Глава iii. виды нравственных переживаний и нравственный закон

Виды чувств

Высшие чувства

Возникновение этих чувств базируется на удовлетворении или неудовлетворении духовных потребностей. (Низшие чувства связаны с органическими потребностями, такими как сон, еда, вода, комфортная температура и другие).


Высшие чувства тесным образом связаны с общественным характером, социализируя и развивая личность. Проявление и направленность высших чувств индивидуальны для каждого, в зависимости от мировоззрения, внутренних принципов, моральных норм, эстетических оценок.

Благодаря развитию высших чувств человек становится нравственным, ответственным и достойным, может проявить любовь и благодарность.

Моральные чувства

В основе моральных чувств лежит понимание человеком не только личных целей и интересов, но и интересов коллектива, организации, государства, народа. К данному виду чувств относится патриотизм, долг и ответственность перед окружающими людьми, коллективизм.

В том случае, если для индивида успех своей нации вызывает восторг, успехи коллектива радуют не меньше собственных, то у человека на высоком уровне развиты моральные чувства.

Приведем пример такого морального чувства, как чувство долга – выдающиеся подвиги солдат во время войны, которые ценой собственной жизни защищали Родину и проявляли смелость и самоотверженность.

Но не только чувство долга может проявляться в военное время, а еще и в повседневной жизни. К примеру, именно благодаря чувству долга ученик делает домашнюю работу, отказываясь от просмотра мультфильма. Ребенок может пожертвовать игрой с друзьями, ради ухода за больной матерью.

Еще можно выделить такое моральное чувство как совесть, которая напрямую взаимосвязана с самооценкой собственных действий и поведения.

При совершении положительного поступка человек чувствует радость и моральное удовлетворение, он полностью уверен в правильности своего действия. Другой же поступок может вызвать у человека внутренние противоречия и привести к терзаниям совести и моральной дилемме.

Интеллектуальные чувства

Данный вид чувств напрямую связан с познавательной и интеллектуальной активностью личности. Это выражение отношений человека к собственным мыслям, процессу познания и результатам интеллектуального труда.

К интеллектуальным чувствам относят к примеру чувство удивления, при получении неожиданных выводов, сомнения в неоднозначном утверждении, чувство уверенности в своих взглядах и выводах и чувство удовлетворения от проделанной работы.

Эстетические чувства

Данные чувства особенно часто испытывают люди творческой направленности личности, это такие чувства как понимание красоты, любовь к прекрасному.

Так же человек  может испытывать эстетические чувства при созерцании природы, отличающиеся особой глубиной.

Способы развития нравственных качеств

Перейдем от теории к практике и рассмотрим способы, которые могут помочь современному человеку стать более нравственным и сознательным.

Чтение классической литературы

При общении практически всегда заметно, когда человек читает много классики – у него богатый словарный запас, он может лаконично и грамотно выражать свои мысли.

Кроме того, произведения из школьной программы, которые в свое время читались «для галочки», по достижению определенного возраста могут принести совсем другой эффект.

Нам со временем становится понятным, почему герои произведений ведут себя так, а не иначе. Мы возвращаемся в те времена и начинаем вникать в истинное понятие любви, чести и совести.

Классические книги уносят нас от реалий современного мира во времена, когда понятие нравственности было таким же обязательным, как владение иностранным языком в современных компаниях сегодня.

Книги и тренинги

Книги

Казалось бы, в современном обилии литературы и информации по разным темам можно найти все, что нужно. На самом деле не так просто среди низкопробных романов, творений самозваных психологов, астрологов и экстрасенсов найти что-то стоящее.

Если прийти в библиотеку и сделать запрос на книги по развитию нравственных качеств, то, скорее всего, читатель получит несколько экземпляров двадцати или тридцатилетней давности. Такую литературу использовали педагоги во времена, когда не было широкого доступа к интернету.

Среди обилия информации все же можно найти действительно ценные образцы, которые позволяют не только пополнить свой багаж знаний, но и разобраться в себе, осознать имеющиеся проблемы.

Тренинги


То же самое можно сказать и о разнообразных тренингах. Большинство из них ориентировано на среднестатистического потребителя, поэтому занятия проводятся на тему, как удержать мужа, заработать миллион или добиться успеха в жизни.

Все же среди таких мероприятий также возможно найти уроки от опытных специалистов. Они не учат зарабатывать деньги или идти по головам коллег для завоевания новой ступеньки карьерной лестницы – такие специалисты помогут восполнить пробелы в нравственном воспитании.

Действительно опытный специалист может помочь слушателю значительно упростить свою жизнь, благодаря возможности развить нравственные качества.

Психологи и «гуру»

Гуру

В Библии, Коране, книгах других религий существует много информации, которая позволяет стать человеку более нравственным и осознанным.

Если упустить данные о конкретных божествах и ритуалах, а отнестись к данным книгам, как к сборнику ценной информации, то можно извлечь для себя значительную пользу.

Психологи

Современные психологи работают с разными инструментами, которые позволяют решить ту или иную проблему. В основном к специалистам сегодня приходят с желанием разобраться в себе, наладить отношения в семье или с вопросами в области воспитания детей.

Не так часто люди хотят заполнить пробелы в нравственном воспитании, поэтому мало специалистов, которые в этом действительно могут помочь.

В данном случае не так важно, в каком направлении психологии работает специалист – главное, чтобы он был личностью, которая наделена нравственными качествами и может помочь в этом вопросе другому человеку

Возможность бескорыстно помогать

Среди нравственных качеств стоит выделить умение любить других людей и понимать их, уметь сострадать и оказывать искреннюю поддержку. Чтобы развить в себе эти качества, нужно сделать привычку оказание кому-либо посильной помощи.

Что это может быть?

Организация благотворительной уборки территории или участие в уже запланированном мероприятии. Такой опыт поможет не только развить в себе вышеуказанные качества, но и поможет стать ближе к природе, развить умение работать в команде и вместе идти к общему результату.

Помощь детскому дому или интернату. С такими детьми не так просто общаться, но часто только такой опыт может дать возможность взглянуть на свою жизнь со стороны. Таким образом, человек не только делает доброе дело, но и ярко осознает, в каком положении находятся другие люди. Он чувствует сострадание, сочувствие – эти качества также относятся к нравственным.

Помощь приюту для животных или зоопарку. Одним из нравственных качеств также является любовь к природе и понимание ее законов. При оказании помощи братьям нашим меньшим человек развивает ответственность за более слабых и беспомощных, учится безвозмездно отдавать.

Помощь малообеспеченным семьям, пенсионерам, людям без определенного места жительства. В данном случае человек испытывает разные чувства, а также развивает нравственные качества – умение бескорыстно помогать и сопереживать, входить в положение других людей.

Нравственное воспитание – от колыбели до седин

Нравственные качества личности зарождаются и формируются в семье. Как бы ни казалось это уделом дипломированных педагогов, но основы морали всегда задают родители. Так было сотни веков назад, так будет всегда. Первые понятие о морали дает малышу его мама, с улыбкой и легкой строгостью поясняя, что есть хорошо, а что плохо. «Плохо – тянуть за волосы сестричку, говорить грубые слова, или показывать язык, но хорошо благодарить за вкусный обед, поздороваться с кем-то или оказать помощь» – это пример, а их можно привести сотнями. Элементы нравственного воспитания прослеживаются в каждом моменте повседневной жизни. Нравственным образцом для ребенка всегда будет родитель, каким бы он ни был

Именно поэтому так важно дать неокрепшей личности правильный пример для подражания

? Формирование личности – процесс сложный, долгий, требующий внимания терпения от родителей и от образовательных учреждений, а также всего общества. Прививая моральные качества, следует учитывать возраст индивида, его возможность (готовность) принять информацию, понять ее и правильно переработать.

Нравственное воспитание включает:

  1. Формирование чувства нравственности;
  2. Культура личности и культура поведения;
  3. Осознанная связь с обществом;
  4. Создание нравственных понятий (принципов);
  5. Формирование поведенческих норм.

Типы моральных качеств

Существует множество классификаций типов моральных качеств, если их обобщить, получатся следующие категории:

  1. Этические. Нормы, предписывающие то, что считать положительным, а что – негативным.
  2. Нравственные. Правила поведения, основанные на любви к ближнему. Хотя на первый взгляд этические и нравственные нормы не отличаются друг от друга, это не совсем так. Даже у преступных группировок есть своя этика, которая разрешает убивать, воровать и насиловать. Но такие действия не являются нравственными, потому что не содержат в себе любви к ближнему. Также этик может быть много, а нравственность – одна.
  3. Религиозные. Это моральные качества, считающиеся идеальными в определенной религии. Раньше именно они считались основными, а в ряде теократических государств внесены в законодательство и сейчас.
  4. Микрогрупповые. Это нормы, принятые в определенной группе. Они могут как быть тождественными морали, принятой на определенной территории, так и быть независимыми от нее.

Весы – распространенный пример моральных качеств

Важно! Деление это довольно условное. Например, представление о том, что такое любовь к ближнему, отличается у разных людей

Религиозные убеждения также строятся на нравственности.

Нормы морали в современном обществе

Нравственные нормы не устанавливаются на законодательном уровне, потому что для человека, рассуждающего здраво их соблюдение является естественным. В обществе принято осуждать нарушение нравственных норм. В любой социальной группе есть исторически сложившиеся представления о плохом и хорошем, которые обусловлены личными принципами. Так что же такое норма морали и в чём заключается её роль в жизни человека?

Норма морали (нравственные нормы) – правила поведения людей, вытекающие из этических и нравственных принципов. Их соблюдение – это моральная обязанность, а их нарушение – источник моральной повинности. Это важнейшее понятие в философии нравственности.

️Основные ценности и нормы морали сформировались впоследствии различных обстоятельств.

Например, весёлый нрав – это нормально, злобные насмешки – это плохо. Навредить кому-то – это дурно, но защита вашей семьи, даже если придётся причинить кому-то вред, это приемлемо. Опять же, приготовление пищи дома, это естественно, а кормить бездомных людей – высоконравственное деяние. Моральные устои образовались задолго до правовых норм. Первобытный социум возник под их воздействием. Нормы морали содействовали формированию, сбору знаний и последующему прогрессу этого сообщества. Первые законы были основаны на установленных нормах и правилах поведения, в более суровой и конкретной логической форме.

Виды моральных норм

Нравственные нормы создают структуру, которая отличается от других систем регулирования (закон, обычай, этикет). Многие авторы считают, что моральные стандарты превосходят другие нормы, и иногда добавляют им такие качества, как категоризация, резкость, универсальность и единственность. Другие отмечают, что абсолютизация моральных норм и их признание в качестве универсальных и необходимых является началом отклонений, таких как фанатизм.


Со временем устоялась общепринятая классификация норм морали:

• затрагивающие биологическое существование, к примеру, запрет на убийство либо защиту животного мира;

• понимание слова достоинства, в первую очередь осознание понятия чести;

• имеющие отношение к независимости, в том числе личностной свободы;

• касающиеся хранения секретной и личной информации;

• осознание понятий: доверие, правдивость, справедливость, верность;

• миролюбивое разрешение межличностных споров;

• уважение национальных и религиозных традиций.

Таким образом, каждый рождённый современный человек с помощью воспитателей – родителей, учителей, коллег и партнёров в дружбе и личной жизни постепенно усваивает что морально и что аморально. Ритуалы и традиции, обычаи, передаваемые поколениями, повлияли на развитие нравственности.

Показатель нравственной зрелости личности

В быту нравственность является синонимом понятия «высокоморальная личность». Чтобы стать таким, необходимо стать психологически зрелым. Вот некоторые критерии нравственной личности:

  1. Ответственность – способность человека понимать, что его действия имеют и последствия.
  2. Внутренний локус контроля. Нравственно зрелый человек не будет перекладывать ответственность на других людей. Вместо того, чтобы искать виноватых, он будет думать, как решить проблему или исправить совершенные им ошибки.
  3. Адекватная самооценка. Любая нравственная личность трезво оценивает свои сильные и слабые стороны и действует, исходя из них. Первые активно применяет, а вторые компенсирует или пытается исправить. Зрелая личность не будет склоняться и в другую крайность – гиперответственность. Не все от нее зависит, поэтому она четко разграничивает, какие ситуации спровоцированы, а какие получились случайно.
  4. Способность к рефлексии: анализу своего мышления, действий и ситуации, в которую человек попадает. Это позволяет сделать выводы и ввести их в жизнь.
  5. Готовность понести наказание или ощутить на себе неприятные последствия своих действий. Отсутствие желания бегать от проблем, спровоцированных ошибками.
  6. Умение предсказывать последствия своих поступков до того, как они совершены. Например, зависимый от спиртного человек не думает о последствиях своей пьянки. Если бы он всерьез об этом задумался до того, как нальет себе рюмку, у него бы получилось воздержаться.

Таким образом, морально-нравственная зрелость идет рука об руку с личностной зрелостью. Центральное ее понятие – ответственность, которая включает все описанные пункты.

Добрый слон – пример моральности

Важно! Становление высокоморальной личности – процесс долгий, который начинается, еще когда человек является дошкольником. В детских садах используются разные методы для того, чтобы воспитывать толковую личность, которая будет проявлять уважение к себе и другим людям

В школе преподают обществознание, где рассказывают о нравственности.

Учение Смита о морали

Смит начинает книгу с определения и объяснения чувства симпатии, его влияния на отношения между людьми. Сочувствие или симпатия по Смиту — это обозначение способности разделять какие бы то ни было чувствования других людей. Эти чувства характерны для любого, какую бы степень эгоизма мы ни предположили в человеке. Высшая степень нравственного совершенства для Смита — выражать своё сочувствие другим и забывать самого себя, ограничивать насколько возможно личный эгоизм и отдаваться снисходительной симпатии к другим. В то же время он признает, что достижение нравственного идеала исключительно редко из-за человеческой слабости и судить о поступках приходится не по отношению к идеалу, а по отношению к поступкам других людей. Смит подразделяет все страсти (чувства) на несколько типов:

  • страсти, основанные на физическом состоянии организма (голод, боль, сексуальное влечение и др.);
  • страсти, основанные на воображении (любовь, привязанность, хобби и др.);
  • антиобщественные страсти (гнев, злоба, ненависть и др.);
  • общественные страсти (дружба, доброта, сострадание, великодушие, взаимное уважение и др.);
  • эгоистические страсти (страдания или удовольствия в связи с личными успехами или неудачами).

Он показывает, как различается симпатия людей к каждому типу страстей и как это сообразуется с общепринятым приличием.

Морально-нравственные ценности

Морально-нравственные ценности заключаются в признании определенных принципов выше по приоритету какой-либо выгоды или наслаждений. Для некоторых людей такие ценности заключаются в знании и следовании истине, для некоторых в общественном благе, а для некоторых в собственной чести и достоинстве. На самом деле, для многих людей существуют присущие им морально-нравственные ценности, следуя которым они и двигаются по жизни, достигая своих целей. Ведь без таких ценностей, жизнь человека скатывается в простое потребительство ресурсов для удовлетворения своих чувств. Морально-нравственные ценности складываются из психофизической природы, а также влияния культуры общества, в котором живет конкретная личность.

Универсальные морально-нравственные ценности заключаются в следовании духу доброты, бескорыстия, достоинства, честности, праведности и благочестивому образу действий. Сама доброта лежит в основе природе людей, так как мы склонны бескорыстно помогать другим и не склонны беспричинно доставлять другим беспокойства. На совершение зла необходимы причины, а на совершение добрых поступков их не требуется. Морально-нравственные ценности лежат в основе сознания людей, но совершение зла имеет под собой причину сильного влияния стремления наслаждаться материальными объектами или отношением других людей. Именно под влияние желаний совершается зло. Зло также может совершаться исходя из негативного опыта, который накладывает отпечаток лишающий возможности действовать искренне благим образом. Поэтому мы должны нести ответственность за свои поступки таким образом, что не только самим не совершить зло, но и не подтолкнуть на это других.

Универсальные ценности

Универсальными морально-нравственным ценностями будут сострадание, честность, доброта, стремление помочь другим, искренне осознание себя. Руководствуясь желанием сделать лучше нам всегда следует иметь в виду принцип: «faut cultiver son jardin» – возделывать свой сад. Это означает, что первым делом мы должны искать недостатки в себе и создать внутри себя процветающий сад, лишенный сорняков, паразитов, земля в котором плодородна, а деревья щедро плодоносят. Посвящая время собственному совершенству мы получаем возможность учить других наилучшим способом – собственным примером.

Следование духу морально-нравственных принципов, качеств и ценностей приводит к свободе от низшего, материального сознания, которое стремится удовлетворить корыстные желания. Следуя принципам перед нами открывается возможность смотреть на мир не глазами жертвы или охотника, а Человека, который волен распоряжаться своей жизнью в правильном русле, испытывая счастья не от конкретных событий, а от самой жизни в самых разнообразных её проявлениях.

Социально-психологические качества

Ежедневно людям приходится взаимодействовать с социумом, выражая собственные коммуникативные умения и комплекс социально-психологических черт личности.

Понятие «личность» уже само предполагает некоторое качество, поскольку каждый субъект должен вырабатывать самостоятельно в собственной персоне личность. Никто не рождается сразу личностью. На такой процесс формирования воздействует масса обстоятельств и прежде всего, это воспитание, уличная среда, условия существования.

Социально-психологические личностные параметры вырабатываются вследствие влияния взаимодействия с окружающими субъектами, итогом которого является появление сформировавшихся убеждений, социальных требований в отношении себя, социума.


Психологические черты и социальные характеристики образуются при условии наличия коммуникативного взаимодействия с социальными подгруппами. Социальные особенности личности отображают основополагающие ее черты, которые позволяют людям завладевать определенными позициями в социуме.

Социально-психологические параметры в строении личности подразделяют индивидов на три разновидности: атлетики, пикники и астеники.

Люди, относящиеся к первой разновидности, обладают чертами социально энергичной личности, стремящейся пребывать в кругу внимания. Атлетик желает добиться доверия других, занять лидирующее положение в социальной среде. Такие личности довольно экспрессивны.

Люди второй разновидности быстро приспосабливаются к новым условиям. Они выстраивают взаимоотношения с окружающими индивидами в социуме, основанные на возможности свободно высказывать собственные убеждения, интересы, принципы, при этом избегая конфликтных ситуаций.

Люди, относящиеся к последней разновидности, характеризуются малой общительностью. Они интроверты, не стремящиеся обрастать связями, отношениями и новыми знакомствами.

Социально-психологические качества личности обусловливаются:

– содержанием миропонимания человека;

– интересами и потребностями, степенью быстрой переключаемости с одного на иное либо их устойчивостью, незначительным содержанием интересов потребностей либо наоборот;

– уровнем целостности такого мировосприятия и личностных установок;

– степенью осознания собственного предназначения в социальной среде;

– неординарным проявлением комплекса различных качеств.

Таким образом, человеку для благополучной жизнедеятельности следует неизменно вырабатывать социальные черты и психологические качества в собственной личности. Поскольку уровень социально-психологических параметров личности оказывает непосредственное воздействие на результативность деятельности.

Основные моральные качества

Деление качеств на хорошие и плохие является лишь условным. Одна и та же характеристика считается полезной или вредной в зависимости от ситуации. Например, рассудительность может перерастать в нерешительность. Бесконфликтность может перерастать в слабохарактерность. Экономность может казаться скупостью. Гордость перерастает в гордыню. В любом случае есть ряд качеств, считающиеся положительными или отрицательными.

Положительные черты характера

Положительным считается качество, которое помогает человеку жить и приносит пользу людям. Такими высокими, достойными с духовной точки зрения характеристиками считаются:

  1. Решительность. Способность производить резкие перемены в жизни, с готовностью принимая возможные последствия.
  2. Смелость. Качество, с которым человек может делать что-то, несмотря на страх.
  3. Сила воли. Способность противостоять сиюминутным соблазнам в пользу благополучного будущего.
  4. Щедрость. Когда человек легко расстается со своими ресурсами на пользу другому. Хотя щедрость обычно ассоциируется с деньгами, могут быть и другие ресурсы, например, время. Порой последнее ценится близкими даже больше. В общем щедрым можно быть в широком и узком смысле.
  5. Целеустремленность. Особенно позитивным это качество считается, когда человек и его ближайшее окружение стремятся к одинаковым результатам. Тогда он становится лидером, благодаря ему, все члены группы начинают жить лучше. Если целеустремленность сосредоточена исключительно на целях самого человека, она может быть деструктивной, поскольку не учитывает интересов других людей.
  6. Порядочность, честность. Сюда относится отсутствие желания что-то скрывать от своих близких людей, открытость перед ними.
  7. Эмпатичность. Способность чувствовать эмоции другого человека и действовать согласно им.

Все эти позитивные качества могут сыграть злую шутку, как с самим человеком, так и с другими людьми

Поэтому важно сохранять гибкость и адаптироваться под ситуацию

Негативные качества

По аналогии с позитивными качествами негативными считаются те черты личности, которые вредят ей и окружающим. Многие из них – противоположность положительных сторон: транжирство, нерешительность, черствость, лживость и другие. Вот еще некоторые негативные качества:

  1. Неадекватный карьеризм. Тот случай, когда чрезмерная целеустремленность оказывает негативное воздействие на других людей.
  2. Агрессивность. Когда человек не умеет грамотно перенаправлять негативные эмоции, нанося ущерб окружающим.
  3. Безответственность – бездумное совершение поступков, имеющее заведомо негативные последствия.
  4. Паразитирование – когда человек берет ресурсы другого лица, не давая ничего взамен.
  5. Взяточничество.

Воспитание нравственности

Воспитание нравственности – это процесс целенаправленного воздействия на личность, который подразумевает воздействие на сознание поведения и чувства субъекта. В период такого воспитания образовываются нравственные качества субъекта, позволяющие индивиду действовать в рамках общественной морали.

Воспитание нравственности – процесс, который не предполагает перерывов, а только тесное взаимодействие ученика и воспитателя. Воспитывать у ребенка нравственные качества следует на собственном примере. Сформировать нравственную личность довольно сложно, это кропотливый процесс, в котором принимают участие не только учителя и родители, но и общественный институт в целом. При этом всегда предусматриваются возрастные особенности индивида, его готовность к анализу, восприятию и переработки информации. Результатом воспитания нравственности есть развитие целостно нравственной личности, которая будет развиваться совместно с ее чувствами, совестью, привычками и ценностями. Такое воспитание считается трудным и многогранным процессом, обобщающим педагогическое воспитание и влияние социума. Нравственное воспитание подразумевает формирование чувств нравственности, осознанной связи с обществом, культуры поведения, рассмотрение нравственных идеалов и понятий, принципов и поведенческих норм.

Нравственное воспитание совершается в период обучения, в период воспитания в семье, в общественных организациях, и непосредственно включает в себя самосовершенствование личности. Непрерывный процесс по воспитанию нравственности начинается с рождения субъекта и длится всю его жизнь.

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Чувства

Чувства представляют собой особую форму отношения личности к происходящим явлениям действительности, устанавливают соответствие или несоответствие различным потребностям, отличаются устойчивостью проявления.

На основе чувственного восприятия можно определить эмоциональное отношение индивида к различным явлениям, выделить моральные ценности и убеждения, изучить внутренний мир человека.

Чувства и переживания воспринимают и отражают происходящие явления действительности, и затем выражаются во вне. Развитие личности напрямую связанно с чувственным развитием, являясь необходимым условием эмоционального развития.

Совместно с индивидуальным сознанием и воспитательными воздействиями формируются чувственные образы и развиваются индивидуальные личностные особенности.


С этим читают