В россии утвержден список духовно-нравственных ценностей

Возможности удовлетворения духовных потребностей

Реализовать духовные качества помогут:


  1. Отдых на природе, путешествия. Наслаждаться красотой окружающего мира и восхищаться его многогранностью – нехитрый способ оставаться в гармонии с собой.
  2. Приобщение к искусству. Архитектура, музыка, художественная самодеятельность – существует множество путей для выражения духовных потребностей, их удовлетворения посредством культуры. Достаточно выбрать направление по душе, посещать выставки, музеи, театры. Хорошими примерами послужат чтение книг, прослушивание музыки великих композиторов.
  3. Поиск гармонии с собой. Психологи рекомендуют уделять по 10 минут в день на спокойную прогулку в безлюдном парке или медитацию. Важные ответы на интересующие вопросы даст внутреннее «Я». Остается только прислушаться.
  4. Уход за домашним питомцем. Активное взаимодействие человека с пушистым зверьком снижает напряжение, возвращает улыбку и помогает расслабиться. Защищая и оберегая слабых существ, личность становится сильнее.
  5. Занятия творчеством. Будь то неуклюжие поделки или произведения талантливого мастера, результаты творческих работ удовлетворяют духовный голод, осчастливливают личность.

Поиск душевной гармонии через единение с природой

Духовные потребности требуют трепетного внимания и долгой подготовки. Однако методом проб и ошибок, обучаясь и обжигаясь, человек способен найти оптимальные пути реализации. Результат приведет к устойчивой гармонии и пониманию того, что время и силы потрачены не напрасно.

Сочинение на тему : «Какие нравственные ценности можно считать вечными?»

Тема : «Какие нравственные ценности можно считать вечными?»

В жизни каждого человека существуют какие- либо ценности. Они необходимы для его полноценного развития. Ценности бывают материальные- деньги, книги, животные. Можно выделить и духовные ценности жизни, такие как семья, любовь, доброта.

Так какие из ценностей можно считать вечными – духовные или материальные?

Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Если посмотреть вокруг, то можно увидеть либо материальную, либо духовную ценность. В современном мире многие люди считают высшей ценностью деньги.

На мой взгляд, ценности должны быть не только материальными, но и духовными, выражающимися в чувствах. Например, уважение, взаимопонимание, любовь в семье.

Тема семьи затрагивается в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Писатель говорит- «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям». Для него семья дает начало в жизни. Поэтому в его романе все герои объединены по родовому принципу.

В романе Толстого представлены семейства Ростовых, Болконских, Курагиных, Безуховых, Друбецких по- разному. Они отличаются не только своим социальным положением, но и жизненными принципами.

В доме Ростовых царила обстановка любви, доверия, гостеприимства. Все члены семьи чутки, внимательны, близки друг к другу. Всех связывает любовь. В их семье было принято не бояться выражать свои чувства и эмоции: плакать, влюбляться.

Семье Ростовых противопоставлена семья Болконских. У них не принято плакать, и они не любят гостей. Никому из них, кроме, княжны Марьи, не свойственно открытое проявление своих чувств. Во главе семьи старый князь Николай Андреевич Болконский. Он — представитель древней аристократической фамилии, в его характере причудливо сочетаются нравы властного вельможи, перед которым все домашние трепещут. Он занимался образованием своей дочери, чтобы развить в ней главные добродетели, которые, по его мнению, были «деятельность и ум».

Также тема семьи раскрывается в «Тихом Доне» М.А. Шолохова. Если герои в романе Толстого приходят к созданию семьи, то у Шолохова они теряют ее. Падение семьи Мелеховых начинается с нарушения Григорием семейных принципов и ценностей. Он начал встречаться с замужней Аксиньей. Читая эпизод драки Пантелея Прокофьевича с сыном, мы понимаем, что понятия семейной чести «Не срами отца!», единства с земляками «Не пакости соседу!» очень важны для него. Несмотря на то, что Григорий подчиняется отцу, их семья пропадает.

Таким образом, мы приходим к выводу: духовные ценности- это неотъемлемая часть человеческого бытия. Их нужно беречь, ценить и уважать, так как нарушение их может привести к трагедии

В жизни очень важно иметь не только материальные ценности, но и чувства, эмоции, любящих людей рядом

Ценности, которые помешают брать взятки

Протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке в Москве.

Протоиерей Федор Бородин

Я считаю, что в документе – прекрасный список традиционных ценностей. Для нас, христиан, ценности  рождаются из нашей веры и ее питаются.

Но если государство будет воспитывать в гражданах уважение к ним и учить этим ценностям теми способами, какие у него есть, прежде всего, конечно, через школу, то я только за. Поскольку нам очень не хватает всего этого в нашей жизни.

Могу сказать из собственной практики: я пятнадцать лет, с 1992 года, в общеобразовательных школах вел предмет, который сегодня называется основы православной культуры. Так вот, дети с жадностью слушают слова о любой добродетели, о чести, о совести. Как сухая земля влагу они впитывают рассказы о благородных поступках тех, кто жил на нашей земле раньше. Все вот это формирует человека.


Причем, если человек стремится к добру, а в семье ему все эти вещи не объясняют, не говорят о тех базовых нравственных принципах, о которых идет речь в документе, то слышанное в школе поможет вести себя иначе, чем родители.

Важно преодолеть сложившуюся ситуацию, в которой школа давно устранилась от воспитания, оставив только преподавание. Школа, конечно, должна воспитывать

И в школе, и в институте обязательно должен быть кодекс поведения, разграничение допустимых и не допустимых вещей.

Помню, когда я поступил в семинарию в 1988 году. Наш поток был первым, когда набрали сразу четыре класса,  до этого набирали один или два. И вот как-то я разговаривал со студентом академии и услышал от него: «Нам с вами стало тяжело. Когда в свое время пришли учиться мы, общая атмосфера переваривала нас, мы учились, как можно себя вести, как нельзя. Вас так много, часто ведете себя неправильно и не чувствуете, как это диссонирует с нашими традициями». Но все-таки потом эти самые традиции победили и нас.

Так что, повторяю, учебное заведение должно воспитывать человека. Это можно делать на основе преподавания литературы, отечественной истории. Хотя бывает так, что и преподаватели негуманитарных предметов – математики, физики, химии — тоже становятся нравственными идеалами для детей – по тому как он себя ведет и его поведение соответствует кодексу, который декларируется в школе. Такой преподаватель навсегда может остаться старшим другом, учителем жизни для взрослеющего ребенка.

Сейчас мы столкнулись с тем, что базовыми ценностями нашего общества, к сожалению, становятся потребление, нажива, развлечения, расслабление и прочие вещи, которые разрушают страну и душу человека. Этому, конечно, надо противостоять.

Если список ценностей, перечисленных в документе, будет работать в нашем обществе, нам всем намного легче будет жить. В документе говорится о долге перед Отечеством, перед ближними. Я бы расширил это понятие и ввел туда принцип служения, потому что в России этот принцип, особенно для государевых людей – единственный принцип, который может заставить человека внутренне противостоять искушению брать взятки или использовать свое служебное положение как личный ресурс.

Нравственное развитие личности

Система ценностей отражает индивидуальность человека, но вначале жизненного пути (первые годы после рождения) человек усваивает чью-то систему ценностей (родители, педагоги). Постепенно формируется одно из возможных отношений к ней:

  • активное (полное принятие и поддержание);
  • противодействующее (внутреннее и внешнее противоречие предложенной системе);
  • конформное (условное внешнее принятие с внутренним отрицанием);
  • полностью равнодушное;
  • отрицающее (критика системы, отрицание, попытки изменить ее).

Первый серьезный слом устоявшейся системы ценностей приходится на подростковый возраст. Тогда же наступает пик развития нравственного сознания. Однако его формирование начинается еще раньше.

Американский психолог Лоуренс Кольберг разработал теорию морального развития личности. Автор выделил три стадии развития нравственного сознания. Каждая из стадий имеет два подэтапа:

  1. Доконвенциональный. Первый этап – ориентация на наказание и послушание (как мне избежать наказания?). Второй этап – гедонистическая ориентация (какая мне от этого польза?).
  2. Конвенциональный. Первый этап – ориентация на ценности значимой группы (модель хорошего ребенка, послушного гражданина). Второй этап – установка на поддержание установленного порядка, правил, справедливости (следование правилам и законам).
  3. Постконвенциональный. Первый этап – представление о морали как о продукте социального договора. Второй этап – собственные этические принципы, жизнь по совести. Законы воспринимаются как гибкий механизм, но жизнь, свобода и справедливость ценится больше.

Согласно теории Кольберга, большинство людей достигают второго этапа второй стадии и останавливаются на этом. В целом же уровень развития нравственного сознания зависит от уровня интеллекта и общего развития личности.

Переход на новый уровень или этап происходит за счет развития эмпатии и когнитивных навыков. Новый этап сохраняет все, что было усвоено на предыдущих. Нельзя перескочить какой-либо этап, но задержаться на одном из этапов или спуститься вниз можно. Притом развитие и переходы не зависят от возраста. Кто-то уже в юности может достичь третьего уровня, а кто-то всю жизнь находится на первом.

Моральные нормы и принципы формируются исключительно в процессе социального взаимодействия. Наказание и порицание не являются эффективными методами нравственного воспитания. Воспитать в ребенке ценности можно только личным примером или примерами из книг, фильмов, мультфильмов, игр и т. д. Так же происходит и во взрослой жизни. Изменить систему ценностей, развить нравственное сознание можно в любом возрасте.

Нить во времени

Также стоит отметить, что воззрения могут быть индивидуальными, коллективными, групповыми, общечеловеческими, общенародными. Личные моральные ценности – это то, насколько значим предмет, идея или явление в глазах определенного человека. Здесь все зависит от уровня знаний, вкусов, привычек, склонностей, прочих особенностей личности.

Каждый индивид придает этому аспекту своей жизни большое значение, но и во многом опирается на мнение общества. Следовательно, на принятые группой людей ценности, которые он принимает и разделяет

Для того чтобы коллектив, организация или общество существовали гармонично, у них должно быть то важное, трепетное отношение к которому можно разделить

Люди, у которых акценты и приоритеты расставлены схожим образом, обычно куда лучше находят общий язык. Таким образом, индивиды сплачиваются, нацеленные на схожие цели.

Бездуховность

Можно ли прожить в нашем мире без духовных ценностей, используя всего на все(го) материальную субстанцию? Это возможно, как возможна бездуховная жизнь животных и растений. Недуховный человек отрицает нравственные и моральные категории, руководствуется собственной выгодой. В современном обществе недуховность приняла устрашающие размеры и может привести к утрате общечеловеческих ценностей.

Современные хлеб информации навязывают обществу приоритет потребления материальных вещей над духовными ценностями, утрату нравственных ориентиров. Предки не имеют времени воспитывать своих детей, так как находятся не покладая (не покладаючи) рук на работе. Дети черпают информацию из СМИ и соцсетей, идеже ведется пропаганда преимущества материального потребительства.

Рекламодатели тратят огромные средства денег, чтобы убедить людей приобрести их товар и вместе с ним красные дни. То есть, счастливым современный человек может стать только потом приобретения товара высокого качества. Замена духовных ценностей  материальными — отличительная сторона нашего времени.


Бороться с бездуховностью можно только с помощью просветительской работы. Ручательство за формирование правильного мировоззрения у детей должна нести школа. Религиозные учреждения равно как вносят свой вклад в развитие духовности у населения, и только совместная действие школы и религиозных центров могут сдвинуть ситуацию с мертвой точки.

Сочинение ЕГЭ: Проблема смысла жизни в тексте Токаревой

(382 слова) Человек на протяжении всей жизни пытается разгадать, в чем ее смысл. Он ищет и ошибается, падает и встает, но все равно находит предназначение, если не сдается и не бросает поиски. Об этой сложной поре пишет В. Токарева, раскрывая проблему поиска смысла жизни.

Главная героиня текста не может определиться, чем хочет заняться в будущем? Что ей нравится? В чем смысл ее бытия? По иронии судьбы, она точно знает, что ее мама, например, не создана для преподавательской деятельности. «Моя мама принесла бы больше пользы, если бы работала в заводской столовой» — говорит она. Женщина ничего не понимала в литературе и читала непонятные лекции, в которых один за другим следовали заумные шаблоны. Но умение критически мыслить и анализировать изменяло героине, когда она бралась за разбор собственной жизни. «Я еще себя не нашла» — отвечает она на все вопросы мамы. Девушке трудно принять, что она — «никто, ничто и звать никак», но смысл жизни и предназначение в ней по-прежнему остаются для нее загадкой. Она ищет, но не находит себя во всем том, что ее окружает.

Автор считает, что данная проблема характерна для эпохи, когда первичные потребности человека удовлетворены: он одет и сыт. Героиня может выбирать свой путь, и многообразие дорог не дает ей быстро определиться. Для ее поколения это норма, и необходимо принять данный факт, если не эмоциями, то хотя бы разумом, ведь человек не виноват в том, что не может найти себя до совершеннолетия.

Я согласен с автором, ведь поиск смысла жизни — индивидуальный процесс, который у каждого из нас протекает по-своему. Необходимо поддержать того, кто ищет себя, а не давить на него.

Такого же мнения придерживается М. Ю. Лермонтов. Его поэма «Мцыри» — тому подтверждение. Главному герою навязали чужой путь, и всю жизнь он провел в плену монастыря, который он считал тюрьмой. Душа звала его в родные места, в свободное плавание. Он сбежал, чтобы найти свой смысл бытия. За три дня странствий он прожил целую жизнь. Несмотря на получение смертельных ран, он был доволен своим побегом, ведь на воле он нашел себя, а в монастыре он бы мучился и прозябал, так и не обретя призвания. Не давление со стороны, а только самостоятельный поиск дает желаем плоды.

Таким образом, смысл жизни — это вопрос, на который каждый из нас должен ответить сам. Только пробы и ошибки могут помочь нам обрести собственный путь, который укажет каждому из нас предназначение в этом мире.

Моральные ценности сочинение

Моральные ценности – это жизненный компас каждого человека. По моему мнению, это те правила и принципы, которые каждый человек для себя выбирает и потом всю жизнь принимает решения, опираясь на них.

Я считаю, что каждый человек имеет свои моральные ценности. Для кого-то это дружба, любовь, семья, страна, взаимопомощь, взаимоподдержка… Для каждого человека есть свои важные в жизни вещи, те, что заставляют его жить и становиться лучше.

У меня тоже есть мои моральные ценности. Первое, что я ценю в жизни больше всего это человеческие отношения – дружеские, родственные. И я также считаю, что люди должны взять эти ценности за основу своей жизни. Что касается дружбы, то для меня это тоже одна из основных нравственных ценностей: если в жизни есть человек, которого я могу считать другом, то это означает, что я всегда постараюсь поддержать этого человека, понять его и никогда не оставить в беде. Ведь настоящий друг в жизни – это немалый клад и надо стараться сохранять настоящую дружбу и оберегать ее от проблем.

Родственные отношения – это тоже святыни. Когда у меня будет моя собственная семья, я буду прилагать все усилия, чтобы в моем семейном кругу царили мир и согласие, благополучие и любовь

Мне кажется, что мир в семье – это залог счастья каждого его члена, каждого человека, который является частичкой этой семьи.

Еще одной важной моральной ценностью, по моему мнению, является ответственность (сочинение). Ответственный человек – это тот человек, который сделав какой-то поступок, остается сознательным, и всегда понимает последствия своих действий

Ответственность – это очень важная черта характера человека. Для меня ответственность заключается в понимании моих обязанностей, в понимании того, что я расту и нахожусь постоянно в обществе, в котором есть свои законы и правила. Что мои действия могут иметь негативное влияние на других людей и всегда важно учитывать тот факт, что вокруг постоянно есть другие люди. Люди должны быть ответственными не только за свои поступки, но и за слова. Известно, что словом можно больше ранить, чем силой. Все люди настолько разные, что и представить себе сложно! У каждого свои убеждения, своя вера, свои взгляды – нельзя оскорблять людей за их отличие от других. Можно выражать свое отношение к поступкам человека, но критиковать человека – это не наше право.

Среди моральных ценностей следует выделить еще одно важное для меня. Это патриотизм. Он подобен к ответственности, но что является важной составляющей в нем, так это любовь к Родине. Надо любить землю, которая дала тебе жизнь и стараться улучшить ее, оберегать ее, чувствовать свою ответственность за ее будущее, а также за то, что происходит вокруг.

Моральные ценности, как на меня, это очень сложная тема. Сюда можно еще добавить одну важную ценность – это человеческая жизнь. Она единственная, уникальная, неповторимая, никто не имеет права забирать у человека жизнь, никто не имеет права вмешиваться в жизнь других людей. Это та ценность, которая выше всех, она дается лишь однажды и каждый человек должен поставить перед собой какую-то цель, задачу, найти себя и свои моральные ориентиры в этой жизни. Потому что без них жизнь будет проходить, как будто в темноте, без указателей и карты.

Ценность труда

Именно через проделанную работу человек может реализовать себя и сделать лучше. Народ цивилизован настолько, сколько он уважает и любит труд

При этом индивид должен чувствовать важность того, чем занимается, приносить пользу себе и другим людям, применяя при этом свои лучшие стороны и творчески реализуясь

Осознание того, что твои таланты и способности применимы к окружающему миру и востребованы, делает личность гармоничной и счастливой.


Общество непрестанно меняется, а вместе с ним становятся другими и те ценности, которыми оно живет. Порой тяжело определиться с тем, что же важнее и первостепенее, приходится разрываться

Каждый человек для себя должен решить, что именно важно для него, расставить приоритеты, тогда проще будет намечать цели и осуществлять шаги к их осуществлению

Некоторые люди разделяют понятия морали и нравственности, но чащи они употребляются как синонимы. Как правило, моралью считается совокупность ценностей, а также соответствующих им форм сознания, поступков, отношений. Разберемся в этом вопросе подробнее.

Духовные понятия

Теперь рассмотрим основные духовные убеждения, принятые в нашем обществе. Хочется сразу сказать, что духовность — сие не только религиозные чувства. В понятие духовного входит всё, как будто не относится к материальному. С этим не согласны религиозные деятели, хотя с точки зрения психологии это именно так.

Духовные категории:

  • благолепие;
  • добро и зло;
  • истина;
  • искусство;
  • творчество;
  • любовь.

Красота — пришествие нематериальное, ее невозможно потрогать. Но в душе красота оставляет незабываемый след, дарит наслаждение и удовольствие. Однако красота в нашем мире проявляется чуть через материальный носитель — тело человека, голос, произведение искусства, балчуг. Ощущение красоты у всех разное, и оно во многом зависит с воспитания и местного менталитета. То, что считается красивым у европейцев, может восприниматься (языко уродливое у азиатов, и наоборот. Поэтому красота — категория весьма относительная.

Добре и зло тоже формируются под влиянием духовных категорий. В разных общественных образованиях сии понятия не совпадают. В российском обществе добрым считается человек, ухитряющийся сострадать другим и протягивающий руку помощи всем нуждающимся. Добрый венец творения не мыслит жизнь ради себя, ему необходимо помогать другим и квартировать их интересами. Принести миру пользу — вот кредо доброты. Целесообразно, зло является полной противоположностью добра.

Истину тоже невозможно потормошить руками и ощутить на вкус/запах. Однако из-за истины погибло куда больше людей, чем от вражды. Поиск истины не дает покоя и современным людям: после сих пор ее не нашли. Истина, как и красота, у всех разная. От случая к случаю истина воспринимается как ложь, а ложь почитают за истину. С каких щей так происходит? На это нет ответа даже у философов.

Бескорыстная тоже относится к духовным категориям. Это именно то чувство, в котором нуждаются повально люди на земле. Любовь встречает новорожденного младенца в лице матери и сопровождает его всю практика. Любовь бывает разной — дружеской, супружеской, родительской, сыновней — а в ее основе всегда лежит альтруизм. Если альтруизм отсутствует в отношениях, о настоящей любви неважный (=маловажный) может быть и речи. Любовь — это всегда сопереживание, честность, уважение и доверие.

Искусство относится к категории духовных ценностей с самого азбука существования людей. Через искусство люди выражают свое отношение к миру, другим людям и обществу в целом. Изящные искусства: музыка — это выражение своих чувств и эмоций через слово, перестановка, пение или изображение. Искусство может быть реалистичным и сюрреалистичным, глядя на каких творческих позициях стоит художник и как воспринимает окружени.

С искусством тесно связано творчество, через которое человек реализуют свои способности и таланты. К творчеству относят памятники выдающимся деятелям, литературу, поэзию, алла прима и музыку. Творческое начало присуще только человеку, поэтому у него имеются духовные потребности самовыражение сверх звук, движение и цвет.

Однако творчество обязательно выражается через материальную субстанцию. (вследствие чтобы приобрести произведение литературного жанра или картину, нужно отдать деньги деньги.

Значение для современного общества

В современном мире происходит модернизация нравственных ценностей, что вызвано изменениями, которые происходят в людях. Большинство людей сейчас ориентировано на достижение успеха и инновации, то есть перемены в обществе. В психологии это назвали социальной эволюцией – реакцией человеческого вида на изменившиеся условия жизни. Современные люди стараются сами определять цели и задачи в жизни, а не поддерживать устоявшиеся традиции и нормы.

Многие современные исследователи отмечают, что Россия находится в состоянии нравственного кризиса: материальные ценности преобладают над духовными, у людей появилась тяга к поиску телесных удовольствий и наслаждений, четко выражена направленность на индивидуализм и эгоизм, пропало четкое представление о целях человеческой жизни.

Со временем Шелер стал постепенно отходить от католической привязки, считавшейся одной из определяющих составляющих нравственности общества тех лет, сосредоточившись на том, что любой кризис в духовном человеческом развитии обусловлен отказом от формировавшихся веками устоев в пользу чего-то нового, требующего построения нравственных идеалов с нуля.

Акцент делался на постепенном развитии потребительства, вытеснявшего все нравственное и духовное, что, в принципе, во многом актуально и для современного общества. Изначально речь шла о стремительной индустриализации как одном из инструментов для личного обогащения и достижения максимального комфорта в повседневной жизни, тогда как сегодня к этой отрасли добавился еще и научно-технический прогресс с его впечатляющими темпами развития, преследующими те же цели.

Роль в России

Эти строки, написанные великим русским классиком, как нельзя более точно отображают глубокое значение нравственности в жизни российского народа. Однако это бесценное качество заснуло на долгие годы, проснувшись только недавно в связи с тем, что правительство начало уделять больше внимания вопросам патриотизма и религии, а в частности — христианским канонам. Именно на православное вероисповедание как одну из ключевых духовных ценностей наряду с патриотизмом и любовью к семье и делается ставка.

Но для того чтобы понять, какова роль духовных ценностей в жизни человека в России сегодня, необходимо оценивать реалии, которые все еще демонстрируют разобщенность, обусловленную стремлением большинства отдельных представителей общества к личному обогащению. Тем не менее русские люди считаются одной из самых духовных наций, поэтому шансы на реабилитацию все-таки есть, и они достаточно велики.


С этим читают