Головной мозг человека

Масса мозга

Масса человеческого мозга колеблется от 1000 до более чем 2000 граммов, что в среднем составляет приблизительно 2 % массы тела. Мозг мужчин имеет массу в среднем на 100—150 граммов больше, чем мозг женщин. Широко распространено мнение, что от массы мозга зависят умственные способности человека: чем больше масса мозга, тем одарённее человек. Однако очевидно, что это далеко не всегда так. Например, мозг И. С. Тургенева весил 2012 г, а мозг Анатоля Франса — 1017 г. Самый тяжёлый мозг — 2850 г — был обнаружен у индивида, который страдал эпилепсией и идиотией. Мозг его в функциональном отношении был неполноценным. Поэтому прямой зависимости между массой мозга и умственными способностями отдельного индивида нет.

Однако на больших выборках в многочисленных исследованиях обнаруживается положительная корреляция между массой мозга и умственными способностями, а также между массой определённых отделов мозга и различными показателями когнитивных способностей. Ряд учёных[кто?], однако, предостерегает от использования этих исследований для обоснования вывода о низких умственных способностях некоторых этнических групп (таких как австралийские аборигены), у которых средний размер мозга меньше. Ряд исследований указывает, что размер мозга, почти полностью зависящий от генетических факторов, не может объяснить бо́льшую часть различий в коэффициенте интеллекта. В качестве аргумента, исследователи из Университета Амстердама указывают на существенную разницу в культурном уровне между цивилизацией Месопотамии и Древнего Египта и их сегодняшними потомками на территории Ирана и современного Египта.

Степень развития мозга может быть оценена, в частности, по соотношению массы спинного мозга к головному. Так, у кошек оно — 1:1, у собак — 1:3, у низших обезьян — 1:16, у человека — 1:50. У людей верхнего палеолита мозг был заметно (на 10—12 %) крупнее мозга современного человека — 1:55—1:56.

Развитие головного мозга

Головной мозг человека является частью ЦНС, контролирующей жизнедеятельность организма. Над изучением этого органа трудятся большое количество психологов, медиков и других специалистов, изучающих структуру и связь его целостности с функционированием физиологических систем тела.


Обычные размеры головного мозга составляют 20×20×15 см, при этом он имеет сложное строение, а каждый из отделов включает в себя несколько видов нейронов.

Как уже писалось ране, средний вес человеческого мозга колеблется в пределах 1100-2200 г, но в основном укладывается в диапазон 1100-1500 г, и достигает максимального веса к 27-летнему возрасту, а затем постепенно начинает уменьшаться, теряя в среднем за 1 год на 3г.

Пренатальное развитие

Формирование ЦНС во внутриутробный период жизни ребенка начинается на 3-ей неделе после оплодотворения яйцеклетки. При этом из наружного зародышевого листка сначала развивается нервная пластина, которая со временем изгибается, образуя нервную борозду. Края этой извилины срастаются, создавая нервную трубку плода, из передней части которой образуется головной мозг ребенка. При этом сначала конец трубки делится на 3 отдела или 3 первичных мозговых пузыря. Из первого формируются большие полушария и промежуточный отдел, из второго — средний, а из последнего — мозжечок, мост и продолговатый мозг.

Развитие мозга в пренатальный период происходит параллельно созреванию других структур, причем наиболее древние отделы формируются быстрее и активней, поэтому у здорового новорожденного ребенка, при появлении на свет, полностью функционируют такие безусловные рефлексы, как дыхание, глотание и т. д., а вес этого органа на момент рождения составляет примерно 300-500г.

Натальное состояние

Дальнейшее развитие функций ЦНС продолжается после рождения, и в конце первого года жизни ребенка масса мозга, расположенного в полости мозгового черепа, приблизительно составляет 1000 г. У взрослого человека этот показатель колеблется около цифры в 1300 г. Исходя из этого, становится очевидным, что наибольший темп увеличения происходит в первый год жизни.

К этому времени подкорковые структуры уже практически полностью сформированы, а масса органа растет за счет деления глиальных клеток и увеличения числа ответвлений дендритов, при этом количество нейронов остается прежним, так как они перестают делиться еще во время внутриутробного развития.

В этот период происходит окончательное дозревание проекционных областей, берущих начало от рецепторов органов чувств и моторных проводящих путей, при этом самое большое развитие происходит у структур, отвечающих за регуляцию двигательной системы и активность мозговой деятельности.

Период от 2 до 5 лет

В этот период вес головного мозга увеличивается за счет развития областей, отвечающих за пространственную ориентацию и целенаправленное движение, а также за сложные психологические процессы, такие как мышление, память, и усвоение поступившей информации из окружающего мира.

Период от 5 до 7 лет

В последнюю очередь созревают поля головного мозга человека, отвечающие за способность к обучению и запоминанию

При этом все психические процессы, происходящие в мозгах ребенка (восприятие, внимание, память, мышление и воображение), связаны в первую очередь с развитием речи, которая в свою очередь, формируется под воздействием этих функций

Таким образом, развитие головного мозга происходит в несколько этапов, а сбой формирования одного из уровней, влечет за собой нарушение созревания структур следующего этапа и как результат: умственные и поведенческие отклонения.

Держать мозг в форме

Держать мозг в форме помогают регулярные занятия спортом, способствующие увеличению капилляров. А это в свою очередь обеспечивает максимальное поступление в организм кислорода и глюкозы. Наиболее эффективными считаются упражнения, длительность которых составляет не менее 30 минут в день.

Самым эффективным методом развития мозга считается занятие новой, до этого момента незнакомой деятельностью, а также общение с людьми, превосходящими по интеллекту собеседника. Чем образованнее человек, тем меньше вероятностей для возникновения болезней мозга, ведь умственная активность обуславливает выработку дополнительной ткани, заменяющей пораженную.

Несовершенства мозга

Вы знаете множество доказательств того, что наш мозг действительно потрясающий! Но он также может работать нелогичным, ошибочным и контрпродуктивным образом. Вот еще некоторые интересные факты о мозге человека.

51. Существует 200 известных когнитивных искажений, которые заставляют нас думать и действовать нерационально. 

52. Воспоминания невероятно ненадежны и со временем меняются. Эмоции, мотивация, контекст и частота их использования могут влиять на то, насколько точно вы что-то помните.

53. По оценкам, из тысяч мыслей, с которыми человек сталкивается каждый день, 70% — отрицательные.

54. Думаете, вы контролируете свою жизнь? Не будьте так уверены. 95% ваших решений принимаются в подсознании. 


55. Гематоэнцефалический барьер защищает мозг, предотвращая попадание в него многих посторонних веществ из сосудистой системы.Но многие вещества просачиваются сквозь него. Никотин врывается в мозг всего за 7 секунд. Алкоголь — за 6 минут. 

55. Наш мозг жаждет умственной стимуляции. Некоторые мужчины предпочли бы удар током, чем сидеть тихо в комнате и думать!  

56. Синестезия — это состояние, при котором стимуляция одного органа чувств вызывает восприятие другого чувства. Люди с синестезией могут “вкушать” слова, “нюхать” звуки или воспринимать числа как цвета.Точно неизвестно, почему это происходит. Гипотеза состоит в том, что в мозге таких людей имеется гипер-связь между сенсорными областями.  

57. Синдром Саванта — это состояние, при котором люди с серьезными психическими нарушениями гениальны в какой-то одной области.Наиболее распространенные “области гения”: музыка, искусство, математика, механические или пространственные навыки. 

58. Мозговые клетки нуждаются в постоянном запасе топлива, но им не хватает способности накапливать энергию.К счастью, есть резервная система. Печень расщепляет накопленный жир с образованием кетоновых тел, которые можно использовать в качестве заменителя топлива для мозга. 

Оболочки головного мозга

Головной мозг, как и спинной, покрыт тремя оболочками: мягкой, паутинной и твердой.

Мягкая, или сосудистая, оболочка головного мозга (лат. pia mater encephali) непосредственно прилегает к веществу мозга, заходит во все борозды, покрывает все извилины. Состоит она из рыхлой соединительной ткани, в которой разветвляются многочисленные сосуды, питающие мозг. От сосудистой оболочки отходят тоненькие отростки соединительной ткани, которые углубляются в массу мозга.

Паутинная оболочка головного мозга (лат. arachnoidea encephali) — тоненькая, полупрозрачная, не имеет сосудов. Она плотно прилегает к извилинам мозга, но не заходит в борозды, вследствие чего между сосудистой и паутинной оболочками образуются подпаутинные цистерны, наполненные спинномозговой жидкостью, за счет которой и происходит питание паутинной оболочки. Самая большая, мозжечково-продолговатая цистерна, размещена сзади четвёртого желудочка, в неё открывается срединное отверстие четвёртого желудочка; цистерна боковой ямки лежит в боковой борозде большого мозга; межножковая — между ножками мозга; цистерна перекресток — в месте зрительной хиазмы (перекресток).

Твёрдая оболочка головного мозга (лат. dura mater encephali) — это надкостницы для внутренней мозговой поверхности костей черепа. В этой оболочке наблюдается наивысшая концентрация болевых рецепторов в организме человека, в то время как в самом мозге болевые рецепторы отсутствуют (см. Головная боль).

Твердая мозговая оболочка построена из плотной соединительной ткани, выстланной изнутри плоскими увлажненными клетками, плотно срастается с костями черепа в области его внутренней основы. Между твердой и паутинной оболочками находится субдуральное пространство, заполненное серозной жидкостью.

Зависимость веса мозга и уровня интеллекта

Не зная результатов научных исследований, можно сделать простой вывод о зависимости массы головного и его умственных способностей. Мол, если человек глупый, то и «мозгов» у него мало. И наоборот, умных людей нередко называют «мозговитыми», хотя размерами головы они ничем не отличаются от окружающих.

Однако исследования ученых вас поразят. Самый большой мозг, массу которого удалось измерить, принадлежал слабоумному человеку. Ученые удивились, узнав, сколько он весит после смерти пациента: почти 3 кг! У гениальных или просто умных людей мозг весил ни больше и не меньше остальных. К тому же, как говорилось выше, вес мозга у человека постепенно снижается после 27 лет. Взвешивают же мозг после смерти человека, то есть, как правило, в пожилом возрасте.

Объяснить эти различия в весе «мозгов» поможет знание структуры этого органа. На умственные способности влияет серое вещество головного мозга, которое представляет собой густую сеть нервных клеток. Неизвестно, сколько их абсолютно точно, но счет идет на миллиарды. У умных людей этих клеток больше, чем у остальных, но на массу мозга они влияют не сильно. А вот слабоумие и характеризуются увеличением толщины коры мозга, которая и дает значительный прирост массы.

От чего зависит размер

Существует распространенный миф о том, что объем мозга человека отражается на его умственных способностях. Но природа живых организмов оказалась несколько сложнее. Многочисленные эксперименты давно опровергли эту гипотезу, доказав, что важен не столько размер мозга, сколько его соотношение с размерами тела.

Важным фактором также является отношение головного и спинного мозга. У людей оно составляет 1:50. Для сравнения, у кошки этот показатель равен 1:1, у обезьян — 1:16. Ученые убеждены, что на размер мозга влияет набор навыков, которыми разные виды обладают. Он также связан с большим или меньшим развитием определенных отделов, регулирующих конкретные функции в теле. Например, у птиц больше развита часть мозга, которая отвечает за зрение и равновесие.

Для нормального существования достаточно иметь мозг средних размеров. На интеллектуальное развитие это не повлияет. Слишком большие или маленькие величины могут свидетельствовать о нарушениях. Замечено, что объем мозга человека, больного аутизмом, может быть таким же, что и у здорового, но при этом он будет гипертрофирован и развит несимметрично. Болезнь Альцгеймера быстрее развивается у людей, чей мозг меньше среднего размера.

Развитие головного мозга

Пренатальное развитие

Развитие, происходящее в период до рождения, внутриутробное развитие плода. В пренатальный период происходит интенсивное физиологическое развитие мозга, его сенсорных и эффекторных систем.

Натальное состояние

Дифференциация систем коры головного мозга происходит постепенно, что приводит к неравномерному созреванию отдельных структур мозга.

При рождении у ребенка практически сформированы подкорковые образования и близки к конечной стадии созревания проекционные области мозга, в которых заканчиваются нервные связи, идущие от рецепторов разных органов чувств (анализаторных систем), и берут начало моторные проводящие пути.

Указанные области выступают конгломератом всех трех блоков мозга. Но среди них наибольшего уровня созревания достигают структуры блока регуляции активности мозга (первого блока мозга). Во втором (блоке приема, переработки и хранения информации) и третьем (блоке программирования, регуляции и контроля деятельности) блоках наиболее зрелыми оказываются только те участки коры, которые относятся к первичным долям, осуществляющим приём приходящей информации (второй блок) и формирующие исходящие двигательные импульсы (3-й блок).

Другие зоны коры головного мозга к моменту рождения ребенка не достигают достаточного уровня зрелости. Об этом свидетельствует небольшой размер входящих в них клеток, малая ширина их верхних слоев, выполняющих ассоциативную функцию, относительно небольшой размер занимаемой ими площади и недостаточная миелинизация их элементов.

Период от 2 до 5 лет

В возрасте от двух до пяти лет происходит созревание вторичных, ассоциативных полей мозга, часть которых (вторичные гностические зоны анализаторных систем) находится во втором и третьем блоке (премоторная область). Эти структуры обеспечивают процессы перцепции и выполнение последовательности действий.

Период от 5 до 7 лет

Следующими созревают третичные (ассоциативные) поля мозга. Сначала развивается заднее ассоциативное поле — теменно-височно-затылочная область, затем, переднее ассоциативное поле — префронтальная область.

Третичные поля занимают наиболее высокое положение в иерархии взаимодействия различных мозговых зон, и здесь осуществляются самые сложные формы переработки информации. Задняя ассоциативная область обеспечивает синтез всей входящей разномодальной информации в надмодальное целостное отражение окружающей субъекта действительности во всей совокупности её связей и взаимоотношений. Передняя ассоциативная область отвечает за произвольную регуляцию сложных форм психической деятельности, включающую выбор необходимой, существенной для этой деятельности информации, формировании на её основе программ деятельности и контроль за правильным их протеканием.

Таким образом, каждый из трёх функциональных блоков мозга достигает полной зрелости в разные сроки и созревание идет в последовательности от первого к третьему блоку. Это путь снизу вверх — от нижележащих образований к вышележащим, от подкорковых структур к первичным полям, от первичных полей к ассоциативным. Повреждение при формировании какого-либо из этих уровней может приводить к отклонениям в созревании следующего в силу отсутствия стимулирующих воздействий от нижележащего поврежденного уровня.

Новорожденный: появляется больше нейронов и связей

В момент рождения ваш мозг имеет около 60 процентов размера, которого будет достигать, когда вы станете взрослым человеком. Ваш мозг начинается с 330 кубических сантиметров, после чего в течение первых трех месяцев после рождения он увеличивается еще на 230 кубических сантиметров. Таким образом, в течение первых 90 дней жизни он практически удваивается в размерах. После рождения единственный источник миелина (особая субстанция, которая изолирует аксоны вашего мозга, чтобы сигналы могли передвигаться быстрее) находится рядом со спинным мозгом. Этот участок мозга несет ответственность за базовые функции, такие как дыхание, питание и контроль сердечного ритма.

Делаем восхитительную подставку для ног своими руками: мастер-класс

Ferrari 365 GTB “Daytona”: самые крутые дверные ручки авто итальянских фирм

Союз Леннона и Маккартни был удивительным: дело а астрологической совместимости

Функции мозга

И. П. Павлов считал мозг самым свершенным и сложным созданием. Головной мозг совместно с нервной системой являются основополагающими для жизни человека, ведь они обеспечивает жизнедеятельность. Благодаря мозговой функции человек:


• разговаривает;

• слышит звуки;

• видит;

• думает;

• оценивает происходящее;

• принимает решение;

• ощущает предметы;

• двигается.

Способность мозга человека, не до конца понятая, может скрывать такой ресурс, который еще не выявлен. Специфика функций мозга человека напоминает работу компьютера. В функции мозга входит контроль внутренних органов, но он также отвечает за эмоциональное состояние. Человек может логически рассуждать, совершать поступки согласно нравственному и моральному чутью. Благодаря этим функциям человек радуется, смеется, плачет, сопереживает и т.д.

Особенность функций мозга заключается в способности:

• регулировки метаболизма;

• контроля функций ССС;

• контроля эмоционального состояния;

• контроля функций желез внутренней секреции;

• приема, обработка поступившей информации.

У органа две части и развиваются они у разных людей по разному. Левая часть — формирует и ответственна за техническое и логическое мышление. У людей творческой направленности – более развита правая часть.

Кровоснабжение

Функционирование нейронов мозга требует значительных затрат энергии, которую мозг получает через сеть кровоснабжения. Головной мозг снабжается кровью из бассейна трёх крупных артерий — двух внутренних сонных артерий (лат. a. carotis interna) и основной артерии (лат. a. basilaris). В полости черепа внутренняя сонная артерия имеет продолжение в виде передней и средней мозговых артерий (лат. aa. cerebri anterior et media). Основная артерия находится на вентральной поверхности ствола мозга и образована слиянием правой и левой позвоночных артерий. Её ветвями являются задние мозговые артерии. Перечисленные три пары артерий (передняя, средняя, задняя), анастомозируя между собой, образуют артериальный (виллизиев) круг. Для этого передние мозговые артерии соединяются между собой передней соединительной артерией (лат. a. communicans anterior), а между внутренней сонной (или, иногда средней мозговой) и задней мозговыми артериями, с каждой стороны, имеется задняя соединительная артерия (лат. aa.communicans posterior). Отсутствие анастомозов между артериями становится заметным при развитии сосудистой патологии (инсультов), когда из-за отсутствия замкнутого круга кровоснабжения область поражения увеличивается. Кроме того, возможны многочисленные варианты строения (разомкнутый круг, нетипичное деление сосудов с формированием трифуркации и другие). Если активность нейронов в одном из отделов усиливается, увеличивается и кровоснабжение этой области. Регистрировать изменения функциональной активности отдельных участков головного мозга позволяют такие методы неинвазивной нейровизуализации, как функциональная магнитно-резонансная томография и позитрон-эмиссионная томография.

Между кровью и тканями мозга имеется гематоэнцефалический барьер, который обеспечивает избирательную проницаемость веществ, находящихся в сосудистом русле, в церебральную ткань. В некоторых участках мозга этот барьер отсутствует (гипоталамическая область) или отличается от других частей, что связано с наличием специфических рецепторов и нейроэндокринных образований. Этот барьер защищает мозг от многих видов инфекции. В то же время многие лекарственные препараты, эффективные в других органах, не могут проникнуть в мозг через барьер.

При весе, составляющем около 2 % от общей массы тела, мозг взрослого человека потребляет 15 % объёма циркулирующей крови, используя 50 % глюкозы, вырабатываемой печенью и поступающей в кровь.

Коротко о вехах развития синаптических связей в мозге

Новорожденные:

  • Развиваются автоматические функции, формируется 5 чувств, моторные функции
  • Объём мозга составляет 25% от своего будущего взрослого объёма
  • Имплицитная (бессознательная) память позволяет узнавать мать и членов семьи

От 1 года до 3 лет

  • В это время в мозге формируется до 2 000 000 синапсов каждую секунду
  • В этот период закладывается будущая структура мозга

3 года

  • Объём мозга составляет уже почти 90% от будущего взрослого объёма
  • Развивается эксплицитная (сознательная) память
  • К этому времени уже заложены способности к обучению, социальному взаимодействию и эмоциональному реагированию

От 4 до 10 лет

Мозг ребёнка в этом возрасте более чем в два раза активнее мозга взрослого человека: на функционирование мозга взрослого человека уходит около 20% потребляемого кислорода; на функционирование мозга ребёнка в этом возрасте — до 50%.

8 лет

Начинают формироваться логические способности.

От 11 лет и далее

В этом возрасте начинается процесс вызревания нервных связей: мало используемые связи перестают быть активными, чтобы остались только самые эффективные пути для прохождения нервного импульса. Лобная доля начинает более полно и быстро взаимодействовать с другими областями мозга.

14 лет

В лобной доле начинается процесс образования миелинового слоя, который открывает новые пути для обучения, поскольку по миелинизированным волокнам импульс проводится в 5-10 раз быстрее, чем по немиелинизированным. Почему лобная доля? Потому что эта область мозга отвечает за планирование, решение задач и другую высшую мыслительную деятельность. Оценка рисков, расстановка приоритетов, самооценка и другие задачи в этот период начинают решаться гораздо быстрее, чем раньше.

23 года

Завершается процесс вызревания: к этому времени из головного мозга удалена уже почти половина детских синапсов. Прочие изменения, происходящие в мозге после 20 лет, пока мало изучены.

25 лет

Завершается процесс миелинизации. Мозг полностью созрел. Не в 16 лет, когда в Америке разрешается водить машины; не в 18 лет, когда человек получает право голоса; не в 21 год, когда американские студенты получают право приобретать алкоголь; а ближе к 25, когда в той же Америке молодые люди получают право арендовать автомобиль.

Далее

Мозг всё ещё способен строить новые связи между нейронами, пока происходит процесс обучения. Тем не менее, наиболее пластичен и восприимчив к изменениям мозг в раннем возрасте; созревающий мозг становится более специализированным для совершения более сложных функций, что приводит к затруднённой адаптации к переменам или непредвиденным обстоятельствам. Есть говорящий пример: в течение первого года жизни зоны мозга, отвечающие за дифференциацию звуков, становятся более специализированными — они как бы «настраиваются» на волну того языка, на котором говорит окружение. В это же время мозг начинает терять способность узнавать звуки других языков. Несмотря на то, что мозг в течение жизни не теряет способность к изучению других языков или овладению других навыков, эти связи уже никогда после не смогут настолько легко перестраиваться.

По материалам ECED.

От чего зависит размер мозга

Пока не существует доказательств, что размер головного мозга (ГМ) определяет умственные отклонения или степень гениальности. Самым маленьким ГМ обладают коренные жители Австралии. Этот орган у них значительно меньше, чем у большинства жителей мира. Определяющую роль в размере ГМ играет генетический фактор.

Организм человека полностью завершает цикл формирования примерно к 25 годам. После этого ткани постепенно начинают отмирать. Однако «отмирать» сказано сильно, ведь в действительности едва ли кто-то из людей хотя бы немного может ощутить последствия подобного явления. Даже после 60 многие люди сохраняют хорошую память и способность мыслить. Отмирание тканей ГМ сказывается в первую очередь на памяти, но мыслительные процессы, пускай и могут затормозиться, сохраняют свою активностью благодаря жизненному опыту. Ученые подтверждают многочисленными тестами, что залог развитого интеллекта в регулярном поддержании умственной активности. Поэтому рекомендуется «подпитывать» ГМ следующим образом:

  • регулярно читать книги или информационные статьи;
  • решать головоломки, играть в настольные игры, заниматься интеллектуальными развлечениями;
  • принимать омега-кислоты;
  • положительную роль сыграет отказ от алкоголя, табакокурения;
  • негативно на мозге сказывается потребление наркотических веществ.

Масса мозга

Масса человеческого мозга колеблется от 1000 до более чем 2000 граммов, что в среднем составляет приблизительно 2 % массы тела. Мозг мужчин имеет массу в среднем на 100—150 граммов больше, чем мозг женщин, однако статистической разницы между соотношением размера тела и мозга у взрослых мужчин и женщин не обнаружено. Распространено мнение, что от массы мозга зависят умственные способности человека: чем больше масса мозга, тем одарённее человек. Однако очевидно, что это далеко не всегда так. Например, мозг И. С. Тургенева весил 2012 г, а мозг Анатоля Франса — 1017 г. Самый тяжёлый мозг — 2850 г — был обнаружен у индивида, который страдал эпилепсией и идиотией. Мозг его в функциональном отношении был неполноценным. Поэтому прямой зависимости между массой мозга и умственными способностями отдельного индивида нет.

Однако на больших выборках в многочисленных исследованиях обнаруживается положительная корреляция между массой мозга и умственными способностями, а также между массой определённых отделов мозга и различными показателями когнитивных способностей. Ряд учёных[кто?], однако, предостерегает от использования этих исследований для обоснования вывода о низких умственных способностях некоторых этнических групп (таких как австралийские аборигены), у которых средний размер мозга меньше. Ряд исследований указывает, что размер мозга, почти полностью зависящий от генетических факторов, не может объяснить бо́льшую часть различий в коэффициенте интеллекта. В качестве аргумента, исследователи из Университета Амстердама указывают на существенную разницу в культурном уровне между цивилизациями Месопотамии и Древнего Египта и их сегодняшними потомками на территории Ирака и современного Египта.

Степень развития мозга может быть оценена, в частности, по соотношению массы спинного мозга к головному. Так, у кошек оно — 1:1, у собак — 1:3, у низших обезьян — 1:16, у человека — 1:50. У людей верхнего палеолита мозг был заметно (на 10—12 %) крупнее мозга современного человека — 1:55—1:56.


С этим читают