14 — скуловой стрингер; 15 — палубный стрингер; 16 — полубимс; 17 — скуловая кница; 18 — бортовой стрингер.

Киль — основная продольная связь, идущая по всей длине судна от форштевня до ахтерштевня в виде балки. Киль является элементом, обеспечивающим прочность судна.

Форштевень — переднее конструктивное оформление (продолжение киля). Им заканчивается набор корпуса судна с носа. У маломерных моторных судов форштевень, как правило, наклонный, плавно переходящий в киль.

Ахтерштевень — конструктивное оформление кормовой оконечности судна (продолжение киля). Им оканчивается набор корпуса судна с кормы. Ахтерштевень может состоять из двух частей: передней — старнпост, через который проходит гребной вал, и задний — рудерпост, на который навешиваемся руль. На моторных лодках с кормы находится транцевая доска (транец).

Стрингеры — внутренние продольные связи для крепления обшивки. Они делятся на бортовые и днищевые — кильсоны.

Карлингсы — продольные подпалубные связи.

Шпангоуты — поперечные бортовые связи корпуса. Расстояние между двумя шпангоутами называется шпацией. В теоретическом чертеже штангоутами называют обводы поперечного сечения судна.

Бимсы — поперечные подпалубные связи палубы. Корпус маломерного судна можно разделить поперечными переборками, которые делаются водонепроницаемыми. Переборки доходят до палубы или различны по высоте. Крайняя носовая часть судна между форштевнем и первой носовой переборкой называется форпиком, крайний кормовой отсек — ахтерпиком.

Привальный брус:

— продольный брус с внутренней стороны борта деревянной шлюпки на высоте ватерлинии, а чаще выше нее, связывающий верхние концы шпангоутов одного борта;

— деревянный или металлический брус, установленный снаружи борта для предохранения судна от повреждения во время ударов при швартовке.

Планширь — плоский брус, накрывающий кромку обшивки и торцы шпангоутов.

Буртик — продольная деревянная обносная рейка с наружной стороны бортов, которая выполняет роль наружного привального бруса, служащего для защиты бортов от повреждения.

Комингс — конструкция, окаймляющая вырез в палубе для ограждения люков и кокпитов от захлестывания их водой.

Слань, или пайол — щиты из досок, которые укладываются на шпангоуты для предохранения их и обшивки.

Кроме корпуса, маломерное судно имеет ряд устройств: рулевое, швартовное, якорное и т. д.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Гюйс во времена Российской империи

В 1712 году Петр Великий указал также использовать утвержденный гюйс и в качестве кайзер-флага (кайзерс-флага) — знамени, которое поднимается на кораблях в случае наличия на оных генерал-адмирала, великих князей и прочих важных лиц. «Морской устав» 1720 года окончательно утвердил его внешний вид. Такой кайзер-флаг можно было также использовать и в качестве шлюпочного.


Гюйс по тому же «Морскому уставу», можно было поднимать не только на военных, но и на вспомогательных («ластовых») судах, и на галерах (в этом случае крест дополнялся «косицами»). Сейчас трудно определить, использовали ли в петровское время такой носовой флаг торговые корабли.

Без каких-либо изменений утвержденный Петром Первым гюйс просуществовал до 1913 года. Тогда по приказу императора Николая II рисунок на штандарте был дополнен двуглавым орлом черного цвета, располагающимся в центре полотнища. Такого вида гюйс был действующим до Февральской революции 1917 года.

Советская власть использовала гюйсы и крепостные флаги времен империи до 1924 года, что было слегка удивительно на фоне тотального изменения исторических символов и названий. Затем штандарт претерпел ряд изменений:

  • В 1924 году петровский рисунок гюйса был дополнен белым кругом посередине, в центре которого светила красная звезда с белым серпом и молотом в своей сердцевине.
  • В 1932 году рисунок гюйса СССР был кардинально изменен. Знамя стало представлять собой красное полотнище, центр которого украшала большая пятиконечная звезда. В ее середину была помещена красная звездочка меньшего размера, внутри которой были перекрещенные белые молот и серп.
  • В 1964 году последовало незначительное изменение внешнего вида гюйса — была смещена большая белая звезда со всем своим содержанием, а также был изменен ее размер.

Последний вариант просуществовал до 1992 года — в следующем пункте мы будем говорить уже о флаге-гюйсе ВМФ России.

Немного истории

Теперь вам известно, что такое мачта корабля, сколько их бывает, для чего они предназначены и т. д. В завершение хотелось бы немного углубиться в историю и рассказать о некоторых любопытных фактах, которые наверняка будут интересны тем, кого заинтересовала эта тема.

Человечество научилось использовать паруса в своих целях ещё 3 000 лет назад. Когда люди только начинали использовать ветер в своих целях. Тогда парус был совсем примитивным и крепился он на рею, расположенную на небольшой мачте. Помогало подобное сооружение лишь при попутном ветре. Поэтому иногда толку от него не было совсем.

Немного позднее, во времена феодального строя, кораблестроение достигло большего развития. Судна оснащались двумя мачтами, а используемые паруса были более совершенной формы. Но развития в то время судостроение так и не получило. В те времена широко использовалась рабсила. Поэтому развивать данную отрасль никто не стал.

После исчезновения бесплатных работников тяжёлой становилось работа мореплавателей. Эксплуатация кораблей, передвижение которых было возможно лишь при участии большого количества гребцов, стала невозможной, так как распространение и расширение торговых отношений предполагало передвижения на более далёкие расстояния.

Первое судно, отвечающее требованиям того времени, носило название «неф». Изначально оно имело 1 или 2 мачты. Его длина составляла 40 м. А перевозить на себе эти судна могли около 500 т.

Карракка — трёхмачтовое судно. Первые две мачты оснащались прямыми парусами, последняя имела треугольные. Затем эти два вида были соединены в одно целое и явились прототипом современных кораблей и фрегатов.

Галеон — испанский корабль с 4 мачтами и бушпритом, имеющий прямые паруса.

Дальнейшее развитие кораблестроения привело к появлению чёткой классификации судов. Подразделение на торговые и военные суда определило их вооружение.

Отсеки корабля

Строение корабля военного или гражданского судна подразумевает наличие водонепроницаемых отсеков, которые увеличивают его непотопляемость.

Внутренние вертикальные стенки (переборки) выполняются водонепроницаемыми, разделяющими по длине внутренний объем корабля на отсеки. Они препятствуют заполнению водой всего внутреннего объема при повреждении в подводной части корабля и распространению пожара.

Отсеки корабля, в зависимости от назначения, имеют свои названия. Главные силовые установки устанавливаются в отсеке, который называется моторным или машинным отделением. Машинное отделение от котельного отделяется водонепроницаемой перегородкой. Грузы перевозят в грузовых отсеках (трюмах). Жилые помещения для экипажа и пассажиров называют жилыми и пассажирскими трюмами. Топливо хранится в топливном отсеке.

Помещения в отсеках ограждают легкими переборками. Чтобы можно было попасть в отсеки, в палубном настиле выполняются люки прямоугольной формы. Их размеры зависят от назначения отсеков.


С этим читают