Что следует понимать под нравственностью человека?

Проблема нравственности

Рассматривая современное общество легко подметить, что нравственное развитие характеризуется упадком. В двадцатом веке в мире произошло внезапное падение всех законов и ценностей нравственности общества. В обществе начали появляться проблемы нравственности, которые негативно влияли на формирование и развитие гуманного человечества. Еще большего развития это падение достигло в двадцать первом веке. За все существование человека было отмечено множество проблем нравственности, которые так или иначе имели отрицательное влияние на индивида. Руководствуясь духовными ориентирами в различные эпохи, люди вкладывали нечто свое в понятие нравственности. Они способны были творить вещи, которые в современном обществе наводят ужас абсолютно на каждого здравомыслящего человека. Например, египетские фараоны, которые боясь потерять царство, совершали немыслимые преступления, убивая всех новорожденных мальчиков. Нравственные нормы укоренились в религиозных законах, следование которым и показывает сущность человеческой личности. Честь, достоинство, вера, любовь к родине, к человеку, верность – качества, служившие направлением в человеческой жизни, до которого хоть в какой-то степени дошла часть законов Бога. Следовательно, на протяжении своего развития, обществу было свойственно отступать от религиозных заповедей, что и привило к появлению проблем нравственности.


Развитие проблем нравственности в двадцатом столетии – это последствие мировых войн. Эпоха падения нравов тянется со времен Первой Мировой войны, в это безумное время жизнь человека обесценилась. Условия, в которых людям приходилось выживать, стерли все нравственные ограничения, личностные отношения обесценились ровно, как и человеческая жизнь на фронте. Вовлечения человечества в бесчеловечное кровопролитие нанесло по нравственности сокрушительный удар.

Одним из периодов появления нравственных проблем был коммунистический период. В этот период было запланировано уничтожить все религии, соответственно и нормы нравственности, заложенные в ней. Даже если в Советском Союзе развитие правил нравственности было намного выше, долго позиция эта не смогла удержаться. Вместе с разрушением Советского мира произошло и падение нравственности общества.

На текущий период одной из главных проблем нравственности есть падение института семьи. Что тянет за собой демографическую катастрофу, повышение разводов, рождение бесчисленного количества детей в не брака. Взгляды на семью, материнство и отцовство, на воспитание здорового ребенка имеют регрессирующий характер. Определенное значение имеет развитие коррупции во всех областях, воровства, обмана. Сейчас покупается все, ровно, как и продается: дипломы, победы в спорте, даже человеческая честь. Это как раз и есть последствия падения нравственности.

Зачем нужна мораль в обществе

Как согласованно люди смогут сосуществовать в отдельном социуме определяют нравственные нормы. Они не универсальны и изменяются под влиянием фактов истории, географии, традиций и этноса. Со временем ответы на вопросы вроде «для чего нужна мораль» стали в корне отличаться. В средние века современное потребительское отношение к жизни и стремление к обогащению было бы осуждено. В наше время принято, что чем больше состоятельных людей в обществе, тем лучше.

Нравственность рождает качественные отношения, определяя грани между добром и злом, плохими или хорошими действиями. В общем, личностное «эго» формируется из правил, которые определяют всё наше существование, наш подход к тому, что происходит вокруг нас. Поэтому вопросы – зачем нужна мораль в жизни человека или зачем нужны правила морали будут актуальными пока существует само человечество.

Нравственный человек – продукт воспитания моралью

Любое воспитание имеет свою конечную цель. В нашем случае целью является личность, обладающая определенным набором качеств, таких как доброта, честность, трудолюбие, щедрость, эмпатия, надежность, а также верность. Нравственность есть качество индивидуальное для каждого. Каждый из нас вносит в это понятие свои характеристики. Определенные моральные качества диктует человеку его профессия: солдат должен быть смел, доктор и педагог – добрым, человечным, судья – честным, а пожарный – самоотверженным.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Стоит ли намеренно заниматься нравственным воспитанием? Об этом писал Л.С. Выготский, утверждая, что попытки намеренного обучения нравственности бессмысленны. Такое воспитание должно осуществляться незаметно, как бы растворяясь в повседневной жизни. Нельзя воспитать лекцией нравственности. Лучший метод – пример родителей и педагогов. Воспитание нравственностью происходит в процессе просмотра фильма, беседы или чтения рассказа с последующим анализированием поведения и чувств героев. Невозможно представить специального занятия «по морали», это было бы просто нелепо. Претворяя в жизнь идею нравственного воспитания, педагог должен уметь «растворить нужную порцию воспитательной деятельности» в привычный учебный процесс. Уметь правильно и четко организовать свою нравственно-воспитательную деятельность так, чтобы ребенок об этом не знал, а только чувствовал и впитывал, как губка – это признак мастерства педагога. А результатом станет зрелая, нравственно воспитанная личность, богатая духовно и выносливая психически – отличная основа для нашего «светлого завтра».

Качества нравственного поведения

Нравственное поведение предполагает то, что человек может иметь определенные качества. Рассмотрим их подробнее.

Жертвенность

Это готовность отодвигать личные потребности и нужды на второй план. В крайней форме жертвенность представляет собой готовность отдать жизнь ради спасения другого человека. Но это уже крайний случай. Выделяется две основные формы жертвенности:

  • Стимулируемая внешними факторами, например, моральными нравоучениями, рассказами о чужом самопожертвовании, героизме, а также другими методами воспитания. Для такой формы характерно наличие обоснованного чувства долга, а также чувства вины в случае его неисполнения.
  • Естественная форма жертвенности или самопожертвование характерны для близкородственных связей, где уступки ради кровного члена семьи прописаны на подсознательном уровне. Отсюда же берет начало естественный альтруизм. Частым проявлением является содействие и уступки старших членов семьи по отношению к собственным детям, внукам. Так, в условиях ограниченного провианта именно чада получают еду в первую очередь. Особенно силен этот механизм между матерью и ребенком, где верховенство интересов и нужд второго находится на уровне инстинкта.

Справедливость

Это соответствие каких-либо деяний нормам того свода правил, который человек для себя избирает, как нечто более высокое, чем его собственные желания. Выражается как в личном плане, так и по отношению к чужим действиям. С эмоциональной точки зрения нарушение справедливости самим собой вызывает чувство вины и желание ее загладить.

Если же справедливость нарушается кем-то, то эмоции варьируются от возмущения до гнева (в зависимости от тяжести поступка и реакции «нарушителя» на порицание). Камнем преткновения зачастую является различное представление о том, что правильно, а что неправильно, ведь в одной стране живут люди различных культур.

Предварительное осознание действий

Люди, живущие согласованно с какому-либо кодексу правил (независимо от природы их происхождения), перед принятием решения сверяют свое намерение с аналогичной нормой в том законе, который они считают правильным. Кто-то делает это непосредственно во время событий, а кто-то представляет различные ситуации, которые, возможно, будут иметь место. Каждый поступок всегда сверяется с нормой. В случае несоответствия норме, у нравственных людей превалирует закон.


Сочувствие

Ставя себя на место другого человека, легче понять не только его мотивы, но и то, как с его стороны выглядит ваше поведение по отношению к нему, а также, что он чувствует в этот момент. Таким образом, получается взгляд на ситуацию сразу с двух сторон. Это позволяет более полно оценить свой поступок. Сочувствие – одно из качеств ценимых в разные времена во множестве культур, религий и философских школ. Оно является одним из необходимых условий здорового общества.

Благотворительность

Является орудием сострадания, через которое человек, вникнув в проблемы другого (и имея возможность ему помочь), старается исправить сложившееся положение. Справляясь с проблемами других, нравственный индивидуум манифестирует собственное «Я» в одной из наиболее высоких форм.

Благоговение

Это чувство гипертрофированного уважения, восхищения и благодарности по отношению к традициям, великим делам, а также их авторам из предыдущих поколений. Через него человек растворяется в культуре общества и становится сопричастным к ее взглядам на мир. Благоговение служит цели удержания и поднятия планки морали в обществе, наставляя людей на свершение достойных дел. Оно внушает страх к низким поступкам под угрозой стать недостойным представителем своей культуры.

1 вариант

Часть А

A1. Правилами доброго поведения называют:

1) мораль 2) инстинкт 3) закон 4) этику

А2. Как называют постоянную боязнь чего-либо?

1) опасность 2) апатия 3) безразличие 4) фобия

А3. Кому принадлежит выражение «Смелость города берет»?

1) Ганнибалу 2) А.В. Суворову 3) А.И. Куприну 4) М.И. Кутузову

А4. Что является наиболее высокой степенью страха?

1) тревога 2) ужас 3) опасение 4) настороженность


А5. Сочувствие другим людям — это:

1) мораль 2) обман 3) сострадание 4) жалость

А6. Золотое правило нравственности требует:

а) хорошо относиться к другому человеку; б) хорошо относиться ко всем людям.

1) верно только а 2) верно только б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А7. Верно ли, что:

а) смелость — врожденное качество; б) смелость воспитывается?

1) верно только а 2) верно только б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А8. Верно ли, что:

а) свои поступки человек должен сверять с нравственными заповедями; б) не все поступки человека можно назвать человечными?

1) верно только а 2) верно только б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А9. Чувство страха:

а) знакомо как человеку, так и животным; б) незнакомо людям, совершающим героические поступки.

1) верно только а 2) верно только б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

A10. Что указывает на гуманные нормы поведения:

а) желание жить за чужой счет; б) отсутствие потребности совершать хорошие поступки?

1) верно только а 2) верно только б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

Часть B

В1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «гуманизм». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

1. Человечность 2. Великодушие 3. Человеколюбие 4. Черствость 5. Нравственность

В2. Установите соответствие между понятиями и их определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1. Добро 2. Добродетель 3. Нравственность 4. Честь

А. Свойства характера или поступка, одобряемые с моральной точки зрения Б. Понятие, связанное с оценкой таких качеств индивида, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство В. Все хорошее, полезное, что помогает жить Г. Совокупность правил поведения, добровольно соблюдаемых людьми

В3. Найдите в приведенном списке нормы гуманного поведения.

1. Необходимость трудиться 2. Умение приспособиться 3. Стремление к славе 4. Уважение к старшим 5. Верность дружбе

Правила нравственного поведения

Таким образом, чтобы поведение было нравственным, общий свод правил можно выразить так:

  • Прежде чем совершить какой-либо поступок, подумайте о том, какими будут последствия, как он повлияет на других людей, не причинит ли он им вред. Обдумывайте свои действия заранее.
  • Взаимодействуя с другим лицом, думайте не только о своих интересах, но и об интересах сотоварища, коллеги, попутчика. Всегда кто-то совершает первый шаг и уступает первым. Хороший пример зачастую находит отклик, а при его отсутствии станет понятно, с кем ведется дело.

Обращайте внимание на проблемы окружающих, сочувствуйте им в тяжелое время, особенно одиноким людям и тем, кому не от кого ждать помощи. Оказывайте посильную помощь тем, кто в ней нуждается. Даже небольшое участие со стороны других людей способно придать сил тому, кто оказался в трудной ситуации. Старайтесь поступать, руководствуясь взвешенными решениями, обоснованными не чьими-то интересами

Смотрите на вещи абстрагировано (с нейтральной стороны), а также следите за тем, как поступают другие люди. Чтобы зло могло восторжествовать, достаточно бездействия хороших людей. Относитесь с уважением к тем, кто был до вас и к их делам, если они были достойными. Старайтесь наследовать им. Тот, кто тянется к высокой планке, может и не выиграть олимпиады, но все же будет ее участником.

Формирование чувства ответственности должно происходить в раннем детстве. Безнравственное поведение неприемлемо для людей. Совесть – это регулятор поведения многих индивидуумов. В человеческом понимании духовность и нравственность должны быть в каждой личности. Основа этикета имеет критерии, которые определяют допустимые действия. Основные эталоны и образцы нравственного поведения должны быть в каждом человеке.

О том, что представляет собой нравственность и ее предназначение, смотрите в следующем видео.

Часть 1

1. Правила поведения, установленные в обществе и опирающиеся на силу общественного мнения, — это

1) право 2) мораль 3) совесть 4) традиции

2. Верны ли следующие суждения о правилах морали?

А. Золотое правило морали гласит — относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Б. Правила морали опираются на силу государственного принуждения.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


3. Определённая система воззрений, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье и развитие, — это

1) нравственность 2) гуманизм 3) совесть 4) мораль

4. Верны ли следующие суждения о роли страха в жизни человека?

А. Страх служит предупреждением об опасности. Б

Страх позволяет сосредоточить внимание на источнике опасности

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5. Верны ли следующие суждения о мировоззрении гуманизма?

А. Истинный гуманизм предполагает ответственность человека за все свои действия. Б. Гуманизм — это и мировоззрение, и правила поведения.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

6. К моральным категориям относятся

1) богатство и бедность 2) добро и зло 3) закон и порядок 4) сила и власть

7. Верны ли следующие суждения о мировоззрении гуманизма?

А. Гуманистические нормы поведения указывают человеку на необходимость трудиться, а не жить за чужой счет. Б. С заботы о других начинается нравственная активность личности.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

8. Верны ли следующие суждения о чувстве страха?

А

Чтобы научиться преодолевать страх, важно понимать его причину. Б. Чувство страха знакомо как человеку, так и животному

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

9. Верны ли следующие суждения о смелости?

А. Смелость противостоит трусости. Б. Смелыми не рождаются, а становятся.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

10. Умение владеть собой перед лицом страха — это

1) нерешительность 2) застенчивость 3) смелость 4) мудрость

11. Выберите лишнее понятие в перечне добрых чувств и запишите его номер.

1) милосердие 2) сочувствие 3) сострадание 4) симпатия 5) гордость

12. К требованиям морали не относится

1) требование переходить дорогу на зелёный свет 2) требование уступать место старшим в транспорте 3) традиция здороваться при встрече 4) привычка заботиться о тех, кто слабее

Часть 2

13. Рассмотрите репродукцию картины Н. Н. Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Имя царевича Алексея, осуждённого на смерть по приказу отца, царя Петра I, окружено массой домыслов. Учёные спорят, был ли он на самом деле инициатором подготовки захвата власти в России или же стал заложником своего окружения, недовольного политикой монарха. Родился в 1690 году в селе Преображенском. Его воспитанием занимались мать и бабушка, царица Наталья Кирилловна. У самого Петра для сына времени практически не оставалось. Позднее Пётр старался приблизить сына к себе, брал его в поездки в Архангельск, в военные походы к Ниеншанцу и Нарве. Видимо, душевности в отношении к сыну Петру всё же не хватало, а военные заботы мало интересовали Алексея. Его окружение составляли Нарышкины, Колычевы и духовные лица, многие из которых открыто выражали недовольство политикой царя. Именно в этот период Алексей стал всё больше отдаляться от отца. Пётр же, видевший в сыне восприемника своих трудов, старался ввести его в курс государственных задач, стал давать ему различные задания, которые особого отклика в душе Алексея не находили. Судьбу сына, в том числе и женитьбу, царь стремился решать сам, не особо считаясь с мнением наследника престола. Такое отношение отца Алексей воспринимал болезненно. После рождения сына и смерти жены отношения у Алексея с отцом окончательно обострились. Не в последнюю очередь это связано с тем, что Пётр не видел в старшем сыне человека, способного продолжить его дело. Алексей не решился противостоять отцу в России и под воздействием окружения, склонявшего его к решительным действиям, бежал в 1717 году в Вену, откуда был переправлен австрийцами в Неаполь. Возможно, Пётр простил бы сыну самовольный отъезд за границу и даже возможные переговоры о помощи для захвата власти в России после смерти царя. Похоже, что насильственно свергать отца Алексей не собирался. К Алексею был отправлен посланник царя, передавший ему письмо от Петра, в котором мятежному царевичу обещалось прощение вины в случае возвращения в Россию. Алексей вернуться отказался, тогда Петр продемонстрировал, что слов на ветер не бросает. Путём подкупа и сложных политических интриг Алексея заставили вернуться в Россию. Пётр лишил сына права на престол, но пообещал прощение в случае признания вины и выдачи всех участников заговора. Трудно сказать, как бы поступил Пётр, если бы сын раскрыл все обстоятельства побега. Возможно, что Алексея отправили бы в монастырь. Но свою вину царевич пытался значительно уменьшить, во всем обвиняя приближённых. Того, что было доказано и подтверждено самим царевичем, хватило, чтобы осудить его на смерть как изменника в соответствии с действовавшими тогда в России законами. Официально было объявлено, что Алексей умер 26 июня 1718 года от удара (сердечного приступа) в Петропавловской крепости, полностью раскаявшись в содеянном. Не исключено, что он был тайно убит тюремщиками по указанию царя.

1) Какие моральные правила упомянуты в тексте?

2) Как вы думаете, почему царевич Алексей не решился сам вернуться из-за границы в Россию?

3) Какими средствами художник передал напряжённые отношения между отцом и сыном? Как вы думаете, царевич на картине раскаивается в своём поведении?

ОТВЕТЫ — Проверочная работа по обществознанию для 6 класса Нравственные основы жизниЧасть 1 1-2 2-1 3-2 4-3 5-3 6-2 7-3 8-3 9-3 10-3 11-5 12-1Часть 2 Задание 13. 1) Уважение к старшим, милосердие, внимание к нуждам другого человека, забота, смирение, прощение, доверие. 2) Алексей не доверял своему отцу и боялся его гнева. 3) Пётр сидит в достаточно напряжённой позе; царевич стоит, низко наклонив голову и избегая смотреть на своего отца; царевич бледен и напуган, он явно боится своего отца


С этим читают